Приобщение школьников к исторической и культурной памяти народа
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
просмотров: 8305 комментариев: 2
«Есть много охотников на миру лудить историю, перекраивать, перешивать
сей пространный великаний кафтан под свои узкие плечи, покрывать мишурою и самоварной позолотою, выдавая фальшивый блеск за истинный, приспосабливать ее для сиюминутных, скоро ветшающих идей иль всячески мазать ее парадные ворота дегтем, чтобы навести позору и анафему на народ, что вообще-то свойственно людям безродным, беспамятным.
Но есть же, напротив, и ревнители истории, охранители ее, понимающие,
что свершенное – вне человеческой воли, что история – это национальное немеркнущее достояние, самое великое богатство, коему нет равной цены в сокровищах. Самое дорогое для нации – прошлая память, ее древо от настоящего к давно протекшему и еще далее в темь веков, в глуби которых таятся живые коренья; это самая драгая цепь, крепящая нас всех воедино и не позволяющая рассыпаться, аки праху, и кануть в небытие. Если жива история, то незримо жив всякий из нас в виде неопадаемого духовного листа. Народ, утративший историю, скоро теряет и свое родовое лицо.
Бремя памяти, эту многотрудную ношу несли на раменах своих скитники,
монастырские затворники-писцы, чернецы в схороне келий, утратившие при скудном пламени свечи зрение, но когда требовала нужда, прикрывавшие Отечество копьем и мечом, подставляя, не дрогнув монашью скуфейку под змеиную дамасскую саблю. Неоценимую добровольную услугу своему народу совершили давно сошедшие в землю мнихи (эти мужья знаний), преданные стражи памяти; и даже за те искры, за те крохотные мерклые уголья от прежде пылавшего костра, что остались после темных «веков мучений», благодарный наш поклон угаснувшим в безвестии летописцам, иначе как бы мы знали старинное предание об отичах и дедичах, как горевали они и побеждали. Это о них вечную память восплакал отец русской истории Карамзин: «Они страдали и своими бедствиями подготовили наше величие».
Войди же и ты на правах ревнителя и охранителя истории Отечества в давно истекшее время, «как вернулся бы странник в давно покинутый отчий дом, чтобы посмотреть, не случилось ли чего в твое отсутствие, не утратилось ли, осталось ли то, с чего можно продолжить жизнь».
Владимир Личутин (писатель)
Основные раскрываемые понятия:
история России, родная старина, род, родословная, история семьи.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О России написано и сказано много, но всякий раз обнаруживаются в нашей исто-
рии и современности, культуре и языке пока не разгаданные тайны. Приобщение школьников к истокам историческим поможет, если и не разгадать до конца, то хотя бы приблизиться к разгадке тайн своей страны и своего народа. Ведь у всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество. Не найдя ответы на эти вопросы невозможно до конца ощутить свою кровную связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а значит и с самим собой.
Будем помнить:«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, по-
груженное в контекст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий, она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь» (Е. А. Князев).
При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошло-
му своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Посмотрим для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого.
У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем
именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.
И не найдя ответы на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою кровную
связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а значит и с ним самим? Возможно ли, обрести себя и смысл своей жизни на родной земле?
Вопросы, вопросы, вопросы…
-Откуда есть, пошла Родина наша?
-Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?
Вот вопросы, на которые нам вместе с юным поколением необходимо как можно
быстрее найти правдивые ответы. И пусть в этом поможет всем нам путешествие в историю. Это путешествие необходимо начать с того, что особенно близко и дорого юному сердцу – с истории своей семьи. А для этого необходимо вернуться к традиции, которая существовала в нашем народе испокон веков – традиции изучения родословной, истории своей семьи.
Следующие этапы работы – это изучение истории своей Малой Родины, родного
края и в целом своего Отечества.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Сохранение исторической Памяти народа в школьных музеях:
— Пополнение музейных архивов и экспозиций;
— Открытие архивных тайн;
— открытие музеев: «Родная старина», «Веков связующая нить» (истории семей педагогов школы и воспитанников), истории Малой Родины, родного края;
— оформление «Исторического календаря».
2. Разработка системы уроков, использующих материалы музеев;
3. Открытие исторических и военно-исторических клубов;
4. Проведение смотров-конкурсов, фестивалей, праздников исторических и военно-исторических клубов;
5. Проведение исторических праздников и ассамблей;
6. Разработка и реализация целевых системных проектов:
— «Мы прошли столетия с Россией»;
-«К истокам старины глубокой».
— «К истокам нашей цивилизации».
7. Игровые проекты:
— «Экзамен Петра Великого»;
— Историческое путешествие «От Руси до России»;
8. Исторические познавательные игры:
— «В зеркале истории семьи»,
— «В зеркале истории малой Родины»,
— «В зеркале истории родного края», «В зеркале истории России»;
— «У Очага наших предков»;
— «Была война народная, священная война»;
— и др.
9. Исследование: «Как жили люди на Руси, о том историю спроси».
10. Исторические: ассамблеи; клубы; игровые программы; карнавалы; парады; балы.
7. Разработка и проведение исторических игр на местности (реконструкция со
бытий, сражений, олицетворяющих героизм и мужество соотечественников).
8. По страницам исторических книг «Откуда ты, Русь?».
9. Встреча поколений «О, Россия, с нелегкою судьбой моя страна!».
10. Конкурсы знатоков истории России.
Осмысление возможных путей развития России «Россия в новом веке»
Сегодняшний кризис, как мира, так и нашей страны преходящ. Но выбраться из не-
го невозможно без четкого понимания всеми и вся ориентиров хотя бы ближайшего будущего. Поэтому надо энергично выходить из ситуации безосновности и смятения умов. Иначе нам предстоит столкнуться с опасностью выпадения из числа цивилизованных стран. В наших силах избежать этого. И в огромном деянии, которое предстоит осуществить россиянам в интересах нашего Отечества должна быть частичка души, ума и деятельности юных. Формы участия воспитанников ОУ в данном деянии могут быть разными:
— Перекресток Мнений «Россия в Зеркале Мнений старшего и юного поколений»;
«Величие России зависит и от нас»;
— «Круглый стол». Тема: «Россия в поисках пути» совместно с философами, поли-
тологами, идеологами, теоретиками и т.д.;
— Конкурс проектов«Как обустроить Родину свою по имени Россия?».
— Конкурс и защита творческих проектов «Россия: путь возрождения и разви-
тия»:
-государственная цель России;
-общенациональная идея;
-государственная идеология в системе духовного наследия страны, общезначимого
идеала, глубинного ориентира, общечеловеческих ценностей;
-принципиальные вопросы бытия граждан России;
-модель развития России (экономика, промышленный и сельскохозяйственный
комплексы, культура, образование, здравоохранение и т.д.);
— Форум юных патриотов России«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрас-
ные порывы».
Участие в социально-значимой деятельности на благо
Малой Родины как части Отечества:
Разработка и реализация социально значимых системных проектов «Юное поколение — Родине своей по имени Россия»:
-проекты экологические, природоохранительные;
-проекты миротворческие;
-движение Милосердия;
-движение «За возрождение исторических памятников и памятников культуры Малой Родины (Отечества)»;
Ключевое дело: Гражданский форум «Будущее России – в наших руках».
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
В. Васнецов: «Только больной или плохой человек не ценит своего детства и юно-
сти… плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность
от дикости».
Д.С. Лихачев:
-«Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет
народ».
С. А. Шмаков: «Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Но кто старое забудет, тот вовсе может ослепнуть. Мы не имеем права растить детей в духовной пустыни. Я хочу, уважаемые детоводители, чтобы вы знали: мы единственная страна в истории человечества, официально отменившая духовое начало. И это есть «святая Русь»? И дело здесь не только в христианской религии. Проблемы религии вообще требуют такта, мудрости, осторожности. Не следует религию делать модой. Мы хотим лишь признания духовного начала, возрождения национального духа в сознании детей. Только духовный порыв способен спасти национальные ценности. Я побуждаю не к национализму, а к национальному. Сегодня все начинают осознавать, что история иногда делает неуклюжие попытки зачеркнуть свою память. Не случайно же живая история была забываема в учебниках и официозных речах. Однако общество в своем поступательном движении все время оглядывается на прошлое, вскрывает все то, что было зачеркнуто или забыто. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять себя, найти, вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Это возродившееся стремление необходимо разумно подпитать».
В. Е. Давидович: «Нашей родной стране, пожалуй, ничто не «уготовано». С мыс-
лью о предначертанном мессианстве и в православном, и марксистском, и в иных вариантах (как ни жаль) придется расстаться. Но предпосылки для взлета, подлинного возрождения, обретения действительного величия в мировой семье, у нас есть. Все есть: ресурсы, территория, люди с их интеллектом, горький, но поучительный опыт прошлых поражений, но и былых побед. Есть все. И сейчас пора остановить скольжение вниз. Пора взяться за ум, напрячь волю, собраться воедино, покончить с раздорами. Может быть, она и есть «мета-история», та, о которой писали теологи, Даниил Андреев. Но живем-то мы в этой реальной истории. Будем исходить из нее, из реалий «этой истории».
СПЕЦИАЛИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ:
-«Наша память о прошлом Родины живет в нас необъяснимо, сама собой. Попро-
буйте вместе с ребятами вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, расположенные на земле, где стоит ваша школа, где расположен лагерь, на земле, по которой пойдете с походами. Не поленитесь добыть краску, известку, чтобы привести их в порядок. Не поленитесь рассказать ребятам о законе охраны памятников старины и страны. А если сможете, свозите своих питомцев в святые места памяти, совершите «экскурсию» в прошлое родного края, отчего дома. Вспомните то, что забывать нельзя. К примеру, почему так называется деревня, село, городок? Откуда пришли названия улиц? Какие легенды лежат в основе подворных фамилий? Откуда пошел род семьи? Можно сделать выставку старинных фотографий из семейных альбомов. Можно и нужно провести встречи со старожилами и «кругосветки», экскурсии, небольшие походы по родному краю» (С. А. Шмаков).
Как известно, Память об истории Отечества, Малой Родины, о трудовых и ратных
подвигах россиян хранится в городских, областных, районных, школьных музеях. Эта Память не только дань прошлому. Она неотделима от острейших проблем современности, имеет для каждого взрослого и юного человека непреходящее значение. Эта Память избавляет нас от комплекса национальной неполноценности, показывая величие нашего народа, значение его побед над врагами для всех стран и народов мира. Эта Память призывает всех нас уметь держать ответ за прошлое, настоящее и будущее Родины. Вот почему так важно не только накануне праздников, но и как можно чаще бывать в этих музеях, пополнять их архивы и экспозиции, учиться беречь и хранить Память, без которой мы все становимся Иванами, не помнящими своего родства, людьми без роду и племени.
ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю русской цивилизации, ее отличие от цивилизации западной;
-историю своего народа и его нравы;
-историю вооруженных сил России;
-историю столицы России;
-историю религий народов исконно проживающих на территории России, их куль-
турологические основы и синодик святых имен;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
-внутреннюю и внешнюю политику своего государства;
-проблемы страны;
-перспективы развития страны в различных областях (политика, экономика, куль-
тура, образование, медицина и др.);
-свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массо-
вого;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-вношу свой вклад в сохранение исторической и культурной памяти моей страны,
родного великого и могучего языка моего народа.
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных сим-
волов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замеча-
тельных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-овладеваю культурой своего народа, участвуя в работе творческих коллективов,
занимающихся возрождением и сохранением культуры народа;
-участвую в возрождении игрового опыта народа, учусь и учу малышей и своих
сверстников играть в народные игры;
-участвую в возрождении народных видов спорта;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-участвую в экспедициях «К истокам старины глубокой» и в создании краеведчес-
ких и этнографических музеев;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
1.
Гумилев Л.И. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений / Под ред. акад. А.М. Панченко. – М.: Дрофа;: Дрофа; Наталис, 1996.
2.
Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1981.
3.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. — СПб., НИЦ «Альфа, 1992.
4.
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. Т. 11.СПб., НИЦ «Альфа, 1992.
5.
Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. /Сост., вступ. Ст. и прим. В. А. Александрова. – М.: Правда, 1990.
6.
Лесной С. Откуда ты, Русь? — Ростов н/Д: «Донское слово», «Квадрат», 1995.
1.
Ляхов П.Р. Великие полководцы. М., 2002.
2.
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга первая. От смуты Новгородской до Смутного времени / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
3.
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга вторая. От русского царства до Российской империи. / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
4.
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга третья. Золотой век Российской империи / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
5.
Печень Н.А. История и традиции офицерского корпуса Отечества. – М., 1996.
6.
Печень Н.А. Символы воинской славы / Н.А. Печень. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004.
7.
Соловьев С. М. Об истории древней России /Сост., авт. Предисл. И примеч. А. И. Самсонов. – М.: Просвещение, 1992.
8.
Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории / Н.А. Шефов. – М.: Вече. 2008.
9.
Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II) / Сост. В.В. Алексеев, В.А. Степанов. – Д.: Сталкер, 1996.
10. История русской армии. – М.: Эксмо, 2011. – (Российская императорская библиотека).
11. История и традиции Российской армии // Под ред. М. Бурлакова.; ЗГВ, 1993.
12. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». Авторы-составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1996.
13. На службе Отчеству: Об истории российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Под редакцией В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. – М., 1999.
14. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей /Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. – М., 1990.
15. Великая Отечественная война 1941 – 1945. Энциклопедия. – М., 1985.
16. Великая Отечественная война: 1941 – 1945: Энциклопедия для школьников. М., — 2001.
17. Памяти павших. Великая Отечественная война (1941 – 1945) /Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой отечественной войны. – М., 1995.
18. Совершившие невозможное: Военно-исторический сборник. М., 2000.
19. Солдаты ХХ века. Вып. I. – М., 2000.
20. Сто военных парадов. – М., 1974.
Сайтadjudant.ru
Сайт «Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина Респ. Мордовия
ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
К ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Клянусь честью,
ни за что на свете я не хотел бы переменить
отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков». А.С.
Пушкин «Историческая
память народа формирует нравственный
климат, в котором живет народ». Д.С.
Лихачев
«Только
больной или плохой человек не ценит
своего детства и юности… плох тот
народ, который не помнит, не ценит и не
любит своей истории». В.
Васнецов
«Есть много охотников на миру лудить историю, перекраивать, перешивать
сей пространный великаний кафтан под свои узкие плечи, покрывать мишурою и самоварной позолотою, выдавая фальшивый блеск за истинный, приспосабливать ее для сиюминутных, скоро ветшающих идей иль всячески мазать ее парадные ворота дегтем, чтобы навести позору и анафему на народ, что вообще-то свойственно людям безродным, беспамятным.
Но есть же, напротив, и ревнители истории, охранители ее, понимающие,
что свершенное – вне человеческой воли, что история – это национальное немеркнущее достояние, самое великое богатство, коему нет равной цены в сокровищах. Самое дорогое для нации – прошлая память, ее древо от настоящего к давно протекшему и еще далее в темь веков, в глуби которых таятся живые коренья; это самая драгая цепь, крепящая нас всех воедино и не позволяющая рассыпаться, аки праху, и кануть в небытие. Если жива история, то незримо жив всякий из нас в виде неопадаемого духовного листа. Народ, утративший историю, скоро теряет и свое родовое лицо.
Бремя памяти, эту многотрудную ношу несли на раменах своих скитники,
монастырские затворники-писцы, чернецы в схороне келий, утратившие при скудном пламени свечи зрение, но когда требовала нужда, прикрывавшие Отечество копьем и мечом, подставляя, не дрогнув монашью скуфейку под змеиную дамасскую саблю. Неоценимую добровольную услугу своему народу совершили давно сошедшие в землю мнихи (эти мужья знаний), преданные стражи памяти; и даже за те искры, за те крохотные мерклые уголья от прежде пылавшего костра, что остались после темных «веков мучений», благодарный наш поклон угаснувшим в безвестии летописцам, иначе как бы мы знали старинное предание об отичах и дедичах, как горевали они и побеждали. Это о них вечную память восплакал отец русской истории Карамзин: «Они страдали и своими бедствиями подготовили наше величие».
Войди же и ты на правах ревнителя и охранителя истории Отечества в давно истекшее время, «как вернулся бы странник в давно покинутый отчий дом, чтобы посмотреть, не случилось ли чего в твое отсутствие, не утратилось ли, осталось ли то, с чего можно продолжить жизнь».
Владимир Личутин (писатель)
Основные раскрываемые понятия: история России, родная старина, род, родословная, история семьи.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О России написано и сказано много, но всякий раз обнаруживаются в нашей исто-
рии и современности, культуре и языке пока не разгаданные тайны. Приобщение школьников к истокам историческим поможет, если и не разгадать до конца, то хотя бы приблизиться к разгадке тайн своей страны и своего народа. Ведь у всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество. Не найдя ответы на эти вопросы невозможно до конца ощутить свою кровную связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а значит и с самим собой.
Будем помнить: «История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, по-
груженное в контекст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий, она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь» (Е. А. Князев).
При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошло-
му своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Посмотрим для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого.
У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем
именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.
И не найдя ответы на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою кровную
связь с родной землей, с родной стариной, с настоящим и будущим своего Отечества, а значит и с ним самим? Возможно ли, обрести себя и смысл своей жизни на родной земле?
Вопросы, вопросы, вопросы…
-Откуда есть, пошла Родина наша?
-Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?
Вот вопросы, на которые нам вместе с юным поколением необходимо как можно
быстрее найти правдивые ответы. И пусть в этом поможет всем нам путешествие в историю. Это путешествие необходимо начать с того, что особенно близко и дорого юному сердцу – с истории своей семьи. А для этого необходимо вернуться к традиции, которая существовала в нашем народе испокон веков – традиции изучения родословной, истории своей семьи.
Следующие этапы работы – это изучение истории своей Малой Родины, родного
края и в целом своего Отечества.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
Сохранение исторической Памяти народа в школьных музеях:
- Пополнение музейных архивов и экспозиций;
- Открытие архивных тайн;
- открытие музеев: «Родная старина», «Веков связующая нить» (истории семей педагогов школы и воспитанников), истории Малой Родины, родного края;
- оформление «Исторического календаря».
2. Разработка системы уроков, использующих материалы музеев;
3. Открытие исторических и военно-исторических клубов;
4. Проведение смотров-конкурсов, фестивалей, праздников исторических и военно-исторических клубов;
5. Проведение исторических праздников и ассамблей;
-
Разработка и реализация целевых системных проектов:
- «Мы прошли столетия с Россией»;
-«К истокам старины глубокой».
- «К истокам нашей цивилизации».
7. Игровые проекты:
- «Экзамен Петра Великого»;
- Историческое путешествие «От Руси до России»;
8. Исторические познавательные игры:
- «В зеркале истории семьи»,
- «В зеркале истории малой Родины»,
- «В зеркале истории родного края», «В зеркале истории России»;
- «У Очага наших предков»;
- «Была война народная, священная война»;
- и др.
9. Исследование: «Как жили люди на Руси, о том историю спроси».
10. Исторические: ассамблеи; клубы; игровые программы; карнавалы; парады; балы.
7. Разработка и проведение исторических игр на местности (реконструкция со
бытий, сражений, олицетворяющих героизм и мужество соотечественников).
8. По страницам исторических книг «Откуда ты, Русь?».
9. Встреча поколений «О, Россия, с нелегкою судьбой моя страна!».
10. Конкурсы знатоков истории России.
Осмысление возможных путей развития России «Россия в новом веке»
Сегодняшний кризис, как мира, так и нашей страны преходящ. Но выбраться из не-
го невозможно без четкого понимания всеми и вся ориентиров хотя бы ближайшего будущего. Поэтому надо энергично выходить из ситуации безосновности и смятения умов. Иначе нам предстоит столкнуться с опасностью выпадения из числа цивилизованных стран. В наших силах избежать этого. И в огромном деянии, которое предстоит осуществить россиянам в интересах нашего Отечества должна быть частичка души, ума и деятельности юных. Формы участия воспитанников ОУ в данном деянии могут быть разными:
- Перекресток Мнений «Россия в Зеркале Мнений старшего и юного поколений»;
«Величие России зависит и от нас»;
- «Круглый стол». Тема: «Россия в поисках пути» совместно с философами, поли-
тологами, идеологами, теоретиками и т.д.;
- Конкурс проектов «Как обустроить Родину свою по имени Россия?».
- Конкурс и защита творческих проектов «Россия: путь возрождения и разви-
тия»:
-государственная цель России;
-общенациональная идея;
-государственная идеология в системе духовного наследия страны, общезначимого
идеала, глубинного ориентира, общечеловеческих ценностей;
-принципиальные вопросы бытия граждан России;
-модель развития России (экономика, промышленный и сельскохозяйственный
комплексы, культура, образование, здравоохранение и т.д.);
- Форум юных патриотов России «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрас-
ные порывы».
Участие в социально-значимой деятельности на благо
Малой Родины как части Отечества:
Разработка и реализация социально значимых системных проектов «Юное поколение - Родине своей по имени Россия»:
-проекты экологические, природоохранительные;
-проекты миротворческие;
-движение Милосердия;
-движение «За возрождение исторических памятников и памятников культуры Малой Родины (Отечества)»;
Ключевое дело: Гражданский форум «Будущее России – в наших руках».
ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
В. Васнецов: «Только больной или плохой человек не ценит своего детства и юно-
сти… плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность
от дикости».
Д.С. Лихачев:
-«Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет
народ».
С. А. Шмаков: «Русская поговорка гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Но кто старое забудет, тот вовсе может ослепнуть. Мы не имеем права растить детей в духовной пустыни. Я хочу, уважаемые детоводители, чтобы вы знали: мы единственная страна в истории человечества, официально отменившая духовое начало. И это есть «святая Русь»? И дело здесь не только в христианской религии. Проблемы религии вообще требуют такта, мудрости, осторожности. Не следует религию делать модой. Мы хотим лишь признания духовного начала, возрождения национального духа в сознании детей. Только духовный порыв способен спасти национальные ценности. Я побуждаю не к национализму, а к национальному. Сегодня все начинают осознавать, что история иногда делает неуклюжие попытки зачеркнуть свою память. Не случайно же живая история была забываема в учебниках и официозных речах. Однако общество в своем поступательном движении все время оглядывается на прошлое, вскрывает все то, что было зачеркнуто или забыто. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять себя, найти, вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом. Это возродившееся стремление необходимо разумно подпитать».
В. Е. Давидович: «Нашей родной стране, пожалуй, ничто не «уготовано». С мыс-
лью о предначертанном мессианстве и в православном, и марксистском, и в иных вариантах (как ни жаль) придется расстаться. Но предпосылки для взлета, подлинного возрождения, обретения действительного величия в мировой семье, у нас есть. Все есть: ресурсы, территория, люди с их интеллектом, горький, но поучительный опыт прошлых поражений, но и былых побед. Есть все. И сейчас пора остановить скольжение вниз. Пора взяться за ум, напрячь волю, собраться воедино, покончить с раздорами. Может быть, она и есть «мета-история», та, о которой писали теологи, Даниил Андреев. Но живем-то мы в этой реальной истории. Будем исходить из нее, из реалий «этой истории».
СПЕЦИАЛИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ:
-«Наша память о прошлом Родины живет в нас необъяснимо, сама собой. Попро-
буйте вместе с ребятами вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, расположенные на земле, где стоит ваша школа, где расположен лагерь, на земле, по которой пойдете с походами. Не поленитесь добыть краску, известку, чтобы привести их в порядок. Не поленитесь рассказать ребятам о законе охраны памятников старины и страны. А если сможете, свозите своих питомцев в святые места памяти, совершите «экскурсию» в прошлое родного края, отчего дома. Вспомните то, что забывать нельзя. К примеру, почему так называется деревня, село, городок? Откуда пришли названия улиц? Какие легенды лежат в основе подворных фамилий? Откуда пошел род семьи? Можно сделать выставку старинных фотографий из семейных альбомов. Можно и нужно провести встречи со старожилами и «кругосветки», экскурсии, небольшие походы по родному краю» (С. А. Шмаков).
Как известно, Память об истории Отечества, Малой Родины, о трудовых и ратных
подвигах россиян хранится в городских, областных, районных, школьных музеях. Эта Память не только дань прошлому. Она неотделима от острейших проблем современности, имеет для каждого взрослого и юного человека непреходящее значение. Эта Память избавляет нас от комплекса национальной неполноценности, показывая величие нашего народа, значение его побед над врагами для всех стран и народов мира. Эта Память призывает всех нас уметь держать ответ за прошлое, настоящее и будущее Родины. Вот почему так важно не только накануне праздников, но и как можно чаще бывать в этих музеях, пополнять их архивы и экспозиции, учиться беречь и хранить Память, без которой мы все становимся Иванами, не помнящими своего родства, людьми без роду и племени.
ПАМЯТКА-ОРИЕНТИР
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю русской цивилизации, ее отличие от цивилизации западной;
-историю своего народа и его нравы;
-историю вооруженных сил России;
-историю столицы России;
-историю религий народов исконно проживающих на территории России, их куль-
турологические основы и синодик святых имен;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
-внутреннюю и внешнюю политику своего государства;
-проблемы страны;
-перспективы развития страны в различных областях (политика, экономика, куль-
тура, образование, медицина и др.);
-свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массо-
вого;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-вношу свой вклад в сохранение исторической и культурной памяти моей страны,
родного великого и могучего языка моего народа.
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных сим-
волов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замеча-
тельных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-овладеваю культурой своего народа, участвуя в работе творческих коллективов,
занимающихся возрождением и сохранением культуры народа;
-участвую в возрождении игрового опыта народа, учусь и учу малышей и своих
сверстников играть в народные игры;
-участвую в возрождении народных видов спорта;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-участвую в экспедициях «К истокам старины глубокой» и в создании краеведчес-
ких и этнографических музеев;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
-
Гумилев Л.И. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений / Под ред. акад. А.М. Панченко. – М.: Дрофа; : Дрофа; Наталис, 1996.
-
Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1981.
-
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. - СПб., НИЦ «Альфа, 1992.
-
Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. Т. 11.СПб., НИЦ «Альфа, 1992.
-
Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. /Сост., вступ. Ст. и прим. В. А. Александрова. – М.: Правда, 1990.
-
Лесной С. Откуда ты, Русь? - Ростов н/Д: «Донское слово», «Квадрат», 1995.
-
Ляхов П.Р. Великие полководцы. М., 2002.
-
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга первая. От смуты Новгородской до Смутного времени / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
-
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга вторая. От русского царства до Российской империи. / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
-
Мясников А.Л. Путеводитель по русской истории. Книга третья. Золотой век Российской империи / Александр Мясников. – М.: Вече, 2011.
-
Печень Н.А. История и традиции офицерского корпуса Отечества. – М., 1996.
-
Печень Н.А. Символы воинской славы / Н.А. Печень. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. 2004.
-
Соловьев С. М. Об истории древней России /Сост., авт. Предисл. И примеч. А. И. Самсонов. – М.: Просвещение, 1992.
-
Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории / Н.А. Шефов. – М.: Вече. 2008.
-
Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II) / Сост. В.В. Алексеев, В.А. Степанов. – Д.: Сталкер, 1996.
-
История русской армии. – М.: Эксмо, 2011. – (Российская императорская библиотека).
-
История и традиции Российской армии // Под ред. М. Бурлакова.; ЗГВ, 1993.
-
Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». Авторы-составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Обнинск: издательство «Духовное возрождение», 1996.
-
На службе Отчеству: Об истории российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы / Под редакцией В.А. Золотарева, В.В. Марущенко. – М., 1999.
-
О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей /Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. – М., 1990.
-
Великая Отечественная война 1941 – 1945. Энциклопедия. – М., 1985.
-
Великая Отечественная война: 1941 – 1945: Энциклопедия для школьников. М., - 2001.
-
Памяти павших. Великая Отечественная война (1941 – 1945) /Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой отечественной войны. – М., 1995.
-
Совершившие невозможное: Военно-исторический сборник. М., 2000.
-
Солдаты ХХ века. Вып. I. – М., 2000.
-
Сто военных парадов. – М., 1974.
Сайт adjudant.ru
Сайт «Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина Респ. Мордовия
ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
К ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ НАРОДА
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Плахова Татьяна Владимировна
Государственное автономное образовательное учреждение дополни
тельного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов СИПКРО
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Название разработки: «Приобщение школьников к исторической и
культурной памяти народа» (Программно-методические рекомендации)
В основу методического пособия положены материалы, разработанные
автором и педагогами-практиками в процессе поиска эффективных форм, которые логично ложатся в основу развивающихся систем патриотического воспитания в пилотных площадках кафедры педагогики и психологии СИПКРО (научный руководитель Т. В. Плахова). К числу этих форм мы относим и формы, которые позволят поднять уровень знаний современных детей и подростков об истории Отечества до высокого. Содержание пособия позволит учителям истории, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, самим воспитанникам и их родителям интересно и содержательно реализовывать идею приобщения к исторической и культурной памяти своей семьи, малой Родины, Отечества.
Содержание и логика представленных материалов позволяют исполь-
зовать их в каждом коллективе с учетом возраста воспитанников и проблем их развития.
Дополнительные материалы, представленные в методическом пособии:
-
Исторические познавательные игры «В Зеркале истории России».
-
Проект «У Древа национального самосознания русского народа».
-
Педагогический проект «Салют, Победа!».
-
Проект «Эхо Великой войны в сердце моей семьи.
-
Проект для ветеранов «О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах».
-
Урок-дебаты и др.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»