Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Пернатые изобретатели"
Задачи:
1) Познакомить обучающихся с новой группой животных – птицами.
2) Выявить особенности строения, позволяющие этим животным освоить воздушную стихию.
3) Познакомить учащихся с оседлыми, кочующими и перелётными птицами.
4) Познакомить с размножением птиц.
5) Стимулировать повышение познавательных интересов учащихся с помощью ярких наглядных изображений.
«Средняя общеобразовательная школа № 4 города Жирновска»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока
окружающего мира
в 3 классе
«Пернатые изобретатели»
УМК «Школа 2100»
(Учебник: окружающий мир, Вахрушев А.А. Часть 1, 3 класс. )
Разработала
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 города Жирновска
Курбанниязова Наталья Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полету.
Задачи:
1) Познакомить обучающихся с новой группой животных – птицами.
2) Выявить особенности строения, позволяющие этим животным освоить воздушную стихию.
3) Познакомить учащихся с оседлыми, кочующими и перелётными птицами.
4) Познакомить с размножением птиц.
5) Стимулировать повышение познавательных интересов учащихся с помощью ярких наглядных изображений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды с программными материалами и фотографиями птиц, карточки для выполнения заданий (дидактический материал), иллюстрации птиц, маховые перья в конвертах, панно «Павлин».
Ход и содержание урока | |||
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап. Мотивация. |
Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. |
Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. |
|
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. |
Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока детьми. |
Чтобы определиться в теме нашего сегодняшнего урока, мы будем использовать такой приём, как «Зашифрованные слова». — Юля, Ксюша, Настя получите части 3-х ключевых слов нашего урока. Дети, возьмите по одной карточке, объединившись, узнайте своё слово. У вас образовались 3 группы. Назовите их. — Присаживайтесь. Каждая группа занимает своё место (расставляю карточки-названия) По опорным словам определим тему нашего урока. О ком или о чем так можно сказать? Давайте проверим по учебнику.Откройте стр.104 ƾ24. Прочитайте тему урока (хором) Что скажете? Назовите тему нашего урока. Какую цель поставим перед собой? Как это сделаем? Есть предложение: провести научные исследования. Для этого у нас сразу начнут работать 3 научных лаборатории. Наука, изучающая оседлых, кочующих и перелетных птиц называется орнитология. Сейчас у вас появилась возможность побыть орнитологами. |
ПЕРЕЛЁТНЫ, ОСЕДЛЫЕ, КОЧУЮЩИЕ о птицах «Пернатые изобретатели». «Птицы – пернатые изобретатели» Познакомиться с птицами, выяснить их особенности. (Предположения детей) |
Поиск решения (открытие нового знания) |
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. |
Обратимся к науке «История». Что расскажет эта наука по нашей теме? Внимание на экран Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты – эпоху динозавров. О каком изобретении птиц мы можем говорить? Как это изобретение использовал человек? |
Мнения детей: когда появились птицы? Как появились? (Просмотр видео с рептилиями) (Слайд 2, 3) О крыльях. Самолет, вертолет |
Постановка проблемной ситуации. Практическая работа учащихся. |
Цель – сравнение признаков птиц с признаками самолета, выявление признаков, присущих только птицам. |
У меня три модели самолета:
А что можете сказать про птицу? |
Выходят по одному представителю от каждой группы Вывод: Для полета самолет должен быть легким и иметь большие крылья. Для полета тело птицы должно быть легким |
Открытие новых знаний. |
|
Найдите в учебнике с. 104 диалог Лены и Миши. Прочитает его ….. Чем отличаются мнения Лены и Миши о птицах? За ответом обратимся к науке «Физика» С какими новыми для вас физическими терминами столкнулись? |
(Просмотр видео про сову) (Слайд 4) Выталкивающая сила и сила притяжения |
Этап применения изученного. Работа в группах |
Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища. |
Вы сейчас будете исследовать приспособления птиц. стр.104 – в тексте «Все для полета» 1-й абзац читает…, слушаем все – это важно для каждой группы. — Назовите особенности птиц (открываю на доске) Переверните призмы- карточки вперед. Каждая группа прочтите своё задание. Найдите ответ. И определите в группе кто будет рассказывать. На исследование у вас 3 мин. Не забывайте про сигнал готовности. а)Перо; б)Крылья; энергия для полета в)Птица – теплокровное животное) |
Особенности птиц: Ø легкий вес: o кости пустые, полые, легкие, но прочные; o легкий клюв (вместо зубов); Ø Перья – главное изобретение птиц. а)Перья – сложные роговые образования кожи птиц. Состоят из неживого вещества. Имеют сложное строение. На рисунке виден стержень и отходящие от него бородки, бородочки и крючочки, как застёжка-«липучка», поэтому перья такие лёгкие и прочные. Они хорошо сохраняют тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие. Перья образуют равномерный слой, который защищает птиц от вредных воздействий окружающей среды – перегрева, холода, сырости и ветра, препятствуют потере тепла, делают поверхность птицы гладкой, и, когда она находится в полёте, воздух без большого сопротивления обтекает её туловище. Благодаря перьям создаётся подъёмная сила и тяга. С помощью их птица регулирует направление полёта. Это показано на рисунке учебника стр. 104. Вывод: перья – это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать . б)Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают. Но энергии нужно очень много, поэтому птицы много едят… Энергия запасается в жировых отложениях, а жир мало весит, что тоже способствует хорошим лётным качествам. в)Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают. Но энергии нужно очень много, поэтому птицы много едят… Энергия запасается в жировых отложениях, а жир мало весит, что тоже способствует хорошим лётным качествам. |
Физминутка |
Цель – реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала, формирование уверенности в себе. |
Для дальнейшей работы нам тоже нужна энергия. Все встали: Давайте на время превратимся в воробышков: Воробей по лужице, Прыгает и кружится Пёрышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая: Чив-чив-чив! |
Дети читают вслух физминутку и с помощью жестов показывают её. (Слайд 5) |
Презентация материала «Размножение птиц. Воспитание птенцов» |
Цель — повышение качества обучения, развитие познавательного интереса |
А как происходит воспитание птенцов в семье? Весной для птиц начинается горячая пора – сезон размножения. — Что происходит в жизни птиц весной? Самцы ухаживают за самками(Слайд 6,7,8), те вьют уютные гнезда(Слайд 9), откладывают яйца и выводят птенцов (Слайд 10,11). |
|
Закрепление полученных знаний. Игра «Найди своё место»
Итог урока
|
Цель – проверить усвоение материала.
Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части текста.
|
|
Кочующие птицы, это те которые кочуют с одного места в другое, только если на одном месте сложились неблагоприятные условия. Перелетные – те, которые улетают в теплые страны. Оседлые- зимующие птицы Птицы — пернатыеизобретатели. Каждая деталь в строении птицы приспособлена для полета. Её скелет состоит из легких трубчатыхкостей. Вместо зубов -легкий клюв. Полетные __________________ развиты ________________ чем остальные. Главное изобретение птиц – это конечно, перья. Один или два раза в год у птиц наступает период линьки. Оперение крыльев и хвостаслужит для опорына воздух. Для полета нужна энергия. Энергия запасается в виде жировых отложений. Научного. Литературное чтение |
Домашнее задание |
Цель — создать условия для закрепления учебного материала, дать возможность учащимся самим определитьзадание по своему выбору, с использованием дополнительных источников. |
— Какое задание можно выполнить дома? Где еще можно взять информацию? О ком или о чем будет информация? (Слайд 15) — Как можно применять полученные знания? |
Параграф 24, стр. 104-107 Сообщения для любознательных |
Рефлексия |
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.Выполнить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Оцените свою работу. Выберите сигнальный круг по цвету, украсьте хвост павлина. Наш павлин распустил свой хвост, и видно – класс поработал. Спасибо! |
|
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 города Жирновска»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока
окружающего мира
в 3 классе
«Пернатые изобретатели»
УМК «Школа 2100»
(Учебник: окружающий мир, Вахрушев А.А. Часть 1, 3 класс. )
Разработала
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 города Жирновска
Курбанниязова Наталья Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полету.
Задачи:
1) Познакомить обучающихся с новой группой животных – птицами.
2) Выявить особенности строения, позволяющие этим животным освоить воздушную стихию.
3) Познакомить учащихся с оседлыми, кочующими и перелётными птицами.
4) Познакомить с размножением птиц.
5) Стимулировать повышение познавательных интересов учащихся с помощью ярких наглядных изображений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды с программными материалами и фотографиями птиц, карточки для выполнения заданий (дидактический материал), иллюстрации птиц, маховые перья в конвертах, панно «Павлин».
Ход и содержание урока |
|||
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап. Мотивация. |
Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. |
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что оно у вас отличное. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. |
|
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. |
Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока детьми. |
Чтобы определиться в теме нашего сегодняшнего урока, мы будем использовать такой приём, как «Зашифрованные слова». - Юля, Ксюша, Настя получите части 3-х ключевых слов нашего урока. Дети, возьмите по одной карточке, объединившись, узнайте своё слово. У вас образовались 3 группы. Назовите их. - Присаживайтесь. Каждая группа занимает своё место (расставляю карточки-названия) По опорным словам определим тему нашего урока. О ком или о чем так можно сказать? Давайте проверим по учебнику. Откройте стр.104 ƾ24. Прочитайте тему урока (хором) Что скажете? Назовите тему нашего урока. Какую цель поставим перед собой? Как это сделаем? Есть предложение: провести научные исследования. Для этого у нас сразу начнут работать 3 научных лаборатории. Наука, изучающая оседлых, кочующих и перелетных птиц называется орнитология. Сейчас у вас появилась возможность побыть орнитологами. |
ПЕРЕЛЁТНЫ, ОСЕДЛЫЕ, КОЧУЮЩИЕ о птицах «Пернатые изобретатели». «Птицы – пернатые изобретатели» Познакомиться с птицами, выяснить их особенности. (Предположения детей) |
Поиск решения (открытие нового знания) |
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. |
Обратимся к науке «История». Что расскажет эта наука по нашей теме? Внимание на экран Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты – эпоху динозавров. О каком изобретении птиц мы можем говорить? Как это изобретение использовал человек? |
Мнения детей: когда появились птицы? Как появились? (Просмотр видео с рептилиями) (Слайд 2, 3) О крыльях. Самолет, вертолет |
Постановка проблемной ситуации. Практическая работа учащихся. |
Цель – сравнение признаков птиц с признаками самолета, выявление признаков, присущих только птицам. |
У меня три модели самолета:
- Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность предположений.
А что можете сказать про птицу? |
Выходят по одному представителю от каждой группы Вывод: Для полета самолет должен быть легким и иметь большие крылья. Для полета тело птицы должно быть легким |
Открытие новых знаний. |
|
Найдите в учебнике с. 104 диалог Лены и Миши. Прочитает его ….. Чем отличаются мнения Лены и Миши о птицах? За ответом обратимся к науке «Физика» С какими новыми для вас физическими терминами столкнулись? |
(Просмотр видео про сову) (Слайд 4) Выталкивающая сила и сила притяжения |
Этап применения изученного.
Работа в группах |
Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища. |
Вы сейчас будете исследовать приспособления птиц. стр.104 – в тексте «Все для полета» 1-й абзац читает…, слушаем все – это важно для каждой группы. - Назовите особенности птиц (открываю на доске) Переверните призмы- карточки вперед. Каждая группа прочтите своё задание. Найдите ответ. И определите в группе кто будет рассказывать. На исследование у вас 3 мин. Не забывайте про сигнал готовности. а)Перо; б)Крылья; энергия для полета в)Птица – теплокровное животное) |
Особенности птиц:
а) Перья – сложные роговые образования кожи птиц. Состоят из неживого вещества. Имеют сложное строение. На рисунке виден стержень и отходящие от него бородки, бородочки и крючочки, как застёжка-«липучка», поэтому перья такие лёгкие и прочные. Они хорошо сохраняют тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие. Перья образуют равномерный слой, который защищает птиц от вредных воздействий окружающей среды – перегрева, холода, сырости и ветра, препятствуют потере тепла, делают поверхность птицы гладкой, и, когда она находится в полёте, воздух без большого сопротивления обтекает её туловище. Благодаря перьям создаётся подъёмная сила и тяга. С помощью их птица регулирует направление полёта. Это показано на рисунке учебника стр. 104. Вывод: перья – это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать . б)Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают. Но энергии нужно очень много , поэтому птицы много едят.. Энергия запасается в жировых отложениях, а жир мало весит, что тоже способствует хорошим лётным качествам. в) Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают. Но энергии нужно очень много , поэтому птицы много едят.. Энергия запасается в жировых отложениях, а жир мало весит, что тоже способствует хорошим лётным качествам. |
Физминутка
|
Цель – реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала, формирование уверенности в себе. |
Для дальнейшей работы нам тоже нужна энергия. Все встали: Давайте на время превратимся в воробышков: Воробей по лужице, Прыгает и кружится Пёрышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая: Чив-чив-чив! |
Дети читают вслух физминутку и с помощью жестов показывают её. (Слайд 5) |
Презентация материала «Размножение птиц. Воспитание птенцов» |
Цель - повышение качества обучения, развитие познавательного интереса |
А как происходит воспитание птенцов в семье? Весной
для птиц начинается горячая пора –
сезон размножения. - Что происходит в
жизни птиц весной? |
|
Закрепление полученных знаний.
Игра «Найди своё место»Итог урока |
Цель – проверить усвоение материала.Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части текста. Сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. |
Посмотрите на названия ваших групп. Кто-то знает, что они обозначают?- Продолжим исследование?На стр.107 найдите значение данных слов. Дайте определение. Группа «Кочующие» используйте информацию на красной карточке.(фонограмма- хор птиц) (Слайд 13)К нам прилетела стая. Подошли ко мне. Возьмите по картинке (они перевёрнуты). Попробуйте найти каждой птице своё место (12 птиц)Подведем итог. Для этого у вас на столе лежат листочки желтого цвета: слева деформированный текст. Восстановите его, используя слова-помощники справа Задание: «Восстановить текст». (Слайд14) Авторами какого по стилю текста вы стали? Какой школьный предмет напоминает вам об этих терминах. Довольны ли вы своей работой? Полученная информация отвечает цели, которую мы поставили? |
Кочующие птицы, это те которые кочуют с одного места в другое, только если на одном месте сложились неблагоприятные условия. Перелетные – те, которые улетают в теплые страны. Оседлые- зимующие птицы Птицы - пернатые изобретатели. Каждая деталь в строении птицы приспособлена для полета. Её скелет состоит из легких трубчатых костей. Вместо зубов -легкий клюв. Полетные __________________ развиты ________________ чем остальные. Главное изобретение птиц – это конечно, перья. Один или два раза в год у птиц наступает период линьки. Оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух. Для полета нужна энергия. Энергия запасается в виде жировых отложений. Научного. Литературное чтение |
Домашнее задание |
Цель - создать условия для закрепления учебного материала, дать возможность учащимся самим определить задание по своему выбору, с использованием дополнительных источников. |
- Какое задание можно выполнить дома? Где еще можно взять информацию? О ком или о чем будет информация? (Слайд 15) - Как можно применять полученные знания? |
Параграф 24, стр. 104-107 Сообщения для любознательных |
Рефлексия |
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. Выполнить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Оцените свою работу. Выберите сигнальный круг по цвету, украсьте хвост павлина. Наш павлин распустил свой хвост, и видно – класс поработал. Спасибо! |
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО