Урок с теоретическим обоснованием этапов "Действие электрического тока" (8 класс)
Конспект урока по физике в 8 классе с теоретическим обоснованием этапов урока.
Тема урока: «Действия электрического тока».
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-исследование.
Цели урока:
- изучение действий электрического тока экспериментальным путём;
- познакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии;
- формирование исследовательских навыков;
- создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы;
- формирование навыков работы в парах;
- познакомить с новыми приборами и их назначением;
- способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции. Умение отстоять свое мнение.
1. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1999
2. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. М. «Просвещение» 2002
3. Пёрышкин А.В. Физика: Учебник для 8 класса средней школы.- М: Дрофа, 2011
4. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1999
5. Чеботарев А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1998
Оборудование: Мультимедиапроектор. Презентация
Лабораторное: источники питания, ключи, резистор (спираль), проволочная катушка, металлические предметы, рамка из провода, дугообразный магнит, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса).
План изложения нового материала
1.
Тепловое действие тока.
2. Химическое действие тока.
3. Магнитное действие тока.
Ход урока
Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов.
Оборудование:источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода.
Оборудование: источник тока, медный провод, ключ, провода, железный гвоздь, металлические опилки. (Рис. 2).
Оборудование: источник тока, ключ, провода, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса) (Рис. 4).
Рисунок 4
Примером применения данного действия является прибор гальванометр. Учитель рассказывает его устройство и принцип действия.
Демонстрация действия гальванометра– подключение солнечной батареи с целью показа тока разных направлений.
Минутка отдыха
Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
- Переплетите пальцы рук.
- Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»
- Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.
Уровень знания: § 35;
II. Уровень применения:
Приготовить примеры действий электрического тока, встречающиеся в жизни
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Теоретическое обоснование этапов урока |
1.Организационный этап(задача: создание психологического настроя) |
Нацеливание учащихся на работу. Здравствуйте. Ребята, вы верите в чудеса?... Может быть, вы слышали такие слова …Пора чудес прошла, и нам Подыскивать приходится причины Всему, что совершается на свете. (Уильям Шекспир) Мы с вами тоже будем искать причины… Вспомните, пожалуйста, какую тему мы сейчас изучаем? (Электрический ток) |
Подготовка к уроку |
Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Кратковременная организация учебного процесса: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. |
2.Подготовительный этап (задача: актуализация опорных знаний и умений) |
Учитель проводит фронтальный опрос ранее изученного материала: Ответьте на вопросы: 1. Как называются вещества, которые проводят электрический ток? 2. Как называются вещества, которые не проводят электрический ток? 3. Разделите предложенные вещества на проводники и диэлектрики. Как вы делаете это обычно в два столбика (предложенные вещества на экране) 4. Что такое электрический ток? 5. При каких условиях существует электрический ток? (появляются условия на экране, учащиеся имеют возможность проверить свои ответы) 6. На экране вы видите электрическую цепь. Будет ли протекать ток по такой цепи? Что отсутствует в этой цепи? Какую роль играет источник тока в электрической цепи? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, сопровождая свои ответы пояснениями. Работаютв тетради. Источник тока – устройство, создающее электрическое поле и поддерживающее его длительное время |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Актуализация имеющихся знаний и представлений по изученной теме |
3.Изучение нового материала (задачи: изучить действия электрического тока) А) Мотивационно – целевой этап Б) Ориентировочный этап В) Проблемно-исследовательский этап |
А) Опыт. Посмотрите на цепь, собранную на моём столе (источник, ключ, лампочка). Можем ли мы определить, есть в этой цепи ток или нет? По какому признаку? Мы не можем видеть движение свободных электронов, о наличии тока в цепи мы можем судить только по явлениям, которые сопровождают прохождение тока по проводнику (например, свечение лампочки). Эти явления называются действиями электрического тока. Как вы думаете, как мы можем сформулировать тему урока? Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Наша цель: — познакомиться с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии; — разъяснить, по каким признакам можно определить наличие тока в проводнике — выяснить какое действие оказывает электрический ток, протекая по проводнику. Б) Что же называется действиями тока? В) Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ, 1724 — <metricconverter productid=«1804 г» w:st=«on»>1804 г.г.) | |||
Учащиеся пытаются высказывать свои предположения по данной проблеме. Формулируют тему. Учащиеся записывают в тетради тему урока. Формулируют вывод: Действия электрического тока – это явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи Фронтальная работа Учащиеся проводят опыты совместно с учителем на демонстрационном столе и записывают выводы. ВЫВОДЫ: • О наличии электрического тока в цепи можно судить по ……………. электрического тока. • Действиями тока называются….. • К действиям электрического тока относятся: ….. • Тепловое действие тока проявляется в том, что…. • Химическое действие тока проявляется в том, что… • Магнитное действие тока проявляется в том, что …. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, подвести учащихся к формулировке темы и цели урока. Дать учащимся возможность получить конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях посредством создания проблемы и проведения исследования. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Общеучебные: — поиск и выделение информации; | ||
3.Первичное закрепление нового материала(задача: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся). А) практический этап. Б) рефлексия |
Закрепление изученного. Учитель: Русская пословица гласит — не стыдно не знать, стыдно не учиться. ПРОВЕРЬ СЕБЯ Отчет — рассказо полученных результатах исследований по плану: 1. Электрический ток представляет собой упорядоченное движение ……… частиц 2. Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна быть …. 3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. ……… 4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …….. 5. О наличии электрического тока можно судить по ……… электрического тока. 6. Мы узнали о 4 действиях электрического тока: …….. Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось? Что хотите нового узнать? |
Учащиеся работают в парах на карточках, опираясь на конспект и параграф учебника. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Выработка умений оперировать полученными знаниями. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
4.Домашнее задание(задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения. | <place w:st=«on»>I. | |||
Учащиеся слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают домашнее задание в дневник. |
Регулятивные УУД |
Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения. Необходимо объяснить содержание домашней работы, приемов и последовательности ее выполнения, дать короткие указания и порядок выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этого этапа в границах урока. |
(Задачи: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее).
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за урок.
Выставление оценок в дневник.
Регулятивные УУД
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Автор: учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 города Балашова Саратовской области» Тарасенко Елена Юрьевна.
Конспект урока по физике в 8 классе с теоретическим обоснованием этапов урока.
Тема урока: "Действия электрического тока".
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-исследование.
Цели урока:
-
изучение действий электрического тока экспериментальным путём;
-
познакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии;
-
формирование исследовательских навыков;
-
создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы;
-
формирование навыков работы в парах;
-
познакомить с новыми приборами и их назначением;
-
способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции. Умение отстоять свое мнение.
Литература:
-
Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1999
-
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. М. «Просвещение» 2002
-
Пёрышкин А.В. Физика: Учебник для 8 класса средней школы.- М: Дрофа, 2011
-
Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1999
-
Чеботарев А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике 8 класс. М. «Просвещение» 1998
Оборудование: Мультимедиапроектор. Презентация
Лабораторное: источники питания, ключи, резистор (спираль), проволочная катушка, металлические предметы, рамка из провода, дугообразный магнит, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса).
План изложения нового материала
1. Тепловое действие тока.
-
Химическое действие тока.
-
Магнитное действие тока.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Теоретическое обоснование этапов урока |
1.Организационный этап (задача: создание психологического настроя) |
Нацеливание учащихся на работу. Здравствуйте. Ребята, вы верите в чудеса?... Может быть, вы слышали такие слова
…Пора
чудес прошла, и нам (Уильям Шекспир) Мы с вами тоже будем искать причины… Вспомните, пожалуйста, какую тему мы сейчас изучаем? (Электрический ток) |
Подготовка к уроку
|
Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Кратковременная организация учебного процесса: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. |
2.Подготовительный этап (задача: актуализация опорных знаний и умений) |
Учитель проводит фронтальный опрос ранее изученного материала: Ответьте на вопросы: 1. Как называются вещества, которые проводят электрический ток? 2. Как называются вещества, которые не проводят электрический ток? 3. Разделите предложенные вещества на проводники и диэлектрики. Как вы делаете это обычно в два столбика (предложенные вещества на экране) 4. Что такое электрический ток? 5. При каких условиях существует электрический ток? (появляются условия на экране, учащиеся имеют возможность проверить свои ответы) 6. На экране вы видите электрическую цепь. Будет ли протекать ток по такой цепи? Что отсутствует в этой цепи? Какую роль играет источник тока в электрической цепи? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, сопровождая свои ответы пояснениями. Работают в тетради. Источник тока – устройство, создающее электрическое поле и поддерживающее его длительное время |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Актуализация имеющихся знаний и представлений по изученной теме |
3.Изучение нового материала (задачи: изучить действия электрического тока) А) Мотивационно – целевой этап Б) Ориентировочный этап В) Проблемно-исследовательский этап |
А) Опыт. Посмотрите на цепь, собранную на моём столе (источник, ключ, лампочка). Можем ли мы определить, есть в этой цепи ток или нет? По какому признаку? Мы не можем видеть движение свободных электронов, о наличии тока в цепи мы можем судить только по явлениям, которые сопровождают прохождение тока по проводнику (например, свечение лампочки). Эти явления называются действиями электрического тока. Как вы думаете, как мы можем сформулировать тему урока? Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Наша цель:
Б) Что же называется действиями тока? В) Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ, 1724 - 1804 г.г.) Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Оборудование: источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода. (Рис. 1).
Рисунок 1
Оборудование: источник тока, медный провод, ключ, провода, железный гвоздь, металлические опилки. (Рис. 2).
Рисунок 2
Рисунок 3 Оборудование: источник тока, ключ, провода, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса) (Рис. 4).
Рисунок 4
Примером применения данного действия является прибор гальванометр. Учитель рассказывает его устройство и принцип действия. Демонстрация действия гальванометра – подключение солнечной батареи с целью показа тока разных направлений. Минутка отдыха Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?
У кого получился результат «ЛЛЛ» - «художники», а «ППП» - «мыслители». У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. |
Учащиеся пытаются высказывать свои предположения по данной проблеме.
Формулируют тему. Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Формулируют вывод: Действия электрического тока – это явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи
Фронтальная работа Учащиеся проводят опыты совместно с учителем на демонстрационном столе и записывают выводы. ВЫВОДЫ:
|
Познавательные УУД Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, подвести учащихся к формулировке темы и цели урока. Дать учащимся возможность получить конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях посредством создания проблемы и проведения исследования. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Общеучебные: - поиск и выделение информации; |
3.Первичное закрепление нового материала (задача: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся). А) практический этап.
Б) рефлексия |
Закрепление изученного. Учитель: Русская пословица гласит - не стыдно не знать, стыдно не учиться. ПРОВЕРЬ СЕБЯ Отчет - рассказ о полученных результатах исследований по плану: 1. Электрический ток представляет собой упорядоченное движение ……… частиц 2. Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна быть …. 3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. ……… 4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …….. 5. О наличии электрического тока можно судить по ……… электрического тока. 6. Мы узнали о 4 действиях электрического тока: …….. Что вы нового узнали на уроке? Что вам понравилось? Что хотите нового узнать? |
Учащиеся работают в парах на карточках, опираясь на конспект и параграф учебника. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Выработка умений оперировать полученными знаниями. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
4.Домашнее задание (задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения. |
I. Уровень знания: § 35; II. Уровень применения: Приготовить примеры действий электрического тока, встречающиеся в жизни |
Учащиеся слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают домашнее задание в дневник. |
Регулятивные УУД |
Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения. Необходимо объяснить содержание домашней работы, приемов и последовательности ее выполнения, дать короткие указания и порядок выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этого этапа в границах урока. |
5. Подведение итогов урока. (Задачи: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее). |
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за урок.
|
Выставление оценок в дневник. |
Регулятивные УУД |
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. |
- Использование электронных образовательных ресурсов в обеспечении качества учебно-воспитательной деятельности.
- План-конспект урока с использованием ЭОР "Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах"
- Урок с теоретическим обоснованием этапов "Последовательное соединение проводников" (8 класс)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»