Конспект коррекционно-развивающего занятия "Профессия археолог" (4 класс)
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:6просмотров: 6908 комментариев: 3
Цель: закрепление учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1.
Расширение знаний и представлений детей о профессии археолог.
2.
Развитие:
Ø зрительной памяти;
Ø логического мышления;
Ø общей и мелкой моторики;
Ø наглядно — образного мышления и целостности восприятия.
3.
Развитие коммуникативных способностей, активного внимания, творческого мышления и самоконтроля.
Развитие мелкой моторики, наглядно — образного мышления и целостности восприятия
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов работы |
Оборудование |
Повышение сплоченности Активизация мозговых полушарий Зрительная память, наблюдательность |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Приветствие «Доброе слово». Дети передают по кругу мягкую игрушку, называя соседа ласково по имени при этом подбирая к его имени доброе слово. Например: Виктория – веселая, внимательная, вежливая, воспитанная и т.п. Мозговая гимнастика «Качание головой». Дети медленно качают головой, наклоненной вперед, из стороны в сторону, при этом мышцы шеи и плеч расслаблены. Подбородком вычерчивают изогнутую линию на груди по мере шеи. Введение в тему. Игра «Зашифрованные слова». ДЕФЕКТОЛОГ: — Археологи работают в пустынях. Порой бывает очень трудно найти археологические раскопки, скрытые под землей. Обходя пешком исследуемую территорию, археолог обращает внимание на все, что встречается у него на пути, так как его находки могут указать ему правильный путь. Проверить свою наблюдательность вы сможете с помощью следующего задания. Археологи, работавшие в песках Египта, нашли зашифрованное письмо. Я предлагаю вам расшифровать это письмо и узнать, что захоронено под землей. ДЕФЕКТОЛОГ: — Какую способность вы тренировали во время разминки? ДЕТИ: — Наблюдательность. ДЕФЕКТОЛОГ: — Эта способность имеет отношение к теме нашего занятия. |
музыка плакат с зашифрованным словом и индивидуальные карточки с символами и буквами их обозначающими |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Сообщение темы. ДЕФЕКТОЛОГ. Сегодня мы узнаем очень много нового о профессии, благодаря которой мы узнаем о нашем далеком прошлом. — Знаете ли вы где хранятся археологические находки? ДЕТИ: — В краеведческом музее. ДЕФЕКТОЛОГ. — В нашем городе есть такие музеи? ДЕТИ: — Есть. | ||
Логическое мышление Развитие общей моторики |
Задание №1. «Загадка Сфинкса». ДЕФЕКТОЛОГ: — Когда вы слышите слово «сфинкс», вам представляются прежде всего древнеегипетские статуи, изображающие полулюдей-полульвов, важно возлежащих на каменных основаниях. Но слова «загадка сфинкса» из мифа о другом сфинксе — греческом. Сфинкс, рассказывали греческие легенды, был чудищем с лицом женщины, телом льва и крыльями хищной птицы. Он сидел на утесе у ворот города Фивы и задавал каждому прохожему загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Недогадливых он убивал тотчас же. Из всех людей только сын фиванского царя Эдип нашел верный ответ. В отчаянии сфинкс бросился с утеса в море и погиб. Много веков словом «сфинкс» называют таинственных, непонятных людей, а «загадка сфинкса» означает любую очень трудную задачу. А вы сможете дать ответ на загадку сфинкса? ДЕТИ: — Да. Это человек. В младенчестве на четырех ногах, т.к. ползает, в юности на двух ногах и в старости на трех, т.к. пожилые люди ходят с тростью. Физминутка «Руки золотые» Наши руки умелые такие, (Дети вытягивают руки вперёд), Наши руки – руки золотые: (поворачивают ладони то вверх, то вниз). Они умеют вышивать, (Выполняют движения в соответствии со словами). Шить и шарфики вязать. Подметать, варить, стирать, Раскопки проводить и не шалить. Суп мешать, пыль вытирать, Ценности в земле искать. Вот они какие – (Протягивают руки вперёд). Руки золотые. |
картинки с изображением Сфинкса (см. Приложение, рис. 1, 2, 3, 4, 5), картинки с изображением ползающего малыша (см. Приложение, рис.6), человека (см. Приложение, рис.7) и старика с тростью (см. Приложение, рис.8) |
Закрепление математических знаний |
Задание № 2. «Магическая пирамида». ДЕФЕКТОЛОГ. Сейчас я предлагаю вам закрепить ваши имеющиеся математические знания и выполнить следующее задание «Магическая пирамида». Разместите цифры в кружках так, чтобы суммы трех цифр на каждой стороне были одинаковы. |
схема пирамиды каждому ребенку 1,2,3,4,5,6 (см. Приложение, рис.9) |
Концентрация внимания |
Задание № 3 «Волшебная лавка»
Детям предлагается выполнить следующее задание. С лавок исчезли три волшебных предмета, найди их. (см. Приложение, фото 1, 2)
Задание № 4 «Осколки кувшина»
Ребенку предлагается провести работу в песочнице. Прежде чем находка археологов попадет в музей, она должна обрести свой первоначальный вид. Нужно из осколков, которые нашли археологи восстановить кувшин и затертую временем роспись. (см. Приложение, фото 3, 4, 5)
картинки с изображением волшебной лавки
до и после исчезновения
(см. Приложение, рис.10, 11)
песочница, мелкие предметы, камни, пуговицы, бусы и картинка кувшина
(см. Приложение, рис.12)
Развитие зрительного восприятия
Задание № 5 «Узнай предметы»
Ребенку предлагается работа за святящимся экраном с картинкой на которой среди множества осколков, изображен дом. Ребенок должен отыскать дом по заданию педагога и обвести его красным маркером.(см. Приложение, фото 6, 7, 8)
экран, красный маркер, картинки из осколков
(см. Приложение, рис.13)
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обсуждение.
ДЕФЕКТОЛОГ:
— Какими способностями должен обладать археолог?
ДЕТИ:
— Археолог должен быть очень наблюдательным.
ДЕФЕКТОЛОГ:
— Скажите, что означает выражение «загадки сфинкса»?
ДЕТИ:
— Это выражение означает какое – то очень трудное задание.
ДЕФЕКТОЛОГ:
— Какие задания, на ваш взгляд, были легкими, а какие вызывали затруднения и почему?
ДЕТИ:
— Легко было работать в песочнице: восстанавливать из осколков кувшин и рисунок на нем.
— Сложным было разгадать «загадку сфинкса».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ритуал прощания.
Установка мальчикам:
«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым!
Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым!
Я буду учиться хорошо!»
Установка девочкам:
«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой!
Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой!
Я буду учиться хорошо!»
Список источников:
1. http://kair.net.ru/placeint/sfinks.html
2. http://thepyramids.org/ar_401_002_sphinx_complex.htm
3. http://redimage.ru/R0114350
4. http://www.babyblog.ru/community/lenta_cat/igraem/1762/18
5. http://kandaliza2008.ucoz.ru/publ/oboi_dlja_rabochego_stola/deti/deti_malyshi/117-1-0-1011
6. ru.wikipedia.org›wiki/Сфинкс
7. Шалаева, Г.П., Алдонина, Р.П. Кем мне стать? Большая книга профессий [Текст] / Г.П. Шалаева, Р.П. Алдонина. – М.: Изд – во АСТ, Филологическое общество «Слово», 2010. – 192 с.
8. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т.А. Шорыгина. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004. – 92 с.
9. http://vkontakte.ru/club604592
10. http://ah.toppik.ru/photo/72-0-77-3
11. http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/… ./t168353-800.html
12. festival.1september.ru›Игра-занятие Чудесный остров.
Тема: Профессия – археолог.
Цель: закрепление учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
-
Расширение знаний и представлений детей о профессии археолог.
-
Развитие:
-
зрительной памяти;
-
логического мышления;
-
общей и мелкой моторики;
-
наглядно - образного мышления и целостности восприятия.
-
Развитие коммуникативных способностей, активного внимания, творческого мышления и самоконтроля.
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов работы |
Оборудование |
Повышение сплоченности Активизация мозговых полушарий Зрительная память, наблюдательность |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Приветствие «Доброе слово». Дети передают по кругу мягкую игрушку, называя соседа ласково по имени при этом подбирая к его имени доброе слово. Например: Виктория – веселая, внимательная, вежливая, воспитанная и т.п. Мозговая гимнастика «Качание головой». Дети медленно качают головой, наклоненной вперед, из стороны в сторону, при этом мышцы шеи и плеч расслаблены. Подбородком вычерчивают изогнутую линию на груди по мере шеи. Введение в тему. Игра «Зашифрованные слова». ДЕФЕКТОЛОГ: - Археологи работают в пустынях. Порой бывает очень трудно найти археологические раскопки, скрытые под землей. Обходя пешком исследуемую территорию, археолог обращает внимание на все, что встречается у него на пути, так как его находки могут указать ему правильный путь. Проверить свою наблюдательность вы сможете с помощью следующего задания. Археологи, работавшие в песках Египта, нашли зашифрованное письмо. Я предлагаю вам расшифровать это письмо и узнать, что захоронено под землей. ДЕФЕКТОЛОГ: - Какую способность вы тренировали во время разминки? ДЕТИ: - Наблюдательность. ДЕФЕКТОЛОГ: - Эта способность имеет отношение к теме нашего занятия. |
музыка плакат с зашифрованным словом и индивидуальные карточки с символами и буквами их обозначающими |
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Сообщение темы. ДЕФЕКТОЛОГ. Сегодня мы узнаем очень много нового о профессии, благодаря которой мы узнаем о нашем далеком прошлом. - Знаете ли вы где хранятся археологические находки? ДЕТИ: - В краеведческом музее. ДЕФЕКТОЛОГ. - В нашем городе есть такие музеи? ДЕТИ: - Есть. |
|
Логическое мышление
Развитие общей моторики |
Задание №1. «Загадка Сфинкса». ДЕФЕКТОЛОГ: - Когда вы слышите слово "сфинкс", вам представляются прежде всего древнеегипетские статуи, изображающие полулюдей-полульвов, важно возлежащих на каменных основаниях. Но слова "загадка сфинкса" из мифа о другом сфинксе - греческом. Сфинкс, рассказывали греческие легенды, был чудищем с лицом женщины, телом льва и крыльями хищной птицы. Он сидел на утесе у ворот города Фивы и задавал каждому прохожему загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?" Недогадливых он убивал тотчас же. Из всех людей только сын фиванского царя Эдип нашел верный ответ. В отчаянии сфинкс бросился с утеса в море и погиб. Много веков словом "сфинкс" называют таинственных, непонятных людей, а "загадка сфинкса" означает любую очень трудную задачу. А вы сможете дать ответ на загадку сфинкса? ДЕТИ: - Да. Это человек. В младенчестве на четырех ногах, т.к. ползает, в юности на двух ногах и в старости на трех, т.к. пожилые люди ходят с тростью.
Физминутка «Руки золотые» Наши руки умелые такие, (Дети вытягивают руки вперёд), Наши руки – руки золотые: (поворачивают ладони то вверх, то вниз). Они умеют вышивать, (Выполняют движения в соответствии со словами). Шить и шарфики вязать. Подметать, варить, стирать, Раскопки проводить и не шалить. Суп мешать, пыль вытирать, Ценности в земле искать. Вот они какие – (Протягивают руки вперёд). Руки золотые. |
картинки с изображением Сфинкса (см. Приложение, рис. 1, 2, 3, 4, 5), картинки с изображением ползающего малыша (см. Приложение, рис.6), человека (см. Приложение, рис.7) и старика с тростью (см. Приложение, рис.8) |
Закрепление математических знаний |
Задание № 2. «Магическая пирамида». ДЕФЕКТОЛОГ. Сейчас я предлагаю вам закрепить ваши имеющиеся математические знания и выполнить следующее задание «Магическая пирамида». Разместите цифры в кружках так, чтобы суммы трех цифр на каждой стороне были одинаковы. |
схема пирамиды каждому ребенку 1,2,3,4,5,6 (см. Приложение, рис.9) |
Концентрация внимания
Развитие мелкой моторики, наглядно - образного мышления и целостности восприятия |
Задание № 3 «Волшебная лавка» Детям предлагается выполнить следующее задание. С лавок исчезли три волшебных предмета, найди их. (см. Приложение, фото 1, 2) Задание № 4 «Осколки кувшина» Ребенку предлагается провести работу в песочнице. Прежде чем находка археологов попадет в музей, она должна обрести свой первоначальный вид. Нужно из осколков, которые нашли археологи восстановить кувшин и затертую временем роспись. (см. Приложение, фото 3, 4, 5) |
картинки с изображением волшебной лавки до и после исчезновения (см. Приложение, рис.10, 11) песочница, мелкие предметы, камни, пуговицы, бусы и картинка кувшина (см. Приложение, рис.12) |
Развитие зрительного восприятия |
Задание № 5 «Узнай предметы» Ребенку предлагается работа за святящимся экраном с картинкой на которой среди множества осколков, изображен дом. Ребенок должен отыскать дом по заданию педагога и обвести его красным маркером.(см. Приложение, фото 6, 7, 8) |
экран, красный маркер, картинки из осколков (см. Приложение, рис.13) |
|
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Обсуждение. ДЕФЕКТОЛОГ: - Какими способностями должен обладать археолог? ДЕТИ: - Археолог должен быть очень наблюдательным. ДЕФЕКТОЛОГ: - Скажите, что означает выражение «загадки сфинкса»? ДЕТИ: - Это выражение означает какое – то очень трудное задание. ДЕФЕКТОЛОГ: - Какие задания, на ваш взгляд, были легкими, а какие вызывали затруднения и почему? ДЕТИ: - Легко было работать в песочнице: восстанавливать из осколков кувшин и рисунок на нем. - Сложным было разгадать «загадку сфинкса». ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Ритуал прощания. Установка мальчикам: «Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!» Установка девочкам: «Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!» |
|
Список источников:
-
http://kandaliza2008.ucoz.ru/publ/oboi_dlja_rabochego_stola/deti/deti_malyshi/117-1-0-1011
-
Шалаева, Г.П., Алдонина, Р.П. Кем мне стать? Большая книга профессий [Текст] / Г.П. Шалаева, Р.П. Алдонина. – М.: Изд – во АСТ, Филологическое общество «Слово», 2010. – 192 с.
-
Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004. – 92 с.
-
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/.../t168353-800.html
-
festival.1september.ru›Игра-занятие Чудесный остров.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»