Методическая разработка урока русского языка 2 класс
Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукты. 2 класс», «Словарная работа. Город. 2 класс»; школьные орфографические словари; таблицы «Звуковой анализ слова», «Звуки и буквы русского языка»; словари, тетради для правил.
Время реализации занятия: 40 минут.
Название УМК «Гармония» Предмет русский язык Класс 2
Тема урока: словарная работа
Место и роль урока в изучаемой теме : это итоговый урок из раздела «Учимся писать без ошибок» целью которого (раздела) является закрепление умения писать с «окошками» и начать учить решению орфографических проблем с помощью словаря, учить искать в нём слова.
Тип урока: систематизация знаний
Цель урока: определение эффективности разработанных упражнений при работе со словарными словами
Задачи:
- образовательные:
- создание условий для формирование навыка работы со словарными словами
- расширение словарного запаса
- интеграция знаний учащихся
- повышение мотивации к обучению
- формирование познавательного интереса на уроках русского языка с использованием ИКТ
- развитие речи, мышления, воображения, умения самостоятельно работать со словарями
- воспитывать умение сотрудничать, слышать и слушать друг друга, позитивное восприятие компьютера, как инструмента творчества и развития
Этапы урока | Ввремя, мин | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФУУД |
1.0 | 1 мин |
Организационное начало урока Цель: проверить готовность к уроку | слово учителя | Вы проверьте-ка, ребятки, На столе-то все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнем урок, Не теряя время, – в срок. | Подготовка к работе. | Самопроверка | |
1.1 | 1 мин |
Подготовка к восприятию Цель: создать настрой через самоорганизацию | слово учителя |
Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания, чем на подсказку товарища. |
| Самоорганизация |
2.0 | 10 мин |
Введение новых слов Цель: формировать навык самостоятельной работы; развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся, учить работать со справочной литературой, | Языковой анализ | Фронтальная форма | появляется на экране: | Самоосмысление | |||||||||
¾ Что это? ¾ запишите новое слово ¾ Дома стоят на …, имеющих свое название ¾ Мы видим город освещен. Чем именно? ¾ Подземный вид транспорта. ¾ Пассажирский вид транспорта, передвигающийся по рельсам. ¾ Проверим, правильно ли вы обозначили орфограммы в словах ( на экране появляются слова с «окошками») |
¾ Это город. Записывают новое слово с «окошком», делят на слоги, обозначают ударение, выделяют корень (аналогично со всеми словами) ¾ Улица ¾ Фонарями (фонарь) ¾ Метро ¾ Трамвай Проверяют по слайду | ||||||||||||||
Работа в парах |
¾ Пожалуйста, найдите в словарях данные слова, вставьте буквы в «окошки» ¾ Проговорим орфографически каждое слово (слова выставляются на доску) | В словаре находят правильное написание данных слов Проговаривают вместе с учителем орфографически каждое слово | Самоопределение | ||||||||||||
3.0 | 1 мин |
Мотивация учебной деятельности Цель: подготовить учащихся к обобщению материала. | Фронтальная форма | Сегодня у нас заключительный этап работы над блоком слов «Фрукты». Мы проверим уровень усвоения правильного написания словарных слов. | Самоопределение Самоутверждение | ||||||||||
3.1 | 7 мин |
Работа в словарях | Контрольно- оперативный метод | Индивидуальная форма | картинный диктант слайд 1 показывает поочередно картинки | Записывают слова, выделяя «опасные» места зеленым цветом, делят на слоги, обозначают ударение, выделяют корень: абрикос лимон | |||||||||
| Контрольно- оперативный метод | Индивидуальная форма |
Поменяйтесь тетрадями, возьмите в ручки красные ручки |
мандарин апельсин яблоко Меняются тетрадями, проверяют по экрану написание слов, выставляют на полях оценку. | Взаимопроверка Самоосмысление | ||||||||
3.2 | 3 мин |
Физминутка | |||||||||||
3.3 | 15 мин |
Закрепление. Цель: работать над устной монологической речью учащихся, воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету. развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся | объяснительно-иллюстративный, наблюдение | самостоятельная работав индивидуальных словарях |
1. записать слово, выделить корень и слоги, подчеркнуть орфограмму тремя чертами, поставить ударение: 2. рядом записать слово, выделить крупно орфограмму и подчеркнуть её тремя чертами, поставить ударение, обозначить корень и слоги 3. рядом записать слово, выделить крупно орфограмму и подчеркнуть её тремя чертами, поставить ударение, разделить слово на слоги для переноса 4. выполнить звуковой анализ слова |
а б р и к о´с = = А б р И к о´с Аб – рИ — ко´с = = [а] – гл., безуд. а [б] – согл., тв., зв., парн. б [р] – согл., мягк., зв., непарн. р [и] — гл., безуд. и [к] — согл., тв., глух., парн. к [о] — гл., уд. о [с] — согл., тв., глух., парн. с 7 зв. 7 бкв. | Самовыражение. Самоопределение | ||||||
коллективная работа | |||||||||||||
объяснительно-иллюстративный, | Индивидуальная форма |
5. составить сочетания слов: ( по принципу синквейн) какой? какой? что делает? что делает? что делает? 6. подобрать 2 однокоренных слова, в каждом подчеркнуть 3-мя чертами орфограмму, выделить корень Аналогичная работа со всеми словами данного блока | абрикос спелый растет вкусный поспевает продается абрикос абрикосовый абрикосик | Самовыражение. | |||||||||
5.0 | 1 мин |
Итог урока Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся | Слово учителя | — Какие же умения мы сегодня обобщили — Оцените себя. |
Правильно писать словарные слова. | Самоанализ Рефлексия | |||||||
6.0 | 1 мин |
Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слово учителя | – Ребята, я хочу предложить вам составить текст для диктанта, который включает в себя слова данной темы или выполнить рисунки для картинного диктанта, а также закончить работу над словами в индивидуальных словарях. |
| Самовыбор | |||||||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК «Гармония» Предмет русский язык Класс 2
Тема урока: словарная работа
Место и роль урока в изучаемой теме : это итоговый урок из раздела «Учимся писать без ошибок» целью которого (раздела) является закрепление умения писать с «окошками» и начать учить решению орфографических проблем с помощью словаря, учить искать в нём слова.
Тип урока: систематизация знаний
Цель урока: определение эффективности разработанных упражнений при работе со словарными словами
Задачи:
-
образовательные:
-
создание условий для формирование навыка работы со словарными словами
-
расширение словарного запаса
-
интеграция знаний учащихся
-
повышение мотивации к обучению
-
формирование познавательного интереса на уроках русского языка с использованием ИКТ
-
-
развивающие:
-
развитие речи, мышления, воображения, умения самостоятельно работать со словарями
-
-
воспитательные:
-
воспитывать умение сотрудничать, слышать и слушать друг друга, позитивное восприятие компьютера, как инструмента творчества и развития
-
Этапы урока |
Ввремя, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ФУУД |
1.0 |
1 мин |
Организационное начало урока Цель: проверить готовность к уроку |
слово учителя |
|
Вы проверьте-ка,
ребятки, Ну,
тогда начнем урок, |
Подготовка к работе. |
Самопроверка |
1.1 |
1 мин |
Подготовка к восприятию Цель: создать настрой через самоорганизацию |
слово учителя |
|
Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания, чем на подсказку товарища. |
|
Самоорганизация |
2.0 |
10 мин |
Цель: формировать навык самостоятельной работы; развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся, учить работать со справочной литературой, |
Языковой анализ
|
Фронтальная форма |
|
|
Самоосмысление |
|
|||||
|
Записывают новое слово с «окошком», делят на слоги, обозначают ударение, выделяют корень (аналогично со всеми словами)
Проверяют по слайду |
|
|||||||||||
|
|
|
|
Работа в парах |
|
В словаре находят правильное написание данных слов Проговаривают вместе с учителем орфографически каждое слово |
Самоопределение |
||||||
3.0 |
1 мин |
Мотивация учебной деятельности Цель: подготовить учащихся к обобщению материала. |
|
Фронтальная форма |
Сегодня у нас заключительный этап работы над блоком слов «Фрукты». Мы проверим уровень усвоения правильного написания словарных слов. |
|
Самоопределение Самоутверждение
|
||||||
3.1 |
7 мин |
Работа в словарях |
Контрольно- оперативный метод |
Индивидуальная форма |
показывает поочередно картинки
|
Записывают слова, выделяя «опасные» места зеленым цветом, делят на слоги, обозначают ударение, выделяют корень: абрикос
лимон |
|
|
|
Контрольно- оперативный метод |
Индивидуальная форма |
Поменяйтесь тетрадями, возьмите в ручки красные ручки |
мандарин апельсин яблоко Меняются тетрадями, проверяют по экрану написание слов, выставляют на полях оценку. |
Взаимопроверка Самоосмысление |
|
|||
3.2 |
3 мин |
|
|
|
|
|
|
||||
3.3 |
15 мин |
Закрепление.
Цель: работать над устной
монологической речью учащихся,
воспитывать чувство коллективизма,
интерес к предмету. |
объяснительно-иллюстративный, наблюдение |
самостоятельная работав индивидуальных словарях |
|
а б р и к о´с = =
А б р И к о´с
Аб – рИ - ко´с = = [а] – гл., безуд. а [б] – согл., тв., зв., парн. б [р] – согл., мягк., зв., непарн. р [и] - гл., безуд. и [к] - согл., тв., глух., парн. к [о] - гл., уд. о [с] - согл., тв., глух., парн. с 7 зв. 7 бкв. |
Самовыражение. Самоопределение |
||||
коллективная работа |
|||||||||||
|
|
|
объяснительно-иллюстративный, |
Индивидуальная форма |
какой? какой? что делает?что делает?что делает?
Аналогичная работа со всеми словами данного блока |
абрикос спелый растет вкусный поспевает продается абрикос абрикосовый абрикосик
|
Самовыражение. |
||||
5.0 |
1 мин |
Итог урока Цель: провести общий анализ урока и оценить деятельность учащихся |
Слово учителя |
|
- Какие же умения мы сегодня обобщили - Оцените себя. |
Правильно
писать словарные слова. |
Самоанализ Рефлексия |
||||
6.0 |
1 мин |
Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Слово учителя |
|
– Ребята, я хочу предложить вам составить текст для диктанта, который включает в себя слова данной темы или выполнить рисунки для картинного диктанта, а также закончить работу над словами в индивидуальных словарях. |
|
Самовыбор |
Автор: Евдокимова Лариса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Сакмарская СОШ» МО Сакмарский район
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО