Конспект индивидуального занятия по исправлению звукопроизношения с использованием компьютерного тренажёра "Дельфа-130"
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.
учитель-логопед Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Архангельской области Устьянского района п. Октябрьский
Конспект индивидуального занятия по исправлению звукопроизношения в старшей группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа-130»
Пояснительная записка
На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-130» (http://www.delfam.ru/delfa130.html). Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций. Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз. «Дельфа-130» показывает на экране:
− интенсивность голоса (громкость),
− носовой оттенок звучания,
− правильность артикуляции звуков,
− длительность произношения звука, слога, слова, фразы,
− ударение,
− ритм,
− темп и т.д.
Компьютерный тренажёр «Дельфа-130» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений. Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Например, в качестве образца звука можно сохранять лучшие попытки ребёнка, что стимулирует его к собственному индивидуальному достижению.
Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.
Тема занятия: «День рождения Дюймовочки»
Цель: автоматизация звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах.
Задачи:
1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.
Методы и приёмы:
− показ предметных картинок;
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики;
− выполнение дыхательных и голосовых упражнений;
− предъявление речевого образца;
− отражённое и самостоятельное произнесение речевого материала;
− ответы на вопросы;
− игры – упражнения («Узнай звук», «Пальчики здороваются», «Волшебные кнопочки», «Строим дом»);
− игра на координацию речи с движением «1,2,3 – за мною повтори!»;
− дидактическая игра на образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Поможем Дюймовочке»;
Демонстрационный и методический материал:
− картинки – символы, стихотворные комплексы для выполнения артикуляционной гимнастики;
− картинка с изображением Дюймовочки;
− «логопедический» кубик;
− карточки – символы звуков [с], [ш], [з], [ж];
− пособие «Волшебные кнопочки»;
− предметные картинки со звуком [ч];
− «волшебная» палочка;
− предметные картинки «Большой – маленький» (Е.М. Карпова, Е.В. Соловьёва);
− рассказ − мнемодорожка «Дюймовочка» (Н.М. Савицкая);
Оборудование:
− настенное зеркало;
− ПК,компьютерный тренажёр «Дельфа-130»;
− ковролинограф;
Предварительная работа:
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики для шипящих звуков;
− постановка звука [ч];
− знакомство с правилами работы на компьютерном тренажёре «Дельфа-130»;
− чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня придёт к нам в гости.
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зёрнышка,
Дом её цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
(Ребёнку демонстрируется картинка с изображением Дюймовочки). (Приложение 1).
2. Сообщение темы. В имени Дюймовочки спрятался звук, который мы с тобой учимся красиво произносить. Какой это звук? (Звук [ч]). Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком, а Дюймовочка нам в этом поможет.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика. (Ребёнок выполняет упражнения, сидя перед зеркалом. Педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными комплексами, следит за правильным положением органов артикуляции ребёнка).
Сначала мы подготовим язычок к работе – выполним упражнения перед зеркалом.
Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.
1. Лопатка – иголочка (каждое упражнение выполняется 3 раза по 5 секунд).
Язык широкий гладкий
Получается лопатка.
Язык в иголку превращаю
Напрягаю и сужаю.
2. Вкусное варенье (под счёт педагога до 10).
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3. Болтушка (8-10 раз)
Язык на губку положу
По губе им повожу.
Потом голос подключу:
Бл-бл-бл – заболбочу.
4. Лошадка (8-10 раз)
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.
5. Гармошка (под счёт педагога до 10)
Рот открой, потом прикрой
Гармонист ты неплохой.
2. Дыхательно – голосовые упражнения (с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа – 130»)
2.1. Блок «Выдох». Упражнение «Задуй свечи»(На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой).
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Давай поможем Дюймовочке — задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.
2.2. Блок «Громкость». Упражнение «Бегемотик»
(На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот. Если ребёнок будет говорить тихо, Бегемот не будет реагировать).
Бегемотик хочет поздравить Дюймовочку с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ей спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким мини-стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди – дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу
Песню О – О – О … спою.
2.3. Блок «Длительность звука».Упражнение «Репка» (На экране компьютера изображёна репка. Ребёнок протяжно тянет какой-нибудь звук, наблюдая за тем, как персонажи сказки Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка появляются на экране и вытягивают репку из земли).
Дюймовочка любит слушать сказки. Как ты думаешь, какая сказка ей очень нравится? (Слайд с изображением репки). Но где же герои сказки? Чтобы они появились, нужно красиво, на одном выдохе спеть разные песенки. Посмотри на картинки и догадайся, какие песенки мы будем петь (Педагог показывает картинки с изображением насоса, змеи, комарика, жука, ребёнок протяжно тянет звук, присущий каждому предмету, персонажу). (Приложение 2).
Песенка «насоса»: с – с – с …
Песенка «змеи»: ш – ш – ш ….
Песенка «комарика»: з – з – з …
Песенка жука: ж – ж – ж …
3. Игра «Узнай звук». (Педагог читает стихотворение, ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слово со звуком [ч]. При правильном выполнении задания ребёнок должен хлопнуть в ладоши 7 раз).
А теперь, будь внимательна. Хлопай в ладошки, когда услышишь в стихотворении слово со звуком [ч].
Чайка чайник вскипятила,
Чайка чаек пригласила.
— Приходите все на чай.
Сколько чаек – отвечай.
4. Фонетическое упражнение: «Пальчики здороваются». Давай вспомним, где находится язычок, когда мы произносим звук [ч]? (Вверху, мы поднимаем его к нёбу). Соединяй пальчики с большим пальцем, и красиво произноси звук [ч] (Ребёнок выполняет упражнение сначала на правой руке, на левой руке, затем на обеих руках одновременно).
5. Автоматизация звука [ч] в слогах. Игра «Волшебные кнопочки» (Приложение 3).
(Ребёнок нажимает указательным пальцем на «кнопки» и отражённо произносит серию слогов).
Мы со звуком [ч] играем,
И на кнопки нажимаем.
Нажимай на «кнопочки» и красиво произноси слоги. Постарайся к каждой серии слогов подобрать такое слово, которое звучит похоже, в рифму. А поможет тебе в этом «логопедический» кубик (Приложение 4). (На гранях кубика располагаются картинки со словами – рифмами).
Ач–ач–ач–ач – называю врач. Чи–чи–чи–чи – назову мячи.
Оч–оч–оч–оч – называю дочь. Чо–чо–чо–чо – назову плечо.
Еч–еч–еч–еч – называю меч. Чан–чан–чан – чан назову кочан.
Уч–уч–уч–уч–называю ключ. Ичка–ичка–ичка – назову синичка.
6. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ч]:очки, мяч, ключ, кочка, бабочка, бочка, кабачок, кирпич, черепаха, чемодан, чайник, пчела).
(Приложение 5).
Сейчас мы будем строить дом для Дюймовочки. Из чего мы будем его строить? (Из «кирпичей»). Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный). Бери «кирпичик», называй картинку и прикрепляй её к домику. (Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на ковролинограф, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Дюймовочку).
(Приложение 6).
7. Динамическая игра «1,2,3 – за мною повтори!» (Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом и произносит слова – рифмы со звуком [ч]).
Ач-ач-ач –
Попрыгай, как мяч!
Чи-чи-чи –
Как зайка, поскачи!
Чок-чок-чок –
Сожми руки в кулачок!
Чок-чок-чок –
А теперь — на бочок!
Чай-чай-чай –
Головой покачай!
А теперь улыбнись
И на место садись!
8. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Поможем Дюймовочке». (Педагог предъявляет ребёнку картинки с изображением больших предметов. Ребёнок называет предмет ласково. При правильном выполнении задания, в словах, называемых ребёнком появляется звук [ч]).
Какая Дюймовочка – большая или маленькая? (Маленькая). Значит, предметы, вещи, которые ей нужны, тоже должны быть маленькими. Как же нам помочь Дюймовочке? Я думаю, без волшебства здесь не обойтись. Бери «волшебную палочку», дотрагивайся до картинки и называй её ласково (Приложение 7).
Сумка – сумочка.
Лента – ленточка.
Тапки – тапочки.
Ложка – ложечка.
Ваза – вазочка.
Носки – носочки.
Юбка – юбочка
Чашка – чашечка.
Шапка – шапочка.
Стул – стульчик.
Лампа – лампочка.
Кофта – кофточка.
9. Автоматизация звука[ч] во фразах. (Ребёнку демонстрируется рассказ – мнемодорожка. Взрослый читает текст, указывая на картинки. Ребёнок пересказывает текст с опорой на картинки).
«У Дюймовочки День рождения. Бабочка подарила ленточку. Кузнечик – дудочку. Жучок – колокольчики. Паучок – рукавички. Ласточка – чемоданчик. Пчела угостила всех печеньем. Всю ночь гости пили чай».
Посмотри на картинки и расскажи, как прошёл День рождения Дюймовочки.
III. Заключительная часть.
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ч]). Кому мы помогали на занятии? (Дюймовочке). Что было трудным для тебя? В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Дюймовочке очень понравилось, как ты сегодня занималась, как справилась с заданиями. И она приготовила для тебя подарок … (картинки — наклейки).
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
-
Картинка с изображением Дюймовочки.
-
Карточки – символы звуков [с], [ш], [з], [ж].
-
Пособие «Волшебные кнопочки».
-
Пособие «Логопедический кубик».
-
Предметные картинки со звуком [ч].
-
Игра «Строим дом».
-
Предметные картинки «Большой – маленький».
-
Рассказ - мнемодорожка «Дюймовочка».
Приложение 1.
Картинка с изображением Дюймовочки
(из пособия Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой «Игротека речевых игр. Выпуск 3». - М.: Гном и Д, 2009).
Приложение 2.
Карточки – символы звуков [с], [ш], [з], [ж]
(из пособий Н.Е. Ильяковой «Звуки З - С, я вас различаю!», «Звуки Ш - Ж, я вас различаю!». Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет. – Гном и Д, 2009).
Песенка «насоса»: С – С – С … Песенка «змеи»: Ш – Ш – Ш …
Песенка «комарика»: З – З – З … Песенка «жука»: Ж – Ж – Ж …
Приложение 3.
Пособие «Волшебные кнопочки».
Автор: учитель – логопед МБОУ «ЦППРК» Максимовская С.В.
Цель пособия: закрепление произнесения слогов с автоматизируемым звуком, развитие мелкой моторики, координации речи с движением, повышение мотивации к логопедическим занятиям.
Приложение 4.
Пособие «Логопедический кубик».
Автор: учитель – логопед МБОУ «ЦППРК» Максимовская С.В.
Цель пособия: автоматизация звука [ч] в слогах и словах, развитие чувства рифмы, повышение мотивации к логопедическим занятиям.
Приложение 5.
Предметные картинки со звуком [ч]
(из пособия З. Т. Бобылёвой «Игры с парными карточками. Звуки Ш,Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5 – 7 лет». – М.: Гном и Д, 2009).
Приложение 6.
Игра «Строим дом».
Приложение 7.
Предметные картинки «Большой – маленький»
(из пособия Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой «Игротека речевых игр. Выпуск 3». - М.: Гном и Д, 2009).
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рассказ – мнемодорожка «Дюймовочка»
(из пособия Н.М. Савицкой «Логопедические игры и упражнения на каждый день». – М.: ЛИТЕРА, 2010)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»