Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.
Е.Ю.Тарасенко, учитель физики
МОУ СОШ №16 г.Балашова
Саратовской области
Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности и конкурентоспособности в условиях информатизации общества.
Информатизация процесса обучения — это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по — новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. Главная задача — извлечь из этого оборудования максимальную пользу, предоставление участникам педагогического процесса реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.
Национальная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире».Концепция федеральных государственных стандартов нового поколения предполагает: «Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к образовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Так как современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, то Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
ЭОР (ЦОР) — специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
ЭОР способны обеспечить:
все компоненты образовательного процесса:
получение информации
практические занятия
аттестацию или контроль учебных достижений
расширение сектора самостоятельной учебной работы
изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс)
формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат
реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
Современные технические средства позволяют быстро обрабатывать информацию, предоставляют доступ к обширному объему знаний, развивают у школьников абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры, повышают интерес к изучению предмета.
До сих пор компьютерные классы обычно использовали на уроках информатики. Сейчас признано, что компьютеры можно и нужно использовать на всех предметах. Однако в перспективе ИКТ все больше и больше будут использоваться вовсе не на уроке, а во внеурочное время при выполнении самостоятельной учебной работы.
ЭОР можно разделить на три основные группы, которые можно воспроизводить с помощью компьютера:
o
первый — текстографические ресурсы, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках.
o
второй тип — моноформатные ресурсы, которые составляют, например, Единую образовательную коллекцию НФПК. Сюда относятся аудиозаписи, видеофрагменты, картины — словом, все, что выполнено в одном формате.
o
третий тип — мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедиа» означает «много средств». Обычный мультимедийный плеер на самом деле может воспроизводить и текст, и графику, и музыку, и видео, но — по очереди. Точно так же и мультимедийные коллекции содержат наборы самых разных ресурсов, но в отдельный момент мы используем только что-либо одно. А вот мультимедийные ЭОР могут одновременно воспроизводить сразу несколько разных файлов, причем все они интерактивны. По существу идет воспроизведение фрагмента реального мира, то есть формируется виртуальная реальность. С этими объектами вы можете желать то же, что и в реальном мире — рассмотреть, повернуть, заставить действовать, управлять и так далее.
Какие изменения вносит ЭОР в учебный процесс.
· Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
- Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
- Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
- Усиливает наглядность
- Вместо старых таблиц — «культурное» изображение
- Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
- Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
- Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Из всего этого можно сделать вывод: сама архитектура ЭОР позволяет поддерживать вариативность образования. На сегодня по 10 предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс сделано более 10000 учебных модулей — то есть примерно по 1000 на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое покрытие, которое позволяет вести учебный процесс. К тому же постоянно разрабатываются все новые и новые вариативы. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.
Активное использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов позволяет повысить обеспеченность методической о нормативной документацией всех участников образовательного процесса, воспользоваться услугами дистанционного обучения.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной сети Интернет бесплатны.
ЭОР включает в себя интерактивный мультимедиа контент. Поэтому и требования к настройкам и установленному программному обеспечению должны быть соответствующими. ЭОР нового поколения может увидеть фрагмент виртуальной реальности. Для того чтобы можно было работать с модулями, необходимо предварительно установить на компьютере небольшой инсталляционный пакет. В частности, в него входят плеер для воспроизведения модулей и органайзер — то, что вы уже скачали однажды, остается у вас на компьютере, в локальном хранилище, чтобы потом вы не тратили трафик и пользовались этим в любой момент. Пакет устанавливается довольно просто и работает очень быстро. При этом проводится диагностика вашей системы на предмет комплектации (видеокарты, звуковой карты) или наличия необходимого ПО (флеш-плеер, квиктайм-плеер). Если что-то не в порядке, инсталлятор либо предлагает установить свои программы, либо дает совет, где их можно найти в сети.
На самом деле требования к компьютеру для нормальной работы с ЭОР довольно терпимые — их можно найти на сайте ФЦИОР.
В настоящее время еще имеются проблемы на пути информатизации системы образования и применения электронных образовательных ресурсов, это:
необходимость срочного обновления компьютерного парка школ /компьютеры поставки 2001 года уже не «тянут» современные программы, «тормозят»;
в школы необходимо ввести штат инженера — программиста;
в каждую школу нужно поставить хотя бы одну интерактивную доску;
нужно продумать систему стимулирования молодых специалистов для закрепления в школах;
шире использовать возможности Интернет тестирования;
после внедрения свободного ПОс ОС Linux не будут ли проблемы?
Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.
Е.Ю.Тарасенко, учитель физики
МОУ СОШ №16 г.Балашова
Саратовской области
Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания; подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности и конкурентоспособности в условиях информатизации общества.
Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по - новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. Главная задача - извлечь из этого оборудования максимальную пользу, предоставление участникам педагогического процесса реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.
Национальная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире». Концепция федеральных государственных стандартов нового поколения предполагает: «Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к образовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Так как современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, то Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
ЭОР способны обеспечить:
-
все компоненты образовательного процесса:
получение информации
практические занятия
аттестацию или контроль учебных достижений
-
расширение сектора самостоятельной учебной работы
-
изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс)
-
формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат
-
реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
Современные технические средства позволяют быстро обрабатывать информацию, предоставляют доступ к обширному объему знаний, развивают у школьников абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры, повышают интерес к изучению предмета.
До сих пор компьютерные классы обычно использовали на уроках информатики. Сейчас признано, что компьютеры можно и нужно использовать на всех предметах. Однако в перспективе ИКТ все больше и больше будут использоваться вовсе не на уроке, а во внеурочное время при выполнении самостоятельной учебной работы.
ЭОР можно разделить на три основные группы, которые можно воспроизводить с помощью компьютера:
-
первый — текстографические ресурсы, то есть тексты, иллюстрированные некоторыми картинками. По существу это копия учебника, которая может храниться в электронных библиотеках.
-
второй тип — моноформатные ресурсы, которые составляют, например, Единую образовательную коллекцию НФПК. Сюда относятся аудиозаписи, видеофрагменты, картины — словом, все, что выполнено в одном формате.
-
третий тип — мультимедийные образовательные ресурсы. Слово «мультимедиа» означает «много средств». Обычный мультимедийный плеер на самом деле может воспроизводить и текст, и графику, и музыку, и видео, но — по очереди. Точно так же и мультимедийные коллекции содержат наборы самых разных ресурсов, но в отдельный момент мы используем только что-либо одно. А вот мультимедийные ЭОР могут одновременно воспроизводить сразу несколько разных файлов, причем все они интерактивны. По существу идет воспроизведение фрагмента реального мира, то есть формируется виртуальная реальность. С этими объектами вы можете желать то же, что и в реальном мире — рассмотреть, повернуть, заставить действовать, управлять и так далее.
Какие изменения вносит ЭОР в учебный процесс.
-
Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
-
Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
-
Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
-
Усиливает наглядность
-
Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
-
Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
-
-
Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
-
Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Как только появился компьютер, очень многие педагоги и психологи начали говорить о том, что мы получили средство индивидуализации обучения и в ЭОР каждому модулю соответствует бесконечное количество вариативов. Например, закон Ома можно изложить самыми разными способами, для самых разных категорий учащихся — для слабослышащих, умственно отсталых детей, для учеников профильных классов, на иностранных языках и так далее. В учебнике мало изложено лабораторных работ, а в сети их сотни и тысячи. Сейчас достаточно посмотреть ЭОР нового поколения по всем предметам.
Из всего этого можно сделать вывод: сама архитектура ЭОР позволяет поддерживать вариативность образования. На сегодня по 10 предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс сделано более 10000 учебных модулей — то есть примерно по 1000 на каждый предмет. И мы имеем некоторое базовое покрытие, которое позволяет вести учебный процесс. К тому же постоянно разрабатываются все новые и новые вариативы. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы.
Активное использование электронных образовательных и Интернет-ресурсов позволяет повысить обеспеченность методической о нормативной документацией всех участников образовательного процесса, воспользоваться услугами дистанционного обучения.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной сети Интернет бесплатны.
ЭОР включает в себя интерактивный мультимедиа контент. Поэтому и требования к настройкам и установленному программному обеспечению должны быть соответствующими. ЭОР нового поколения может увидеть фрагмент виртуальной реальности. Для того чтобы можно было работать с модулями, необходимо предварительно установить на компьютере небольшой инсталляционный пакет. В частности, в него входят плеер для воспроизведения модулей и органайзер — то, что вы уже скачали однажды, остается у вас на компьютере, в локальном хранилище, чтобы потом вы не тратили трафик и пользовались этим в любой момент. Пакет устанавливается довольно просто и работает очень быстро. При этом проводится диагностика вашей системы на предмет комплектации (видеокарты, звуковой карты) или наличия необходимого ПО (флеш-плеер, квиктайм-плеер). Если что-то не в порядке, инсталлятор либо предлагает установить свои программы, либо дает совет, где их можно найти в сети.
На самом деле требования к компьютеру для нормальной работы с ЭОР довольно терпимые — их можно найти на сайте ФЦИОР.
В настоящее время еще имеются проблемы на пути информатизации системы образования и применения электронных образовательных ресурсов, это:
-
необходимость срочного обновления компьютерного парка школ /компьютеры поставки 2001 года уже не «тянут» современные программы, «тормозят»;
-
в школы необходимо ввести штат инженера - программиста;
-
в каждую школу нужно поставить хотя бы одну интерактивную доску;
-
нужно продумать систему стимулирования молодых специалистов для закрепления в школах;
-
шире использовать возможности Интернет тестирования;
-
после внедрения свободного ПО с ОС Linux не будут ли проблемы?
- Системно-деятельностный подход в преподавании физики в условиях реализации ФГОС
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике: особенности коррекции навыков решения задач учащимися
- Современные дидактические требования и методика проектирования урока физики (ФГОС)
- Внеурочная деятельность: робототехнический клуб