Урок "Электрический ток в различных средах" (8 класс)
Алимова Наталья Маратовна
2 категория
Казахстан Северо-Казахстанская область г. Петропавловск
ГУ Средняя школа №5
Физика
«Физика для 12- летних школ» Э. М. Мамбетакунов, Г. А. Шаханова, Ж.К. Жалгасбекова
«Электрический ток в различных средах» 8 класс
Продолжительность урока: 45 мин
Технологии обучения: самостоятельная работа в группах, элементы технологии критического мышления
Цель урока:подготовка к контрольной работе
Алимова Наталья Маратовна
2 категория
Казахстан Северо-Казахстанская область г. Петропавловск
ГУ Средняя школа №5
Физика
«Физика для 12- летних школ» Э. М. Мамбетакунов, Г. А. Шаханова, Ж.К. Жалгасбекова
«Электрический ток в различных средах» 8 класс
Продолжительность урока: 45 мин
Технологии обучения: самостоятельная работа в группах, элементы технологии критического мышления
Обобщающее повторение «Ток в различных средах»
Физика 8 класс (экспериментальный 12-ти летнее образование)
Цель урока: подготовка к контрольной работе
Задачи урока:
Образовательные:
-
систематизировать и углубить знаний
-
научить практически применять знания
Воспитательные
-
воспитывать интерес к познанию нового
-
формировать чувство взаимопомощи
-
воспитывать культуру поведения
Развивающие
-
развивать коммуникативные свойства: умение работать в коллективе
-
развивать речь, логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи
Тип урока: урок повторения и коррекции знаний.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал.
Методы обучения: самостоятельная работа учащихся, словесно-наглядный (презентация), словесно-наглядно-практический (заполнение таблицы).
Развитие компетенций:
-
самоменеджмент
-
информационная
-
коммуникативная
Активные формы обучения:
-
составление фрейма
-
синквейм
План урока:
-
организационный момент (1-2 мин)
-
актуализация опорных знаний (7-8 мин)
-
решение задач (15 мин)
-
всестороннее закрепление знаний (15 мин)
-
подведение итогов (составление фрейма) (2-3 мин)
-
рефлексия (составление синквейна) (3-4)
Эпиграф к уроку
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
-
Организационный момент.
Слово учителя: сообщение темы, цели и основных задач урока Инструктаж получения оценки за урок (за каждый правильный ответ ученик получает смайлик с улыбкой, за ответ с ошибкой задумчивый смайлик, а за неправильный ответ хмурый смайлик) (слайды 1-2). Каких в итоге смайликов окажется больше, такая и будет оценка.
-
Актуализация опорных знаний.
Работа начинается с небольшой разминки – самостоятельная работа с тестами (слайды 3-13). На работу выделяется (6-7 мин), затем учащиеся производят взаимоконтроль по представленным кодам и считают количество правильных ответов (слайд 14), учитель раздает смайлики в зависимости от количества правильных ответов.
-
Решение задач (слайд 15)
Всем предлагаются задачи одинакового содержания трех уровней сложности:
-
Медный проводник свит из 17 отдельных жил площадью поперечного сечения 1,5 мм2 каждая. Определите силу тока в проводнике, если падение напряжения на нем 4 В, а его длина 100 м (ρ=1,7*10-8 Ом*м).
-
При никелировании изделия на катоде за 30 минут отложится никель массой 18 г. Определите силу тока при электролизе, если молярная масса никеля 58.7*10-3 кг/моль, а валентность равна 2.
-
В кристалл кремния, содержащий примесьгаллия, внедрили с одной стороны фосфор. Покажите на рисунке подсоединение источника тока, при котором образовавшийся p-n-переход будет прямым.
-
Сколько электроэнергии будет израсходовано за 30 мин работы электроплитки, включенной в сеть с напряжением 220 В, если сила тока в сети 5 А?
Решение удобнее провести в виде соревнования (перед этим необходимо рассадить всех учащихся по их интеллектуальным возможностям, чтобы групп из 3-4 человек были равны по силам): кто быстрее решит все 4 задачи поднимает руку и работа останавливается. Затем листы решения задач передаются соседям и проверяются ответы (слайд 16).
Учитель каждому учащемуся за правильный ответ в задаче дает смайлики.
-
Всестороннее закрепление знаний
У каждого учащегося на партах лежит таблица, которую они заполняют в ходе фронтальной работы
Основные характеристики |
Проводники |
||||
Металлические |
Жидкие |
Полупровод |
Газообразные |
Вакуум |
|
|
|
|
|
|
|
2.Основные носители |
|
|
|
|
|
3.Перенос вещества при прохождении тока |
|
|
|
|
|
4.Вольт-амперная характеристика |
|
|
|
|
|
5.Зависимость сопротивления проводника от температуры |
|
|
|
|
|
6.Применение |
|
|
|
|
|
На экране появляются слайды с картинками (ошибочные, портреты ученых, кристаллическая решетка) и вопросами, развивая мысль и логику учащихся дополнительно можно задать следующие вопросы:
I группа вопросов:
-
В ошибка на рисунке? (слайд 18)
-
Что называется электрическим током?
-
Основные условия существования электрического тока.
-
Какие вещества называются проводниками?
-
Назовите фамилии ученых и их вклад в физику (слайд 19)
-
При прохождении электрического тока через проводник, он оказывает ему сопротивление. Объяснить, что это такое и его влияние.
-
Каким образом сопротивление зависит от температуры? (Слайд 20). Какой график соответствует для проводников?
-
Какой график соответствует ВАХ проводников? (слайд 21)
-
Применение проводников (слайд 22)
II группа вопросов.
-
В
чем ошибка на рисунках (слайд 23)? Какие вещества называются полупроводниками? Примеры. -
Какой полупроводник называется собственным? Носители …
-
Что такое электронная проводимость? Носители …
-
Что такое дырочная проводимость? Носители …
-
Что делают для повышения проводимости полупроводников? Каков график зависимости сопротивления от температуры для полупроводников (слайд 24)?
-
Что такое донорная примесь? Что такое акцепторная примесь?
-
Главное свойство p-n-перехода. В чем ошибка на рисунке?(слайд 25)
-
Какова ВАХ полупроводников (слайд 26)?
-
Где используются полупроводники (слайд 27)?
I
II
группа вопросов.
-
В
чем ошибка на этом рисунках (слайд 28)? -
Что называется электролитом? Основные носители …
-
Откуда берутся ионы? Что такое электролитическая диссоциация?
-
Что такое электролиз?
-
Назовите фамилию ученого и его вклад в изучение тока в различных средах (слайд 29)
-
Как рассчитать массу выделившегося вещества?
-
Что такое k? Физический смысл, единицы измерения.
-
Каким образом можно охарактеризовать зависимость сопротивления электролитов от температуры (слайд 30)?
-
Применение электролитов (слайд 31)
IV группа вопросов.
-
Газ в обычных условиях – диэлектрик. Каким образом можно заставить его проводить ток?
-
Какой процесс называется ионизацией (слайд 32). Основные носители тока в газах
-
Какой процесс называется рекомбинацией?
-
Что называется разрядом? Виды разрядов
-
Определите вид разряда (слайд 34)
-
Применение тока в газах (слайд 35)
V группа вопросов. картинка
-
Что за прибор изображен на фотографии (слайд 36)
-
Что такое вакуум?
-
Какие нужны условия, чтобы электрический ток проходил через вакуум?
-
Что такое термоэлектронная эмиссия?
-
Основные носители тока в вакууме.
-
ВАХ прохождения тока в вакууме (слайд 37 )
-
Применение (слайд 38)
В зависимости от ответов учащихся учитель за каждый ответ не забывает раздавать смайлики и напоминать обращать внимание на таблицу.
-
Подведение итогов урока.
Как только завершилось заполнение таблицы, под руководством учителя весь класс переходит к составлению фрейма (слайд 39)
После этого, учащиеся считают каждый свои смайлики и говорят учителю, какую оценку они заработали за урок, учитель выставляет оценки.
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
-
Рефлексия урока.
Одним из наиболее успешных активных методов обучения и рефлексии урока является синквейн. Учащимся предлагается составить синквейн к слову «урок» (имеется в виду прошедший) (работают группами)
(Синквейн
– это не обычное стихотворение, а
стихотворение, написанное в соответствии
с определенными правилами. В каждой
строке задается набор слов, который
необходимо отразить в стихотворении.
1
строка – заголовок, в который выносится
ключевое слово, понятие, тема синквейна,
выраженное в форме существительного.
2
строка – два прилагательных.
3 строка
– три глагола.
4 строка – фраза, несущая
определенный смысл.
5 строка – резюме,
вывод, одно слово, существительное.)
Пример: урок
Разнообразный, плодотворный
Корректирует, систематизирует, контролирует
Получение информации в интересной форме
Знания
Заслушивается синквейн каждой группы.
Слово учителя: на этом наш урок заканчивается, спасибо всем за активную работу.
Литература:
-
«Физика для 12- летних школ» - Э. М. Мамбетакунов, Г. А. Шаханова, Ж.К. Жалгасбекова;
-
Самостоятельные и контрольные работы. Электричество и магнетизм.- 10-11 класс Л.А. Кирик Москва – Харьков.
Приложение 1.
Тесты для актуализации знаний
-
Какими носителями электрических зарядов создается электрический ток в металлах?
А) электронами; B) протонами; C) нейтронами; D) позитронами.
-
Как изменится масса вещества, выделявшегося при электролизе за время t, если ток, протекающий через электролит, увеличить в 4 раза?
А) не изменится; B) увеличится в 2 раза; C) увеличится в 4 раза; D) увеличится в 16 раз;
-
Какими носителями электрического заряда создается ток в растворах электролитов?
А) электронами и положительными ионами; B) положительными и отрицательными ионами; С) положительными, отрицательными ионами и электронами; D) только электронами;
-
Катодные лучи – это поток быстро летящих от катода к аноду …
А) протонов; B) позитронов; С) электронов; D) ионов.
-
При наличии акцепторной связи в полупроводниках увеличивается …
А) число дырок; B) число свободных носителей; С) число свободных протонов; D) число свободных позитронов;
-
Термоэлектронная эмиссия – это …
А) излучение электронов с нагретой поверхности металлов; B) излучение «+» ионов; С) распад атома на электроны и ионы; D) распад ядер атомов;
-
В чем измеряется в СИ электрохимический эквивалент данного вещества?
А) кг*Кл; B) кг/Кл; С) кг*А; D) кг/А;
-
В полупроводнике проводимость обусловлена движением дырок и электронов. Что такое дырка?
А) позитрон; B) протон; С) вакантное место с недостающим электроном; D) положительный ион.
-
Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в газах?
А) электронами; B) положительными и отрицательными ионами; С) позитронами; D) электронами, положительными и отрицательными ионами; Е) не проводят электрический ток.
-
Какой формулой задается закон Фарадея для электролиза?
А) B) C) m=kI Δ T D) m=kIt
Таблица.
Основные характеристики |
Проводники |
||||
Металлические |
Жидкие |
Полупровод |
Газообразные |
Вакуум |
|
|
нет |
||||
2.Основные носители |
Электроны |
Положительные и отрицательные ионы |
Электроны и дырки |
Положительные ионы и электроны |
Любые заряженные частицы (электроны и ионы) |
3.Перенос вещества при прохождении тока |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
4.Вольт-амперная характеристика |
|||||
5.Зависимость сопротивления проводника от температуры |
нет |
нет |
|||
6.Применение |
Фрейм.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
Используемая методика позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес, умение работать в группе.
Конспект урока лучше размещать в отдельном файле, а на странице оставить только краткую информацию об уроке.