Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития
Профилактика и коррекция трудностей в обучении русскому языку и чтению;
Мотивация к учению.
Формирование фонематического слуха
у детей с задержкой психического развития.
Штейникова С.Л. учитель-логопед
1 квалификационной категории
МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара
Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт информацию, которая находится вне зрительного поля.
Дети различают три вида звуковых ощущений:
речевые, музыкальные и шумы.
В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, который формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность письменной речи и на умение читать, а также способствует освоению иностранных языков.
Фонематический слух-это способность чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.
В понятие фонематический слух входит:
- умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- умение делить слова на слоги;
- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;
- умение определять место заданного звука в слове.
В 1-ом классе, на первых занятиях мы учимся различать понятия: звук, слог, слово. Слово обозначаем полоской, звук квадратиком. Сначала белым, затем вводится цвет: красный, синий, зелёный. Учимся выделять звук из слова, определяем, какой это звук, определяем его место в слове. Выполняем схему слова, используя полоску и квадратик.
Выполняем звуковой анализ простых слов с помощью цветных квадратиков. Выкладываем квадратики и определяем, сколько звуков в слове, сколько гласных и согласных, проговариваем каждый звук.
Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при составлении слов квадратики заменяем предметами:
- мягкий звук – вата, поролон, пух;
- твёрдый звук – камень, орех, металл.
Теперь дети не только на слух определяют твёрдый это звук или мягкий, но и подключают свои тактильные ощущения.
Из цветной бумаги вырезаем символы:
- синий (молоток, лопата, топор);
- зелёный – листик.
Пишем звуковой диктант. Я называю звук, дети рисуют молоточек или листочек. А самое главное учимся сравнивать твёрдые и мягкие согласные звуки по артикуляции:
- твёрдый согласный звук – язык прямой;
- мягкий согласный звук – спинка языка поднимается к нёбу.
В 1-ом классе стараемся больше писать под диктовку, проговаривая чётко каждый звук в слове. Выполняем звуковой анализ. Рисуем кружочки (синим, зелёным, красным цветом). Сначала разбираем слова, а потом и предложения. Предложение написали, все звуки в словах обозначили цветом.
В 1-ом классе, восполняя пробелы детского сада, использую литературу и наглядность для детей дошкольного возраста, так как фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам жизни ребёнка.
Для развития фонематического слуха выполняем следующие задания:
- делим слова на слоги;
- учимся находить предметы, названия которых звучат похоже;
- учимся находить ошибки в стихах и в рисунках;
- учимся образовывать новые слова, изменяя один звук;
- образовываем слова, добавляя слог;
- выделяем из слова слово;
- звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховых восприятий звуков слова.
При такой работе ученик неоднократно получает попытку уточнить количество и последовательность, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при письменных работах.
- выполняем графические диктанты.
Слово изображаем одной чертой, затем делим слова на слоги и выделяем гласные. Во 2-ом классе при дифференциации гласных, выделяем только нужные нам гласные. Например: при дифференциации «ы-и» выписываем только «ы».
- читаем слоговые таблицы.
По слоговым таблицам можно использовать разные задания:
чтение слогов по горизонтали или по вертикали, выборочное чтение слогов с твёрдыми или мягкими согласными, дополняем слоги до слов и т. д.
-соединяем предметы, названия которых звучат похоже.
Если вначале учились находить предметы, которые отличались только одним звуком: мак-рак, далее учимся соединять предметы, названия которых звучат похоже: лейка-скамейка, чашка- рубашка.
- подскажи словечко.
Подсказываем слово в конце стихотворения, используя картинки.
- закончи слово слогом жи или ши.
При дифференциации парных согласных звуков выполняем следующие задания: закончи слово слогом жи или ши (дифференциация шипящих звуков), отрабатываем правила правописания «жи-ши».
- преобразуй слово, заменив одну букву.
При замене буквы в слове, смысл слова становится совершенно другим:
Тело-дело, кости-гости.
- догадайтесь, какое это слово.
Вставляем пропущенные буквы в слове.
- звонкие и глухие согласные звуки.
При дифференциации согласных звуков используем символику:
звонкий согласный звук – человечек с ушами (уши - мы слышим),
глухой согласный звук (ушей нет - глухо).
Звонкие и глухие согласные звуки сравниваем по артикуляции:
звонкий согласный звук – работают голосовые связки, глухой согласный звук – глухо.
Такого вида работы развивают у детей не только зрительное восприятие, но и слуховое. Задействованные в работе два этих анализатора способствуют более качественному усвоению материала. Опираясь на зрительную память, дети имеют возможность компенсировать недоразвитие фонематических процессов зрительным запоминанием написания слов.
В 3-м классе фонетический разбор слова проводим по схеме.
В 1-м и во 2-м классах на групповых занятиях изучаем общие темы.
С 3-го класса в основном идёт индивидуальная работа с учащимися, так как у всех ошибки разные.
Литература.
Е.В. Колесникова «От звука к букве».
П.Д. Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР».
И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»