В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Мероприятие "День защиты детей"

Мероприятие "День защиты детей"

Ирина Михайлова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:6просмотров: 6389
Краткое описание
«День защиты детей» проводится в МОУ СОШ как комплексное мероприятие, охватывающее знание учащимися вопросов личной безопасности, задач, решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий Гражданской обороны.
Описание
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ПРОДВИЖЕНИЯ КЛАССОВ

В РАМКАХ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

 

«День защиты детей» проводится в МОУ СОШ как комплексное мероприятие, охватывающее знание учащимися вопросов личной безопасности, задач, решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий Гражданской обороны. Как правило, местом проведения «Дня защиты детей» является школьный двор, стадион, территория которого разбивается на 10 этапов. На каждом этапе находится судейская бригада – 1 учитель и 2 старшеклассника, в задачу которых входит оценка устных ответов и практических навыков учащихся 1–11 классов, а так же оказание помощи младшим школьникам в случае возникновения тех или иных затруднений. Класс, прибывая на соответствующий этап, предъявляет судьям свой оценочный лист, в который заносится заработанное количество баллов (по пятибалльной шкале).

 

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

класс_________

 

Содержание этапа

Кол-во баллов

Роспись судьи

1. Безопасность движения

 

 

2. Переноска пострадавшего

 

 

3. Оказание медицинской помощи

 

 

4. Действия в условиях химического заражения

 

 

5. Локализация пожара

 

 

6. Взрывоопасные предметы

 

 

7.Спортивный этап

 

 

8.Викторина

 

 

9.Ориентация на местности

 

 

10. Зеленые друзья и враги

 

 

 

Помимо этого судьи каждого этапа имеют свой сводный оценочный лист:

Классы

Баллы

 

 

 

 


 

Судьи: 1.________________________


2.________________________


3.________________________

 

 

 

 

 

i этап

безопасность на дорогах

 

1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы попасть в магазин. Покажите на схеме, как это сделать безопасно? (Трамвай переходят спереди. Переходя перекресток, безопаснее двигаться в середине потока пешеходов.)

2. Покажите, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют? (Если нет тротуара, идти следует по проезжей части лицом к навстречу транспорту и прижимаясь к обочине дороги.)

3. Покажите, как правильно переводить группу учащихся через перекресток. (2 человека с флажками должны создать «коридор» в месте перехода, повернувшись лицом к транспорту. По этому коридору проходит вся группа.)

4. Как правильно передвигаться на велосипеде по проезжей части? (Ехать необходимо по ходу движения транспорта, прижимаясь к обочине дороги.)

5. Вы вышли из троллейбуса на остановке, но прямо на переходе остановилось маршрутное такси. С какой стороны вы будете его обходить, чтобы перейти перекресток? (сзади, чтобы видеть движущийся транспорт.)

 

 

II этап

переноска пострадавшего

 

1–5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек.

1) перетаскивание; 2) перенос на спине; 3) живой костыль;
4) метод люльки; 5) волоком (на плащ-палатке, на простыне, лыжах).

Дополнительный вопрос. Транспортировка по снегу, тонкому льду (По снегу можно на санках, лыжах, плащ-палатке и др. По тонкому льду только волоком)

 

 

7–8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека. (1) при помощи сиденья из двух пар рук; 2) способ «замок»; 3) способ «друг за другом»; 4) перенос раненого на доске.)

Дополнительный вопрос. При каких повреждениях нельзя переносить способом «друг за другом»? (Если у пострадавшего повреждены руки или плечи, нельзя применять способ «друг за другом»)

 

 

9–11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переносе раненого на носилках?

(Носилки могут заменить две одинаковые палки одинаковой длины, продетые в застёгнутое пальто или в отверстия в углах мешка. Можно использовать доску, положив на неё одежду, сено, траву. Прежде, чем переносить пострадавшего, надо проверить их прочность. Идти следует не в ногу, чтобы носилки не раскачивались. Нести лучше вчетвером.)

Дополнительный вопрос. Как правильно транспортировать пострадавшего: вперёд ногами или вперёд головой? (Если носилки из твёрдого материала, то пострадавшего несут вперёд головой. Если носилки, например, из палок и куртки, несут пострадавшего вперёд ногами, чтобы не повредить голову.)

 

 

III этап

оказание первой медицинской помощи

 

1. Покажите, как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца. (1.Перед перевязкой рана должна быть промыта, обработана вокруг перекисью водорода, йодом, зеленкой по краям. Положите на место пореза бактерицидный пластырь. При значительном кровотечении из раны наложите давящую повязку).

2. Покажите, как оказать первую помощь при переломе предплечья. (Аккуратно наложите пострадавшему шину для придания месту перелома неподвижности (используя палку, доску, зонт
и т. д.), обернутые полотенцем, веревками, лентами. При переломе локтя не распрямляйте руку, обездвижьте при помощи шины, прибинтовав руку к туловищу).

 

 

 

 

 

 

 

дополнительные вопросы к этапу:

 

1–8 классы

1. Как избежать теплового (солнечного) удара? (Надеть головной убор, стараться меньше находиться на солнце)

2. Как остановить носовое кровотечение? (Усадить пострадавшего, наклонив голову вперед, чтобы кровь не затекала в трахею; на область носа и переносицу накладывается холод (лед, комочек снега, мокрый платок, бинт, комок ваты); обеспечьте приток воздуха, тень; при сильном кровотечении прижать крылья носа к носовой перегородке (в течение 5 мин.) Голову наклонять вперед и возможно выше, с силой сожмите нос. Дыхание через рот. Кровь, попавшую в рот, выплевывать).

3. Для каких целей используются: йод, нашатырный спирт, перекись водорода, зеленка? (Йод, зеленка, перекись водорода — это средства дезинфекции; нашатырный спирт применяете при обмороке, слабости, головокружении).

 

9–11 классы

1. В каких случаях используется жгут? Опишите правильное наложение и снятие жгута. (Жгут накладывают на плечо, предплечье, бедро и голень для остановки артериального кровотечения, при укусе змеи. Жгут накладывается выше места кровотечения и сильно затягивается. Время наложения – не более 1–1,5 час. Ослаблять постепенно. Подручные средства для жгута -полотенце, ремень, веревка, платок и т. д.)

2. Как оказать первую помощь при обмороке? (Поднести нашатырный спирт к носу и растереть виски; ущипнуть за ушные раковины при отсутствии спирта; положить пострадавшего на спину, приподняв его ноги на 20–30 см. При этом нельзя давать пить, есть, обливать лицо водой, подкладывать под голову подушку, оставлять пострадавшего одного).

 

IV этап

Действия в условиях химического заражения

Практические задания:

1. Покажите, как правильно обращаться с противогазом или респиратором в случае утечки ядовитых веществ.

2. Изготовьте индивидуальную ватно-марлевую повязку из имеющихся материалов.

 

Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете? (противогаз, респиратор, маска, перчатки, защитный костюм)

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны? (убежища, укрытия, траншеи, щели и т. д.).

3. Что делать со спецодеждой после выхода из загрязненных мест? (Снять, стараясь не касаться одежды незащищенными руками, отдать на специальную обработку).

4. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить. Как вы поступите? (Необходимо воздержаться от приема пищи и воды до выхода из зоны заражения).

5. Вы находитесь в зоне химического заражения, а индивидуальных средств защиты у вас нет. Как быть? (изготовить ватно-марлевую повязку; взять платок или салфетку, сложить несколько раз и смочить водой).

6. Какие нейтрализующие растворы применяются при заражении местности аммиаком или хлором? (аммиак – нейтрализуется раствором лимонной кислоты, хлор – раствором соды).

7. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале? (Нет, только когда газ легче воздуха. Если газ тяжелый (хлор), нужно, наоборот, подняться на верхние этажи).

8. В каком направлении нужно выходить из зоны поражения, если дует северный (южный, восточный, западный) ветер? (Нужно двигаться в направлении, перпендикулярном направлению ветра).

9. Как поступить, если вас двое, а противогаз один? (Пользоваться поочередно, задерживая дыхание).

В помощь судье:

1. Учащийся должен достаточно быстро одеть противогаз или респиратор, затем снять его и аккуратно уложить в сумку.

2. Изготовление повязки выполняется в соответствии с чертежом.

 

V этап
Локализация пожара

1. Пользуясь огнетушителем, расскажите, как он применяется при тушении возгорания. В каких случаях нельзя использовать пенные огнетушители? (Необходимо выдернуть из огнетушителя кольцо и нажать на ручку до упора. Порошковые огнетушители нельзя использовать при тушении оборудования, находящегося под напряжением. В таких случаях используются углекислотные огнетушители).

2. Назовите подручные средства тушения огня. (Подручными средствами пожаротушения являются: песок, вода, плотная негорючая ткань /брезент/).

3. Если случилось возгорание в комнате, можно ли при этом открывать двери и окна? Как при этом предохраниться от дыма? (При возникновении возгорания в комнате нельзя открывать окна и двери без крайней необходимости. Приток воздуха только усиливает пожар. Для предохранения от дыма необходимо взять любую ткань, смочить ее водой (в крайнем собственной мочой) и стараться дышать через нее).

4. Назовите источники пожарной опасности в школе. (Источниками пожарной опасности в школе являются электроприборы, старая или неправильно выполненная электропроводка, покрасочные материалы, сигареты, петарды.)

 

 

VI этап

Обращение с взрывоопасными предметами

1. Покажите ваши действия при обнаружении на улице взрывоопасного предмета (мины, снаряда). (Необходимо оградить место находки веревкой, лентой или другими материалами; сообщить взрослым, милиционеру, военному или позвонить по тел. 02).

2. Расскажите, как вы будете действовать при обнаружении подозрительного предмета или пакета в транспорте, в помещении школы. (При обнаружении подозрительного пред пакета в транспорте не следует его трогать, раскрывать. Надо сразу же сообщить о нем кондуктору или водителю. В школе при обнаружении подозрительного пакета, сумки, предмета — немедленно сообщить любому учителю или охраннику).

3. Дети принесли в школу мощную петарду. Что вы предпримите?

 

VII этап

Спортивный

Задание на спортивном этапе может быть предложено учащимся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей организаторов: преодоление препятствий по бревну, канату, с помощью веревки и карабина, с помощью туристического снаряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII этап

Викторина «Защити себя сам»

 

1–4 классы

1. Назовите основное содержимое походной аптечки.

Ответ:бинт, вата, лейкопластырь, настойка йода, зеленка, нашатырный спирт, активированный уголь, мазь против ожогов, марганцовка, жгут, таблетки от расстройства желудка и слабительные, средства от сердца и головы и др.

2. Каким сигналом весь персонал школы и учащиеся оповещаются об эвакуации?

Ответ:длинной серией коротких звонков.

3. По каким маршрутам происходит эвакуация из школы?

Ответ:все начальные классы – по боковой лестнице мимо мастерской, остальные классы – по центральной лестнице. Общее место сбора – ул. Бакинская,5.

4. Назовите простейшие меры защиты при радиационном заражении.

Ответ:для снижения риска заболевания необходимо выпить стакан воды с добавлением нескольких капель йода, а так же использовать закрытую одежду (для предотвращения попадания радиоактивной пыли на кожу) и средства защиты дыхательных путей – противогаз, респиратор, ватно-марлевую повязку, полотенце, носовой платок, смоченные водой.

5. Какие средства в отсутствие аптечки можно использовать в качестве кровоостанавливающих?

Ответ:листья растений – крапивы, подорожника и других, свежий пепел.

6. Как можно обеззаразить воду в походе?

Ответ:кипячением и добавлением нескольких капель йода или кристаллика марганцовки.

7. В чем заключается отрицательное воздействие компьютера?

Ответ:во вредных для организма излучениях, нагрузке на зрение, длительной неподвижности организма.

8. Какова продолжительность безопасной работы с компьютером?

Ответ:не более 30 мин.

9. На каком расстоянии от телевизора можно смотреть передачи безопасно для организма?

Ответ:на расстоянии 4-5 метров.

10. Какими должны быть ваши действия при обнаружении запаха газа?

Ответ:немедленно позвонить по телефону 04, предупредить всех жильцов дома об опасности, проверить краны газовых плит, открыть двери и форточки для проветривания, в случае опасности покинуть помещение. Ни в коем случае не пользоваться спичками.

11. Как правильно переходить перекресток на зеленый свет?

Ответ:переходя перекресток, необходимо все время держать под контролем дорогу справа и слева, двигаться лучше в потоке пешеходов, находясь в его середине, поскольку невнимательный водитель транспорта может выехать и на зеленый свет светофора.

 

7–11 классы

1. По каким сигналам и по каким маршрутам происходит эвакуация из школы?

Ответ:сигналом является длинная серия коротких звонков; начальные классы – по боковой лестнице мимо мастерской, остальные классы – по центральной лестнице. Общее место сбора – ____________.

2. Каковы правила поведения в местах большого скопления людей?

Ответ:1) Бегущая толпа движется прямо на вас – уйдите с её пути, забежав в любую открытую дверь, нишу. 2) Если вас подхватила толпа, берегите ноги, чтобы их не отдавили, постарайтесь выставить вперёд локти сцепленных рук, создавая себе свободное пространство. 3) Если вас сшибли ног, попытайтесь отползти к стенке и свернуться в клубок, закрыв уязвимые части тела.

3. Если вы увидели в транспорте оставленный кем-то пакет, что будете делать?

Ответ:Не притрагиваться к нему, сообщить о нём водителю, контролёру и выйти и транспорта.

4. Если вы оказались заложником ?

Ответ:1) Не паниковать, не терять самообладания; 2) Не провоцировать бандитов на дальнейшее насилие, но и не унижаться, не заискивать перед ними; 3) Не оказывать им сопротивление и не пытаться освободиться своими силами; 4) Если власти предпримут попытку освобождения заложников, лечь на пол или низко пригнуться и оставаться в таком положении, пока всё не закончится.

5. Ваше поведение при угрозах криминального характера:

Нападение в лифте:

Ответ:1) Не входите с незнакомыми людьми в лифт; 2) Если вошли, не поворачивайтесь спиной к незнакомцу; 3) Если требуют деньги, вещи- отдайте их; 4) Запомните внешность преступника; 5) Если на вас нападают, кричите, шумите, стучите по стенам кабины лифта.

Нападение в тёмном переулке:

Ответ:1) Идти лучше в группе людей; 2) Не пользоваться подземным переходом; 3) Снять дорогие украшения; 4) По первому требованию отдать деньги, вещи; 5) Всеми способами привлекать внимание со стороны; 6) Носить в кармане баллончик безопасности или хотя бы горсть молотого перца, соли и постараться воспользоваться ими при нападении.

6. Ваши действия при приставании к вам пьяного?

Ответ:1) Не обращать внимания на него, стараться не привлекать его внимания к себе; 2) Если пьяный вас не отпускает, оценить его настроение. Если ему хочется излить душу – поговорить с ним немного и постараться уйти; 3) Не показывать ему, что он вам неприятен; 4) При открытом приставании к вам – прикрикнуть на него, привлекая внимание окружающих.

7. Какие меры предосторожности следует соблюдать, чтобы избежать нападение собаки?

Ответ:1) Никогда не смотреть в глаза собаки; 2) Не замахиваться на неё, громким голосом скомандовать ей: «Сидеть», «Стоять». 3) Если на вас кинулась собака – подставить ей локоть и постараться затолкнуть ей поглубже в глотку или очень сильно ударить ее прямо в морду.

8. Ваши действия при присасывании клеща к вашему телу?

Ответ:1) Не отрывать его руками; 2) Прикоснуться к нему кончиком сигареты, тлеющей палочки и т. п. – он отвалится; 3) Можно капнуть на клеща подсолнечное масло и оставить его под повязкой на полчаса. Затем осторожно удалить пинцетом. 4) Промыть ранку; 5) Обязательно обратиться к врачу.

9. Как можно обеззаразить воду в походе?

Ответ:1) Профильтровать воду через плотную ткань или песок, мелкие камешки; 2) Прокипятить воду; 3) Добавить несколько капель йода или кристалликов марганцовки.

10. Назовите основное содержимое походной аптечки.

Ответ:бинт, вата, лейкопластырь, йод, зеленка, нашатырный спирт, активированный уголь, мазь против ожогов, марганцовка, жгут, таблетки от расстройства желудка и слабительные, средства от боли в сердце, головной боли и др.

11. Как вести себя, если возникла необходимость пересечь замёрзший водоём и как оказать помощь пострадавшему?

Ответ:1) Не переходить его в одиночку; 2) Толщина льда должна быть не менее 5 см. Одним из признаков прочности льда является его цвет. Белый (матовый) и жёлтый лёд – непрочен и опасен. Прочный – синеватый или зеленоватый. 3) Идти по льду скользящими шагами с шестом, которым необходимо проверять прочность льда. Нельзя проверять прочность льда ударами ног; 4) Если человек провалился под лёд, подберитесь к нему ползком и бросьте ему верёвку, палку и тащите его; 5) Если под руками окажется широкая доска, подведите её под грудь пострадавшему, чтобы он лёг на неё и вытаскивайте пострадавшего.

12. Как оказать помощь пострадавшему на воде?

Ответ: 1) Обхватить пострадавшего сзади за плечи или подмышки и плыть с ним. 2) Если тонущий цепляется за вас, возьмите его одной рукой под подбородок и подтащите к себе, чтобы его голова оказалась вровень с вашей, лицом вверх; 3) На берегу необходимо удалить воду из лёгких пострадавшего; 4) Если пострадавший без сознания, сделать искусственное дыхание способом «рот в рот».

13. Ваши действия, если вы, купаясь, запутались в водорослях?

Ответ:1) Не барахтаться, беспорядочно перебирая ногами — вы запутаетесь ещё больше. 2) Отталкиваясь обеими ногами, постараться освободиться. 3) Если это не удалось, тереть поочередно одной ногой другую, скатывая с них водоросли; 4) Не нырять, иначе водоросли опутают шею; 5) Освободившись, плыть осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасное место.

14. Меры предупреждений инфекционных заболеваний.

Ответ:1) Придерживаться правил гигиены (мыть руки перед едой, после возвращения с улицы, после посещения туалета и др.) 2) Не пользоваться предметами гигиены других людей; 3) Мыть фрукты, овощи горячей проточной водой; 4) Не употреблять несвежие продукты; 5) Избегать контактов с больными людьми; 6) Пить только кипячённую воду.

 

 

 

IX этап

Ориентация на местности

 

1–5 классы

1. Какие способы ориентирования вам известны?

Ответ:С помощью специальных навигационных приборов, компаса или карты, по Солнцу, Лyне, Полярной звезде, приближенно по местным предметам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам.

2. Вспомните и назовите способы ориентирования на местности по местным признакам?

Ответ:Направление на юг можно определить по большому скоплению смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает быстрее на северных склонах. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает на северной сторон дерева. Пологая сторона муравейника обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева.

3. Как вы, заблудившись в городе совсем один, будете добираться домой? Расскажите?

Ответ:Дойдите до поста ГАИ, сообщить, что вы потерялись. До ближайшей остановки транспорта, спросить как доехать до вашей остановки. Выйти к железной дороге и вдоль нее дойти до ближайшей станции электрички.

Для всех классов

4. Вы заблудились в лесу – ваши действия?

Ответ:Прежде чем войти в лес, надо сориентироваться по Солнцу и при дальнейшем движении сверяться с ними, помня, что Солнце утром находится на Востоке, в полдень — на Юге, к вечеру — на Западе.

Если вы заблудились и разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог надо выходить «на воду» идти вдоль нее вниз по течению: ручей обязательно приведет к реке, на которой группа встретит людей, жилье, получат необходимую помощь. По ходу на видных местах следует оставлять записки – это облегчит и ускорит поиск пропавших.

Для старших классов

5. Как вы ориентируетесь с помощью часов?

Ответ:Определение сторон света с помощью часов.

Часы необходимо положить горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Через центр циферблата мысленно провести линию в направлении цифры 1 при летнем времени – 2. Биссектриса угла, образованного между этой линией и часовой стрелкой, показывает направление север – юг, при этом юг до 12 ч находится справа от Солнца, а после 12 ч слева .

6. Покажите на местности – азимут СВ, Ю, ЮЗЗ.

Определяются по компасу совмещением сторон горизонта и градусного деления циферблата?

X этап

Зеленые друзья и недруги

 

Для 1–5 классов

1. Перечислите как можно больше растений, которые можно употреблять в пищу.

2. Перечислите как можно больше лекарственных растений. При каких заболеваниях их применяют?

3. Назовите ядовитые грибы. Почему их нельзя использовать в пищу?

4. Перечислите известные вам ядовитые растения.

В помощь судье:

1. Борщевик, гусиный лук, донник, крапива, камыш, клевер, медуница, орляк, щавель, чистяк. Из них изготавливают борщи, супы, салаты, окрошку.

2. Валериана (успокоительное), спорыш (ранозаживляющее), зверобой (противовоспалительное, ранозаживляющее, обеззараживающее), крапива (кровоостанавливающее, противогнойное), лопух (кровоостанавливающее, ранозаживляющее, жаропонижающее), мать-и-мачеха (отхаркивающее, ранозаживляющее), пижма (обеззараживающее), подорожник (ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее), пустырник (успокоительное), ромашка лекарственная (противовоспалительное), щавель конский (против ожогов), медуница (противовоспалительное), клевер (от желудочных заболеваний), мята (при простудных заболеваниях), чабрец (при простудных заболеваниях) и др.

3. Мухомор, бледная поганка, ложные опята. Эти грибы содержат ядовитые вещества, которые могут привести к отравлению и смерти.

4. Беладонна, белена, ландыш, паслен сладко-горький, бузина, болиголов, воронец.

 

Для 7–11 классов

1. Перечислите как можно больше растений, которые можно употреблять в пищу.

2. Из каких растений можно приготовить ароматные и полезные напитки?

3. Какие растения используют при остановке кровотечений?

4. Назовите природные антисептики, найдите их в гербарии.

5. Назовите ядовитые грибы. Какие симптомы наблюдаются при отравлении грибами? Ваши действия при оказании первой помощи.

6. Перечислите ядовитые растения. Найдите их в предложенном гербарии.

В помощь судье:

1. Одуванчик, крапива, мята, земляника, ежевика, корневища рогоза, камыша, тростника и др.

2. Из веток малины, душицы, земляники, ежевики, Иван-чая, рябины, чабреца, шиповника, мяты дикой.

3. Крапива, лопух, тысячелистник.

4. Пижма, крапива, зверобой.

5. Симптомы отравления грибами: тошнота, головокружение, рвота, судороги, потеря сознания. Необходимо сделать промывание желудка теплой водой с содой. Дать выпить молоко или активированный уголь и отправить в больницу.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ПРОДВИЖЕНИЯ КЛАССОВ.doc Скачать

ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ПРОДВИЖЕНИЯ КЛАССОВ

В РАМКАХ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»


«День защиты детей» проводится в МОУ СОШ как комплексное мероприятие, охватывающее знание учащимися вопросов личной безопасности, задач, решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий Гражданской обороны. Как правило, местом проведения «Дня защиты детей» является школьный двор, стадион, территория которого разбивается на 10 этапов. На каждом этапе находится судейская бригада – 1 учитель и 2 старшеклассника, в задачу которых входит оценка устных ответов и практических навыков учащихся 1–11 классов, а так же оказание помощи младшим школьникам в случае возникновения тех или иных затруднений. Класс, прибывая на соответствующий этап, предъявляет судьям свой оценочный лист, в который заносится заработанное количество баллов (по пятибалльной шкале).


ПУТЕВОЙ ЛИСТ

класс_________


Содержание этапа

Кол-во баллов

Роспись судьи

1. Безопасность движения



2. Переноска пострадавшего



3. Оказание медицинской помощи



4. Действия в условиях химического заражения



5. Локализация пожара



6. Взрывоопасные предметы



7.Спортивный этап



8.Викторина



9.Ориентация на местности



10. Зеленые друзья и враги




Помимо этого судьи каждого этапа имеют свой сводный оценочный лист:

Классы

Баллы






Судьи: 1.________________________

2.________________________

3.________________________






i этап

безопасность на дорогах


1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы попасть в магазин. Покажите на схеме, как это сделать безопасно? (Трамвай переходят спереди. Переходя перекресток, безопаснее двигаться в середине потока пешеходов.)

2. Покажите, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют? (Если нет тротуара, идти следует по проезжей части лицом к навстречу транспорту и прижимаясь к обочине дороги.)

3. Покажите, как правильно переводить группу учащихся через перекресток. (2 человека с флажками должны создать «коридор» в месте перехода, повернувшись лицом к транспорту. По этому коридору проходит вся группа.)

4. Как правильно передвигаться на велосипеде по проезжей части? (Ехать необходимо по ходу движения транспорта, прижимаясь к обочине дороги.)

5. Вы вышли из троллейбуса на остановке, но прямо на переходе остановилось маршрутное такси. С какой стороны вы будете его обходить, чтобы перейти перекресток? (сзади, чтобы видеть движущийся транспорт.)



II этап

переноска пострадавшего


1–5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек.

1) перетаскивание; 2) перенос на спине; 3) живой костыль;
4) метод люльки; 5) волоком (на плащ-палатке, на простыне, лыжах).

Дополнительный вопрос. Транспортировка по снегу, тонкому льду (По снегу можно на санках, лыжах, плащ-палатке и др. По тонкому льду только волоком)



7–8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека. (1) при помощи сиденья из двух пар рук; 2) способ «замок»; 3) способ «друг за другом»; 4) перенос раненого на доске.)

Дополнительный вопрос. При каких повреждениях нельзя переносить способом «друг за другом»? (Если у пострадавшего повреждены руки или плечи, нельзя применять способ «друг за другом»)



9–11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переносе раненого на носилках?

(Носилки могут заменить две одинаковые палки одинаковой длины, продетые в застёгнутое пальто или в отверстия в углах мешка. Можно использовать доску, положив на неё одежду, сено, траву. Прежде, чем переносить пострадавшего, надо проверить их прочность. Идти следует не в ногу, чтобы носилки не раскачивались. Нести лучше вчетвером.)

Дополнительный вопрос. Как правильно транспортировать пострадавшего: вперёд ногами или вперёд головой? (Если носилки из твёрдого материала, то пострадавшего несут вперёд головой. Если носилки, например, из палок и куртки, несут пострадавшего вперёд ногами, чтобы не повредить голову.)



III этап

оказание первой медицинской помощи


1. Покажите, как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца. (1.Перед перевязкой рана должна быть промыта, обработана вокруг перекисью водорода, йодом, зеленкой по краям. Положите на место пореза бактерицидный пластырь. При значительном кровотечении из раны наложите давящую повязку).

2. Покажите, как оказать первую помощь при переломе предплечья. (Аккуратно наложите пострадавшему шину для придания месту перелома неподвижности (используя палку, доску, зонт
и т. д.), обернутые полотенцем, веревками, лентами. При переломе локтя не распрямляйте руку, обездвижьте при помощи шины, прибинтовав руку к туловищу).








дополнительные вопросы к этапу:


1–8 классы

1. Как избежать теплового (солнечного) удара? (Надеть головной убор, стараться меньше находиться на солнце)

2. Как остановить носовое кровотечение? (Усадить пострадавшего, наклонив голову вперед, чтобы кровь не затекала в трахею; на область носа и переносицу накладывается холод (лед, комочек снега, мокрый платок, бинт, комок ваты); обеспечьте приток воздуха, тень; при сильном кровотечении прижать крылья носа к носовой перегородке (в течение 5 мин.) Голову наклонять вперед и возможно выше, с силой сожмите нос. Дыхание через рот. Кровь, попавшую в рот, выплевывать).

3. Для каких целей используются: йод, нашатырный спирт, перекись водорода, зеленка? (Йод, зеленка, перекись водорода - это средства дезинфекции; нашатырный спирт применяете при обмороке, слабости, головокружении).


9–11 классы

1. В каких случаях используется жгут? Опишите правильное наложение и снятие жгута. (Жгут накладывают на плечо, предплечье, бедро и голень для остановки артериального кровотечения, при укусе змеи. Жгут накладывается выше места кровотечения и сильно затягивается. Время наложения – не более 1–1,5 час. Ослаблять постепенно. Подручные средства для жгута -полотенце, ремень, веревка, платок и т. д.)

2. Как оказать первую помощь при обмороке? (Поднести нашатырный спирт к носу и растереть виски; ущипнуть за ушные раковины при отсутствии спирта; положить пострадавшего на спину, приподняв его ноги на 20–30 см. При этом нельзя давать пить, есть, обливать лицо водой, подкладывать под голову подушку, оставлять пострадавшего одного).


IV этап

Действия в условиях химического заражения

Практические задания:

1. Покажите, как правильно обращаться с противогазом или респиратором в случае утечки ядовитых веществ.

2. Изготовьте индивидуальную ватно-марлевую повязку из имеющихся материалов.


Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете? (противогаз, респиратор, маска, перчатки, защитный костюм)

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны? (убежища, укрытия, траншеи, щели и т. д.).

3. Что делать со спецодеждой после выхода из загрязненных мест? (Снять, стараясь не касаться одежды незащищенными руками, отдать на специальную обработку).

4. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить. Как вы поступите? (Необходимо воздержаться от приема пищи и воды до выхода из зоны заражения).

5. Вы находитесь в зоне химического заражения, а индивидуальных средств защиты у вас нет. Как быть? (изготовить ватно-марлевую повязку; взять платок или салфетку, сложить несколько раз и смочить водой).

6. Какие нейтрализующие растворы применяются при заражении местности аммиаком или хлором? (аммиак – нейтрализуется раствором лимонной кислоты, хлор – раствором соды).

7. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале? (Нет, только когда газ легче воздуха. Если газ тяжелый (хлор), нужно, наоборот, подняться на верхние этажи).

8. В каком направлении нужно выходить из зоны поражения, если дует северный (южный, восточный, западный) ветер? (Нужно двигаться в направлении, перпендикулярном направлению ветра).

9. Как поступить, если вас двое, а противогаз один? (Пользоваться поочередно, задерживая дыхание).

В помощь судье:

1. Учащийся должен достаточно быстро одеть противогаз или респиратор, затем снять его и аккуратно уложить в сумку.

2. Изготовление повязки выполняется в соответствии с чертежом.


V этап
Локализация пожара

1. Пользуясь огнетушителем, расскажите, как он применяется при тушении возгорания. В каких случаях нельзя использовать пенные огнетушители? (Необходимо выдернуть из огнетушителя кольцо и нажать на ручку до упора. Порошковые огнетушители нельзя использовать при тушении оборудования, находящегося под напряжением. В таких случаях используются углекислотные огнетушители).

2. Назовите подручные средства тушения огня. (Подручными средствами пожаротушения являются: песок, вода, плотная негорючая ткань /брезент/).

3. Если случилось возгорание в комнате, можно ли при этом открывать двери и окна? Как при этом предохраниться от дыма? (При возникновении возгорания в комнате нельзя открывать окна и двери без крайней необходимости. Приток воздуха только усиливает пожар. Для предохранения от дыма необходимо взять любую ткань, смочить ее водой (в крайнем собственной мочой) и стараться дышать через нее).

4. Назовите источники пожарной опасности в школе. (Источниками пожарной опасности в школе являются электроприборы, старая или неправильно выполненная электропроводка, покрасочные материалы, сигареты, петарды.)



VI этап

Обращение с взрывоопасными предметами

1. Покажите ваши действия при обнаружении на улице взрывоопасного предмета (мины, снаряда). (Необходимо оградить место находки веревкой, лентой или другими материалами; сообщить взрослым, милиционеру, военному или позвонить по тел. 02).

2. Расскажите, как вы будете действовать при обнаружении подозрительного предмета или пакета в транспорте, в помещении школы. (При обнаружении подозрительного пред пакета в транспорте не следует его трогать, раскрывать. Надо сразу же сообщить о нем кондуктору или водителю. В школе при обнаружении подозрительного пакета, сумки, предмета - немедленно сообщить любому учителю или охраннику).

3. Дети принесли в школу мощную петарду. Что вы предпримите?


VII этап

Спортивный

Задание на спортивном этапе может быть предложено учащимся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей организаторов: преодоление препятствий по бревну, канату, с помощью веревки и карабина, с помощью туристического снаряжения.









VIII этап

Викторина «Защити себя сам»


1–4 классы

1. Назовите основное содержимое походной аптечки.

Ответ: бинт, вата, лейкопластырь, настойка йода, зеленка, нашатырный спирт, активированный уголь, мазь против ожогов, марганцовка, жгут, таблетки от расстройства желудка и слабительные, средства от сердца и головы и др.

2. Каким сигналом весь персонал школы и учащиеся оповещаются об эвакуации?

Ответ: длинной серией коротких звонков.

3. По каким маршрутам происходит эвакуация из школы?

Ответ: все начальные классы – по боковой лестнице мимо мастерской, остальные классы – по центральной лестнице. Общее место сбора – ул. Бакинская,5.

4. Назовите простейшие меры защиты при радиационном заражении.

Ответ: для снижения риска заболевания необходимо выпить стакан воды с добавлением нескольких капель йода, а так же использовать закрытую одежду (для предотвращения попадания радиоактивной пыли на кожу) и средства защиты дыхательных путей – противогаз, респиратор, ватно-марлевую повязку, полотенце, носовой платок, смоченные водой.

5. Какие средства в отсутствие аптечки можно использовать в качестве кровоостанавливающих?

Ответ: листья растений – крапивы, подорожника и других, свежий пепел.

6. Как можно обеззаразить воду в походе?

Ответ: кипячением и добавлением нескольких капель йода или кристаллика марганцовки.

7. В чем заключается отрицательное воздействие компьютера?

Ответ: во вредных для организма излучениях, нагрузке на зрение, длительной неподвижности организма.

8. Какова продолжительность безопасной работы с компьютером?

Ответ: не более 30 мин.

9. На каком расстоянии от телевизора можно смотреть передачи безопасно для организма?

Ответ: на расстоянии 4-5 метров.

10. Какими должны быть ваши действия при обнаружении запаха газа?

Ответ: немедленно позвонить по телефону 04, предупредить всех жильцов дома об опасности, проверить краны газовых плит, открыть двери и форточки для проветривания, в случае опасности покинуть помещение. Ни в коем случае не пользоваться спичками.

11. Как правильно переходить перекресток на зеленый свет?

Ответ: переходя перекресток, необходимо все время держать под контролем дорогу справа и слева, двигаться лучше в потоке пешеходов, находясь в его середине, поскольку невнимательный водитель транспорта может выехать и на зеленый свет светофора.


7–11 классы

1. По каким сигналам и по каким маршрутам происходит эвакуация из школы?

Ответ: сигналом является длинная серия коротких звонков; начальные классы – по боковой лестнице мимо мастерской, остальные классы – по центральной лестнице. Общее место сбора – ____________.

2. Каковы правила поведения в местах большого скопления людей?

Ответ: 1) Бегущая толпа движется прямо на вас – уйдите с её пути, забежав в любую открытую дверь, нишу. 2) Если вас подхватила толпа, берегите ноги, чтобы их не отдавили, постарайтесь выставить вперёд локти сцепленных рук, создавая себе свободное пространство. 3) Если вас сшибли ног, попытайтесь отползти к стенке и свернуться в клубок, закрыв уязвимые части тела.

3. Если вы увидели в транспорте оставленный кем-то пакет, что будете делать?

Ответ: Не притрагиваться к нему, сообщить о нём водителю, контролёру и выйти и транспорта.

4. Если вы оказались заложником ?

Ответ: 1) Не паниковать, не терять самообладания; 2) Не провоцировать бандитов на дальнейшее насилие, но и не унижаться, не заискивать перед ними; 3) Не оказывать им сопротивление и не пытаться освободиться своими силами; 4) Если власти предпримут попытку освобождения заложников, лечь на пол или низко пригнуться и оставаться в таком положении, пока всё не закончится.

5. Ваше поведение при угрозах криминального характера:

Нападение в лифте:

Ответ: 1) Не входите с незнакомыми людьми в лифт; 2) Если вошли, не поворачивайтесь спиной к незнакомцу; 3) Если требуют деньги, вещи- отдайте их; 4) Запомните внешность преступника; 5) Если на вас нападают, кричите, шумите, стучите по стенам кабины лифта.

Нападение в тёмном переулке:

Ответ: 1) Идти лучше в группе людей; 2) Не пользоваться подземным переходом; 3) Снять дорогие украшения; 4) По первому требованию отдать деньги, вещи; 5) Всеми способами привлекать внимание со стороны; 6) Носить в кармане баллончик безопасности или хотя бы горсть молотого перца, соли и постараться воспользоваться ими при нападении.

6. Ваши действия при приставании к вам пьяного?

Ответ: 1) Не обращать внимания на него, стараться не привлекать его внимания к себе; 2) Если пьяный вас не отпускает, оценить его настроение. Если ему хочется излить душу – поговорить с ним немного и постараться уйти; 3) Не показывать ему, что он вам неприятен; 4) При открытом приставании к вам – прикрикнуть на него, привлекая внимание окружающих.

7. Какие меры предосторожности следует соблюдать, чтобы избежать нападение собаки?

Ответ: 1) Никогда не смотреть в глаза собаки; 2) Не замахиваться на неё, громким голосом скомандовать ей: «Сидеть», «Стоять». 3) Если на вас кинулась собака – подставить ей локоть и постараться затолкнуть ей поглубже в глотку или очень сильно ударить ее прямо в морду.

8. Ваши действия при присасывании клеща к вашему телу?

Ответ: 1) Не отрывать его руками; 2) Прикоснуться к нему кончиком сигареты, тлеющей палочки и т. п. – он отвалится; 3) Можно капнуть на клеща подсолнечное масло и оставить его под повязкой на полчаса. Затем осторожно удалить пинцетом. 4) Промыть ранку; 5) Обязательно обратиться к врачу.

9. Как можно обеззаразить воду в походе?

Ответ: 1) Профильтровать воду через плотную ткань или песок, мелкие камешки; 2) Прокипятить воду; 3) Добавить несколько капель йода или кристалликов марганцовки.

10. Назовите основное содержимое походной аптечки.

Ответ: бинт, вата, лейкопластырь, йод, зеленка, нашатырный спирт, активированный уголь, мазь против ожогов, марганцовка, жгут, таблетки от расстройства желудка и слабительные, средства от боли в сердце, головной боли и др.

11. Как вести себя, если возникла необходимость пересечь замёрзший водоём и как оказать помощь пострадавшему?

Ответ: 1) Не переходить его в одиночку; 2) Толщина льда должна быть не менее 5 см. Одним из признаков прочности льда является его цвет. Белый (матовый) и жёлтый лёд – непрочен и опасен. Прочный – синеватый или зеленоватый. 3) Идти по льду скользящими шагами с шестом, которым необходимо проверять прочность льда. Нельзя проверять прочность льда ударами ног; 4) Если человек провалился под лёд, подберитесь к нему ползком и бросьте ему верёвку, палку и тащите его; 5) Если под руками окажется широкая доска, подведите её под грудь пострадавшему, чтобы он лёг на неё и вытаскивайте пострадавшего.

12. Как оказать помощь пострадавшему на воде?

Ответ: 1) Обхватить пострадавшего сзади за плечи или подмышки и плыть с ним. 2) Если тонущий цепляется за вас, возьмите его одной рукой под подбородок и подтащите к себе, чтобы его голова оказалась вровень с вашей, лицом вверх; 3) На берегу необходимо удалить воду из лёгких пострадавшего; 4) Если пострадавший без сознания, сделать искусственное дыхание способом «рот в рот».

13. Ваши действия, если вы, купаясь, запутались в водорослях?

Ответ: 1) Не барахтаться, беспорядочно перебирая ногами - вы запутаетесь ещё больше. 2) Отталкиваясь обеими ногами, постараться освободиться. 3) Если это не удалось, тереть поочередно одной ногой другую, скатывая с них водоросли; 4) Не нырять, иначе водоросли опутают шею; 5) Освободившись, плыть осторожно, стараясь меньше шевелить ногами, пока не минуете опасное место.

14. Меры предупреждений инфекционных заболеваний.

Ответ: 1) Придерживаться правил гигиены (мыть руки перед едой, после возвращения с улицы, после посещения туалета и др.) 2) Не пользоваться предметами гигиены других людей; 3) Мыть фрукты, овощи горячей проточной водой; 4) Не употреблять несвежие продукты; 5) Избегать контактов с больными людьми; 6) Пить только кипячённую воду.




IX этап

Ориентация на местности


1–5 классы

1. Какие способы ориентирования вам известны?

Ответ: С помощью специальных навигационных приборов, компаса или карты, по Солнцу, Лyне, Полярной звезде, приближенно по местным предметам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам.

2. Вспомните и назовите способы ориентирования на местности по местным признакам?

Ответ: Направление на юг можно определить по большому скоплению смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает быстрее на северных склонах. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает на северной сторон дерева. Пологая сторона муравейника обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева.

3. Как вы, заблудившись в городе совсем один, будете добираться домой? Расскажите?

Ответ: Дойдите до поста ГАИ, сообщить, что вы потерялись. До ближайшей остановки транспорта, спросить как доехать до вашей остановки. Выйти к железной дороге и вдоль нее дойти до ближайшей станции электрички.

Для всех классов

4. Вы заблудились в лесу – ваши действия?

Ответ: Прежде чем войти в лес, надо сориентироваться по Солнцу и при дальнейшем движении сверяться с ними, помня, что Солнце утром находится на Востоке, в полдень - на Юге, к вечеру - на Западе.

Если вы заблудились и разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог надо выходить «на воду» идти вдоль нее вниз по течению: ручей обязательно приведет к реке, на которой группа встретит людей, жилье, получат необходимую помощь. По ходу на видных местах следует оставлять записки – это облегчит и ускорит поиск пропавших.

Для старших классов

5. Как вы ориентируетесь с помощью часов?

Ответ: Определение сторон света с помощью часов.

Часы необходимо положить горизонтально и повернуть их так , чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Через центр циферблата мысленно провести линию в направлении цифры 1 при летнем времени – 2 . Биссектриса угла, образованного между этой линией и часовой стрелкой , показывает направление север – юг, при этом юг до 12 ч находится справа от Солнца, а после 12 ч слева .

6. Покажите на местности – азимут СВ, Ю, ЮЗЗ.

Определяются по компасу совмещением сторон горизонта и градусного деления циферблата?

X этап

Зеленые друзья и недруги


Для 1–5 классов

1. Перечислите как можно больше растений, которые можно употреблять в пищу.

2. Перечислите как можно больше лекарственных растений. При каких заболеваниях их применяют?

3. Назовите ядовитые грибы. Почему их нельзя использовать в пищу?

4. Перечислите известные вам ядовитые растения.

В помощь судье:

1. Борщевик, гусиный лук, донник, крапива, камыш, клевер, медуница, орляк, щавель, чистяк. Из них изготавливают борщи, супы, салаты, окрошку.

2. Валериана (успокоительное), спорыш (ранозаживляющее), зверобой (противовоспалительное, ранозаживляющее, обеззараживающее), крапива (кровоостанавливающее, противогнойное), лопух (кровоостанавливающее, ранозаживляющее, жаропонижающее), мать-и-мачеха (отхаркивающее, ранозаживляющее), пижма (обеззараживающее), подорожник (ранозаживляющее, противовоспалительное, отхаркивающее), пустырник (успокоительное), ромашка лекарственная (противовоспалительное), щавель конский (против ожогов), медуница (противовоспалительное), клевер (от желудочных заболеваний), мята (при простудных заболеваниях), чабрец (при простудных заболеваниях) и др.

3. Мухомор, бледная поганка, ложные опята. Эти грибы содержат ядовитые вещества, которые могут привести к отравлению и смерти.

4. Беладонна, белена, ландыш, паслен сладко-горький, бузина, болиголов, воронец.


Для 7–11 классов

1. Перечислите как можно больше растений, которые можно употреблять в пищу.

2. Из каких растений можно приготовить ароматные и полезные напитки?

3. Какие растения используют при остановке кровотечений?

4. Назовите природные антисептики, найдите их в гербарии.

5. Назовите ядовитые грибы. Какие симптомы наблюдаются при отравлении грибами? Ваши действия при оказании первой помощи.

6. Перечислите ядовитые растения. Найдите их в предложенном гербарии.

В помощь судье:

1. Одуванчик, крапива, мята, земляника, ежевика, корневища рогоза, камыша, тростника и др.

2. Из веток малины, душицы, земляники, ежевики, Иван-чая, рябины, чабреца, шиповника, мяты дикой.

3. Крапива, лопух, тысячелистник.

4. Пижма, крапива, зверобой.

5. Симптомы отравления грибами: тошнота, головокружение, рвота, судороги, потеря сознания. Необходимо сделать промывание желудка теплой водой с содой. Дать выпить молоко или активированный уголь и отправить в больницу.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос