Панно "День победы"
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Методическая разработка
«Аппликации из бросового материала — трикотаж»
(для детей среднего и старшего возраста,
для педагогов декоративно — прикладного творчества)
Автор: Маркова Оксана Александровна
инструктор по труду
«Детского дома №6»
Прокопьевск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Содержание обучения………………………………………………………….....5
История аппликации……………………………………………………………...6
Инструменты и материалы……………………………………………………….7
Формы проведения занятий………………………………………………………8
Изготовление панно «День Победы»……………………………………..……..9
Последовательность……………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………………11
Литература……………………………………………………………………….14
Введение
Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования для проведения занятий по теме: «Аппликации из бросового материала — трикотаж».
В предлагаемой разработке педагоги могут ознакомиться с технологией изготовления панно из ненужных вещей на трикотажной, шерстяной основе, а также станет прекрасным подарком или сувениром.
Пояснительная записка
Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все века. Один из нестареющих его видов – аппликация.
Аппликация (от латинского слова — прикладывание) заключается в вырезании, наложение различных форм и закрепление их на другом материале (фоне). Эта техника доступна не только взрослым, но и детям.
Выдумка и терпение – главные подспорье в этом.
Один из разделов тематического плана творческой мастерской «Рукодельница», является раздел «Аппликации из бросового материала — трикотаж».
В предлагаемой работе методической разработке описывается программный блок для среднего и старшего возраста «Аппликации из бросового материала». Изучение данного блока рассчитано на 12 часов. В результате работы, по разделу «Аппликации из бросового материала», на основе знакомства со свойствами трикотажа (натуральная шерсть, синтетический трикотаж) и методами ее обработки, дети, должны получить знания:
· О свойстве трикотажа
· О технике обработки трикотажа, применяемой при выполнении портрета людей и животных (сюжетного изображения)
· О технике обработки трикотажа, применяемой при выполнении декоративного изображения (узор, орнамент)
· О приеме работы нетрадиционным материалом: гель, пена, лак для волос.
Содержание обучения
Воспитанницы должны научиться следующему:
· Выбрать эскиз, смоделировать художественно – выразительную форму.
· Комбинировать аппликацию из бросового трикотажа и технику аппликации из ткани.
· Аккуратно работать с клеем ПВА.
· Придавать объем аппликации с помощью нетрадиционных материалов – гель, пена для волос, силикон.
Общие задачи по теме
Данная методическая разработка, будет полезна каждому начинающему работать в этой технике, как школьнику, так и педагогу. Работа с аппликацией достаточно трудоемка, занятия с аппликацией из бросового материал, лучше проводить с детьми, начиная с 5 класса.
Задачи
· Воспитать художественный вкус.
· Развить творческую активность.
· Научить аккуратно, выполнять работу.
· Использовать опыт педагога декоративно – прикладного творчества и свои способности при создании творческой работы.
· Обучить использовать нетрадиционные материалы при работе с трикотажем.
История аппликации из бросового материала с применением нетрадиционных добавлений (силикон, гель для волос)
Типовых методических разработок, при работе нет и поэтому вся методическая разработка составлена на основе педагогического опыта автора, опыта работы с аппликацией и литературы по данному направлению.
Бросовый материал – так, мы, называем тот материал, который используется нами в декоративно – прикладном творчестве. В основном это трикотаж в изделии, который не распускается из-за «скатывания» нитей и пришел в негодность для носки. Каждый раз, когда создавали работу из трикотажа или шерсти мы отмечали новые для себя процессы работы в обработке:
· уложить на ребро (приложение №1)
· оттянуть (приложение1-3)
· накатать (приложение №2)
Придавать объем аппликации с помощью нетрадиционных материалов: лак для волос, пена для волос.
Трикотаж – материал для рукоделия
В каждом доме найдется трикотажная нить, которая пришла в негодность: варежки, носки, шарфы, кофты, шапочки, косынки и т.д. Кто-то распускает такие вещи, а если изделие после носки и стирки закаталась, то нить нельзя распутать. Что же тогда делать?
Такой трикотаж, мы используем для выполнения своих работ. Главное правильно применить приемы обработки (приложение № 1)
Инструменты и приспособления
Работа достаточно трудоемка. Рабочие место должно быть хорошо освещенным. Ножницы, обязательно должны быть хорошо наточенными стоять в удобной подставке, для того, чтобы их легко можно было взять или положить. Клей ПВА, «Титаник» с тонким носиком у основания. Игла должна находиться в игольнице, чтобы не потерять при работе. Коробочки для готового сырья (нарезанного трикотажа), каждая коробочка подписанная, какой в ней цвет. Обязательно необходим лоскуток ткани, которым можно будет вытирать руки от клея и протереть носик у тюбика клея от избытка клея (клей высыхает у основания, что затрудняет работу). Пена, лак, гель для волос – для придания и фиксации объема трикотажа.
Качество любого изделия зависит от правильно выбранного эскиза подобранного для работы материала (трикотажа). Основные инструменты:
· ножницы – для нарезки ровных, тонких полосок
· пинцет – для наклеивания мелких деталей
· иголка – для прижимания мелких деталей
· линейка – для прижимания
· мел – мыло (обмылок) – для разметки деталей (такое применение очень удобно, очень хорошо можно убрать с основы влажной тканью).
· клей ПВА – для приклеивания, при высыхании становится бесцветным или сливается с основой
· лопатка – для смешивания гели для волос и трикотажа нарезанного
Для работы с гелем требуется небольшая тара, для того чтобы смешивать нарезанный трикотаж с гелем. Шаблоны, лекала и выкройки можно сделать из плотной бумаги. Нужный рисунок переводим на шаблоны и вырезаем, ДВП обтягиваем тканью, желательно однотонной — это будет основой или фоном панно.
Типы, методы и формы проведения занятий
Первое занятие целесообразно организовывать по типу усвоения новых знаний и комбинированные: усвоение навыков и умений, применение знаний, умений, навыков. Заключительное занятие логично будет построить по типу обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Итоговым занятием – выставка. Для успешной деятельности следует использовать следующие методы:
· словесный (рассказ, беседа)
· наглядный (иллюстрации, фотографии, образцы)
· исследовательский (добавление нетрадиционных материалов: лак, пена, гель для волос)
Самая распространенная форма организации познавательной деятельности является практическая работа.
Процессы выполнения работы делятся:
· выбор эскиза;
· подбор материала для работы;
· разметка изображения на основе;
· сборка и закрепление деталей на фоне;
· обрамление в рамку.
Изготовление панно «День Победы»
Материалы и инструменты:
Панно состоит: аппликация на бумаге из бросового материала (трикотаж шерстяной) белого, черного и серого цвета (для контура), оттенки белого, черного цвета.
Для придания объёма, используем нетрадиционные материалы (гель, пена, лак для волос).
Порядок работы:
· выбор эскиза;
· выбор материала для работы: трикотаж белого, черного, серого цвета;
· разметка изображения на основе:
1) ДВП обтянуть материалом (фон — голубой);
2) В натуральную величину сделать рисунок по клеткам, для сложных рисунков, которые трудно построить, используют шаблоны;
· рисунок смазываем клеем ПВА, небольшими участками. Использую обработанный трикотаж, укладываю на цвет (черный на бумаге – черный трикотаж, белый на бумаге – белый трикотаж);
· где нужно показать объем, выкладываем трикотаж, смешанный с гелем для волос. Укладывать, лучше лопаткой на бумагу, совмещая цвет на бумаге, с цветом трикотажа.
Последовательность работы
· Сделать лекало в цвете, в натуральную величину на бумаге.
Наложить на готовую картину лекало и приклеить клеем ПВА. Дать высохнуть клею.
Начать выкладывать шерсть с края, так как будет легче видеть край бумаги. Лучше смотреть, каким способом выкладывать (используем приложение №1, №2).
· Если шерсть будет толстая, то гель для волос лучше не добавлять, а если шерсть нарезана тонко, то смешиваем ее с гелем и, придавая объем, выкладываем по цветовой гамме.
· В моем случаи мне не удалось найти одинаковую фактуру черной и белой шерсти, сначала я выложила черно – белую ленту, а потом красками по батику покрасила белую ленту в красный цвет. Зафиксировала гелием для волос после покраски. Главное – сохранить технологию выкладывания (приложение №1).
· В местах, как каска солдата, изгиб « Георгиевской ленты», рука солдата, сначала силиконом выводим контур. Готовая шерсть укладывается по контуру, и только потом заполняем весь эскиз по цветовой гамме, используя клей ПВА (приложение №3).
Список литературы
1.Популярная художественная Энциклопедия. — М.,1986.
2.Костерин, Н.П. Учебное рисование. – М.,1984.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Содержание обучения………………………………………………………….....5
История аппликации……………………………………………………………...6
Инструменты и материалы……………………………………………………….7
Формы проведения занятий………………………………………………………8
Изготовление панно «День Победы»……………………………………..……..9
Последовательность……………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………………11
Литература……………………………………………………………………….14
Введение
Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования для проведения занятий по теме: «Аппликации из бросового материала - трикотаж».
В предлагаемой разработке педагоги могут ознакомиться с технологией изготовления панно из ненужных вещей на трикотажной, шерстяной основе, а также станет прекрасным подарком или сувениром.
Пояснительная записка
Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все века. Один из нестареющих его видов – аппликация.
Аппликация (от латинского слова - прикладывание) заключается в вырезании, наложение различных форм и закрепление их на другом материале (фоне). Эта техника доступна не только взрослым, но и детям.
Выдумка и терпение – главные подспорье в этом.
Один из разделов тематического плана творческой мастерской «Рукодельница», является раздел «Аппликации из бросового материала - трикотаж».
В предлагаемой работе методической разработке описывается программный блок для среднего и старшего возраста «Аппликации из бросового материала». Изучение данного блока рассчитано на 12 часов. В результате работы, по разделу «Аппликации из бросового материала», на основе знакомства со свойствами трикотажа (натуральная шерсть, синтетический трикотаж) и методами ее обработки, дети, должны получить знания:
-
О свойстве трикотажа
-
О технике обработки трикотажа, применяемой при выполнении портрета людей и животных (сюжетного изображения)
-
О технике обработки трикотажа, применяемой при выполнении декоративного изображения (узор, орнамент)
-
О приеме работы нетрадиционным материалом: гель, пена, лак для волос.
Содержание обучения
Воспитанницы должны научиться следующему:
-
Выбрать эскиз, смоделировать художественно – выразительную форму.
-
Комбинировать аппликацию из бросового трикотажа и технику аппликации из ткани.
-
Аккуратно работать с клеем ПВА.
-
Придавать объем аппликации с помощью нетрадиционных материалов – гель, пена для волос, силикон.
Общие задачи по теме
Данная методическая разработка, будет полезна каждому начинающему работать в этой технике, как школьнику, так и педагогу. Работа с аппликацией достаточно трудоемка, поэтому занятия с аппликацией из бросового материала лучше проводить с детьми, начиная с 5 класса.
Задачи
-
Воспитать художественный вкус.
-
Развить творческую активность.
-
Научить аккуратно, выполнять работу.
-
Использовать опыт педагога декоративно – прикладного творчества и свои способности при создании творческой работы.
-
Обучить использовать нетрадиционные материалы при работе с трикотажем.
История аппликации из бросового материала с применением нетрадиционных добавлений (силикон, гель для волос)
Типовых методических разработок, при работе нет и поэтому вся методическая разработка составлена на основе педагогического опыта автора, опыта работы с аппликацией и литературы по данному направлению.
Бросовый материал – так мы называем тот материал, который используется нами в декоративно – прикладном творчестве. В основном это трикотаж в изделии, который не распускается из-за «скатывания» нитей и пришел в негодность для носки. Каждый раз, когда создавали работу из трикотажа или шерсти мы отмечали новые для себя процессы работы в обработке:
-
уложить на ребро (приложение №1, рисунок № 1)
-
оттянуть (приложение №1, рисунок № 2)
-
накатать (приложение №1, рисунок №3)
Придавать объем аппликации с помощью нетрадиционных материалов: лак для волос, пена для волос.
Трикотаж – материал для рукоделия
В каждом доме найдется трикотажная нить, которая пришла в негодность: варежки, носки, шарфы, кофты, шапочки, косынки и т.д. Кто-то распускает такие вещи, а если изделие после носки и стирки закаталась, то нить нельзя распутать. Что же тогда делать?
Такой трикотаж, мы используем для выполнения своих работ. Главное правильно применить приемы обработки (приложение № 1)
Инструменты и приспособления
Работа достаточно трудоемка. Рабочие место должно быть хорошо освещенным. Ножницы, обязательно должны быть хорошо наточенными стоять в удобной подставке, для того, чтобы их легко можно было взять или положить. Клей ПВА, «Титаник» с тонким носиком у основания. Игла должна находиться в игольнице, чтобы не потерять при работе. Коробочки для готового сырья (нарезанного трикотажа), каждая коробочка подписанная, какой в ней цвет. Обязательно необходим лоскуток ткани, которым можно будет вытирать руки от клея и протереть носик у тюбика клея от избытка клея (клей высыхает у основания, что затрудняет работу). Пена, лак, гель для волос – для придания и фиксации объема трикотажа.
Качество любого изделия зависит от правильно выбранного эскиза подобранного для работы материала (трикотажа). Основные инструменты:
-
ножницы – для нарезки ровных, тонких полосок
-
пинцет – для наклеивания мелких деталей
-
иголка – для прижимания мелких деталей
-
линейка – для прижимания
-
мел – мыло (обмылок) – для разметки деталей (такое применение очень удобно, очень хорошо можно убрать с основы влажной тканью).
-
клей ПВА – для приклеивания, при высыхании становится бесцветным или сливается с основой
-
лопатка – для смешивания гели для волос и трикотажа нарезанного
Для работы с гелем требуется небольшая тара, для того чтобы смешивать нарезанный трикотаж с гелем. Шаблоны, лекала и выкройки можно сделать из плотной бумаги. Нужный рисунок переводим на шаблоны и вырезаем, ДВП обтягиваем тканью, желательно однотонной - это будет основой или фоном панно.
Типы, методы и формы проведения занятий
Первое занятие целесообразно организовывать по типу усвоения новых знаний и комбинированные: усвоение навыков и умений, применение знаний, умений, навыков. Заключительное занятие логично будет построить по типу обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Итоговым занятием – выставка. Для успешной деятельности следует использовать следующие методы:
-
словесный (рассказ, беседа)
-
наглядный (иллюстрации, фотографии, образцы)
-
исследовательский (добавление нетрадиционных материалов: лак, пена, гель для волос)
Самая распространенная форма организации познавательной деятельности является практическая работа.
Процессы выполнения работы делятся:
-
выбор эскиза;
-
подбор материала для работы;
-
разметка изображения на основе;
-
сборка и закрепление деталей на фоне;
-
обрамление в рамку.
Изготовление панно «День Победы»
Материалы и инструменты:
Панно состоит: аппликация на бумаге из бросового материала (трикотаж шерстяной) белого, черного и серого цвета (для контура), оттенки белого, черного цвета.
Для придания объёма, используем нетрадиционные материалы (гель, пена, лак для волос).
Порядок работы:
-
выбор эскиза;
-
выбор материала для работы: трикотаж белого, черного, серого цвета;
-
разметка изображения на основе:
-
ДВП обтянуть материалом (фон - голубой);
-
В натуральную величину сделать рисунок по клеткам, для сложных рисунков, которые трудно построить, используют шаблоны;
-
рисунок смазываем клеем ПВА, небольшими участками. Использую обработанный трикотаж, укладываю на цвет (черный на бумаге – черный трикотаж, белый на бумаге – белый трикотаж);
-
где нужно показать объем, выкладываем трикотаж, смешанный с гелем для волос. Укладывать лучше лопаткой размером 6 см на 1,5 см
Все укладываем на бумагу, совмещая цвет на бумаге, с цветом трикотажа (используем приложение №1, №2).
Последовательность работы
-
Сделать лекало в цвете, в натуральную величину на бумаге.
Наложить на готовую картину лекало и приклеить клеем ПВА. Дать высохнуть клею.
Начать выкладывать шерсть с края, так как будет легче видеть край бумаги. Лучше смотреть, каким способом выкладывать (используем приложение №1, №2).
-
Если шерсть будет толстая, то гель для волос лучше не добавлять, а если шерсть нарезана тонко, то смешиваем ее с гелем и, придавая объем, выкладываем по цветовой гамме.
-
В моем случаи мне не удалось найти одинаковую фактуру черной и белой шерсти, сначала я выложила черно – белую ленту, а потом красками по батику покрасила белую ленту в красный цвет. Зафиксировала гелием для волос после покраски. Главное – сохранить технологию выкладывания (приложение №1).
-
В местах, как каска солдата, изгиб « Георгиевской ленты», рука солдата, сначала силиконом выводим контур. Готовая шерсть укладывается по контуру, и только потом заполняем весь эскиз по цветовой гамме, используя клей ПВА (приложение №3).
- Презентация внеклассного занятия: « Цветы из бумаги»
- Тема внеклассного занятия: «Инновационная технология лепки из вареного теста» по художественно-эстетическому направлению
- Тема внеклассного занятия: «Профессия - визажист» по художественно-эстетическому направлению творческого объединения «Рукодельница»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»