В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.

Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.

Елена Тарасенко
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 4702
Краткое описание
Выступление по теме "Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности" (из опыта работы с электронными образовательными ресурсами)
Описание
Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.
Е.Ю.Тарасенко, учитель физики
МОУ СОШ №16 г.Балашова
Саратовской области
Одним из важнейших направлений информатизации современно­го общества является информатизация образования — процесс обеспече­ния сферы образования теорией и практикой использова­ния современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания; подго­товка высокообразованных людей и высококвалифицированных спе­циалистов, способных к профессиональному росту и профессиональ­ной мобильности и конкурентоспособности в условиях информатизации общества.
Информатизация процесса обучения — это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по — новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. Главная задача — извлечь из этого оборудования максимальную пользу, предоставление участникам педагогического процесса реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.
Национальная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире».Концепция федеральных государственных стандартов нового поколения предполагает: «Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к образовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Так как современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, то Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
ЭОР (ЦОР) — специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
ЭОР способны обеспечить:
ž все компоненты образовательного процесса:
получение информации
практические занятия
аттестацию или контроль учебных достижений
ž расширение сектора самостоятельной учебной работы
ž изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс)
ž формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат
ž реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
Современные технические средства позволяют быстро обрабаты­вать информацию, предоставляют доступ к обширному объему зна­ний, развивают у школьников абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры, повышают интерес к изучению предмета.
До сих пор компьютерные классы обычно использовали на уроках информатики. Сейчас признано, что компьютеры можно и нужно использовать на всех предметах. Однако в перспективе ИКТ все больше и больше будут использоваться вовсе не на уроке, а во внеурочное время при выполнении самостоятельной учебной работы.
ЭОР можно разделить на три основные группы, которые можно воспроизводить с помощью компьютера:
o
первый — текстографические ресурсы, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках.
o
второй тип — моноформатные ресурсы, которые составляют, например, Единую образовательную коллекцию НФПК. Сюда относятся аудиозаписи, видеофрагменты, картины — словом, все, что выполнено в одном формате.
o
третий тип — мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедиа» означает «много средств». Обычный мультимедийный плеер на самом деле может воспроизводить и текст, и графику, и музыку, и видео, но — по очереди. Точно так же и мультимедийные коллекции содержат наборы самых разных ресурсов, но в отдельный момент мы используем только что-либо одно. А вот мультимедийные ЭОР могут одновременно воспроизводить сразу несколько разных файлов, причем все они интерактивны. По существу идет воспроизведение фрагмента реального мира, то есть формируется виртуальная реальность. С этими объектами вы можете желать то же, что и в реальном мире — рассмотреть, повернуть, заставить действовать, управлять и так далее.
Какие изменения вносит ЭОР в учебный процесс.  
· Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
  • Усиливает наглядность
    • Вместо старых таблиц — «культурное» изображение
    • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Как только появился компьютер, очень многие педагоги и психологи начали говорить о том, что мы получили средство индивидуализации обучения и в ЭОР каждому модулю соответствует бесконечное количество вариативов. Например, закон Ома можно изложить самыми разными способами, для самых разных категорий учащихся — для слабослышащих, умственно отсталых детей, для учеников профильных классов, на иностранных языках и так далее. В учебнике мало изложено лабораторных работ, а в сети их сотни и тысячи. Сейчас достаточно посмотреть ЭОР нового поколения по всем предметам.
Из всего этого можно сделать вывод: сама архитектура ЭОР позволяет поддерживать вариативность образования. На сегодня по 10 предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс сделано более 10000 учебных модулей — то есть примерно по 1000 на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое покрытие, которое позволяет вести учебный процесс. К тому же постоянно разрабатываются все новые и новые вариативы. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.
Активное использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов позволяет повысить обеспеченность методической о нормативной документацией всех участников образовательного процесса, воспользоваться услугами дистанционного обучения.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной сети Интернет бесплатны.
ЭОР включает в себя интерактивный мультимедиа контент. Поэтому и требования к настройкам и установленному программному обеспечению должны быть соответствующими. ЭОР нового поколения может увидеть фрагмент виртуальной реальности. Для того чтобы можно было работать с модулями, необходимо предварительно установить на компьютере небольшой инсталляционный пакет. В частности, в него входят плеер для воспроизведения модулей и органайзер — то, что вы уже скачали однажды, остается у вас на компьютере, в локальном хранилище, чтобы потом вы не тратили трафик и пользовались этим в любой момент. Пакет устанавливается довольно просто и работает очень быстро. При этом проводится диагностика вашей системы на предмет комплектации (видеокарты, звуковой карты) или наличия необходимого ПО (флеш-плеер, квиктайм-плеер). Если что-то не в порядке, инсталлятор либо предлагает установить свои программы, либо дает совет, где их можно найти в сети.
На самом деле требования к компьютеру для нормальной работы с ЭОР довольно терпимые — их можно найти на сайте ФЦИОР.
В настоящее время еще имеются проблемы на пути информатизации системы образования и применения электронных образовательных ресурсов, это:

необходимость срочного обновления компьютерного парка школ /компьютеры поставки 2001 года уже не «тянут» современные программы, «тормозят»;

в школы необходимо ввести штат инженера — программиста;

в каждую школу нужно поставить хотя бы одну интерактивную доску;

нужно продумать систему стимулирования молодых специалистов для закрепления в школах;

шире использовать возможности Интернет тестирования;

после внедрения свободного ПОс ОС Linux не будут ли проблемы?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
доклад.doc Скачать

Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.


Е.Ю.Тарасенко, учитель физики

МОУ СОШ №16 г.Балашова

Саратовской области


Одним из важнейших направлений информатизации современно­го общества является информатизация образования - процесс обеспече­ния сферы образования теорией и практикой использова­ния современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания; подго­товка высокообразованных людей и высококвалифицированных спе­циалистов, способных к профессиональному росту и профессиональ­ной мобильности и конкурентоспособности в условиях информатизации общества.

Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по - новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. Главная задача - извлечь из этого оборудования максимальную пользу, предоставление участникам педагогического процесса реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.

Национальная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире». Концепция федеральных государственных стандартов нового поколения предполагает: «Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к образовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Так как современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, то Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

ЭОР способны обеспечить:

  • все компоненты образовательного процесса:

получение информации

практические занятия

аттестацию или контроль учебных достижений

  • расширение сектора самостоятельной учебной работы

  • изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс)

  • формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат

  • реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения

Современные технические средства позволяют быстро обрабаты­вать информацию, предоставляют доступ к обширному объему зна­ний, развивают у школьников абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры, повышают интерес к изучению предмета.

До сих пор компьютерные классы обычно использовали на уроках информатики. Сейчас признано, что компьютеры можно и нужно использовать на всех предметах. Однако в перспективе ИКТ все больше и больше будут использоваться вовсе не на уроке, а во внеурочное время при выполнении самостоятельной учебной работы.

ЭОР можно разделить на три основные группы, которые можно воспроизводить с помощью компьютера:

  • первый — текстографические ресурсы, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках.

  • второй тип — моноформатные ресурсы, которые составляют, например, Единую образовательную коллекцию НФПК. Сюда относятся аудиозаписи, видеофрагменты, картины — словом, все, что выполнено в одном формате.

  • третий тип — мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедиа» означает «много средств». Обычный мультимедийный плеер на самом деле может воспроизводить и текст, и графику, и музыку, и видео, но — по очереди. Точно так же и мультимедийные коллекции содержат наборы самых разных ресурсов, но в отдельный момент мы используем только что-либо одно. А вот мультимедийные ЭОР могут одновременно воспроизводить сразу несколько разных файлов, причем все они интерактивны. По существу идет воспроизведение фрагмента реального мира, то есть формируется виртуальная реальность. С этими объектами вы можете желать то же, что и в реальном мире — рассмотреть, повернуть, заставить действовать, управлять и так далее.

Какие изменения вносит ЭОР в учебный процесс.  

  • Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

  • Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся

  • Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

  • Усиливает наглядность

    • Вместо старых таблиц - «культурное» изображение

    • Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

  • Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

  • Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.

Как только появился компьютер, очень многие педагоги и психологи начали говорить о том, что мы получили средство индивидуализации обучения и в ЭОР каждому модулю соответствует бесконечное количество вариативов. Например, закон Ома можно изложить самыми разными способами, для самых разных категорий учащихся — для слабослышащих, умственно отсталых детей, для учеников профильных классов, на иностранных языках и так далее. В учебнике мало изложено лабораторных работ, а в сети их сотни и тысячи. Сейчас достаточно посмотреть ЭОР нового поколения по всем предметам.

Из всего этого можно сделать вывод: сама архитектура ЭОР позволяет поддерживать вариативность образования. На сегодня по 10 предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс сделано более 10000 учебных модулей — то есть примерно по 1000 на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое покрытие, которое позволяет вести учебный процесс. К тому же постоянно разрабатываются все новые и новые вариативы. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.

Активное использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов позволяет повысить обеспеченность методической о нормативной документацией всех участников образовательного процесса, воспользоваться услугами дистанционного обучения.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной сети Интернет бесплатны.

ЭОР включает в себя интерактивный мультимедиа контент. Поэтому и требования к настройкам и установленному программному обеспечению должны быть соответствующими. ЭОР нового поколения может увидеть фрагмент виртуальной реальности. Для того чтобы можно было работать с модулями, необходимо предварительно установить на компьютере небольшой инсталляционный пакет. В частности, в него входят плеер для воспроизведения модулей и органайзер — то, что вы уже скачали однажды, остается у вас на компьютере, в локальном хранилище, чтобы потом вы не тратили трафик и пользовались этим в любой момент. Пакет устанавливается довольно просто и работает очень быстро. При этом проводится диагностика вашей системы на предмет комплектации (видеокарты, звуковой карты) или наличия необходимого ПО (флеш-плеер, квиктайм-плеер). Если что-то не в порядке, инсталлятор либо предлагает установить свои программы, либо дает совет, где их можно найти в сети.

На самом деле требования к компьютеру для нормальной работы с ЭОР довольно терпимые — их можно найти на сайте ФЦИОР.

В настоящее время еще имеются проблемы на пути информатизации системы образования и применения электронных образовательных ресурсов, это:

  • необходимость срочного обновления компьютерного парка школ /компьютеры поставки 2001 года уже не «тянут» современные программы, «тормозят»;

  • в школы необходимо ввести штат инженера - программиста;

  • в каждую школу нужно поставить хотя бы одну интерактивную доску;

  • нужно продумать систему стимулирования молодых специалистов для закрепления в школах;

  • шире использовать возможности Интернет тестирования;

  • после внедрения свободного ПО с ОС Linux не будут ли проблемы?

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос