Программа учебного практикума «Русское правописание: орфография и пунктуация» (10-11 класс)
Краткое описание
Систематизация знаний при подготовке к ЕГЭ.Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Описание
Программа учебного практикума для 10-11 классов
«Практикум по русскому языку»
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10-11 класс
(уровень, ступень образования)
2010/2012
(срок реализации программы)
Составлена на основе __примерной программы среднего(полного) общего образования по русскому языку с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы
по русскому языкуС.И.Львовой- доктора педагогических наук, профессора, зав.лабораторией обучения русскому языку Института содержания и методов обучения (ИСМО) Российской академии наук(РАО) и авторской программы
Н.Г.Гольцевой «Русский язык.10-11 классы»
(наименование программы)
Хахам Людмила Заурбековна, учитель русского языка и литературы
(Ф.и.о. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
Надым 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правписания: орфографии-10класс, пунктуации-11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напортив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Цель:
·
углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
·
повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи
Задачи :
•закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
•совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
•закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
•обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
•обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
•способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе
▪воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
▪прививать интерес и любовь к русскому языку;
▪воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
▪развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
▪воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
▪ общеклассная
▪ групповая
▪ индивидуальная
▪ парная
▪ фронтальная
▪ дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,
▪ работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
▪семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
▪работа с разнообразными лингвистическими словарями.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
▪пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•участвовать в диспуте, дискуссии;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Текущий контроль
осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:
▪ репродуктивные
▪ творческие
▪ подготовительные
▪ поисковые
.Итоговый контроль:
▪ проверочные работы
▪ тесты
▪ сочинения на предложенную тему
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося
Теоретической основойданной программы являются:
▪система языковых понятий;
▪различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
▪учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
▪уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
▪ комплексный подход при разработке занятий;
▪ вариативность содержания и форм проведения занятий;
▪ научность, связь теории и практики;
▪преемственность;
▪наглядность;
▪систематичность и последовательность;
▪прочность полученных знаний
▪активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
▪технология проблемного обучения.
▪личностно-ориентированное обучение
▪тест- технологии
▪ИКТ
▪технология разноуровневого обучения
▪технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программыв образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик;
▪овладевает глубокими систематизированными знаниями;
▪способен работать с разнообразной информацией;
▪может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
▪способен аргументировано доказать собственную точку зрения
Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю)
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
•иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка;
•владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
•уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном (в устной и письменной формах)
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•участвовать в диспуте, дискуссии;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно-
выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:, ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых
2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007
3.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,1985
4.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000
5.Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка.2004.М., 2004
Словари
1.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.-4-е изд.-М.,1999
2.Львова С.И.Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. М.,2004
3.Тихонов А.Н. Морфемно- орфографический словарь.-М.,2002
4.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
5.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
6.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984
Литература для учителя
1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.
Сборник «Программы для общеобразовательных учебных заведений»-М., Просвещение,2007
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990
3.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999
4.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-
М.,2004
5.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
Программа учебного практикума для 10-11 классов
«Практикум по русскому языку»
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
10-11 класс
(уровень, ступень образования)
2010/2012
(срок реализации программы)
Составлена на основе __примерной программы среднего(полного) общего образования по русскому языку с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы
по русскому языкуС.И.Львовой- доктора педагогических наук, профессора, зав.лабораторией обучения русскому языку Института содержания и методов обучения (ИСМО) Российской академии наук(РАО) и авторской программы
Н.Г.Гольцевой «Русский язык.10-11 классы»
(наименование программы)
Хахам Людмила Заурбековна, учитель русского языка и литературы
(Ф.и.о. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
Надым 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правписания: орфографии-10класс, пунктуации-11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напортив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Цель:
·
углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
·
повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи
Задачи :
•закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
•совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
•закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
•обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
•обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
•способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе
▪воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
▪прививать интерес и любовь к русскому языку;
▪воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
▪развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
▪воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
▪ общеклассная
▪ групповая
▪ индивидуальная
▪ парная
▪ фронтальная
▪ дифференцированная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами,
▪ работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
▪семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
▪работа с разнообразными лингвистическими словарями.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
▪пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•участвовать в диспуте, дискуссии;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Текущий контроль
осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:
▪ репродуктивные
▪ творческие
▪ подготовительные
▪ поисковые
.Итоговый контроль:
▪ проверочные работы
▪ тесты
▪ сочинения на предложенную тему
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося
Теоретической основойданной программы являются:
▪система языковых понятий;
▪различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
▪учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
▪уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
▪ комплексный подход при разработке занятий;
▪ вариативность содержания и форм проведения занятий;
▪ научность, связь теории и практики;
▪преемственность;
▪наглядность;
▪систематичность и последовательность;
▪прочность полученных знаний
▪активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
▪технология проблемного обучения.
▪личностно-ориентированное обучение
▪тест- технологии
▪ИКТ
▪технология разноуровневого обучения
▪технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программыв образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик;
▪овладевает глубокими систематизированными знаниями;
▪способен работать с разнообразной информацией;
▪может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
▪способен аргументировано доказать собственную точку зрения
Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю)
ТЕМЫ |
часы |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс |
|
Особенности письменного общения |
(2ч.) |
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки: |
|
Орфография как система правил правописания |
(2ч.) |
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них |
|
Правописание морфем |
(18ч) |
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма |
|
Слитные, дефисные и раздельные написания |
(10ч.) |
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. |
|
Написание строчных и прописных букв |
(2ч.) |
Употребление прописных букв. Работа со словарём |
|
|
|
| |
ТЕМЫ |
часы |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 класс |
|
Речевой этикет в письменном общении |
(2ч.) |
.Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Основные правила письменного общения |
|
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания |
(3ч.) |
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации: |
|
Знаки препинания в конце предложения |
(1ч.) |
Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение ёё на письме. Знаки препинания в начале предложения |
|
Знаки препинания внутри простого предложения |
(13ч.) |
Знаки препинания между членами предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, |
|
Знаки препинания между частями сложного предложения |
(8ч.) |
Виды сложных предложений Знаки препинания между частями ССП. 3.Употребление знаков препинания между частями СПП. Знаки препинания при сочетании союзов Сочетание знаков препинания. |
|
Знаки препинания при передаче чужой речи |
(3ч.) |
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога Разные способы оформление на письме цитат |
|
Знаки препинания в связном тексте |
(4ч.) |
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста |
|
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс ( 34 часа) | |||||
№п\п |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ЦЕЛЬ |
ЗУН |
| |
ЗНАТЬ |
УМЕТЬ |
| |||
Особенности письменного общения (2ч.) | |||||
1 |
1.Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. |
Показать единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. |
Знать:формы речевого общения, формы письмен ной речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. |
Уметь: делать языковой анализ рече вого высказывания. Моделировать речевую ситуацию |
|
2 |
2.Особенности письменной речи: |
Систематизация знаний по теме «Деловое письменное общение» |
Знать: формы письменных высказываний и их призна ки: письма, записки, дело вые бумаги, рецензии, ста тьи, репортажи, сочине ния( разные типы), конс пекты, планы, рефераты и т.п. |
Уметь использовать средств письма для передачи мысли; ориентироваться на зрительное восприятие текста и невозмож ность учитывать немедленную реакцию адресата. |
|
Орфография как система правил правописания (2ч.) |
| ||||
3 |
1.Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. |
Подчеркнуть роль орфо графии в письменном об щении людей, ёё возмож ности для более точной передачи смысла речи. |
Знать: орфографическое правило как разновид ность учебно-научного текста |
Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др. |
|
4 |
2.Разделы русской орфографии |
Повторить разделы русской орфографии |
Знать: историю русской орфографии, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них |
Уметь определять орфографическое правило, давать толкование |
|
Правописание морфем (18ч.) | |||||
5 |
1.Правописание корней. |
Повторить роль смыслово го анализа при подборе од нокоренного проверочного слова |
Знать:систему правил, свя занных с правописанием морфем. Принцип единооб разного написания морфем- ведущий принцип русской орфографии (морфематичес кий). |
Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного слова. |
|
6 |
2.Правописание гласных корня |
Напомнить о проверяемых и непроверяемых безудар ных в корне слова; форми ровать навыки проверки безударных гласных в кор не слова, графического обо значения условий выбора правильных написаний; развивать навык использо вания различных способов проверки безударной гласной в корне |
Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарём |
|
7 |
3. Фонетический принцип написания |
Ознакомление с условиями выбора букв Ы и И после приставок. Правила, нару шающие единообразие написания корня( ы и и в корне после приставок); |
Знать правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ- |
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний |
|
8 |
4.Группы корней с чередованием гласных |
Углубить сведения о кор нях с чередованием глас ных об основных типах чередования в корне слова; продолжить формирование навыков выразительного чтения |
Знать :1.зависимость от гла гольного суф.-а-;2.зависи мость от последующего согласного3.зависимость от ударения)4.корни с полно гласными неполногласными сочетаниями |
Уметь писать корни с чередо ванием 1)-кас-//кос-, -лаг-//лож-, -бир-//бер_,-тир-//тер-,стил-//стел — и др.) 2)-раст//рос-,_скак-//скоч-(3)-гар//гор-,-твар//твор-, клан//клон-,-зар//зор-(-оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле |
|
9 |
5.Обозначение на письме согласных корня: |
Повторить звонкие и глу хие; непроизносимые; удво енные согласные |
Знать: чередование соглас ных в корне связанные с этим орфографические трудности (доска- дощатый) |
Находить орфограмму- со гласную в корне, подбирать проверочное слово |
|
10 |
6.Правописание иноязычных словообразовательных элементов |
Систематизировать знания о правописании иноязыч ных словообразовательных элементов. Иноязычные приставки |
Знать правописание иноязычных словообразо вательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.) |
Уметь использовать морфологичес кий принцип написания слов с иноя зычными словообразовательными элементами |
|
11 |
7.Правописание приставок. |
Повторить деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. |
Знать:принципы написа ния приставок. 1)приставки на з\с — фонетический прин цип;2)все остальные прис тавки( русские и иноязыч ные по происхождению)-. |
Уметь: использовать морфологичес кий принцип написания, фонетичес кий принцип написания |
|
12 |
8.Приставки пре и при |
Повторить орфографичес кие правила, регулирую щие выбор букв Е и И в приставках ПРЕ-ПРИ. Развивать умение анализировать изучаемый материал |
Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ и ПРИ; словарные слова; правописание слов с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИРоль смыслового написания слова при различении приставок пре- при |
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфогра фическим словарём |
|
13 |
9.Правописание суффиксов. |
Систематизировать прави ла написания суффиксов в разных частях речи Повто рить систему правил, свя занных с написанием суф фиксов в словах разных частей речи |
Знать:. Роль морфемно- словообразовательного ана лиза слова при выборе пра вильного написания суфф икса.Типичные суффиксы имён существительных и их написание:-арь-,-тель-,-ник-,-изн(а),-есть-(-ость-),-ени(е) и др.Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. |
Уметь:применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. Пользоваться орфографическим словарём и справочником по правописаниюСуффиксы –ек-и–ик, –ец-и- иц — в именах существительных со значением уменьшительности Проводить морфемный разбор слова |
|
14 |
10.Типичные суффиксы прилагательных и их написание: |
Систематизировать прави ла написания суффиксов в прилагательных. Повторить систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи |
Знать типичные суффиксы прилагательных-оват(-еват -евит-,-лив-,-чив- --чат-,-оньк-(-еньк-) и др. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. |
Различать на письме суффиксы –ив — и –ев-; -к- и –ск — в именах прилагательных.Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний |
|
15 |
11.Типичные суффиксы глагола и их написание |
Научить применять алго ритм действий при выборе гласных в суффиксах глаго лов |
Знать условия выбора глас ных букв в суффиксах глаго лов –ОВА-(ЕВА-) и ЫВА-(ИВА-)Различение на пись ме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-/обес-(обезлесеть-обез лесить); -ться- и –тся- в глаголах |
Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов–ОВА-(ЕВА-) и ЫВА-(ИВА-); графически обозначать условия выбора правильных написаний:-и-,-е-,-а-,-ка-,-ва-,-ирова-,-ича-,-ану-, и др. |
|
16 |
12.Образование причастий с помощью специальных суффиксов. |
1Систематизировать зна ния об условиях выбора гласной перед Н в полных и кратких страда тельных причастиях. 2.Формиро вать практическое умение верно определять гласную перед Н. 3.Повторить пра во писание полных и крат ких страдательных причас тий и прилагательных. |
Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени( посеять-посеявший- посеянный) |
Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед « в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой Р.Р.Расшифровывать аббревиатуру, подбирать различ ные варианты толкования; |
|
17 |
13.Правлписание н и нн в полных и кратких формах причастий. |
1.Систематизироватьзнания о правилах написания Н и ННв суффиксах кратких страда тельных причастий и кратких отглагольных прилагательных 2.Формировать навык на писания Н и НН в суффиксах |
Знать об условиях пере хода причастий в прилагательные знать условия вы бора Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных при лагательных; ход рассужде ния для разграничения крат ких страдательных причас тий и кратких отглагольных прилагательных, |
Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями; делать выбор Н и НН в суффикса |
|
18 |
14.Правописание окончаний. |
Систематизировать знания о правилах написания окончаний в разных частях речи |
Знать:систему правил, регулирующих правописа ние окончаний слов разных частей речи |
Различение окончаний –е-и-и- в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. |
|
19 |
15.Различения морфем, в составе которых находится орфограмма |
Повторить орфографичес кие правила, требующие различения морфем, в сос таве которых находится ор фограмма:о и е после ши пящих и ц в корне, суф фиксе и окончании; пра вописание ы и и после ц; употребление раздели тельных ь и ъ |
Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительныхупотребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем |
Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний |
|
20 |
16 Правописание согласных на стыке морфем |
Систематизировать знания о морфемном составе слова |
Знать о правилах правописания согласных на стыке морфем; |
Уметь правильно писать слова типа матросский, петроградский. Написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рщ, чк, нн |
|
21 |
17. Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов. |
Показать взаимосвязь зна чения, морфемного строе ния и написания слова |
Знать: зависимость между морфологической принад лежностью слова и его мор фемным строением Этимо логическая справка как при ём объяснения написания морфем. |
Уметь: объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов |
|
22 |
18.Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. |
Систематизировать прави ла употребления Ь для обо значения мягкости соглас ных и грамматических форм; использование раз делительных Ь и Ъ знаков |
Орфография: роль букв Ъ и Ь в слове. Морфемика: части сло ва. Фонетика: буквы, не обозначающие звука |
Навык правописания Ъ и Ь в исконно русских и заимство ванных словах |
|
Слитные дефисные, и раздельные написания (10ч.) | |||||
23 24 |
1.2… Написания не с различными частями речи |
Закрепление правила напи сания НЕ в отрицательных и неопределенных местои мениях, в отрицательных наречиях, причастиях; отра ботка умения написания НЕ с различными частями речи |
Знать о различии на письме частиц НЕ и НИ. Различие час тицы НИ, союза НИ – НИ, приставки НИ-; форми ровать умение различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. |
Уметь различать частицы. Графичес ки обозначать условия выбора орфо ргаммыУметь работать по алгоритмуГрамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи |
|
25 |
3.4… Различение приставки ни и слова ни(частицы, союза) |
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы |
Знать о различии на письме частиц НИ и приставки НИ |
Уметь различать частицы, графи чески обозначать условия выбора орфограммы.Уметь работать по алгоритму |
|
26 |
Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. |
1.Повторить слитное и раз дельное написание приста вок в наречиях2. Формиро вать навыки слитного и раздельного написания на речий 3.Р.Р. Конструиро вание предложений и сло восочетаний, умение под бирать синонимы |
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Историческая справка о происхождении некоторых наречий |
Уметь правильно писать слова с изу ченным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора пра вильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользо ваться орфографическим словарем. |
|
27 |
5Граматико- орфографические отличия приставки и предлога. |
Познакомить с многознач ными предлогами.2.Форми ровать умение правильно употреблять предлоги.4Р.Р. Уметь составлять словосо четания с предлогами |
Знать об однозначных и многозначных предлогах, находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользо ваться в речи предлогами — синонимами |
Уметь определять значения предлогов в словосочета ниях; употреблять нужный падеж зависимого сущест вительного с предлогом в словосочетании; составл ять словосочетания с ис пользованием подходящих по смыслу предлогов; |
|
28 29 |
6.7… Особенности написания производных предлогов. |
1.Систематизировать зна ния о производных и непро изводных предлогах. 3.Нау чить отличасть производ ные предлоги от синони мичных им частей речи 4.Формировать умение подбирать предлоги- синонимы |
Знать неморфологический способ образования произ водных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных. Употреб ление существительных с предлога ми по, благодаря, согласно, вопреки; |
Уметь находить непроизводные и про изводные предлоги; отличать произ водные предлоги от не производных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предло ги; Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. |
|
30 |
8… Образование и написание сложных слов |
Показать смысловые и грамматические различия в написании сложных слов |
Знать: система правил дан ного раздела правописания Роль смыслового и грамма тического анализа слова при выборе правильного написания |
Смысловые и грамматические отли чия прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосоче таний (многообещающий- много обещающий)сложных |
|
31 |
9.Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. |
1.Познакомить с дефисным написанием частиц.-то-.ка. 2.Формировать навык дефисного написания. 3.Повторить дефисное написание местоимений, прилагательных и наречий |
Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. |
Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний. |
|
32 |
10… Работа со словарём «Слитно или раздельно?» |
Навыки работы со словарной статьёй |
Знать: роль смыслового и грамматического анализа при слитном и раздельном написании |
Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов |
|
Написание строчных и прописных букв(2ч.) | |||||
33 34 |
1.Употребление прописных букв 2.Работа со словарём «Строчная или прописная?» |
Навыки работы со словарной статьёй |
Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы |
Уметь правильно употреблять строчную и прописную буквы |
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс ( 34 часа) | |||||
|
|
|
ЗУН |
| |
№п\п |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ЦЕЛЬ |
ЗНАТЬ |
УМЕТЬ |
|
|
Речевой этикет в письменном общении (2ч.) | ||||
1. |
1.Речевой этикет как правило речевого поведения. |
Рассказать о речевом этикете как компоненте культуры речи. |
Речевая ситуация и употреб ление этикетных форм изви нения, просьбы, благодар ности, приглашения и т.п. в письменной форме. |
Уметь применять основные правила речевого этикета. Речевой этикет в частной и деловой переписке. |
|
2 |
2.Особеннсти речевого этикета |
Познакомить с особенно стями речевого этикета |
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (сообщения, электронная почта, телефакс и др.) |
Уметь применять основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета |
|
|
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3ч.) |
| |||
3 |
1.Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. |
Дать сведения из истории русской пунктуации Основное назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ёё понимания. |
Знать: основные функции пунктуационных знаков. Принципы русской пункту ации |
Уметь: определять принад лежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам |
|
4 5 |
2.Разделы русской пунктуации. 3.Основные функции пунктуационных знаков. |
Повторить разделитель ные, выделительные зна ки препинания, знаки завершения. 1)знаки препинания в конце предложения;2)знаки препина ния внутри простого предло жения;3)знаки препинания между частями сложного пред ложения;4)знаки препинания при передаче чужой речи; 5)знаки препинания в связном тексте |
Знать основные функции пунктуационных знаков Знать:предложение- одна из основных единиц синтак сиса, выполняющая комму никативную функцию и хара ктеризующаяся смысловой и интонационной законченнос тью. |
Уметь правильно применять знаки препинания. Обозначить основные функции пунктуационных знаков Уметь: определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения |
|
Знаки препинания в конце предложения (1ч.) | |||||
6 |
1.Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения |
Граница предложения, отражение ёё на письме. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. |
Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Смысловая роль многоточия |
Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. |
|
Знаки препинания внутри простого предложения(13ч.) | |||||
7 |
1.Знаки препинания между членами предложения |
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в непол ном предложении; интона ционные особенности этих предложе ний. |
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Правила постановки тире. |
Интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой. Употреблять тире между подлежащим и сказуемым. Использовать составные именные сказуемые для х-ки человека |
|
8 |
2.Знаки препинания между однородными членами предложения. |
Грамматические и интона ционные особенности пред ложений с однородными членами. Интонация перечисления |
Знать правило постановки знаков препинания при одно родных членах. Однородные члены, соединённые двой ными союзами |
Уметь:интонационно правильно произносить предложения с одно родными членами, выделять зна ками препинания на письме. |
|
9 |
3.Интонационные и пунктуационные осо бенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. |
3.Однородные члены, не соединённые союзом. Одно родные члены, соединён ные неповторяющимися союзами. |
Правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова |
Находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или передними), правильно расставлять знаки препинания; интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. |
|
10 |
4.Однородные и неоднородные определения,) |
Различение однородных и неоднородных определеий на основе семантико-грам матической и интонацион ной характеристики предло жения и его окружения (контекста) |
Основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных |
Умение отличать однородные определе- ния от неоднородных и ставить знаки пре пинания при однородных и неоднород -ных определениях. Определять роль однородных определений в раскрытии авторского замысла |
|
11 |
5.Обособленные члены предложения |
Повторить знаки препи нания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особен ности предложений с обособленными членами |
Обособление-выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире |
Интонационно правильно произно сить предложения с обособленны ми членами, определять их роль в предложении. Показывать графи чески интонацию обособления. |
|
12 |
6.Обособленные определения |
Повторить виды обособле нных определений (согла сованные и несогласован ные). Способ выражения обособленного определе ния.Обобщить знания ос новных правил обособле ния определений и умения применять их на письме |
Знать распространённые и нераспространённые, согла сованные и несогласованные Причастный оборот как осо бая синтаксическая констру кция. Грамматико-пунктуа ционные отличия причастно го и деепричастного оборотов. |
Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысло вые, интонационные, граммати ческие, пунктуационные. Нахо дить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми |
|
13 |
7.Обособленные приложения |
Систематизировать знания об обособленном приложении |
Правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову) |
Распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения. Объяснять условия обособления. Уметь применять знания на практике |
|
14 |
8.Обособление обстоятельств, |
Систематизировать зна ния об основных прави лах обособления обстоя тельств и умения приме нять их на письме Спосо бы выражения обособлен ного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот) |
Обособление обстоятель ств, выраженных одиноч ным деепричастием и дее причастным оборотом.Смы словые и интонационные особенности предложений с обособленными об стоя тельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. |
Согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочёты в построении предложений с обособленными обстоятельствами |
|
15 |
9.Обособление дополнений |
Смысловая и интонацион ная характеристика предло жений с обособленными дополнениями. |
Виды уточняющих Дополнений, правила выделения уточняющих членов |
Умение выделять уточняющие члены в предложении, опираясь на семантико-интонационный анализ высказывания |
|
16 |
10.Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. |
Формировать умение производить синтаксический разбор предложения с обособленными членами |
Порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами |
Производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме |
|
17 |
11.Сравнительный оборот |
Систематизировать знания о постановке знаков препи нания при сравнительном обороте. |
Знать принцип составления таблиц обобщающего харак тера Знаки препинания в предложениях с сравнитель ным оборотом |
Умение правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения |
|
18 |
12.Вводные слова. |
Закрепить знания о групп пах вводных слов по значе нию. Виды вводных предло жений. Частицы и наречия, не являющиеся вводными словами. Знаки препина ния при словах, граммати чески не связанных с членами предложения. |
Интонационные и пунктуа ционные особенности пред ложений с вводными слова ми. Семантико-грамматичес кие отличия вводных слов от созвучных членов предло жения. |
Разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза. Выделять вводные слова знаками препинания. Определять текстообразующую роль вводных слов |
|
19 |
13.Предложения с обращениями. |
Умение отличать обращение от созвучных слов Обращение в предложениях с прямой речью |
Что такое распространённое обращение. Способы выраже ния обращения. Интонацион ные и пунктуационные осо бенности предложений с об ращениями. Речевые форму лы обращений, используе мые в письменной речи. |
Использовать распространённые обращения в речи. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией) |
|
Знаки препинания между частями сложного предложения(8ч.) | |||||
20 |
1.Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений |
Научить видеть смысловое и стилистическое различие сложносочинённых предложений, соединённых разными сочинительными союзами |
Знать: особенности строения ССП, СПП, БСП. Сложные предложения с разными видами связи. |
Уметь :различать смысловые и стилистические особенности сложных предложений |
|
21 |
2.Знаки препинания между частями ССП. |
Расширить знания обучаю щихся о сложносочинён ном предложении; совер шенствовать навыки пос тановки знаков препинания в ССП.Закрепить знания учеников о сложносочинён ном предложении; совер шенствовать навыки пос тановки знаков препинания в ССП.Авторское употреб ление знаков препинания |
Знать сложносочинённые предложения с союзами (сое динительными, противитель ными, разделительными) Разделительные знаки препи нания между частями сложно сочинённого предложения Авторское употребление знаков препинания |
Уметь интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения Правильно ставить знаки препинания в ССП Уметь находить и классифициро вать по значению союзы в слож носочинённом предложении Синтаксические синонимы слож носочинённых предложений, их текстообразующая роль |
|
22 |
3.Употребление знаков препинания между частями СПП. |
Повторить типы простых предложений двусостав ных и односоставных) Научиться выделять границы предикативных частей |
Знать графические обозначения СПП, основные союзные средства( союз и союзное слово) |
Уметь определять границы предикативных частей, правильно расставлять знаки препинания |
|
23 |
4.Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП. |
Формировать умения уста навливать смысловые отно шения между частями бес союзного сложного предло жения в зависимости от их содержания и интонации, правильно расставлять знаки препинания |
Воспринимать предложения на слух. Производить анализ предложения, выявлять смысловые отношения между частями |
Уметь правильно интонировать бессоюзные сложные предложе ния в зависимости от смысловых отношений, выражаемых преди кативными частями |
|
24 25 |
5.6.Грамматико-интонационный анализ сложных предложений |
Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры |
Делать анализ многочлен ного сложного предложения с разнотипными связями.. Определять количество предикативных частей |
Уметь делать грамматико-интона ционный анализ сложных пред ложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков пре пинания внутри сложной синтакси ческой конструкции. Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания |
|
26 |
7. Знаки препинания при сочетании союзов |
Повторить пройденное по теме; закрепить зна ния и умения. Стечение союзов в многочленных сложных предложениях с различными видами связи |
Структура сложного предло жения с разными видами союзной и бессоюзной связи, сочетание видов связи |
Уметь производить синтаксичес кий разбор сложных предложе ний с различными видами сою зной и бессоюзной связи |
|
27 |
8.Сочетание знаков препинания. |
Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правиль но расставлять знаки пре пинания в предложениях указанной структуры |
Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы |
Овладеть навыками составления линейных схем сложных предло жений и конструировать их по заданным схемам |
|
Знаки препинания при передаче чужой речи (3ч.) | |||||
28 |
1.Прямая и косвенная речь |
Систематизация знаний. Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобст венно- прямая речь |
Знать: прямая речь, диалог, единицы прямой речи |
Уметь выделять смысловые части текста и основные средства связи между ними, ставить знаки препинания при прямой речи |
|
29 |
2.Оформление на письме прямой речи и диалога |
Систематизация знаний. Прямая речь, диалог |
Знать: структура предложений с прямой речью. |
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. |
|
30 |
3.Разные способы оформление на письме цитат |
Систематизация знаний. Стилистика: цитаты разных стилей |
Знать: цитата, способы оформления цитат |
Уметь правильно расставлять знаки препинания при цитатах |
|
Знаки препинания в связном тексте (4ч.) | |||||
31 |
1.Связный текст |
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средства связи частей текста. Типы и стили речи |
Связный текст как совокуп ность предложений, объеди нённых одной мыслью, об щей стилистической направ ленностью и единым эмо цииональным настроем |
Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.Средства связи частей текста при повествовании, описании, рассуждении |
|
32 |
2.Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. |
Научить анализировать текст с точки зрения его со отнесённости с функцио нальными разновиднос тями языка, сферами общения и задачами речи. |
Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей |
Уметь определять стиль текста, тип речи, используемый в нём, находить средства связи частей текста, исправлять недочёты в его строении |
|
33 34 |
3.4.Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста |
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания |
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста |
Уметь продуцировать тексты разных типов речи на заданную ему, высказывать своё отношение к фактам, явлениям, событиям, делить текст на абзацы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
•иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка;
•владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
•уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном (в устной и письменной формах)
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•участвовать в диспуте, дискуссии;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно-
выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:, ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых
2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007
3.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,1985
4.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000
5.Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка.2004.М., 2004
Словари
1.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.-4-е изд.-М.,1999
2.Львова С.И.Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. М.,2004
3.Тихонов А.Н. Морфемно- орфографический словарь.-М.,2002
4.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
5.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
6.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984
Литература для учителя
1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.
Сборник «Программы для общеобразовательных учебных заведений»-М., Просвещение,2007
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990
3.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999
4.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-
М.,2004
5.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Русский язык
10 класс
18 апреля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
15.10.2012 20:27
Большое спасибо за хороший материал!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»