Мир вокруг нас (словарь терминов по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс)
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: голосов:1просмотров: 62814 комментариев: 2
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Кукмор»
«Мир вокруг нас»
(словарь терминов для учащихся 3 классов
по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Составила: Гатина Гульназ Рашитовна,
учитель начальных классов
IIквалификационной категории
Кукмор, 2011
От составителя
Предлагаемое пособие представляет собой сборник терминов, изучаемых учащимися 3 классов по курсу «Мир вокруг нас». Оно может быть использовано как на уроках, так и при подготовке домашних заданий. Все термины распределены на тематические разделы, термины расположены в алфавитном порядке, что облегчает работу ученикам.
Данное пособие может быть использовано учителями для составления тестов, проверочных работ, кроссвордов.
Раздел 1. Как устроен мир.
Бактерии– микроорганизмы, преимущественно одноклеточные.
Биология— совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни.
Воображение– способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
Восприятие –форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
Герб– эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов.
Государство– основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык
Заповедник– это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
Микроскоп– увеличительный прибор для рассмотрения предметов, неразличимых простым глазом.
Мышление– высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Народ– население государства, жители страны.
Национальный парк— территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
Общество– это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Окружающая среда– это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Организм– живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Психика– совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.
Психология– наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Семья– группа живущих вместе близких родственников.
Флаг –прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, одно из эмблем государства.
Царства– одна из четырех высших сфер органического мира – царство животных, царство грибов, царство растений, царство дробянок («дробянки» — общее название бактерий и сине-зеленых водорослей)
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Экология– наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
Раздел 2. Эта удивительная природа
Атмосфера – слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Ботаника –наука о растениях, один из разделов биологии.
Вещество – это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.
Воздух– смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода — 21% и углекислого газа – 1%.
Грибница– вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.
Дыхание растений– поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
Зоология– наука о животных, один из разделов биологии.
Кислота– химическое соединение, содержащее атом водорода.
Конденсация –процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.
Крахмал– углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
Круговорот воды в природе— вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
МСОП– Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Насекомые-опылители– насекомые, которые опыляют цветы.
Нектар– сладкий цветочный сок.
Опыление– перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.
Организмы-потребители— так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмы-производители– так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.
Организмы-разрушители – это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений.
Перегной– часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.
Питание растений– поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Почва– это верхний плодородный слой земли.
Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
Пыльца– мелкие желтые крупинки в цветках.
Сахар – белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.
Соль– белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.
Тело– все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).
Химия– наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.
Частица – мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.
Эрозия почвы– процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром.
Раздел 3. Мы и наше здоровье
Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.
Анатомия– наука, изучающая строение тела человека.
Дыхательная система обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ; ее составляют носовая полость, трахея, бронхи, легкие.
Зрение– способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Инфекционные болезни– болезни, возникающие из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.
Кожа– оболочка нашего тела, которая равномерно покрывает его, выполняет защитную функцию.
Обоняние– способность человека чувствовать запахи.
Опорно-двигательная система– скелет и мышцы, главная роль которых заключается в обеспечении опоры и движения организма.
Организм человека– это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Осязание– это способность чувствовать прикосновения.
Пигмент– красящее вещество, от которого зависит цвет кожи.
Пищеварительная системаобеспечивает организм человека питательными веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами; ее составляют ротовая полость, пищевод, желудок
Слух– способность организма воспринимать звуковые волны.
Физиология – наука, изучающая работу органов человека.
Раздел 4. Наша безопасность
Вентиль– клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер– работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа).
Тротуар, пешеходная дорожка– это специально отведенные пути для ходьбы.
Правила поведения на пожаре
Пожар– это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства — «звоните 01» — в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».
3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.
5. При пожаре категорически запрещается пользоваться лифтом.
6. Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными — слушаться их указаний.
Подручные средства для тушения огня
Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Будучи поданной на очаг горения сверху неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.
Рекомендуется использовать для тушения пожара глубокие емкости, например, ведра, кастрюли, тазы и т.д. Воду лить частями — сильными струями, направленными на очаг возгорания.
Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха. Выделение горючих паров прекращается, если песком или землей поверхность горящей жидкости покрыта настолько, что образовался сухой, непропитанный слой.
Тушить водой уже горящие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин и т.д.) в условиях жилого дома, гаража, кладовой не рекомендуется. Эти жидкости легче воды, поэтому, всплывая на ее поверхность, они продолжают гореть и увеличивать площадь горения при растекании воды. Для тушения пожара в такой ситуации применяются огнетушители, песок, земля, можно использовать плотные ткани, смоченные водой.
При тушении горящей поверхности жидкости, разлитой на полу, необходимо погасить все горящие или тлеющие окружающие предметы, так как любая искра, оставшаяся в недоступном для наблюдения месте, могут воспламенить пары горевшей жидкости, и пожар возобновится снова.
Обнаружив, что загорелись электрические сети, необходимо сразу обесточить электропроводку. Выключив ток, следует приступить к тушению очагов огня, применяя для этого огнетушители, воду, песок. До момента отключения тока, горящую изоляцию провода можно тушить сухим песком, бросая его лопатой или совком.
http://www.pozhpromtorg.ru/pravilapovedenia.html
АВАРИИ С УТЕЧКОЙ ГАЗА
Многие природные газы являются источниками опасности для человека. Однако наиболее опасными являются метан (городской магистральный газ) и сжиженный нефтяной газ (в баллонах), используемые в быту. При утечке они вызывают удушье, отравление и способны привести к взрыву, поэтому необходимо знать и неукоснительно соблюдать правила пользования газовыми приборами, колонками, печами и ухода за ними.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ УТЕЧКЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗА
Почувствовав в помещении запах газа, немедленно перекройте его подачу к плите. При этом не курите, не зажигайте спичек, не включайте свет и электроприборы (лучше всего обесточить всю квартиру, отключив электропитание на распределительном щитке), чтобы искра не смогла воспламенить накопившийся в квартире газ и вызвать взрыв.
Основательно проветрите всю квартиру, а не только загазованную комнату, открыв все двери и окна. Покиньте помещение и не заходите в него до исчезновения запаха газа.
При появлении у окружающих признаков отравления газом вынесите их на свежий воздух и положите так, чтобы голова находилась выше ног. Вызовите скорую медицинскую помощь.
Если запах газа не исчезает, срочно вызовите аварийную газовую службу (телефон 04), работающую круглосуточно.
novsu.ru/file/116073
Действия при повреждении водопровода, системы отопления, канализации
В случае, когда квартиру заливает водой, срочно сообщите в диспетчерские службы. Телефоны служб должны быть записаны заранее
Оповестите соседей о происшествии
Попытайтесь использовать для сбора воды имеющиеся у вас емкости
Попытайтесь обнаружить место и источники аварии, и, при отсутствии угрозы для вашей жизни, изолировать их, выполнив временный ремонт: наложите бандаж, уплотните или зажмите щель и т.п.
Примите меры, чтобы из помещений вышли дети и престарелые, вынесите больных, если они не могут передвигаться
С полов уберите ковры и другие влагонакапливающие материалы
Подготовьте проходы в зону аварии для быстрого продвижения работников аварийных служб, укажите им точное место и источник происшествия
Помните, чем раньше вы сообщите об экстремальной ситуации в соответствующую аварийную службу, тем меньшими будут ее последствия.
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
Действия при укусах домашних животных и змей
Человека могут укусить домашние и дикие животные, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы.
С целью избежания укусов собаки необходимо соблюдать следующие правила:
— не приближаться к собаке, у которой нет намордника;
— не тревожить собаку во время приема пищи и сна;
— не прикасаться к чужой собаке, не пытаться брать ее на руки, не кормить;
— не подходить к собаке сзади, не прикасаться неожиданно к ней;
— не приближаться к собаке, которая находится на привязи (цепи);
— не подходить к вольеру, в котором находится собака, не просовывать к ней руку;
— держаться при неожиданном появлении собаки уверенно, без страха. Если вы боитесь собаки, она набросится на вас. Если вы не боитесь ее, она будет только рычать и скалить зубы;
— не проявлять активных и агрессивных действий по отношении к хозяину собаки;
— никогда не убегать от собаки;
— не замахиваться на собаку, рукой, палкой, другим предметом, не дразнить собаку;
— не подходить к собаке при подготовке или сразу после спаривания;
— не трогать щенков;
— уступать дорогу собаке и ее хозяину в узком коридоре, проходе, лифте;
— не смотреть пристально в глаза собаке, не улыбаться, не показывать зубы.
Если избежать нападения собаки не удалось, необходимо:
— бросить в сторону собаки какой-либо предмет (вещь), это отвлечет ее на некоторое время;
— использовать газовый баллончик;
— защитить свое горло, лицо, шею;
— использовать для защиты подручные средства: палку, зонт, портфель. Удары нужно наносить по голове, верхней челюсти, носу, в пах. Перед прыжком собака приседает, в этот момент нужно прижать подбородок к груди, защитить горло, выставить вперед руки;
— удерживать собаку за шею, шерсть и обездвижить (связать) ее;
— залезть на дерево или спрятаться в укрытие; во дворе, за забором, в доме, в автомобиле;
— пытаться остановить собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Лежать», «Нельзя»;
— криком привлекать внимание прохожих, милиции;
— схватить собаку и бросить ее в воду, ударить о землю или дерево, столб;
— загнать собаку во двор или помещение.
Чтобы сократить до минимума возможность укуса ядовитой змеи, необходимо:
— любую змею заведомо считать ядовитой;
— не пытайтесь ловить змею, прижимать ее к земле. Это относится и к взрослым особям, и к только что вылупившимся из яйца детенышам – они одинаково ядовиты;
— дайте змее возможность уползти, не убивайте ее;
— передвигайтесь в дневное время суток, избегайте густых зарослей, высокой травы, нависающих веток;
— внимательно осматривайте маршрут;
— тщательно изучите место предстоящей ночевки, стоянки;
— используйте резиновую обувь, сапоги, ботинки;
— не ходите босиком в местах обитания змей;
— постоянно наблюдайте за действиями змеи, не делайте резких движений, не провоцируйте змею к нападению;
— избегайте передвижения в сумеречное или ночное время суток;
— используйте одежду из плотной ткани, длинную палку для разведки пути и защиты от змей;
— после сна отряхните спальные принадлежности и одежду;
— используйте горчицу для отпугивания змей;
— в змееопасных местах необходимо иметь противоядную сыворотку, шприц, уметь им пользоваться, знать дозировку;
— знать приемы оказания первой помощи пострадавшему;
— знать характерные места обитания змей, их повадки;
— знать и строго соблюдать правила поведения в змееопасных местах.
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
Если разбился градусник
Если разбился градусник необходимо:
Вывести людей в другую комнату, открыть окно для проветривания. Собрать шарики ртути (можно влажной бумажной салфеткой, мякишем хлеба) и сбросить их в стеклянную банку с водой. Ни в коем случае нельзя использовать пылесос! Банку нужно плотно закрыть крышкой, а подручные материалы, которыми собирали ртуть, плотно запаковать в полиэтиленовый пакет. Затем необходимо провести влажную уборку комнаты, в которой разбился градусник. Для обработки используем мыльно-содовый раствор (400 граммов хозяйственного мыла и полкилограмма кальцинированной или пищевой соды на 10 л воды). После влажной уборки необходимо проветривание данной комнаты в течении двух- трех суток.
Собранную ртуть необходимо отнести в ближайшую пожарную аварийно-спасательную часть, где организован прием ртути и ртутьсодержащих приборов у населения.
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
Раздел 5. Чему учит экономика
Аверс– сторона монеты, на которой изображен герб.
Банковский процент– плата, которую вносит должник за предоставление ему в долг денег.
Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.
Бюджет – таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определенный период времени.
Гурт– ребро монеты.
Деньги– это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Дефицит бюджета– недостаточность денег из-за слишком больших расходов.
Доход – деньги, которые попадают в бюджет.
Животноводство– это выращивание домашних животных для получения продуктов питания и материалов для промышленности.
Капитал– имущество, благодаря которому производят новые товары; все, что способно приносить доход.
Купля-продажа– обмен, в котором участвуют деньги.
Легенда– надпись на монете.
Налоги— недобровольные взносы населения страны.
Налоговая инспекция– специальный государственный орган, следящий за правильностью начисления и уплаты налогов.
Налогоплательщики– те, кто платит налог.
Отрасль– составная часть экономики.
Потребности– все то, в чем нуждается человек, семья, люди, предприятие, государство, общество, что необходимо им для существования и деятельности.
Прибыль– положительная разница между доходом от производства и продажи товаров и затрат на их производство и саму продажу.
Промышленность делится на отрасли, среди которых добывающая, пищевая, химическая, машиностроение, металлургия, легкая, электроэнергетика.
Растениеводство– часть сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.
Расход – деньги, которые тратятся из бюджета.
Реверс– сторона, на которой указан номинал монеты, то есть ее достоинство.
Сбережение– часть денег, откладываемых на будущее.
Товары– это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
Три кита экономики – природные богатства, труд, капитал.
Убытки – отрицательная разница между доходом от производства и продажи товаров и затрат на их производство и саму продажу.
Услуги– это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
Цена– стоимость одной вещи, предмета.
Экономика – правила ведения хозяйства.
Использованная литература
А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2006.
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.: ВАКО, 2006. – 384 с.
Электронные адреса
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
novsu.ru/file/116073
http://www.pozhpromtorg.ru/pravilapovedenia.html
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Кукмор»
«Мир вокруг нас»
(словарь терминов для учащихся 3 классов
по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Составила: Гатина Гульназ Рашитовна,
учитель начальных классов
II квалификационной категории
Кукмор, 2011
От составителя
Предлагаемое пособие представляет собой сборник терминов, изучаемых учащимися 3 классов по курсу «Мир вокруг нас». Оно может быть использовано как на уроках, так и при подготовке домашних заданий. Все термины распределены на тематические разделы, термины расположены в алфавитном порядке, что облегчает работу ученикам.
Данное пособие может быть использовано учителями для составления тестов, проверочных работ, кроссвордов.
Раздел 1. Как устроен мир.
Бактерии – микроорганизмы, преимущественно одноклеточные.
Биология - совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни.
Воображение – способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление.
Восприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.
Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов.
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры, оно имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык
Заповедник – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна.
Микроскоп – увеличительный прибор для рассмотрения предметов, неразличимых простым глазом.
Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Народ – население государства, жители страны.
Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Окружающая среда – это все, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.
Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека.
Психология – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, одно из эмблем государства.
Царства – одна из четырех высших сфер органического мира – царство животных, царство грибов, царство растений, царство дробянок («дробянки» - общее название бактерий и сине-зеленых водорослей)
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.
Экология – наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
Раздел 2. Эта удивительная природа
Атмосфера – слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, которая защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Ботаника – наука о растениях, один из разделов биологии.
Вещество – это то, из чего состоят тела, бывают твердые, жидкие и газообразные.
Воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода - 21% и углекислого газа – 1%.
Грибница – вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.
Дыхание растений – поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
Зоология – наука о животных, один из разделов биологии.
Кислота – химическое соединение, содержащее атом водорода.
Конденсация – процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.
Крахмал – углевод, накапливающийся в клетках в виде зерен.
Круговорот воды в природе - вода испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвращается на землю.
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Насекомые-опылители – насекомые, которые опыляют цветы.
Нектар – сладкий цветочный сок.
Опыление – перенос пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.
Организмы-потребители - так ученые-экологи называют животных, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмы-производители – так ученые-экологи называют растения, так как они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа, воды и неорганических соединений.
Организмы-разрушители – это бактерии и грибы, которые разрушают остатки мертвых животных и растений.
Перегной – часть почвы, который образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов.
Питание растений – поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
Пыльца – мелкие желтые крупинки в цветках.
Сахар – белое кристаллическое сладкое питательное вещество, получаемое из сахарной свеклы или из сахарного тростника.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается, плохо проводит тепло.
Соль – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяется в воде.
Тело – все предметы, окружающие нас, бывают естественными (тела природы) и искусственными (сделанные природой).
Химия – наука, изучающая состав, строение и свойства веществ и их превращения.
Частица – мельчайшая и простейшая часть физической материи; это молекулы и атомы.
Эрозия почвы – процесс размывания водой почвы, выдувание ее ветром.
Раздел 3. Мы и наше здоровье
Аллергия – это особая чувствительность к некоторым вещам.
Анатомия – наука, изучающая строение тела человека.
Дыхательная система обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ; ее составляют носовая полость, трахея, бронхи, легкие.
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Инфекционные болезни – болезни, возникающие из-за заражения болезнетворными бактериями или вирусами.
Кожа – оболочка нашего тела, которая равномерно покрывает его, выполняет защитную функцию.
Обоняние – способность человека чувствовать запахи.
Опорно-двигательная система – скелет и мышцы, главная роль которых заключается в обеспечении опоры и движения организма.
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Осязание – это способность чувствовать прикосновения.
Пигмент – красящее вещество, от которого зависит цвет кожи.
Пищеварительная система обеспечивает организм человека питательными веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами; ее составляют ротовая полость, пищевод, желудок
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны.
Физиология – наука, изучающая работу органов человека.
Раздел 4. Наша безопасность
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа).
Тротуар, пешеходная дорожка – это специально отведенные пути для ходьбы.
Правила поведения на пожаре
Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства - «звоните 01» - в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».
3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.
5. При пожаре категорически запрещается пользоваться лифтом.
6. Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.
Подручные средства для тушения огня
Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Будучи поданной на очаг горения сверху неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.
Рекомендуется использовать для тушения пожара глубокие емкости, например, ведра, кастрюли, тазы и т.д. Воду лить частями - сильными струями, направленными на очаг возгорания.
Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха. Выделение горючих паров прекращается, если песком или землей поверхность горящей жидкости покрыта настолько, что образовался сухой, непропитанный слой.
Тушить водой уже горящие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин и т.д.) в условиях жилого дома, гаража, кладовой не рекомендуется. Эти жидкости легче воды, поэтому, всплывая на ее поверхность, они продолжают гореть и увеличивать площадь горения при растекании воды. Для тушения пожара в такой ситуации применяются огнетушители, песок, земля, можно использовать плотные ткани, смоченные водой.
При тушении горящей поверхности жидкости, разлитой на полу, необходимо погасить все горящие или тлеющие окружающие предметы, так как любая искра, оставшаяся в недоступном для наблюдения месте, могут воспламенить пары горевшей жидкости, и пожар возобновится снова.
Обнаружив, что загорелись электрические сети, необходимо сразу обесточить электропроводку. Выключив ток, следует приступить к тушению очагов огня, применяя для этого огнетушители, воду, песок. До момента отключения тока, горящую изоляцию провода можно тушить сухим песком, бросая его лопатой или совком.
http://www.pozhpromtorg.ru/pravilapovedenia.html
АВАРИИ С УТЕЧКОЙ ГАЗА
Многие природные газы являются источниками опасности для человека. Однако наиболее опасными являются метан (городской магистральный газ) и сжиженный нефтяной газ (в баллонах), используемые в быту. При утечке они вызывают удушье, отравление и способны привести к взрыву, поэтому необходимо знать и неукоснительно соблюдать правила пользования газовыми приборами, колонками, печами и ухода за ними.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ УТЕЧКЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗА
Почувствовав в помещении запах газа, немедленно перекройте его подачу к плите. При этом не курите, не зажигайте спичек, не включайте свет и электроприборы (лучше всего обесточить всю квартиру, отключив электропитание на распределительном щитке), чтобы искра не смогла воспламенить накопившийся в квартире газ и вызвать взрыв.
Основательно проветрите всю квартиру, а не только загазованную комнату, открыв все двери и окна. Покиньте помещение и не заходите в него до исчезновения запаха газа.
При появлении у окружающих признаков отравления газом вынесите их на свежий воздух и положите так, чтобы голова находилась выше ног. Вызовите скорую медицинскую помощь.
Если запах газа не исчезает, срочно вызовите аварийную газовую службу (телефон 04), работающую круглосуточно.
novsu.ru/file/116073
Действия при повреждении водопровода, системы отопления, канализации
В случае, когда квартиру заливает водой, срочно сообщите в диспетчерские службы. Телефоны служб должны быть записаны заранее
Оповестите соседей о происшествии
Попытайтесь использовать для сбора воды имеющиеся у вас емкости
Попытайтесь обнаружить место и источники аварии, и, при отсутствии угрозы для вашей жизни, изолировать их, выполнив временный ремонт: наложите бандаж, уплотните или зажмите щель и т.п.
Примите меры, чтобы из помещений вышли дети и престарелые, вынесите больных, если они не могут передвигаться
С полов уберите ковры и другие влагонакапливающие материалы
Подготовьте проходы в зону аварии для быстрого продвижения работников аварийных служб, укажите им точное место и источник происшествия
Помните, чем раньше вы сообщите об экстремальной ситуации в соответствующую аварийную службу, тем меньшими будут ее последствия.
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
Действия при укусах домашних животных и змей
Человека могут укусить домашние и дикие животные, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы.
С целью избежания укусов собаки необходимо соблюдать следующие правила:
- не приближаться к собаке, у которой нет намордника;
- не тревожить собаку во время приема пищи и сна;
- не прикасаться к чужой собаке, не пытаться брать ее на руки, не кормить;
- не подходить к собаке сзади, не прикасаться неожиданно к ней;
- не приближаться к собаке, которая находится на привязи (цепи);
- не подходить к вольеру, в котором находится собака, не просовывать к ней руку;
- держаться при неожиданном появлении собаки уверенно, без страха. Если вы боитесь собаки, она набросится на вас. Если вы не боитесь ее, она будет только рычать и скалить зубы;
- не проявлять активных и агрессивных действий по отношении к хозяину собаки;
- никогда не убегать от собаки;
- не замахиваться на собаку, рукой, палкой, другим предметом, не дразнить собаку;
- не подходить к собаке при подготовке или сразу после спаривания;
- не трогать щенков;
- уступать дорогу собаке и ее хозяину в узком коридоре, проходе, лифте;
- не смотреть пристально в глаза собаке, не улыбаться, не показывать зубы.
Если избежать нападения собаки не удалось, необходимо:
- бросить в сторону собаки какой-либо предмет (вещь), это отвлечет ее на некоторое время;
- использовать газовый баллончик;
- защитить свое горло, лицо, шею;
- использовать для защиты подручные средства: палку, зонт, портфель. Удары нужно наносить по голове, верхней челюсти, носу, в пах. Перед прыжком собака приседает, в этот момент нужно прижать подбородок к груди, защитить горло, выставить вперед руки;
- удерживать собаку за шею, шерсть и обездвижить (связать) ее;
- залезть на дерево или спрятаться в укрытие; во дворе, за забором, в доме, в автомобиле;
- пытаться остановить собаку громкой командой «Фу», «Сидеть», «Лежать», «Нельзя»;
- криком привлекать внимание прохожих, милиции;
- схватить собаку и бросить ее в воду, ударить о землю или дерево, столб;
- загнать собаку во двор или помещение.
Чтобы сократить до минимума возможность укуса ядовитой змеи, необходимо:
- любую змею заведомо считать ядовитой;
- не пытайтесь ловить змею, прижимать ее к земле. Это относится и к взрослым особям, и к только что вылупившимся из яйца детенышам – они одинаково ядовиты;
- дайте змее возможность уползти, не убивайте ее;
- передвигайтесь в дневное время суток, избегайте густых зарослей, высокой травы, нависающих веток;
- внимательно осматривайте маршрут;
- тщательно изучите место предстоящей ночевки, стоянки;
- используйте резиновую обувь, сапоги, ботинки;
- не ходите босиком в местах обитания змей;
- постоянно наблюдайте за действиями змеи, не делайте резких движений, не провоцируйте змею к нападению;
- избегайте передвижения в сумеречное или ночное время суток;
- используйте одежду из плотной ткани, длинную палку для разведки пути и защиты от змей;
- после сна отряхните спальные принадлежности и одежду;
- используйте горчицу для отпугивания змей;
- в змееопасных местах необходимо иметь противоядную сыворотку, шприц, уметь им пользоваться, знать дозировку;
- знать приемы оказания первой помощи пострадавшему;
- знать характерные места обитания змей, их повадки;
- знать и строго соблюдать правила поведения в змееопасных местах.
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
Если разбился градусник
Если разбился градусник необходимо:
Вывести людей в другую комнату, открыть окно для проветривания. Собрать шарики ртути (можно влажной бумажной салфеткой, мякишем хлеба) и сбросить их в стеклянную банку с водой. Ни в коем случае нельзя использовать пылесос! Банку нужно плотно закрыть крышкой, а подручные материалы, которыми собирали ртуть, плотно запаковать в полиэтиленовый пакет. Затем необходимо провести влажную уборку комнаты, в которой разбился градусник. Для обработки используем мыльно-содовый раствор (400 граммов хозяйственного мыла и полкилограмма кальцинированной или пищевой соды на 10 л воды). После влажной уборки необходимо проветривание данной комнаты в течении двух- трех суток.
Собранную ртуть необходимо отнести в ближайшую пожарную аварийно-спасательную часть, где организован прием ртути и ртутьсодержащих приборов у населения.
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
Раздел 5. Чему учит экономика
Аверс – сторона монеты, на которой изображен герб.
Банковский процент – плата, которую вносит должник за предоставление ему в долг денег.
Бартер – прямой обмен одних товаров на другие.
Бюджет – таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определенный период времени.
Гурт – ребро монеты.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Дефицит бюджета – недостаточность денег из-за слишком больших расходов.
Доход – деньги, которые попадают в бюджет.
Животноводство – это выращивание домашних животных для получения продуктов питания и материалов для промышленности.
Капитал – имущество, благодаря которому производят новые товары; все, что способно приносить доход.
Купля-продажа – обмен, в котором участвуют деньги.
Легенда – надпись на монете.
Налоги - недобровольные взносы населения страны.
Налоговая инспекция – специальный государственный орган, следящий за правильностью начисления и уплаты налогов.
Налогоплательщики – те, кто платит налог.
Отрасль – составная часть экономики.
Потребности – все то, в чем нуждается человек, семья, люди, предприятие, государство, общество, что необходимо им для существования и деятельности.
Прибыль – положительная разница между доходом от производства и продажи товаров и затрат на их производство и саму продажу.
Промышленность делится на отрасли, среди которых добывающая, пищевая, химическая, машиностроение, металлургия, легкая, электроэнергетика.
Растениеводство – часть сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.
Расход – деньги, которые тратятся из бюджета.
Реверс – сторона, на которой указан номинал монеты, то есть ее достоинство.
Сбережение – часть денег, откладываемых на будущее.
Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
Три кита экономики – природные богатства, труд, капитал.
Убытки – отрицательная разница между доходом от производства и продажи товаров и затрат на их производство и саму продажу.
Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
Цена – стоимость одной вещи, предмета.
Экономика – правила ведения хозяйства.
Использованная литература
А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2006.
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. М.: ВАКО, 2006. – 384 с.
Электронные адреса
http://grodno.gov.by/main.aspx?guid=4751#b4
novsu.ru/file/116073
http://www.pozhpromtorg.ru/pravilapovedenia.html
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»