Дидактический материал к занятиям по этикету "Что должен знать о нравственном поведении ребёнок? "
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Дидактический материал
коррекционно-развивающего обучения
для занятий 5-7 классов
по теме «Этикет»
инструктора по труду
Марковой Оксаны Александровны
Цель презентации:
1. Образовательная: на основании имеющихся у детей знаний о правилах поведения сформировать первичное представление об этикете, зависимости правил поведения от уровня развития общества, его моральных норм и традиций.
2. Развивающая: развить умение учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы из полученной информации.
3. Воспитывающая: показать, что существуют некие общие принципы поведения людей, считающиеся правильными и необходимыми для культурного человека.
Вступительное слово:Сегодня в рамках недели культурного поведения мы познакомимся с вами с понятием «этикет».
Запись определения термина «этикет» — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Вопросы к детям:
Как люди общаются друг с другом? (разговаривают, показывают друг другу какие-то жесты и т.п.)
Провести обсуждение с детьми.
Как мы оцениваем человека, с которым общаемся? (воспитанный или нет, из деревни или из города, иностранец или нет и т.п.)
Провести обсуждение с детьми.
Что позволяет нам сделать эти выводы о человеке, с которым мы можем видеться в первый раз? (то, как он себя ведет; соблюдает или нет правила поведения, принятые в нашем обществе)
Провести обсуждение с детьми.
Важно ли знать правила поведения? (Да. Это позволяет избегать неприятных ситуаций).
Творческие задания:
1. Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?
Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.
2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?
Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.
3. Кто здоровается при встрече первым, если встретились два мальчика?
Ответ: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
4. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
Ответ: Да.
5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Правильно ли он поступил?
Ответ: Нет. Следовало сказать общее «здравствуйте».
6. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?
Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.
7. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?
Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.
8. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?
Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.
9. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?
Ответ: Да.
10. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Но, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат - они.
Заключительная часть:
Представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, с возрастом значительно меняются. В процессе обучения (чтения, бесед, общения по поводу учебных занятий, внеклассной работы) он обогащает представления ребенка о хорошем и плохом, то есть нравственные представления. Большое значение приобретает общение с одноклассниками и старшеклассниками, которое также влияет
на нравственное развитие ребенка.
Иногда именно это общение определяет содержание его
знаний о нравственном и безнравственном поведении.
Список литературы:
1. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1983.
1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы иллюстраций на сайте:dd6deti.ucoz.ru
Цель
презентации:
1. Образовательная: на
основании имеющихся у детей знаний о
правилах поведения сформировать
первичное представление об этикете,
зависимости правил поведения от уровня
развития общества, его моральных норм
и традиций.
2. Развивающая: развить
умение учащихся анализировать, сравнивать
и делать выводы из полученной
информации.
3. Воспитывающая: показать,
что существуют некие общие принципы
поведения людей, считающиеся правильными
и необходимыми для культурного
человека.
Вступительное
слово:Сегодня
в рамках недели культурного поведения
мы познакомимся с вами с понятием
«этикет».
Запись
определения термина «этикет» —
совокупность правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения к людям
(обхождение с окружающими, формы обращения
и приветствий, поведение в общественных
местах, манеры и одежда).
Вопросы
к детям:
Как
люди общаются друг с другом? (разговаривают,
показывают друг другу какие-то жесты и
т.п.)
Провести
обсуждение с детьми.
Как
мы оцениваем человека, с которым общаемся?
(воспитанный или нет, из деревни или из
города, иностранец или нет и т.п.)
Провести
обсуждение с детьми.
Что
позволяет нам сделать эти выводы о
человеке, с которым мы можем видеться
в первый раз? (то, как он себя ведет;
соблюдает или нет правила поведения,
принятые в нашем обществе)
Провести
обсуждение с детьми.
Важно
ли знать правила поведения? (Да. Это
позволяет избегать неприятных
ситуаций).
Творческие
задания:
1.
Кто здоровается при встрече первым,
если встретились младший и
старший?
Ответ: первым
здоровается младший, но руки не подает.
2.
Кто здоровается при встрече первым,
если встретились мальчик и
девочка?
Ответ: первым
здоровается мальчик, но руки не подает.
3.
Кто здоровается при встрече первым,
если встретились два мальчика?
Ответ: первым
здоровается тот, кто лучше воспитан.
4.
Ты идешь с товарищем по улице. Он
поздоровался с незнакомым тебе человеком,
приостановился. Надо ли поздороваться
и тебе?
Ответ: Да.
5.
В школьном коридоре разговаривают
учителя. Среди них ученик увидел своего
классного руководителя и, проходя мимо,
вежливо сказал: «Здравствуйте, Мария
Ивановна». Правильно ли он
поступил?
Ответ: Нет.
Следовало сказать общее «здравствуйте».
6.
Вы с друзьями идете по улице мимо вашего
дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей
в гости. Придя домой, ты застаешь маму
за уборкой. Приходиться извиниться
перед друзьями и попрощаться с ними.
Кто виноват в сложившейся
ситуации?
Ответ: виноват
ты. Прежде чем пригласить гостей, надо
узнать у членов семьи, в первую очередь
у родителей, будет ли это удобно.
7.
Всегда ли нужно пропускать вперед
девочек?
Ответ: нет.
Например, мальчик выходит из автобуса
первым и останавливается рядом, готовый
помочь девочке при выходе.
8. В транспорте
рядом сидят мальчик и девочка. Он – у
окна, она – со стороны прохода. Подошла
женщина с ребенком на руках. Кто должен
уступить место?
Ответ: место
уступает мальчик. А девочка или
пересаживается, или встает и пропускает
маму с малышом.
9. Следует ли благодарить
человека, уступившего вам место в
транспорте?
Ответ: Да.
10.
Кто должен первым закончить разговор
по телефону: кто позвонил или кому
позвонили?
Ответ:
обычно телефонный разговор оканчивает
тот, кто его начал. Но, если вы звоните
старшим, не торопитесь, пусть конец
разговору положат - они.
Заключительная
часть:
Представления
о добре и зле, о том, что такое хорошо и
что такое плохо, с возрастом значительно
меняются. В процессе обучения (чтения,
бесед, общения по поводу учебных занятий,
внеклассной работы) он обогащает
представления ребенка о хорошем и
плохом, то есть нравственные представления.
Большое значениеприобретает общение
с одноклассниками и
старшеклассниками, которое
также влияет
на нравственное
развитие ребенка.
Иногда
именно это общение определяет
содержание его
знаний
о нравственном и безнравственном поведении.
Список
литературы:
1.
Словарь по этике. – М.: Политиздат,
1983.
1. Бушелева Б.В. Поговорим о
воспитанности. – М.: Просвещение,
1988.
Интернет
ресурсы иллюстраций на сайте:dd6deti.ucoz.ru
- Презентация внеклассного занятия: « Цветы из бумаги»
- Тема внеклассного занятия: «Инновационная технология лепки из вареного теста» по художественно-эстетическому направлению
- Тема внеклассного занятия: «Профессия - визажист» по художественно-эстетическому направлению творческого объединения «Рукодельница»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»