В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 5 по 7 ноября 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

«Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»

«Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»

Екатерина Горват
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123 голосов:1просмотров: 3709 комментариев: 1
Краткое описание
Обобщение опыта работы по организации учебной экскурсии
Описание
Большая часть людей получает химическую подготовку только в школе.С одной стороны, с химическими веществами и процессами систематически имеют дело все из нас, но при этом с пониманием могут корректировать свои действия лишь не многие. Большинство детей и взрослых при вопросе: «Что такое химия?» — говорят о вредных веществах и загрязнениях окружающей среды. Хотя никто не сделал так много для улучшения жизни людей как химики.
Поэтому школьник должен не просто услышать, что химия определяет все аспекты жизни человека, а убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на многие «почему» из сферы своей жизнедеятельности.
Ему полезно узнать,
- Почему не из всякой кружки можно пить и не каждой вилкой можно есть?
- О чем говорит этикетка?
- Как сохранить здоровье, природу?
Последнее возможно только в том случае, если курс химии содержательно и интересно расскажет о химизме важнейших бытовых и технических процессов,
В последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ослаблению химического образования. Из школьной программы стали исчезать сведения о химических производствах, резко ограничились возможности эксперимента, не находит должного отражения прикладной аспект химического образования.
Все это идет вразрез с идеей профессиональной ориентации школьников через предмет, резко снижает мотивацию к изучению химии, переводит эту живую экспериментальную науку, всегда привлекавшую учащихся удивительными превращениями, в область сухих абстракций, при изучении которых основным «реактивом» становится мел.
БЕЗ СОМНЕНИЯ, значение химии в современном мире будет только возрастать. А общество, какой бы идеологии оно ни придерживалось, заинтересовано в осознанном выборе подрастающим поколением профессии. Все эти проблемы могут быть успешно решены при грамотной организации образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Анализируя свою деятельность в осуществлении практико-ориентированного подхода в обучении химии, я определила направление, позволяющее нивелировать данные противоречия, и хочу предоставить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»
Идеи проведения учебных экскурсий не новы. В конце 19- начале 20 века передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело в журналах «Русский турист» и «Русская школа». В 1910 году напечатана первая книга «Школьные экскурсии», в которой разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. К 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом были признаны равноправными среди других методов обучения.
Учебная экскурсия– это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности в определенном социокультурном пространстве.
Социокультурное пространство можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле – это мир в целом, Россия, как естественно исторический феномен со всей её социокультурной системой народов. В узком смысле – это непосредственно социокультурная среда, в которой происходит развитие личности вообще и становление специалиста в частности.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета. Социокультурное пространство снимает барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Социокультурное пространство — это зеркало, где отражаются различные грани духовного состояния общества.
Именно этот постулат и был положен в основу программы развития нашего образовательного учреждения, которая позволяет формировать у учащихся базовые национальные ценности в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в условиях введения ФГОС нового поколения.
Программа развития нашего образовательного учреждения опирается на фундаментальное ядро содержания общего образования и отражает основные направления развития личности:
v личностная культура;
v социальная культура;
v семейная культура.
По каждому из этих трех направлений в гимназии разработаны целевые программы по реализации основных идей и требований современного образования.
Я участвовала в разработке целевой программы «Экскурсионно-краеведческая деятельность и профориентационная работа в условиях гимназии».
Целью данной программы является развитие социокультурного пространства гимназии через организацию экскурсионной и профориентационной деятельности с учащимися и родителями.
Данная программа позволяет расширить рамки учебного процесса через организацию внеурочной деятельности по предмету, что предусматривается новыми стандартами.
Работая вместе с коллегами в контексте основных идей реализации этой программы, главной целью в работе в организации экскурсионной деятельности учащихся считаю: формирование устойчивого интереса к предмету «Химия» с последующим применением приобретенных знаний во всех сферах жизнедеятельности человека.
Опыт моей работы формировался в течение 6 лет в тесном сотрудничестве с учителями других предметов: мировой художественной культуры, биологии, географии, физики, истории, классными руководителями, администрацией гимназии, представителями предприятий, музеев, экскурсоводом туристической фирмы «Навигатор», родителями обучающихся..
Продолжение скачать

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Опыт в журнал сокращ.doc Скачать



Екатерина Иосифовна Горват,

учитель химии МОУ гимназии № 96,

г.Челябинск,

высшая квалификационная категория,


«Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»


«Широко распростирает химия руки свои

в дела человеческие…»

М.В. Ломоносова


Большая часть людей получает химическую подготовку только в школе.С одной стороны, с химическими веществами и процессами систематически имеют дело все из нас, но при этом с пониманием могут корректировать свои действия лишь не многие. Большинство детей и взрослых при вопросе : «Что такое химия?» - говорят о вредных веществах и загрязнениях окружающей среды. Хотя никто не сделал так много для улучшения жизни людей как химики.

Поэтому школьник должен не просто услышать, что химия определяет все аспекты жизни человека, а убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на многие «почему» из сферы своей жизнедеятельности.

Ему полезно узнать,

  • Почему не из всякой кружки можно пить и не каждой вилкой можно есть?

  • О чем говорит этикетка?

  • Как сохранить здоровье, природу?

Последнее возможно только в том случае, если курс химии содержательно и интересно расскажет о химизме важнейших бытовых и технических процессов,

В последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ослаблению химического образования. Из школьной программы стали исчезать сведения о химических производствах, резко ограничились возможности эксперимента, не находит должного отражения прикладной аспект химического образования.

Все это идет вразрез с идеей профессиональной ориентации школьников через предмет, резко снижает мотивацию к изучению химии, переводит эту живую экспериментальную науку, всегда привлекавшую учащихся удивительными превращениями, в область сухих абстракций, при изучении которых основным «реактивом» становится мел.

БЕЗ СОМНЕНИЯ, значение химии в современном мире будет только возрастать. А общество, какой бы идеологии оно ни придерживалось, заинтересовано в осознанном выборе подрастающим поколением профессии. Все эти проблемы могут быть успешно решены при грамотной организации образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Анализируя свою деятельность в осуществлении практико-ориентированного подхода в обучении химии, я определила направление, позволяющее нивелировать данные противоречия, и хочу предоставить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии»

Идеи проведения учебных экскурсий не новы. В конце 19- начале 20 века передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело в журналах «Русский турист» и «Русская школа». В 1910 году напечатана первая книга «Школьные экскурсии», в которой разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. К 1916 году экскурсии, связанные с учебным материалом были признаны равноправными среди других методов обучения.

Учебная экскурсия – это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности в определенном социокультурном пространстве.

Социокультурное пространство можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле – это мир в целом, Россия, как естественно исторический феномен со всей её социокультурной системой народов. В узком смысле – это непосредственно социокультурная среда, в которой происходит развитие личности вообще и становление специалиста в частности.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета. Социокультурное пространство снимает барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Социокультурное пространство — это зеркало, где отражаются различные грани духовного состояния общества.

Именно этот постулат и был положен в основу программы развития нашего образовательного учреждения, которая позволяет формировать у учащихся базовые национальные ценности в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в условиях введения ФГОС нового поколения.

Программа развития нашего образовательного учреждения опирается на фундаментальное ядро содержания общего образования и отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура;

  • социальная культура;

  • семейная культура.

По каждому из этих трех направлений в гимназии разработаны целевые программы по реализации основных идей и требований современного образования.

Я участвовала в разработке целевой программы «Экскурсионно-краеведческая деятельность и профориентационная работа в условиях гимназии».

Целью данной программы является развитие социокультурного пространства гимназии через организацию экскурсионной и профориентационной деятельности с учащимися и родителями.

Данная программа позволяет расширить рамки учебного процесса через организацию внеурочной деятельности по предмету, что предусматривается новыми стандартами.

Работая вместе с коллегами в контексте основных идей реализации этой программы, главной целью в работе в организации экскурсионной деятельности учащихся считаю: формирование устойчивого интереса к предмету «Химия» с последующим применением приобретенных знаний во всех сферах жизнедеятельности человека.

Опыт моей работы формировался в течение 6 лет в тесном сотрудничестве с учителями других предметов: мировой художественной культуры, биологии, географии, физики, истории, классными руководителями, администрацией гимназии, представителями предприятий, музеев, экскурсоводом туристической фирмы «Навигатор», родителями обучающихся.

Планирование и проведение учебных экскурсий осуществляется исходя из:

  1. Примерной программы основного общего и среднего(полного) общего образования по химии.

  1. Психологического тестирования учащихся с целью выявления ведущих типов восприятия (кинестетического, визуального, аудиального)

  2. Опроса учащихся и родителей.

  3. Изучения возможностей региона


При проведении учебных экскурсий я ставлю следующие задачи:

  • обогащать знания учащихся по химии

  • активизировать познавательную и практическую деятельность

  • устанавливать связи теории с практикой

  • формировать и развивать эстетическое восприятие мира

  • развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, память, мышление

  • формировать профориентационную культуру учащихся


В ходе работы был сформирован следующий алгоритм действий:

  1. разработка классификаций учебных экскурсий по определённым признакам

  2. выбор объекта

  3. разработка методики проведения экскурсии


По содержанию экскурсии бывают:

1) тематические: однотемные и многотемные;

2) комплексные.

По времени проведения относительно изучаемых тем или разделов химии:

  1. вводные;

  2. сопутствующие;

  3. заключительные.

Считаю, что учебные экскурсии по химии целесообразнее проводить как комплексные, совместно с учителями других предметов. Это раскрывает большие возможности для осуществления межпредметных связей, что имеет важное значение для формирования у учащихся единой научной картины мира.

Вводные экскурсии предваряют изучение материала, они чаще всего связаны с теми продуктами, которые детям давно знакомы. Такие экскурсии не перегружены сложной терминологией, химизмом. Чаще всего на данных экскурсиях дети получают подарок, который могут показать родителям.

За годы работы в этом направлении мною составлен перечень вводных учебных экскурсий, которые я организую с учащимися 8 – х классов, разработано их содержание и методическое сопровождение.

К числу таких экскурсий относятся следующие:

  • Завод «Pepsi» самое высокотехнологичное предприятие пищевой промышленности в регионе;

  • Коелгинское месторождение белоснежного мрамора самое крупное в мире.

Для учащихся 9 – х классов я организую сопутствующие экскурсии, которые ответствуют основным разделам программы курса химии 9 класса: «Металлы и неметаллы». Это предприятия металлургической и силикатной промышленности, а также музеи и выставки уральских мастеров.

Во время подобных экскурсий учащиеся узнают такие интересные факты, которые позволяют гордиться родным краем:

  • Только Златоустовский металлургический завод выпускает сталь для изготовления подарочного холодного оружия для президентов, премьер-министров, королей, шейхов;

  • В каждом третьем сотовом телефоне в мире работают кристаллы Южно-уральского предприятия «Кристалл»;

  • Только 2 завода в России отливают колокола и один из них в Каменске –Уральском;

Сопутствующие экскурсии проводятся параллельно с изучением теоретического материала и призваны обеспечить более глубокое его понимание, дополнить их знания новыми фактами, показывающими роль химии в создании оптимальных условий жизни.

Заключительные экскурсии являются более наукоёмкими, высокотехнологичными, максимально интегрированными со всеми сферами жизни. Данные учебные экскурсии я провожу с учащимися 10 – 11 классов.

Тематика соответствует программному содержанию по предмету :

  • В ГРЦ им.Макеева, где создают самые современные ракеты для подводных лодок;

  • На ПО «Маяк», от работы которого зависит деятельность АЭС Восточной Европы, Индии, Китая, .

Учитывая лингво-гуманитарный профиль нашей гимназии, я показываю ребятам, какой мощной силой является знание языка в достижении успеха и профессионального роста при наличии технологической специальности. При этом независимо от типа учебных экскурсий учащиеся видят работу сотрудников предприятий, производящих реальный продукт.

От типа учебной экскурсии зависит выбор объекта. Он в первую очередь должен быть безопасным для экскурсантов. Поэтому не всегда удается посетить предприятия, особенно ярко демонстрирующие достижения химии.

В своей методике проведения учебных экскурсий я выделяю следующие этапы:

  1. выбор объекта, который предполагает взаимодействие с экскурсоводом и технологом производства, согласование с администрацией гимназии, оформлении документации

  2. предварительная подготовка учащихся, родителей на собрании:

  • Сообщение темы, цели, задач экскурсии.

  • Определение с учащимися объема знаний, необходимых для понимания экскурсионного материала

  • Краткая характеристика предприятия

  • знакомство с планом экскурсии, инструктаж по технике безопасности

  • Выбор формы отчетности (проект, презентация, эссе, фильм, составление задач…)

  • Деление учащихся на группы, каждая из которых получает конкретное задание согласно выбранной форме отчетности

Вся подготовительная работа строится так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии.

3) непосредственная деятельность на учебной экскурсии включает в себя:

  • Контроль соблюдения правил техники безопасности

  • Организация деятельности учащихся во время учебной экскурсии.

  1. итоговая конференция, на которой учащихся представляют отчёты по результатам учебной экскурсии: проекты, презентации, видеофильмы и т.д.

Если говорить о комплексе условий, обеспечивающих распространение моего опыта, то наш регион настоящий Клондайк для учебных экскурсий по химии и другим предметам.

Мы с детьми побывали на 18 предприятиях, 4 месторождениях полезных ископаемых, в 14 музеях в 15 городах и посёлках Урала, 2 предприятиях по обработке алмазов г.Будапешта и г.Амстердама.

Это позволяет детям не только знакомиться с родным краем, но и гордиться им.

Свой опыт я стараюсь транслировать коллегам других образовательных учреждений через:

  • участие :в районных, городских и областных семинарах учителей химии, биологии;

  • выступления на заседаниях городских профессиональных сообществ учителей химии и районного методического объединения, руководителем которого я являлась на протяжении трех лет.

  • проведение открытых уроков по итогам учебной экскурсии для учителей химии, биологии, географии, МХК.

  • проведение методических дней в гимназии № 96.

  • организацию совместных учебных экскурсий с учащимися Металлургического района (МОУ № 33, № 61, № 82, №88, № 73, № 94 ) и других образовательных учреждений г. Челябинска и области (МОУ №11 Центрального района; МОУ №93, №28 Курчатовского района; Прохорово - Баландинской школы Сосновского района Челябинской области.);

  • проведение мастер-классов для молодых специалистов в «Школе молодого учителя г.Челябинска.

Одной из новых форм представления своего опыта является личный Интернет-ресурс — блог «Любите химию». www.himik96.blogspot.com

Для успешной реализации моего опыта необходимы следующие условия:

  • системность и продолжительность во времени;

  • поддержка администрации образовательного учреждения и родительской общественности;

  • заинтересованность, активность и коммуникативность педагога;

  • взаимодействие с промышленными предприятиями, музеями, культурными центрами.


Результат своей деятельности я вижу, прежде всего

  • в повышении мотивации к изучению химии;

  • в активном и заинтересованном познании мира, осознании ценности труда, науки и творчества;

  • в умении учиться, осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способности применять полученные знания на практике;

  • в выборе учениками технологических специальностей, доля которых растёт с каждым годом;

  • в участии ребят в олимпиадном движении, проектной деятельности;

  • в достаточно высоком балле ЕГЭ (ср.балл 2009г.-66,5; 2010г.-77, 2011 г - 69), что позволяет учащимся успешно продолжать обучение в престижных вузах города, области, России: ЧГМА, ЧелГУ, ЮУРГУ, Агроинженерная Академия, Троицкая Ветеринарная Академия, РУДН (г.Москва), Сельскохозяйственная Академия (г.Москва),Уральский политехнический институт, Оксфордский Университет, Московский институт текстильной промышленности, Пермская государственная фармацевтическая академия.

Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.

Важно и то, что учебные экскурсии повышают квалификацию учителя и позволяют полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально излагать его.

Мир производства - огромный, увлекательный. Можно интересно рассказывать о получении бумаги, выплавке стали, изготовлении фарфора, но ничто не заменит непосредственного наблюдения за технологическим производством.

Учебные экскурсии наглядно подтверждают слова М.В. Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» и способны помочь учащимся подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

6



Обсуждение материала
Наталья Ширшина
24.04.2012 15:18
Очень интересный и полезный опыт работы учителя.
(Уважаемый автор! На этой странице необходимо размещать только тезисы, аннотацию работы. А всю работу - в прикреплённом файле.)

Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров