«Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»
Поэтому школьник должен не просто услышать, что химия определяет все аспекты жизни человека, а убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на многие «почему» из сферы своей жизнедеятельности.
Ему полезно узнать,
- Почему не из всякой кружки можно пить и не каждой вилкой можно есть?
- О чем говорит этикетка?
- Как сохранить здоровье, природу?
Последнее возможно только в том случае, если курс химии содержательно и интересно расскажет о химизме важнейших бытовых и технических процессов,
В последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ослаблению химического образования. Из школьной программы стали исчезать сведения о химических производствах, резко ограничились возможности эксперимента, не находит должного отражения прикладной аспект химического образования.
Все это идет вразрез с идеей профессиональной ориентации школьников через предмет, резко снижает мотивацию к изучению химии, переводит эту живую экспериментальную науку, всегда привлекавшую учащихся удивительными превращениями, в область сухих абстракций, при изучении которых основным «реактивом» становится мел.
БЕЗ СОМНЕНИЯ, значение химии в современном мире будет только возрастать. А общество, какой бы идеологии оно ни придерживалось, заинтересовано в осознанном выборе подрастающим поколением профессии. Все эти проблемы могут быть успешно решены при грамотной организации образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Анализируя свою деятельность в осуществлении практико-ориентированного подхода в обучении химии, я определила направление, позволяющее нивелировать данные противоречия, и хочу предоставить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»
Идеи проведения учебных экскурсий не новы. В конце 19- начале 20 века передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело в журналах «Русский турист» и «Русская школа». В 1910 году напечатана первая книга «Школьные экскурсии», в которой разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. К 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом были признаны равноправными среди других методов обучения.
Учебная экскурсия– это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности в определенном социокультурном пространстве.
Социокультурное пространство можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле – это мир в целом, Россия, как естественно исторический феномен со всей её социокультурной системой народов. В узком смысле – это непосредственно социокультурная среда, в которой происходит развитие личности вообще и становление специалиста в частности.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета. Социокультурное пространство снимает барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Социокультурное пространство — это зеркало, где отражаются различные грани духовного состояния общества.
Именно этот постулат и был положен в основу программы развития нашего образовательного учреждения, которая позволяет формировать у учащихся базовые национальные ценности в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в условиях введения ФГОС нового поколения.
Программа развития нашего образовательного учреждения опирается на фундаментальное ядро содержания общего образования и отражает основные направления развития личности:
v личностная культура;
v социальная культура;
v семейная культура.
По каждому из этих трех направлений в гимназии разработаны целевые программы по реализации основных идей и требований современного образования.
Я участвовала в разработке целевой программы «Экскурсионно-краеведческая деятельность и профориентационная работа в условиях гимназии».
Целью данной программы является развитие социокультурного пространства гимназии через организацию экскурсионной и профориентационной деятельности с учащимися и родителями.
Данная программа позволяет расширить рамки учебного процесса через организацию внеурочной деятельности по предмету, что предусматривается новыми стандартами.
Работая вместе с коллегами в контексте основных идей реализации этой программы, главной целью в работе в организации экскурсионной деятельности учащихся считаю: формирование устойчивого интереса к предмету «Химия» с последующим применением приобретенных знаний во всех сферах жизнедеятельности человека.
Опыт моей работы формировался в течение 6 лет в тесном сотрудничестве с учителями других предметов: мировой художественной культуры, биологии, географии, физики, истории, классными руководителями, администрацией гимназии, представителями предприятий, музеев, экскурсоводом туристической фирмы «Навигатор», родителями обучающихся..
Продолжение скачать
|
Екатерина Иосифовна Горват, учитель химии МОУ гимназии № 96, г.Челябинск, высшая квалификационная категория, |
«Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»
«Широко распростирает химия руки свои
в дела человеческие…»
М.В. Ломоносова
Большая часть людей получает химическую подготовку только в школе.С одной стороны, с химическими веществами и процессами систематически имеют дело все из нас, но при этом с пониманием могут корректировать свои действия лишь не многие. Большинство детей и взрослых при вопросе : «Что такое химия?» - говорят о вредных веществах и загрязнениях окружающей среды. Хотя никто не сделал так много для улучшения жизни людей как химики.
Поэтому школьник должен не просто услышать, что химия определяет все аспекты жизни человека, а убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на многие «почему» из сферы своей жизнедеятельности.
Ему полезно узнать,
-
Почему не из всякой кружки можно пить и не каждой вилкой можно есть?
-
О чем говорит этикетка?
-
Как сохранить здоровье, природу?
Последнее возможно только в том случае, если курс химии содержательно и интересно расскажет о химизме важнейших бытовых и технических процессов,
В последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ослаблению химического образования. Из школьной программы стали исчезать сведения о химических производствах, резко ограничились возможности эксперимента, не находит должного отражения прикладной аспект химического образования.
Все это идет вразрез с идеей профессиональной ориентации школьников через предмет, резко снижает мотивацию к изучению химии, переводит эту живую экспериментальную науку, всегда привлекавшую учащихся удивительными превращениями, в область сухих абстракций, при изучении которых основным «реактивом» становится мел.
БЕЗ СОМНЕНИЯ, значение химии в современном мире будет только возрастать. А общество, какой бы идеологии оно ни придерживалось, заинтересовано в осознанном выборе подрастающим поколением профессии. Все эти проблемы могут быть успешно решены при грамотной организации образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Анализируя свою деятельность в осуществлении практико-ориентированного подхода в обучении химии, я определила направление, позволяющее нивелировать данные противоречия, и хочу предоставить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»
Идеи проведения учебных экскурсий не новы. В конце 19- начале 20 века передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело в журналах «Русский турист» и «Русская школа». В 1910 году напечатана первая книга «Школьные экскурсии», в которой разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. К 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом были признаны равноправными среди других методов обучения.
Учебная экскурсия – это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности в определенном социокультурном пространстве.
Социокультурное пространство можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле – это мир в целом, Россия, как естественно исторический феномен со всей её социокультурной системой народов. В узком смысле – это непосредственно социокультурная среда, в которой происходит развитие личности вообще и становление специалиста в частности.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета. Социокультурное пространство снимает барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Социокультурное пространство — это зеркало, где отражаются различные грани духовного состояния общества.
Именно этот постулат и был положен в основу программы развития нашего образовательного учреждения, которая позволяет формировать у учащихся базовые национальные ценности в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в условиях введения ФГОС нового поколения.
Программа развития нашего образовательного учреждения опирается на фундаментальное ядро содержания общего образования и отражает основные направления развития личности:
-
личностная культура;
-
социальная культура;
-
семейная культура.
По каждому из этих трех направлений в гимназии разработаны целевые программы по реализации основных идей и требований современного образования.
Я участвовала в разработке целевой программы «Экскурсионно-краеведческая деятельность и профориентационная работа в условиях гимназии».
Целью данной программы является развитие социокультурного пространства гимназии через организацию экскурсионной и профориентационной деятельности с учащимися и родителями.
Данная программа позволяет расширить рамки учебного процесса через организацию внеурочной деятельности по предмету, что предусматривается новыми стандартами.
Работая вместе с коллегами в контексте основных идей реализации этой программы, главной целью в работе в организации экскурсионной деятельности учащихся считаю: формирование устойчивого интереса к предмету «Химия» с последующим применением приобретенных знаний во всех сферах жизнедеятельности человека.
Опыт моей работы формировался в течение 6 лет в тесном сотрудничестве с учителями других предметов: мировой художественной культуры, биологии, географии, физики, истории, классными руководителями, администрацией гимназии, представителями предприятий, музеев, экскурсоводом туристической фирмы «Навигатор», родителями обучающихся.
Планирование и проведение учебных экскурсий осуществляется исходя из:
-
Примерной программы основного общего и среднего(полного) общего образования по химии.
-
Психологического тестирования учащихся с целью выявления ведущих типов восприятия (кинестетического, визуального, аудиального)
-
Опроса учащихся и родителей.
-
Изучения возможностей региона
При проведении учебных экскурсий я ставлю следующие задачи:
-
обогащать знания учащихся по химии
-
активизировать познавательную и практическую деятельность
-
устанавливать связи теории с практикой
-
формировать и развивать эстетическое восприятие мира
-
развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, память, мышление
-
формировать профориентационную культуру учащихся
В ходе работы был сформирован следующий алгоритм действий:
-
разработка классификаций учебных экскурсий по определённым признакам
-
выбор объекта
-
разработка методики проведения экскурсии
По содержанию экскурсии бывают:
1) тематические: однотемные и многотемные;
2) комплексные.
По времени проведения относительно изучаемых тем или разделов химии:
-
вводные;
-
сопутствующие;
-
заключительные.
Считаю, что учебные экскурсии по химии целесообразнее проводить как комплексные, совместно с учителями других предметов. Это раскрывает большие возможности для осуществления межпредметных связей, что имеет важное значение для формирования у учащихся единой научной картины мира.
Вводные экскурсии предваряют изучение материала, они чаще всего связаны с теми продуктами, которые детям давно знакомы. Такие экскурсии не перегружены сложной терминологией, химизмом. Чаще всего на данных экскурсиях дети получают подарок, который могут показать родителям.
За годы работы в этом направлении мною составлен перечень вводных учебных экскурсий, которые я организую с учащимися 8 – х классов, разработано их содержание и методическое сопровождение.
К числу таких экскурсий относятся следующие:
-
Завод «Pepsi» самое высокотехнологичное предприятие пищевой промышленности в регионе;
-
Коелгинское месторождение белоснежного мрамора самое крупное в мире.
Для учащихся 9 – х классов я организую сопутствующие экскурсии, которые ответствуют основным разделам программы курса химии 9 класса: «Металлы и неметаллы». Это предприятия металлургической и силикатной промышленности, а также музеи и выставки уральских мастеров.
Во время подобных экскурсий учащиеся узнают такие интересные факты, которые позволяют гордиться родным краем:
-
Только Златоустовский металлургический завод выпускает сталь для изготовления подарочного холодного оружия для президентов, премьер-министров, королей, шейхов;
-
В каждом третьем сотовом телефоне в мире работают кристаллы Южно-уральского предприятия «Кристалл»;
-
Только 2 завода в России отливают колокола и один из них в Каменске –Уральском;
Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением теоретического материала и призваны обеспечить более глубокое его понимание, дополнить их знания новыми фактами, показывающими роль химии в создании оптимальных условий жизни.
Заключительные экскурсии являются более наукоёмкими, высокотехнологичными, максимально интегрированными со всеми сферами жизни. Данные учебные экскурсии я провожу с учащимися 10 – 11 классов.
Тематика соответствует программному содержанию по предмету :
-
В ГРЦ им.Макеева, где создают самые современные ракеты для подводных лодок;
-
На ПО «Маяк», от работы которого зависит деятельность АЭС Восточной Европы, Индии, Китая, .
Учитывая лингво-гуманитарный профиль нашей гимназии, я показываю ребятам, какой мощной силой является знание языка в достижении успеха и профессионального роста при наличии технологической специальности. При этом независимо от типа учебных экскурсий учащиеся видят работу сотрудников предприятий, производящих реальный продукт.
От типа учебной экскурсии зависит выбор объекта. Он в первую очередь должен быть безопасным для экскурсантов. Поэтому не всегда удается посетить предприятия, особенно ярко демонстрирующие достижения химии.
В своей методике проведения учебных экскурсий я выделяю следующие этапы:
-
выбор объекта, который предполагает взаимодействие с экскурсоводом и технологом производства, согласование с администрацией гимназии, оформлении документации
-
предварительная подготовка учащихся, родителей на собрании:
-
Сообщение темы, цели, задач экскурсии.
-
Определение с учащимися объема знаний, необходимых для понимания экскурсионного материала
-
Краткая характеристика предприятия
-
знакомство с планом экскурсии, инструктаж по технике безопасности
-
Выбор формы отчетности (проект, презентация, эссе, фильм, составление задач…)
-
Деление учащихся на группы, каждая из которых получает конкретное задание согласно выбранной форме отчетности
Вся подготовительная работа строится так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии.
3) непосредственная деятельность на учебной экскурсии включает в себя:
-
Контроль соблюдения правил техники безопасности
-
Организация деятельности учащихся во время учебной экскурсии.
-
итоговая конференция, на которой учащихся представляют отчёты по результатам учебной экскурсии: проекты, презентации, видеофильмы и т.д.
Если говорить о комплексе условий, обеспечивающих распространение моего опыта, то наш регион настоящий Клондайк для учебных экскурсий по химии и другим предметам.
Мы с детьми побывали на 18 предприятиях, 4 месторождениях полезных ископаемых, в 14 музеях в 15 городах и посёлках Урала, 2 предприятиях по обработке алмазов г.Будапешта и г.Амстердама.
Это позволяет детям не только знакомиться с родным краем, но и гордиться им.
Свой опыт я стараюсь транслировать коллегам других образовательных учреждений через:
-
участие :в районных, городских и областных семинарах учителей химии, биологии;
-
выступления на заседаниях городских профессиональных сообществ учителей химии и районного методического объединения, руководителем которого я являлась на протяжении трех лет.
-
проведение открытых уроков по итогам учебной экскурсии для учителей химии, биологии, географии, МХК.
-
проведение методических дней в гимназии № 96.
-
организацию совместных учебных экскурсий с учащимися Металлургического района (МОУ № 33, № 61, № 82, №88, № 73, № 94 ) и других образовательных учреждений г. Челябинска и области (МОУ №11 Центрального района; МОУ №93, №28 Курчатовского района; Прохорово - Баландинской школы Сосновского района Челябинской области.);
-
проведение мастер-классов для молодых специалистов в «Школе молодого учителя г.Челябинска.
Одной из новых форм представления своего опыта является личный Интернет-ресурс — блог «Любите химию». www.himik96.blogspot.com
Для успешной реализации моего опыта необходимы следующие условия:
-
системность и продолжительность во времени;
-
поддержка администрации образовательного учреждения и родительской общественности;
-
заинтересованность, активность и коммуникативность педагога;
-
взаимодействие с промышленными предприятиями, музеями, культурными центрами.
Результат своей деятельности я вижу, прежде всего
-
в повышении мотивации к изучению химии;
-
в активном и заинтересованном познании мира, осознании ценности труда, науки и творчества;
-
в умении учиться, осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике;
-
в выборе учениками технологических специальностей, доля которых растёт с каждым годом;
-
в участии ребят в олимпиадном движении, проектной деятельности;
-
в достаточно высоком балле ЕГЭ (ср.балл 2009г.-66,5; 2010г.-77, 2011 г - 69), что позволяет учащимся успешно продолжать обучение в престижных вузах города, области, России: ЧГМА, ЧелГУ, ЮУРГУ, Агроинженерная Академия, Троицкая Ветеринарная Академия, РУДН (г.Москва), Сельскохозяйственная Академия (г.Москва),Уральский политехнический институт, Оксфордский Университет, Московский институт текстильной промышленности, Пермская государственная фармацевтическая академия.
Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Важно и то, что учебные экскурсии повышают квалификацию учителя и позволяют полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально излагать его.
Мир производства - огромный, увлекательный. Можно интересно рассказывать о получении бумаги, выплавке стали, изготовлении фарфора, но ничто не заменит непосредственного наблюдения за технологическим производством.
Учебные экскурсии наглядно подтверждают слова М.В. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» и способны помочь учащимся подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика решения расчетных и экспериментальных задач по химии (ФГОС)
- Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках химии в свете ФГОС ООО
- Организация внеурочной деятельности по химии как условие реализации новых образовательных стандартов
- Метапредметный подход в обучении химии в соответствии с ФГОС ОО
(Уважаемый автор! На этой странице необходимо размещать только тезисы, аннотацию работы. А всю работу - в прикреплённом файле.)