Рабочая программа по технологии, 1 класс, УМК "Гармония"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
Пояснительная записка
Программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе авторской программы Н.М.Конышевой (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Технология»:
-
Учебник «Технология. Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), Н. М. Конышева. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Рабочая тетрадь «Технология. Умелые руки» к учебнику в двух частях. (УМК Гармония»),
Н. М. Конышева. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Методические рекомендации. «Технология. Умелые руки» Н. М. Конышева.
(УМК «Гармония»), – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2010 г.
При изучении предмета используется программа по трудовому обучению для 1 – 4 классов начальной школы «Художественно – конструкторская деятельность» (основы дизайна образования) Н.М. Конышевой.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования
по учебному предмету «Технология»
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, Здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
-
Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры.
-
Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
-
Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития.
-
Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности.
-
Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
-
Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). Приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
-
Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и через формирование практических умений.
-
Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целепологание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
-
Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач.
-
Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Ценностные ориентиры содержания курса «Технология»
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
-
Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
-
Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
-
Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
-
Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
-
Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
-
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
-
окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
-
математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
-
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
-
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
-
литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология», 1 класс
Цель курса: воспитание творческой, социально – активной личности, проявляющей интерес к творчеству и желание учиться.
Задачи курса:
-
Духовно-эмоциональное обогащение личности.
-
Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека. с его искусственно создаваемой предметной средой.
-
Воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему.
-
Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений
-
Воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
-
Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
-
Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
-
Расширение кругозора.
-
Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Технология»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
-
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
-
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
-
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
-
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
-
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
-
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
-
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
-
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
-
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
-
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
-
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные:
Учащиеся научатся:
-
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
-
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля, осуществлять целесообразный выбор инструментов;
-
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
-
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
-
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
-
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
-
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию;
-
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
-
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
-
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию;
-
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
-
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
-
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале;
-
руководствоваться правилами при выполнении работы;
-
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
-
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
-
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
-
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
-
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
-
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
-
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий);
-
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
-
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
-
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Учащиеся научатся:
-
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
-
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
-
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
-
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
-
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты:
К концу первого класса учащиеся должны знать:
-
Основные требования культуры и безопасности труда:
-
о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
-
правила безопасной работы с ножницами и иглой;
-
приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
-
правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
-
правила аккуратной работы с клеем.
-
-
Названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки)
-
Наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы). Способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка)
-
Наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание)
-
Названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка)
-
Назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.
Учащиеся должны уметь:
-
Подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока
-
Соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями
-
Выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки
-
Использовать правила и приемы рациональной разметки
-
Аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой
-
Аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру
-
Аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания
-
Аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги
-
Аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу
-
Изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой
-
Пришивать пуговицы
-
Выполнять комбинированные работы из разных материалов
-
Воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией
-
Внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию
-
Выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца
Учащиеся могут знать:
-
Свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств
-
Происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы
-
Разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов
Учащиеся могут уметь:
-
Самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию
-
Устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию
-
На основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию
-
Мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания
-
Создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения
-
Пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой
-
Устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу
Содержание программы
Раздел 1. Узнаём, как работают мастера (1 час)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.
Раздел 2. Учимся работать с разными материалами (12 часов)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.
Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Раздел 3. Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Раздел 4. Конструируем и решаем задачи (8 часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Узнаём, как работают мастера (1 час) |
Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке Обсудить информацию Рассматривать учебник и рабочие тетради Обсуждать содержание учебника и тетрадей Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию |
2. |
Учимся работать с разными материалами (12 часов) |
Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место Упражняться в подготовке пластилина к работе Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место Анализировать информацию в учебнике Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать Планировать работу, обсуждать ее с товарищем Распределять общий объем работы Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании Производить разметку бумаги способом сгибания Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат Анализировать и оценивать полученные результаты Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску Сравнивать листья Отбирать материал для работы Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности Создавать в воображении выразительный художественный образ Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона Оценивать результаты выполненной работы Осваивать новые приемы работы Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами Создавать в воображении выразительный художественный образ Подбирать средства и способы создания художественного образа Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги |
3. |
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) |
Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги Воспринимать объяснения и инструкции учителя Анализировать информацию в учебнике Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать Планировать работу, обсуждать ее с товарищем Распределять общий объем работы Анализировать и оценивать полученные результаты. Рассматривать образцы изделий Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки Упражняться в использовании освоенных приемов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий Осваивать новые приемы лепки Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов Создавать в воображении выразительный образ изделия Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей) Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги Рассматривать и анализировать образцы. Упражняться в обработке картона, осваивать новые приемы работы Вырезать детали сложной формы, используя специальные приемы работы Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ Декорировать изделие нитками Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня) Создавать в воображении выразительный образ изделия Упражняться в обработке поролона Размышлять о бережном отношении к вещам |
4. |
Конструируем и решаем задачи (8 часов) |
Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур Решать задачи на плоскостное конструирование Составлять композиции на плоскости в заданном формате Наклеивать детали на основу Анализировать информацию в учебнике Оценивать результаты выполненной работы Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке Анализировать и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей Решать задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей Упражняться в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции Решать логические задачи: анализ образца, поиск закономерности Выполнять упражнения по пластической трансформации листа Вырезать и наклеивать дополнительные детали оформления на основу. Рассматривать и анализировать образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, предметы окружающего мира Создавать мысленные образы в соответствии с поставленной целью Анализировать и подбирать необходимые материалы. Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов "Конструктор Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании деталей Обсуждать правила работы с наборами "Конструктор" Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями |
Форма проведения аттестации обучающихся 1 класса
В течение учебного года аттестация осуществляется качественно, без фиксации достижений учащихся в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
Формы и методы работы на уроках технологии:
-
коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности, анализ образца изделий
-
подбор материалов и выбор инструментов в творческих группах
-
самостоятельная организация трудовой деятельности
-
работа в паре
-
работа в микрогруппе
-
конструирование и моделирование
-
дизайн работа
-
проектирование
Технологии, используемые на уроках технологии:
-
здоровьесберегающая
-
гуманно-личностная
-
сотрудничества
-
личностно-ориетированная
-
игры
-
творческая
Практическая часть программы:
-
Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы).
-
Рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки).
-
Сравнение различных способов обработки материалов.
-
Логические задачи, задания на пространственное мышление.
Здоровьесберегающий компонент
На уроках технологии используются:
-
физминутки,
-
гимнастика для глаз,
-
беседы по ТБ:
«Организация рабочего места»
«Техника безопасности при работе с ножницами»
«Техника безопасности
при работе с иглой»
«Техника безопасности
при работе с клеем»
«Техника безопасности при работе с пластилином»
Список литературы
для учителя:
-
Н. М. Конышева. Технология. Умелые руки. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Н. М. Конышева. Технология. Умелые руки. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Н. М. Конышева. Технология. Умелые руки. Методические рекомендации. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2010г.
-
Н. М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 1 класс. – Смоленск: « Ассоциация XXI век», 2010 г.
для учащихся:
-
Н. М. Конышева. Технология. Умелые руки. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Н. М. Конышева. Технология. Умелые руки. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
standart.edu.ru/сatalod.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
Раздел 1. Узнаём, как работают мастера (1 час) |
||||||
1. |
Знакомство с учебным предметом и учебно-методическим комплектом по технологии. |
УИПЗЗ |
|
Личностные:
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска |
|
Раздел 2. Учимся работать с разными материалами (12 часов) |
||||||
2. 3. 4. |
Лепим из пластилина. «Чудо-дерево» «Мышиное семейство»
«Дары осени» |
УИПЗЗ УЗНЗВУ
УЗНЗВУ |
|
Предметные:
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Пластилин |
|
5. 6. 7. |
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. Складывание тюльпана. «Цветущий луг» «Колоски. Хлебный букет» «Собачка. Веселые друзья» |
УИПЗЗ КУ КУ
|
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Цветная бумага |
|
|
8. 9. |
Аппликация из засушенных листьев. «Золотая осень» «Образы осени» |
УИПЗЗ УНТ |
|
Регулятивные:
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Листья разной формы |
|
10. |
Работаем с яичной скорлупкой |
УИПЗЗ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Яичная скорлупа |
|
|
11. 12. 13. |
Лепим из фольги. Разные формы. Ёлочные украшения. «Серебряный паучок» |
УИПЗЗ КУ УЗНЗВУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Фольга |
|
|
Раздел 3. Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) |
||||||
14. |
Размечаем детали по шаблону. Аппликация «Снеговик». |
КУ |
|
Познавательные:
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Цветная бумага |
|
15. |
Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги. |
КУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Линейка |
|
|
16. 17. |
Образы зимней сказки. «Новогодняя ёлка» «Сказочный заяц» |
УИПЗЗ УДТ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска |
|
|
18. 19. |
Работаем с крепированной бумагой. «Вьюнок» «Цветок кактуса» |
УИПЗЗ УЗНЗВУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска |
|
|
20. 21. |
Учимся сгибать картон и плотную бумагу. Открытка ко Дню защитника Отечества Открытка для мамы. |
УИПЗЗ КУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Картон Цветная бумага |
|
|
22. 23. 24. |
Учимся работать с нитками и иглой. Кисточки-веснянки. Пришивание пуговиц. Лучистая рамка. |
УИПЗЗ УНТ УЗНЗВУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Цветные нитки Игла |
|
|
25. |
Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви. |
УДТ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Киндер |
|
|
Раздел 4. Конструируем и решаем задачи (8 часов) |
||||||
26. |
Аппликация из геометрических фигур «Парусник». |
КУ |
|
Коммуникативные:
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Цветная бумага |
|
27. |
Узор из симметричных деталей. |
КУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска |
|
|
28. |
Аппликация-задача «Птица». |
УНТ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Цветная бумага |
|
|
29. |
Домик хитрого гнома. |
УДТ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска |
|
|
30. 31. |
Разные образы – разные способы работы. Аппликация «Салют» Аппликация «Букет»» |
УИПЗЗ УЗНЗВУ |
|
ТПО Учебник Компьютер Интерактивная доска Цветная бумага |
|
|
32. |
Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. Правила работы. Приемы сборки простых узлов. Решение конструкторских задач |
УИПЗЗ |
|
ТПО Учебник Конструктор |
|
|
33. |
Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся |
УОСЗ |
|
Компьютер Интерактивная доска |
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
-
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
-
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
-
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
-
Комбинированный урок – КУ
-
Урок народного творчества – УНТ
-
Урок декоративного творчества - УДТ
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Проектирование технологической карты современного урока технологии в условиях реализации ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Технология развития критического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)