В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по литературному чтению

Урок по литературному чтению

Г.М. Гаршина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Летописцы истории: русские историки и их труды)
просмотров: 10125 комментариев: 1
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".
Описание
Учитель начальных классов Гаршина Галина Михайловна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское
Тема урока
Книги Древней Руси. «Поучение детям »Владимира Мономаха

Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.

Задачи урока:

— продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;
— формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;
— повторить понятия «летопись, «летописец»;
— расширение словарного запаса учащихся;
— способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;
— формировать навыки учебной поисковой деятельности;
— способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;

Форма урока:интегрированный (с элементами истории, окружающего мира), беседа учителя и сообщения учащихся, мультимедийная презентация.

Учебные пособия и наглядный материал:

1) Н.Ф.Виноградова «Литературное чтение» учебник для 4 класса;
2) Тетрадь «Литературное чтение» для 4 класса;
3) Выставка книг для детей о Древней Руси (список прилагается);
4) Отрывок из летописи «Поучение детям» (текст прилагается);
5) Мультимедийная презентация с фототипическими воспроизведениями древнерус-ских князей, картин художников.

Ход урока:
I.Организационный момент.
Сообщение детям темы и задач урока.
— Продолжаем разговор о книгах Древней Руси.
— Скажите, что это за период – Древняя Русь?
(русское государство с IXпо XIIIвек)

II.Ответьте на вопросы викторины: 1 слай.д

1) Какими были книги в Древней Руси? (рукописными, т.е писались от руки искусными переписчиками – каллиграфами )
2) Кто писал книги? (монахи, черноризцы)
3) Как назавались в то время буквы? (глаголица, кириллица, буквица)
4) Самая известная книга Древней Руси? («Повесть временных лет»)
5) Чем первая буква отличалась от остальных? (была особенно красивой, называ-лась красная, т.е «красивая»)

Учитель:Сейчас мне хочется прочитать отрывок из «Повести временных лет», датируемых 1037годом такую цитату. А вы, подумав, скажите:

— Кто написал эти слова?
«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания»

Подсказка: Это человек, который очень любил книги, часто их читал днём и ночью, переводил на другие языки, сам создавал книги и положил их в церковь, которую заложи л и построил.
(Ответ Ярослав Мудрый)

Учитель:Что вы знаете о Ярославе Мудром? (Ответы детей)

Кого Вы видите на следующем слайде? 2 слайд.

III. Сообщение темы урока:

Сегодня вы узнаете о другом древнерусском князе — Владимире Мономахе, позна-комитесь с его «поучением детям»

Рассказ о Владимире Мономахе
3 слайд:Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».

4 слайд:Это был 18- й Киевский князь

Его предшественник
Святополк II
Преемник
Мстислав I Великий
Рождение
26 мая 1053года
Смерть
19 мая 1125 года
Похоронен
Софийский собор в Киеве
Династия
Рюриковичи
Отец
Всеволод Ярославич

5 слайд:В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось оста-новить их.

6 слайд:В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.

7 слайд:В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.

8 слайд:Ребята, может вы знаете почему Владимира IIпрозвали Мономахом?
— Прозван по имени матери – дочери византийского императора Константина IXМономаха. Он княжил:
1066 – 1073 — князь Ростовский
1073 — 1078 — князь Смоленский
1078 – 1093 — князь Черниговский
1094 – 1113 — князь Переяславский
1113 – 1125 — Великий князь Киевский

9 слайд:Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжес-
ких междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам.Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.

10 слайд :После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военны-ми походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.

11 слайд:Таковы были итоги военных походов.

12 слайд:Политика Владимира Мономаха была напрвлена на:
— сохранение едоной власти в государстве;
— борьбу против разделения Руси;
— защиту от половцев;
— реформирование внутри жизни государства.

13 слайд:Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».

14 слайд:Таким образом, «Устав Владимира Мономаха»определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.

15 слайд:По поручению Владимира Мономаха в 1116 – 1117г. была создана 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

16 слайд:Вы видите изображение символов древнего русского государства: скипетр, корона, держава.

17 слайд:С именем Владимира Мономаха связан символ русского государства – шапка Мономаха.

18 слайд:К XIвеку за государством восточных славян окончательно закрепилось назва-ние «Русь», «Русская земля». А восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими». Владимир Мономах смог объединить под своей властью ¾ территории древнерусского государства. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.

19 слайд:Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни.
Представление книг о Владимире Мономахе.(Выставка книг: авторы, названия).

20 слайд:Генеалогическое дерево Рюриковичей.

Учитель: Владимир Василий Всеволодович IIпрозванный Мономахом, сын Всеволодо-вича Ярославича – самый замечательный из усских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.

АВТОР «ПОУЧЕНИЯ»

Это – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.
По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего оно было написано в 1117 году. Печатается в Лаврентьевской летописи (есть ещё Радзилловская и Ипатьевская).

Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он при-давал ему более широкое общественное значение.

IV. Подготовительный этап чтения.
Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С дет-ства Владимир отличался отчаянной храбростью».

ЧИТАЕТ УЧЕНИК:

«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»

V. Откройте учебникс.154 – 155 Найдите текст «Поучения» с 155. Читает ученик.

— Эти отрывки из летописей «Повести временых лет»пересказаны для детей русским историком XIXвека Сергеем Михайловичем Соловьёвым.

Словарная работа:
1) тиун – управляющий
2) отрок – слуга
3) простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий

Выразительное чтение учащимися по цепочке

VI. Проверка первичного восприятия
— Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
— Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ
— Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?

(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?)

— Нарисуйте словесный портрет князя

21 слайд:какое из этих высказываний понравилось? Запомните его!
VII. Работа в тетради по «Литературному чтению»
VIII. Выводы по уроку:
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Как мы это делали?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
+Открытый урок по литературному чтению.doc Скачать

Учитель начальных классов Гаршина Галина Михайловна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское


Тема урока

Книги Древней Руси. «Поучение детям »Владимира Мономаха


Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.


Задачи урока:


- продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;

- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;

- повторить понятия «летопись, «летописец»;

- расширение словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;

- формировать навыки учебной поисковой деятельности;

- способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;


Форма урока: интегрированный (с элементами истории, окружающего мира), беседа учителя и сообщения учащихся, мультимедийная презентация.


Учебные пособия и наглядный материал:


  1. Н.Ф.Виноградова «Литературное чтение» учебник для 4 класса;

  2. Тетрадь «Литературное чтение» для 4 класса;

  3. Выставка книг для детей о Древней Руси (список прилагается);

  4. Отрывок из летописи «Поучение детям» (текст прилагается);

  5. Мультимедийная презентация с фототипическими воспроизведениями древнерус-ских князей, картин художников.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Сообщение детям темы и задач урока.

- Продолжаем разговор о книгах Древней Руси.

- Скажите, что это за период – Древняя Русь?

(русское государство с IX по XIII век)


II. Ответьте на вопросы викторины: 1 слай.д


  1. Какими были книги в Древней Руси? (рукописными, т.е писались от руки искусными переписчиками – каллиграфами )

  2. Кто писал книги? (монахи, черноризцы)

  3. Как назавались в то время буквы? (глаголица, кириллица, буквица)

  4. Самая известная книга Древней Руси? («Повесть временных лет»)

  5. Чем первая буква отличалась от остальных? (была особенно красивой, называ-лась красная, т.е «красивая»)


Учитель: Сейчас мне хочется прочитать отрывок из «Повести временных лет», датируемых 1037годом такую цитату. А вы, подумав, скажите:


- Кто написал эти слова?

«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания»


Подсказка: Это человек, который очень любил книги, часто их читал днём и ночью, переводил на другие языки, сам создавал книги и положил их в церковь, которую заложи л и построил.

(Ответ Ярослав Мудрый)


Учитель: Что вы знаете о Ярославе Мудром? (Ответы детей)


Кого Вы видите на следующем слайде? 2 слайд.


III. Сообщение темы урока:


Сегодня вы узнаете о другом древнерусском князе - Владимире Мономахе, позна-комитесь с его «поучением детям»


Рассказ о Владимире Мономахе


3 слайд: Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)

«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».


4 слайд: Это был 18- й Киевский князь


Его предшественник

Святополк II

Преемник

Мстислав I Великий

Рождение

26 мая 1053года

Смерть

19 мая 1125 года

Похоронен

Софийский собор в Киеве

Династия

Рюриковичи

Отец

Всеволод Ярославич


5 слайд: В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло

восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось оста-новить их.


6 слайд: В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого

авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.


7 слайд: В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60

лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.


8 слайд: Ребята, может вы знаете почему Владимира II прозвали Мономахом?

- Прозван по имени матери – дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Он княжил:

1066 – 1073 - князь Ростовский

1073 - 1078 - князь Смоленский

1078 – 1093 - князь Черниговский

1094 – 1113 - князь Переяславский

1113 – 1125 - Великий князь Киевский


9 слайд: Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжес-

ких междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам.Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.


10 слайд : После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военны-ми походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.


11 слайд: Таковы были итоги военных походов.


12 слайд: Политика Владимира Мономаха была напрвлена на:

- сохранение едоной власти в государстве;

- борьбу против разделения Руси;

- защиту от половцев;

- реформирование внутри жизни государства.


13 слайд: Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».


14 слайд: Таким образом, «Устав Владимира Мономаха»определял разные отношения: политические, социальные, денежные.

В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не

только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.


15 слайд: По поручению Владимира Мономаха в 1116 – 1117г. была создана 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.


16 слайд: Вы видите изображение символов древнего русского государства: скипетр, корона, держава.


17 слайд: С именем Владимира Мономаха связан символ русского государства – шапка Мономаха.


18 слайд: К XI веку за государством восточных славян окончательно закрепилось назва-ние «Русь», «Русская земля». А восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими». Владимир Мономах смог объединить под своей властью ¾ территории древнерусского государства. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.


19 слайд: Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни.

Представление книг о Владимире Мономахе. (Выставка книг: авторы, названия).


20 слайд:Генеалогическое дерево Рюриковичей.


Учитель : Владимир Василий Всеволодович II прозванный Мономахом, сын Всеволодо-вича Ярославича – самый замечательный из усских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.


АВТОР «ПОУЧЕНИЯ»


Это – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.

По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего оно было написано в 1117 году. Печатается в Лаврентьевской летописи (есть ещё Радзилловская и Ипатьевская).


Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он при-давал ему более широкое общественное значение.


IV. Подготовительный этап чтения.


Учитель: А какой же был Мономах в детстве?

Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С дет-ства Владимир отличался отчаянной храбростью».


ЧИТАЕТ УЧЕНИК:


«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами , вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!

Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»


V. Откройте учебник с.154 – 155 Найдите текст «Поучения» с 155. Читает ученик.


- Эти отрывки из летописей «Повести временых лет»пересказаны для детей русским историком XIX века Сергеем Михайловичем Соловьёвым.


Словарная работа:

  1. тиун – управляющий

  2. отрок – слуга

  3. простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий


Выразительное чтение учащимися по цепочке


VI. Проверка первичного восприятия


- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?

- Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ

- Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?


(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?)


- Нарисуйте словесный портрет князя


21 слайд: какое из этих высказываний понравилось? Запомните его!


VII. Работа в тетради по «Литературному чтению»

VIII. Выводы по уроку:

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Как мы это делали?

- Чему научились?

- Что понравилось или не понравилось на уроке?


IX. Дома: прочитать «Поучение», запомнить его

Дополнительно:


1) Когда было написано поучение? (В конце жизни, в 1117 году).


2) О чём Мономах в нём рассказал? (О своей трудной жизни).


3) Чем поделился? (размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми).


4) Какая редакция и какой летописи дошла до наших дней? (2 –я, Лаврентьевская).

5


Обсуждение материала
Сергей Колодин
11.04.2012 21:17
В разработке отсутствуют заявленная презентация и список использованной литературы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос