Обобщение опыта работы по теме: Преемственность семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников.
Еске Наталья Юрьевна
Учитель начальных классов
Город Омск
БОУ «СОШ № 13 имени А.С.Пушкина»
Обобщение опыта работы по теме:
Преемственность семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников.
С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности.
Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на создание единого воспитательного поля. Взаимодействие семьи и школы – проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги и психологи. В наше время мы можем говорить о сотрудничестве семьи и школы, однако, так было не всегда. К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности.
Применительно к проблеме взаимодействия семьи и школы такой подход предполагал органическое сочетание семейного и общественного воспитания, оказание школой педагогической помощи семье, активное участие родителей в общественном воспитании детей. Отечественные учёные акцентировали внимание на вопросе единства и целостности воспитательных усилий родителей и учителей. Целостность школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс
совершенствования духовности человека.
Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.
Данной проблемой занимались: Амонашвили Ш.А., Бабанский Ю.К. Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. В связи с этим меняется подход к школьному образованию и воспитанию: любой школьный предмет или внеклассное мероприятие становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности. В свою очередь усиление воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Главным являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Ж.Ж. Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши. Так пусть уже в детстве ребенок поймет, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Он ведь изначально несет в себе эту искру великодушия.
Семья и школа должны любить ребенка, верить в него, помогать ему, быть добрым и великодушным, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а, наоборот, постоянно возвышать! Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.
Моя задача как педагога – рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности; что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую в организации учебного труда в будущем.
Каждый вид деятельности требует от школьника выполнения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полноценной и воспитывающей, а это зависит от правильного руководства ею. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него положительное отношение к людям, труду, своим обязанностям.
Обычно родители интересуются, как воспитывают их детей в школе. Из своего опыта я помогаю им понять «секрет» воспитания, поэтому беседы строю так, чтобы в них сочетался показ воспитания детей в школе с семейным воспитанием.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Безусловно — это: вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, предупредительность, скромность, общительность, дисциплинированность. Это общепринятые в обществе нравственные качества. Однако, не всем детям удается их привить в детстве, так как дети все очень разные и разный подход в их воспитании. У одного ребенка есть свои сильные стороны. Один хорошо читает; другой умеет мастерить; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать о том, что он увидел летом; четвертый ловок и быстро бегает.
С другой стороны, почти у каждого ребенка есть слабые стороны: один не всегда может удержаться от хвастовства, другой ленится, третий думает только о собственном успехе, четвертый легко дает обещания, но не выполняет их. И здесь я совместно с родителями строю воспитание школьников так, чтобы помочь каждому ребенку преодолеть эти недостатки. Хвастунишке надо показать, что есть дети, которые лучше знают или умеют что-то делать; ребенку, который любит только командовать, поручить дело, в котором он обязательно будет считаться с другими ребятами; «индивидуалисту» дать возможность убедиться, что вместе работать веселее. Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому на первых порах надо оценивать успехи ребят не в сравнении с успехами других, а сопоставлять его нынешние успехи с прошлыми, тогда ребенку легче увидеть, что он не стоит на месте, хотя быть может, и отстает в чем-то от других.
Огромный нравственный смысл состоит в общественных делах. Здесь младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты личности: товарищество, коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу. С первых дней в школе создаются группы санитаров, цветоводов, которые выполняют новые обязанности по классу, следят за чистотой. Между тем, к сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих младших школьников провожают в школу и встречают из школы родители. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы?
· «Старайся получить пятерку»
· «Запомнил, что задали на дом?»
Это, конечно, очень важные вопросы. Но, к сожалению, реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение.
· «Как ты сегодня дежурил?»
· «Как дела у твоего товарища?»
Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками – это источник многих ярких переживаний, вдумчивые родители должны знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит, как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны позволяет направить нравственное развитие ребенка по правильному пути.
Неоценимо воспитательное значение труда детей. Конечно, школа организует трудовую деятельность учащихся, но важно и домашний труд рассматривать как коллективный, как пассивную заботу ребенка о других членах семьи. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые родители ошибочно говорят:
· «Пусть отдохнет, успеет наработаться»
· «У него много своих забот»
Дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей — работать. Побаловать ребенка, оградить его от труда, купить ему обновки, освободить от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок доволен. Но, ведь при этом они духовно обкрадывают ребенка. Действительно, обе стороны рады, удовлетворены и все как будто хорошо: между тем переживания у них совершенно разные. У ребенка – радость получающего, у родителей – радость отдающих, делающих благо. А ведь нравственное и человеческое связано со второй радостью. Надо дать ребенку испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других.
Изучая поведение младших школьников, можно сказать, что часть детей могут согласовать свои интересы, с желаниями других не ссорясь, другие же дети не могут долго работать, играть вместе: они ссорятся, обижают друг друга, ябедничают.
Многие дети переходят из одной группы друзей в другую, причем одного на части разрывают, а другой никому не нужен. Для учителя и родителей здесь непочатый край работы по формированию нравственных отношений между детьми. Существенная часть нравственного воспитания – это воспитание культуры поведения. Правила культурного поведения содержат предписание о том, как надо вести себя в определенном месте – в школе, дома, в гостях, на улице, в кино, библиотеке. Конкретных правил поведения много, но в жизни может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились, как надо вести себя. Например, все научились уступать место старшим в автобусе, но когда в школу пришла бабушка, внук сидит, а бабушка стоит. Или другой пример: учащиеся здороваются в школе с учителем, друзьями, уборщицей. А за пределами школы, могут не выполнять это правило в новой ситуации. Поэтому для младшего ученика перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прочен.
Сейчас очень активно воздействуют на современного ребенка, средства массовой информации – печать, радио, кино и телевидение. Очень важно обсуждать в школе, в семье услышанное по радио или увиденное по телевизору. Прежде всего, это касается передач о насилии, жестокости, разврате. Также требуя от детей надлежащего поведения, самим родителям стоит постоянно следить за своим поведением, быть образцом для детей.
Формирование нравственного поведения требует систематической и планомерной работы.
Наблюдения за младшими школьниками показали, что запас слов и выражений, характеризующих, например, вежливое обращение, у них достаточный, однако большинство детей не знают, как и когда следует употреблять, то или иное слово. Очень редко они говорят: «пожалуйста», «разрешите» и «извините». Выяснилось, что даже такое приветствие, как «здравствуйте», многие дети не умеют сочетать с кивком головы, взглядом, улыбкой. И что у всех людей есть один главный закон – уважать окружающих, не забывать о тех, кто рядом с тобой, чтобы им было удобно и приятно.
Всем нам надо помнить замечательные слова В.А.Сухомлинского: « Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привёл к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс при этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.
По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Обязанность школы – целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а на разъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактику затруднений.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей.
Перед школой, которая занимается вопросами образования, и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.
Одна из важнейших особенностей детей младшего школьного возраста — податливость и внушаемость. Их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретёт ребёнок будет складываться его личность. А положительный нравственный опыт ребёнок может приобрести только в семье.
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.
Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
Закон культивирования в семье положительных привычек.
Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1) Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
2) Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.
3) Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.
4) Психолого-педагогическая диагностика
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
5) Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
6) Коррекционная работа.
Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы.
Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией или по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания подобных собраний.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т.к. являются руководством к последующим действиям.
Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.
5. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.
6. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение,1977.
7. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979.
8. Уледов А.К. Нравственное воспитание. — М.: Мысль, 1979.
Еске Наталья Юрьевна
Учитель начальных классов
Город Омск
БОУ «СОШ № 13 имени А.С.Пушкина»
Обобщение опыта работы по теме:
Преемственность семьи и школы в нравственном воспитании младших школьников.
С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности.
Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на создание единого воспитательного поля. Взаимодействие семьи и школы – проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги и психологи. В наше время мы можем говорить о сотрудничестве семьи и школы, однако, так было не всегда. К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности.
Применительно к проблеме взаимодействия семьи и школы такой подход предполагал органическое сочетание семейного и общественного воспитания, оказание школой педагогической помощи семье, активное участие родителей в общественном воспитании детей. Отечественные учёные акцентировали внимание на вопросе единства и целостности воспитательных усилий родителей и учителей. Целостность школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.
Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.
Данной проблемой занимались: Амонашвили Ш.А., Бабанский Ю.К. Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. В связи с этим меняется подход к школьному образованию и воспитанию: любой школьный предмет или внеклассное мероприятие становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности. В свою очередь усиление воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Главным являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Ж.Ж. Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши. Так пусть уже в детстве ребенок поймет, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Он ведь изначально несет в себе эту искру великодушия.
Семья и школа должны любить ребенка, верить в него, помогать ему, быть добрым и великодушным, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а, наоборот, постоянно возвышать! Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.
Моя задача как педагога – рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности; что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую в организации учебного труда в будущем.
Каждый вид деятельности требует от школьника выполнения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полноценной и воспитывающей, а это зависит от правильного руководства ею. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него положительное отношение к людям, труду, своим обязанностям.
Обычно родители интересуются, как воспитывают их детей в школе. Из своего опыта я помогаю им понять «секрет» воспитания, поэтому беседы строю так, чтобы в них сочетался показ воспитания детей в школе с семейным воспитанием.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Безусловно - это: вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, предупредительность, скромность, общительность, дисциплинированность. Это общепринятые в обществе нравственные качества. Однако, не всем детям удается их привить в детстве, так как дети все очень разные и разный подход в их воспитании. У одного ребенка есть свои сильные стороны. Один хорошо читает; другой умеет мастерить; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать о том, что он увидел летом; четвертый ловок и быстро бегает.
С другой стороны, почти у каждого ребенка есть слабые стороны: один не всегда может удержаться от хвастовства, другой ленится, третий думает только о собственном успехе, четвертый легко дает обещания, но не выполняет их. И здесь я совместно с родителями строю воспитание школьников так, чтобы помочь каждому ребенку преодолеть эти недостатки. Хвастунишке надо показать, что есть дети, которые лучше знают или умеют что-то делать; ребенку, который любит только командовать, поручить дело, в котором он обязательно будет считаться с другими ребятами; «индивидуалисту» дать возможность убедиться, что вместе работать веселее. Не у всех ребят сразу все хорошо получается и в учении, и в общественных делах. Поэтому на первых порах надо оценивать успехи ребят не в сравнении с успехами других, а сопоставлять его нынешние успехи с прошлыми, тогда ребенку легче увидеть, что он не стоит на месте, хотя быть может, и отстает в чем-то от других.
Огромный нравственный смысл состоит в общественных делах. Здесь младший школьник приобретает опыт общения с другими ребятами, у него воспитываются очень важные черты личности: товарищество, коллективизм, стремление и умение работать на общую пользу. С первых дней в школе создаются группы санитаров, цветоводов, которые выполняют новые обязанности по классу, следят за чистотой. Между тем, к сожалению, родители не всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка. Многих младших школьников провожают в школу и встречают из школы родители. Чем же они их напутствуют и что спрашивают у детей, возвращающихся из школы?
-
«Старайся получить пятерку»
-
«Запомнил, что задали на дом?»
Это, конечно, очень важные вопросы. Но, к сожалению, реже задаются вопросы, имеющие огромное воспитательное значение.
-
«Как ты сегодня дежурил?»
-
«Как дела у твоего товарища?»
Помня, что в жизни ребенка взаимоотношения со сверстниками – это источник многих ярких переживаний, вдумчивые родители должны знать не только то, с кем дружит их ребенок, но и то, как он дружит, как складываются детские отношения: на основе справедливости, отзывчивости, желания и умения прийти на помощь или на основе подчинения одного другому, эгоизма, ложного товарищества. Знание этой стороны позволяет направить нравственное развитие ребенка по правильному пути.
Неоценимо воспитательное значение труда детей. Конечно, школа организует трудовую деятельность учащихся, но важно и домашний труд рассматривать как коллективный, как пассивную заботу ребенка о других членах семьи. Ничего, кроме вреда, не наносят ребенку родители, освобождая его от труда по дому. Некоторые родители ошибочно говорят:
-
«Пусть отдохнет, успеет наработаться»
-
«У него много своих забот»
Дети постепенно привыкают к мысли, что они должны учиться, играть, а долг родителей - работать. Побаловать ребенка, оградить его от труда, купить ему обновки, освободить от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок доволен. Но, ведь при этом они духовно обкрадывают ребенка. Действительно, обе стороны рады, удовлетворены и все как будто хорошо: между тем переживания у них совершенно разные. У ребенка – радость получающего, у родителей – радость отдающих, делающих благо. А ведь нравственное и человеческое связано со второй радостью. Надо дать ребенку испытать эту радость, в том числе и в труде на благо других.
Изучая поведение младших школьников, можно сказать, что часть детей могут согласовать свои интересы, с желаниями других не ссорясь, другие же дети не могут долго работать, играть вместе: они ссорятся, обижают друг друга, ябедничают.
Многие дети переходят из одной группы друзей в другую, причем одного на части разрывают, а другой никому не нужен. Для учителя и родителей здесь непочатый край работы по формированию нравственных отношений между детьми. Существенная часть нравственного воспитания – это воспитание культуры поведения. Правила культурного поведения содержат предписание о том, как надо вести себя в определенном месте – в школе, дома, в гостях, на улице, в кино, библиотеке. Конкретных правил поведения много, но в жизни может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились, как надо вести себя. Например, все научились уступать место старшим в автобусе, но когда в школу пришла бабушка, внук сидит, а бабушка стоит. Или другой пример: учащиеся здороваются в школе с учителем, друзьями, уборщицей. А за пределами школы, могут не выполнять это правило в новой ситуации. Поэтому для младшего ученика перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прочен.
Сейчас очень активно воздействуют на современного ребенка, средства массовой информации – печать, радио, кино и телевидение. Очень важно обсуждать в школе, в семье услышанное по радио или увиденное по телевизору. Прежде всего, это касается передач о насилии, жестокости, разврате. Также требуя от детей надлежащего поведения, самим родителям стоит постоянно следить за своим поведением, быть образцом для детей.
Формирование нравственного поведения требует систематической и планомерной работы.
Наблюдения за младшими школьниками показали, что запас слов и выражений, характеризующих, например, вежливое обращение, у них достаточный, однако большинство детей не знают, как и когда следует употреблять, то или иное слово. Очень редко они говорят: «пожалуйста», «разрешите» и «извините». Выяснилось, что даже такое приветствие, как «здравствуйте», многие дети не умеют сочетать с кивком головы, взглядом, улыбкой. И что у всех людей есть один главный закон – уважать окружающих, не забывать о тех, кто рядом с тобой, чтобы им было удобно и приятно.
Всем нам надо помнить замечательные слова В.А.Сухомлинского: « Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привёл к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс при этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.
По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Обязанность школы – целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а на разъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактику затруднений.
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей.
Перед школой, которая занимается вопросами образования, и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.
Одна из важнейших особенностей детей младшего школьного возраста - податливость и внушаемость. Их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретёт ребёнок будет складываться его личность. А положительный нравственный опыт ребёнок может приобрести только в семье.
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.
Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
Закон культивирования в семье положительных привычек.
Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1) Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
2) Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.
3) Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.
4) Психолого-педагогическая диагностика
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
5) Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
6) Коррекционная работа.
Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы.
Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым принято относить такие формы взаимодействия, как собрания, конференции, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие формы работы уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией или по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания подобных собраний.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждый вид индивидуальной работы должен тщательно анализироваться учителем. Результаты такой работы должны фиксироваться, т.к. являются руководством к последующим действиям.
Различные формы работы с родителями учащихся позволяют учителю достигнуть наиболее эффективного взаимодействия с семьями, а также избежать конфликтов и непонимания в дальнейшей работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
5. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
6. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
7. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
8. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»