Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, УМК "Гармония"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе авторской программы Т.А.Копцевой, В.П.Копцева, Е.В.Копцева (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-
Учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Художественное лото для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Москва: «Яхонт», 2011 г.
Программа рассчитана на 33часа (1 час в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
-
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности.
-
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры.
-
Развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём. Знакомство с языком изобразительного искусства.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства:
-
Формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа. Анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
-
Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
-
Развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма.
-
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу.
-
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство», 1 класс
Цель - развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи:
-
Воспитывать интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах.
-
Формировать основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
-
Способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
В ценностно-эстетической сфере:
-
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);
-
толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
-
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере:
-
способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере:
-
навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
-
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки);
-
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно-эстетическом содержанием;
-
умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
В познавательной сфере:
-
понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
-
умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
-
сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира.
В ценностно-эстетической сфере:
-
умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;
-
осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
В коммуникативной сфере:
-
способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях;
-
умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере:
-
умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
-
моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен
знать/понимать:
-
названия главных и составных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
-
элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый ).
уметь:
-
выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
-
различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
-
различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрации;
-
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
-
понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
-
различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
Композиция:
-
знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве;
-
уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции,
-
знать и применять основные пропорции предметного окружения;
-
использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамично.; композиционный центр;
-
главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет:
-
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности;
-
передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
Линия:
-
знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные),
-
использовать их знаково-символическое значение;
-
передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма:
-
знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
-
использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
-
в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём:
-
умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон);
-
в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура:
-
различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая.
Ритм:
-
знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый),
-
использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики;
-
различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре;
-
выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание программы
Раздел 1. Художник и мир природы (6 часов)
Введение. Творческая папка художника. Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин.
Многообразие цветов в природе. Изобразительное искусств и его основные виды. Художник живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер.
Мир природы дарит нам материалы для творчества. Рука – первый «инструмент» для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветная глина, ветки, камни.
Небесные переливы цвета. Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые облака. Тёмные и светлые краски.
«Есть у солнца друг…» Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком.
Капризы природы. Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т.п. Выразительные картины природы: ветер, дождь, снег.
Раздел 2. Художник и мир животных (8 часов)
Художник рисует диких зверей. Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека.
Художник рисует домашних животных. Рисунки животных разными художественными материалами. Название рисунка, отражает замысел автора: «Напуганный котёнок»,
« Внимательный кот», « Красный кот», «Казанский кот»
«В аквариуме есть кусочек моря…» Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк.
Художник рисует птиц. В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания.
Букашки-таракашки. Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
У зверей тоже бывают мамы и папы. Образы зверей в творчестве художника-графика Е.Чарушина и художника-скульптора Б.Ефимова.
«Если б только мы умели понимать язык зверей…» Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.
Животные – наши соседи. Животные – символы Нового года. Книжные иллюстрации отражают основное содержание литературного текста, рассказывающего о повадках и поведении животных.
Раздел 3. Художник и мир человека (10 часов)
Ты - художник. Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.
Художник рисует родной край. Каждый народ – художник.
Выражение природного и национального своеобразия в изобразительном искусстве.
«Какие бывают девчонки…» Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».
Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску.
«Какие бывают мальчишки…» Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».
Мужской портрет. Психологический портрет. «Все профессии важны…».
Богатыри земли российской. Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны - участники Великой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защитники Отечества.
Мамины руки. Сюжетная картина.
Выражение отношения к портретируемым через движение рук (мама моет, стирает, гладит), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы
Моя семья. Сюжетная картина.
Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд.
Транспорт на улицах селения. Пассажирский транспорт: автобусы, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси.
Раздел 4. Художник и мир искусства (9 часов)
В мире книг. Книга – источник знаний. Буквица – первая буква на странице. Красная буква - красивая буква.
Музыка цвета. Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка. Искусство мультипликации.
Театр теней. Театр – синтез слова, музыки и изображения. Выразительность теневого силуэта.
Цирковое представление. Цирковое представление – это всегда чудо. Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики.
Планетарий. Первый планетарий в России был открыт в Москве (1929).
В мире музея. Музей декоративно-прикладного искусства.
Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное. Пасхальное яйцо.
Народные промыслы. Народные промыслы, характерные для региона. Влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов. Симметричное изображение.
Москва-город музей. Москва – столица Российской Федерации – город музей. Памятники архитектуры Красной площади. Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпичный).
Государственная Третьяковская галерея. Павел Третьяков – коллекционер произведений изобразительного искусства. Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее: Иванов В. «Явление Христа народу», Кипренский А. «Портрет А.С.Пушкина», Антокольский М. «Царь Иоанн Васильевич Грозный»
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Художник и мир природы (6 часов) |
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки. Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета. Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности. Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому». Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание). Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги). Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом). Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации. Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег. Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации. Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха. Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений. |
2. |
Художник и мир животных (8 часов) |
Различать изобразительные возможности разных графических материалов. Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно). Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков. Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись). Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов. Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла. Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц. Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный), используя выразительные возможности художественных материалов. Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц. Сравнивать выразительность форм разных насекомых. Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление). Составлять целостную композицию, используя части. Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина. Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький). Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных. Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши - у зайца, нос пяточком - у свиньи, длинные усы – у кота). Оценивать выразительность масок, изображающих животных. |
3. |
Художник и мир человека (10 часов) |
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене). Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая). Оценивать выразительность графического изображения человека. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка. Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками). Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем). Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарник, космонавт). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники отечества. Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки. Выражать основную мысль через движение фигур. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры. Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.). Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин. |
4. |
Художник и мир искусства (9 часов) |
Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква»). Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии. Выбирать и использовать способы работы в технике монотипия для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет. Выражать отношение к объекту изображения через цвет. Участвовать в обсуждении выразительных средств техники кляксографии. Выбирать и использовать способы работы в технике кляксография для оформления замысла. Выражать отношение к объекту изображения через силуэт. Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей. Выражать своё отношение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки. Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста. Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве. Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами). Передавать в самом общем виде пропорции животных. Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе. Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Уметь получать симметричное изображение. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте столицы, её архитектурных памятников. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры) Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее. |
Формы проведения аттестации обучающихся 1 класса
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
-
Рефлексия 1,2 уровней
Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:
-
словесные (беседа, сообщение),
-
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
-
практические,
-
метод проблемного обучения,
-
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
-
методы контроля и самоконтроля.
Основные формы работы:
-
рисование с натуры (рисунок, живопись);
-
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
-
декоративная работа;
-
лепка;
-
аппликация с элементами дизайна;
-
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Здоровьесберегающий компонент.
На уроках изобразительного искусства используются:
-
физминутки,
-
гимнастика для глаз,
-
беседы по ТБ:
-
«Организация рабочего места»;
-
«Техника безопасности при работе с красками»;
-
«Техника безопасности при работе с клеем»;
-
«Техника безопасности при работе с пластилином».
Список литературы
для учителя:
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. (УМК «Гармония»),– Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Художественное лото для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), - Москва: «Яхонт», 2011 г.
для учащихся:
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. (УМК «Гармония»),– Москва: «Яхонт», 2011 г.
-
Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Художественное лото для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), – Москва: «Яхонт», 2011 г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
http://school-collection.edu.ru/
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
-
Хохлома
-
Гжель
-
Полхов-Майдан
-
Мезенская роспись
-
Дымковская игрушка
-
Жостово
-
Введение в цветоведение.
-
Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
-
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
-
Репродукции картин разных художников.
-
Муляжи для рисования (2 набора)
-
Коллекция бабочек для рисования
-
Серии фотографий и иллюстраций природы.
-
Фотографии и иллюстрации животных.
-
Тела геометрические (1 набор)
-
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
-
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
-
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
-
Дымковские игрушки
-
Гжель
-
Слайды картин В. Васнецова
-
Слайды иллюстраций И. Билибина
-
Слайды картин отечественных художников
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
-
Коллекция для видео «Чудеса Света»
-
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
Раздел 1. Художник и мир природы (6 часов) |
||||||
1. |
Введение. Творческая папка художника. |
УИПЗЗ |
|
Личностные: В ценностно-эстетической сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
2. |
Многообразие цветов в природе. |
КУ |
|
В познавательной (когнитивной) сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
3. |
Мир природы дарит нам материалы для творчества. |
УИТ |
|
В трудовой сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
4. |
Небесные переливы цвета. |
УЖ |
|
Художественное лото Набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи» |
|
|
5. |
«Есть у солнца друг…» |
УИТ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
6. |
Капризы природы. |
УОСЗ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Раздел 2. Художник и мир животных (8 часов) |
||||||
7. |
Художник рисует диких зверей. |
УИПЗЗ |
|
В познавательной сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
8. |
Художник рисует домашних животных. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
9. |
«В аквариуме есть кусочек моря…» |
УЖ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
10. |
Художник рисует птиц. |
КУ |
|
В ценностно-эстетической сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
11. |
Букашки-таракашки. |
УИТ |
|
В коммуникативной сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
12. |
У зверей тоже бывают мамы и папы. |
УИТ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
13. |
«Если б только мы умели понимать язык зверей…» |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
14. |
Животные – наши соседи. |
УОСЗ
|
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Раздел 3. Художник и мир человека (10 часов) |
||||||
15. |
Ты – художник. |
УИПЗЗ |
|
В трудовой сфере:
В познавательной (когнитивной) сфере:
В ценностно-эстетической сфере:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
16. |
Художник рисует родной край. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
17. |
«Какие бывают девчонки…» |
УЖ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
18. |
«Какие бывают мальчишки…» |
УЖ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
19. |
Мужской портрет. |
УЖ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
20. |
Богатыри земли российской. |
УНТ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
|
21. |
Мамины руки. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
22. |
Моя семья. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
23. |
Красота труда. |
УНТ |
|
Учебник Творческая папка |
|
|
24. |
Транспорт на улицах селения. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Раздел 4. Художник и мир искусства (9 часов) |
||||||
25. |
В мире книг. |
УИПЗЗ |
|
Метапредметные:
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
26. |
Музыка цвета. |
УЖ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
27. |
Театр теней. |
УЖ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
28. |
Цирковое представление. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
29. |
Планетарий. |
Урок - экскурсия |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
30. |
В мире музея. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
31. |
Народные промыслы. |
УНТ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска |
|
|
32. |
Москва-город музей. |
КУ |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска Фото |
|
|
33. |
Государственная Третьяковская галерея. |
Урок-экскурсия |
|
Учебник Творческая папка Художественное лото Компьютер Интерактивная доска Фото |
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
-
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
-
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
-
Комбинированный урок – КУ
-
Урок народного творчества – УНТ
-
Урок изобразительного творчества – УИТ
-
Урок живописи - УЖ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»