Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, УМК "Гармония"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе авторской программы О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Окружающий мир»:
-
Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. (УМК «Гармония»), О.Т. Поглазова. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Рабочая тетрадь по окружающему миру, комплект из двух рабочих тетрадей. (УМК «Гармония»), О.Т.Поглазова. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса. (УМК «Гармония») О.Т.Поглазова – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным. В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
« Окружающий мир»
Цель курса – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми. Воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
-
Социализация ребёнка.
-
Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
-
Формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
-
Воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
-
Уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества. В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
-
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
-
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
-
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
-
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир», 1 класс
Цель - формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные.
Задачи курса:
-
Учить распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенных животных.
-
Целенаправленно и последовательно раскрывать доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления.
-
Воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
-
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-
понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
-
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Выпускник научится:
-
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
-
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
-
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Выпускник научится:
-
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
-
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях
Коммуникативные:
Выпускник научится:
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
-
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
К концу первого класса обучающиеся должны
знать:
-
правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными;
-
правила экологически грамотного поведения в природе;
-
растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;
-
существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
-
2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;
-
представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;
-
способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.
понимать:
-
в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
-
среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;
-
важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;
-
многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
уметь:
-
различать объекты природы и изделия человека;
-
объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья;
-
домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земновод
ных, пресмыкающихся;
-
наиболее распространенные растения и животных своей ядовитые растения, грибы;
-
описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;
-
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
-
определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
-
наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания;
-
вести простейшие наблюдения за животными и растениями;
-
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели;
-
представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);
-
формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
-
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
-
оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для):
-
определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
-
обеспечения безопасности своей жизни;
-
ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
-
проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
-
выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
Содержание программы
Раздел 1. Твои первые уроки (14 часов)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком.
Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома поря-
док, освещение, свежий воздух. Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока
«Окружающий мир». Условные знаки как источник информации - способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых»). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе.
Дидактическая игра: «Я – примерный пешеход и пассажир», «Я – культурный человек», «Время знаю – всюду успеваю».
Экскурсия: по школе и на пришкольный участок.
Раздел 2. Окружающий мир и его изучение (8 часов)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как
помощники наблюдателя. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать). Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа.
Наблюдения объектов и явлений природы.
Практическая работа по сбору информации о предметах.
с помощью органов чувств.
Раздел 3. Разнообразие и красота растений (15 часов)
Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения – живые
существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).
Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений.
Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их
целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира. Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового
многообразия дикорастущих растений. Красная книга России.
Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.
Практические и творческие работы: дидактическая игра
«Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теплицу).
Раздел 4. Разнообразие грибов (3 часа)
Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Раздел 5. Разнообразие и красота животных (18 часов)
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита). Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных.
Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных
групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные домашние животные,
выращиваемые в родном крае. Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота
человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).
Раздел 6. Творения людей вокруг тебя (8 часов)
Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья? Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали? Чем различаются изделия мастеров разных народов? Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются? Чем могут увлекаться люди? Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять? Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди? Каким можно сделать школьный двор. Какие достопримечательности можно посмотреть в родном крае. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам.
Экскурсии: по родному городу, селу.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
Экскурсии, практические и творческие работы |
1. |
Твои первые уроки (14 часов) |
Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение. Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности. Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой. Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой. Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценку ситуациям, изображённым на них. Учиться работать с рабочей тетрадью. Учиться понимать и использовать условные знаки. Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков. Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах. Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту. Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями. Моделировать различные ситуации поведения и общения. Учиться составлять режим дня. |
Экскурсии:
Ролевые игры:
|
2. |
Окружающий мир и его изучение (8 часов) |
Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства. Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам. Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу). Учиться работать с разрезными карточками. Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ. |
Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала. Практические работы:
|
3. |
Разнообразие и красота растений (15 часов) |
Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями. Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели). Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков. Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения. Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений. Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию).
|
Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений. Практические работы:
|
4. |
Разнообразие грибов (3 часа) |
Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. |
Практическая работа:
|
5. |
Разнообразие и красота животных (18 часов) |
Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами). Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия. Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб). Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). Приводить примеры представителей разных групп животных. Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. Объяснять необходимость создания Красной книги. |
Экскурсия:
Практические работы:
|
6. |
Творения людей вокруг тебя (8 часов) |
Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны. Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать. Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры. Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции. Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). |
Экскурсия:
Творческие работы:
|
Форма проведения текущей аттестации обучающихся 1 класса
Текущая аттестация в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) проводятся «срезовые» работы в виде:
- текущей диагностики;
- тематической диагностики;
- итоговой диагностики.
Формы контроля в 1-ом классе:
- устный опрос;
- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы);
- рефлексия 1,2 уровней
Формы работы на уроках:
-
коллективное составление плана предстоящей деятельности;
-
работа в паре;
-
групповая;
-
индивидуальная.
Методы обучения:
-
словесные (беседа, сообщение),
-
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
-
практические,
-
метод проблемного обучения,
-
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
-
методы контроля и самоконтроля (устный и письменный опросы, индивидуальный и фронтальный опросы)
Здоровьесберегающий компонент
На уроках окружающего мира используются:
-
физминутки,
-
гимнастика для глаз,
-
беседы по ТБ:
- «Организация рабочего места»;
- «Соблюдение правил дорожного движения во время экскурсий»
Список литературы
для учителя:
-
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
О.Т.Поглазова. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир». - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.
для учащихся:
-
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
1. |
День знаний. |
УИПЗЗ |
|
Общеучебные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
2. |
Путешествие по школе. |
УКИЗ |
|
|
Фотоаппарат |
|
3. |
Школьные принадлежности. |
УЗНЗВУ |
|
Логические:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
4. |
Правила поведения в школе. |
УКИЗ |
|
Общеучебные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
5. |
Условные знаки. |
КУ |
|
Логические:
Коммуникативные:
Логические: Знаково-символические:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Модели дорожных знаков Таблицы |
|
6. 7. |
Безопасный путь. |
КУ УКИЗ |
|
Логические: Знаково-символические:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
8. |
Экскурсия (прогулка на пришкольный участок). |
Урок-экскурсия |
|
Общеучебные:
Логические: Знаково-символические:
|
Фотоаппарат |
|
9. |
Уроки общения. |
КУ |
|
Общеучебные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
10 |
Классный коллектив. |
УКИЗ |
|
Коммукативные:
Общеучебные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
11 |
Уроки вежливости. |
УКИЗ |
|
Общеучебные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
12. 13. |
Уроки здоровья |
КУ УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Видеофильм |
|
14. |
Режим дня школьника. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
15. |
Признаки предметов. |
УИПЗЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
16. |
Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. |
УЗНЗВУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
17. |
Органы чувств - верные помощники в познании мира. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
18. |
Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
19. |
Способы изучения окружающего мира. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
20. |
Живая и неживая природа. Свойства живых существ. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
21. |
Обобщающий урок. (Как изучают окружающий мир). |
УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
22. |
Экскурсия (на пришкольный участок, ближайший сквер) |
Урок-экскурсия |
|
|
Фотоаппарат |
|
23. |
Многообразие растений. Условия их жизни. |
УИПЗЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка |
|
24. |
Строение растений (на примере цветкового травянистого растения). |
УЗНЗВУ |
|
|
Учебник РТ Разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка |
|
25. |
Какими бывают растения. Дерево, его строение. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Гербарии |
|
26. |
Кустарники и травы, их отличие от деревьев. |
УЗНЗВУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Гербарии |
|
27. |
Лиственные деревья, разнообразие их листьев. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Гербарии |
|
28. |
Хвойные деревья, их разнообразие. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Гербарии |
|
29. |
Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Гербарии |
|
30. |
Обобщающий урок. (Разнообразие растений). |
УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Гербарии |
|
31. |
Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад). |
Урок-экскурсия |
|
|
Фотоаппарат |
|
32. |
Контрольный урок по теме: «Что мы узнали об окружающем мире в 1 полугодии» |
УПОКЗ |
|
|
Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
33. |
Культурные растения. |
КУ |
|
|
Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари |
|
34. |
Растения сада и огорода. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Муляжи фруктов и овощей |
|
35. |
Растения поля. Зерновые культуры. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Энциклопедии |
|
36. |
Декоративные растения. Комнатные растения. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Энциклопедии |
|
37. |
Обобщающий урок. (Что мы узнали о растениях). |
УОСЗ |
|
|
Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари |
|
38. |
Грибы, их многообразие. |
УИПЗЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Муляжи Грибов Энциклопедии |
|
39. |
Съедобные и ядовитые грибы. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Муляжи Грибов Справочники |
|
40. |
Удивительные грибы (другие виды грибов). |
УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Муляжи грибов |
|
41. |
Животные, их разнообразие. |
УИПЗЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари |
|
42. |
Млекопитающие, их многообразие. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари |
|
43. |
Птицы, их многообразие. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари Звукозапись |
|
44. |
Размножение птиц. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
45. |
Удивительные птицы. |
КУ |
|
|
Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари Звукозапись |
|
46. |
Насекомые, их многообразие. |
УЗНЗВУ |
|
|
Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники Словари |
|
47. |
Общественные насекомые. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Энциклопедии Справочники |
|
48. |
Жуки и бабочки. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Фотографии |
|
49. |
Жуки и бабочки. |
КУ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
|
50. |
Рыбы, их многообразие. |
УЗНЗВУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
51. |
Аквариумные рыбы. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
52. |
Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
53. |
Древние пресмыкающиеся. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
54. |
Домашние животные, их значение в жизни человека. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Справочники |
|
55. |
Домашние питомцы. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Справочники |
|
56. |
Обобщающий урок. (Что мы узнали о животных). |
УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
57. |
Экскурсия (в зоопарк, дельфинарий, палеонтологический музей). |
Урок-экскурсия |
|
|
Фотоаппарат |
|
58. |
Красная книга растений и животных. |
УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Справочники |
|
59. |
Дерево в жизни человека. |
УИПЗЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты Справочники |
|
60. |
Народное творчество. (Экскурсия в музей прикладного искусства). |
Урок-экскурсия |
|
|
Фотоаппарат Предметы старинного быта, одежды |
|
61. |
Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей). |
Урок-экскурсия |
|
|
Предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края) |
|
62. |
Мир увлечений людей. Коллекционирование. |
УКИЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
63. |
Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор. |
КУ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
64. |
Родной город (село, край), его памятные места. (Экскурсия по родному городу, селу). |
Урок-экскурсия |
|
|
Фотоаппарат |
|
65. |
Памятники культуры. Бережное отношение к ним. |
УОСЗ |
|
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Плакаты |
|
66. |
Итоговый контрольный урок по теме: «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе?» |
УПОКЗ |
|
|
Компьютер Интерактивная доска |
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
-
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
-
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
-
Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
-
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
-
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ
-
Комбинированный урок – КУ
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО