Матрица создания творческих проектов в объединении художественно-эстетической направленности "Цветочная мозаика" (на примере проекта "Крокус")
Краткое описание
Опыт адресован в первую очередь педагогам дополнительного образования, занимающимся изготовлением цветов из ткани. В работе описана технология разработки обучающимися творческих проектов изготовления авторских цветов.
Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Собинского района
Дом детского творчества г. Собинки
Обобщение опыта
педагога дополнительного образования
Iквалификационной категории
Хрулёвой Ирины Владимировны,
объединение «Цветочная мозаика»
МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки
«Матрица создания творческих проектов
в объединении художественно-эстетической направленности «Цветочная мозаика»
(на примере проекта «Крокус»)»
2012г.
Содержание
1. Пояснительная записка
«Методическое сопровождение проектной деятельности в объединении «Цветочная мозаика».
2. Творческий проект «Крокус» — автор Горбунова Ольга, 13 лет.
3. Матрица проекта «Крокус».
4. Приложения к матрице:
-
приложение № 1 «Беседа. Вопросы ко 2 этапу работы над проектом «Целеполагание»;
-
приложение № 2 «Звездочка обдумывания» проекта «Крокус»;
-
приложение № 3 «Строение цветка»;
-
приложение № 4 «План работы разработки нового пробного цветка»;
-
приложение № 5 «Критерии оценки пробного цветка»;
-
приложение № 6 «Критерии оценки творческой работы»;
-
приложение № 7 «Требования к проекту, представленному на конференцию «Добрых рук ремесло». Положение»;
-
приложение № 8 «Примерные вопросы для письменного отчета»;
-
приложение № 9 «Вопросы к тезисам презентации;
-
приложение № 10 «Оценочный лист творческого проекта «Крокус».
5. Итог проектной деятельности обучающихся в объединении «Цветочная мозаика» — сборник творческих работ «В соавторстве с природой»
Пояснительная записка
Фантазия и мастерство – вот наша цель.
И каждый день для нас – судьбы подарок,
Со временем идем мы в ногу,
Талантам молодым – дорогу!
Когда, преодолев метель и стужу,
Подснежник тянется наружу,
Когда стучится в дверь весна,
Жизнь без фантазии скучна!
Объединение «Цветочная мозаика» работает в МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки более 10 лет.
На занятиях обучающиеся постигают искусство изготовления цветов из ткани. Разработана авторская программа дополнительного образования детей «Калейдоскоп ремёсел», которая опубликована в сборнике «Маршрутами творчества» (сборник № 2) Департамента образования администрации Владимирской области Владимирский институт повышения квалификации работников образования, г. Владимир. 2009г.
По программе дополнительного образования детей обучающиеся 1-го года обучения изготавливают полевые цветы и декоративные ветки., 2-го года обучения – садовые цветы, 3-го года обучения – декоративные деревья, изделия из ваты, синтепона, из цветной манки, пластилиновые витражи. Обучающиеся выполняют работы разного уровня сложности по готовым выкройкам и описаниям, предложенным в книгах Е.П.Сухоруковой, Л.Г.Чечулинской «Искусство делать цветы», издательство «Культура», г.Москва, 1994г.; Евстратовой Е.М. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин, перьев», издательство»Культура и традиции», Москва, 1997г.
За последние четыре года возникла необходимость изготовления новых незнакомых цветов. Для этого обучающимся предлагается, имея навыки работы по программе «Калейдоскоп ремесел», разрабатывать и изготавливать те цветы, которые не описаны в популярной литературе.
Педагогу необходимо позитивное отношение к проектной деятельности, при этом он становится организатором познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Проект в объединении «Цветочная мозаика» — это работа, направленная на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата – изготовление сложных, интересных декоративно-прикладных работ.
Совместная учебно-познавательная творческая деятельность педагога и обучающихся имеет общую цель: развитие творческих способностей детей, совершенствование практических умений и навыков через пополнение банка изделий объединения новыми разработками цветов.
Для успешной работы в проектной деятельности разработаны две программы дополнительного образования детей «Знакомые незнакомцы», содержание которой – творческие проекты, «В соавторстве с природой» — создание сборника творческих работ. В объединении обучающиеся могут выбирать все новые и новые работы для изготовления из «банка изделий» объединения, а так же участвовать в разработке новых изделий. Схематично это можно представить в схеме «Маршруты развития».
Благодаря данной работе в объединении «Цветочная мозаика» собран богатый материал творческих проектов обучающихся – более 30 работ. В 2011 году оформлен сборник лучших творческих работ, куда вошли 12 проектов. На основе сборника издана брошюра «В соавторстве с природой».
Ежегодно обучающиеся представляют проекты на мероприятиях разного уровня:
-
в объединении «Цветочная мозаика» — защита творческих проектов, отбор проектов на итоговую конференцию МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки;
-
в МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки – творческая конференция «Добрых рук ремесло»;
-
на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г. Москва, издательский Дом 1 сентября, 2011 год.
Результативность:
1. Творческая конференция МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки «Добрых рук ремесло»:
2008-2009 учебный год – 5 призеров,
2009-2010 учебный год – 9 призеров.
2010-2011 учебный год – 10 призеров.
2. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г. Москва:
2010-2011 учебный год – 3 дипломанта – Горбунова Ольга, Захарова Любовь, Кинсфатер Оксана
Диплом педагогу дополнительного образования Хрулёвой И.В. за руководство учениками.
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — диплом и сертификат Хрулёва Ирина Владимировна, открытое занятие «В соавторстве с природой».
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Собинского района,
Дом детского творчества г. Собинки
Объединение «Цветочная мозаика»
Творческий проект
Крокус
Автор: Горбунова Ольга
3 год обучения 13 лет
Педагог дополнительного образования
Хрулева Ирина Владимировна
2010
Крокус
I. Введение
· Обоснование выбора темы
· Сведения о цветке крокус (Работа с литературой. Сбор информации)
· Сложность темы
· Цели и задачи
II. Основная часть
· Звездочка обдумывания исследование темы
· Разработка выкроек
а) разработка техники окрашивания
b) разработка техники буления
с) разработка вида сердцевинки
d) разработка последовательности сборки цветов
· Расчет количества цветов, листьев, лепестков, проволочных
стебельков
· Алгоритм изготовления
· Оформление готового изделия
· Оценка качества
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Экспонат «Крокус в цветочной плошке»
Введение
Обоснование выбора темы.
В объединении «Цветочная мозаика» я занимаюсь 3-ий год. Умею изготавливать разные цветы, так как знаю алгоритм изготовления их. При подготовке к открытому занятию, учащиеся объединения «Цветоводы» озадачили нас, учащихся объединения «Калейдоскоп ремесел» и попросили разработать выкройки и изготовить весенний цветок «Крокус». Мне эта идея понравилась. И прежде чем приступить к работе. Я отправилась в библиотеку работать с литературой и собирать информацию об этом цветке.
Сведения о цветке «Крокус»
В книге Д-Р Д.Т. Хессайон «Все о комнатных растениях», журнале «Цветоводство» Ng3 (1978г.), N.94 (1987г.), N.91 (1992г.) я нашла такие сведения о цветке крокус.
Крокус, (шафран) — род клубнелуковичных многолетников семейства касатиковых, насчитывающий около 80 видов. В России около 20 видов. Крокусы можно использовать для альпийских горок в сочетании с другими растениями.
Растения от 5 до <metricconverter productid=«40 см» w:st=«on»>40 см высоты. Цветки крупные, одиночные или по 2-5 штук выходят непосредственно из клу6нелуковицы; садовые формы имеют самую разнообразную окраску — белую, желтую, оранжевую, сиреневую, фиолетовую и др. Большинство видов цветет самой ранней весной. Но есть крокусы осеннего цветения. Листья узкие, развиваются после цветения.
Крокусы можно сажать в любом месте участка. Почва нужна легкая, рыхлая, питательная. Растения отзывчивы на органические и минеральные удобрения. Особого ухода не требуют. На одном месте крокусы могут расти 4-5 лет. Выкалывать их можно в июле, когда пожелтеет листва. Хранить — при температуре 16-18 градусов С.
Крокусы осеннего цветения рекомендуется сажать летом. Весеннего — в конце августа. Глубина посадки крупных клубнелуковиц 8-<metricconverter productid=«10 см» w:st=«on»>10 см., площадь питания 7х7 см. На зиму посадки нужно укрывать листьями, перегноем, торфом.
Размножаются крокусы семенами или клубнелуковицами — детками. Семена следует высевать осенью, зацветают растения на 3-4 год.
Крокусы поражаются грибными болезнями — ржавчиной и гнилью клубнелуковиц. Меры борьбы те же, что и на других культурах.
Вредители крокусов — тля и корневой луковый клещ.
Меры борьбы те же, что на других культурах.
Клубнелуковицы могут съедать и обгрызать мышевидные грызуны, для борьбы сними нужно раскладывать отравленные приманки. Как отпугивающее средство от грызунов можно использовать свежие или сухие ветки чернокорня лекарственного.
Сложность темы.
Считаю, сто сложность в изготовлении цветка крокус — это разработка окрашивания, так как необходимо добиться бледно — сиреневой окраски цветка, прорисовать тонкие жилки специальной кисточкой.
Вторая сложность это добиться точности в изготовлении пестиков и тычинок.
Затем, правильно разработать технику буления, чтобы при сборе отдельных лепестков получился цветок похожий на естественный.
И еще необходимо аккуратно оформить композицию из получившихся цветов.
Итак, я поставила перед собой цель — исследовать и изготовить цветок крокус. Исходя из цели, мне необходимо решить следующие задачи:
· собрать информацию о цветке, поработав с литературой;
· составить звездочку обдумывания, для правильной организации рабочего времени;
· исследовать цветок с целью разработки выкроек, техники окрашивания, буления, — изготовления вида сердцевинки;
· рассчитать необходимое количество цветов, листьев, лепестков, проволочных стебельков;
· оформить изделие.
Основная часть
Звездочка обдумывания
Исследование цветка
а} Разработка выкроек
Выкройки я разрабатывала, используя фотографии цветов, а так же живой цветок, который распустился в объединении « Цветоводы».
Сняв выкройку с живого цветка, поняла, что можно увеличить выкройку. И для более эффектной композиции можно использовать два размера цветка. Один цветок состоит из шести одинаковых венчиков. Прилагаю выкройки цветка. На выкройке указываю верх и низ лепестка буквами соответственно: «В» и «Н». Это нужно для дальнейшей сборки цветка.
Форму листа проектирую самостоятельно, используя фотографию, Т.К. у живого цветка крокуса они появляются позднее.
b) Разработка техники окрашивания
Чтобы добиться естественной окраски лепестков, использую краситель « Батик» — сиреневый.
Опытным путем, разбавляя батик водой, пробую тет или иной цвет. Добившись нужного мне цвета, приступаю к окрашиванию всех лепестков. На влажные окрашенные лепестки накладываю более темный цвет внизу выкройки и просушиваю их. Затем тонкой кисточкой провожу очень тонкие жилки от центра к краям, так как это изображено на фотографии
с) Разработка техники буления
Лепестки у живого цветка имеют чуть вогнутую форму. Добиваюсь такого эффекта при помощи бульки d — <metricconverter productid=«5 мм» w:st=«on»>5 мм на мягкой резине, проглаживая лепесток по краями по середине. Листья обрабатываю двойным ножом на жесткой резине по всей длине.
d) Разработка вида сердцевинки
У живого цветка имеются три пестика коротких с желтым напылением и три тычинки с оранжевым напылением. Для создания такой сердцевинки подготовленные проволочные стебельки окунаю в желтую манку на 0,7 — <metricconverter productid=«1 см» w:st=«on»>1 см -это пестики, и в оранжевую. Краску на 2 — <metricconverter productid=«2,5 см» w:st=«on»>2,5 см -это тычинки. Затем желтые пестики соединяю, у основания окраски, нитками, и между ними закрепляю оранжевые тычинки, так же у основания окраски. Таким образом, получается сердцевинка, очень напоминающая сердцевинку живого цветка.
е) Разработка последовательности сборки цветов
Цветы собираю следующим образом: на готовую сердцевинку поочередно собираю сначала три лепестка, а затем между ними закрепляю остальные три лепестка. При сборке нужно внимательно следить за венчиками, не перепутав у них верхи низ. Цветы могут получиться и раскрытые и полураскрытые.
ØРасчет требуемого количества цветов, листьев, лепестков, проволочных стебельков.
Определяю для себя, что буду делать 5 крупных и б мелких цветов. Поэтому весь расчет свожу в таблицу:
ØАлгоритм изготовления
· Расчет требуемого количества цветов, лепестков, листьев, проволочных стебельков.
· Изготовление лепестков, листьев.
· Окрашивание лепестков, листьев.
· Изготовление проволочных стебельков.
· Изготовление пестиков, тычинок.
· Буление венчиков, листьев. .
· Сборка цветов, листьев.
· Подготовка цветочной плошки.
· Оформление цветов и листьев в плошку
ØОформление готового изделия
Цветы и листья устанавливаю в цветочную плошку. Поверхность закрываю керамзитом. Расправляю цветы и листья, добиваюсь красивого внешнего вида.
ØОценка качества
Качество изделия оцениваю по таблице качества творческих работ
1. Новизна изделия — 10 6.
2. Сложность работы
— Трудоемкость — 10б
— Сложность в сборке -10б
3. Разработка техники буления -106
4. Разработка техники окрашивания - 206
5. Соответствие внешнего вида с живым цветком- 106 б.
6. Качество выполнения всех операций — 106
7. Гармоничность цветовой гаммы — 106
8. Эстетическое оформление -106
Итого -1006
Заключение
Разработав творческий проект «Крокус» я узнала много интересного о самом живом цветке. Для меня открытием было то, что приправа «Шафран» используемая в кулинарии, является непосредственно рыльца с этих растений, что они очень дорогие, так как собираются с сотен
тысяч цветов.
Я научилась правильно планировать свою работу. Приобрела навыки окрашивания красителем «Батик». Смогла самостоятельно выбрать информацию из разных источников. И в целом почувствовала уверенность в своих силах.
Список литературы
1. Д-р Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях».
2. журнал «Цветоводство» № 3 (1978г.), К2.4 (1987г.), №1 (1992г.).
3. Д-р Д.Г. Хессайон «Все о цветах в вашем саду».
4. Е.П.Сухорукова, Л.Г.Чечулинская «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин и перьев».
Матрица проекта
Автор проекта – Горбунова Ольга, 3 год обучения, 13 лет.
Руководитель – Хрулёва Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования.
Количество часов для создания проекта «Крокус» — 27.
Данная матрица создания творческого проекта «Крокус» используется и в разработке других проектов декоративно-прикладного творчества объединения «Цветочная мозаика», педагог дополнительного образования Хрулева И.В..
Полезно, чтобы сами обучающиеся дали оценку качества проекта и своей работы.
Приложение 1
Вопросы ко 2 этапу работы «Целеполагание»
над проектом «Крокус»
1. Почему выбрана эта тема?
2.Чем привлёк тебя данный цветок?
3. Какой информацией обладаешь об этом цветке?
4. Где будешь искать недостающую информацию?
5.Обладаешь ли ты необходимыми знаниями?
6. Приходилось ли тебе раньше самостоятельно разрабатывать выкройки с живого цветка?
7. Что ты создашь для достижения цели проекта?
8. Какие шаги определишь от проблемы до реализации цели проекта?
9. Всё ли есть у тебя для преодоления этих шагов: информация, материалы для изготовления продукта, оборудование. Чего не хватает и где это найти? Что ты умеешь делать, и чему придётся научиться?
10. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое?
11. Позволит ли тебе создание проекта быть более самостоятельным, творческим?
Приложение №2.
«Звёздочка обдумывания»
проекта «Крокус»
«Звёздочка обдумывания» внешне напоминает ЗВЕЗДУ с расходящимися во все стороны лучами. Около расходящихся лучей указывается:
Материалы:
1. Назначение.
Где можно применить данное изделие (для себя, для дома, для друзей)
2. Какие материалы необходимы для выполнения изделия.
3. Инструменты и оборудование
Какие инструменты и оборудование необходимы для выполнения данной работы.
4. Техника безопасности.
Какие правила безопасной работы применяются. О чём нужно помнить при работе с инструментами.
5. Требования к оформлению.
Какие требования к оформлению предъявляются.
6. Основные этапы конструирования.
Перечислить основные этапы разработки пробного цветка.
7. Технология изготовления.
Перечислить основные этапы технологии изготовления данного цветка (алгоритм изготовления)
Приложение 4
План
разработки нового пробного цветка
1. Выбор живого цветка.
2. Подбор ткани.
3. Обработка ткани желатином.
4. Выбор красителя, цвета красителя.
5. Отделение лепестков и чашелистика
6. Сортировка лепестков по типоразмерам.
7. Записывание количества лепестков каждого типоразмера.
8. Снятие выкройки лепестка каждого типоразмера на кальку.
9. Изготовление выкройки из картона.
10. Изготовление лекал из ткани (лепестки, бутоны, чашелистики, листья).
11. Проставление индекса деталей цветка.
12. Окрашивание деталей цветка.
13. Разработка вида сердцевинок. Изготовление пестиков и тычинок.
14. Разработка последовательности сборки цветка.
15. Оценивание внешнего вида цветка с оригиналом, внесение коррективов.
Приложение 5
Критерии оценки нового пробного цветка
Педагог совместно с обучающимся оценивает каждую технологическую операцию, выявляют недочёты и вносят коррективы. Максимальное количество баллов-30.
Приложение 6
Критерии оценки творческих работ
Приложение № 7
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ
(оформление, содержание и структура, творческий результат, технологическая документация, презентация)
1.ТРЕБОВАНИЯ к оформлению
Проект может быть написан от руки разборчивым почерком или представлен в электронном варианте через 2 интервала на стационарных листах бумаги (формат А4) с одной стороны. Размер полей: левое, верхнее и нижнее поле — <metricconverter productid=«20 мм» w:st=«on»>20 мм., правое — <metricconverter productid=«10 мм» w:st=«on»>10 мм.
Проект имеет хорошо организованную структуру, выполнен аккуратно и удобен для чтения, отличается внешней привлекательностью.
Культура изложения проекта:
-отсутствие орфографических и грамматических ошибок, стилистическая грамотность;
— использование специальной терминологии;
— полнота приложений (приложения: таблицы, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации и т.д. называются и нумеруются);
-содержит различную анимацию, соответствующий фон и цвет;
-графический дизайн (картинки и изображения правильно подобраны и размещены и соответствуют содержанию).
2.Требования к содержанию и структуре проекта
Содержание:
-цель и тема проекта ясно изложены;
-связь с программой дополнительного образования детей;
-содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия;
-самостоятельные исследования обучающихся понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы;
-оригинальность: исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование широкого спектра первоисточников, материалы проекта богаты элементами мультимедиа, усиливающие содержательную часть проекта и помогающие восприятию сложных вопросов;
-практическое применение проекта: описание проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению, компоненты проекта хорошо подготовлены для использования.
Структура:
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ /1 стр./
В верхней части титульного листа- название образовательного учреждения, объединения, в центре титульного листа - название темы проекта, ниже и темы справа -сведения об авторе: Ф.И.О. обучающегося, год рождения, возраст и год обучения в объединении; Ф.И.О. педагога дополнительного образования, внизу листа — год написания проекта.
2.СОДЕРЖАНИЕ / 2 стр. и далее /
Содержание, как правило, состоит из следующих частей:
введения, основной части, заключения, списка литературы, названия полученного продукта проекта. Могут быть дополнения: приложения (таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, образцы, иллюстрации, фотографии и т.п.), общие сведения об авторе.
*Введение
Содержит обоснование актуальности и новизны темы, цель проекта, историю возникновения. Необходимо показать, почему данный вопрос может представлять интерес или иметь практическое значение. Здесь же раскрываются задачи, которые автор ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения проекта и перечислить методы его выполнения / например, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, анализ, сравнение, обобщение, сопоставление с известными фактами, выполнение практического задания и др./.
*Основная часть.
Содержит материал, отобранный для рассмотрения и написания темы, проблемы. Показываются разнообразные теории по данному вопросу, сопоставление нескольких источников информации и приводятся самостоятельно решенные задачи. Выполнение заданий и упражнений, подразумевающих взаимосвязь разных объединений. Здесь же можно сказать о достигнутых результатах и по отдельным вопросам темы. Проводится демонстрация приложений / технологическая карта изделия, схемы, чертежи, таблицы, рисунки, эскизы, сколки, фотографии, образцы изделий, иллюстрации, диаграммы и т.д. / и полученного результата проекта.
*Заключение.
Оценка результата. Содержит основные выводы и заключения, к которым автор пришел в ходе работы над проектом. Можно представить отношение автора к выполненному проекту/ что было сложно или что нового открыл для себя/.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Источники перечисляются в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора, название работы, место издания, название издательства, год издания.
4. НАЗВАНИЕ полученного результата проекта (творческий продукт).
3. Требования к творческому результату проекта:
— результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, изготовленным макетом, изделием, моделью;
— качество выполненного готового изделия / эстетическое, конструктивное, технологическое, экономически обоснованное/.
4. Требования к технологической документации результата (изделия, модели, макета).
Назначение изделия, эскиз, технологическая карта, чертеж, материалы, инструменты, оборудование, правила техники безопасности, расход материалов и расчет цены изделия, удобство пользования и оригинальность применения, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
Технологическая карта изделия — документ / в виде таблицы/, в котором описан весь технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций, с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.
5. Требования к презентации.
Автору проекта необходимо готовиться к презентации проекта как к публичному выступлению, говорить громко, четко объясняя содержание и поддерживая зрительный контакт с аудиторией.
На презентацию проекта отводится до 5 минут.
В публичном выступлении требуется:
обращение — приветствие к участникам конференции, членам жюри,
гостям;
мотивировать выбор темы, дать общую характеристику структуры проекта;
ориентироваться во времени выступления;
осведомленность автора во всех областях проекта;
умение автора проекта выделять главное в тексте;
выразительность и эмоциональность выступления;
умение автора усиливать общее впечатление от материалов презентации единством элементов дизайна и содержанием;
охарактеризовать полезность результата проекта;
использование ИКТ;
в завершении выступления необходимо сделать выводы.
Разработано заместителем директора по УВР МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки Онаприюк С.В.
Приложение 8
Примерные вопросы для письменного отчета
Отчёт о работе – письменная часть проекта. Это важнейшая составляющая всей работы, так как обучающиеся осуществляют рефлексивную оценку своей работы, анализируя что удалось и что не удалось, какие изменения произошли в планировании. Написание представляет значительные трудности (треть времени работы над проектом).
Задача педагога – помочь автору проекта корректно и лаконично описать весь ход работы.
Примерные вопросы для письменного отчёта
· Введение
1. Тема моего проекта…
2. Я выбрал эту тему, потому что…
3. Цель моей работы…
4. Проектным продуктом будет…
5. Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…
6. План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы).
7. Выбор темы и уточнение названия.
8. Сбор информации (где и как искал информацию)
9. Изготовление продукта (что и как делал)
10. Написание письменной части проекта.
· Основная часть
1. Я начал работу с того, что…
2. Потом я приступил к…
3. Я завершил работу тем, что…
4. В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
5. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…
6. Я отклонился от плана…
7. План моей работы был нарушен, потому что…
8. Мне удалось достичь цели проекта…
· Заключение
1. Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например…
2. Это произошло, потому что…
3. Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как…
4. Работа над проектом показала мне, что…
(что я узнал о себе и о проблеме)
Приложение 9
Вопросы к тезисам презентации
1. Обращение – приветствие к участникам конференции, членам жюри, гостям.
2. Представление себя- Ф. И., объединение, возраст, год обучения, интересное о себе.
3. Название темы проекта, цели работы, демонстрация проектного продукта.
4. Краткое изложение хода работы над проектом.
5. Сообщение интересной информации о самом цветке, исторические справки.
6. С какими трудностями столкнулся и как справился с возникшими проблемами.
7. Что нового узнал о себе, о проблеме, над которой работал.
8. Где используется проект, или в какой области будет применён.
9. Над чем будешь работать в дальнейшем.
10. Поблагодари за внимание.
Пожелания!!!
Уметь в выгодном свете показать себя.
Следить за грамотностью речи, эмоционально рассказывать.
Выбрать самое главное.
Кратко и ясно излагать свои мысли.
Соблюдать регламент 5 – 7 минут.
Желаю удачи!!!
Приложение 10
Оценочный лист творческого проекта
Оценка творческого проекта проводится по каждому критерию по 3-бальной шкале.
0 баллов – данный критерий не раскрыт
1 балл — данный критерий раскрыт частично
2 балла - данный критерий раскрыт в полном объёме
Фамилия, имя обучающегося, год обучения, возраст -
Наименование программы
-
Количество часов на проект
-
Уровни разработки проекта:
Оптимальный 14-18 баллов (творческий проект рекомендован к использованию в работе по программе « Калейдоскоп ремёсел» и включён в сборник лучших творческих работ объединения «Цветочная мозаика».
Достаточный 9-13 баллов(творческий проект необходимо доработать.
Неудовлетворительный менее 9 баллов (творческий проект не используется в работе
Список литературы
1. «Дополнительное образование», словарь- справочник, Д. Е. Яковлев-
Москва, <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г.
2. Локальный акт МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки «Положение о
творческой конференции « Добрых рук ремесло» 2010г.
3. Материалы диска « Исследовательская и проектная деятельность учащихся», ВИПРО, 2011г.
4. Программа дополнительного образования детей «Калейдоскоп
ремёсел», Хрулёва И.В- ВИПКРО, серия « Школа воспитывающая и развивающая»- г. Владимир, 2009г., выпуск 2.
5. « Проектная деятельность учащихся» — журнал «Завуч. Управление современной школой».- 2007г. № 8.
6. Ступницкая М. А. «Что такое учебный проект?» Первое сентября, Москва, 2010г.
7. Стрикачёв Е. В. « Проектная деятельность как средство личностного роста учащегося», журнал «Дополнительное образование и воспитание», № 5, 2011г.
дополнительного образования детей Собинского района
Дом детского творчества г. Собинки
Обобщение опыта
педагога дополнительного образования
Iквалификационной категории
Хрулёвой Ирины Владимировны,
объединение «Цветочная мозаика»
МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки
«Матрица создания творческих проектов
в объединении художественно-эстетической направленности «Цветочная мозаика»
(на примере проекта «Крокус»)»
2012г.
Содержание
1. Пояснительная записка
«Методическое сопровождение проектной деятельности в объединении «Цветочная мозаика».
2. Творческий проект «Крокус» — автор Горбунова Ольга, 13 лет.
3. Матрица проекта «Крокус».
4. Приложения к матрице:
-
приложение № 1 «Беседа. Вопросы ко 2 этапу работы над проектом «Целеполагание»;
-
приложение № 2 «Звездочка обдумывания» проекта «Крокус»;
-
приложение № 3 «Строение цветка»;
-
приложение № 4 «План работы разработки нового пробного цветка»;
-
приложение № 5 «Критерии оценки пробного цветка»;
-
приложение № 6 «Критерии оценки творческой работы»;
-
приложение № 7 «Требования к проекту, представленному на конференцию «Добрых рук ремесло». Положение»;
-
приложение № 8 «Примерные вопросы для письменного отчета»;
-
приложение № 9 «Вопросы к тезисам презентации;
-
приложение № 10 «Оценочный лист творческого проекта «Крокус».
5. Итог проектной деятельности обучающихся в объединении «Цветочная мозаика» — сборник творческих работ «В соавторстве с природой»
- Список литературы.
Пояснительная записка
Фантазия и мастерство – вот наша цель.
И каждый день для нас – судьбы подарок,
Со временем идем мы в ногу,
Талантам молодым – дорогу!
Когда, преодолев метель и стужу,
Подснежник тянется наружу,
Когда стучится в дверь весна,
Жизнь без фантазии скучна!
Объединение «Цветочная мозаика» работает в МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки более 10 лет.
На занятиях обучающиеся постигают искусство изготовления цветов из ткани. Разработана авторская программа дополнительного образования детей «Калейдоскоп ремёсел», которая опубликована в сборнике «Маршрутами творчества» (сборник № 2) Департамента образования администрации Владимирской области Владимирский институт повышения квалификации работников образования, г. Владимир. 2009г.
По программе дополнительного образования детей обучающиеся 1-го года обучения изготавливают полевые цветы и декоративные ветки., 2-го года обучения – садовые цветы, 3-го года обучения – декоративные деревья, изделия из ваты, синтепона, из цветной манки, пластилиновые витражи. Обучающиеся выполняют работы разного уровня сложности по готовым выкройкам и описаниям, предложенным в книгах Е.П.Сухоруковой, Л.Г.Чечулинской «Искусство делать цветы», издательство «Культура», г.Москва, 1994г.; Евстратовой Е.М. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин, перьев», издательство»Культура и традиции», Москва, 1997г.
За последние четыре года возникла необходимость изготовления новых незнакомых цветов. Для этого обучающимся предлагается, имея навыки работы по программе «Калейдоскоп ремесел», разрабатывать и изготавливать те цветы, которые не описаны в популярной литературе.
Педагогу необходимо позитивное отношение к проектной деятельности, при этом он становится организатором познавательной, исследовательской деятельности обучающихся.
Проект в объединении «Цветочная мозаика» — это работа, направленная на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата – изготовление сложных, интересных декоративно-прикладных работ.
Совместная учебно-познавательная творческая деятельность педагога и обучающихся имеет общую цель: развитие творческих способностей детей, совершенствование практических умений и навыков через пополнение банка изделий объединения новыми разработками цветов.
Для успешной работы в проектной деятельности разработаны две программы дополнительного образования детей «Знакомые незнакомцы», содержание которой – творческие проекты, «В соавторстве с природой» — создание сборника творческих работ. В объединении обучающиеся могут выбирать все новые и новые работы для изготовления из «банка изделий» объединения, а так же участвовать в разработке новых изделий. Схематично это можно представить в схеме «Маршруты развития».
Благодаря данной работе в объединении «Цветочная мозаика» собран богатый материал творческих проектов обучающихся – более 30 работ. В 2011 году оформлен сборник лучших творческих работ, куда вошли 12 проектов. На основе сборника издана брошюра «В соавторстве с природой».
Ежегодно обучающиеся представляют проекты на мероприятиях разного уровня:
-
в объединении «Цветочная мозаика» — защита творческих проектов, отбор проектов на итоговую конференцию МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки;
-
в МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки – творческая конференция «Добрых рук ремесло»;
-
на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г. Москва, издательский Дом 1 сентября, 2011 год.
Результативность:
1. Творческая конференция МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки «Добрых рук ремесло»:
2008-2009 учебный год – 5 призеров,
2009-2010 учебный год – 9 призеров.
2010-2011 учебный год – 10 призеров.
2. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г. Москва:
2010-2011 учебный год – 3 дипломанта – Горбунова Ольга, Захарова Любовь, Кинсфатер Оксана
Диплом педагогу дополнительного образования Хрулёвой И.В. за руководство учениками.
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — диплом и сертификат Хрулёва Ирина Владимировна, открытое занятие «В соавторстве с природой».
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Собинского района,
Дом детского творчества г. Собинки
Объединение «Цветочная мозаика»
Творческий проект
Крокус
Автор: Горбунова Ольга
3 год обучения 13 лет
Педагог дополнительного образования
Хрулева Ирина Владимировна
2010
Крокус
I. Введение
· Обоснование выбора темы
· Сведения о цветке крокус (Работа с литературой. Сбор информации)
· Сложность темы
· Цели и задачи
II. Основная часть
· Звездочка обдумывания исследование темы
· Разработка выкроек
а) разработка техники окрашивания
b) разработка техники буления
с) разработка вида сердцевинки
d) разработка последовательности сборки цветов
· Расчет количества цветов, листьев, лепестков, проволочных
стебельков
· Алгоритм изготовления
· Оформление готового изделия
· Оценка качества
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Экспонат «Крокус в цветочной плошке»
Введение
Обоснование выбора темы.
В объединении «Цветочная мозаика» я занимаюсь 3-ий год. Умею изготавливать разные цветы, так как знаю алгоритм изготовления их. При подготовке к открытому занятию, учащиеся объединения «Цветоводы» озадачили нас, учащихся объединения «Калейдоскоп ремесел» и попросили разработать выкройки и изготовить весенний цветок «Крокус». Мне эта идея понравилась. И прежде чем приступить к работе. Я отправилась в библиотеку работать с литературой и собирать информацию об этом цветке.
Сведения о цветке «Крокус»
В книге Д-Р Д.Т. Хессайон «Все о комнатных растениях», журнале «Цветоводство» Ng3 (1978г.), N.94 (1987г.), N.91 (1992г.) я нашла такие сведения о цветке крокус.
Крокус, (шафран) — род клубнелуковичных многолетников семейства касатиковых, насчитывающий около 80 видов. В России около 20 видов. Крокусы можно использовать для альпийских горок в сочетании с другими растениями.
Растения от 5 до <metricconverter productid=«40 см» w:st=«on»>40 см высоты. Цветки крупные, одиночные или по 2-5 штук выходят непосредственно из клу6нелуковицы; садовые формы имеют самую разнообразную окраску — белую, желтую, оранжевую, сиреневую, фиолетовую и др. Большинство видов цветет самой ранней весной. Но есть крокусы осеннего цветения. Листья узкие, развиваются после цветения.
Крокусы можно сажать в любом месте участка. Почва нужна легкая, рыхлая, питательная. Растения отзывчивы на органические и минеральные удобрения. Особого ухода не требуют. На одном месте крокусы могут расти 4-5 лет. Выкалывать их можно в июле, когда пожелтеет листва. Хранить — при температуре 16-18 градусов С.
Крокусы осеннего цветения рекомендуется сажать летом. Весеннего — в конце августа. Глубина посадки крупных клубнелуковиц 8-<metricconverter productid=«10 см» w:st=«on»>10 см., площадь питания 7х7 см. На зиму посадки нужно укрывать листьями, перегноем, торфом.
Размножаются крокусы семенами или клубнелуковицами — детками. Семена следует высевать осенью, зацветают растения на 3-4 год.
Крокусы поражаются грибными болезнями — ржавчиной и гнилью клубнелуковиц. Меры борьбы те же, что и на других культурах.
Вредители крокусов — тля и корневой луковый клещ.
Меры борьбы те же, что на других культурах.
Клубнелуковицы могут съедать и обгрызать мышевидные грызуны, для борьбы сними нужно раскладывать отравленные приманки. Как отпугивающее средство от грызунов можно использовать свежие или сухие ветки чернокорня лекарственного.
Сложность темы.
Считаю, сто сложность в изготовлении цветка крокус — это разработка окрашивания, так как необходимо добиться бледно — сиреневой окраски цветка, прорисовать тонкие жилки специальной кисточкой.
Вторая сложность это добиться точности в изготовлении пестиков и тычинок.
Затем, правильно разработать технику буления, чтобы при сборе отдельных лепестков получился цветок похожий на естественный.
И еще необходимо аккуратно оформить композицию из получившихся цветов.
Итак, я поставила перед собой цель — исследовать и изготовить цветок крокус. Исходя из цели, мне необходимо решить следующие задачи:
· собрать информацию о цветке, поработав с литературой;
· составить звездочку обдумывания, для правильной организации рабочего времени;
· исследовать цветок с целью разработки выкроек, техники окрашивания, буления, — изготовления вида сердцевинки;
· рассчитать необходимое количество цветов, листьев, лепестков, проволочных стебельков;
· оформить изделие.
Основная часть
Звездочка обдумывания
Исследование цветка
а} Разработка выкроек
Выкройки я разрабатывала, используя фотографии цветов, а так же живой цветок, который распустился в объединении « Цветоводы».
Сняв выкройку с живого цветка, поняла, что можно увеличить выкройку. И для более эффектной композиции можно использовать два размера цветка. Один цветок состоит из шести одинаковых венчиков. Прилагаю выкройки цветка. На выкройке указываю верх и низ лепестка буквами соответственно: «В» и «Н». Это нужно для дальнейшей сборки цветка.
Форму листа проектирую самостоятельно, используя фотографию, Т.К. у живого цветка крокуса они появляются позднее.
b) Разработка техники окрашивания
Чтобы добиться естественной окраски лепестков, использую краситель « Батик» — сиреневый.
Опытным путем, разбавляя батик водой, пробую тет или иной цвет. Добившись нужного мне цвета, приступаю к окрашиванию всех лепестков. На влажные окрашенные лепестки накладываю более темный цвет внизу выкройки и просушиваю их. Затем тонкой кисточкой провожу очень тонкие жилки от центра к краям, так как это изображено на фотографии
с) Разработка техники буления
Лепестки у живого цветка имеют чуть вогнутую форму. Добиваюсь такого эффекта при помощи бульки d — <metricconverter productid=«5 мм» w:st=«on»>5 мм на мягкой резине, проглаживая лепесток по краями по середине. Листья обрабатываю двойным ножом на жесткой резине по всей длине.
d) Разработка вида сердцевинки
У живого цветка имеются три пестика коротких с желтым напылением и три тычинки с оранжевым напылением. Для создания такой сердцевинки подготовленные проволочные стебельки окунаю в желтую манку на 0,7 — <metricconverter productid=«1 см» w:st=«on»>1 см -это пестики, и в оранжевую. Краску на 2 — <metricconverter productid=«2,5 см» w:st=«on»>2,5 см -это тычинки. Затем желтые пестики соединяю, у основания окраски, нитками, и между ними закрепляю оранжевые тычинки, так же у основания окраски. Таким образом, получается сердцевинка, очень напоминающая сердцевинку живого цветка.
е) Разработка последовательности сборки цветов
Цветы собираю следующим образом: на готовую сердцевинку поочередно собираю сначала три лепестка, а затем между ними закрепляю остальные три лепестка. При сборке нужно внимательно следить за венчиками, не перепутав у них верхи низ. Цветы могут получиться и раскрытые и полураскрытые.
ØРасчет требуемого количества цветов, листьев, лепестков, проволочных стебельков.
Определяю для себя, что буду делать 5 крупных и б мелких цветов. Поэтому весь расчет свожу в таблицу:
|
Цветы |
Лепестки |
Сердцевинки |
Листья |
Проволока на листья | |
Желтые |
Оранжевые | |||||
Крупные |
5 шт. |
30 |
15 |
15 |
10 |
10 |
Мелкие |
6 шт. |
3 б |
18 |
18 |
12 |
12 |
ØАлгоритм изготовления
· Расчет требуемого количества цветов, лепестков, листьев, проволочных стебельков.
· Изготовление лепестков, листьев.
· Окрашивание лепестков, листьев.
· Изготовление проволочных стебельков.
· Изготовление пестиков, тычинок.
· Буление венчиков, листьев. .
· Сборка цветов, листьев.
· Подготовка цветочной плошки.
· Оформление цветов и листьев в плошку
ØОформление готового изделия
Цветы и листья устанавливаю в цветочную плошку. Поверхность закрываю керамзитом. Расправляю цветы и листья, добиваюсь красивого внешнего вида.
ØОценка качества
Качество изделия оцениваю по таблице качества творческих работ
1. Новизна изделия — 10 6.
2. Сложность работы
— Трудоемкость — 10б
— Сложность в сборке -10б
3. Разработка техники буления -106
4. Разработка техники окрашивания - 206
5. Соответствие внешнего вида с живым цветком- 106 б.
6. Качество выполнения всех операций — 106
7. Гармоничность цветовой гаммы — 106
8. Эстетическое оформление -106
Итого -1006
Заключение
Разработав творческий проект «Крокус» я узнала много интересного о самом живом цветке. Для меня открытием было то, что приправа «Шафран» используемая в кулинарии, является непосредственно рыльца с этих растений, что они очень дорогие, так как собираются с сотен
тысяч цветов.
Я научилась правильно планировать свою работу. Приобрела навыки окрашивания красителем «Батик». Смогла самостоятельно выбрать информацию из разных источников. И в целом почувствовала уверенность в своих силах.
Список литературы
1. Д-р Д.Г. Хессайон «Все о комнатных растениях».
2. журнал «Цветоводство» № 3 (1978г.), К2.4 (1987г.), №1 (1992г.).
3. Д-р Д.Г. Хессайон «Все о цветах в вашем саду».
4. Е.П.Сухорукова, Л.Г.Чечулинская «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, раковин и перьев».
Матрица проекта
Автор проекта – Горбунова Ольга, 3 год обучения, 13 лет.
Руководитель – Хрулёва Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования.
Количество часов для создания проекта «Крокус» — 27.
Этапы работы над проектом |
Сроки |
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Оценка деятельности обучающихся |
Методическое сопровождение | |
Занятия в объединении |
Работа дома | |||||
1. Проблематизация | 2 | Знакомство с «банком изделий» в объединении, со сборником лучших творческих работ «В соавторстве с природой» | Подбор лучших проектов. Беседа. | Сборник лучших творческих работ обучающихся, портфолио обучающихся предыдущих лет. | ||
2. Целеполагание | 2 | работа дома | Выбор темы проекта. Образ проектного продукта (название цветка, вид оформления готового изделия, обоснование выбора темы. | Совместное формулирование учебной темы проекта. | Степень самостоятельности обучающегося в выборе темы и постановке проблемы | Беседа (вопросы) Приложение № 1 |
3. Планирование работы | 2 | Составление плана работы. Работа над «звездочкой обдумывания». | Участие по запросу обучающегося. | Степень самостоятельности обучающегося в работе со «звездочкой обдумывания». | Алгоритм «звездочки обдумывания». Приложение № 2 | |
4. Реализация намеченного плана | 12 | работа дома | Работа по плану 1. Сбор информации о цветке из различных источников | |||
6 | 2. Практическая работа Изготовление пробного цветка — исследование цветка; | Организация и стимулирующая помощь | Качество изготовления пробного цветка (до 30 баллов) |
Схема строения цветка Приложение № 3 | ||
— разработка выкроек (картон, ткань); | ||||||
— разработка техники окрашивания, выбор красителя; — разработка техники буления; — разработка вида сердцевинок; — разработка последовательности сборки цветка; | План разработки нового пробного цветка Приложение № 4 | |||||
— оценивание внешнего вида пробного цветка с оригиналом и внесение коррективов. | Критерии оценки пробного цветка Приложение № 5 | |||||
6 | 3. Самостоятельная работа Изготовление проектного продукта по алгоритму: — расчет требуемого количества деталей; — изготовление лепестков, листьев; — окрашивание; — изготовление проволочных стебельков; — изготовление пестиков и тычинок; — буление венчиков, листьев; — сборка цветов, листьев; — подготовка цветочной корзины; — оценка качества изделия. | Незначительная помощь по инициативе обучающегося | Качество продукта проекта (оценка до 100 баллов) | Критерии оценки творческой работы Приложение № 6 | ||
5. Письменный отчет о проделанной работе | 8 | работа дома | Оформление письменной части проекта | консультация | Умение систематизировать полученные данные, выделять главное и структурировать отчет | Требования к творческой работе Приложение № 7 Примерные вопросы для письменного отчета Приложение № 8 |
6. Презентация проекта | 1 | Составление тезисов презентации. Репетиция самопрезентации. Использование мультимедийных средств. Дизайн. Иллюстрации. | индивидуальная помощь в ясном и кратком изложении материала | Умение представлять проект доступно, ясно, занимательно | Вопросы к тезисам презентации Приложение № 9 | |
7. Критерии оценки проекта | Деятельность педагога в разработке показателей и критериев оценки проекта Ознакомление обучающегося с критериями оценки проектной деятельности | Приложение № 10 |
Данная матрица создания творческого проекта «Крокус» используется и в разработке других проектов декоративно-прикладного творчества объединения «Цветочная мозаика», педагог дополнительного образования Хрулева И.В..
Полезно, чтобы сами обучающиеся дали оценку качества проекта и своей работы.
Приложение 1
Вопросы ко 2 этапу работы «Целеполагание»
над проектом «Крокус»
1. Почему выбрана эта тема?
2.Чем привлёк тебя данный цветок?
3. Какой информацией обладаешь об этом цветке?
4. Где будешь искать недостающую информацию?
5.Обладаешь ли ты необходимыми знаниями?
6. Приходилось ли тебе раньше самостоятельно разрабатывать выкройки с живого цветка?
7. Что ты создашь для достижения цели проекта?
8. Какие шаги определишь от проблемы до реализации цели проекта?
9. Всё ли есть у тебя для преодоления этих шагов: информация, материалы для изготовления продукта, оборудование. Чего не хватает и где это найти? Что ты умеешь делать, и чему придётся научиться?
10. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое?
11. Позволит ли тебе создание проекта быть более самостоятельным, творческим?
Приложение №2.
«Звёздочка обдумывания»
проекта «Крокус»
«Звёздочка обдумывания» внешне напоминает ЗВЕЗДУ с расходящимися во все стороны лучами. Около расходящихся лучей указывается:
Материалы:
1. Назначение.
Где можно применить данное изделие (для себя, для дома, для друзей)
2. Какие материалы необходимы для выполнения изделия.
3. Инструменты и оборудование
Какие инструменты и оборудование необходимы для выполнения данной работы.
4. Техника безопасности.
Какие правила безопасной работы применяются. О чём нужно помнить при работе с инструментами.
5. Требования к оформлению.
Какие требования к оформлению предъявляются.
6. Основные этапы конструирования.
Перечислить основные этапы разработки пробного цветка.
7. Технология изготовления.
Перечислить основные этапы технологии изготовления данного цветка (алгоритм изготовления)
Приложение 4
План
разработки нового пробного цветка
1. Выбор живого цветка.
2. Подбор ткани.
3. Обработка ткани желатином.
4. Выбор красителя, цвета красителя.
5. Отделение лепестков и чашелистика
6. Сортировка лепестков по типоразмерам.
7. Записывание количества лепестков каждого типоразмера.
8. Снятие выкройки лепестка каждого типоразмера на кальку.
9. Изготовление выкройки из картона.
10. Изготовление лекал из ткани (лепестки, бутоны, чашелистики, листья).
11. Проставление индекса деталей цветка.
12. Окрашивание деталей цветка.
13. Разработка вида сердцевинок. Изготовление пестиков и тычинок.
14. Разработка последовательности сборки цветка.
15. Оценивание внешнего вида цветка с оригиналом, внесение коррективов.
Приложение 5
Критерии оценки нового пробного цветка
№ |
Показатели |
Замечания Внесение коррективов |
Количество баллов |
1 |
Соответствие выкроек живому цветку |
|
до 5 б |
2 |
Соответствие выбора красителя цвету живого цветка |
|
до 5 б |
3 |
Разработка техники буления. Качество буления |
|
до 5 б |
4 |
Соответствие пестиков и тычинок живому цветку. Качество выполнения |
|
до 5 б |
5 |
Качество сборки цветка |
|
до 5 б |
6 |
Соответствие внешнего вида цветка с живым цветком |
|
до 5 б |
|
Итого |
|
30 б |
Педагог совместно с обучающимся оценивает каждую технологическую операцию, выявляют недочёты и вносят коррективы. Максимальное количество баллов-30.
Приложение 6
Критерии оценки творческих работ
№ |
Показатели |
Творческая работа |
Количество баллов |
1 |
Новизна изделия |
|
до 10 |
2 |
Сложность работы: |
|
|
|
-трудоёмкость |
|
до 10 |
|
-сложность в сборке |
|
до 10 |
3 |
Разработка техники буления |
|
до 10 |
4 |
Разработка техники окрашивания |
|
до 20 |
5 |
Соответствие внешнего вида с живым цветком |
|
до10 |
6 |
Качество выполнения всех операций |
|
до 10 |
7 |
Гармоничность цветовой гаммы |
|
до 10 |
8 |
Эстетическое оформление |
|
до 10 |
|
Итого |
|
до 100 |
Приложение № 7
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ
(оформление, содержание и структура, творческий результат, технологическая документация, презентация)
1.ТРЕБОВАНИЯ к оформлению
Проект может быть написан от руки разборчивым почерком или представлен в электронном варианте через 2 интервала на стационарных листах бумаги (формат А4) с одной стороны. Размер полей: левое, верхнее и нижнее поле — <metricconverter productid=«20 мм» w:st=«on»>20 мм., правое — <metricconverter productid=«10 мм» w:st=«on»>10 мм.
Проект имеет хорошо организованную структуру, выполнен аккуратно и удобен для чтения, отличается внешней привлекательностью.
Культура изложения проекта:
-отсутствие орфографических и грамматических ошибок, стилистическая грамотность;
— использование специальной терминологии;
— полнота приложений (приложения: таблицы, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации и т.д. называются и нумеруются);
-содержит различную анимацию, соответствующий фон и цвет;
-графический дизайн (картинки и изображения правильно подобраны и размещены и соответствуют содержанию).
2.Требования к содержанию и структуре проекта
Содержание:
-цель и тема проекта ясно изложены;
-связь с программой дополнительного образования детей;
-содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия;
-самостоятельные исследования обучающихся понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы;
-оригинальность: исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование широкого спектра первоисточников, материалы проекта богаты элементами мультимедиа, усиливающие содержательную часть проекта и помогающие восприятию сложных вопросов;
-практическое применение проекта: описание проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению, компоненты проекта хорошо подготовлены для использования.
Структура:
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ /1 стр./
В верхней части титульного листа- название образовательного учреждения, объединения, в центре титульного листа - название темы проекта, ниже и темы справа -сведения об авторе: Ф.И.О. обучающегося, год рождения, возраст и год обучения в объединении; Ф.И.О. педагога дополнительного образования, внизу листа — год написания проекта.
2.СОДЕРЖАНИЕ / 2 стр. и далее /
Содержание, как правило, состоит из следующих частей:
введения, основной части, заключения, списка литературы, названия полученного продукта проекта. Могут быть дополнения: приложения (таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, образцы, иллюстрации, фотографии и т.п.), общие сведения об авторе.
*Введение
Содержит обоснование актуальности и новизны темы, цель проекта, историю возникновения. Необходимо показать, почему данный вопрос может представлять интерес или иметь практическое значение. Здесь же раскрываются задачи, которые автор ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения проекта и перечислить методы его выполнения / например, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, анализ, сравнение, обобщение, сопоставление с известными фактами, выполнение практического задания и др./.
*Основная часть.
Содержит материал, отобранный для рассмотрения и написания темы, проблемы. Показываются разнообразные теории по данному вопросу, сопоставление нескольких источников информации и приводятся самостоятельно решенные задачи. Выполнение заданий и упражнений, подразумевающих взаимосвязь разных объединений. Здесь же можно сказать о достигнутых результатах и по отдельным вопросам темы. Проводится демонстрация приложений / технологическая карта изделия, схемы, чертежи, таблицы, рисунки, эскизы, сколки, фотографии, образцы изделий, иллюстрации, диаграммы и т.д. / и полученного результата проекта.
*Заключение.
Оценка результата. Содержит основные выводы и заключения, к которым автор пришел в ходе работы над проектом. Можно представить отношение автора к выполненному проекту/ что было сложно или что нового открыл для себя/.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Источники перечисляются в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора, название работы, место издания, название издательства, год издания.
4. НАЗВАНИЕ полученного результата проекта (творческий продукт).
3. Требования к творческому результату проекта:
— результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, изготовленным макетом, изделием, моделью;
— качество выполненного готового изделия / эстетическое, конструктивное, технологическое, экономически обоснованное/.
4. Требования к технологической документации результата (изделия, модели, макета).
Назначение изделия, эскиз, технологическая карта, чертеж, материалы, инструменты, оборудование, правила техники безопасности, расход материалов и расчет цены изделия, удобство пользования и оригинальность применения, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.
Технологическая карта изделия — документ / в виде таблицы/, в котором описан весь технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций, с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.
5. Требования к презентации.
Автору проекта необходимо готовиться к презентации проекта как к публичному выступлению, говорить громко, четко объясняя содержание и поддерживая зрительный контакт с аудиторией.
На презентацию проекта отводится до 5 минут.
В публичном выступлении требуется:
обращение — приветствие к участникам конференции, членам жюри,
гостям;
мотивировать выбор темы, дать общую характеристику структуры проекта;
ориентироваться во времени выступления;
осведомленность автора во всех областях проекта;
умение автора проекта выделять главное в тексте;
выразительность и эмоциональность выступления;
умение автора усиливать общее впечатление от материалов презентации единством элементов дизайна и содержанием;
охарактеризовать полезность результата проекта;
использование ИКТ;
в завершении выступления необходимо сделать выводы.
Разработано заместителем директора по УВР МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки Онаприюк С.В.
Приложение 8
Примерные вопросы для письменного отчета
Отчёт о работе – письменная часть проекта. Это важнейшая составляющая всей работы, так как обучающиеся осуществляют рефлексивную оценку своей работы, анализируя что удалось и что не удалось, какие изменения произошли в планировании. Написание представляет значительные трудности (треть времени работы над проектом).
Задача педагога – помочь автору проекта корректно и лаконично описать весь ход работы.
Примерные вопросы для письменного отчёта
· Введение
1. Тема моего проекта…
2. Я выбрал эту тему, потому что…
3. Цель моей работы…
4. Проектным продуктом будет…
5. Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…
6. План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы).
7. Выбор темы и уточнение названия.
8. Сбор информации (где и как искал информацию)
9. Изготовление продукта (что и как делал)
10. Написание письменной части проекта.
· Основная часть
1. Я начал работу с того, что…
2. Потом я приступил к…
3. Я завершил работу тем, что…
4. В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
5. Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…
6. Я отклонился от плана…
7. План моей работы был нарушен, потому что…
8. Мне удалось достичь цели проекта…
· Заключение
1. Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например…
2. Это произошло, потому что…
3. Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как…
4. Работа над проектом показала мне, что…
(что я узнал о себе и о проблеме)
Приложение 9
Вопросы к тезисам презентации
1. Обращение – приветствие к участникам конференции, членам жюри, гостям.
2. Представление себя- Ф. И., объединение, возраст, год обучения, интересное о себе.
3. Название темы проекта, цели работы, демонстрация проектного продукта.
4. Краткое изложение хода работы над проектом.
5. Сообщение интересной информации о самом цветке, исторические справки.
6. С какими трудностями столкнулся и как справился с возникшими проблемами.
7. Что нового узнал о себе, о проблеме, над которой работал.
8. Где используется проект, или в какой области будет применён.
9. Над чем будешь работать в дальнейшем.
10. Поблагодари за внимание.
Пожелания!!!
Уметь в выгодном свете показать себя.
Следить за грамотностью речи, эмоционально рассказывать.
Выбрать самое главное.
Кратко и ясно излагать свои мысли.
Соблюдать регламент 5 – 7 минут.
Желаю удачи!!!
Приложение 10
Оценочный лист творческого проекта
Оценка творческого проекта проводится по каждому критерию по 3-бальной шкале.
0 баллов – данный критерий не раскрыт
1 балл — данный критерий раскрыт частично
2 балла - данный критерий раскрыт в полном объёме
Фамилия, имя обучающегося, год обучения, возраст -
Наименование программы
-
Количество часов на проект
-
№ |
Критерии и показатели |
Баллы 1 |
2 | |
1 |
Проблематизация |
|
|
|
2 |
Целеполагание. Выбор темы. Формулировка темы проекта |
|
|
|
3 |
Планирование работы. Составление плана работы. Оформление « звёздочки обдумывания» |
|
|
|
4 |
Поэтапная реализация намеченного плана |
|
|
|
|
* Сбор информации о цветке |
|
|
|
|
* Практическая работа. Изготовление пробного цветка |
|
|
|
|
* Самостоятельная работа. Изготовление проектного продукта по алгоритму |
|
|
|
5 |
Письменный отчёт о проделанной работе Оформление письменной части проекта |
|
|
|
6 |
Презентация проекта |
|
|
|
|
Общее количество баллов |
Мах- |
18 бал. |
|
Уровни разработки проекта:
Оптимальный 14-18 баллов (творческий проект рекомендован к использованию в работе по программе « Калейдоскоп ремёсел» и включён в сборник лучших творческих работ объединения «Цветочная мозаика».
Достаточный 9-13 баллов(творческий проект необходимо доработать.
Неудовлетворительный менее 9 баллов (творческий проект не используется в работе
Список литературы
1. «Дополнительное образование», словарь- справочник, Д. Е. Яковлев-
Москва, <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г.
2. Локальный акт МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки «Положение о
творческой конференции « Добрых рук ремесло» 2010г.
3. Материалы диска « Исследовательская и проектная деятельность учащихся», ВИПРО, 2011г.
4. Программа дополнительного образования детей «Калейдоскоп
ремёсел», Хрулёва И.В- ВИПКРО, серия « Школа воспитывающая и развивающая»- г. Владимир, 2009г., выпуск 2.
5. « Проектная деятельность учащихся» — журнал «Завуч. Управление современной школой».- 2007г. № 8.
6. Ступницкая М. А. «Что такое учебный проект?» Первое сентября, Москва, 2010г.
7. Стрикачёв Е. В. « Проектная деятельность как средство личностного роста учащегося», журнал «Дополнительное образование и воспитание», № 5, 2011г.
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Художественное творчество
Технологии, методики, формы работы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, методики, технологии, формы работы, художественное творчество
11 апреля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»