Урок по теме: "Семья. Общественные насекомые"
Автор учебника О.Т.Поглазова. Входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». Тема урока «Семья. Общественные насекомые». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД. Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)
Цель: формировать представление об общественных насекомых.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания о насекомых;
— познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;
— учить удивляться обычному.
Развивающие:
— развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.
Воспитывающие:
— воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.
Познавательные:
— узнать, каких насекомых называют общественными и почему.
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки общественных насекомых;
— 2 — 4 представителя общественных насекомых;
— правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Уметь:
— различатьобщественных насекомых;
-описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
— формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
-оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
-многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Опорные понятия, термины. Насекомые. Семья.
Новые понятия, термины. Общество. Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых.
Общеучебные компетенции:
— учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы)
Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки общественных насекомых;
— повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.
Технологическая карта
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Программа: «Гармония»
Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир»
Учитель: Полтавченко Лариса Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ №4»
ТЕМА РАЗДЕЛА:«Разнообразие и красота животных» (18 часов) | |
Тема урока: «Семья. Общественные насекомые» (47/8) Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД | |
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы) |
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать) |
Предметные результаты Знать: — существенные признаки общественных насекомых; — 2 — 4 представителя общественных насекомых; — правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями. Уметь: — различатьобщественных насекомых; -описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней; — формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями; -создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения); -оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы. Понимать: — в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; — важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним; -многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам. Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для: — обеспечения безопасности своей жизни; — выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы. |
Цель: формировать представление об общественных насекомых. Задачи Образовательные: -познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека; — учить удивляться обычному; — закрепить знания о насекомых. Развивающие: — развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать; -развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; — обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся. Воспитывающие: — воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых. Познавательные: — узнать, каких насекомых называют общественными и почему. |
Опорные понятия, термины |
Новые понятия, термины |
Насекомые. Семья. |
Общество. Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых. |
Общеучебные компетенции: — учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля); — учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать); — учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы). | |
Методы обучения:
| |
Оборудование и оснащение урока Учебно — наглядные (информационные) пособия:
| |
Ожидаемые результаты: — умение называть основные признаки общественных насекомых; - повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний; — развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала; — формирование нравственных качеств; — формирование общеучебных компетенций. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (универсальные учебные действия) |
Дидактическое обеспечение | ||
<place w:st=«on»>I. | Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Чудесный день! И настроение чудесное – подстать! Так разрешите мне урок с улыбки доброй к вам начать! Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьезных, и веселых. И сегодня первый класс На урок позвал всех Вас! | Готовность к уроку |
Регулятивные: — самоорганизация и организация рабочего места Личностные: — самоопределение Коммуникативные: — планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками |
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Словарь С.И. Ожегова Иллюстрации (насекомые) Разрезные карточки |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация. · Педагогический приём на организацию рабочего места. | ||||||
II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой) |
1.Работа над иллюстрацией. — Кто изображён на картинке? — Что такое семья? — Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. «Семья – это группа родственников, живущих вместе» — В семье все заняты своим делом, у каждого есть свои обязанности. В семье все заботятся друг о друге, помогают, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого на душе хорошо и тепло. — Разгадайте ребус, какие два слова спрятались в этом слове? 7 Я (СЕМЬ-Я) — В природе тоже существуют семьи. У растений есть семьи и у животных. (на доске табличка «семья») 2. Отгадывание загадки. — Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите, отгадав загадку. Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это? Знакомы вы? Отвечайте дружно вслух Это …(на доске табличка«насекомые») |
Ответы детей — О семье! Ответы детей Разгадывание ребуса (СЕМЬ-Я) Отгадывание загадки (насекомые) |
Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества Логические: — анализ объектов с целью выделения признаков; — актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока | ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 1 — 2 Интерактивная доска Словарь С.И. Ожегова Таблица (семья) Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 3 Разрезные карточки | ||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация.
| ||||||
III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи | — Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с насекомыми. Тема урока: «Общественные насекомые» — Как вы понимаете слово общественные, от какого слова образовано? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. «Общество — круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов» В нашем случае речь идёт о насекомых. Наша задача на уроке … ?(формулируют дети) Правильно я Вас поняла? Узнать каких насекомых называют общественными и почему? (на доске табличка «Общественные») Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Мы готовы разгадать (на доске ? ) — А вы, ребята, готовы разгадать? Как только с поставленной задачей справимся, сможем упорядочить слова на доске: «семья», «насекомые», «Общественные» |
Ответы детей Постановка учебной задачи детьми. |
Регулятивные: — Целеполагание Личностные: — самоопределение-мотивация учения Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: — умение слушать и понимать речь других. | Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 4 Словарь С.И. Ожегова Разрезные карточки Карточка ? | ||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
| ||||||
IV. Решение учебной задачи |
1. Знакомство с жизнью пчёл а) отгадывание загадки: Что за домик, мне скажите, В нем летает каждый житель. Кто в том домике живёт, Запасая сладкий мёд? (улей; пчела) – картинка на доске б) рассказ об истоках слова «пчела», «улей» Пчела – очень древнее слово. Оно раньше писалось и произносилось иначе – «бьчела». На Украине и сейчас пчелу называют «бджола». Первые звуки этого «бдж» напоминают жужжание пчелы. Поэтому и название пчеле дали по характерному для неё жужжанию при полёте. Вот послушайте! (аудиозапись жужжание пчелы) Рефлексия — Как называется домик, который человек сделал для пчёл? — Вход в улей называется «леток». Как вы думаете, почему? — Потому что пчёлы через него влетают в улей. в) сообщение о пчёлах (презентация обучающегося — опережающее задание) Сковородина Ангелина побывала в библиотеке и приготовила для нас интересную информацию о пчёлах. Пчела – великое чудо природы! Тело насекомого разделено на три части: голова, грудь и брюшко. Пчёлы — необыкновенные, умные и очень полезные насекомые. Пчела работница, усталости не зная, Свой кропотливый труд с охотою несёт. На благо общее, все силы, отдавая, Примером для других и служит и живёт! Питаются пчёлы нектаром и пыльцой цветов. Чтобы достать нектар, пчела опускает внутрь хоботок и засасывает жидкость. Пчела может набрать столько жидкости, сколько весит сама. Есть в саду пчелиный домик — Ульем все его зовут. — Кто живёт в нём? Сладкий гномик? — Пчёлы, милый, в нём живут. Там узорчатые соты, В клетках — мёд, пчелиный труд… Мёд — это природное лекарство, производимое пчёлами. Мёд пчеловоды собирают летом. Это называется «качать мёд». Для получения ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течение дня. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до <metricconverter productid=«150 кг» w:st=«on»>150 кг мёда. |
Муравьишки — Торопышки.
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке.
Тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться.
Муравей живёт трудом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!!!
— Что узнали о муравьях?
в) знакомство с жизнью семьи муравьёв (презентация учителя)
Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!
Одиночных муравьёв в природе нет. Возникновение муравьёв неразрывно связано с возникновением семьи (сообщества) этих насекомых. Связь муравья с семьей столь велика, что муравей — одиночка неизбежно погибает.
В больших семьях муравьёв есть самки, самцы и рабочие муравьи. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. У рабочих муравьёв крыльев не бывает, они не способны к размножению. Рабочие муравьи выполняют различные функции. Они – «строители», «няньки», «охотники», «пастухи», «воины», «бойцы».
Муравьи в лесу полезны –
Сберегают от болезней.
Вредных мошек поглощают,
Тем деревья защищают.
Муравейник не ломай.
От беды оберегай!
г)проверка восприятия
— Что нового узнали о муравьях?
— Чем полезны муравьи?
— Какие функции выполняют муравьи в семьях?
Отгадывание загадки
(улей; пчела)
Слушанье аудиозаписи
— Улей.
Ответы детей.
Презентация о пчёлах (Сковородина Ангелина)
Учатся выделять основную мысль.
Ответы детей. Рассказывают о своих наблюдениях из жизни пчёл.
Ответы детей.
Учатся выделять основную мысль текста.
Рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами.
Положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы
Учатся выделять основную мысль
Ответы детей
Отгадывание загадки
(муравейник; муравей)
Презентация о муравьях (Изотов Артём)
Учатся выделять основную мысль
Рассуждают о пользе муравьёв.
Ответы детей
Учатся выделять основную мысль
Рассуждают о бережном отношении к муравьям
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.
Познавательные:
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
— создавать презентацию на заданную тему;
— владение монологической формой речи.
Познавательные:
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
Личностные:
— понимание важности здорового образа жизни.
Личностные:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Коммуникативные:
— создавать презентацию на заданную тему;
— владение монологической формой речи.
Регулятивные:
— выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные:
— навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе
Иллюстрации
(улья; пчёл)
Компьютер
Интерактивная доска
Компьютер
ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Пчёлы»
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Физминутка с пчёлками»
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 5 — 9
Интерактивная доска
Компьютер
Иллюстрации муравейника; муравья
Интерактивная доска
Компьютер
ПрезентацияMicrosoft Office-Power Point
«Муравьи»
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft
Office-Power
Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 10 — 14
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ.
В зависимости от конкретных дидактических задач: изучение нового материала
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
•
Педагогический приём на развитие коммуникативных навыков (диалог)
•
Педагогический приём на информационные навыки (обработка информации, работа с медиатехникой).
•
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
1.Чтение стихотворенияС. Михалкова (наизусть)
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой.
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
б) проверка восприятия
— Какие «профессии» муравьёв прозвучали в стихотворении?
Чтение стихотворенияС.Михалкова (наизусть)
Ответы детей
— контроль, оценка
Познавательные-общеучебные:
— смысловое чтение,
— умение структурировать знания, логическое выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
— оценка действий партнера,
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
По источникам знаний: словесный
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный
•
Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение)
•
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
работа с самопроверкой
(с.20, задание 14)
— У муравьёв еще много других занятий. Рассмотрите рисунки.
«строители» — 3 (строят муравейник)
«родители» — 4 (рождают потомство)
«охотники» — 1 (ходят на охоту)
«пастухи» — 6 (пасут тлей)
«няньки» — 5 (нянчат малышей)
«воины» — 2 (защищают муравейник)
2.Дидактическая игра «Угадай насекомое по выделенным признакам» (стр. учебника 48)
v Летает, бегает,прыгает, плавает.
v Жужжит, стрекочет, пищит.
v Чёрное,зелёное, в полоску, в узорах.
v Кусается, жалит, безобидное.
v Незаметное, ярко окрашено.
v Общественное,необщественное.
— Кто это? (кузнечик)
Анализируют рисунки и соотносят с занятиями муравьёв
Узнают насекомое по признакам
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
РТ
Учебник
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самопроверка, рефлексия.
•
Педагогический приём на стимулирование проявления учениками инициативы и самостоятельности.
•
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
1 ряд (2 группы) – Загадайте одноклассникам любое насекомое, загадав 3-4 признака.
При проверке: (ответы подчеркнуть на интерактивной доске цветным маркером)
·Летает, бегает, прыгает, плавает.
·Жужжит, стрекочет, пищит.
·Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
·Кусается, жалит, безобидное.
·Незаметное, ярко окрашено.
·Общественное, необщественное. (ПЧЕЛА)
·Летает, бегает, прыгает, плавает.
·Жужжит, стрекочет, пищит.
·Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
·Кусается, жалит, безобидное.
·Незаметное, ярко окрашено.
·Общественное, необщественное. (МУРАВЕЙ)
2 и 3 ряд: (проектная деятельность):
1 этап: Погружение в проект.
У вас на столах лежит лист ватмана с изображением насекомого и его домика.
Сегодня мы будем создавать проекты «БАНК ЗНАНИЙ»
Второй ряд — о муравьях, третий ряд – о пчёлах.
2 этап: Организация деятельности:
Для этого вы должны:
1) Название проекту дано.
2) Знания по теме проекта получены вами на уроке. Вспоминайте и выбирайте из карточек те, которые подходят к теме вашего проекта. Их вы можете взять у себя на парте, но будьте внимательны, среди карточек есть лишние.
3) Оформить проект.
4) Составить небольшой рассказ по теме проекта.
5) Выбрать ученика, который будет защищать проект.
3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
4 этап: Продукт проектной деятельности.
Продуктом в данной работе является проекты, созданные детьми.
— Мы начинаем защиту наших проектов.
Учитель вызывает по докладчику от каждой группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Группа может дополнить рассказ выступающих детей.
Определяют признаки насекомого
Составляют подобное задание для одноклассников
Работа над проектами
Погружение в проект
Организация деятельности
Самостоятельная работа
Защита проектов
Дополнение выступающих детьми группы
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь работать по коллективно составленному плану;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
— уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— слушать и понимать речь других.
Познавательные:
— участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока.
Личностные:
— готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
— оказание необходимой взаимопомощи.
Музыкальное сопровождение
Учебник
Интерактивная доска
Разрезные карточки
Иллюстрации
пчелы; муравья
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа, проектная деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный
•
Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение).
•
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать
(на доске ?
)
— Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
(ответы детей)
— Кто упорядочит карточки на доске и ответит: «Кто такие общественные насекомые?»
Общественные насекомые семья
(Общественные насекомые – это насекомые, которые живут семьями, в одном жилище и между которыми распределены обязанности.)
— Продолжите предложение, выбрав начало словами:
На уроке:
Я узнал…
Я удивился…
Я запомнил…
Повторение учебной задачи детьми
Выводы детей
Рефлексия
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные:
— самостоятельное выделение познавательной цели
Личностные:
— смыслообразование;
— проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности
Карточка ?
Разрезные карточки
Карточки для рефлексии
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
•
Педагогический приём на обобщение информации.
Прекрасный день!
Урока подошел конец!
Пусть каждый скажет про себя:
«Какой я молодец!»
— умение структурировать знания.
Личностные:
— самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.
По источникам знаний: словесный
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
· Педагогический приём на обобщение информации.
Технологическая карта
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Программа: «Гармония»
Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир»
Учитель: Полтавченко Лариса Игоревна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ №4»
ТЕМА РАЗДЕЛА: «Разнообразие и красота животных» (18 часов) |
|
Тема урока: «Семья. Общественные насекомые» (47/8) Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД |
|
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы) |
Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать) |
Предметные результаты Знать: - существенные признаки общественных насекомых; - 2 - 4 представителя общественных насекомых; - правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями. Уметь: - различать общественных насекомых; -описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней; - формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями; -создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения); -оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы. Понимать: - в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; - важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним; -многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам. Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для: - обеспечения безопасности своей жизни; - выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы. |
Цель: формировать представление об общественных насекомых. Задачи Образовательные: -познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека; - учить удивляться обычному; - закрепить знания о насекомых. Развивающие: - развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать; -развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; - обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся. Воспитывающие: - воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых. Познавательные: - узнать, каких насекомых называют общественными и почему. |
Опорные понятия, термины |
Новые понятия, термины |
Насекомые. Семья. |
Общество. Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых. |
Общеучебные компетенции:
|
|
Методы обучения:
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная |
|
Оборудование и оснащение урока Учебно - наглядные (информационные) пособия:
Технические средства информации:
Атрибуты:
|
|
Ожидаемые результаты: - умение называть основные признаки общественных насекомых; - повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний; - развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала; - формирование нравственных качеств; - формирование общеучебных компетенций. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (универсальные учебные действия) |
Дидактическое обеспечение |
||
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
Чудесный день! И настроение чудесное – подстать! Так разрешите мне урок с улыбки доброй к вам начать! Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьезных, и веселых. И сегодня первый класс На урок позвал всех Вас! |
Готовность к уроку |
Регулятивные: - самоорганизация и организация рабочего места Личностные: - самоопределение Коммуникативные: - планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками |
Учебник РТ Компьютер Интерактивная доска Словарь С.И. Ожегова Иллюстрации (насекомые) Разрезные карточки |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация.
|
||||||
II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой) |
1.Работа над иллюстрацией. - Кто изображён на картинке? - Что такое семья? - Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. «Семья – это группа родственников, живущих вместе» - В семье все заняты своим делом, у каждого есть свои обязанности. В семье все заботятся друг о друге, помогают, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого на душе хорошо и тепло. - Разгадайте ребус, какие два слова спрятались в этом слове? 7 Я (СЕМЬ-Я) - В природе тоже существуют семьи. У растений есть семьи и у животных. (на доске табличка «семья») 2. Отгадывание загадки. - Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите, отгадав загадку. Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это? Знакомы вы? Отвечайте дружно вслух Это … (на доске табличка «насекомые») |
Ответы детей - О семье! Ответы детей Разгадывание ребуса (СЕМЬ-Я) Отгадывание загадки (насекомые) |
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока |
Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 1 - 2 Интерактивная доска Словарь С.И. Ожегова Таблица (семья) Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 3 Разрезные карточки |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация.
|
||||||
III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи |
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с насекомыми. Тема урока: «Общественные насекомые» - Как вы понимаете слово общественные, от какого слова образовано? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. «Общество - круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов» В нашем случае речь идёт о насекомых. Наша задача на уроке … ? (формулируют дети) Правильно я Вас поняла? Узнать каких насекомых называют общественными и почему? (на доске табличка «Общественные») Окружающий
нас мир Мы готовы разгадать (на доске ? ) - А вы, ребята, готовы разгадать? Как только с поставленной задачей справимся, сможем упорядочить слова на доске: «семья», «насекомые», «Общественные» |
Ответы детей Постановка учебной задачи детьми. |
Регулятивные: - Целеполагание Личностные: - самоопределение-мотивация учения Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других. |
Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 4 Словарь С.И. Ожегова Разрезные карточки Карточка ? |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
|
||||||
IV. Решение учебной задачи |
1. Знакомство с жизнью пчёл а) отгадывание загадки: Что за
домик, мне скажите, (улей; пчела) – картинка на доске б) рассказ об истоках слова «пчела», «улей» Пчела – очень древнее слово. Оно раньше писалось и произносилось иначе – «бьчела». На Украине и сейчас пчелу называют «бджола». Первые звуки этого «бдж» напоминают жужжание пчелы. Поэтому и название пчеле дали по характерному для неё жужжанию при полёте. Вот послушайте! (аудиозапись жужжание пчелы) Рефлексия - Как называется домик, который человек сделал для пчёл? - Вход в улей называется "леток". Как вы думаете, почему? - Потому что пчёлы через него влетают в улей. в) сообщение о пчёлах (презентация обучающегося - опережающее задание) Сковородина Ангелина побывала в библиотеке и приготовила для нас интересную информацию о пчёлах. Пчела – великое чудо природы! Тело насекомого разделено на три части: голова, грудь и брюшко. Пчёлы - необыкновенные, умные и очень полезные насекомые. Пчела работница, усталости не зная, Свой кропотливый труд с охотою несёт. На благо общее, все силы, отдавая, Примером для других и служит и живёт! Питаются пчёлы нектаром и пыльцой цветов. Чтобы достать нектар, пчела опускает внутрь хоботок и засасывает жидкость. Пчела может набрать столько жидкости, сколько весит сама. Есть в саду пчелиный домик - Ульем все его зовут. - Кто живёт в нём? Сладкий гномик? - Пчёлы, милый, в нём живут. Там узорчатые соты, В клетках - мёд, пчелиный труд... Мёд - это природное лекарство, производимое пчёлами. Мёд пчеловоды собирают летом. Это называется «качать мёд». Для получения ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течение дня. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг мёда. - Что интересно было узнать о пчёлах? г) инсценировка рассказа Эдуарда Шима «Сколько живёт пчела» (с.47) д) проверка восприятия - Что нового узнали о пчёлах? - Как надо себя вести при встрече с ними? е) Здоровьесберегающие технологии Физминутка с пчёлками (презентация) ж) знакомство с жизнью семьи пчёл (презентация учителя) Одни насекомые живут в одиночку, другие – большой семьёй. Так живут пчёлы, муравьи, шмели и некоторые виды ос. Их называют общественными насекомыми. Общество или семья насекомых – это единое целое. Семья - основная форма существования этих насекомых. Говоря о семье общественных насекомых, мы вправе употреблять термины - «сообщество» или «община». Пчёлы – общественные насекомые. Они живут большими семьями. В каждом улье обитает одна семья пчёл. В пчелиной семье имеется одна матка, несколько сотен трутней (пчёл - самцов) и несколько тысяч рабочих пчёл. Пчёлы совместно ищут пищу, воду, жильё, защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством. Каждая пчела выполняет свою работу. Молодые рабочие пчёлы кормят малышей, более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья. Пчела – великая труженица. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. ЗАПОМНИ! Жало у пчёл – только для защиты, а не для нападения. Ужалив, пчела погибает. Если вокруг тебя летают пчёлы или осы нельзя: кричать; махать руками; убегать. Всё это может вызвать агрессивное поведение насекомых! - Почему пчёл называют общественными насекомыми? 2.Знакомство с жизнью муравьёв. а) отгадывание загадки: Под сосною –
горки-домики. Чем выше гора, (муравейник; муравей) – картинка на доске б) сообщение о муравьях (презентация обучающегося - опережающее задание) Изотов Артём подготовил информацию о муравьях, используя Интернет ресурсы. МУРАВЕЙ - маленькое насекомое, обитающее на земле и деревьях. Тело муравья состоит из груди, брюшка, головы и 6 лапок. На голове у него есть глаза, жвала (челюсти), усики - антенки. Длина тела рабочих муравьев от 1 мм до 30 мм Муравьи питаются сладкими соками, которые выделяют растения или насекомые. Муравейник – дом муравьёв. Свои гнезда — «муравьиные кучи» — муравей строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Высота муравейников достигает иногда более метра. Кроме надземной части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер. Муравьи – санитары леса! Они истребляют вредных насекомых – тлей и гусениц и переносят семена растений. Оберегая, муравейник мы сохраняем наши леса! Муравьи - чрезвычайно полезные насекомые, они требуют бережного отношения, нуждаются в нашей защите и охране! Муравьишки -
Торопышки. - Что узнали о муравьях? в) знакомство с жизнью семьи муравьёв (презентация учителя) Муравьи живут
семьёй. Муравьи в лесу
полезны – г) проверка восприятия - Что нового узнали о муравьях? - Чем полезны муравьи? - Какие функции выполняют муравьи в семьях? |
Отгадывание загадки (улей; пчела) Слушанье аудиозаписи - Улей. Ответы детей. Презентация о пчёлах (Сковородина Ангелина) Учатся выделять основную мысль. Ответы детей. Рассказывают о своих наблюдениях из жизни пчёл. Ответы детей. Учатся выделять основную мысль текста. Рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами. Положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы Учатся выделять основную мысль Ответы детей Отгадывание загадки (муравейник; муравей) Презентация о муравьях (Изотов Артём) Учатся выделять основную мысль Рассуждают о пользе муравьёв. Ответы детей Учатся выделять основную мысль Рассуждают о бережном отношении к муравьям |
Регулятивные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; - уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение. Познавательные: - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; - создавать презентацию на заданную тему; - владение монологической формой речи. Познавательные: - применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Личностные: - понимание важности здорового образа жизни. Личностные: - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Коммуникативные: - создавать презентацию на заданную тему; - владение монологической формой речи. Регулятивные: - выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе |
Иллюстрации (улья; пчёл) Компьютер Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Пчёлы» Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Физминутка с пчёлками» Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 5 - 9 Интерактивная доска Компьютер Иллюстрации муравейника; муравья Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Муравьи» Интерактивная доска Компьютер Презентация Microsoft Office-Power Point «Семья. Общественные насекомые» Слайд 10 - 14 |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ. В зависимости от конкретных дидактических задач: изучение нового материала По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
|
||||||
V. Первичное закрепление |
- О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них. 1.Чтение стихотворения С. Михалкова (наизусть) В лесу мурашки – муравьи Живут своим трудом. У них обычаи свои И муравейник – дом. Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки – в детский сад. Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой. С утра до вечера шуршит В траве и под листвой. б) проверка восприятия - Какие "профессии" муравьёв прозвучали в стихотворении? |
Чтение стихотворения С.Михалкова (наизусть) Ответы детей |
Регулятивные: - контроль, оценка Познавательные-общеучебные: - смысловое чтение, - умение структурировать знания, логическое выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: - оценка действий партнера, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
РТ (рабочая тетрадь) |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный
|
||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой |
1. Выполнение задания в рабочей тетради (с.20, задание 14) - У муравьёв еще много других занятий. Рассмотрите рисунки. «строители» - 3 (строят муравейник) «родители» - 4 (рождают потомство) «охотники» - 1 (ходят на охоту) «пастухи» - 6 (пасут тлей) «няньки» - 5 (нянчат малышей) «воины» - 2 (защищают муравейник) 2.Дидактическая игра «Угадай насекомое по выделенным признакам» (стр. учебника 48)
- Кто это? (кузнечик) |
Анализируют рисунки и соотносят с занятиями муравьёв Узнают насекомое по признакам |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: - уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
РТ Учебник |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность. В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самопроверка, рефлексия.
|
||||||
VII. Включение знаний в систему |
1. Коллективная работа (работа в группах) 1 ряд (2 группы) – Загадайте одноклассникам любое насекомое, загадав 3-4 признака. При проверке: (ответы подчеркнуть на интерактивной доске цветным маркером)
2 и 3 ряд:
(проектная деятельность): У вас на столах лежит лист ватмана с изображением насекомого и его домика. Сегодня мы будем создавать проекты «БАНК ЗНАНИЙ» Второй ряд - о муравьях, третий ряд – о пчёлах. 2 этап: Организация деятельности: Для этого вы должны: 1) Название проекту дано. 2) Знания по теме проекта получены вами на уроке. Вспоминайте и выбирайте из карточек те, которые подходят к теме вашего проекта. Их вы можете взять у себя на парте, но будьте внимательны, среди карточек есть лишние. 3) Оформить проект. 4) Составить небольшой рассказ по теме проекта. 5) Выбрать
ученика, который будет защищать
проект. Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает. 4 этап:
Продукт проектной деятельности. - Мы начинаем защиту наших проектов. Учитель вызывает по докладчику от каждой группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Группа может дополнить рассказ выступающих детей. |
Работа в группах Определяют признаки насекомого Составляют подобное задание для одноклассников Работа над проектами Погружение в проект Организация деятельности Самостоятельная работа Защита проектов Дополнение выступающих детьми группы |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь работать по коллективно составленному плану; - уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других.
Познавательные: - участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока. Личностные: - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; - оказание необходимой взаимопомощи. |
Музыкальное сопровождение Учебник Интерактивная доска Разрезные карточки Иллюстрации пчелы; муравья |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа, проектная деятельность. В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный
|
||||||
VIII. Контроль и оценка (рефлексия) |
Окружающий
нас мир (на доске ? ) - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? (ответы детей) - Кто упорядочит карточки на доске и ответит: «Кто такие общественные насекомые?» Общественные насекомые семья (Общественные насекомые – это насекомые, которые живут семьями, в одном жилище и между которыми распределены обязанности.) - Продолжите предложение, выбрав начало словами: На уроке: Я узнал… Я удивился… Я запомнил… |
Повторение учебной задачи детьми Выводы детей Рефлексия |
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: - самостоятельное выделение познавательной цели Личностные: - смыслообразование; - проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности |
Карточка ? Разрезные карточки Карточки для рефлексии |
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
|
||||||
IX. Итог урока |
- Ребята! Спасибо за урок! Прекрасный день! Урока подошел конец! Пусть каждый скажет про себя: «Какой я молодец!» |
|
Регулятивные: - умение структурировать знания. Личностные: - самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке. |
|
||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО