Рабочая программа по математике (УМК "Гармония", 1 класс)
.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
зам. директора МОУ на заседании экспертного
Директор МОУ «Лянторская СОШ № 4» совета
«Лянторская СОШ № 4»
_____Л.Г. Золотарёва _______О.Я. Саютина протокол № 3 от
приказ № 336 от «3» мая 2011г. «18» апреля 2011г. «16» апреля 2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для 1 класса
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя Рабочей программы:
Полтавченко Л.И., учитель начальных классов МОУ «Лянторская СОШ№4»
2011
Пояснительная записка
Программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), на основе авторской программы Н.Б.Истоминой (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Математика»:
-
Учебник «Математика» для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях (УМК «Гармония»), Н. Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Рабочая тетрадь по математике для 1 класса, в двух частях. (УМК «Гармония»), Н. Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Методические рекомендации к учебнику «Математика» для 1 класса. (УМК «Гармония») Н. Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.
-
Поурочные планы по учебнику «Математика» для 1 класса (УМК «Гармония») Н. Б. Истоминой в двух частях. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2010г.
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю)
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету
« Математика»
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания; развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Учитывая требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих задач:
1. Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»,
учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
2.Развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
3.Овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения); исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры); описывать ситуации, с использованием чисел и величин; моделировать математические отношения и зависимости; прогнозировать результат вычислений; контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий; использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата); планировать решение задачи; объяснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать и изображать их модели.
Содержание обучения направлено на целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.
Методы обучения опираются на исследование самим ребенком в сотрудничестве с другими детьми оснований собственных действий.
Формы организации детей (от групповой, парной, до индивидуальной) позволяют осуществлять не только смену, но и обмен деятельностями.
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход. Он ориентирован на компоненты учебной деятельности, (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка). Создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и межпредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
-
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
-
Математическое знание – это особый способ коммуникации:
-
наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
-
участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
-
использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.
-
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
-
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Математика», 1 класс
Цель курса: формировать приемы умственной деятельности; представления о натуральном числе; арифметических действиях с целыми неотрицательными числами; осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Задачи курса:
-
Знакомство со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их смысловым значением.
-
Знакомство со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно», терминами «равенство», «неравенство».
-
Отработка механизма нахождения отличительных особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действий для решения задачи, умения самостоятельно составлять задачу по данному числовому выражению или рисунку. Наряду с простыми задачами в 1 классе вводятся и задачи составные.
-
Формирование понятий «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «точка», «многоугольник», «прямоугольник».
-
Развитие умения чертить простейшие геометрические фигуры.
-
Формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
-
Формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
К общим умениям по математике в 1 классе относится работа над задачами небольшой сложности, направленные главным образом на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление различных случаев использования одного и того же действия, на противопоставление случаев, требующих применения различных действий. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний и пробуждает у учащихся интерес к математике, усиливает мотивацию изучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Математика»
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающихся):
-
готовность целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
-
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;
-
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты
-
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
-
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
-
строить алгоритм поиска необходимой информации;
-
определять логику решения практической и учебной задачи;
-
умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов);
-
планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты
К концу первого класса обучающиеся должны
знать:
-
состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания);
-
разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами;
-
термины: неравенство, выражение, равенство, их смысл;
-
названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
-
переместительное и сочетательное свойства сложения;
-
единицы длины (см, дм) и соотношения между ними;
-
единицы массы (кг); единицы времени (ч, мин, сек);
-
названия геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч);
-
отношения: «столько же», «больше», «меньше», «увеличить на», «уменьшить на»,
«больше на», «меньше на».
уметь:
-
читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100;
-
складывать и вычитать « круглые» десятки;
-
прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода через разряд) и
« круглые» десятки;
-
соотносить предметные действия с математическими выражениями;
-
составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот);
-
использовать свойства сложения для вычислений и для сравнения выражений;
-
пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения и
и вычитания;
-
распознавать геометрические фигуры на чертеже;
-
интерпретировать отношения на предметных, вербальных, схематических и
символических моделях.
Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
При формировании универсальных учебных действий (УУД), необходимо отметить следующие задачи учителя:
-
Развивать учебно-организационные умения первоклассников:
-
правильно пользоваться учебными принадлежностями;
-
принимать учебную задачу;
-
работать в заданном темпе;
-
планировать этапы предстоящей работы;
-
определять последовательность учебных действий.
-
-
Научить ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда;
-
Научить сопоставлять свои действия с данным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различия.
-
Научить договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.
Максимально разнообразить формы такой работы (в соответствии с растущими возможностями детей) позволят задания вида:
-
сравнить две картинки, найти сколько-то различий;
-
сравнить и повторить движения (в игре);
-
сопоставить два действия (у доски стоят два ребенка, действующие очень различно);
-
сопоставить письменную работу с устной поэлементной диктовкой;
-
сопоставить письменную работу с письменным образцом;
-
сравнить два решения с образцом;
-
сравнить решение с двумя образцами; сравнить два решения между собой (в ситуации неопределенности образца).
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики:
1) Признаки предметов. Пространственные отношения.
2) Числа и величины.
3) Арифметические действия.
4) Текстовые задачи.
5) Геометрические фигуры.
6) Геометрические величины.
7) Работа с информацией.
8) Уравнения и буквенные выражения.
Содержание программы
Раздел 1. Признаки, расположение и счёт предметов (10 часов)
Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составление последовательности предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях. Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар). Работа с информацией, представленной в виде рисунка. Изменение количества предметов.
Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости.
Раздел 2. Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов (3 часа)
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимно однозначном соответствии. Способы установления взаимно однозначного соответствия. Образование пар предметов. Счет. Представление о других видах соответствий.
Раздел 3. Однозначные числа. Счёт. Цифры (12 часов)
Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счета. Представление о цифре как о знаке, с помощью которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел. Варианты выбора двух предметов из трёх. Отрезок натурального ряда чисел для счёта предметов. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Счет. Вербальная (название), предметная (совокупность предметов), символическая (знак-цифра) модель числа.
Раздел 4. Точка. Прямая и кривая линии (2 часа)
Представление о прямой линии. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение кривых и прямых линий на плоскости.
Раздел 5. Луч (4 часа)
Представление о луче. Существенный признак луча (точка, обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей.
Раздел 6. Отрезок. Длина отрезка (5часов)
Построение отрезка. Существенные признаки отрезка. (часть прямой; имеет два конца и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью «мерок». Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Единица длины – сантиметр. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства. Название, последовательность чисел. Сложение и вычитание чисел.
Раздел 7. Числовой луч (2 часа)
Изображение числового луча. Последовательность выполняемых действий при построении луча. Запись чисел (натуральных) соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче.
Раздел 8. Неравенства (3 часа)
Знакомство с записью неравенства. Замена слов «больше», «меньше» соответствующими знаками. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.
Раздел 9. Сложение (15 часов)
Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия компонентов и результата действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы. Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля. Переместительное свойство сложения. Состав чисел:2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Запись однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых (таблица сложения). Установка на запоминание состава однозначных чисел (карточки для самопроверки результатов).
Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4+2 > 5, 6 > 3+2, 4+2 > 3+2. Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «равно», запись с помощью знака =.
Раздел 10. Вычитание (5 часов)
Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Знакомство с терминологией: названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности). Изображение вычитания чисел на числовом луче. Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений. Взаимосвязь сложения и вычитания. Построение предметной модели по данной ситуации. Перестановка слагаемых в сумме.
Раздел 11. Целое и части (8 часов)
Представление о целом и его частях и о взаимосвязи сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания.
Раздел 12. Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…) (5 часов)
Предметный смысл отношений «больше на…», «меньше на…» Запись количественных изменений (увеличить на…, уменьшить на… в виде символической модели. Использование математической терминологии (названий компонентов, результатов действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение длины отрезка на данную величину. Уменьшение длины отрезка на данную величину.
Раздел 13. Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (5 часов)
Предметный смысл отношений. Модель отношений «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?» Построение разности двух отрезков.
Раздел 14. Двузначные числа. Названия и запись (5 часов)
Запись числа 10 цифрами 1 и 0. Модели десятка и единицы. Запись числа 10 в виде суммы двух однозначных чисел. Счёт десятками. Структура двузначного числа. Запись двузначного числа в виде десятков и единиц. Разряды двузначного числа. Чтение и запись двузначных чисел. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Разрядный состав двузначных чисел. Разряд единиц, разряд десятков. Правила чтения двузначных чисел от 10-ти до 19-ти, от 20-ти до 99-ти.
Раздел 15. Двузначные числа. Сложение. Вычитание (12 часов)
Сложение (вычитание) десятков. Запись двузначных чисел в виде суммы двух слагаемых.
Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Увеличение (уменьшение) двузначных чисел на несколько десятков.
Раздел 16. Ломаная (2 часа)
Построение ломаной. Звенья и вершины ломаной. Обозначение вершин ломаной буквами. Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки
Раздел 17. Длина. Сравнение. Измерение (27 часов)
Сравнение длин предметов. Введение термина «величина». Знакомство с единицами длины миллиметром, дециметром. Запись сложения и вычитания величин (длина).
Раздел 18. Масса. Сравнение. Измерение (3 часа)
Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы – килограммом. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов.
Работа с данными (изучается на основе всех разделов курса математики 1-го класса)
(4 часа)
Сбор информации на основе анализа предметных, вербальных, графических и символических моделей. Описание: 1) предметов и их признаков (цвет, форма, размер, количество); 2) отношений: 3) величин на основе полученной информации. Конструирование простейших высказываний
Основные виды учебной деятельности
-
Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, площади; описание явлений и событий с использованием величин.
-
Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины; выполнение построений.
-
Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
-
Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, построение.
-
Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения задания, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
-
Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Признаки, расположение и счёт предметов (10 часов) |
Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева, справа, вверху, внизу, между). Выделять признаки сходства и различия при сравнении двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Распознавать правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер). Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Составлять фигуры различной формы из данных фигур. Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). |
2. |
Отношения (больше, меньше, столько же) (3 часа)
|
Моделировать различные способы установления взаимно однозначного соответствия на предметных моделях. Анализировать модель взаимно однозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары. Анализировать ситуации с точки зрения различных отношений. Использовать логические выражения, содержащие связки: «если…, то…», «каждый», «не». Изменять предметную модель в соответствии с данным условием. |
3. |
Однозначные числа. Счёт. Цифры. (12 часов) |
Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа. Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели. Записывать цифрой количество предметов. Определять количество вариантов выбора одного предмета из данной совокупности предметов. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер). Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками). Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание) Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком. Проверять логические рассуждения с помощью таблицы. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной форме. Присчитывать и отсчитывать по одному предмету. |
4. |
Точка. Прямая и кривая линии. (2 часа) |
Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги. Проводить (строить) прямые линии через одну точку, пользуясь линейкой Определять количество прямых, изображенных на рисунке. Определять количество точек пересечения прямых, изображенных на рисунке. Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки. Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии. Распознавать линии на рисунках прямые, кривые (замкнутые и незамкнутые). |
5. |
Луч (4 часа) |
Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча прямой и луча. Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся. Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча. Определять количество лучей, изображённых на рисунке. |
6. |
Отрезок. Длина отрезка. (5 часов) |
Строить отрезок с помощью линейки. Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка. Находить отрезки на сложном чертеже. Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая). Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник). Моделировать длину предметов с помощью отрезков. Моделировать количество предметов, используя отрезки. Сравнивать длины отрезков с помощью циркуля. Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины). Называть отрезки, пользуясь двумя буквами. Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка. Строить отрезок заданной длины с помощью циркуля. Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах. Сравнивать длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля. Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах). |
7. |
Числовой луч. (2 часа) |
Строить числовой луч по инструкции. № 164 (действовать по плану) Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче. Определять количество мерок, в отрезках, данных на числовом луче. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «… и/или..», «если…, то…» |
8. |
Неравенства (3 часа) |
Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >,<. Проверять на числовом луче результаты сравнения. (Моделировать сравнение чисел на числовом луче.) Выявлять правило, по которому составлены два и более неравенств. Записывать неравенства с числами, соответствующими точкам на числовом луче. |
9. |
Сложение (15 часов) |
Описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображенные на рисунках. Анализировать рисунки с количественной точки зрения. Выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображенным на рисунке. Изображать сложение чисел на числовом луче (графическая модель) дать полностью страницы Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство. Записывать равенство, изображенное на данном числовом луче. Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях. Выбирать рисунок, которому соответствует данное равенству. Выбирать равенства, которые соответствуют данному рисунку. Записывать равенство, изображенное на числовом луче. Записывать равенство, соответствующее рисунку. Классифицировать предметы по различным основаниям. Набирать определенное количество денег, пользуясь различными монетами. Находить количество предметов, пользуясь присчитыванием и отсчитыванием по единице. Выявлять сходство и различие данных выражений и равенств. Преобразовывать неравенства вида 6…5 в неравенства вида 2+4…2+3. Дополнять равенства пропущенными числами. Вычислять значения сумм из трёх, четырёх слагаемых, выполняя последовательно действие сложения слева направо. Выявлять основание для классификации группы предметов. Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Анализировать выражения, составленные по определенному правилу. Записывать выражения по определенному правилу. Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел и для самоконтроля. Записывать сложение длин отрезков в виде равенства. |
10. |
Вычитание (5 часов) |
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели). Записывать равенство, которое изобразили на числовом луче. Выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности. Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычитания. Находить результат вычитания, пользуясь отсчитыванием предметов. Выбирать разность с наибольшим значением в данных выражениях с одинаковыми уменьшаемыми. Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство. Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях. |
11. |
Целое и части (8 часов) |
Составлять объект из двух данных частей. Выделять части предмета. Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание. Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью. Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок» «мерка». Вычислять значения выражений, выполняя последовательно действия слева направо и проверять полученный результат на числовом луче. Записывать равенства, соответствующие графической модели. Проверять на числовом луче – какие равенства верные, а какие неверные. Записывать неверные равенства в виде неравенств Выбирать из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели и находить их значения. Составлять четыре верных равенства, пользуясь тремя данными числами. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «… и/или..», «если…, то…», «неверно, что…» |
12. |
Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…) (5 часов) |
Заменять предметную модель символической Читать равенства, используя математическую терминологию. Выбирать пару предметных совокупностей (картинок), соответствующих данному отношению Выбирать символические модели, соответствующие данным предметным моделям. Записывать данные числа в порядке возрастания (убывания) и проверять ответ на числовом луче. Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу. Сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства. Выявлять закономерности в изменении данных выражений. Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. |
13. |
Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (5 часов) |
Моделировать отношения «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?» Выбирать предметные модели, соответствующие данному равенству. Преобразовывать графическую модель в символическую Анализировать способ построения разности двух отрезков. Записывать равенства, соответствующие предметной модели Строить отрезок, который показывает, на сколько длина одного отрезка больше (меньше) длины другого отрезка. Выбирать на сложном чертеже отрезки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный отрезок. |
14. |
Двузначные числа Названия и запись (5 часов) |
Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели. Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью. Записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью. Выявлять правило (закономерность) в названии десятков. Выявлять сходство и различие однозначных и двузначных чисел, содержащих одинаковое количество единиц и десятков. Читать двузначные числа, содержащие одинаковое число десятков. Записывать двузначное число по его названию. Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток. Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче. Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа. Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели Преобразовывать предметную (символическую) модель по данной символической (предметной) модели. Классифицировать двузначные числа по разным основаниям. Использовать предметные модели (десятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел. |
15. |
Двузначные числа. Сложение. Вычитание. (12 часов) |
Наблюдать изменение в записи «круглого» двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел). Выявлять закономерность в записи ряда чисел. Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения. Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства Увеличивать (уменьшать) любое двузначное число на 1. Выбирать выражения, соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении. Записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений. Обозначать данное количество предметов отрезком. Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания). Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы. Наблюдать изменение в записи любого двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц),используя предметные модели и калькулятор. Выявлять закономерность в записи числового ряда. Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации. Моделировать ситуацию, данную в виде текста. Записывать равенства, соответствующие данным рисункам. Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства. Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. |
16. |
Ломаная (2 часа) |
Соотносить информацию о ломаной с её изображением. Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий. Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий. Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных. Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию. Строить ломаную линию из данных отрезков. |
17. |
Длина. Сравнение. Измерение. (27 часов) |
Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки. Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, миллиметр, дециметр). Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков. Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах). Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >, <, = . Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием Разбивать данные числа на две группы по определённому признаку. Вставлять в данные неравенства и равенства пропущенные знаки арифметических действий, цифры. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели , вычисления, измерения, примеры). Анализировать различные варианты выполнения заданий. |
18. |
Масса. Сравнение. Измерение. (3 часа) |
Сравнивать предметы по определенному свойству (массе). Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета отрезком. Выбирать отрезок, соответствующий данной массе. Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. |
|
Резервные часы. Работа с данными (изучается на основе всех разделов курса математики 1-го класса) (4 часа) |
Выбирать рисунки, соответствующие ряду числовых выражений. Выбирать наименьшее (наибольшее) из данных однозначных чисел. Записывать данные числа в порядке возрастания или убывания. Выявлять правило (закономерность), по которому составлены числа в ряду, и продолжать запись чисел данного ряда по тому же правилу. Моделировать ситуации, содержащие отношения «меньше на…», «больше на…» Строить отрезок, длина которого выражена в сантиметрах, и отрезок, длина которого меньше (больше) данного на некоторую величину. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану. Анализировать житейские ситуации, требующие измерения длины и массы предметов. Сравнивать и обобщать данную информацию, представленную с помощью предметных, вербальных, графических и символических моделей. |
Формы проведения аттестации обучающихся 1 класса
Программой предусмотрено:
-
оценка самостоятельных работ проводится только словесно, отметки в первом классе не ставятся;
-
учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна;
-
тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала;
-
итоговая контрольная работа проводится в конце года и имеет целью проверку полученной детьми математической подготовки за длительный промежуток времени, в них включены задания по разным темам.
Формы контроля в 1-ом классе:
- устный опрос
- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы)
- рефлексия 1,2 уровней
Методы обучения:
-
словесные (беседа, сообщение),
-
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
-
практические,
-
метод проблемного обучения,
-
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
-
методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках:
-
учебный диалог
-
коллективное составление плана предстоящей деятельности;
-
самостоятельная организация деятельности;
-
работа в паре;
-
работа в микрогруппе;
-
конструирование и моделирование.
Здоровьесберегающий компонент
Ежедневно на уроках математики используются:
-
физминутки,
-
гимнастика для глаз,
-
беседы по ТБ:
- «Организация рабочего места»
- «Техника безопасности при работе с циркулем»
Список литературы
для учителя:
-
Н.Б.Истомина. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
-
Н.Б Истомина, Н.Б.Тихонова. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. – Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
-
Н.Б.Истомина, Г.Г. Шмырева. Контрольные работы по математике. 1 класс (три уровня). – Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
-
Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г. Электронная версия на сайте издательства.
-
Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 1 класс». - Москва: «Линка – Пресс», 2011 г.
для учащихся:
-
Н.Б.Истомина. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
-
Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век»,2011 г.
-
Н.Б Истомина, Н.Б.Тихонова. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. – Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
-
http:www.Nachalka.com.
-
http:www.viku.rdf.ru.
-
http:www.rusedu.ru.
-
http://school-collection.edu.ru/
-
standart.edu.ru/сatalod.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Универсальные учебные действия |
Оборудование |
Примечания |
Раздел I. Признаки, расположение и счёт предметов (10 часов) |
||||||
1. |
Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. Счёт. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
|
ТПО Таблицы Карточки |
|
2. |
Выделение «лишнего» предмета. Счёт. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки |
|
|
3. |
Выявление закономерности (правила). Счёт. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки |
|
|
4. |
Пространственные отношения «перед», «за», «между». Счёт. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
5. |
Построение ряда фигур по определённому правилу. Счёт. |
КУ |
|
ТПО Геометрические фигуры Таблицы Карточки |
|
|
6. |
Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки |
|
|
7. |
Пространственные отношения «слева», «справа», «выше», «ниже» Счёт. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки |
|
|
8. |
Пространственные отношения. Счёт. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
9. |
Проверка сформированности у учащихся представлений об изменении признаков предметов, о пространственных отношениях. Счёт. |
КУ |
|
ТПО |
|
|
10. |
Размеры предметов (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже). Счёт. |
УОСЗ |
|
Комплект наглядных пособий по математике ТПО |
|
|
Раздел 2. Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов (3 часа) |
||||||
11. |
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Логические:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
12. |
Применение отношений «больше», «меньше», «столько же» |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
13. |
Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же» |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел III.Однозначные числа. Счёт. Цифры (12 часов) |
||||||
14. |
Число и цифра (введение термина). Счёт предметов (устная нумерация). |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
15. |
Число и цифра (введение термина). Счёт предметов (устная нумерация). |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
16. |
Число и цифра (введение термина). Счёт предметов (устная нумерация). |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
17. |
Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра». |
УКИЗ |
|
Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
18. |
Число и цифра 7. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
19. |
Число и цифра 4. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
20. |
Число и цифра 6. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
21. |
Число и цифра 5. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
22. |
Число и цифра 9. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
23. |
Число и цифра 3. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
24. |
Число и цифра 2. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
25. |
Число и цифра 8. |
КУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 4. Точка. Прямая и кривая линии (2 часа) |
||||||
26. |
Геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии. Линейка. Построение прямых линий. |
УИПЗЗ |
|
Логические: Постановка и решение проблемы:
|
ТПО Геометрические фигуры Таблицы Карточки |
|
27. |
Замкнутые и незамкнутые кривые. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 5. Луч (4 часа) |
||||||
28. |
Луч. Пересечение линий. |
УИПЗЗ |
|
Регулятивные:
|
ТПО Линейка Схемы |
|
29. |
Построение отрезка, его существенные признаки. |
УКИЗ |
|
ТПО Линейка Схемы |
|
|
30. |
Проверочная работа по теме: «Однозначные числа» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
31. |
Работа над ошибками. Построение отрезка. |
УОСЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 6. Отрезок. Длина отрезка (5часов) |
||||||
32. |
Сравнение длин отрезков с помощью циркуля. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
|
ТПО Таблицы Карточки Циркуль |
|
33. |
Сравнение длин отрезков с помощью мерки. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Циркуль |
|
|
34. |
Обозначение отношений «больше», «меньше», «столько же» с помощью отрезков. |
КУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
35. |
Сравнение длин отрезков и их построение с помощью циркуля. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Циркуль |
|
|
36. |
Сравнение длин отрезков и их построение с помощью циркуля. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Циркуль |
|
|
Раздел 7. Числовой луч (2 часа) |
||||||
37. |
Знакомство с числовым лучом. |
УИПЗЗ |
|
Логические:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
38. |
Сравнение длин отрезков с помощью числового луча. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 8. Неравенства (3 часа) |
||||||
39. |
Числовые неравенства, их запись. |
УИПЗЗ |
|
Логические: Постановка и решение проблемы:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
40. |
Сравнение однозначных чисел. Запись неравенств. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
41. |
Запись числовых неравенств. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 9. Сложение (15 часов) |
||||||
42. |
Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, на звания компонентов и результата действия Сложения. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Логические:
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
43. |
Изображение равенств на числовом луче и запись равенства по его изображению на числовом луче. Состав числа 4. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
44. |
Переместительное свойство сложения. Состав числа 6. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
45. |
Проверочная работа по теме: «Сравнение однозначных чисел» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
46. |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Переместительное свойство сложения. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
47. |
Состав числа 6. Установка на запоминание. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
48. |
Состав числа 5. Неравенства |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
49. |
Состав числа 5. Установка на запоминание. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
50. |
Состав числа 7. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
51. |
Состав числа 7. Установка на запоминание. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
52. |
Состав числа 9. Установка на запоминание. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
53. |
Формирование табличных навыков сложения. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
54. |
Формирование табличных навыков сложения. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
55. |
Проверочная работа по теме: «Табличные навыки сложения» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
56. |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Состав чисел. |
УОСЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 10. Вычитание (5 часов) |
||||||
57. |
Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
58. |
Изображение вычитания на числовом луче. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
59. |
Изображение вычитания на числовом луче. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
60. |
Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
61. |
Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 11. Целое и части (8 часов) |
||||||
62. |
Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
63. |
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
64. |
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
65. |
Изображение равенств с помощью отрезков. Целое и части. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
66. |
Запись равенств по их изображению на числовом луче. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
67. |
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
68. |
Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
69. |
Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания. |
УОСЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 12. Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…) (5 часов) |
||||||
70. |
Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на …». Табличные навыки. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
71. |
Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …». Табличные навыки. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
72. |
Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
73. |
«Увеличить на…», «уменьшить на…». Табличные навыки. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
74. |
«Увеличить на…», «уменьшить на…». Табличные навыки. |
КУ |
|
ТПО Схемы |
|
|
Раздел 13. Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (5 часов) |
||||||
75. |
Предметный смысл разностного сравнения. |
УИПЗЗ |
|
Логические:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
76. |
Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
77. |
Соотнесение вербальной, предметной и символической моделей. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
78. |
Построение разности двух отрезков. Замена предметной модели символической. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
79. |
Табличные навыки. Неравенства. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
Раздел 14. Двузначные числа. Названия и запись (5 часов) |
||||||
80. |
Счётная единица «десяток». Запись результата счёта в виде количества десятков и единиц. Состав числа 10 |
УИПЗЗ |
|
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
81. |
Предметные модели 1 десятка и 1 единицы. Запись и чтение двузначных чисел от 20 и далее. Состав числа 10 |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
82. |
Чтение двузначных чисел. Состав числа 10. Названия десятков. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
83. |
Контрольная работа по теме: «Разностное сравнение» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
84. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Состав числа 10. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
Раздел 15. Двузначные числа. Сложение. Вычитание (12 часов) |
||||||
85. |
Соотнесение предметных и символических моделей. «Увеличить на…», «уменьшить на…». |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
86. |
Знакомство учащихся с названиями двузначных чисел от 11 до 19. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
87. |
Чтение, запись и сравнение двузначных чисел. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
88. |
Чтение, запись и сравнение двузначных чисел. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
89. |
Соотнесение предметной, вербальной и символической моделей. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
90. |
Соотнесение предметной, вербальной и символической моделей. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
91. |
Обобщение знаний о структуре двузначного числа. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
КУ |
|
Комплект наглядных пособий по математике ТПО |
|
|
92. |
Обобщение знаний о структуре двузначного числа. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
93. |
Контрольная работа по теме: «Двузначные числа» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
94. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
95. |
Результаты изучения темы «Двузначные числа. Сложение и вычитание». |
КУ |
|
Познавательные: Общеучебные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
96. |
Результаты изучения темы «Двузначные числа. Сложение и вычитание». |
УКИЗ
|
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 16. Ломаная (2 часа) |
||||||
97. |
Знакомство учащихся с ломаной линией и её элементами. |
УИПЗЗ |
|
Логические:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
98. |
Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 17. Длина. Сравнение. Измерение (27 часов) |
||||||
99. |
Сложение отрезков с помощью циркуля. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные: Общеучебные:
Логические:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Общеучебные:
Регулятивные:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
100. |
Вычитание отрезков с помощью циркуля. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
101. |
Сложение и вычитание отрезков. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
102. |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание отрезков» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
103. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Сложение и вычитание отрезков. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
104. |
Знакомство с единицами длины 1 см, 1 дм. Соотношение единиц длины. Состав числа 10. |
УКИЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
105. |
Измерение длин отрезков с помощью линейки. Сравнение длин отрезков. Состав числа 10. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
106. |
Соотношение единиц длины. Состав числа 10 (установка на запоминание). |
КУ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
107. |
Сравнение и измерение длин. Табличные навыки (включая число 10). |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
108. |
Сравнение двузначных чисел, их в виде суммы разрядных слагаемых. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
109. |
Табличные навыки. Числовой луч. Сравнение длин отрезков. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
110. |
Построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
111. |
Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
112. |
Сложение двузначных чисел и «круглых» десятков. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
113. |
Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
114. |
Вычитание «круглых» десятков из двузначного числа. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
115. |
Взаимосвязь вычислительных навыков и умений. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
116. |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
117. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Взаимосвязь вычислительных навыков и умений. |
УОСЗ |
|
Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
118. |
Вычислительные умения. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
119. |
Замена вербальной модели предметной. Вычислительные умения. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
120. |
Вычислительные умения. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
121. |
Вычислительные умения. |
КУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
122. |
Замена вербальной модели предметной. Вычислительные умения. |
КУ |
|
Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
123. |
Замена вербальной модели предметной. Вычислительные умения. |
УКИЗ |
|
Логические:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
124. |
Контрольная работа по теме: «Итоги за год» |
УПОКЗ |
|
|
|
|
125. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Вычислительные умения. |
УОСЗ |
|
ТПО Комплект наглядных пособий по математике |
|
|
Раздел 18. Масса. Сравнение. Измерение (3 часа) |
||||||
126. |
Формирование представлений о массе. Единица массы 1 кг. |
УИПЗЗ |
|
Познавательные Общеучебные:
Логические:
Постановка и решение проблемы:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
127. |
Масса предметов. Замена вербальной модели предметной. |
УЗНЗВУ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
128. |
Моделирование числовых выражений с помощью отрезков. |
УКИЗ |
|
ТПО |
|
|
Резервные часы Работа с данными (изучается на основе всех разделов курса математики 1-го класса) (4 часа) |
||||||
129. |
Повторение за год. Вычислительные умения. |
УОСЗ |
|
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
130. |
Повторение за год. Вычислительные умения. |
УКИЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
131. |
Повторение за год. Вычислительные умения. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
|
132. |
Повторение за год. Вычислительные умения. |
УОСЗ |
|
ТПО Таблицы Карточки Схемы |
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
-
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
-
Урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ
-
Урок комплексного использования знаний – УКИЗ
-
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
-
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ
-
Комбинированный урок – КУ
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО