Урок по литературному чтению
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Летописцы истории: русские историки и их труды)
просмотров: 10125 комментариев: 1
Тема урока
Книги Древней Руси. «Поучение детям »Владимира Мономаха
Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.
Задачи урока:
— продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;
— формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;
— повторить понятия «летопись, «летописец»;
— расширение словарного запаса учащихся;
— способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;
— формировать навыки учебной поисковой деятельности;
— способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;
Форма урока:интегрированный (с элементами истории, окружающего мира), беседа учителя и сообщения учащихся, мультимедийная презентация.
Учебные пособия и наглядный материал:
1) Н.Ф.Виноградова «Литературное чтение» учебник для 4 класса;
2) Тетрадь «Литературное чтение» для 4 класса;
3) Выставка книг для детей о Древней Руси (список прилагается);
4) Отрывок из летописи «Поучение детям» (текст прилагается);
5) Мультимедийная презентация с фототипическими воспроизведениями древнерус-ских князей, картин художников.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Сообщение детям темы и задач урока.
— Продолжаем разговор о книгах Древней Руси.
— Скажите, что это за период – Древняя Русь?
(русское государство с IXпо XIIIвек)
II.Ответьте на вопросы викторины: 1 слай.д
1) Какими были книги в Древней Руси? (рукописными, т.е писались от руки искусными переписчиками – каллиграфами )
2) Кто писал книги? (монахи, черноризцы)
3) Как назавались в то время буквы? (глаголица, кириллица, буквица)
4) Самая известная книга Древней Руси? («Повесть временных лет»)
5) Чем первая буква отличалась от остальных? (была особенно красивой, называ-лась красная, т.е «красивая»)
Учитель:Сейчас мне хочется прочитать отрывок из «Повести временных лет», датируемых 1037годом такую цитату. А вы, подумав, скажите:
— Кто написал эти слова?
«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания»
Подсказка: Это человек, который очень любил книги, часто их читал днём и ночью, переводил на другие языки, сам создавал книги и положил их в церковь, которую заложи л и построил.
(Ответ Ярослав Мудрый)
Учитель:Что вы знаете о Ярославе Мудром? (Ответы детей)
Кого Вы видите на следующем слайде? 2 слайд.
III. Сообщение темы урока:
Сегодня вы узнаете о другом древнерусском князе — Владимире Мономахе, позна-комитесь с его «поучением детям»
Рассказ о Владимире Мономахе
3 слайд:Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».
4 слайд:Это был 18- й Киевский князь
Его предшественник
| Святополк II
|
Преемник
| Мстислав I Великий
|
Рождение
| 26 мая 1053года
|
Смерть
| 19 мая 1125 года
|
Похоронен
| Софийский собор в Киеве
|
Династия
| Рюриковичи
|
Отец
| Всеволод Ярославич
|
5 слайд:В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось оста-новить их.
6 слайд:В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.
7 слайд:В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.
8 слайд:Ребята, может вы знаете почему Владимира IIпрозвали Мономахом?
— Прозван по имени матери – дочери византийского императора Константина IXМономаха. Он княжил:
1066 – 1073 — князь Ростовский
1073 — 1078 — князь Смоленский
1078 – 1093 — князь Черниговский
1094 – 1113 — князь Переяславский
1113 – 1125 — Великий князь Киевский
9 слайд:Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжес-
ких междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам.Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.
10 слайд :После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военны-ми походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.
11 слайд:Таковы были итоги военных походов.
12 слайд:Политика Владимира Мономаха была напрвлена на:
— сохранение едоной власти в государстве;
— борьбу против разделения Руси;
— защиту от половцев;
— реформирование внутри жизни государства.
13 слайд:Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».
14 слайд:Таким образом, «Устав Владимира Мономаха»определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.
15 слайд:По поручению Владимира Мономаха в 1116 – 1117г. была создана 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
16 слайд:Вы видите изображение символов древнего русского государства: скипетр, корона, держава.
17 слайд:С именем Владимира Мономаха связан символ русского государства – шапка Мономаха.
18 слайд:К XIвеку за государством восточных славян окончательно закрепилось назва-ние «Русь», «Русская земля». А восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими». Владимир Мономах смог объединить под своей властью ¾ территории древнерусского государства. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.
19 слайд:Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни.
Представление книг о Владимире Мономахе.(Выставка книг: авторы, названия).
20 слайд:Генеалогическое дерево Рюриковичей.
Учитель: Владимир Василий Всеволодович IIпрозванный Мономахом, сын Всеволодо-вича Ярославича – самый замечательный из усских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.
АВТОР «ПОУЧЕНИЯ»
Это – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.
По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего оно было написано в 1117 году. Печатается в Лаврентьевской летописи (есть ещё Радзилловская и Ипатьевская).
Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он при-давал ему более широкое общественное значение.
IV. Подготовительный этап чтения.
Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С дет-ства Владимир отличался отчаянной храбростью».
ЧИТАЕТ УЧЕНИК:
«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»
V. Откройте учебникс.154 – 155 Найдите текст «Поучения» с 155. Читает ученик.
— Эти отрывки из летописей «Повести временых лет»пересказаны для детей русским историком XIXвека Сергеем Михайловичем Соловьёвым.
Словарная работа:
1) тиун – управляющий
2) отрок – слуга
3) простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий
Выразительное чтение учащимися по цепочке
VI. Проверка первичного восприятия
— Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
— Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ
— Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?
(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?)
— Нарисуйте словесный портрет князя
21 слайд:какое из этих высказываний понравилось? Запомните его!
VII. Работа в тетради по «Литературному чтению»
VIII. Выводы по уроку:
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Как мы это делали?
Учитель начальных классов Гаршина Галина Михайловна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское
Тема урока
Книги Древней Руси. «Поучение детям »Владимира Мономаха
Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;
- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;
- повторить понятия «летопись, «летописец»;
- расширение словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;
- формировать навыки учебной поисковой деятельности;
- способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;
Форма урока: интегрированный (с элементами истории, окружающего мира), беседа учителя и сообщения учащихся, мультимедийная презентация.
Учебные пособия и наглядный материал:
-
Н.Ф.Виноградова «Литературное чтение» учебник для 4 класса;
-
Тетрадь «Литературное чтение» для 4 класса;
-
Выставка книг для детей о Древней Руси (список прилагается);
-
Отрывок из летописи «Поучение детям» (текст прилагается);
-
Мультимедийная презентация с фототипическими воспроизведениями древнерус-ских князей, картин художников.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение детям темы и задач урока.
- Продолжаем разговор о книгах Древней Руси.
- Скажите, что это за период – Древняя Русь?
(русское государство с IX по XIII век)
II. Ответьте на вопросы викторины: 1 слай.д
-
Какими были книги в Древней Руси? (рукописными, т.е писались от руки искусными переписчиками – каллиграфами )
-
Кто писал книги? (монахи, черноризцы)
-
Как назавались в то время буквы? (глаголица, кириллица, буквица)
-
Самая известная книга Древней Руси? («Повесть временных лет»)
-
Чем первая буква отличалась от остальных? (была особенно красивой, называ-лась красная, т.е «красивая»)
Учитель: Сейчас мне хочется прочитать отрывок из «Повести временных лет», датируемых 1037годом такую цитату. А вы, подумав, скажите:
- Кто написал эти слова?
«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания»
Подсказка: Это человек, который очень любил книги, часто их читал днём и ночью, переводил на другие языки, сам создавал книги и положил их в церковь, которую заложи л и построил.
(Ответ Ярослав Мудрый)
Учитель: Что вы знаете о Ярославе Мудром? (Ответы детей)
Кого Вы видите на следующем слайде? 2 слайд.
III. Сообщение темы урока:
Сегодня вы узнаете о другом древнерусском князе - Владимире Мономахе, позна-комитесь с его «поучением детям»
Рассказ о Владимире Мономахе
3 слайд: Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».
4 слайд: Это был 18- й Киевский князь
Его предшественник |
Святополк II |
Преемник |
Мстислав I Великий |
Рождение |
26 мая 1053года |
Смерть |
19 мая 1125 года |
Похоронен |
Софийский собор в Киеве |
Династия |
Рюриковичи |
Отец |
Всеволод Ярославич |
5 слайд: В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось оста-новить их.
6 слайд: В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.
7 слайд: В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.
8 слайд: Ребята, может вы знаете почему Владимира II прозвали Мономахом?
- Прозван по имени матери – дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Он княжил:
1066 – 1073 - князь Ростовский
1073 - 1078 - князь Смоленский
1078 – 1093 - князь Черниговский
1094 – 1113 - князь Переяславский
1113 – 1125 - Великий князь Киевский
9 слайд: Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжес-
ких междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам.Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.
10 слайд : После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военны-ми походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.
11 слайд: Таковы были итоги военных походов.
12 слайд: Политика Владимира Мономаха была напрвлена на:
- сохранение едоной власти в государстве;
- борьбу против разделения Руси;
- защиту от половцев;
- реформирование внутри жизни государства.
13 слайд: Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».
14 слайд: Таким образом, «Устав Владимира Мономаха»определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.
15 слайд: По поручению Владимира Мономаха в 1116 – 1117г. была создана 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
16 слайд: Вы видите изображение символов древнего русского государства: скипетр, корона, держава.
17 слайд: С именем Владимира Мономаха связан символ русского государства – шапка Мономаха.
18 слайд: К XI веку за государством восточных славян окончательно закрепилось назва-ние «Русь», «Русская земля». А восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими». Владимир Мономах смог объединить под своей властью ¾ территории древнерусского государства. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.
19 слайд: Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни.
Представление книг о Владимире Мономахе. (Выставка книг: авторы, названия).
20 слайд:Генеалогическое дерево Рюриковичей.
Учитель : Владимир Василий Всеволодович II прозванный Мономахом, сын Всеволодо-вича Ярославича – самый замечательный из усских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.
АВТОР «ПОУЧЕНИЯ»
Это – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.
По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего оно было написано в 1117 году. Печатается в Лаврентьевской летописи (есть ещё Радзилловская и Ипатьевская).
Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он при-давал ему более широкое общественное значение.
IV. Подготовительный этап чтения.
Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С дет-ства Владимир отличался отчаянной храбростью».
ЧИТАЕТ УЧЕНИК:
«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами , вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»
V. Откройте учебник с.154 – 155 Найдите текст «Поучения» с 155. Читает ученик.
- Эти отрывки из летописей «Повести временых лет»пересказаны для детей русским историком XIX века Сергеем Михайловичем Соловьёвым.
Словарная работа:
-
тиун – управляющий
-
отрок – слуга
-
простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий
Выразительное чтение учащимися по цепочке
VI. Проверка первичного восприятия
- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
- Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ
- Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?
(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?)
- Нарисуйте словесный портрет князя
21 слайд: какое из этих высказываний понравилось? Запомните его!
VII. Работа в тетради по «Литературному чтению»
VIII. Выводы по уроку:
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Как мы это делали?
- Чему научились?
- Что понравилось или не понравилось на уроке?
IX. Дома: прочитать «Поучение», запомнить его
Дополнительно:
1) Когда было написано поучение? (В конце жизни, в 1117 году).
2) О чём Мономах в нём рассказал? (О своей трудной жизни).
3) Чем поделился? (размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми).
4) Какая редакция и какой летописи дошла до наших дней? (2 –я, Лаврентьевская).
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей