Мониторинг связной речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
«Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Мониторинг связной речи
у детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна,
высшая квалификационная категория
город Прокопьевск
Мониторинг связной речи
у детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
Одной из актуальных проблем дефектологической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей данной категории, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, Л.Ф. Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности, слабое осознание звукового строения слова (Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер). Отмечаются недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю. Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н. Рахмакова). Эти работы не позволяют получить полную оценку речевых способностей детей в разных формах речевых высказываний, что позволяет выдвинуть в качестве актуальной, проблему поиска и научного обоснования методического содержания работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.
Цельюразработанного мониторинга явилось изучение распространенности и наиболее характерных особенностей нарушений связной речи у дошкольников с задержкой психического развития для разработки в дальнейшем программы их коррекционной поддержки.
Организация и методика исследования
Мониторинг включает выполнение испытуемыми целого ряда заданий, которые предназначались для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи в разных формах речевых высказываний.
В данном исследовании были использованы, переработаны и адаптированы методики, описанные в работах В.П. Глухова [6], Т.А. Фотековой [22], В.И. Лубовского [12], Е.И. Слепович [18] и др.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались следующие задания:
§ пересказ короткого рассказа;
§ составление рассказа по серии сюжетных картинок;
§ составление рассказа на основе личного опыта;
§ составление рассказа-описания
Полученный материал был подвергнут количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволил установить, какие виды заданий вызывали наибольшие трудности при их выполнении. Оценивая качественные показатели, основное внимание мы уделяли анализу характера допускаемых ошибок, причин их появления; учитывались также степень самостоятельности при выполнении заданий, объём рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Таблица 1
Показатели оценки детских высказываний
1 |
Полнота |
Воспроизведение всех основных смысловых звеньев рассказа |
2 |
Структурирование |
Соблюдение связности и последовательности в передаче информации |
3 |
Лексика |
Полнота использования разнообразных языковых средств |
4 |
Грамматика |
Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения. |
5 |
Плавность речи |
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу рассказа |
Задание 1
Цельданного задания – выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.Процедура
первого задания заключалась в следующем: детям предлагалось прослушать небольшое литературное произведение (рассказ Л.Н. Толстого “Лев и мышь” (см. Приложение). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.
Таблица 2
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.
1 |
Полнота |
4 балла |
полностью передается содержание текста |
3 балла |
смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями | ||
2 балла |
отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента | ||
1 балл |
отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки или включение посторонней информации | ||
2 |
Структурирование |
4 балла |
соблюдается связность и последовательность воспроизведения текста |
3 балла |
отмечаются отдельные нарушения связного текста | ||
2 балла |
неоднократные нарушения связности изложения | ||
1 балл |
связность изложения значительно нарушена | ||
3 |
Лексика |
4 балла |
употребление разнообразных языковых средств в соответствии с текстом произведения |
3 балла |
отдельные нарушения художественно-стилистических элементов | ||
2 балла |
неоднократные нарушения языковых средств | ||
1 балл |
бедность и однообразие языковых средств | ||
4 |
Грамматика |
4 балла |
соблюдаются грамматические нормы родного языка |
3 балла |
единичные нарушения структуры предложений | ||
2 балла |
неоднократные нарушения структуры предложений | ||
1 балл |
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов | ||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
пересказ составлен самостоятельно |
3 балла |
пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы) | ||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы | ||
1 балл |
пересказ составлен по наводящим вопросам |
Уровень успешности выполнения задания
уровень |
кол-во баллов |
высокий |
17 -20 |
средний |
13 — 16 |
ниже среднего |
8 — 12 |
низкий |
4 — 7 |
очень низкий |
1 – 3 или невыполнение |
Задание 2
Цельданного задания – выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Процедура. Картинки (из пособия Г.А. Каше «Доигрались!») в нужной последовательности раскладывались перед ребенком, предлагалось внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествовал разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вариантов, применялось жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Таблица 3
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.
1 |
Полнота |
4 балла |
изображенный сюжет достаточно полно и адекватно отображен |
3 балла |
достаточно полно отображено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету) | ||
2 балла |
отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия | ||
1 балл |
отмечается пропуск нескольких моментов действия, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету | ||
2 |
Структурирование |
4 балла |
соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами |
3 балла |
отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования | ||
2 балла |
нарушена связность повествования | ||
1 балл |
связность повествования резко нарушена | ||
3 |
Лексика |
4 балла |
употребление разнообразных языковых средств в соответствии с картинным планом |
3 балла |
некоторые языковые трудности в реализации высказываний | ||
2 балла |
неоднократные нарушения языковых средств | ||
1 балл |
бедность и однообразие употребляемых языковых средств | ||
4 |
Грамматика |
4 балла |
рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка |
3 балла |
единичные нарушения построения фраз | ||
2 балла |
неоднократные нарушения в построении фраз | ||
1 балл |
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов | ||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
самостоятельно составлен связный рассказ |
3 балла |
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на картинку) | ||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы и указания на соответствующую картинку или конкретную ее деталь | ||
1 балл |
рассказ составлен по наводящим вопросам |
Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Задание 3
Цельданного задания – выявление возможностей детей составлять связный описательный рассказ на основе модели предмета (игрушки), на которой полно и точно представлены основные свойства и детали.
Процедура. Ребенку в течение нескольких минут предлагается внимательно рассмотреть игрушку (куклу или машину), а затем составить о ней рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе- описании.
Таблица 4
Оценка результатов
1 |
Полнота |
4 балла |
в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение |
3 балла |
рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью | ||
2 балла |
рассказ недостаточно информативен в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета | ||
1 балл |
простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер | ||
2 |
Структурирование |
4 балла |
соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предметов (от основных свойств к второстепенным) |
3 балла |
отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности | ||
2 балла |
отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; выявляются заметные логические затруднения | ||
1 балл |
описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков | ||
3 |
Лексика |
4 балла |
используются различные характеристики предмета (определения, сравнения и др.) |
3 балла |
отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний | ||
2 балла |
выявляются заметные лексические затруднения | ||
1 балл |
отмечаются выраженные лексические нарушения | ||
4 |
Грамматика |
4 балла |
соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами) |
3 балла |
отдельные недостатки в грамматическом оформлении высказывания | ||
2 балла |
неоднократные нарушения структуры предложений | ||
1 балл |
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов | ||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
самостоятельно составлен описательный рассказ |
3 балла |
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета) | ||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета | ||
1 балл |
ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно |
Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Задание 4
Цель данного задания – выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.Процедура. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском доме (“На нашем участке”) и давался план из нескольких вопросов – заданий: что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любые игры и развлечения. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос – задание повторялось.
Таблица 5
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.
1 |
Полнота |
4 балла |
рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания |
3 балла |
рассказ составлен с вопросным планом задания | ||
2 балла |
в рассказе отражены не все вопросы задания | ||
1 балл |
отсутствуют несколько фрагментов рассказа | ||
2 |
Структурирование |
4 балла |
все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания |
3 балла |
большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания | ||
2 балла |
отдельные фрагменты рассказа представляют собой простое перечисление (называние предметов и действий) | ||
1 балл |
нарушение связности речи | ||
3 |
Лексика |
4 балла |
используются разнообразные языковые средства |
3 балла |
отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний | ||
2 балла |
выявляются заметные лексические затруднения; стереотипность оформления | ||
1 балл |
неадекватное использование лексических средств | ||
4 |
Грамматика |
4 балла |
рассказ оформлен грамматически правильно |
3 балла |
отмечаются отдельные морфологосинтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.) | ||
2 балла |
отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы | ||
1 балл |
грубые лексикограмматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа | ||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
самостоятельно составлен описательный рассказ |
3 балла |
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета) | ||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета | ||
1 балл |
ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно |
Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Под редакцией К.С. Лебединской. - М.1982.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика задержки психического развития у детей. – М.: «Гном-Пресс», 2000.
3. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Канд. дис. М., 1983.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. — Дефектология. 1975. № 6.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Сб. научных трудов. М., 1989.
8. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. М.: Педагогика, 1984.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1973.
10.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1971.
11.
Лалаева Р.И. Нарушение речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. – Л., 1988.
12.
Лубовский В. И., Яссман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития. – В сб.: Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977.
13.
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. — Дефектология. 1990. № 6.
14.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М. 1993.
15.
Поваляева М.А. Ранняя и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Педагогика. Изд – во РГПУ, 1997.
16.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
17.
Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР. — Дефектология. 1987. № 6.
18.
Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Дефектология. 1981. № 1.
19.
Соботович Е.С. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей. Докт. дис. М., 1984.
20.
Триггер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи. - Дефектология. 1987. № 5.
21.
Уленкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.М.: Педагогика, 1990.
22.
Фотекова Т.А. Тестовая диагностика устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
23.
Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития. – Дефектология. 1994. № 1.
24.
Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с ЗПР. – Дефектология. 1976. № 3.
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
«Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Мониторинг связной речи
у детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна,
высшая квалификационная категория
город Прокопьевск
Мониторинг связной речи
у детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
Одной из актуальных проблем дефектологической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей данной категории, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, Л.Ф. Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности, слабое осознание звукового строения слова (Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер). Отмечаются недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю. Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н. Рахмакова). Эти работы не позволяют получить полную оценку речевых способностей детей в разных формах речевых высказываний, что позволяет выдвинуть в качестве актуальной, проблему поиска и научного обоснования методического содержания работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.
Целью разработанного мониторинга явилось изучение распространенности и наиболее характерных особенностей нарушений связной речи у дошкольников с задержкой психического развития для разработки в дальнейшем программы их коррекционной поддержки.
Организация и методика исследования
Мониторинг включает выполнение испытуемыми целого ряда заданий, которые предназначались для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи в разных формах речевых высказываний.
В данном исследовании были использованы, переработаны и адаптированы методики, описанные в работах В.П. Глухова [6], Т.А. Фотековой [22], В.И. Лубовского [12], Е.И. Слепович [18] и др.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались следующие задания:
-
пересказ короткого рассказа;
-
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-
составление рассказа на основе личного опыта;
-
составление рассказа-описания
Полученный материал был подвергнут количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволил установить, какие виды заданий вызывали наибольшие трудности при их выполнении. Оценивая качественные показатели, основное внимание мы уделяли анализу характера допускаемых ошибок, причин их появления; учитывались также степень самостоятельности при выполнении заданий, объём рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Таблица 1
Показатели оценки детских высказываний
1 |
Полнота |
Воспроизведение всех основных смысловых звеньев рассказа |
2 |
Структурирование |
Соблюдение связности и последовательности в передаче информации |
3 |
Лексика |
Полнота использования разнообразных языковых средств |
4 |
Грамматика |
Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения. |
5 |
Плавность речи |
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу рассказа |
Задание 1
Цель данного задания – выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Процедура первого задания заключалась в следующем: детям предлагалось прослушать небольшое литературное произведение (рассказ Л.Н. Толстого “Лев и мышь” (см. Приложение). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.
Таблица 2
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.
1 |
Полнота |
4 балла |
полностью передается содержание текста |
3 балла |
смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями |
||
2 балла |
отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента |
||
1 балл |
отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки или включение посторонней информации |
||
2 |
Структурирование |
4 балла |
соблюдается связность и последовательность воспроизведения текста |
3 балла |
отмечаются отдельные нарушения связного текста |
||
2 балла |
неоднократные нарушения связности изложения |
||
1 балл |
связность изложения значительно нарушена |
||
3 |
Лексика |
4 балла |
употребление разнообразных языковых средств в соответствии с текстом произведения |
3 балла |
отдельные нарушения художественно-стилистических элементов |
||
2 балла |
неоднократные нарушения языковых средств |
||
1 балл |
бедность и однообразие языковых средств |
||
4 |
Грамматика |
4 балла |
соблюдаются грамматические нормы родного языка |
3 балла |
единичные нарушения структуры предложений |
||
2 балла |
неоднократные нарушения структуры предложений |
||
1 балл |
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов |
||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
пересказ составлен самостоятельно |
3 балла |
пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы) |
||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы |
||
1 балл |
пересказ составлен по наводящим вопросам |
Уровень успешности выполнения задания
уровень |
кол-во баллов |
высокий |
17 -20 |
средний |
13 - 16 |
ниже среднего |
8 - 12 |
низкий |
4 - 7 |
очень низкий |
1 – 3 или невыполнение |
Задание 2
Цель данного задания – выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Процедура. Картинки (из пособия Г.А. Каше «Доигрались!») в нужной последовательности раскладывались перед ребенком, предлагалось внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествовал разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вариантов, применялось жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Таблица 3
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.
1 |
Полнота |
4 балла |
изображенный сюжет достаточно полно и адекватно отображен |
3 балла |
достаточно полно отображено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету) |
||
2 балла |
отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия |
||
1 балл |
отмечается пропуск нескольких моментов действия, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету |
||
2 |
Структурирование |
4 балла |
соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами |
3 балла |
отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования |
||
2 балла |
нарушена связность повествования |
||
1 балл |
связность повествования резко нарушена |
||
3 |
Лексика |
4 балла |
употребление разнообразных языковых средств в соответствии с картинным планом |
3 балла |
некоторые языковые трудности в реализации высказываний |
||
2 балла |
неоднократные нарушения языковых средств |
||
1 балл |
бедность и однообразие употребляемых языковых средств |
||
4 |
Грамматика |
4 балла |
рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка |
3 балла |
единичные нарушения построения фраз |
||
2 балла |
неоднократные нарушения в построении фраз |
||
1 балл |
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов |
||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
самостоятельно составлен связный рассказ |
3 балла |
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на картинку) |
||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы и указания на соответствующую картинку или конкретную ее деталь |
||
1 балл |
рассказ составлен по наводящим вопросам |
Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Задание 3
Цель данного задания – выявление возможностей детей составлять связный описательный рассказ на основе модели предмета (игрушки), на которой полно и точно представлены основные свойства и детали.
Процедура. Ребенку в течение нескольких минут предлагается внимательно рассмотреть игрушку (куклу или машину), а затем составить о ней рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе- описании.
Таблица 4
Оценка результатов
1 |
Полнота |
4 балла |
в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение |
3 балла |
рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью |
||
2 балла |
рассказ недостаточно информативен в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета |
||
1 балл |
простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер |
||
2 |
Структурирование |
4 балла |
соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предметов (от основных свойств к второстепенным) |
3 балла |
отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности |
||
2 балла |
отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; выявляются заметные логические затруднения |
||
1 балл |
описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков |
||
3 |
Лексика |
4 балла |
используются различные характеристики предмета (определения, сравнения и др.) |
3 балла |
отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний |
||
2 балла |
выявляются заметные лексические затруднения |
||
1 балл |
отмечаются выраженные лексические нарушения |
||
4 |
Грамматика |
4 балла |
соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами) |
3 балла |
отдельные недостатки в грамматическом оформлении высказывания |
||
2 балла |
неоднократные нарушения структуры предложений |
||
1 балл |
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов |
||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
самостоятельно составлен описательный рассказ |
3 балла |
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета) |
||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета |
||
1 балл |
ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно |
Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Задание 4
Цель данного задания – выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Процедура. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском доме (“На нашем участке”) и давался план из нескольких вопросов – заданий: что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любые игры и развлечения. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос – задание повторялось.
Таблица 5
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.
1 |
Полнота |
4 балла |
рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания |
3 балла |
рассказ составлен с вопросным планом задания |
||
2 балла |
в рассказе отражены не все вопросы задания |
||
1 балл |
отсутствуют несколько фрагментов рассказа |
||
2 |
Структурирование |
4 балла |
все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания |
3 балла |
большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания |
||
2 балла |
отдельные фрагменты рассказа представляют собой простое перечисление (называние предметов и действий) |
||
1 балл |
нарушение связности речи |
||
3 |
Лексика |
4 балла |
используются разнообразные языковые средства |
3 балла |
отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний |
||
2 балла |
выявляются заметные лексические затруднения; стереотипность оформления |
||
1 балл |
неадекватное использование лексических средств |
||
4 |
Грамматика |
4 балла |
рассказ оформлен грамматически правильно |
3 балла |
отмечаются отдельные морфологосинтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.) |
||
2 балла |
отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы |
||
1 балл |
грубые лексикограмматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа |
||
5 |
Плавность речи |
4 балла |
самостоятельно составлен описательный рассказ |
3 балла |
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета) |
||
2 балла |
используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета |
||
1 балл |
ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно |
Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Список литературы
-
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Под редакцией К.С. Лебединской. - М.1982.
-
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика задержки психического развития у детей. – М.: «Гном-Пресс», 2000.
-
Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Канд. дис. М., 1983.
-
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
-
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. - Дефектология. 1975. № 6.
-
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
-
Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Сб. научных трудов. М., 1989.
-
Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. М.: Педагогика, 1984.
-
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1973.
-
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1971.
-
Лалаева Р.И. Нарушение речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. – Л., 1988.
-
Лубовский В. И., Яссман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития. – В сб.: Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977.
-
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. - Дефектология. 1990. № 6.
-
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М. 1993.
-
Поваляева М.А. Ранняя и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Педагогика. Изд – во РГПУ, 1997.
-
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
-
Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР. - Дефектология. 1987. № 6.
-
Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Дефектология. 1981. № 1.
-
Соботович Е.С. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей. Докт. дис. М., 1984.
-
Триггер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи. - Дефектология. 1987. № 5.
-
Уленкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.М.: Педагогика, 1990.
-
Фотекова Т.А. Тестовая диагностика устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
-
Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития. – Дефектология. 1994. № 1.
-
Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с ЗПР. – Дефектология. 1976. № 3.
Приложение.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её и пообещала ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву.
Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
(Л.Н. Толстой)
Рассказ по серии сюжетных картинок: «Доигрались!»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»