Повторительно-обобщающий урок по теме "Причастие".
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Предметные цели урока: учащиеся должны уметь опознавать причастия в тексте, определять вид, грамматические и морфологические признаки, обособлять причастные обороты. Метапредметные цели: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи познавательной деятельности, пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре и группе, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Межпредметные связи: музыка, живопись, литература.
Оборудование: интерактивная доска, опорные схемы, тексты на партах.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.
Вступительное слово учителя.
Зима в России – особенная пора. Искрящийся на солнце и переливающийся разными цветами снег; улыбающиеся, катающиеся на санках дети; заснеженные горки и завывающие ветра…. Ребята, а кто из вас любит зиму? Почему?
Этап целеполагания
цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
Постановка цели и задач урока.
Ребята, сегодня нам нужно подготовиться к творческой работе под названием «Удивительная зима». Но наш урок проходит после изучения всех правил по теме «Причастие», а значит, вы можете определить основные задачи, которые будут стоять перед вами.
Ребята формулируют задачи урока:
1. Повторить основные признаки причастия.
2. Обобщить правила орфографии по этой теме.
3. Систематизировать пунктуационные правила по теме «Причастие».
4. Рассмотреть роль причастия как средства выразительности в создании ярких образов.
Итак, в путь! Начнем с пунктуационно-орфографической разминки.
Этап первичного усвоения знаний (сбор информации)
Цель: выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Пунктуационно-орфографическая разминка.
Перед учащимися ставится проблемно-поисковые задания:
1 ряд – обозначьте орфографические задачи, которые вам пришлось решать при написании данного текста.
2 ряд – обозначьте пунктограммы данного текста, какие правила вам пришлось вспомнить?
Замер…шие на око(н, нн)ых стеклах ледя(н, нн)ые узоры окрасились в (нежно) розовый цвет утре(н, нн)ей з…ри. Ясное сверка…щ…е утро. Снег напад…вший ночью и еще (не) изб…рожде(н, нн)ый полозьями л…жал ровными пеленами. В воздухе ст…ял прозрачный морозный блеск захват…вающий при дыхании горло. (А. Куприн)
Учитель задает вопрос: «Ребята, а какое причастие, из использованных в тексте, имеет переносное значение? Для чего это сделал автор?»
Этап осмысления учебного материала
Цель: структурирование информации.
(Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера)
Мы продолжим работу и попытаемся проанализировать схемы.
1. I....X, П.ОI?
2. I… П.О.XI!
3. I.....X, П.О. и П.О.I.
4. I.....X, П.О, и X, П.О.I!
Проведем конкурс на самое интересное предложение о зиме по одной из представленных схем.
Необходимо дать слово учащимся для оценки предложений, созданных одноклассниками. Ответы должны быть аргументированы.
Задание проблемно-поискового характера: может ли в 4 схеме измениться пунктуация?
Этап закрепления учебного материала.
Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения.
Во время выполнения данного задания один из учеников работает у доски, расставляя знаки препинания в предложении: С самого утра перепадал мелкий снежок, сменяемый по временам солнечным сиянием, и небо, заволакиваемое рыхлыми облаками, расчищалось, и тогда из-за туч, разгоняемых ветром, показывалась ясная и ласковая лазурь.
Обратим внимание на предложение, записанное на доске. Какова структура этого предложения? ( Сложное, ССП, состоит из трех частей, каждая из которых осложнена причастным оборотом). Какие причастия употреблены в предложении? (Страдательные причастия настоящего времени).
Словарно-орфографическая работа.
Выполняется в виде эстафеты, работа может быть в парах. На каждый ряд дается листок с заданиями:
1 ряд — образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:
танцевать – ( действ. наст. вр.)
подгонять – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр.)
2 ряд — образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:
танцевать – ( действ. наст. вр.)
подгонять – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр.)
3 ряд — образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:
танцевать – ( действ. наст. вр.)
подгонять – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр. )
Творческая работа.
Перед вами стихотворение Федора Тютчева.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Какова в нем роль причастий? ( Околдован, очарован, опутан, окован – повторяющийся звук О – прием ассонанса)
Учитель читает стихотворение М.Цветаевой:
Когда я гляжу на летящие листья,
Слетающие на булыжный торец,
Сметаемые словно кистью художника,
Картину кончающего наконец,
Я думаю: почему,
Давно пожелтевший, решительно ржавый,
Один такой лист на вершине — забыт?
А какую роль выполняют причастия в данном тексте?
( Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания – прием аллитерации).
На следующем этапе урока учитель знакомит учеников с репродукциями картин А. Саврасова, А. Степанова, Горбатова, И. Шишкина, К. Коровина, Л. Туржанского. Знакомство с картинами русских художников происходит под музыку Вивальди «Времена года. Зима».
Каково впечатление ребят от увиденного? Ответ аргументирован.
Учащимся предлагается выступить в роли художников слова и отобрать те словосочетания, которые можно использовать в сочинении о зиме. Орфограммы в словах необходимо объяснить.
Украше(н, нн)ый серебряным инеем, отлакирова(н, нн)ая поверхность реки, растерза(н, нн)ые в клочья облака, обеспокое(н, нн)ые птицы, хоже(н, нн)ые-перехоже(н, нн)ые тропы, нежда(н, нн)ый морозец, погруже(н, нн)ый в нечто спокойное, заснеже(н, нн)ые дали.
Этап проверки и оценки результатов
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями .
Работа с текстом.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие».
СНЕЖНЫЕ ТЕПЛИЧКИ
— Не желаете ли полюбоваться на снежные теплички?
Глаза профессора-ботаника радостно смеются. Лежа на снегу, большим ботаническим ножом он осторожно вскрывает прозрачную ледяную пластинку, образовавшуюся над углублением в снегу, в котором виднелись живые, зеленые побеги.
— Посмотрите, как ладно устроено. И прозрачное ледяное стекло, пропускающее живительные солнечные лучи, и мягкая теплая подстилка. Настоящий миниатюрный парничок, крошечная снежная тепличка!..
Я опускаюсь рядом с профессором на снег. Под тончайшею хрустально-прозрачною коркою льда хорошо видно в снегу распустившееся растение с пушистыми, свернутыми в трубку зелеными ростками. Термометр, просунутый в снежную тепличку, показывал положительную температуру. Тот же термометр на поверхности снега быстро спустился на двенадцать градусов мороза.
На южных склонах холмов, покрытых тонким снежным покровом, мы нашли множество маленьких тепличек. Весною растения выйдут из снежных тепличек с почти распустившимися цветами. Наличием этих тепличек объясняется удивительное явление в растительной природе полярных стран, где рядом со снегом весною можно видеть живые прекрасные цветы, поражающие путешественника своей нежностью и красотою.
Соколов-Микитов
Этап подведение итогов.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
Учитель задает вопросы учащимся:
-Что вам запомнилось сегодня на уроке?
— Каким настроением проникнут урок?
— Над чем необходимо еще поработать?
-Решена ли основная задача на уроке?
Домашнее задание.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Написать мини-сочинение на тему «Удивительная зима». Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений русских поэтов.
Конспект урока в 7 классе по теме «Причастие»
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Предметные цели урока: учащиеся должны уметь опознавать причастия в тексте, определять вид, грамматические и морфологические признаки, обособлять причастные обороты. Метапредметные цели: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи познавательной деятельности, пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре и группе, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Межпредметные связи: музыка, живопись, литература.
Оборудование: интерактивная доска, опорные схемы, тексты на партах.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.
Вступительное слово учителя.
Зима в России – особенная пора. Искрящийся на солнце и переливающийся разными цветами снег; улыбающиеся, катающиеся на санках дети; заснеженные горки и завывающие ветра…. Ребята, а кто из вас любит зиму? Почему?
Этап целеполагания
цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
Постановка цели и задач урока.
Ребята, сегодня нам нужно подготовиться к творческой работе под названием «Удивительная зима». Но наш урок проходит после изучения всех правил по теме «Причастие», а значит, вы можете определить основные задачи, которые будут стоять перед вами.
Ребята формулируют задачи урока:
-
Повторить основные признаки причастия.
-
Обобщить правила орфографии по этой теме.
-
Систематизировать пунктуационные правила по теме «Причастие».
-
Рассмотреть роль причастия как средства выразительности в создании ярких образов.
Итак, в путь! Начнем с пунктуационно-орфографической разминки. Этап первичного усвоения знаний (сбор информации)
Цель: выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Пунктуационно-орфографическая разминка.
Перед учащимися ставится проблемно-поисковые задания:
1 ряд – обозначьте орфографические задачи, которые вам пришлось решать при написании данного текста.
2 ряд – обозначьте пунктограммы данного текста, какие правила вам пришлось вспомнить?
Замер…шие на око(н,нн)ых стеклах ледя(н,нн)ые узоры окрасились в (нежно) розовый цвет утре(н,нн)ей з…ри. Ясное сверка…щ…е утро. Снег напад…вший ночью и еще (не) изб…рожде(н,нн)ый полозьями л…жал ровными пеленами. В воздухе ст…ял прозрачный морозный блеск захват…вающий при дыхании горло. (А. Куприн)
Учитель задает вопрос: «Ребята, а какое причастие, из использованных в тексте, имеет переносное значение? Для чего это сделал автор?»
Этап осмысления учебного материала
Цель: структурирование информации.
(Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера)
Мы продолжим работу и попытаемся проанализировать схемы.
1.
2.
3.
4.
Проведем конкурс на самое интересное предложение о зиме по одной из представленных схем.
Необходимо дать слово учащимся для оценки предложений, созданных одноклассниками. Ответы должны быть аргументированы.
Задание проблемно-поискового характера: может ли в 4 схеме измениться пунктуация?
Этап закрепления учебного материала.
Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения.
Во время выполнения данного задания один из учеников работает у доски, расставляя знаки препинания в предложении: С самого утра перепадал мелкий снежок, сменяемый по временам солнечным сиянием, и небо, заволакиваемое рыхлыми облаками, расчищалось, и тогда из-за туч, разгоняемых ветром, показывалась ясная и ласковая лазурь.
Обратим внимание на предложение, записанное на доске. Какова структура этого предложения? ( Сложное, ССП, состоит из трех частей, каждая из которых осложнена причастным оборотом). Какие причастия употреблены в предложении? (Страдательные причастия настоящего времени).
Словарно-орфографическая работа.
Выполняется в виде эстафеты, работа может быть в парах. На каждый ряд дается листок с заданиями:
1 ряд - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:
танцевать – ( действ. наст. вр.)
подгонять – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр.)
2 ряд - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:
танцевать – ( действ. наст. вр.)
подгонять – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр.)
3 ряд - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов:
танцевать – ( действ. наст. вр.)
подгонять – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр. )
Творческая работа.
Перед вами стихотворение Федора Тютчева.
Чародейкою
Зимою
Околдован, лес стоит,
И под
снежной бахромою,
Неподвижною,
немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не
живой -
Сном волшебным очарован,
Весь
опутан, весь окован
Лёгкой цепью
пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой
луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он
весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной
красой.
Какова в нем роль причастий? ( Околдован, очарован, опутан, окован – повторяющийся звук О – прием ассонанса)
Учитель читает стихотворение М.Цветаевой:
Когда я гляжу на летящие листья,
Слетающие на булыжный торец,
Сметаемые словно кистью художника,
Картину кончающего наконец,
Я думаю: почему,
Давно пожелтевший, решительно ржавый,
Один
такой лист на вершине - забыт?
А
какую роль выполняют причастия в данном
тексте?
( Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания – прием аллитерации).
На следующем этапе урока учитель знакомит учеников с репродукциями картин А. Саврасова, А. Степанова, Горбатова, И. Шишкина, К. Коровина, Л. Туржанского. Знакомство с картинами русских художников происходит под музыку Вивальди «Времена года. Зима».
Каково впечатление ребят от увиденного? Ответ аргументирован.
Учащимся предлагается выступить в роли художников слова и отобрать те словосочетания, которые можно использовать в сочинении о зиме. Орфограммы в словах необходимо объяснить.
Украше(н,нн)ый серебряным инеем, отлакирова(н,нн)ая поверхность реки, растерза(н,нн)ые в клочья облака, обеспокое(н,нн)ые птицы, хоже(н,нн)ые-перехоже(н,нн)ые тропы, нежда(н,нн)ый морозец, погруже(н,нн)ый в нечто спокойное, заснеже(н,нн)ые дали.
Этап проверки и оценки результатов
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями .
Работа с текстом.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие».
СНЕЖНЫЕ
ТЕПЛИЧКИ
- Не
желаете ли полюбоваться на снежные
теплички?
Глаза
профессора-ботаника радостно смеются.
Лежа на снегу, большим ботаническим
ножом он осторожно вскрывает прозрачную
ледяную пластинку, образовавшуюся над
углублением в снегу, в котором виднелись
живые, зеленые побеги.
-
Посмотрите, как ладно устроено. И
прозрачное ледяное стекло, пропускающее
живительные солнечные лучи, и мягкая
теплая подстилка. Настоящий миниатюрный
парничок, крошечная снежная
тепличка!..
Я
опускаюсь рядом с профессором на снег.
Под тончайшею хрустально-прозрачною
коркою льда хорошо видно в снегу
распустившееся растение с пушистыми,
свернутыми в трубку зелеными ростками.
Термометр, просунутый в снежную тепличку,
показывал положительную температуру.
Тот же термометр на поверхности снега
быстро спустился на двенадцать градусов
мороза.
На южных
склонах холмов, покрытых тонким снежным
покровом, мы нашли множество маленьких
тепличек. Весною растения выйдут из
снежных тепличек с почти распустившимися
цветами. Наличием этих тепличек
объясняется удивительное явление в
растительной природе полярных стран,
где рядом со снегом весною можно видеть
живые прекрасные цветы, поражающие
путешественника своей нежностью и
красотою.
Соколов-Микитов
Этап подведение итогов.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
Учитель задает вопросы учащимся:
-Что вам запомнилось сегодня на уроке?
- Каким настроением проникнут урок?
- Над чем необходимо еще поработать?
-Решена ли основная задача на уроке?
Домашнее задание.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Написать мини-сочинение на тему «Удивительная зима». Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений русских поэтов.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»