Урок-игра "Следствие ведут..." (6 класс)
Грудьева Наталия Алексеевна
учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9
высшая квалификационная категория
Краснодарский край, ст. Староминская
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», Б.М. Неменский
Урок изобразительного искусства для 6 класса
«Следствие ведут…»
Урок изобразительного искусства для 6 класса
«Следствие ведут…» (40 мин.)
Тип урока — игра
Цель:
1. Закрепление знаний и умений по теме «Портрет»;
2. Развитие логического и образного мышления;
3. Воспитание коммуникативности, умения работать командой.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумага для рисования, фломастеры, репродукции картин.
Сценарий игры.
Игра проводится среди учащихся 6 класса. Каждый класс выставляет свою команду – знатоков искусства. Каждый тур игры имеет своё название. Каждый тур оценивается в баллах – от 1 до 5. В зависимости от полноты и правильности ответа. Даётся домашнее задание.
Начало игры
Звучит музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе.
Ведущий.
Ребята, сегодня мы проводим с вами игру «Детективы».
Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания и опыт, но и чутье, интуиция ему также необходимы. Все это пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.
В отличие от других жанров изобразительного искусства портрет как бы выключает человека из потока событий и сосредоточивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.
Разминка
На столах у вас лежат подборки репродукций.
1. И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»;
2. И.Репин. «Портрет П. Третьякова»;
3. А.Рублев. «Троица» (икона);
4. М.Врубель. «Пан»;
5. Т.Яблонская. «Сенокос»;
6. И. Хруцкий. «Цветы и плоды».
Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Как называется картина и кто ее автор?
Домашнего задания «Ожившая картина (скульптура)»
Ведущий. Каждой команде было предложено выбрать по своему усмотрению одно произведение изобразительного искусства, относящееся к жанру портрета, подготовить соответствующее оформление и инсценировать его. Другие команды пытаются узнать, что это за произведение и кто автора.
«Фоторобот»
Ведущий. Как мы уже упоминали, главное в жанре портрета — передача внутреннего мира человека, его эмоций.
На сцену приглашаются по 2 человека от команды. На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, прически, ушей, овала лица.
Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).
Пока «детективы» работают над составлением фоторобота, вниманию зрителей предлагается слайд-шоу работ учащихся по теме «Портрет».
Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.
«Игра с пятном»
(Заранее на листе бумаги наносится пятно.)
Ведущий. На сцену приглашаются еще по 2 человека от каждой команды. В представленном вам пятне при внимательном его рассмотрении вы можете обнаружить профильное изображение человека, сказочного или литературного персонажа. Необходимо лишь немного доработать это пятно фломастером. Участники дорисовывают профиль персонажа.
Давайте посмотрим на работы наших художников в конкурсах «Фоторобот» и «Игра с пятном».
Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.
«Глаза — зеркало души человека»
Ведущий. Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях. Вниманию команд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза. На карточках фрагменты картин.
Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа
Читается стихотворение О. Дриза «Глаза»
В глазах у нежных -
Нежность,
Отвага -
У бойца,-
В глазах у скромных -
Скромность,
У хитрых -
Хитреца.
''И — что ты ни придумай,
И что ни напиши, знают,
Что глаза –
Зеркало Души.
Затем один представитель от каждой команды характеризует предложенные фрагменты, например глаза, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые, а также пытается охарактеризовать людей, которым они принадлежат. Характеристики получаются разные.
На экране демонстрируются картины целиком, и каждая сопровождается коротким рассказом.
«Отпечатки пальцев»
Ведущий. О многом может нам рассказать одежда человека, манеры, предметы, его окружающие. А вы попробуйте охарактеризовать человека, которому принадлежат эти руки.
На экране появляются фрагменты картин. Командам дается время на обдумывание ответа, а на экране — продолжение выставки работ учащихся по теме «Портрет».
Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют трудиться, спокойные и т.п. Если команда правильно назвала картину, ей добавляется балл.
Затем демонстрируются картины целиком.
«Профессия (род занятий)»
Ведущий. По одежде и предметам, сопровождающим изображение, можно определить, каков род занятий портретируемого.
Прошу команды определить, каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности назвать их.
Звучит музыка. Жюри подводит итоги прошедших заданий.
Ведущий. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. Этой теме посвящен следующий тур нашей игры.
«Таможня»
Ведущий. На государственной границе таможня задержала две картины.
На экране демонстрируются «Фаюмский портрет» (Египет, 1-11 в. н.э.) и парсуна Симона Ушакова 1630 г., запечатлевшая князя М.Скопина-Шуйского.
Имеют ли они историческую и культурную ценность? Какова их особенность?
Команды совещаются. За правильные и полные ответы начисляется 5 баллов.
«Очная ставка»
Ведущий. На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин.
1. К.Брюллов. «Последний день Помпеи»;
2. П.Федотов. «Вдовушка»;
3. В.Суриков. «Боярыня Морозова»;
4. И.Репин. «Бурлаки на Волге».
Попробуйте определить, на какой из них художник изобразил себя.
Команды записывают ответ на карточке
«Вся команда — художники»
Приглашаются по 2 человека от команды: свидетель и художник.
Свидетель дает художнику словесный портрет разыскиваемого героя. Задание участники вытягивают из конверта по жребию.
Приложение 2
Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию.
Примерные тексты для зарисовок.
А.С. Пушкин
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива...
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А. Линдгрен
Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому, же еще и в крапинку — от веснушек; в большом широком рту сверкали, белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё. Видно не хватило, она вшила в него кое – где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один — коричневый, а другой — черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.
Т. Александрова.
Девочка взяла веник, да так и села на пол — до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит главами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать».
Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся.
Л. Волков
Около изгороди стоял длинный шест, на нём «торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето: в поношенный голубой кафтан; кое- где из прорех кафтана торчала солома: На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты.
Другие члены команды в это время фломастерами на листах формата АЗ выполняют дружеский шарж на команду соперников.
По завершении работы художники демонстрируют нарисованные ими портреты литературных персонажей и дружеские шаржи на команду соперников.
Звучит музыка. Жюри подводит итоги конкурсов «Таможня», «Очная ставка», «Художники» и игры в целом.
Ведущий и жюри награждают победителей и вручают им дипломы «детективов».
Литература
1. Энциклопедия «Аванта+ Искусство» 1, 2 том
2. Газета «Первое сентября» № 7, 2006 г.
Глаза – зеркало души
Икона Казанской Божией матери
Арчимбольдо. Автопортрет
Леонардо да Винчи. Джоконда
Грудьева Наталия Алексеевна
учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9
высшая квалификационная категория
Краснодарский край, ст. Староминская
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», Б.М. Неменский
Урок изобразительного искусства для 6 класса
«Следствие ведут…»
Урок изобразительного искусства для 6 класса
«Следствие ведут…» (40 мин.)
Тип урока - игра
Цель:
-
Закрепление знаний и умений по теме «Портрет»;
-
Развитие логического и образного мышления;
-
Воспитание коммуникативности, умения работать командой.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумага для рисования, фломастеры, репродукции картин.
Сценарий игры.
Игра проводится среди учащихся 6 класса. Каждый класс выставляет свою команду – знатоков искусства. Каждый тур игры имеет своё название. Каждый тур оценивается в баллах – от 1 до 5. В зависимости от полноты и правильности ответа. Даётся домашнее задание.
Начало игры
Звучит музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе.
Ведущий.
Ребята, сегодня мы проводим с вами игру «Детективы».
Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания и опыт, но и чутье, интуиция ему также необходимы. Все это пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.
В отличие от других жанров изобразительного искусства портрет как бы выключает человека из потока событий и сосредоточивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.
Разминка
На столах у вас лежат подборки репродукций.
-
И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»;
-
И.Репин. «Портрет П. Третьякова»;
-
А.Рублев. «Троица» (икона);
-
М.Врубель. «Пан»;
-
Т.Яблонская. «Сенокос»;
-
И. Хруцкий. «Цветы и плоды».
Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Как называется картина и кто ее автор?
Домашнего задания «Ожившая картина (скульптура)»
Ведущий. Каждой команде было предложено выбрать по своему усмотрению одно произведение изобразительного искусства, относящееся к жанру портрета, подготовить соответствующее оформление и инсценировать его. Другие команды пытаются узнать, что это за произведение и кто автора.
«Фоторобот»
Ведущий. Как мы уже упоминали, главное в жанре портрета — передача внутреннего мира человека, его эмоций.
На сцену приглашаются по 2 человека от команды. На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, прически, ушей, овала лица.
Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).
Пока «детективы» работают над составлением фоторобота, вниманию зрителей предлагается слайд-шоу работ учащихся по теме «Портрет».
Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.
«Игра с пятном»
(Заранее на листе бумаги наносится пятно.)
Ведущий. На сцену приглашаются еще по 2 человека от каждой команды. В представленном вам пятне при внимательном его рассмотрении вы можете обнаружить профильное изображение человека, сказочного или литературного персонажа. Необходимо лишь немного доработать это пятно фломастером. Участники дорисовывают профиль персонажа.
Давайте посмотрим на работы наших художников в конкурсах «Фоторобот» и «Игра с пятном».
Работы демонстрируются зрителям и передаются жюри для оценки.
«Глаза — зеркало души человека»
Ведущий. Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях. Вниманию команд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза. На карточках фрагменты картин.
Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа
Читается стихотворение О. Дриза «Глаза»
В глазах у нежных -
Нежность,
Отвага -
У бойца,-
В глазах у скромных -
Скромность,
У хитрых -
Хитреца.
''И - что ты ни придумай,
И что ни напиши, знают,
Что глаза –
Зеркало Души.
Затем один представитель от каждой команды характеризует предложенные фрагменты, например глаза, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые, а также пытается охарактеризовать людей, которым они принадлежат. Характеристики получаются разные.
На экране демонстрируются картины целиком, и каждая сопровождается коротким рассказом.
«Отпечатки пальцев»
Ведущий. О многом может нам рассказать одежда человека, манеры, предметы, его окружающие. А вы попробуйте охарактеризовать человека, которому принадлежат эти руки.
На экране появляются фрагменты картин. Командам дается время на обдумывание ответа, а на экране - продолжение выставки работ учащихся по теме «Портрет».
Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют трудиться, спокойные и т.п. Если команда правильно назвала картину, ей добавляется балл.
Затем демонстрируются картины целиком.
«Профессия (род занятий)»
Ведущий. По одежде и предметам, сопровождающим изображение, можно определить, каков род занятий портретируемого.
Прошу команды определить, каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности назвать их.
Звучит музыка. Жюри подводит итоги прошедших заданий.
Ведущий. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. Этой теме посвящен следующий тур нашей игры.
«Таможня»
Ведущий. На государственной границе таможня задержала две картины.
На экране демонстрируются «Фаюмский портрет» (Египет, 1-11 в. н.э.) и парсуна Симона Ушакова 1630 г., запечатлевшая князя М.Скопина-Шуйского.
Имеют ли они историческую и культурную ценность? Какова их особенность?
Команды совещаются. За правильные и полные ответы начисляется 5 баллов.
«Очная ставка»
Ведущий. На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин.
-
К.Брюллов. «Последний день Помпеи»;
-
П.Федотов. «Вдовушка»;
-
В.Суриков. «Боярыня Морозова»;
-
И.Репин. «Бурлаки на Волге».
Попробуйте определить, на какой из них художник изобразил себя.
Команды записывают ответ на карточке
«Вся команда — художники»
Приглашаются по 2 человека от команды: свидетель и художник.
Свидетель дает художнику словесный портрет разыскиваемого героя. Задание участники вытягивают из конверта по жребию.
Приложение 2
Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию.
Примерные тексты для зарисовок.
А.С. Пушкин
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива...
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
А. Линдгрен
Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому, же еще и в крапинку - от веснушек; в большом широком рту сверкали, белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у неё. Видно не хватило, она вшила в него кое – где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой - черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.
Т. Александрова.
Девочка взяла веник, да так и села на пол - до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит главами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать».
Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся.
Л. Волков
Около изгороди стоял длинный шест, на нём "торчало соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето: в поношенный голубой кафтан; кое- где из прорех кафтана торчала солома: На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты.
Другие члены команды в это время фломастерами на листах формата АЗ выполняют дружеский шарж на команду соперников.
По завершении работы художники демонстрируют нарисованные ими портреты литературных персонажей и дружеские шаржи на команду соперников.
Звучит музыка. Жюри подводит итоги конкурсов «Таможня», «Очная ставка», «Художники» и игры в целом.
Ведущий и жюри награждают победителей и вручают им дипломы «детективов».
Литература
1. Энциклопедия «Аванта+ Искусство» 1, 2 том
2. Газета «Первое сентября» № 7 , 2006 г.
Отпечатки пальцев
Вермеер. Кружевница
Тропинин. Пряха
Леонардо да Винчи. Джоконда
Профессия
Н.Ге. Л.Н. Толстой
Тропинин. Кружевница
В. Васнецов. Иван Грозный
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»