В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Классный час Добру откроются сердца

Классный час Добру откроются сердца

Ольга Архипова
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 12307 комментариев: 2
Краткое описание
Раскрыть понятия «добро» и «зло».
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Мокшино
Классный час
Добру откроются сердца
для 6 класса
Учитель Технологии
высшей квалификационной
категории
МБОУ СОШ д. Мокшино
Архипова Ольга Викторовна
Адрес:
171266
Тверская область, Конаковский район
д. Мокшино ул. Полевая д. 1 кв. 15

«Отвечай добром за зло – и ты уничтожишь в человеке


все то удовольствие, которое он видит во зле».

Л.Н.Толстой.
Цель.

Раскрыть понятия «добро» и «зло».
Задачи.
1. Учить правильно, понимать смысл добра и зла.
2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям.
3. Воспитывать высококультурного, социально значимого человека.
4. Развивать нравственные качества личности.
Оборудование: произведение Л.Н.Толстого «Откуда берется добро»; мини-сочинения на тему «Кто такой добрый человек?»; рисунки учащихся; нарисованное дерево, на листьях которого написаны слова: добропорядочный, добронравный и т.д.; песня «Твори добро».
Данный классный час реализуется с помощью презентации.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на восприятие материала.
2. Вводная часть.
Добрый день, дорогие друзья! Тема сегодняшнего классного часа «Добру откроются сердца».
Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.
3. Основная часть.
Комментарии учителя.
Я просила вас найти в словаре С.И.Ожегова, определение, что такое доброта.
Работа учащихся со словарем. Ответы детей.
Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Комментарии учителя.
Итак, все хорошее, полезное, бескорыстное и есть доброта. Встав рано утром, человек должен слышать и сам произносить «Доброе утро!», чтобы это доброе утро переросло в добрый день, а за тем и в добрый вечер.
С чего же начинается доброта? Где она рождается? Откуда берется?
Доброта рождается вместе с человеком. Ребенок появился на свет и его родители рады ему. Они счастливы, любуются на свое дитя, говорят ласковые слова.
Ребенок выросший в доброй атмосфере станет добрым человеком.
Взаимная любовь матери и детей, понимание, доброта, забота, рождает добро и добрые чувства, хорошие взаимоотношения, побуждает к добрым делам. Сколько нежности в материнских словах. Сколько в них тепла и заботы. Слова матери поможет в трудную минуту, сможет остановить слезы, предотвратить беду. Если родной дом далеко, вы можете позвонить родителям и услышать их голос. А раньше родителям писали письма. И дети, которые жили далеко от родимого дома, перечитывали их много-много раз. Послушаем стихотворение
«Мамино письмо».

«Мамино письмо».
Здравствуй, моя доченька, здравствуй. Мой цветочек!
О тебе мне весточка прилетела почтой.
Ровненькие буковки выстроились в строчки,
Прочитаю, милая. Что сказать ты хочешь.
Пишешь, как ты любишь, без меня скучаешь,
А как я скучаю – ты не представляешь.
Как ты жизнь построишь — вся душа в тревоге.
Лишь калитка хлопнет – я уж на пороге.
Встречу тебя с ласкою, обниму любовно
Тысячу лет не виделись
Мы с тобою словно.
Пишешь, что я лучшая мама в целом свете.
Так, конечно, милая, думают все дети.
Не томи, родная, расскажи все маме.
И печали – горести все растают сами.
Ну, а не растают – мы их одолеем, мы с тобою сильные
Мы ведь все сумеем.
Оглянись назад – сколько прошагали,
Посмотри вперед – новые ждут дали.
Это жизни путь, труден он порою.
Только помни ты: я всегда с тобою.
Подержу, утешу. В жизни не забуду,
За тебя и с неба я молиться буду.
Чтоб письмо закончить, напишу две строчки.
«Я тебя целую. Жду ответа, дочка».
(И.В.Кучеров).
Комментарии учителя.
Итак, все начинается с семьи, именно родители сеют и растят в ребенке зерно доброты.

В русском языке есть слова, в которых часть слова «добро», они написаны на доске. Мы их часто встречаем в жизни, но не всегда знаем точное значение.
Вам было предложено заглянуть в словари и выписать значение данных слов.
Работа со словарями. Ответы учеников.
Добросердечный – человек с добрым сердцем, ласковый, счастливый.
Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Доброжелательный – желающий добро, готовый содействовать благополучию других.
Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.
Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности.
Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель.
Добропорядочный – приличный, достойный одобрения, порядочный.
Считается, что добро – это душа человека, есть душа – есть добро в душе. Вот и получается, что без добра – человек без души.
Итак, кто же такой, по вашему мнению, добрый человек? На предыдущем классном часе вам было предложено написать мини-сочинение «Кто такой добрый человек»?
Прочитав ваши работы, я выбрала в них самое главное, и выяснила, что каждый из вас правильно понимает, что такое добро и кто такой добрый человек.
Чтение отрывков из сочинений учеников на тему «Кто такой добрый человек».
Комментарии учителя. (Во время комментария учителя ученики составляют на доске словесный портрет доброго человека).
Добрый человек – это, прежде всего, гуманный человек.
Гуманность – это уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность – это стремление делать добро всем людям.
Гуманный человек считает, что человеческая личность – самая большая ценность. Он никогда не нарушает права другого человека. Он никогда не причинит ему боль.
Какими же еще качествами обладает добрый человек?
Рассказ ученика.
Добрый человек – это справедливый человек. Такой человек не дает воли собственным чувствам и страхам. Он умеет честно оценить свой и чужой поступок. Он никогда не воспользуется чужой слабостью. Похвалит другого человека даже за самый маленький хороший поступок, а так же сможет признать свой недостаток или поражение.
Справедливый человек простит чужую жадность и зависть. Он будет относиться к ним, как к болезни. А больного нельзя наказывать за его болезнь призрением. Справедливый человек будет делать все, чтобы больной человек излечился от своих недугов. Так же справедливые люди оценивают свои и чужие поступки с позиции морали и права. Даже если ему не нравится закон, он его не нарушит. Даже если неблаговидный поступок совершил его друг — он его не одобрит.
Рассказ ученика.
Добрый человек – это владеющий собой человек. Посмотрите, что иногда делается на переменах! Каких только слов в адрес друг друга не говорят ученики. Да, обидно слышать о себе дурное слово. Но добрый человек никогда не унизит себя и не обидит другого.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
Комментарии учителя.
Часто в жизни нам приходится слышать следующие слова дружба, друг, подруга. Что такое дружба?
Ответы учеников.
Дружба– это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Словарь Ожегова.
Комментарии учителя.
Только добрые люди, способны на бескорыстную дружбу.
Каждый в жизни может совершить ошибку. Но очень важно научиться свои ошибки осознавать и больше их не совершать. Необходимо знать, что человек, который совершил проступок и осознал его, должен быть прощен. Прощение дает возможность стать добрее. А простить, и понять, может только добрый человек.
Прощение– не поставить в вину чего-нибудь, забыть вину, обиду.
Много хороших качеств у доброго человека их можно перечислять долгое. Но есть одно чувство, которое делает человека добрее, лучше, красивее – этолюбовь. Именно любовь в ее многогранном проявлении дает человеку возможность стать лучше.
В семьях, где царит любовь, растут хорошие и порядочные дети, которые уважают и чтят своих родителей.
Только солдат горячо любящий свою Родину идет в бой не жалея своей жизни, не боясь смерти. Сражается до последней капли крови, не щадя себя, думая только о родной стране.
Материнская любовь особенная. Эту любовь не сравнить не с какой другой. Только мать способна своей любовью укрыть от невзгод и неприятностей. Предотвратить беду.
Молодые люди, в сердцах которых живет любовь, способны на красивые, а иногда даже безумные поступки по отношению к своему предмету обожания.
Скажите противоположное по смыслу слово добру – «зло».
А ведь даже по звучанию эти слова совершенно разные.
«Добро» — слышится мягкость, тепло.
«Зло» — как будто шипение змеи, вот-вот укусит.
Стихотворение. Читает ученик.
«Добро и зло».
Добро и зло творить всех.
Во власти всех людей.
Но зло твориться без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро.
От злого — зло родится.
Добро, сколь ни было оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

(Г. Низами).
Комментарии учителя.
А теперь составим словесный портрет злого человека.
Вызов.Каким вы представляете злого человека? (Ответы учеников).
Рассказ ученика.
Злым считают человека жестокого. Его легко отличить от других. Он радуется, когда ему удается увидеть или почувствовать чужие страдания, ему нравится доставлять неприятности. Он не протянет руку нуждающемуся в поддержке, а подтолкнет его, пусть падает.
Самая простая жестокость – это наслаждение физическими страданиями других людей, а так же страданиями животных.
Злой человек – этомстительный человек.
Месть, конечно, бывает разной, так во время Великой Отечественной войны солдаты мстили врагу, и это было понятно. Отсюда и понятие «Святая месть». Месть в обычной жизни отвратительна.
Известно, что мстительный человек – это слабый человек. У него нет ничего хорошего в душе. Он умеет только мстить.
Комментарии учителя.
В уголовном кодексе Российской Федерации, существуют статьи, касающиеся людей совершивших злые поступки. Обратимся к уголовному кодексу Российской Федерации.
Доклад ученика.
Статья 245. жестокое обращение с животными.
П.1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.
П.2. То же деяние, совершенное группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Статья 117. Истязание.
П.1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями,- наказываются лишением свободы на срок до 3 лет.
П.2. То же деяние, совершенное: с причинением пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
После того, как вы прослушали Марину, скажите, какими качествами еще обладает злой человек (беспощадный, безжалостный, бессердечный и т.д.)
Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости.
Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
Комментарии учителя.

Ни один парламент в Мире не может принять закон, запрещающий людям быть злыми. По принуждению добрыми не становятся. Милиция и суд могут заставить злого человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания. Такого человека можно будет даже назвать добропорядочным. Но добрым он не станет.
В народе говорят, что зло возвращается бумерангом и это действительно так.
Рассказ ученицы.
Гражданин пришел за покупкой в магазин.
— Яблок килограмм, пожалуйста, если можно покрупнее.
— Много вас тут ходят – всем крупные давай! Не нравится – не покупай: ящик переворачивать не буду! – «любезно» ответила продавщица.
Обозленный на весь свет мужчина ушел из магазина и устроил скандал в троллейбусе одной гражданке, которая случайно задела его сумкой. Та, в свою очередь, пришла дамой и устроила сцену мужу заявив, что она больше не намерена «ишачить» и теперь картошку он будет покупать сам. В результате семейного конфликта муж долго не мог заснуть и утром пошел на работу с больной головой. На работе «смешал с грязью» подчиненного, допустившего незначительную ошибку. Расстроенный подчиненный после работы пошел в ларек, купил бутылку вина, выпил ее пришел домой и устроил дебош, обвиняя жену, в том, что она его не уважает. Жена, оказалась та продавщица магазина, которая не за что обидела покупателя. Круг замкнулся.

Есть, очень хороша басня, написанная Львом Николаевичем Толстым, которая называется «Отчего зло на свете». Давайте прослушаем ее, возможно, она нам поможет разобраться, откуда берется зло, где рождается.

Чтение басни. Читает ученица.
Рефлексия.
— Отчего происходит зло, по мнению Вороны? (От голода).
— Голубь считает, что зло происходит от любви. Почему?
— Как змея рассуждает? (От злости).
— А что говорит олень? (От страха).
А что говорит пустынник? «Все зло на свете от нашего тела», то есть именно от нас, от наших поступков, нашего поведения. Сам человек рождает зло, никто его не заставляет это делать.
Комментарии учителя.
На уроках изобразительного искусства мы познакомились с абстракционизмом, и вам было дано задание нарисовать добро и зло в данном художественном направлении.
Вызов.
Опишите свои рисунки. Какие цвета использованы при изображении темы? (Яркие, сочные).
Какие элементы присутствуют практически в каждой картине? (солнце, сердце).
Комментарии учителя.
Ни один рисунок не содержит темных и мрачных цветов и оттенков. А ведь это действительно так — добро излучает красоту и свет, ее можно изображать только яркими тонами, потому что добрые дела и поступки они яркие и запоминающиеся.
Посмотрим на доску, что у нас получилось. Какие черты характера у доброго человека? Какие у злого? Кто у вас вызывает симпатию?
А теперь прослушайте песню в исполнении наших девочек под названием «Твори добро».
Исполняют ученицы класса.
«Твари добро».
1 куплет.
Руки твои сильные –
Ты защити слабого.
Мысли твои верные –
Ты научи глупого.
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая.
Дари ее тому,
Кому трудно одному.
Припев.
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
2 куплет.
Я долечу до неба,
Я докричусь досыта,
Я расскажу все тайны дня
Досветла.
П-в. 2 раза.
4.Итог классного часа.
Комментарии учителя.
Каждый человек вправе выбирать себе сам жизненный путь, друзей, увлечения, любимого человека. Каждый поступает так, как считает правильно.
Люди выбирают нормы поведения, стили одежды и так далее. Но самое главное, чтобы каждый сделал правильный выбор между добром и злом.
Хотелось бы зачитать слова из сочинения Андриановой Татьяны.
«Если люди не будут обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, то тем самым они убьют в себе самое ценное качество – совершать добро».
Чтение высказывания, которое написано на доске.
«Отвечай добром за зло – и ты уничтожишь в человеке

все то удовольствие, которое он видит во зле».

Л.Н.Толстой.
Список литературы.
1. Толковый словарь С.И.Ожегова.
2. Статьи уголовного кодекса РФ.
3. Л.Н.Толстой басня «От чего зло на свете».
4. Г.Низами стихотворение «Добро и зло».
5. В.И.Кучеров стихотворение «Мамино письмо».
Приложение №1.
Басня
«Откуда берется добро».
Лев Николаевич Толстой.

Пустынник жил в лесу, и звери не боялись его. Он и звери говорили между собою и понимали друг друга.
Один раз пустынник лёг под дерево, а ворон, голубь, олень и змея собрались ночевать к тому же месту. Звери стали рассуждать, отчего зло бывает на свете.
Ворон сказал:
-Зло на свете всё от голода. Когда поешь вволю, сядешь себе на сук, покаркаешь — всё весело, хорошо, на всё радуешься; а вот только поголодай день-другой, и всё так противно ста нет, что и не смотрел бы на свет Божий. И всё тебя тянет куда-то, перелетаешь с места на место, и нет тебе покоя. А завидишь мясо, так ещё тошнее сделается, так и бросишься без разбора.
Другой раз и палками-то, и камнями в тебя кидают, и волки и собаки хватают, а ты всё не отстаёшь. И сколько так из-за голода пропадает нашего брата. Всё зло от голода.
Голубь сказал:
-А по мне, не от голода зло, а всё зло от любви. Кабы мы жили по одному, нам бы горя мало. Одна голова не бедна, а и бедна, так одна. А то мы живём всегда парочками. И так полюбишь свою дружку, что нет тебе покоя — всё о ней думаешь: сыта ли, тепла ли она? А как улетит куда-нибудь от тебя дружка, тут уж совсем пропадёшь, — всё думаешь: как бы ястреб не унёс или люди не поймали бы; и сам полетишь её искать, да и залетишь в беду,— либо под ястреба, или в силок. А если пропадёт дружка, так самому уже ничто не мило. Не ешь, не пьёшь и только ищешь да плачешь. Сколько нас от этого пропадает! Всё зло не от голода, а от любви. Змея сказала:
-Нет, зло не от голода и не от любви, а зло от злости. Кабы жили мы смирно, не злились бы, — нам бы всё хорошо было. А то, как сделается что-нибудь не по тебе,
разозлишься, — тогда уж ничто не мило. Только

и
думаешь,
какзло своё на ком выместить. Тут уж сама себя не помнишь, только шипишь да ползаешь, ищешь, кого бы укусить. Уже никого не жалеешь — до тех пор злишься, пока сам себя погубишь. Всё зло на свете от злости. Олень сказал:
-Нет, не от злости, и не от любви, и не от голода всё зло на свете, а зло от страха. Кабы можно было не бояться, всё бы хорошо было. Ноги у нас резвые, силы много. От маленького зверя рогами отобьёшься, от большого уйдёшь. Да нельзя не бояться. Только хрустни в лесу ветка, зашурши листья, так весь и затрясёшься от страха, забьётся сердце, точно выскочить хочет, и летишь что есть духу. Другой раз заяц пробежит, птица трепещется или сухая ветка обломится, а ты думаешь — зверь, да и набежит на зверя. А то бежишь от собаки,— набежишь на человека. Часто испугаешься и бежишь, сам не знаешь куда, и с размаху оборвёшься под кручь и убьёшься. И спишь-то одним глазом, слушаешь и боишься. Нет покоя. Всё зло от страха.
Тогда пустынник сказал:
-Не от голода, не от любви, не от злобы, не от страха все наши мученья, а от нашего тела всё зло на свете. От него и голод, и любовь, и злоба, и страх.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Классный час Добру откроются сердца.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Мокшино







Классный час

Добру откроются сердца

для 6 класса




















Учитель Технологии

высшей квалификационной

категории

МБОУ СОШ д. Мокшино

Архипова Ольга Викторовна

Адрес:

171266

Тверская область, Конаковский район

д. Мокшино ул. Полевая д. 1 кв. 15





«Отвечай добром за зло – и ты уничтожишь в человеке

все то удовольствие, которое он видит во зле».

Л.Н.Толстой.

Цель.

Раскрыть понятия «добро» и «зло».

Задачи.

  1. Учить правильно, понимать смысл добра и зла.

  2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям.

  3. Воспитывать высококультурного, социально значимого человека.

  4. Развивать нравственные качества личности.

Оборудование: произведение Л.Н.Толстого «Откуда берется добро»; мини-сочинения на тему «Кто такой добрый человек?»; рисунки учащихся; нарисованное дерево, на листьях которого написаны слова: добропорядочный, добронравный и т.д.; песня «Твори добро».

Данный классный час реализуется с помощью презентации.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на восприятие материала.

2. Вводная часть.

Добрый день, дорогие друзья! Тема сегодняшнего классного часа «Добру откроются сердца».

Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.

3. Основная часть.

Комментарии учителя.

Я просила вас найти в словаре С.И.Ожегова, определение, что такое доброта.

Работа учащихся со словарем. Ответы детей.

Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Комментарии учителя.

Итак, все хорошее, полезное, бескорыстное и есть доброта. Встав рано утром, человек должен слышать и сам произносить «Доброе утро!», чтобы это доброе утро переросло в добрый день, а за тем и в добрый вечер.

С чего же начинается доброта? Где она рождается? Откуда берется?

Доброта рождается вместе с человеком. Ребенок появился на свет и его родители рады ему. Они счастливы, любуются на свое дитя, говорят ласковые слова.

Ребенок выросший в доброй атмосфере станет добрым человеком.

Взаимная любовь матери и детей, понимание, доброта, забота, рождает добро и добрые чувства, хорошие взаимоотношения, побуждает к добрым делам. Сколько нежности в материнских словах. Сколько в них тепла и заботы. Слова матери поможет в трудную минуту, сможет остановить слезы, предотвратить беду. Если родной дом далеко, вы можете позвонить родителям и услышать их голос. А раньше родителям писали письма. И дети, которые жили далеко от родимого дома, перечитывали их много-много раз. Послушаем стихотворение «Мамино письмо».

«Мамино письмо».

Здравствуй, моя доченька, здравствуй. Мой цветочек!

О тебе мне весточка прилетела почтой.

Ровненькие буковки выстроились в строчки,

Прочитаю, милая. Что сказать ты хочешь.

Пишешь, как ты любишь, без меня скучаешь,

А как я скучаю – ты не представляешь.

Как ты жизнь построишь - вся душа в тревоге.

Лишь калитка хлопнет – я уж на пороге.

Встречу тебя с ласкою, обниму любовно

Тысячу лет не виделись

Мы с тобою словно.

Пишешь, что я лучшая мама в целом свете.

Так, конечно, милая, думают все дети.

Не томи, родная, расскажи все маме.

И печали – горести все растают сами.

Ну, а не растают – мы их одолеем, мы с тобою сильные

Мы ведь все сумеем.

Оглянись назад – сколько прошагали,

Посмотри вперед – новые ждут дали.

Это жизни путь, труден он порою.

Только помни ты: я всегда с тобою.

Подержу, утешу. В жизни не забуду,

За тебя и с неба я молиться буду.

Чтоб письмо закончить, напишу две строчки.

«Я тебя целую. Жду ответа, дочка».

(И.В.Кучеров).

Комментарии учителя.

Итак, все начинается с семьи, именно родители сеют и растят в ребенке зерно доброты.

В русском языке есть слова, в которых часть слова «добро», они написаны на доске. Мы их часто встречаем в жизни, но не всегда знаем точное значение.

Вам было предложено заглянуть в словари и выписать значение данных слов.

Работа со словарями. Ответы учеников.

Добросердечный – человек с добрым сердцем, ласковый, счастливый.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

Доброжелательный – желающий добро, готовый содействовать благополучию других.

Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.

Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности.

Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель.

Добропорядочный – приличный, достойный одобрения, порядочный.

Считается, что добро – это душа человека, есть душа – есть добро в душе. Вот и получается, что без добра – человек без души.

Итак, кто же такой, по вашему мнению, добрый человек? На предыдущем классном часе вам было предложено написать мини-сочинение «Кто такой добрый человек»?

Прочитав ваши работы, я выбрала в них самое главное, и выяснила, что каждый из вас правильно понимает, что такое добро и кто такой добрый человек.

Чтение отрывков из сочинений учеников на тему «Кто такой добрый человек».

Комментарии учителя. (Во время комментария учителя ученики составляют на доске словесный портрет доброго человека).

Добрый человек – это, прежде всего, гуманный человек.

Гуманность – это уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность – это стремление делать добро всем людям.

Гуманный человек считает, что человеческая личность – самая большая ценность. Он никогда не нарушает права другого человека. Он никогда не причинит ему боль.

Какими же еще качествами обладает добрый человек?

Рассказ ученика.

Добрый человек – это справедливый человек. Такой человек не дает воли собственным чувствам и страхам. Он умеет честно оценить свой и чужой поступок. Он никогда не воспользуется чужой слабостью. Похвалит другого человека даже за самый маленький хороший поступок, а так же сможет признать свой недостаток или поражение.

Справедливый человек простит чужую жадность и зависть. Он будет относиться к ним, как к болезни. А больного нельзя наказывать за его болезнь призрением. Справедливый человек будет делать все, чтобы больной человек излечился от своих недугов. Так же справедливые люди оценивают свои и чужие поступки с позиции морали и права. Даже если ему не нравится закон, он его не нарушит. Даже если неблаговидный поступок совершил его друг - он его не одобрит.

Рассказ ученика.

Добрый человек – это владеющий собой человек. Посмотрите, что иногда делается на переменах! Каких только слов в адрес друг друга не говорят ученики. Да, обидно слышать о себе дурное слово. Но добрый человек никогда не унизит себя и не обидит другого.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

Комментарии учителя.

Часто в жизни нам приходится слышать следующие слова дружба, друг, подруга. Что такое дружба?

Ответы учеников.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Словарь Ожегова.

Комментарии учителя.

Только добрые люди, способны на бескорыстную дружбу.

Каждый в жизни может совершить ошибку. Но очень важно научиться свои ошибки осознавать и больше их не совершать. Необходимо знать, что человек, который совершил проступок и осознал его, должен быть прощен. Прощение дает возможность стать добрее. А простить, и понять, может только добрый человек.

Прощение – не поставить в вину чего-нибудь, забыть вину, обиду.

Много хороших качеств у доброго человека их можно перечислять долгое. Но есть одно чувство, которое делает человека добрее, лучше, красивее – это любовь. Именно любовь в ее многогранном проявлении дает человеку возможность стать лучше.

В семьях, где царит любовь, растут хорошие и порядочные дети, которые уважают и чтят своих родителей.

Только солдат горячо любящий свою Родину идет в бой не жалея своей жизни, не боясь смерти. Сражается до последней капли крови, не щадя себя, думая только о родной стране.

Материнская любовь особенная. Эту любовь не сравнить не с какой другой. Только мать способна своей любовью укрыть от невзгод и неприятностей. Предотвратить беду.

Молодые люди, в сердцах которых живет любовь, способны на красивые, а иногда даже безумные поступки по отношению к своему предмету обожания.

Скажите противоположное по смыслу слово добру – «зло».

А ведь даже по звучанию эти слова совершенно разные.

«Добро» - слышится мягкость, тепло.

«Зло» - как будто шипение змеи, вот-вот укусит.

Стихотворение. Читает ученик.

«Добро и зло».

Добро и зло творить всех.

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго - добро.

От злого - зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

(Г. Низами).

Комментарии учителя.

А теперь составим словесный портрет злого человека.

Вызов. Каким вы представляете злого человека? (Ответы учеников).

Рассказ ученика.

Злым считают человека жестокого. Его легко отличить от других. Он радуется, когда ему удается увидеть или почувствовать чужие страдания, ему нравится доставлять неприятности. Он не протянет руку нуждающемуся в поддержке, а подтолкнет его, пусть падает.

Самая простая жестокость – это наслаждение физическими страданиями других людей, а так же страданиями животных.

Злой человек – это мстительный человек.

Месть, конечно, бывает разной, так во время Великой Отечественной войны солдаты мстили врагу, и это было понятно. Отсюда и понятие «Святая месть». Месть в обычной жизни отвратительна.

Известно, что мстительный человек – это слабый человек. У него нет ничего хорошего в душе. Он умеет только мстить.

Комментарии учителя.

В уголовном кодексе Российской Федерации, существуют статьи, касающиеся людей совершивших злые поступки. Обратимся к уголовному кодексу Российской Федерации.

Доклад ученика.

Статья 245. жестокое обращение с животными.

П.1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.

П.2. То же деяние, совершенное группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Статья 117. Истязание.

П.1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями,- наказываются лишением свободы на срок до 3 лет.

П.2. То же деяние, совершенное: с причинением пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

После того, как вы прослушали Марину, скажите, какими качествами еще обладает злой человек (беспощадный, безжалостный, бессердечный и т.д.)

Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости.

Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.

Комментарии учителя.

Ни один парламент в Мире не может принять закон, запрещающий людям быть злыми. По принуждению добрыми не становятся. Милиция и суд могут заставить злого человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания. Такого человека можно будет даже назвать добропорядочным. Но добрым он не станет.

В народе говорят, что зло возвращается бумерангом и это действительно так.

Рассказ ученицы.

Гражданин пришел за покупкой в магазин.

- Яблок килограмм, пожалуйста, если можно покрупнее.

- Много вас тут ходят – всем крупные давай! Не нравится – не покупай: ящик переворачивать не буду! – «любезно» ответила продавщица.

Обозленный на весь свет мужчина ушел из магазина и устроил скандал в троллейбусе одной гражданке, которая случайно задела его сумкой. Та, в свою очередь, пришла дамой и устроила сцену мужу заявив, что она больше не намерена «ишачить» и теперь картошку он будет покупать сам. В результате семейного конфликта муж долго не мог заснуть и утром пошел на работу с больной головой. На работе «смешал с грязью» подчиненного, допустившего незначительную ошибку. Расстроенный подчиненный после работы пошел в ларек, купил бутылку вина, выпил ее пришел домой и устроил дебош, обвиняя жену, в том, что она его не уважает. Жена, оказалась та продавщица магазина, которая не за что обидела покупателя. Круг замкнулся.

Есть, очень хороша басня, написанная Львом Николаевичем Толстым, которая называется «Отчего зло на свете». Давайте прослушаем ее, возможно, она нам поможет разобраться, откуда берется зло, где рождается.

Чтение басни. Читает ученица.

Рефлексия.

- Отчего происходит зло, по мнению Вороны? (От голода).

- Голубь считает, что зло происходит от любви. Почему?

- Как змея рассуждает? (От злости).

- А что говорит олень? (От страха).

А что говорит пустынник? «Все зло на свете от нашего тела», то есть именно от нас, от наших поступков, нашего поведения. Сам человек рождает зло, никто его не заставляет это делать.

Комментарии учителя.

На уроках изобразительного искусства мы познакомились с абстракционизмом, и вам было дано задание нарисовать добро и зло в данном художественном направлении.

Вызов.

Опишите свои рисунки. Какие цвета использованы при изображении темы? (Яркие, сочные).

Какие элементы присутствуют практически в каждой картине? (солнце, сердце).

Комментарии учителя.

Ни один рисунок не содержит темных и мрачных цветов и оттенков. А ведь это действительно так - добро излучает красоту и свет, ее можно изображать только яркими тонами, потому что добрые дела и поступки они яркие и запоминающиеся.

Посмотрим на доску, что у нас получилось. Какие черты характера у доброго человека? Какие у злого? Кто у вас вызывает симпатию?

А теперь прослушайте песню в исполнении наших девочек под названием «Твори добро».

Исполняют ученицы класса.

«Твари добро».

1 куплет.

Руки твои сильные –

Ты защити слабого.

Мысли твои верные –

Ты научи глупого.

Глаза твои, твоя душа

Добрая и чистая.

Дари ее тому,

Кому трудно одному.

Припев.

Твори добро на всей Земле,

Твори добро другим во благо

Не за красивое «спасибо»

Услышавшего тебя рядом.

2 куплет.

Я долечу до неба,

Я докричусь досыта,

Я расскажу все тайны дня

Досветла.

П-в. 2 раза.

4.Итог классного часа.

Комментарии учителя.

Каждый человек вправе выбирать себе сам жизненный путь, друзей, увлечения, любимого человека. Каждый поступает так, как считает правильно.

Люди выбирают нормы поведения, стили одежды и так далее. Но самое главное, чтобы каждый сделал правильный выбор между добром и злом.

Хотелось бы зачитать слова из сочинения Андриановой Татьяны.

«Если люди не будут обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, то тем самым они убьют в себе самое ценное качество – совершать добро».

Чтение высказывания, которое написано на доске.

«Отвечай добром за зло – и ты уничтожишь в человеке

все то удовольствие, которое он видит во зле».

Л.Н.Толстой.






Список литературы.

  1. Толковый словарь С.И.Ожегова.

  2. Статьи уголовного кодекса РФ.

  3. Л.Н.Толстой басня «От чего зло на свете».

  4. Г.Низами стихотворение «Добро и зло».

  5. В.И.Кучеров стихотворение «Мамино письмо».



















Приложение №1.

Басня

«Откуда берется добро».

Лев Николаевич Толстой.

Пустынник жил в лесу, и звери не боялись его. Он и звери говорили между собою и понимали друг друга.

Один раз пустынник лёг под дерево, а ворон, голубь, олень и змея собрались ночевать к тому же месту. Звери стали рассуждать, отчего зло бывает на свете.

Ворон сказал:

-Зло на свете всё от голода. Когда поешь вволю, сядешь себе на сук, покаркаешь - всё весело, хорошо, на всё радуешься; а вот только поголодай день-другой, и всё так противно ста нет, что и не смотрел бы на свет Божий. И всё тебя тянет куда-то, перелетаешь с места на место, и нет тебе покоя. А завидишь мясо, так ещё тошнее сделается, так и бросишься без разбора.

Другой раз и палками-то, и камнями в тебя кидают, и волки и собаки хватают, а ты всё не отстаёшь. И сколько так из-за голода пропадает нашего брата. Всё зло от голода.

Голубь сказал:

-А по мне, не от голода зло, а всё зло от любви. Кабы мы жили по одному, нам бы горя мало. Одна голова не бедна, а и бедна, так одна. А то мы живём всегда парочками. И так полюбишь свою дружку, что нет тебе покоя - всё о ней думаешь: сыта ли, тепла ли она? А как улетит куда-нибудь от тебя дружка, тут уж совсем пропадёшь, - всё думаешь: как бы ястреб не унёс или люди не поймали бы; и сам полетишь её искать, да и залетишь в беду,— либо под ястреба, или в силок. А если пропадёт дружка, так самому уже ничто не мило. Не ешь, не пьёшь и только ищешь да плачешь. Сколько нас от этого пропадает! Всё зло не от голода, а от любви. Змея сказала:

-Нет, зло не от голода и не от любви, а зло от злости. Кабы жили мы смирно, не злились бы, - нам бы всё хорошо было. А то, как сделается что-нибудь не по тебе,
разозлишься, - тогда уж ничто не мило. Только и думаешь, как зло своё на ком выместить. Тут уж сама себя не помнишь, только шипишь да ползаешь, ищешь, кого бы укусить. Уже никого не жалеешь - до тех пор злишься, пока сам себя погубишь. Всё зло на свете от злости. Олень сказал:

-Нет, не от злости, и не от любви, и не от голода всё зло на свете, а зло от страха. Кабы можно было не бояться, всё бы хорошо было. Ноги у нас резвые, силы много. От маленького зверя рогами отобьёшься, от большого уйдёшь. Да нельзя не бояться. Только хрустни в лесу ветка, зашурши листья, так весь и затрясёшься от страха, забьётся сердце, точно выскочить хочет, и летишь что есть духу. Другой раз заяц пробежит, птица трепещется или сухая ветка обломится, а ты думаешь — зверь, да и набежит на зверя. А то бежишь от собаки,— набежишь на человека. Часто испугаешься и бежишь, сам не знаешь куда, и с размаху оборвёшься под кручь и убьёшься. И спишь-то одним глазом, слушаешь и боишься. Нет покоя. Всё зло от страха.

Тогда пустынник сказал:

-Не от голода, не от любви, не от злобы, не от страха все наши мученья, а от нашего тела всё зло на свете. От него и голод, и любовь, и злоба, и страх.


Обсуждение материала
Наталья Дулатова
17.04.2012 07:53
Автор представил материал по очень актуальной для  современного общества  и школы  теме. Материал соответствует назначению, возрастному уровню школьников - 6 класс. Педагог показывает как можно активно вовлекать детей в участие во внеклассном мероприятии: диалогическая деятельность, показ домашнего задания, чтение стихотворений, исполнение песни, творческие задания.     К сожалению автор не показал как  слова подтверждаются практической деятельностью и не прикрепил упомянутую в тексте презентацию.
Ульяна
3.09.2012 17:54
Боже!Сколько ошибок!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров