В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Изучение темы «Системы счисления» по информатике и ИКТ в 6 классе

Изучение темы «Системы счисления» по информатике и ИКТ в 6 классе

Елена Гурова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:13просмотров: 10623 комментариев: 1
Краткое описание
Разработка конспекта урока по информатике и ИКТ «Системы счисления» (6 класс) с  приложениями презентации и раздаточного материала к уроку.
Описание

Тема урока:
«Системы счисления»

Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 6
Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса
Тип урока: урок закрепления.

Этапы урока:  
  • Организационный. 
  • Проверка домашнего задания. 
  • Сообщение темы и цели урока. 
  • Повторение теоретического материала. 
  • Самостоятельная работа учащихся. 
  • Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор 
  • Задание на дом. 
  • Подведение итогов.
Оборудование: 
  • Компьютеры (ОС Windows 7).
  • Мультимедийный проектор. 
  • Раздаточный материал.
  • Презентация.
Цели урока:
1. Повторение и обобщение темы «Системы счисления».
2. Развитие знаний, умений и навыков по теме.
3. Повышение интереса к изучаемой теме и предмету.
4. Развитие навыков индивидуальной практической деятельности.
5. Развитие логического мышления.
6. Расширение кругозора учащихся.
7. Воспитание аккуратности, настойчивости и целеустремлённости в достижении поставленной цели.

Ход урока.

1) Организационная часть.
Приветствие учащихся и контроль посещаемости.

2) Проверка домашнего задания.
Визуальная проверка выполнения домашнего задания, ответы на вопросы учащихся.

3) Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления», на котором мы повторим и обобщим теоретический материал и выполним задания по переводу целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной системы счисления в десятичную.
(Тему урока «Системы счисления» записать на доске).

4) Повторение теоретического материала.

Беседа с учащимися по следующим вопросам.

1. Определение системы счисления.
2. Отличие позиционных и непозиционных систем счисления.
3. Основание позиционной системы счисления.

Компьютеры оперируют числами, выраженными обычно в двоичной системе счисления. Память компьютера представляет собой «клетки», в каждой из которых хранится одно из значений: нуль или единица. «Клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1 называют значениями битов. С помощью цепочки нулей и единиц, т.е. с помощью последовательности битов можно представить любую информацию. Такое представление информации называют двоичным кодированием. Преимущество и простота двоичной арифметики отмечалась Лейбницем ещё в начале
XVIIIвеке.

4. Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
5. Правило перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.


5) Самостоятельная работа.

Вопрос. Назовите фамилию изобретателя компьютерного манипулятора — компьютерной мыши.

Чтобы ответить на поставленный вопрос выполните тестовые задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Из букв, соответствующих правильным ответам, будет составлено искомое слово.

Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления.
1. 1310= А. 1011 Э. 1101 Д. 1010 В. 10101
2. 2310= Н. 10111 О. 11101 Е. 110111 А. 10101
3. 1810= И. 1001 С. 11010 К. 01001 Г. 10010
4. 1110= Б. 1101 А. 1010 Е. 1011 К. 11011
5. 2910= Л. 11101 И. 1101 М. 1010 А. 11011

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную.
6. 1112= В. 6 Ь. 7 Н. 5 У. 14
7. 11002= П. 3 Ш. 15 Е. 10 Б. 12
8. 1012= А. 5 С. 8 Ю. 7 Р. 4
9. 10102= Л. 5 С. 6 Р. 10 Ф. 13
10. 101112= Д. 29 В. 15 Ц. 31 Т. 23

Если все задания выполнены правильно, то получили фамилию
изобретателя первой компьютерной мыши ЭНГЕЛЬБАРТ.

6) Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор

1. Запустите программу Калькулятор.

2. Выполните команду Вид-Программист.

3. Активизируйте переключатель, чтобы
настроить калькулятор на работу в десятичной системе счисления.

4. Введите в поле ввода произвольное двузначное число, например, 45.

5. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 101101 – двоичный код десятичного числа 45.

6. Очистите поле ввода.
7. Активизируйте переключатель, чтобы настроить калькулятор на работу в двоичной системе счисления.

8. Введите в поле ввода произвольное двоичное число, например, 111101.

9. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 61. По двоичному коду 111101 было восстановлено соответствующее десятичное число.

Далее учащиеся получают карточки с заданиями.
1. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.

2. Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор.
Историческая справка. Струг — русское речное и озерное плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 вв с одинаково острым носом и кормой. Длина до 45 м, ширина 4 — 10 м, 6-20 весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре


7) Задание на дом.

1. §1.3 (с.16-21). Л.Л. Босова. Информатика: Учебник для 6 класса.
2. №21(с.14). Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса


8) Подведение итогов.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.


9) Источники.
1. Информатика: Учебник для 6 класса. Изд. 2-е / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. История математики, т.3. Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: НАУКА, 1970.
4. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник.
V-VIклассы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/8896 (Информация о струге)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Cамостоятельная работа (раздаточный материал).doc Скачать

Приложение 1


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

к уроку по теме «Системы счисления»



Подготовлено учителем Гуровой Еленой Леонидовной, МБОУ СОШ №37 г. Воронежа



Предмет: Информатика и ИКТ


Класс: 6


Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса





Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления:

1. 13
10= А. 1011 Э. 1101 Д. 1010 В. 10101
2. 23
10= Н. 10111 О. 11101 Е. 110111 А. 10101
3. 18
10= И. 1001 С. 11010 К. 01001 Г. 10010
4. 11
10= Б. 1101 А. 1010 Е. 1011 К. 11011
5. 2910= Л. 11101 И. 1101 М. 1010 А. 11011


Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

6. 111
2= В. 6 Ь. 7 Н. 5 У. 14
7. 1100
2= П. 3 Ш. 15 Е. 10 Б. 12
8. 101
2= А. 5 С. 8 Ю. 7 Р. 4
9. 10102= Л. 5 С. 6 Р. 10 Ф. 13
10. 101112= Д. 29 В. 15 Ц. 31 Т. 23


Практическая работа (раздаточный материал).doc Скачать

Приложение 2



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

к уроку по теме «Системы счисления»



Подготовила учитель Гурова Елена Леонидовна, МБОУ СОШ №37 г. Воронежа


Предмет: Информатика и ИКТ


Класс: 6


Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса






Задание 1

Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор



Задание 2

Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор


Разработка урока - 6 класс - Системы счисления.doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №37

г. Воронеж







Тема урока:

«Системы счисления»





Учитель: Гурова Елена Леонидовна




Предмет: Информатика и ИКТ


Класс: 6


Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса


Тип урока: урок закрепления.


Этапы урока:

  • Организационный.

  • Проверка домашнего задания.

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Повторение теоретического материала.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  • Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор

  • Задание на дом.

  • Подведение итогов.


Оборудование:

  • Компьютеры (ОС Windows 7).

  • Мультимедийный проектор.

  • Раздаточный материал.

  • Презентация.

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение темы «Системы счисления».

  2. Развитие знаний, умений и навыков по теме.

  3. Повышение интереса к изучаемой теме и предмету.

  4. Развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

  5. Развитие логического мышления.

  6. Расширение кругозора учащихся.

  7. Воспитание аккуратности, настойчивости и целеустремлённости в достижении поставленной цели.


Ход урока.


  1. Организационная часть.

Приветствие учащихся и контроль посещаемости.


  1. Проверка домашнего задания.

    Визуальная проверка выполнения домашнего задания, ответы на вопросы учащихся.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления», на котором мы повторим и обобщим теоретический материал и выполним задания по переводу целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной системы счисления в десятичную.

(Тему урока «Системы счисления» записать на доске).


  1. Повторение теоретического материала.

    Беседа с учащимися по следующим вопросам.

    1. Определение системы счисления.
    2. Отличие позиционных и непозиционных систем счисления.
    3. Основание позиционной системы счисления.

    Компьютеры оперируют числами, выраженными обычно в двоичной системе счисления. Память компьютера представляет собой «клетки», в каждой из которых хранится одно из значений: нуль или единица. «Клетка» памяти компьютера называется битом. Цифры 0 и 1 называют значениями битов. С помощью цепочки нулей и единиц, т.е. с помощью последовательности битов можно представить любую информацию. Такое представление информации называют двоичным кодированием. Преимущество и простота двоичной арифметики отмечалась Лейбницем ещё в начале XVIII веке.


4. Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
5. Правило перевода целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

  1. Самостоятельная работа.

    Вопрос. Назовите фамилию изобретателя компьютерного манипулятора — компьютерной мыши.

    Чтобы ответить на поставленный вопрос выполните тестовые задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Из букв, соответствующих правильным ответам, будет составлено искомое слово.

    Переведите десятичные числа в двоичную систему счисления.
    1. 13
    10= А. 1011 Э. 1101 Д. 1010 В. 10101
    2. 23
    10= Н. 10111 О. 11101 Е. 110111 А. 10101
    3. 18
    10= И. 1001 С. 11010 К. 01001 Г. 10010
    4. 11
    10= Б. 1101 А. 1010 Е. 1011 К. 11011
    5. 2910= Л. 11101 И. 1101 М. 1010 А. 11011

    Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную.
    6. 111
    2= В. 6 Ь. 7 Н. 5 У. 14
    7. 1100
    2= П. 3 Ш. 15 Е. 10 Б. 12
    8. 101
    2= А. 5 С. 8 Ю. 7 Р. 4
    9. 10102= Л. 5 С. 6 Р. 10 Ф. 13
    10. 101112= Д. 29 В. 15 Ц. 31 Т. 23

    Если все задания выполнены правильно, то получили фамилию
    изобретателя первой компьютерной мыши ЭНГЕЛЬБАРТ.

  2. Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую с помощью программы Калькулятор

    1. Запустите программу Калькулятор.

    2. Выполните команду
    Вид-Программист.

    3. Активизируйте переключатель , чтобы настроить калькулятор на работу в десятичной системе счисления.

    4. Введите в поле ввода произвольное двузначное число, например, 45.

    5. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 101101 – двоичный код десятичного числа 45.

    6. Очистите поле ввода.
    7.
    Активизируйте переключатель , чтобы настроить калькулятор на работу в двоичной системе счисления.

    8. Введите в поле ввода произвольное двоичное число, например, 111101.

    9. Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 61. По двоичному коду 111101 было восстановлено соответствующее десятичное число.

    Далее учащиеся получают карточки с заданиями.


    1. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы
    Калькулятор.













    2. Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы
    Калькулятор.



    Историческая справка. Струг - русское речное и озерное плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 вв с одинаково острым носом и кормой. Длина до 45 м, ширина 4 - 10 м, 6-20 весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре

  3. Задание на дом.

    1. §1.3 (с.16-21). Л.Л. Босова. Информатика: Учебник для 6 класса.
    2. №21(с.14). Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса

  4. Подведение итогов.

    Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

  5. Источники.
    1. Информатика: Учебник для 6 класса. Изд. 2-е / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    3. История математики, т.3. Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: НАУКА, 1970.
    4. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник. V-VI классы. – М.:Педагогика-Пресс, 1994.
    5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/8896 (Информация о струге)

Рекомендации по использованию презентации.doc Скачать

Приложение 3



Рекомендация по использованию презентации

«Системы счисления»



Подготовлено учителем Гуровой Еленой Леонидовной, МБОУ СОШ №37 г. Воронежа



  • Предмет: Информатика и ИКТ

  • Класс: 6

  • Учебник: Л.Л. Босова. Информатика. Учебник для 6 класса

  • Количество слайдов: 15

  • Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft PowerPoint 2010;

  • Цель использования презентации: сопровождение практической работы;

  • Навигация: по щелчку мыши;

  • Сопроводительный текст и рекомендации:



Слайд 1

Титульный слайд

Слайд 2

Преимущество и простота двоичной арифметики отмечалась Лейбницем ещё в начале XVIII веке

Слайд 3

Дуглас Энгельбарт - изобретатель компьютерной мыши и самая первая компьютерная мышь

Слайд 4

Запустите программу Калькулятор

Слайд 5

Выполните команду Вид-Программист

Слайд 6

Активизируйте переключатель , чтобы настроить калькулятор на работу в десятичной системе счисления.

Введите в поле ввода произвольное двузначное число, например, 45.

Слайд 7

Активизируйте переключатель и обратите внимание на изменение записи числа в поле ввода, в котором отобразилось число 101101 – двоичный код десятичного числа 45

Слайд 8

Историческая справка. Струг - русское речное и озерное плоскодонное парусно-гребное судно 11-18 вв с одинаково острым носом и кормой. Длина до 45 м, ширина 4 - 10 м, 6-20 весел, прямоугольный парус, используемый при попутном ветре

Слайд 9

Задание 1. Восстановите текст. Для этого переведите каждое из двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью программы Калькулятор

Слайд 10.

Восстановленный текст задания 1.

Слайд 11

Задание 2. Закодируйте текст. Для этого переведите каждое десятичное число в двоичную систему счисления с помощью программы Калькулятор

Слайд 12

Закодированный текст задания 2.

Слайд 13

Задание на дом

Слайды 14-15

Источники



GurovaEL_informatika.rar Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
14.04.2012 12:29
Тщательно подобранный материал, хорошо продуманные этапы урока - основные достоинства этой разработки.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос