Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков.
Мотивация к учению.
Психологические причины трудностей
при формировании учебных навыков.
Штейникова С.Л.
учитель-логопед МОБУ «ООШ №5»,г. Кудымкар
По мнению детских специалистов различного профиля (неврологов, нейропсихологов и др.), существует определённая взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития – с другой.
Выделяют такие показатели психологической незрелости детей:
- слабое речевое развитие;
- недоразвитие мелкой моторики;
- неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил), отсутствие ориентировки на способ действия и слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.
Только около 30% учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур мозга. Значит у большей части (70%) школьников можно ожидать нарушение процессов организации внимания и целенаправленной деятельности, и это объясняет высокую уязвимость факторов концентрации внимания в процессе интеллектуальной и перцептивной деятельности, значимость этих факторов в качестве ведущих причин трудностей на начальных этапах обучения.
Л.С. Цветкова указывает на то, что 85% детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического и коррекционно – педагогического профиля.
Наиболее распространёнными причинами школьной неуспеваемости являются: либо недостаточный уровень психического развития 7 – х детей, к моменту их прихода в школу, либо преждевременное начало их обучения, то есть в том возрасте (5 – 6лет), когда ещё окончательно не сформированы необходимые психические функции.
Нужно всё делать в своё время. Например:
- в 3 – 4 года развиваем звуковую культуру речи, учим проговаривать все звуки чётко;
- в 4 – 5 лет развиваем фонематический слух;
- в 5 – 6 лет работаем над звуковым анализом слов. Только потом учим детей читать.
Когда всё это приходит последовательно и соответственно возрасту, то проблем при обучении чтению нет. Ребёнок научится правильно и грамотно читать, и соответственно у него будет грамотное письмо.
Таким образом, обучение и развитие находятся в единстве, причём обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальный уровень психического развития.
Именно поэтому формирование базисных учебных навыков младших школьников (чтение, письмо, счёт), которое опирается на зрелые психические процессы, не может быть успешным.
Для успешного формирования учебных навыков детей необходим определённый уровень развития высших психических функций.
Психическое развитие детей, начинаясь внутриутробно, определяется эволюционно – генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до 9 – летнего возраста. У каждой высшей психической функции есть свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием детей.
Ещё одна немаловажная причина школьной неуспеваемости – неврологические нарушения у детей, наиболее часто возникающие в процессе родов. Детские неврологи считают, что такие школьные проблемы, как устойчивая неспособность к формированию навыков чтения, письма или счёта, задержка речевого развития, нарушение артикуляции, низкая успеваемость, плохой почерк, рассеянное внимание, забывчивость, неусидчивость, страхи, плаксивость, нарушение зрения и слуха, являются следствием нарушения функционирования и кровообращения коры больших полушарий, лимбической системы и стволовых структур головного мозга, возникших из – за родовой травмы.
Позднее поднесение ребёнка к груди, недолгое кормление или наличие гипертонуса, в результате которого он не ползал, а сразу встал, являются этапами его пути к нынешней недостаточности речи, письма, чтения.
Для успешного психического развития ребёнок в достаточном количестве должен получать необходимые витамины, микроэлементы, аминокислоты.
Школьная неуспеваемость, несформированность навыков письма, чтения и счёта, а также проблемное поведение детей начинаются не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Если у ребёнка обнаружены признаки неврологических или психических нарушений, необходимо обратиться, прежде всего, к таким специалистам, как невролог или нейропсихолог.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
-
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва 1999 г.
-
Бадалян Л.О. Невропатология. Москва 2003 г.
-
Волков Б.С. Психология младшего школьника. Москва 2002 г.
-
Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. Санкт-Петербург 2005 г.
-
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под редакцией Ж.М. Глозман. Москва 2006 г.
-
Сиротюк А.Л. Коррекционно-развивающая программа для детей периода интенсивного роста. Тверь 2007 г.
-
Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. Москва 2003 г.
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»