В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

"Судьба человек -воплощение судьбы народа в годы войны"

"Судьба человек -воплощение судьбы народа в годы войны"

Наталья Бирюкова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 11405 комментариев: 2
Краткое описание
Познакомить с событиями Великой Отечественной войны на примере рассказа М.Шолохова "Судьба человека"
Описание
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Класс: 11
Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
ОУ: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
E mail: natascha.biriuckova2012@yandex.ru

Конспект урока:
Тема:«Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели по литературе:

Образовательные:
·
Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;
·
Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
·
Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
·
Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;
Развивающие:
·
Развивать умение работать с художественным текстом;
·
Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.
Воспитательные:
·
Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.
·
Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.
Цели по истории

Образовательные:

  • Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;
  • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;
· Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
· использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
Воспитательные:

  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
· формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.
Развивающие:

  • развивать историческое мышление, расширять кругозор;
  • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;
  • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
· научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
· — развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.
Оборудование:

· карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,
· Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
· Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.
  • CD битвы ВОВ
  • Мультимедийный проектор;
  • экран,
· учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,
· Портрет М.А.Шолохова
· Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.
· Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой
· Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.
· Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»
Методы:словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод
Технологии:учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.
Примечание:слова учителя литературы подчеркнуты чертой.
Ход урока
Мультимедийное сопровождение
1. Оргмомент
Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный: литература и история, два преподавателя)


2. Сообщение темы и целей урока:
Тема урока: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Цели урока литературы: сообщает учитель литературы
-познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;
-познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека»
— дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.
-развивать умение работать с художественным текстом
Цели урока истории: сообщает учитель истории
— углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;
-повторить даты и события;
-уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах
-воспитывать патриотические качества личности

Высвечивается тема на экране. Слайд №1.
Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.
Цели урока истории –слайд№3
3. Основная часть
1)Работа с эпиграфом:
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.

— как вы понимаете слова?
2) Работа со словарем Ожегова
Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»?
Определение по словарю Ожегова
Патриот – 1.Человек, проникнутый патриотизмом
2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь
Патриотизм-преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

— В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)
3) Работа над ассоциациями
— Как вы понимаете слово «война»?
Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.
Чтение стихотворения (раздаточный материал)
Владислав Занадворов
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок
Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)
война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

4) Повторение (литература):
Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты…
— Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)
Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.
-О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

Обратимся к рассказу М.Шолохова  «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой?
-От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Вывод учителя:
Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)
-Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

А) довоенная жизнь
Литература: (открыть книги)
Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)
— О каких исторических событиях упоминает Андрей?
-Как автор подчеркивает, что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)
— Какие профессии изучил Соколов? (по тексту)
-Что значила для Андрея его семья, дети?
— Имел ли право Андрей на счастье?
Вывод учителя:
Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье.

Работа в маршрутных листах

Б) Война (песня «Священная война»)
История:
22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор <metricconverter w:st=«on» productid=«1939 г»>1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

СССР
Германия
ПЛАНЫ
1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.
1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.
СИЛЫ
5.5 млн. человек,
4 тыс. танков,
42 тыс. орудий
3 тыс. самолетов
6.2 млн. человек,
3 тыс. танков,
43 тыс. орудий,
3.4 тыс. самолетов.
Учитель:Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?
Учащиеся:Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.
Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)
— В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)
Каковы итоги военных действий в Крыму? (Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)
Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером»
Вступление:Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.
-Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?
— За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?
-Охарактеризовать Мюллера?
— О чем думает Соколов, готовясь к смерти?
-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

-Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
-Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).

-Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?

-В чем заключена нравственная победа Андрея?

Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.

Сталинградская битва 19 ноября 1942г. –
2 февраля <metricconverter w:st=«on» productid=«1943 г»>1943 г.
Видеохроника военных лет
Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)
А — выписать дату
Б — итог битвы
С- почему немцы стремились захватить Сталинград?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)
Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.
Учитель:Победа под Сталинградом стала началом изгнания фашистов с советской земли.
— в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника, образовалась Курская дуга. (Работа с картой).
— К лету 1943 года планы сторон были следующими (раздаточный материал)
ГЕРМАНИЯ
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск
Активная оборона (изматывание сил противника)




Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»
Активизация деятельности партизан в тылу врага






Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.

12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.
Работа в маршрутных листах с. 201
А – выписать даты
Б — итог
С — значение

Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
Литература
1944 год
-Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)
-Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)
-Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)
— Приняла ли Родина Соколова?
-Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?
-Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?
— Что отняла война у Соколова?
-Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?
-Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

История:
8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»
В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Стих:
Мы здесь с тобой не потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя —
Великой Армии простой солдат!
Послевоенная жизнь Андрея Соколова
Страна одержала победу, но война обездолила многих, принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.
Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека». (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12
Анализ эпизода:
-Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?
Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни.

-В чем теперь смысл жизни для Андрея?
— Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту)

Работа в маршрутных листах
Судьба
— Почему рассказ назван «Судьба человека»?
-Как вы понимаете слово «судьба»
Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.
— Судьба –
1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).
2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).
— От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

Закрепление
-Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)
История:
-Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?
-Патриот ли Андрей Соколов?
Слайды о патриотизме
Д, з история, литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)
Слова эпиграфа
Слайд№4
Определение слова «патриот», «патриотизм»
Слайд №5-6
Высвечивается слово «война»
Слайд№7
Слайды:
Смерть, отвага, поле сражения,
Вспышки обстрела, головная боль
Слайд№8-9
«Судьба человека»
1957 год
Слайд № 10-13
Портрет писателя –слайд №14
Слайд №15
План Барбаросса – слайд №16
Наступление на Москву – слайд №17
Карта – слайд №18
Слайд №19
Портрет Талалихина-слайд №20
Портрет Панфилова-слайд №21
Слайд №22
Значение битвы – слайд №23
Слайд №24
Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)
Кадры док. Хроники – слайды №26-27
Иллюстрации к рассказу – слайд №28
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
Слайд №35,
Иллюстрации танков – слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
Слайд №44
Слайд №45
Слайд №46
Слайд №47
Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49
Д.з. – слайд №50

Маршрутный лист (уровень А)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература
История
Довоенная жизнь Андрея Соколова.
О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________
_______________________________
______________________________
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.
Стратегический замысел советского командования в летней кампании <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г. (обведите правильный ответ):
Война.
Как Андрей попал в плен?_______
______________________________
______________________________
Сталинградская битва.
Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________
_____________________________
Послевоенная жизнь.
Что отняла война у Соколова:
А) родителей
Б) дом, семью
В) жизнь
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.
Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________
________________________________


Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Маршрутный лист (уровень В)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
литература
История
Довоенная жизнь Андрея Соколова.
Имел ли право Андрей на счастье?
_______________________________
______________________________
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.
Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г.?______________
Война.
Перечислите черты характера Андрея?_____________________
____________________________
___________________________
Сталинградская битва.
Какой итог битвы?_____________
_______________________________
____________________________
Послевоенная жизнь.
Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
_______________________________
_______________________________
________________________________
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.
Какой итог битвы?_____________
_______________________________
____________________________



Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?

Маршрутный лист (уровень С)
Тема: «Судьба человека» — воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Литература
История
Довоенная жизнь Андрея Соколова.

Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________

______________________________
Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года?
Война.
В чем А.Соколов видит свой долг?
_____________________________
_______________________________
_______________________________
Сталинградская битва.
Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________
_____________________________
____________________________
____________________________
Послевоенная жизнь.
В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________
_____________________________
____________________________
____________________________
Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.
Напишите значение битвы:______
______________________________
______________________________
______________________________


Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?
Из воспоминаний А. М. Василевского
“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ <metricconverter w:st=«on» productid=«1942 г»>1942 г.” (раздаточный материал)
К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.
Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<… .>
Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.


СССР
Германия

ПЛАНЫ
1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.
1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.

СИЛЫ
5.5 млн. человек,
4 тыс. танков,
42 тыс. орудий
3 тыс. самолетов
6.2 млн. человек,
3 тыс. танков,
43 тыс. орудий,
3.4 тыс. самолетов.
ГЕРМАНИЯ
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск
Активная оборона (изматывание сил противника)




Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»
Активизация деятельности партизан в тылу врага

Приложение:
Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»
Цели:
·
Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
·
Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)
·
Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СDносителях для подготовки к уроку.
·
Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
sudba.doc Скачать



Методическая разработка интегрированного урока

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Класс: 11

Преподаватель: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы

ОУ: ГОУ НПО «профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области

E mail : natascha.biriuckova2012@yandex.ru

Конспект урока:

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели по литературе:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с творчеством М.А.Шолохова;

  • Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;

  • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;

  • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны;

Развивающие:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;

  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.

  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.

Цели по истории

Образовательные:

  • Углубить у учащихся знания об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе этой войны;

  • раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;

  • Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.

  • использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,

Воспитательные:

  • показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

  • формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.

  • развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

Развивающие:

  • развивать историческое мышление, расширять кругозор;

  • закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;

  • учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

  • научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

  • - развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.



Оборудование:

  • карта «Великая Отечественная война Советского Союза»,

  • Портреты советских военачальников, героев Вов, политических и государственных деятелей; репродукции картин.

  • Компьютер для учителя, ноутбуки у обучающихся.

  • CD битвы ВОВ

  • Мультимедийный проектор;

  • экран,

  • учебник А.А.Левандовский. История России ХХ века,

  • Портрет М.А.Шолохова

  • Художественный текст рассказа «Судьба человека» в электронном виде – мультимедийный учебник.

  • Учебники по литературе 11 класс под редакцией Журавлевой

  • Мультимедийное сопровождение: музыка, слайды, отрывки из кинофильмов.

  • Иллюстрации к книге М.А.Шолохова «Судьба человека»

Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии, интегративный метод

Технологии: учебный диалог, элементы педагогической мастерской, технология продуктивного обучения.

Примечание: слова учителя литературы подчеркнуты чертой.

Ход урока

Мультимедийное сопровождение

  1. Оргмомент

Приветствие, отметить отсутствующих, необычность урока (интегрированный: литература и история, два преподавателя)


  1. Сообщение темы и целей урока:

Тема урока: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы всего русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока литературы: сообщает учитель литературы

-познакомиться с прозой М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне;

-познакомиться с произведением (рассказом-эпопеей) «Судьба человека»

- дать характеристику главному герою рассказа Андрею Соколову, сопоставить его судьбу с судьбой целого поколения военных лет.

-развивать умение работать с художественным текстом

Цели урока истории: сообщает учитель истории

- углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;

-повторить даты и события;

-уметь работать с картой, атласами, в маршрутных листах

-воспитывать патриотические качества личности

Высвечивается тема на экране. Слайд №1.



Цели урока литературы на одном слайде. Слайд №2.







Цели урока истории –слайд№3














  1. Основная часть

1)Работа с эпиграфом:

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще.

И если патриот вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

- как вы понимаете слова?

2) Работа со словарем Ожегова

Как вы понимаете слово «патриот»? «патриотизм»?

Определение по словарю Ожегова

Патриот – 1.Человек , проникнутый патриотизмом

2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь



Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу

- В каких ситуациях патриотические качества раскрываются лучше всего? (в экстремальных жизненных ситуациях, на войне)



3) Работа над ассоциациями

- Как вы понимаете слово «война»?

Война – 1. Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

2. Борьба, враждебные отношения с кем, чем- нибудь.

Чтение стихотворения (раздаточный материал)

Владислав Занадворов

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок



  • Назовите слова, которые определяют понятие «война» (социализация)

война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает.

4) Повторение (литература):

Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты..

- Назовите фамилии поэтов, писателей- фронтовиков? Слайды)

Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

-О чем повествуют книги о Великой Отечественной войне?

Обратимся к рассказу М.Шолохова «Судьба человека», который был опубликован в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Мы прочитали рассказ. Какое отношение к этому произведению? Кто главный герой?

-От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Вывод учителя:

Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками –Андреем Соколовым и Ванюшей- завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

- На сколько частей можно разделить жизнь Соколова (на три)

-Какие? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь)

А) довоенная жизнь

Литература: (открыть книги)

Главный герой рассказа Андрей Соколов. Расскажите о довоенной жизни героя. (Рассказ учащегося)

- О каких исторических событиях упоминает Андрей?

-Как автор подчеркивает , что главный герой представитель простого народа? (речь, манера общаться, выходец из народа)

- Какие профессии изучил Соколов? (по тексту)

-Что значила для Андрея его семья, дети?

- Имел ли право Андрей на счастье?

Вывод учителя:

Довоенная жизнь героя небогата событиями: гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе, потом шофером, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой , но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье.

Работа в маршрутных листах

Б) Война (песня «Священная война»)

История:

22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия без объявления войны, нарушив договор 1939 г. о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

Как назывался план по захвату СССР? (план «Барбаросса»)

Для плана войны против СССР фашистские военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы. Барбаросса, по-русски Рыжебородый, жил в двенадцатом веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбаросса» определяет характер войны как жестокой, истребительной и разрушительной. На осуществление плана «Барбаросса» отводилось полтора-два месяца.

Восстановление опорных знаний:

Учитель: В чем причины отступления советской армии в первые месяцы войны?

Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность советской Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе.

Война в жизни героя рассказа Шолохова «Судьба человека»

Все встали на защиту нашей страны. Главный герой рассказа «Судьба человека» как и все советские люди ушел на фронт.

- Где начал войну Андрей Соколов?

-Как раскрывался характер героя на войне?

-Как относится Соколов к войне? В чем видит свой долг?

(по тексту)

- Почему Андрею не довелось повоевать? ( по тексту)

Работа в маршрутных листах



III Исторические события ВОВ

Сегодня мы обратимся к трем крупным сражениям, повлиявшим на весь ход войны:

  • Московская битва.

  • Сталинградская битва.

  • Курская битва

Наступление на Москву:

30 сентября 1941 года 77гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. Фашисты считали, что падение столицы ошеломит советских людей, они потеряют волю к победе. Почему, придавая большое значение Москве, немцы одновременно начнут наступление на Ленинград и Киев? Зачем им нужно растягивать войска от Баренцева до Черного моря? (план «Барбаросса» предусматривал удар трезубцем, а не удар штыком потому, что на северо-западе и на юго-западе страны стоят сильные группировки советских войск; клин немецких армий, направленных на Москву, подвергнется нашему удару во фланги и тыл.)

Теперь обратимся к карте – битва за Москву. Покажите города: на севере - Калинин, Ржев. На юге – Тула. Синие стрелы на карте – это направления завершающих ударов немецко-фашистских войск. Положение очень тяжелое. 14 октября немцы заняли Калинин, нависнув с севера над Москвой. А танковая армия Гудериана прорвалась к Туле, угрожая Москве с юга.

Оборона Москвы. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Г.К.Жуков.

Защищали столицу на земле и с неба. Воздушные бои разворачивались прямо над городом.

Доклад учащегося: В ночь на 8 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин на высоте около 5000 метров обнаружил вражеский бомбардировщик. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь, но у Виктора кончились боеприпасы. Тогда он принимает решение идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран.

Для защиты вокруг столицы рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали "ежи" - противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев.

На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

Подвиг панфиловцев.

Доклад учащегося: 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Все ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили и наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

7 ноября 1941 года проходил военный парад, прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт. На защиту Москвы поднялась вся страна.

Наступление советских войск. 5 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров.

- Почему отстояли Москву?(массовый героизм, патриотизм народа, умелое руководство Жукова, просчеты Гитлера – расчет на блицкриг)


Значение битвы. В результате контрнаступления под Москвой Германия потерпела первое крупное поражение, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Окончательный крах потерпел гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР. За массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Москве присвоено почетное звание "Город-Герой"

Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца -

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Москва! До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

(Александр Прокофьев)

Андрей в плену

Только благодаря стойкости, мужеству, выносливости советских людей была одержана первая победа – отстояли Москву.

Испытания на войне были не в бою, но и в нечеловеческих условиях плена, который прошел главный герой рассказа.

Анализ эпизода «В церкви – первая ночь в плену»

- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в условияхз полной несвободы? (предатель Крыжнёв, взводный, военврач)

-Какая позиция ближе Андрею Соколову?

- Почему Соколов убивает предателя? (текст)

- Как немцы относились к военнопленным? (по тексту)

-Как проявляются человеческие качества Андрея в плену?

- Как относились немцы к мирным жителям на захваченной территории? (сжигали деревни, уничтожена деревня Хатынь, убивали мирных жителей. Издевались, пытали людей, создавались концлагеря, в которых немцы проводили опыты. Истребляли беззащитных женщин и детей, сжигали в печах)

Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к воспоминаниям Василевского, участника тех событий. При чтении обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ)

Из воспоминаний А. М. Василевского

О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.





 

СССР

Германия

ПЛАНЫ

1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.

1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.




СИЛЫ

5.5 млн. человек,

4 тыс. танков,

42 тыс. орудий

3 тыс. самолетов

6.2 млн. человек,

3 тыс. танков,

43 тыс. орудий,

3.4 тыс. самолетов.

Учитель: Сделайте вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Советской армии только в танках. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно.

Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года. (Работа в маршрутных листах)

- В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? (уровень С)

Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Крым занят немцами, которые продвигаются к Волге и на Кавказ)

Анализ эпизода «Поединок Андрея с лагерфюрером Мюллером»

Вступление: Немцы продвигались к Сталинграду, были уверены, что одержат победу и уже праздновали это событие.

-Была ли попытка бегства из лагеря? Отношение фашистов к побегу Андрея?

- За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря?

-Охарактеризовать Мюллера?

- О чем думает Соколов , готовясь к смерти?

-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

-Зачем , прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

-Почему Андрей соглашается выпить за свою погибель, а отказывается от закуски? ( проследить по тексту).

- Почему Мюллер даровал Андрею жизнь?

-В чем заключена нравственная победа Андрея?

Вывод: Диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.

Сталинградская битва 19 ноября 1942г. –

2 февраля 1943 г.


Видеохроника военных лет


Работа в маршрутных листах (с. 200-201, 1 абзац)

А - выписать дату

Б - итог битвы

С- почему немцы стремились захватить Сталинград?



Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. (работа с картой)

Вопрос уровню Б- Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом изгнания фашистов с советской земли.

- в феврале 1943 года в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника, образовалась Курская дуга. (Работа с картой).

- К лету 1943 года планы сторон были следующими (раздаточный материал)

ГЕРМАНИЯ

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

Активная оборона (изматывание сил противника)



Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Активизация деятельности партизан в тылу врага





Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.

12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены . План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода. был сорван.

Работа в маршрутных листах с. 201

А – выписать даты

Б - итог

С - значение

Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

Литература

1944 год

-Как немцы относятся к пленным к концу войны? (по тексту)

-Почему Герой рассказа не теряет веру в то, что он все-таки избавится от немецкого плена? (вера в Победу, в жизнь)

-Как Андрей бежит из уз немецкого плена? (по тексту)

- Приняла ли Родина Соколова?

-Всегда ли так встречали тех, кто прошел плен?

-Что пришлось пережить Андрею Соколову после плена?

- Что отняла война у Соколова?

-Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла все самое дорогое?

- Все отняла война у Соколова. Нет семьи, родной дом разрушен. Сломала ли война жизнь Андрею? Сломался ли он внутренне?

История:

8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Песня «День Победы»

В Москве около Кремлевской стены есть могила неизвестного солдата. Горит Вечный огонь. На каменной плите слова: “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

Стих:

Мы здесь с тобой не потому что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат!

Послевоенная жизнь Андрея Соколова

Страна одержала победу, но война обездолила многих , принесла горе людям. Среди них герои рассказа – Андрей Соколов и маленький Ванюшка.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьба человека» . (Встреча с Ванюшей) –эпзод №12

Анализ эпизода:

-Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

Ваня нашел отца, а Андрей обрел сына. Несмотря на то, что война сломала жизнь героев, отняв у них самое дорогое, Андрей и Ванюша, два одиноких человека оказались так нужны друг другу. Андрей Соколов обрел смысл жизни.

-В чем теперь смысл жизни для Андрея?

- Как вы думаете, вырастит ли Андрей достойного гражданина? (работа по тексту)

Работа в маршрутных листах



Судьба

- Почему рассказ назван «Судьба человека»?

-Как вы понимаете слово «судьба»

Работа с электронным толковым словарем в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» и со словарем русского языка.

- Судьба –

1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни (энциклопедия «Кирилла и Мефодия»).

2. Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).



- От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка, мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.

Закрепление

-Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа? (работа в маршрутных листах)

История:

-Почему СССР одержал победу в основных сражениях и в Вов?

-Патриот ли Андрей Соколов?

Слайды о патриотизме

Д,з история , литература: исследовательская работа «Мои родственники в годы войны» (интервьюирование)

Слова эпиграфа

Слайд№4



















Определение слова «патриот», «патриотизм»

Слайд №5-6









Высвечивается слово «война»

Слайд№7























Слайды:

Смерть, отвага, поле сражения,

Вспышки обстрела, головная боль

Слайд№8-9









«Судьба человека»

1957 год

Слайд № 10-13



Портрет писателя –слайд №14





























































Слайд №15









План Барбаросса – слайд №16



























































Наступление на Москву – слайд №17















Карта – слайд №18





Слайд №19



Портрет Талалихина-слайд №20

















Портрет Панфилова-слайд №21





Слайд №22















Значение битвы – слайд №23











Слайд №24



















Слайд №25 (иллюстрации к рассказу)





















Кадры док. Хроники – слайды №26-27





















































































Иллюстрации к рассказу – слайд №28





































Слайд №29











Слайд №30



Слайд №31



Слайд №32



Слайд №33





Слайд №34



















Слайд №35,

Иллюстрации танков – слайд №36



















Слайд №37







Слайд №38

























Слайд №39



Слайд №40

























Слайд №41









Слайд №42











Слайд №43







Слайд №44











Слайд №45





















Слайд №46





Слайд №47

Высказывания уч-ков о патриотизме – слайд №48-49

Д.з. – слайд №50





























Маршрутный лист (уровень А)

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Литература

История

Довоенная жизнь Андрея Соколова.

О каких исторических событиях упоминает Андрей?______________

_______________________________

______________________________

Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

Стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г. (обведите правильный ответ):

А) введение оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление

Б) уход в глухую оборону

В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории.

Война.

Как Андрей попал в плен?_______

______________________________

______________________________

Сталинградская битва.

Выпишите дату Сталинградской битвы_______________________

_____________________________

Послевоенная жизнь.

Что отняла война у Соколова:

А) родителей

Б) дом, семью

В) жизнь

Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

Выпишите даты Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой._____________________

________________________________



Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?



Маршрутный лист (уровень В)

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

литература

История

Довоенная жизнь Андрея Соколова.

Имел ли право Андрей на счастье?

_______________________________

______________________________

Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

Каков стратегический замысел советского командования в летней кампании 1942 г.?______________

______________________________


Война.

Перечислите черты характера Андрея?_____________________

____________________________

___________________________

Сталинградская битва.

Какой итог битвы?_____________

_______________________________

____________________________

Послевоенная жизнь.

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

_______________________________

_______________________________

________________________________


Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

Какой итог битвы?_____________

_______________________________

____________________________



Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?

Маршрутный лист (уровень С)

Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Литература

История

Довоенная жизнь Андрея Соколова.

Как автор подчеркивает простоту главного героя? (речь, манера общаться, выходец из народа)_______________________

______________________________

Московская битва. Наступательные операции в Крыму в конце апреля 1942 года.

В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года?


Война.

В чем А.Соколов видит свой долг?

_____________________________

_______________________________

_______________________________

Сталинградская битва.

Почему немцы стремились захватить Сталинград?__________________

_____________________________

____________________________

____________________________

Послевоенная жизнь.

В чем смысл жизни для Андрея после встречи с Ванюшкой?___________

_____________________________

____________________________

____________________________


Курская битва. Танковое сражение под Прохоровкой.

Напишите значение битвы:______

______________________________

______________________________

______________________________



Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?





Из воспоминаний А. М. Василевского

О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.” (раздаточный материал)

К середине марта Генеральный штаб завершил все расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему. В результате В.И. Сталин согласился.

Гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали захватить кавказскую нефть, донецкую индустрию, промышленность Сталинграда. Этим добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .>

Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.


 

СССР

Германия


ПЛАНЫ

1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.

1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.



СИЛЫ

5.5 млн. человек,

4 тыс. танков,

42 тыс. орудий

3 тыс. самолетов

6.2 млн. человек,

3 тыс. танков,

43 тыс. орудий,

3.4 тыс. самолетов.

ГЕРМАНИЯ

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ


План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск

Активная оборона (изматывание сил противника)





Новые виды вооружения: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Активизация деятельности партизан в тылу врага






Приложение:

Презентация «Судьба человека – воплощение судьбы народа»

Цели:

  • Обеспечить эффективное формирование качественных знаний, умений и навыков посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.

  • Содействовать повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам (литература и история)

  • Прививать интерес обучающихся к использованию информации, найденной и обработанной из интернета, словарей на СD носителях для подготовки к уроку.

  • Актуализировать творческие способности обучающихся при составлении мини-презентаций к определенному этапу урока.



presentation.zip Скачать
sudba cheloveka.zip Скачать
Обсуждение материала
Марина Вербич
20.05.2012 13:54
Урок интересен, использованы разнообразные формы работы, что очень важно на интегрированном занятии. Спасибо за разработку
Наталья Кузавкова
25.04.2013 18:36
Огромное спасибо за разработку урока.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос