Конспект урока литературы в 5-м классе по программе «Школа 2100». Тема: Что такое дружба (по главе «План кампании» романа А.Дюма «Три мушкетёра»).
- развивать монологическую речь, умение вести диалог с автором, умение делать выводы на основе комментированного чтения текста;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества, взаимопомощи.
Конспект урока литературы в 5-м классе
по программе «Школа 2100».
Тема: Что такое дружба (по главе «План кампании» романа А.Дюма «Три мушкетёра»).
Цели и задачи:
- проанализировать главу, определить изобразительные средства основной идеи данного отрывка;
- развивать монологическую речь, умение вести диалог с автором, умение делать выводы на основе комментированного чтения текста;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
Выставка книг, электронный толковый словарь русского языка, слайды к произведению, портрет писателя, учебник, карточка для индивидуальной работы, электронная таблица «Функции заголовков», компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Все за одного, один за всех.
А.Дюма.
Учитель.
Здравствуйте, ребята. Приключения – одна из увлекательнейших тем в литературе, и мы продолжаем с вами изучать приключенческий роман А.Дюма «Три мушкетёра».
- Что вы можете сказать о героях приключенческой литературы?
(Живут по законам чести, дружба для них – это святое, и т.д.)
Вот сегодня мы и поговорим с вами о том, что же такое дружба и когда можно назвать человека своим другом?
Антиципация.
- Расскажите мне, что такое дружба, опираясь на собственный опыт.
(Ответы учащихся)
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я выбрала слова Д,Артаньяна «Один за всех и все за одного».
- Как вы понимаете данное выражение?
(Ответы учащихся)
Теперь обратимся к роману. Дома вы читали главу «План кампании». Нет ли слов, значение которых непонятно? (Первый вопрос, который обычно возникает у учащихся, - это о правописании слова кампания. Учащиеся работают с электронным толковым словарём и выясняют значение слов кампания и компания. Затем объясняют смысл названия данной главы). Значение слова проецируется на экран.
- Какова функция данного заголовка?
(Работа с электронной таблицей «Функции заголовков»).
Работа над содержанием. Сопровождается показом слайдов к эпизодам произведения.
- По какому делу Д,Артаньяну нужно в Лондон?
(Ответы учащихся).
- Почему Д,Артаньян решает посвятить в свою тайну де Тревиля?
(Дома учащиеся провели диалог с автором по отрывку из данной главы. «Беседа Д,Артаньяна и де Тревиля»)
(Примерные вопросы автору:
-почему Д,Артаньян решает посвятить в свою тайну де Тревиля?
-почему де Тревиль не разрешает ему это сделать?
-почему де Тревиль предоставляет отпуск Д,Артаньяну и его друзьям, даже не спрашивая о цели их путешествия?
- почему де Тревиль мог быть истинным примером для своих мушкетёров?)
Индивидуальное задание ученику. Карточка с вопросом: Почему роман, центральным героем которого является Д,Артаньян, назван «Три мушкетёра»? Задание выполняется письменно.
Учитель.
Как отнесутся к просьбе Д,Артаньяна его друзья? Уверен ли в них Д,Артаньян?
(Прогнозирование). А могло ли быть как-то по-другому?
Учитель.
Первым, к кому идёт Д,Артаньян, был Арамис.
- Что замечает Д,Артаньян, придя к Арамису?
(Ответы учащихся)
- Знает ли Д,Артаньян о причине такого настроения?
(Ответы учащихся)
- Смог ли Д,Артаньян успокоить своего друга? Как он это сделал?
(Ответы учащихся)
Комментированное чтение отрывка «Беседа Д,Артаньяна с Арамисом».
Создание читательских интерпретаций.
- В чём поклялся Д,Артаньян Арамису?
(Ответы учащихся)
В свою очередь Арамис соглашается ехать с Д,Артаньяном в Лондон.
- Стал ли выяснять Арамис цель путешествия?
(Ответы учащихся)
- С какой целью автор вставляет в эту главу данную сцену?
(Чтобы показать, как поступают настоящие друзья.)
Вывод: Арамис отправляется с Д,Артаньяном только потому, что Д,Артаньян просит его об этом, отбрасывая в сторону все свои проблемы, дела, неприятности.
Учитель.
Сначала Арамис и Д,Артаньян отправляются к Атосу, туда же приходит и Портос.
- Сообщает ли Д,Артаньян цель своего путешествия?
(Ответы учащихся)
(Анализ отрывка на стр. 26 учебника, в котором говорится лишь, что путешествие будет очень опасным. Провести диалог с автором.)
- В чём в данном отрывке Атос послужил примером для Арамиса и Портоса?
- Можем ли мы сказать, что так поступают настоящие друзья?
Вывод: А. Дюма показывает нам, что друзья Д,Артаньяна воспринимают его дело, как собственное.
Решение концептуальной задачи текста.
Учитель.
Вернёмся к эпиграфу урока. Данное выражение А.Дюма стало крылатым. Оно известно многим. Многие ребята используют это выражение в качестве девиза, находясь в лагере, или просто, когда дружат.
- Почему это выражение А.Дюма вкладывает именно в уста Д,Артаньяна?
(Ответы учащихся)
Проверка индивидуального задания.
Вывод: роман назван «Три мушкетёра», и этим А.Дюма ещё раз подчёркивает, какое значение имеют друзья в нашей жизни, какую роль сыграли они в жизни Д,Артаньяна. При всём своём уме и мужестве что совершил бы он без них?
Учитель.
Концептуальный вопрос к тексту.
- Что же такое дружба, с точки зрения А.Дюма?
(Ответы учащихся)
- Почему роман, написанный в середине прошлого века и повествующий о событиях начала XVII века, интересен нам сегодня?
(Дружба, верность, преданность, умение хранить тайны – вечные и непреходящие ценности, поэтому роман актуален и интересен во все времена.)
Творческое задание.
Опишите событие из своей жизни, где вам приходилось ради друга жертвовать своими интересами.
Итоги урока.
Домашнее задание: Познакомиться с эссе Н.Долининой.
Функции заголовков
Заголовок - краткое выражение главной мысли произведения |
Заголовок - намерение автора сразу рассказать читателю, о чём произведение |
Заголовок – вопрос |
Неожиданный заголовок, требующий постановки вопроса |
Заголовки – «приглашение к сопереживанию» |
Заголовок – отношение автора к персонажам |
Заголовок, обозначающий главное действующее лицо, место и время изображаемых событий |
«Честь и достоинство» «Любовь к жизни» «И грянул гром» |
«Приключения Гекльберри Финна» «Песнь о вещем Олеге» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
«А вы могли бы?» |
«Остров сокровищ» «Золотой жук» «Кортик» «Белеет парус одинокий» «Два капитана» «Затерянный мир» «Голова профессора Доуэля» «Портрет» «В дурном обществе» |
«Ты помнишь, в нашей бухте сонной…» «Я в жизни ни разу не был в таверне…» «Почему-то в детстве…» |
|
«Капитаны» «Дети капитана Гранта» «Три мушкетёра» «Механик Салерно» «Парус» «Бородино» «Руслан и Людмила» «Убийство на улице Морг» «Горбун» |
Составитель: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 г. Ноябрьск
Публичко Валентина Алексеевна
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре