Рабочая программа по чтению, 1 класс, УМК "Гармония"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программой начального общего образования по (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ/ Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г./, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Литературное чтение»:
-
Букварь «Мой первый учебник» - в двух частях. (УМК «Гармония»). М.С. Соловейчик Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина.- Смоленск: «Ассоциация ХХI век»,
2011 г.
-
Учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» для 1 класса общеобразовательных учреждений. О.В.Кубасова. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение. Любимые страницы». О.В. Кубасова.- Смоленск: - « Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение. Любимые страницы. 1 класс», О. В. Кубасова. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2010г.
-
Поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой, в двух частях. Н. Н. Доронина. – Волгоград: «Учитель», 2010 г.
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение»
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
-
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
-
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
-
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
-
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам. Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 -10 лет.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение», 1класс
Цель – практическое изучения детьми основ фонетики и графики, начал орфографии, развития речи и культуры речевого поведения; приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу.
Задачи курса:
-
Знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления.
-
Формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом.
-
Освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков.
-
Развитие речи и лингвистических способностей первоклассников.
-
Начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.
-
Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствовать у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формировать способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
Подготовительный период:
-
Развивать умения отличать устную речь от письменной.
-
Выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов, строить графические модели предложений.
-
Раскладывать предложения на слова, слова на слоги и буквы, находить ударный слог.
-
Выделять согласный и гласный звуки из любого слога или слова.
-
Анализировать слова по их слоговому и звуковому составу, используя соответствующие модели схем.
Основной период:
-
Уметь составлять предложения по картине.
-
Правильно произносить все звуки русского языка (литературного) и усвоить алфавитное название букв.
-
Совершенствовать умение распознать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки.
-
Различать парные твёрдые и мягкие согласные.
-
Образовывать слияние любого твёрдого и мягкого согласного с гласными звуками.
-
Развивать фонематический слух.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем.
Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
-
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
-
внимание к личности писателя;
-
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
-
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные задачи/результаты:
-
формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности;
-
формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
-
развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
-
обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
-
формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины;
-
формирование привычки к рефлексии;
-
совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
-
формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм;
-
развитие мышления, внимания, памяти;
-
развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты:
-
формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
-
приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
-
формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
-
формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;
-
развитие ценностно-смысловой сферы личности;
-
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
-
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
-
обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;
-
выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты:
-
формирование положительной мотивации к чтению;
-
создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
-
развитие воссоздающего воображения;
-
обучение адекватному восприятию читаемого;
-
обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой специфике;
-
совершенствование всех сторон навыка чтения;
-
формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал;
-
развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение;
-
обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности;
-
изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
-
формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
-
обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями;
-
освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера;
-
формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
-
развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
-
обучение работе с книгой в единстве ее текстового и нетекстового содержания;
-
развитие литературных способностей.
К концу первого класса обучающиеся должны
знать:
-
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
уметь:
-
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
-
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
-
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
-
знать способы их буквенного обозначения;
-
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
-
определять место ударения в слове;
-
полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
-
воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
-
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
-
работать с различными типами текстов;
-
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится:
-
ориентироваться в учебной книге;
-
читать язык условных обозначений;
-
находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
-
находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию;
-
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью";
-
учебной книгой и "Хрестоматией");
-
сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии;
-
находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.
В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества:
-
работать с соседом по парте;
-
распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
-
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
Особое значение литературное чтение имеет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. При формировании универсальных учебных действий (УУД), необходимо отметить следующие задачи учителя:
-
Развивать учебно-организационные умения первоклассников:
-правильно пользоваться учебными принадлежностями;
-принимать учебную задачу;
-работать в заданном темпе;
-планировать этапы предстоящей работы;
2. Определять последовательность учебных действий. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
3. Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
4. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Содержание программы
Обучение грамоте и развитие речи
Раздел 1. Добуквенный период обучения грамоте (23 часа)
Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником. Общее представление о языке. Правила общения и речевого этикета на уроке и в школе.
Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения. Формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонетического слуха учащихся. Работа над интонацией, темпом, тембром и силой голоса.
Понятия предложение, слово, слог. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки речи; звуковой анализ. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Раздел 2. Основной период обучения грамоте. Узнаём буквы и учимся читать (64 часа)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Раздел 3. Завершающий период обучения грамоте (5 часов)
Отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать! На уроках письма эта известная строка из стихотворения В. Берестова видоизменяется: «Как хорошо уметь писать!»
Раздел 4. Послебукварный период (40 часов)
Чтение. Развитие речи.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса.
Тренировка в заучивании наизусть. Освоение чтения по ролям. Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
1. «Звенит звонок - начинается урок» (7 часов)
А. Барто «Стали грамотными». Г. Новицкая «Книжки». Р.Сеф «Учись читать!». Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». В. Голявкин «Болтуны». С. Маршак «Угомон». В. Орлов «Оправдался». Э. Мошковская «Можно всему- всему научиться…» Пословицы.
Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга.
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица.
Практическое освоение терминов «персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Знакомство с олицетворением (без термина). Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Составление небольшого рассказа по иллюстрации.
Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию). Участие в конкурсах загадок, скороговорок. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
2. «Час потехи» (9 часов)
В. Смит «Час потехи»; Русские народные побасёнки. Загадки. С. Маршак; Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки»; В. Берестов «Искалочка»; русские народные считалочки; В. Берестов «За игрой». Словесные игры: скороговорки, небылицы. С. Маршак «Я видел»; К. Жуков «Чёрт и торт»; С. Маршак «Пудель».
Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.
Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина).
Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
3. «Что такое хорошо и что такое плохо». (14 часов)
Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны?». Эзоп «Собрался старик помирать…», Л. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища», В. Росин «Друзья познаются в беде», С. Михалков «Ошибка», «Прививка», Л. Яхтин «Силачи», М. Пляцковский «Добрая лошадь». Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы.
4. «Там чудеса…» (10 часов)
А. Шибаев «Сказки просят», русские народные сказки «Лиса и рак». «Петушок и бобовое зёрнышко». Ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вор он, вор!».Армянская сказка «Заказчик и мастер». Викторина «Сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине», В. Орлов «Абрикос в лесу»
Основные виды учебной деятельности
-
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
-
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
-
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
-
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
-
Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
-
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Добуквенный период обучения грамоте. (23 часа) |
Иметь общее представление о языке. Правила общения и речевого этикета на уроке и в школе. Формировать правильное звукопроизношение, речевой и фонетический слух учащихся. Работать над интонацией, темпом, тембром и силой голоса. Членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Делить слова на слоги; определять ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определять количество слогов в слове. Иметь представление о звуке, различать на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделять в словах отдельные звуки (гласные и согласные), выполнять звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделять ударный слог, соотносить слышимые и произносимые слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру. Самостоятельно подобрать слова с заданным звуком, находить соответствие между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями. |
2. |
Основной период обучения грамоте. Узнаём буквы и учимся читать. (64 часа) |
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Читать слоги - «слияние» с ориентировкой на гласную букву, читать слоги с изученными буквами. Составлять из букв и слогов разрезной азбуки или печатать слова (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи. Совершенствовать произношение слов, в соответствии с новыми орфограммами. Правильно произносить все звуки. Исправлять недостатки произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии. Правильно употреблять слова – название предметов, признаков, действий и объяснять их значение. Уметь быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Уметь правильно пользоваться, словом в правильной грамматической форме. Обдумывать предстоящий ответа на вопросы учителя. Точно его формулировать, использовать в ответе предложения различного типа. Пересказывать знакомые сказки или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составлять по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Развивать грамматически правильную речь для ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей. |
3. |
Завершающий период обучения грамоте (5 часов) |
Обобщать звуки и буквы русского языка. Систематизировать сведения о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и ленты букв). Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения – рассматривание обложек книг, чтение отрывков. |
4. |
Послебукварный период (40 часов)
|
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр». Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. |
Формы проведения аттестации обучающихся 1 класса
Текущая аттестация в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 10-15 слов в минуту
2 уровень: 20-30 слов в минуту.
II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 20-30 слов в минуту
2 уровень: 30-40 слов в минуту.
Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.
Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста.
Читательские умения
Навык чтения
Осмысленность чтения:
-
работа над пониманием прочитанного с помощью вопросов по содержанию;
-
смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет;
-
воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
-
уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
-
уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-
сравнение произведений на основе их содержательно – тематических особенностей.
Правильность чтения:
-
работа над предупреждение искажений звуко – буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
-
обучение соблюдению орфоэпических норм;
-
формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
К концу учебного года – 30 – 35 слов в минуту (указан минимум)
Выразительность чтения:
-
формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
-
работа над передачей основного эмоционального произведения;
-
освоение чтения по ролям небольших произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
-
осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
-
выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
-
введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
-
творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
-
освоение чтения по ролям;
-
элементарное словесное творчество по подобию
Ключевые компетенции, формируемые на уроках литературного чтения:
В результате изучения литературного чтения ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
самостоятельного чтения книг;
-
высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
-
самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях.
Методы обучения:
-
словесные (беседа, сообщение),
-
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
-
практические,
-
метод проблемного обучения,
-
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
-
методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках:
-
учебный диалог
-
коллективное составление плана предстоящей деятельности;
-
самостоятельная организация деятельности;
-
работа в паре;
-
работа в микрогруппе;
-
конструирование и моделирование.
Здоровьесберегающий компонент:
Ежедневно на уроках используются:
-
физминутки,
-
гимнастика для глаз,
-
беседы по ТБ:
-
«Организация рабочего места»
Список литературы
для учителя:
-
М.С. Соловейчик Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина. Букварь «Мой первый учебник» - в двух частях. (УМК «Гармония»). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 1 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Методические рекомендации, 1 класс. (УМК «Гармония») – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2010 г.
-
Н. Н. Доронина. Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику О. В. Кубасовой, в 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
для учащихся:
-
М.С. Соловейчик Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина. Букварь «Мой первый учебник» - в двух частях. (УМК «Гармония»). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
-
О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 1 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
http://school-collection.edu.ru/
-
standart.edu.ru/сatalod.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
Раздел 1. Добуквенный период обучения грамоте (23 часа) |
||||||
|
Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Как мы здороваемся и прощаемся? |
УИПЗЗ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
Зачем нам нужна речь? |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
|
Правила хорошей речи. |
УКИЗ |
|
Коммуникативные:
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
Об одном и том же по-разному. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
|
Речь устная и письменная. |
УЗНЗВУ |
|
Регулятивные:
(версию) на основе работы с иллюстрацией
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
Предложение. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
Слово. |
УИПЗЗ |
|
Регулятивные:
|
Букварь |
|
|
Слог. |
УИПЗЗ |
|
Букварь |
|
|
|
Звуки вокруг нас. Звуки речи. |
КУ |
|
Букварь |
|
|
|
Звуки речи: закрепление. |
УОСЗ |
|
Букварь |
|
|
|
Совершенствование умения выделять звуки речи. |
КУ |
|
Букварь |
|
|
|
Звуки гласные и согласные. |
УИПЗЗ |
|
Букварь |
|
|
|
Звуки гласные и согласные: закрепление. |
УКИЗ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
|
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. |
УИПЗЗ |
|
Личностные (внутренняя позиция школьника):
|
Букварь |
|
|
Ударные и безударные гласные звуки: закрепление |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
|
Согласные звуки: твёрдые и мягкие |
УПОКЗ |
|
Личностные:
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление |
УКИЗ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: Закрепление. |
УОСЗ |
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
|
Гласные и согласные звуки: обобщение. |
УКИЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
|
Букварь Компьютер Интерактивная доска Фонохрестоматия |
|
|
Согласные звуки: глухие и звонкие. |
КУ |
|
Регулятивные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Звуки речи: обобщение. Повторение. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Раздел 2. Основной период обучения грамоте. Узнаём буквы и учимся читать (64 часа) |
||||||
|
Буквы А а – О о. |
УИПЗЗ |
|
Регулятивные:
Личностные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Буквы И и – ы. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы У у – Э э. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Л л – М м. |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Н – н. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Р – р. |
УКИЗ |
|
Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы С - с |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы К – к. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Т – т. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы В - в. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы П – п. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Буквы Ш – ш. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы ы – И и. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы А а – я. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Э э – е. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы О о – ё. |
УИПЗЗ |
|
Коммуникативные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Буквы У у – ю. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буква ь. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
«Опасности письма» на месте безударных гласных. |
УПОКЗ |
|
Толковый словарь |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Й й. |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление и обобщение изученных букв. |
УЗНЗВУ |
|
Регулятивные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Буквы З з – С с. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Б б – П п. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Г г – К к. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Д д – Т т. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Личностные (внутренняя позиция школьника):
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Коммуникативные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы В в — Ф ф. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Ж ж – Ш ш. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Правописание ударных сочетаний жи – ши. |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление сведений об «опасностях письма». |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Повторяем изученное. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Читаем и рассказываем. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Повторяем изученное. |
|
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). |
УПОКЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Х х. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Ц ц. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Ч ч. |
КУ |
|
Логические:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Буквы Щ щ. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Читаем и обсуждаем. |
|
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Правописание сочетаний ча–ща, чу–щу. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление: жи–ши, ча–ща, чу–щу. |
УПОКЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова. |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буквы е, ё, ю, я после букв Гласных. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Закрепление изученных букв. Обобщение: «работа» букв гласных. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Читаем и наблюдаем. |
УОСЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Сравниваем «работу» букв: й – е, ё, ю, я. |
КУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Буква ь (разделительный). |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Разделительный ъ. «Работа» букв ь и ъ. |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Раздел 3. Завершающий период обучения грамоте (5 часов) |
||||||
|
Читаем, наблюдаем, всё повторяем. |
КУ |
|
Личностные:
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Алфавит. |
УИПЗЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Как хорошо уметь читать! |
УЗНЗВУ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Упражнение в чтении. |
УКИЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
|
Упражнение в чтении. |
УПОКЗ |
|
Букварь Фонохрестоматия |
|
|
Раздел 4. Послебукварный период (40 часов)
«Звенит звонок - начинается урок» (7 часов) |
||||||
|
А. Барто. «Стали мы грамотными» |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Г. Новицкая «Книжки». Р.Сеф «Учись читать!» |
УЗНЗВУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Л. Пантелеев «Ау!» |
УКИЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». |
КУ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
В. Голявкин «Болтуны» |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Иллюстрации |
|
|
|
С.Маршак «Угомон». |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
В. Орлов «Оправдался». Э. Мошковская « Можно всему - всему научиться…» |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
|
«Час потехи» (9 часов) |
||||||
|
В. Смит «Час потехи». |
УИПЗЗ |
|
Регулятивные:
Личностные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
Русские народные побасёнки, загадки. С.Маршак «Загадки» |
УЗНЗВУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
В.Берестов «Искалочка»; считалки. В Берестов «За игрой». |
КУ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
Словесные игры: скороговорки, небылицы. |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Иллюстрации |
|
|
|
С. Маршак «Я видел». |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
С.Михалков «С нами смех!» |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
|
|
И.Жуков «Чёрт и торт» |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
С.Маршак «Пудель». |
УПОКЗ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
|
«Что такое хорошо и что такое плохо» (14 часов) |
||||||
|
О честности и правде. Л.Толстой «Правда всего дороже». |
УИПЗЗ |
|
Познавательные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
С. Прокофьев «Сказка про честные ушки». |
УЗНЗВУ |
|
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
|
Учебник РТ |
|
|
О дружбе и товариществе. В. Орлов «Кто первый »; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..» |
УКИЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Л. Толстой «Кто прав?». |
КУ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
В. Осеева «Все вместе». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Иллюстрации |
|
|
|
Е.Пермяк «Для чего руки нужны». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Эзоп «Собрался старик помирать…»; Л. Толстой «Два раза не умирать». |
КУ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
|
|
Л.Толстой. «Два товарища». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
В. Росин. «Друзья познаются в беде». |
КУ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
О вредных привычках С.Михалков «Ошибка». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Иллюстрации |
|
|
|
С. Михалков «Прививка» |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Л.Яхнин «Силачи». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Иллюстрации |
|
|
|
М. Пляцковский «Добрая лошадь». |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
М. Пляцковский «Добрая лошадь» |
УПОКЗ |
|
Учебник |
|
|
«Там чудеса…» (10 часов) |
||||||
|
Сказки народов мира. А. Шибаев. «Сказки просят…» |
УИПЗЗ |
|
Личностные:
|
Учебник РТ Портрет |
|
|
Русская народная сказка «Лиса и рак». |
УЗНЗВУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Русская народная сказка, «Петушок и бобовое зёрнышко». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
|
|
Ингушская сказка «Заяц и черепаха». |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Американская сказка «Вот он, вор!». |
УКИЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Армянская сказка «Заказчик и мастер». |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
Авторские сказки. Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «У лукоморья» А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
УКИЗ |
|
Коммуникативные:
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Портрет |
|
|
Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине». |
КУ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
В. Орлов «Абрикос в лесу». |
УОСЗ |
|
Учебник РТ |
|
|
|
А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». Обобщение. Чему мы научились за год. |
УПОКЗ |
|
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска |
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
-
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
-
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
-
Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
-
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
-
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ
-
Комбинированный урок – КУ
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО