Рабочая программа по музыке, 1 класс, УМК "Гармония"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе авторской программы М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной, О.И. Нехаевой, (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Музыка»:
-
Учебник «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И. Нехаева – Москва: «Яхонт», 2011г.
-
Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Методическое пособие «Музыка. 1 класс» для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Нотная хрестоматия «Музыка. 1 класс» для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Фонохрестоматия «Музыка. 1 класс» для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева – Москва: «Яхонт», 2011 г.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
« Музыка»
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Цель курса: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».
Задачи музыкального образования по данной программе:
-
Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.
-
Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.
-
Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.
-
Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Формы организации детей. Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей. В школе – кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями.
В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.
«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).
«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.
Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Это выражается:
-
в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
-
в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
-
в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;
-
в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;
-
в методологическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:
-
адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
-
освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;
-
целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;
-
взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия, как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.
Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Российская музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка», 1 класс
Цель курса – в процессе знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки, раскрытия многогранных связей музыки и жизни, подвести школьников к осознанию самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими средствами передавать чувства и мысли людей.
Задачи курса:
1. Освоить жанровые особенности и образную палитру песенной, танцевальной, маршевой музыки как народной, так и профессиональной традиций, школьники через интонацию учатся слышать музыкального героя и все важнейшие обстоятельства его жизни, углубляясь в проблему жизненного содержания музыкального образа, его стилевого своеобразия.
2. Сформировать умение «видеть» сквозь «интонационную оболочку» образа его конструктивную основу, помогающую осваивать средства музыкальной выразительности, выделять структурно-смысловые элементы темы, служащие опорой для ее целостной или частичной трансформации.
На начальном этапе подготовки к усвоению детьми крупных музыкальных произведений ведется интенсивная работа по развитию музыкального мышления школьников. Освоение логики преобразования одного музыкального образа и установления родства контрастных образов происходит с использованием элементов игровых технологий на уроке. Это является, с одной стороны, «гимнастикой» запоминания, что позволяет осваивать развернутые фрагменты, части крупных музыкальных произведений. Внимание школьников сосредоточивается на изменениях, движении, развитии в музыке как процессе развертывания содержания, череды музыкальных событий. С другой стороны, активизируется внимание школьников в процессе освоения качественных преобразований музыкальных образов через накопление в них различных нюансов, порой незначительных изменений, через сопоставление с другими образами, их постепенное сближение и объединение.
Пониманию своеобразия образов симфонии как инструментального жанра, способствует раскрытие специфики обобщенного типа симфонической сюжетности, не связанной напрямую ни со звукоизобразительностью, ни с литературной программой, словесным рядом или названиями. Ведущая роль музыки в синтетических жанрах опере и балете позволяет организовывать «вхождение» в них посредством моделирования: воссоздавать по музыке характеры героев, их жизненные обстоятельства, место и время действия, смысл слов и жестов, с которыми герои будут исполнять эту музыку, их сценический облик, особенности движения, декораций и т.д. Подобный «действенный анализ» естественно подводит ребенка к инсценировке фрагментов оперы и балета, «музицирования действием».
Сквозная линия в содержании занятий первого класса рассмотрение закономерностей музыкальной речи через сравнение с другими способами коммуникации: как разговорная речь, язык жестов и пластики, изобразительный язык переплавляются в музыкальную речь, значительно обогащая ее, обеспечивая ее доступность слушателям.
Выявление своеобразия музыкальной речи разных композиторов происходит через сравнение их музыки, и в том числе произведений, написанных на одну тему. Школьники выявляют и общее, и своеобразно- индивидуальное в прочтении темы каждым композитором, подходах к ее развитию, в подборе к ней контрастных тем.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
-
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
-
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
-
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
-
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся научатся:
-
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
-
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
-
обсуждать проблемные вопросы, рефлектировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
-
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
-
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
-
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
-
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением;
-
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
-
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
-
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
-
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
-
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
-
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
-
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
-
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
-
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
-
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
-
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
-
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
-
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
-
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
-
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
-
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
-
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
-
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
-
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
-
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
-
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
-
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
-
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
-
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы
Раздел I. Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш. Их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Раздел II. Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.
Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Раздел III. Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Мир музыкальных образов |
||
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальный и поэтический фольклор. Песни, танцы, игры, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор — исполнитель — слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы. Музыка для детей: видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Детский хор. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. |
Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 часов) Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Песня, танец, марш в музыке народной и композиторской: образное наполнение, жанровые атрибуты. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Творчество композитора – исполнителя – слушателя. Начальные представления о композиционных функциях музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение). Музыкальный материал: П.Чайковский. «Детский альбом». «Осень». «Мелодия». Баркарола из цикла «Времена года». Главная тема 2 части симфонии № 4. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин». Л.Бетховен. 4 (экспозиция) часть симфонии № 5. С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Вальс из оперы «Война и мир». Побочная тема из 1 части симфонии № 7. Русские народные песни, танцы и марши. |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать выраженные в музыке настроения, чувства и характер человека. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Разучивать и исполнять народные песни, Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Играть на детских музыкальных инструментах. Выражать свое отношение к музыкальным образам в пении, слове, рисунке, жесте и др. Осуществлять первые опыты импровизации (в пении, игре, пластике) в характере основных жанровых сфер музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Познакомиться с элементами нотной записи. Подбирать слова, названия, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Сочинять слова к мелодиям песен, и мелодии – к словам. Составлять композицию произведения из отдельных его частей. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы. Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах). Определять форму построения музыкального произведения. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. «Обобщение через жанр» песни, танца, марша. Симфоническая музыка. Песни, танцы, игры, обряды, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Графическая запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Формы одночастные, двух и трехчастные. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Музыка для детей, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Инструменты симфонического оркестра. |
«О чем говорит музыка?» (7 часов) Выразительность и изобразительность в музыке. Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя, места, времени и характера действия. Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности. Развитие музыки - способ выражения чувств и мыслей человека. Основные принципы развития музыки: сходство (повторение, варьирование, разработка) и различие (контраст сопоставления). Музыкальный материал: П.Чайковский. «Детский альбом». «Осень». «Мелодия». Баркарола из цикла «Времена года». Главная тема 2 части симфонии № 4. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин». Л.Бетховен. 3 и 4 (экспозиция) части симфонии № 5. С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Вальс из оперы «Война и мир». Симфоническая сказка «Петя и волк». Побочная тема из 1 части симфонии № 7. М.Глинка. «Попутная песня». Русские народные песни, танцы и марши. |
Наблюдать за отражением в музыке различных чувств и мыслей человека. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки. Воплощать контрастные чувства в звучании голоса, игре на детских музыкальных инструментах. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации. Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы. Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Ориентироваться в разных типах графической записи музыки: нотном письме как графическом выражении интонаций. Исполнять музыкальное произведение с ориентацией на графическую запись. Читать нотную запись простейших мелодий. Соотносить художественно-образное содержание музыки с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Определять форму построения музыкального произведения. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни школы. Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, оркестровая и др.). |
Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. «Обобщение через жанр» песни, танца, марша. Опера, балет, симфония. Отечественные народные музыкальные традиции. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонация — источник музыкальной речи. Интонации музыкальные и речевые. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Графическая запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Выдающиеся исполнительские коллективы: хоровые и симфонические, оперные и балетные труппы. Музыкальные театры. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Народные традиции в композиторской музыке. |
Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете. (8 часов) Своеобразие музыкально-сценических и инструментальных жанров: специфика образов и их взаимодействие в оперной, балетной и симфонической музыке. Музыка как основа синтеза искусств в опере и балете. Вокальное начало в опере: соотношение слова и музыки в пении. Мужской, женский и смешанный хоры. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии: психологическая мотивированность взаимодействия тем-образов. Музыкальный материал: П.Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица». Л.Бетховен. 1, 2 (фрагменты) части симфонии № 5. М.Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин». Русские народные песни, танцы и марши. |
Определять жизненную основу музыкальных интонаций и их развитие. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Соотносить специфические особенности разных жанров музыки. Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Воплощать содержание оперных, балетных и симфонических музыкальных образов в пении, слове, пластике, рисунке и др. Исполнять и инсценировать фрагменты из музыкально-сценических и симфонических жанров музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах). Соотносить художественно-образное содержание музыки с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Определять форму построения музыкального произведения. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни школы. Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). Определять разновидности хоров (детский, мужской, женский, смешанный). |
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песенность, танцевальность, маршевость. «Обобщение через жанр» песни, танца, марша. Песни, танцы, скороговорки. Разные типы музыкальной речи. Опера, балет, симфония. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь композитора, исполнителя как способ общения между людьми. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Графическая запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественного содержания произведения. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо, сонатное аллегро и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Музыка для детей. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Народное и профессиональное музыкальное творчество. |
«Как говорит музыка?» (6 часов) Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи. Речь музыкальная и разговорная. Музыка и движение, музыка и изображение. Основные этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Своеобразие музыкальной речи разных композиторов (Л.Бетховен, П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Глинка). Музыкальный материал: П.Чайковский. «Детский альбом». «Осень». «Мелодия». Баркарола из цикла «Времена года». Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица». Главная тема 2 части симфонии № 4. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин». Л.Бетховен. 1, 2 (фрагменты), 3 и 4 (экспозиция) части симфонии № 5. С.Прокофьев. «Детская музыка». «Болтунья». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Вальс из оперы «Война и мир». Симфоническая сказка «Петя и волк». Побочная тема из 1 части симфонии № 7. М.Глинка. «Попутная песня». Интродукция, из оперы «Иван Сусанин». Русские народные песни, танцы и марши. Дополнительный материал: П.Чайковский. Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин». Л.Бетховен. Главные темы 2 части и финала симфонии № 3. «Веселая. Грустная». «Контрданс». М.Глинка. Танцы из 2 действия оперы «Иван Сусанин». Первая песня Баяна и сцена похищения Людмилы из 1 действия, марш Черномора из 4 действия оперы «Руслан и Людмила». РЕЗЕРВ (3 часа) |
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Исследовать интонационно-образную природу языка музыкального искусства. Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыкальной речи. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыкальной речи. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование, импровизация). Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах). Соотносить художественно-образное содержание музыки с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Определять форму построения музыкального произведения. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни школы. Узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов. |
Список литературы
для учителя:
-
М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И. Нехаева. Учебник «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011г.
-
М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Методическое пособие по музыке для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Нотная хрестоматия по музыке (1 класс) для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
для учащихся:
-
М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И. Нехаева. Учебник «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011г.
-
М.С.Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
http://school-collection.edu.ru/ (Коллекция цифровых образовательных ресурсов)
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 часов) |
||||||
1. |
Музыка вокруг нас. Творчество композитора – исполнителя – слушателя. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши. Три основы музыки Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Открытие разных способов исполнения и записи музыки. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков» |
Введение в тему |
|
Общеучебные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
2. 3. |
Какие бывают марши? Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Духовой оркестр. Соотношение вступления и основной темы в марше. Особенности маршей П.Чайковского, Л.Бетховена, С.Прокофьева. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» С.Прокофьев. Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Кант «Радуйся, России - земле!» Маршевая музыка Бетховена. Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Симфонический оркестр. Музыкальный материал: Л.Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии. |
Урок углубления темы Урок углубления темы |
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
|
4. 5. |
Какие бывают танцы? Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская». С.Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки». Разнообразие вальсов Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах. Музыкальный материал: П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица» С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир». П.И.Чайковский. «Камаринская» Народный наигрыш и его композиторская интерпретация. Содержание и форма пьесы. Вариации. |
Урок углубления темы Урок углубления темы |
|
Логические:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
6. 7. |
Какие бывают песни? Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма. Песня без слов. Музыкальный материал: Русская народная песня «Во поле береза стояла», кант «Радуйся, Русской земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации. П.Чайковский. «Мелодия» для скрипки и ф-но, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин». Слова и музыка в песне Взаимодействие слов и музыки в песне. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Осень». Пьесы для фортепиано Мелодия напевная и речитативная. Песенные мелодии в фортепианных пьесах П.Чайковского и С.Прокофьева. Построение пьес. Трехчастная форма. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Сладкая греза» С.Прокофьев. «Раскаяние» Кто написал эти мелодии? Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Л.Бетховен, П.Чайковский, С.Прокофьев). Музыкальный материал: П.Чайковский. Главная тема 2 части симфонии № 4. С.Прокофьев. Побочная тема из 1 части симфонии № 7. Л.Бетховен. Связующая тема из экспозиции 4 части симфонии № 5. |
Урок углубления темы Урок углубления темы |
|
Коммуникативные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
8. |
Музыка Бетховена: песенная, танцевальная, маршевая Взаимодействие разных сфер музыки в одной мелодии. Музыкальный материал: Л.Бетховен. Темы из экспозиции 4 части симфонии № 5. |
Урок углубления темы |
|
Личностные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор |
|
9. |
Собираем музыкальное произведение Композиционные функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение). Музыкальный материал: Л.Бетховен. Экспозиция финала «Пятой симфонии». |
Обобщающий урок |
|
Регулятивные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
«О чем говорит музыка?» (7 часов) |
||||||
10. |
О чем рассказывает музыка? Выразительность и изобразительность в музыке. М.И.Глинка. «Попутная песня». Слова Н. Кукольника Выражение в музыке чувств и мыслей человека. Музыкальный материал М.Глинка. «Попутная песня». |
Введение в тему |
|
Познавательные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
11. |
Музыкальный портрет Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя. Русская народная песня «Выходили, красны девицы» Сходство и различие музыкальных образов песни. |
Урок углубления темы |
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
|
12. |
С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности. |
Урок углубления темы |
|
Регулятивные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Компьютер |
|
13. 14. |
Музыкальная история Развитие музыкальных образов в произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки. Музыкальный материал Л.Бетховен. 3 часть и экспозиция финала Пятой симфонии. |
Урок углубления темы Обобщающий урок |
|
Коммуникативные:
Регулятивные:
оценка качества |
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
15. 16. |
Пьесы для фортепиано Взаимодействие содержания и композиции в музыке. Музыкальный материал: П.Чайковский. «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». П.И.Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение). Музыкальный материал: П.Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви». П.И.Чайковский. «Детский альбом». Цикл пьес для фортепиано Начальные представления о композиционных функциях музыки: группировка частей цикла. Музыкальный язык Петра Ильича Чайковского Своеобразие музыкальной речи П.И.Чайковского. |
Урок углубления темы Обобщающий урок |
|
Общеучебные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8 часов) |
||||||
17. 18. |
Как создается балет? Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусства в балете. Создатели балетного спектакля. П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица» (2 разворота) Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Музыкальный материал: П.Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица». |
Введение в тему Урок углубления темы |
|
Регулятивные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
19. 20. |
Как создается опера? Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» (2 разворота) Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры. Музыкальный материал: М.Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин». |
Урок углубления темы Обобщающий урок |
|
Личностные:
ДеКоммуникативные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
21. 22. 23. 24. |
Как создается симфония? Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра. Людвиг ванн Бетховен. Пятая симфония (5 разворотов) Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем-образов. Музыкальный материал: Л.Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (экспозиция, разработка, реприза, кода). Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией? Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений. |
Урок углубления темы Урок углубления темы Урок углубления темы Обобщающий урок |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
«Как говорит музыка?» (6 часов) |
||||||
25. 26. |
Речь музыкальная и разговорная Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций. Интонация в речи музыкальной и разговорной Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Перенитонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. С.С.Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо. |
Введение в тему Урок углубления темы |
|
Общеучебные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
27. |
Музыкальные диалоги Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов. Музыкальный материал: Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» Музыкальные диалоги героев симфонической сказки. |
Урок углубления темы |
|
Познавательные: Общеучебные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
28. 29. |
Этапы развития музыкальной истории Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм. Вторая часть Пятой симфонии Бетховена Представление о содержании частей четырехчастного симфонического цикла. Функции второй части. |
Урок углубления темы Обобщающий урок |
|
ДеКоммуникативные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Телевизор Видеоплеер Синтезатор Компьютер |
|
30. |
От образа к звуку Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи. Обусловленность средств музыкальной выразительности образным содержанием произведения. |
Обобщающий урок |
|
Личностные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр Компьютер |
|
31. 32. 33. |
Музыкальные диалоги героев симфонической сказки. |
Урок – концерт Обобщающий урок Урок - концерт |
|
Регулятивные:
|
Проектор Интерактивная доска Музыкальный центр |
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
С уважением Даренская А.А.