Изучение темы «Системы счисления» по информатике и ИКТ в 6 классе
Тема урока:
«Системы счисления»
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 6
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса
Тип урока: урок закрепления.
Этапы урока:
- Организационный.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и цели урока.
- Повторение теоретического материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор
- Задание на дом.
- Подведение итогов.
-
Компьютеры (ОС Windows 7).
- Мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал.
- Презентация.
1. Повторение и обобщение темы «Системы счисления».
2. Развитие знаний, умений и навыков по теме.
3. Повышение интереса к изучаемой теме и предмету.
4. Развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
5. Развитие логического мышления.
6. Расширение кругозора учащихся.
7. Воспитание аккуратности, настойчивости и целеустремлённости в достижении поставленной цели.
Ход урока.
1) Организационная часть.
Приветствие учащихся и контроль посещаемости.
2) Проверка домашнего задания.
Визуальная проверка выполнения домашнего задания, ответы на вопросы учащихся.
3) Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления», на котором мы повторим и обобщим теоретический материал и выполним задания по переводу целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной системы счисления в десятичную.
(Тему урока «Системы счисления» записать на доске).
4) Повторение теоретического материала.
Беседа с учащимися по следующим вопросам.
1. Определение системы счисления.
2. Отличие позиционных и непозиционных систем счисления.
3. Основание позиционной системы счисления.
Компьютеры оперируют числами, выраженными обычно в двоичной системе счисления. Память компьютера представляет собой «клетки», в каждой из которых хранится одно из значений: нуль или единица. «Клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1 называют значениями битов. С помощью цепочки нулей и единиц, т.е. с помощью последовательности битов можно представить любую информацию. Такое представление информации называют двоичным кодированием. Преимущество и простота двоичной арифметики отмечалась Лейбницем ещё в начале XVIIIвеке.
4. Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
5. Правило перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
5) Самостоятельная работа.
Вопрос. Назовите фамилию изобретателя компьютерного манипулятора — компьютерной мыши.
Чтобы ответить на поставленный вопрос выполните тестовые задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Из букв, соответствующих правильным ответам, будет составлено искомое слово.
Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления.
1. 1310= А. 1011 Э. 1101 Д. 1010 В. 10101
2. 2310= Н. 10111 О. 11101 Е. 110111 А. 10101
3. 1810= И. 1001 С. 11010 К. 01001 Г. 10010
4. 1110= Б. 1101 А. 1010 Е. 1011 К. 11011
5. 2910= Л. 11101 И. 1101 М. 1010 А. 11011
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную.
6. 1112= В. 6 Ь. 7 Н. 5 У. 14
7. 11002= П. 3 Ш. 15 Е. 10 Б. 12
8. 1012= А. 5 С. 8 Ю. 7 Р. 4
9. 10102= Л. 5 С. 6 Р. 10 Ф. 13
10. 101112= Д. 29 В. 15 Ц. 31 Т. 23
Если все задания выполнены правильно, то получили фамилию изобретателя первой компьютерной мыши ЭНГЕЛЬБАРТ.
6) Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор
1. Запустите программу Калькулятор.
2. Выполните команду Вид-Программист.
3. Активизируйте переключатель, чтобы настроить калькулятор на работу в десятичной системе счисления.
4. Введите в поле ввода произвольное двузначное число, например, 45.
5. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 101101 – двоичный код десятичного числа 45.
6. Очистите поле ввода.
7. Активизируйте переключатель, чтобы настроить калькулятор на работу в двоичной системе счисления.
8. Введите в поле ввода произвольное двоичное число, например, 111101.
9. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 61. По двоичному коду 111101 было восстановлено соответствующее десятичное число.
Далее учащиеся получают карточки с заданиями.
1. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.
2. Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.
Историческая справка. Струг — русское речное и озерное плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 вв с одинаково острым носом и кормой. Длина до 45 м, ширина 4 — 10 м, 6-20 весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре
7) Задание на дом.
1. §1.3 (с.16-21). Л.Л. Босова. Информатика: Учебник для 6 класса.
2. №21(с.14). Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса
8) Подведение итогов.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.
9) Источники.
1. Информатика: Учебник для 6 класса. Изд. 2-е / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. История математики, т.3. Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: НАУКА, 1970.
4. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. V-VIклассы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/8896 (Информация о струге)
Приложение 1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
к уроку по теме «Системы счисления»
Подготовлено учителем Гуровой Еленой Леонидовной, МБОУ СОШ №37 г. Воронежа
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 6
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса
Переведите десятичные числа
в двоичную систему счисления: |
Приложение 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
к уроку по теме «Системы счисления»
Подготовила учитель Гурова Елена Леонидовна, МБОУ СОШ №37 г. Воронежа
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 6
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса
Задание 1 Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор
|
Задание 2 Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №37
г. Воронеж
Тема урока:
«Системы счисления»
Учитель: Гурова Елена Леонидовна
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 6
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса
Тип урока: урок закрепления.
Этапы урока:
-
Организационный.
-
Проверка домашнего задания.
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Повторение теоретического материала.
-
Самостоятельная работа учащихся.
-
Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор
-
Задание на дом.
-
Подведение итогов.
Оборудование:
-
Компьютеры (ОС Windows 7).
-
Мультимедийный проектор.
-
Раздаточный материал.
-
Презентация.
Цели урока:
-
Повторение и обобщение темы «Системы счисления».
-
Развитие знаний, умений и навыков по теме.
-
Повышение интереса к изучаемой теме и предмету.
-
Развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
-
Развитие логического мышления.
-
Расширение кругозора учащихся.
-
Воспитание аккуратности, настойчивости и целеустремлённости в достижении поставленной цели.
Ход урока.
-
Организационная часть.
Приветствие учащихся и контроль посещаемости.
-
Проверка домашнего задания.
Визуальная проверка выполнения домашнего задания, ответы на вопросы учащихся. -
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления», на котором мы повторим и обобщим теоретический материал и выполним задания по переводу целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной системы счисления в десятичную.
(Тему урока «Системы счисления» записать на доске).
-
Повторение теоретического материала.
Беседа с учащимися по следующим вопросам.
1. Определение системы счисления.
2. Отличие позиционных и непозиционных систем счисления.
3. Основание позиционной системы счисления.
Компьютеры оперируют числами, выраженными обычно в двоичной системе счисления. Память компьютера представляет собой «клетки», в каждой из которых хранится одно из значений: нуль или единица. «Клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1 называют значениями битов. С помощью цепочки нулей и единиц, т.е. с помощью последовательности битов можно представить любую информацию. Такое представление информации называют двоичным кодированием. Преимущество и простота двоичной арифметики отмечалась Лейбницем ещё в начале XVIII веке.
4.
Правило перевода целых чисел из десятичной
системы счисления в двоичную.
5. Правило
перевода целых чисел из двоичной системы
счисления в десятичную.
-
Самостоятельная работа.
Вопрос. Назовите фамилию изобретателя компьютерного манипулятора — компьютерной мыши.
Чтобы ответить на поставленный вопрос выполните тестовые задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Из букв, соответствующих правильным ответам, будет составлено искомое слово.
Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления.
1. 1310= А. 1011 Э. 1101 Д. 1010 В. 10101
2. 2310= Н. 10111 О. 11101 Е. 110111 А. 10101
3. 1810= И. 1001 С. 11010 К. 01001 Г. 10010
4. 1110= Б. 1101 А. 1010 Е. 1011 К. 11011
5. 2910= Л. 11101 И. 1101 М. 1010 А. 11011
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную.
6. 1112= В. 6 Ь. 7 Н. 5 У. 14
7. 11002= П. 3 Ш. 15 Е. 10 Б. 12
8. 1012= А. 5 С. 8 Ю. 7 Р. 4
9. 10102= Л. 5 С. 6 Р. 10 Ф. 13
10. 101112= Д. 29 В. 15 Ц. 31 Т. 23
Если все задания выполнены правильно, то получили фамилию изобретателя первой компьютерной мыши ЭНГЕЛЬБАРТ. -
Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор
1. Запустите программу Калькулятор.
2. Выполните команду Вид-Программист.
3. Активизируйте переключатель , чтобы настроить калькулятор на работу в десятичной системе счисления.
4. Введите в поле ввода произвольное двузначное число, например, 45.
5. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 101101 – двоичный код десятичного числа 45.
6. Очистите поле ввода.
7. Активизируйте переключатель , чтобы настроить калькулятор на работу в двоичной системе счисления.
8. Введите в поле ввода произвольное двоичное число, например, 111101.
9. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 61. По двоичному коду 111101 было восстановлено соответствующее десятичное число.
Далее учащиеся получают карточки с заданиями.
1. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.
2. Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.
Историческая справка. Струг - русское речное и озерное плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 вв с одинаково острым носом и кормой. Длина до 45 м, ширина 4 - 10 м, 6-20 весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре -
Задание на дом.
1. §1.3 (с.16-21). Л.Л. Босова. Информатика: Учебник для 6 класса.
2. №21(с.14). Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса -
Подведение итогов.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. -
Источники.
1. Информатика: Учебник для 6 класса. Изд. 2-е / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. История математики, т.3. Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: НАУКА, 1970.
4. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. V-VI классы. – М.:Педагогика-Пресс, 1994.
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/8896 (Информация о струге)
Приложение 3
Рекомендация по использованию презентации
«Системы счисления»
Подготовлено учителем Гуровой Еленой Леонидовной, МБОУ СОШ №37 г. Воронежа
-
Предмет: Информатика и ИКТ
-
Класс: 6
-
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса
-
Количество слайдов: 15
-
Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft PowerPoint 2010;
-
Цель использования презентации: сопровождение практической работы;
-
Навигация: по щелчку мыши;
-
Сопроводительный текст и рекомендации:
Слайд 1 |
Титульный слайд |
Слайд 2 |
Преимущество и простота двоичной арифметики отмечалась Лейбницем ещё в начале XVIII веке |
Слайд 3 |
Дуглас Энгельбарт - изобретатель компьютерной мыши и самая первая компьютерная мышь |
Слайд 4 |
Запустите программу Калькулятор |
Слайд 5 |
Выполните команду Вид-Программист |
Слайд 6 |
Активизируйте
переключатель
,
чтобы настроить калькулятор на работу
в десятичной системе счисления.
|
Слайд 7 |
Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 101101 – двоичный код десятичного числа 45 |
Слайд 8 |
Историческая справка. Струг - русское речное и озерное плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 вв с одинаково острым носом и кормой. Длина до 45 м, ширина 4 - 10 м, 6-20 весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре |
Слайд 9 |
Задание 1. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор |
Слайд 10. |
Восстановленный текст задания 1. |
Слайд 11 |
Задание 2. Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор |
Слайд 12 |
Закодированный текст задания 2. |
Слайд 13 |
Задание на дом |
Слайды 14-15 |
Источники |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»