Историческая игра
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 8099 комментариев: 1
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
А. С. Пушкин
«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, погруженное в кон
текст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь.
История подобна помутневшему зеркалу, которое всегда сначала отражает того,
кто в него смотрится, и только затем – прошлое. Банальные размышления о бесполезности этого созерцания нынче вдруг сменились особым интересом всего общества к родной старине. У нынешнего молодого поколения россиян вполне устойчивый интерес к истории, связанный с явным стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, разглядеть черты предков и предшественников, обнаружить сходство и различия прошлого и настоящего» (Е. А. Князев)
Согласимся с Е. А. Князевым. Согласимся и тоже попытаемся заглянуть в «Истори-
ческое зеркало», чтобы лучше узнать и понять себя и своих предков. При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Да, как сказал поэт, «Было две страны у нас»: одна, которой надобно гордиться, другая, за деяния некоторых власть придержащих и устыдиться. Но не для того, чтобы возненавидеть ее, а для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Повторим вслед за писателем В. Личутиным: «Я не пытаюсь навести сусальной позолоты на все минувшее, да и далек от мысли видеть в пережитом одну лишь прелесть, но верно, что утрата исторической объективности и уважения, взгляд на прошлое лишь через нынешнее субъективное чувство, неминуемо влекут за собою нигилизм, скепсис, пошлость и неуважение к отечеству».
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Клянусь честью, ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А еще поэт говорил: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Не уподобимся же дикарям! Поднимем свой уровень знаний об истории Роди-
ны своей по имени Россия до высокого!
Будем помнить: «Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить
по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение россиян должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками» (В. Личутин). И пусть нам в деле овладения исторической памятью поможет целевая системная историческая игра «В Зеркале истории России». Особенность игры заключается в том, что она обращена к каждому из нас, а значит, и готовиться к ней мы будем сообща: каждый по желанию запишется в ту или иную подготовительную творческую группу и будет выполнять то задания, которое выбрал сам.
Содержание игры можно построить
по следующим направлениям:
1. «Исторический календарь» (капитаны команд берут со стола «экзаменационные» билеты в виде календарных листочков, на которых напечатаны даты того исторического периода, который изучали дети по программе курса истории, или за рамки которого они выходят. Должны сказать, какое историческое событие произошло в том или ином году).
2. «Найдите правильный ответ»
(конверты с вопроса ми по истории и готовыми ответами правильными и неправильными изготавливаются на количество команд, участвующих в игре).
3. Конкурс «Что? Где? Когда?».
Задание командам: по описанным историческим событиям и картинам, которые про-
ектируются на экран, угадать, что это за события и коротко рассказать о них.
4. «Этот день в истории России».
Необходимо уметь рассказать о том или ином памятном дне в историческом прошлом России.
5. Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери», или «История в лицах».
Команды заранее выбирают ту или иную историческую личность, изучают ее жизнь и
деяния. А на игре доказывают, почему портрет именно этого человека они предлагают поместить в галерее.
6. Исторические баталии.
Задание командам: подготовить для команды соперников вопросы по тому или иному
историческому периоду, рассматриваемому на исторической игре.
7. Исторический кроссворд.
Каждая команда для команды соперников составляет свой кроссворд.
Организаторы игры могут составить свой и дать командам одинаковый кроссворд.
Учитывается скорость и правильность ответов.
Добавьте свои идеи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ.
Подготовила Ерицева Любовь Ивановна – учитель нач. кл. ГБОУ ООШ с. Заплавного Борского района Самарской области.
Цель игры: проверить знания учащихся начальной школы по истории России.
Сценарий исторической игры:
1 ведущий: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре юных знатоков истории нашей Родины России. В игре принимают участие две команды: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______
Оценивать успехи команд будет наше уважаемое жюри в составе: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______
Итак, мы начинаем состязания юных знатоков истории России!
2 ведущий:
История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.
1 ведущий:
В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья
2 ведущий:
И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.
1 ведущий:
Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.
1 ведущий:
Поля, равнины, города, селенья
Поведают историю кипевших здесь страстей…
2 ведущий: Первый тур нашей игры предлагает вам совершить путешествие по историческим местам нашей Родины.
1 тур — “По историческим местам”
- Какой древнерусский город называли “матерью городов русских”(Киев)
- Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
- Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
- Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
- Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.
2
тур — “История в стихотворных строчках”
1. О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:
О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).
- Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).
- О ком говорится в этих строчках:
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, видно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти! (Иван Сусанин)
- О каком событии говорится:
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)
- О каком событии говорится:
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)
- О каком событии говорится:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)
- О ком эта эпиграмма А. С. Пушкина:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил! (Николай Первый)
(Жюри подводит итоги второго тура)
1 ведущий:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах великих отклик свой нашли.
Они поведали потомкам правду
О временах, что в прошлое ушли!
3 тур — “Голоса из прошлого”
2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:
- “Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
- “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
- “Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
- “Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
- “Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
- “Государство – это я!” (Людовику XIV)
- “Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
- “Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, — но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).
1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.
2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” — таков девиз нашего следующего “строительного конкурса” .
1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.
4 тур — “Под крышей дома наших предков…”
Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)
(Жюри подводит итоги четвертого тура)
5 тур — “Русская кухня 13-го века”
1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру — “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.
2 ведущий раздает разносы с продуктами.
5 тур — “Русская кухня 13-го века”
Предлагается следующий набор продуктов:
- напитки: чай, квас, кофе;
- крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
- овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
- фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.
6 тур — “Живописная мозаика”
1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.
2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше… Значит, максимальный балл в этом конкурсе — 3 балла.
Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)
( Жюри подводит итоги шестого тура)
1 ведущий:
Театр уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.
7 тур – “История в бронзе и камне”
1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.
2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”
Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.
(Жюри подводит итоги 8 тура)
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Литература
- Трофимов А.Я. Новости из прошлого. Сборник очерков. Смядынь, 2002 г.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995 г.
- История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 1997 г.
- Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.- Тула, 1995 г.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 1995 г.
- Российская школьная хрестоматия: в трех сериях. Интербук, 1995 г.
- Роберт Рождественский. Семь поэм.М.: Молодая гвардия,1982 г.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА «В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
Тема: «Древняя Русь»
для учащихся 3-4 классов
Составила Д. Н. Долгих — учитель истории ГБОУ ООШ
с. Заплавное Борского района Самарской области.
«Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
(А.С.Пушкин)
Цель: обобщить и закрепить в игровой форме знаний учащихся по разделу «Древняя Русь».
Задачи:
- Образовательная:
- создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории древней Руси, расширение кругозора.
- Воспитательная:
- способствовать развитию интереса к истории своих предков;
- продолжить формирование чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
- Развивающая:
- создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
- формирование у детей умения осмысливать исторические факты, грамотно и логически их излагать;
- развитие творческого мышления.
Ход игры:
(Звучит музыка из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”)
Ведущий: Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня на игре мы откроем книгу Истории государства Российского на страничке «Древняя Русь ». На сцену приглашаются 2 команды.
Напоминаем правила нашей игры:
Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда не может ответить на вопрос, ответить может команда соперников. Оценивать игру будет жюри (представление жюри).
Определяем лидеров команд: _________________________________________________ _
Разминка:
Вопросы первой команде:
- Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
- Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
- Год принятия христианства на Руси. (988 год)
- Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
- Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
- Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
- Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
- Основатель Киева. (Кий)
- Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
- Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)
I. Конкурс «Вопрос-ответ»
(ведущий поочерёдно каждой команде задаёт вопрос участники отвечают. В случае если команда не знает ответ, сопернику можно заработать лишний балл)
1. Вопрос: Потомкивосточных славян — русские, украинцы и белорусы. Где расселялись восточно-славянские племена?
Предполагаемый ответ:
по берегам реки Днепр, но постепенно расселялись, занимая всё новые и новые земли. Начиная с VI (6) века восточные славяне осваивали огромную территорию между тремя морями — Чёрным, Белым и Балтийским и селились по берегам рек — Волги, Оки, Западной Двины, Десны и др.
2.Вопрос:В то далёкое время наши предки жили большими племенами, которые могли объединять до ста мелких племён. Почему славяне стали объединяться?
Предполагаемый ответ:
Большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов. Но племена не могли жить в мире между собой. В летописи об этом говорится так: «И воевати почаша сами на ся».
3. Вопрос:Постепенно возникали небольшие независимые, самостоятельныекняжества (союзыплемён).Образование княжеств историки относят к VIII-IXвекам. Как называлось общее название всех княжеств?
Предполагаемый ответ:
Древняя Русь
4. Вопрос:Откуда пошло название «Русь»?
Предполагаемый ответ:
Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян — большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы» или «русины». Есть и другое мнение учёных: будто название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне — земледельцы. науке точно не известно
5. Вопрос: Как выглядело жильё древних славян?
Предполагаемый ответ:
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась по-черному это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помеще-нии, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совме-стное хозяйство. Жилище древних славян. (слайд № )
6. Вопрос: Расскажите об особенность одежды славян.
Предполагаемый ответ:
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшен-ной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вро-де сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украше-ния из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на по-койника во время похорон.
7.Вопрос: Почему именно Киев в те далёкие времена стал центром Руси?
Предполагаемый ответ:
Киев — богатый город, в котором было более четырёхсот церквей исоборов, восьми рынков, большое количество улиц, а въезд в город украшали прекрасные Золотые ворота. Всё это было возможно потому, что воины киевского князя собирали с завоёванных земель дань: серебро, золото, мёд, мех,пенькуи др. Кроме этого Киев был центром большой торговли, он торговал с разными странами. На рынках Киева можно было купить даже восточные сладости и фрукты, перец и орехи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»
А. С. Пушкин
«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, погруженное в кон
текст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь.
История подобна помутневшему зеркалу, которое всегда сначала отражает того,
кто в него смотрится, и только затем – прошлое. Банальные размышления о бесполезности этого созерцания нынче вдруг сменились особым интересом всего общества к родной старине. У нынешнего молодого поколения россиян вполне устойчивый интерес к истории, связанный с явным стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, разглядеть черты предков и предшественников, обнаружить сходство и различия прошлого и настоящего» (Е. А. Князев)
Согласимся с Е. А. Князевым. Согласимся и тоже попытаемся заглянуть в «Истори-
ческое зеркало», чтобы лучше узнать и понять себя и своих предков. При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Да, как сказал поэт, «Было две страны у нас»: одна, которой надобно гордиться, другая, за деяния некоторых власть придержащих и устыдиться. Но не для того, чтобы возненавидеть ее, а для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Повторим вслед за писателем В. Личутиным: «Я не пытаюсь навести сусальной позолоты на все минувшее, да и далек от мысли видеть в пережитом одну лишь прелесть, но верно, что утрата исторической объективности и уважения, взгляд на прошлое лишь через нынешнее субъективное чувство, неминуемо влекут за собою нигилизм, скепсис, пошлость и неуважение к отечеству».
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Клянусь честью, ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А еще поэт говорил: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Не уподобимся же дикарям! Поднимем свой уровень знаний об истории Роди-
ны своей по имени Россия до высокого!
Будем помнить: «Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить
по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение россиян должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками» (В. Личутин). И пусть нам в деле овладения исторической памятью поможет целевая системная историческая игра «В Зеркале истории России». Особенность игры заключается в том, что она обращена к каждому из нас, а значит, и готовиться к ней мы будем сообща: каждый по желанию запишется в ту или иную подготовительную творческую группу и будет выполнять то задания, которое выбрал сам.
Содержание игры можно построить
по следующим направлениям:
-
«Исторический календарь» (капитаны команд берут со стола «экзаменационные» билеты в виде календарных листочков, на которых напечатаны даты того исторического периода, который изучали дети по программе курса истории, или за рамки которого они выходят. Должны сказать, какое историческое событие произошло в том или ином году).
-
«Найдите правильный ответ» (конверты с вопроса ми по истории и готовыми ответами правильными и неправильными изготавливаются на количество команд, участвующих в игре).
-
Конкурс «Что? Где? Когда?».
Задание командам: по описанным историческим событиям и картинам, которые про-
ектируются на экран, угадать, что это за события и коротко рассказать о них.
-
«Этот день в истории России».
Необходимо уметь рассказать о том или ином памятном дне в историческом прошлом России.
-
Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери», или «История в лицах».
Команды заранее выбирают ту или иную историческую личность, изучают ее жизнь и
деяния. А на игре доказывают, почему портрет именно этого человека они предлагают поместить в галерее.
-
Исторические баталии.
Задание командам: подготовить для команды соперников вопросы по тому или иному
историческому периоду, рассматриваемому на исторической игре.
-
Исторический кроссворд.
Каждая команда для команды соперников составляет свой кроссворд.
Организаторы игры могут составить свой и дать командам одинаковый кроссворд.
Учитывается скорость и правильность ответов.
Добавьте свои идеи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ.
Подготовила Ерицева Любовь Ивановна – учитель нач. кл. ГБОУ ООШ с. Заплавного Борского района Самарской области.
Цель игры: проверить знания учащихся начальной школы по истории России.
Сценарий исторической игры:
1 ведущий: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре юных знатоков истории нашей Родины России. В игре принимают участие две команды: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивать успехи команд будет наше уважаемое жюри в составе: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, мы начинаем состязания юных знатоков истории России!
2 ведущий:
История
не терпит суесловья,
В ней только
факты, даты, имена.
За ними чья-то
непростая доля,
Великие свершенья и
дела.
1 ведущий:
В
потоке времени, в сплетении дорог
Бывало
всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига,
и тяжкий плен тревог,
Война и мир,
победы, пораженья
2 ведущий:
И
вот миновали те годы,
Столетия вслед
протекли.
Народы сменили народы,
Лицо
изменилось Земли.
1 ведущий:
Но
нити времён не порвались,
Мы дети всё
той же Земли.
Нам предки страну
завещали
Беречь, защищать и любить.
1 ведущий:
Поля,
равнины, города, селенья
Поведают
историю кипевших здесь страстей…
2 ведущий: Первый тур нашей игры предлагает вам совершить путешествие по историческим местам нашей Родины.
1 тур - “По историческим местам”
-
Какой древнерусский город называли “матерью городов русских” (Киев)
-
Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
-
Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
-
Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
-
Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
(Жюри подводит итоги первого тура)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.
-
тур - “История в стихотворных строчках”
1. О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:
О,
кто в то мгновение ведал –
Жгла очи
метельная мгла,
Что дальней предтечей
победы
Контузия эта была. (Сражение
под Нарвой в Северной войне).
-
Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
По
льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым
гривам наклоняясь,
И первым на коне
огромном
В немецкий строй врубился
князь. (Ледовое побоище).
-
О ком говорится в этих строчках:
Куда ты ведешь нас?...Не видно ни зги!
–
Мы вязнем и тонем в сугробинах
снега;
Нам, знать, не добраться с тобой
до ночлега.
Ты сбился, брат, видно,
нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не
спасти! (Иван Сусанин)
-
О каком событии говорится:
Черной тучей конница Мамая
Затянула
весь простор степной,
Но её удары
принимая,
Выстроились русичи стеной.
(Битва на Куликовом поле)
-
О каком событии говорится:
С вождём покой в объятьях сна
Дружина
храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь
одна
На их погибель не дремала.
Страшась
вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам
, как тать презренный
Прокрался тайною
тропой,
Татар толпою окруженный.
(Смерть Ермака)
-
О каком событии говорится:
И думал он:
Отсель грозить мы будем
шведу,
Здесь будет город заложён
Назло
надменному соседу. (Строительство
Петербурга)
-
О ком эта эпиграмма А. С. Пушкина:
Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто
двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых
– повесил! (Николай Первый)
(Жюри подводит итоги второго тура)
1 ведущий:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах
великих отклик свой нашли.
Они поведали
потомкам правду
О временах, что в
прошлое ушли!
3 тур - “Голоса из прошлого”
2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:
-
“Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
-
“Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
-
“Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
-
“Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
-
“Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
-
“Государство – это я!” (Людовику XIV)
-
“Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
-
“Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).
(Жюри подводит итоги третьего тура)
1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.
2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” - таков девиз нашего следующего “строительного конкурса” .
1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.
4 тур - “Под крышей дома наших предков…”
Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)
(Жюри подводит итоги четвертого тура)
5 тур - “Русская кухня 13-го века”
1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру - “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.
2 ведущий раздает разносы с продуктами.
5 тур - “Русская кухня 13-го века”
Предлагается следующий набор продуктов:
-
напитки: чай, квас, кофе;
-
крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
-
овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
-
фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.
(Жюри подводит итог пятого тура)
6 тур - “Живописная мозаика”
1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.
2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше.. Значит, максимальный балл в этом конкурсе - 3 балла.
Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)
( Жюри подводит итоги шестого тура)
1 ведущий:
Театр
уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла
– всё кипит.
В райке нетерпеливо
плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.
7 тур – “История в бронзе и камне”
1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.
2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”
Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.
(Жюри подводит итоги 8 тура)
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Литература
-
Трофимов А.Я. Новости из прошлого. Сборник очерков. Смядынь, 2002 г.
-
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995 г.
-
История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 1997 г.
-
Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.- Тула, 1995 г.
-
Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 1995 г.
-
Российская школьная хрестоматия: в трех сериях. Интербук, 1995 г.
-
Роберт Рождественский. Семь поэм.М.: Молодая гвардия,1982 г.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА «В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»
Тема: «Древняя Русь»
для учащихся 3-4 классов
Составила Д. Н. Долгих - учитель истории ГБОУ ООШ
с. Заплавное Борского района Самарской области.
«Два чувства близки
нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь к отеческим
гробам».
(А.С.Пушкин)
Цель: обобщить и закрепить в игровой форме знаний учащихся по разделу «Древняя Русь».
Задачи:
-
Образовательная:
-
создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории древней Руси, расширение кругозора.
-
-
Воспитательная:
-
способствовать развитию интереса к истории своих предков;
-
продолжить формирование чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
-
-
Развивающая:
-
создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
-
формирование у детей умения осмысливать исторические факты, грамотно и логически их излагать;
-
развитие творческого мышления.
-
Оборудование: мультимедиа установка, раздаточный материал, экран.
Ход игры:
(Звучит музыка из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”)
Ведущий: Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня на игре мы откроем книгу Истории государства Российского на страничке «Древняя Русь ». На сцену приглашаются 2 команды.
Напоминаем правила нашей игры:
Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда не может ответить на вопрос, ответить может команда соперников. Оценивать игру будет жюри (представление жюри).
Определяем лидеров команд: __________________________________________________
Разминка:
Вопросы первой команде:
-
Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
-
Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
-
Год принятия христианства на Руси. (988 год)
-
Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
-
Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
Вопросы второй команде:
-
Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
-
Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
-
Основатель Киева. (Кий)
-
Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
-
Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)
I . Конкурс «Вопрос-ответ»
(ведущий поочерёдно каждой команде задаёт вопрос участники отвечают. В случае если команда не знает ответ, сопернику можно заработать лишний балл)
1. Вопрос: Потомки восточных славян — русские, украинцы и белорусы. Где расселялись восточно-славянские племена?
Предполагаемый ответ: по берегам реки Днепр, но постепенно расселялись, занимая всё новые и новые земли. Начиная с VI (6) века восточные славяне осваивали огромную территорию между тремя морями — Чёрным, Белым и Балтийским и селились по берегам рек — Волги, Оки, Западной Двины, Десны и др.
2.Вопрос: В то далёкое время наши предки жили большими племенами, которые могли объединять до ста мелких племён. Почему славяне стали объединяться?
Предполагаемый ответ: Большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов. Но племена не могли жить в мире между собой. В летописи об этом говорится так: «И воевати почаша сами на ся».
3. Вопрос: Постепенно возникали небольшие независимые, самостоятельные княжества (союзы племён). Образование княжеств историки относят к VIII-IX векам. Как называлось общее название всех княжеств?
Предполагаемый ответ: Древняя Русь
4. Вопрос: Откуда пошло название «Русь»?
Предполагаемый ответ: Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян — большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы» или «русины». Есть и другое мнение учёных: будто название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне — земледельцы. науке точно не известно
5. Вопрос: Как выглядело жильё древних славян?
Предполагаемый ответ:
Жильем
служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр
углублен в землю, стены сложены из тонких
слоев деревьев-жердей, очищенных от
веток. Крыша тоже была из жердей, а на
ней толстые слои соломы. Внутри такого
дома всегда было прохладно, темно и
сыро.
Окна, прорубленные в стенах на
ночь и в холода, закрывали досками или
соломой - ведь стекол тогда не было. В
углу находилась, сложенная из камня
печь - она обогревала дом, на ней же
готовили еду.
Печь топилась по-черному
это значит, что дымовой трубы не было,
и печной дым выходил через дверь или
отверстие в потолке. Это помогло сохранить
тепло в помеще-нии, но от этого все стены
были в копоти и саже.
В доме свободное
место занимали стол и две-три деревянные
лавки. В углу лежало несколько охапок
сена, покрытых звериными шкурами - это
постели.
Как ни просто устроено жилье,
в нем можно укрыться от непогоды и дикого
зверя, согреться у печи и сварить
еду.
Жили славяне племенами, как
правило, это были родственники, которые
вели совме-стное хозяйство. Жилище
древних славян. (слайд № )
6. Вопрос: Расскажите об особенность одежды славян.
Предполагаемый
ответ:
Одежда
славян-мужчин состояла из длинной
рубахи, сотканной из льна и украшен-ной
вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви.
Последняя представляла собой нечто
вро-де сапожек на мягкой кожаной подошве
или просто куска кожи, обернутого вокруг
ноги и укрепленного веревкой. Разумеется,
летом обходились вовсе без обуви. Одежда
женщин включала длинное платье из
льняной материи, также изукрашенное
вышивками. Украше-ния из металлов,
стекла, янтаря и полудрагоценных камней
(височные кольца, перстни, гривны, бусы,
привески, о которых шла речь выше)
одевались только в торжественных случаях
во время праздников и свадебных обрядов.
Эти же украшения одевались на по-койника
во время похорон.
7.Вопрос: Почему именно Киев в те далёкие времена стал центром Руси?
Предполагаемый ответ:
Киев - богатый город, в котором было более четырёхсот церквей и соборов, восьми рынков, большое количество улиц, а въезд в город украшали прекрасные Золотые ворота. Всё это было возможно потому, что воины киевского князя собирали с завоёванных земель дань: серебро, золото, мёд, мех, пеньку и др. Кроме этого Киев был центром большой торговли, он торговал с разными странами. На рынках Киева можно было купить даже восточные сладости и фрукты, перец и орехи.
8. Вопрос (общий для двух команд даётся заранее, дети самостоятельно ищут информацию):
Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.- Как вы думаете, какие это праздники? И в чём их смысл? (Можно на слайде предложить фото, где ребята угадывают, что за праздник и рассказывают о нём)
Предполагаемые
ответы:
Масленица. Это
праздник проводов зимы и встречи весны.
Сначала провожали зиму: делали из соломы
чучело, наряжали в женскую одежду и
ставили на сани. Вокруг чучела водили
хороводы, а потом сжигали его на костре.
Встречая весну, славяне молили бога об
урожае. До наших дней дошел обычай печь
на масленицу блины символ Солнца.
Праздник
Иван-Купала или Иванов день. Иванов
день, или Иван Купала, проходил в ночь
с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались
у реки, надевали на голову венки, водили
хороводы, пели песни в честь Солнца.
Ночью прыгали через костры славяне
верили, что огонь очищает. Затем все
бросали в воду свои венки, с песнями
входили в реку и купались.
Троица.
(Слайд № 25,26) Девичьим праздником
назывался семик неделя перед Троицей.
Этот праздник в древности посвящался
богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного
согласия. В это время убирали лентами
молодую березку священное дерево Лады
и украшали березовыми ветками дома.
Девушки шли в лес плести венки из цветов,
водить хороводы и петь обрядовые песни.
В четверг семицкой недели, после обеда,
в разгар праздника, проходил смотр
невест. По вечерам молодежь гоняла
русалок играла в горелки со стеблями
полыни или лютика в руках. По поверью,
эти травы предохраняли от козней нечистой
силы. В последний день праздника березу
срубали, а девичьи венки пускали по
реке. У кого венок уплывет далеко той
скоро замуж. За веселье и гадания семицкую
неделю, которую праздновали еще в прошлом
веке, называют зелеными святками.
II. «О чем рассказала карта»?
(на столе разложены конверты в каждый из которых вложена карта. Участники игры выбирают конверт. Через минуту после совещания в команде отвечают на вопрос: «О чём рассказала карта?»)
Вопрос: О чём рассказала карта?
Предполагаемый ответ:
Карта рассказывает о племенах восточных славян, по берегам каких рек расселялись восточные славяне. Между какими морями они расселялись: чёрным и каспийским
1. Это карта Древнерусского государства IX-XI веков,
столица – Киев,
2. Города, расположенные на территории государства(Псков, Новгород, Суздаль, Чернигов, Смоленск и др.)
3. С какими странами (Польша, Венгрия) и племенами ( мордва, половцы, печенеги, эсты и др.) граничило Древнерусское государство.
4. Видим, как расширялась территория Древнерусского государства
III. Картинная галерея:
(На слайде или в печатном варианте предлагается картина или фото. Нужно сказать как называется картина, кто ее автор и что на ней изображено).
Картина . фото |
Название , предполагаемый ответ |
Картина В.М. Васнецова «Богатыри» Три могучих князя на конях-исполинах. Васнецову хотелось передать на холсте те характерные черты в своих героях, которые воспевались в былинах и сказках. Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают, нет ли где врага, не обижают ли кого. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец. По правую руку от Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия. За холмами к северу– Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов. |
|
Суриков " Взятие снежного городка" изображена одна из старинных народных игр, которые проводились на масленицу. «Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. |
|
|
В.М. Васнецов «Крещение Руси» Показано
становления христианства на территории
Древней Руси, момент принятия православия
жителями Киевской Руси в водах Днепра.
В центре композиции расположена фигура
Владимира Святославовича. |
Венецианов А.Г. Гумно.В картине изображено гумно — сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия. Показан труд крестьянина |
|
К.А. Трутовский «Колядки в Малороссии»Изображены святки, которые проходят от Рождества до Крещения. Молодежь небольшими группами ходили по домам, стучали в окно пели колядки, рождественские поздравительные песни. Главная особенность святок – это ряженые. |
|
Софийский соборВ 2011 году отмечалось тысячелетие со дня основания одной из величественных святынь Киевской Руси - Софийского собора |
|
Софийский
собор в Новгороде.
|
V. Что изображено на картине
(Картина закрыта 6 прямоугольниками. Участники угадывают, что изображено, открывая их в любой последовательности. Если с первой попытки присуждается 6 очков, со второй -5 очков и т.д. Право открывать первым часть картинки предоставляется команде, набравшей в игре наибольшее количество очков)
1 2 3 4 5 6
В.М. Васнецов «Нестор»
«В монастырской келье узкой,
В четырёх
глухих стенах,
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах».
(летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)
IV. История в лицах
По описанию отгадать о какой исторической личности идет речь.
1. Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу. Установив размеры дани и места ее сборов. Соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека. Управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. Это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина
Ответ: Княгиня Ольга
2. Великий князь был внуком княгини Ольги. Он защищал русскую землю от врагов, которые приходили из южных степей, и приказывал строить на Руси города, был добрым и справедливым человеком. Он помогал бедным, заботился о старых и больных. В годы правления князя развивались ремёсла и торговля. В это же время на Руси было принято христианство.
Ответ: Владимир Красное Солнышко
3.Великий князь был сыном Владимира Красное Солнышко. Он правил русским государством более тридцати лет. Князь продолжил дело отца по укреплению русского государства. Он был грамотным и образованным человеком, любил читать и часто проводил ночи за чтением книг. Его называли просветителем: он повелевал открывать школы «для людей всякого состояния», вести запись происходящих событий — летописи. В период его правления появилось больше книг. Их переводили с греческого языка и переписывали специальные люди — писцы.В период его правления было открыто училище, где обучалось более трёхсот мальчиков – служителей церкви, продолжалось строительство городов.
4. Время его княжения было недолгим, но спокойным и мирным. Его мать была греческой царевной, а дед, — греческим государем.
Он завещал своим детям и всем людям быть добрыми, трудолюбивыми и заботливыми: «Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных».
О каких исторических деятелях говорится в «Повести временных лет»?
-
«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул…»
«В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса…, не имел шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах».
(Святослав) -
«Когда пришёл в Киев он, то повелел опрокинуть кумиры – одних велел изрубить, а других предать огню». (Владимир I)
-
«И любил он книги, читая их часто и ночью и днём». (Ярослав Мудрый)
-
«И ступил он ногою на череп, и поползла змея из черепа и ужалила его в ногу». (Олег)
Былинная
Вопросы к зрителям:
Что такое былина? Кто её герои? Что мы узнаём из былин?
Задание командам: разгадать кроссворд
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Имя одного из богатырей с картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
2. Богатырь, положивший Илью Муромца в карман.
3. Старинный музыкальный инструмент, под звуки которого сказывались былины.
4. Боевая дубина.
5. Натянутая часть лука
6. Правдивое повествование
7. Прозвище богатыря, который в результате своей болезни просидел на печке в избе ровно 30 лет и 3 года
8. Киевский князь времен Ильи Муромца.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
у |
с |
л |
и |
|
|
|
|
п |
а |
Л |
и |
ц |
а |
|
|
|
|
|
т |
Е |
т |
и |
в |
а |
|
|
|
б |
ы |
Л |
ь |
|
|
|
|
|
м |
у |
р |
О |
м |
е |
ц |
|
в |
л |
а |
д |
и |
М |
и |
р |
|
|
VI. Портрет – имя
Командам раздаются изображения князей и имена. Нужно соотнести портрет князя с его именем и разложить в хронологической последовательности их правления
Первые
русские князья
Рюрик, Олег, Игорь,
великая княгиня киевская Ольга, Святослав
, Владимир Святославич , Святополк
Владимирович, Ярослав Мудрый
Рюрик |
|
Олег |
|
Игорь |
|
Ольга |
|
Святослав |
|
Владимир |
|
Святополк |
|
Ярослав Мудрый |
|
Владимир Мономах |
VII. Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери»
Конкурс-домашнее задание. Учащиеся заранее получают путём жеребьёвки или по желанию какую-либо историческую личность, изучают ее жизнь деяния, заслуги, а на игре доказывают значимость личности в истории страны
Вопросы болельщикам:
-
Кто сказал: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут!» (Святослав)
-
Этому князю во сне явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения. Кто этот князь? (Андрей Боголюбский)
-
О каком событии идёт речь: «…и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь верст по льду» (Ледовое побоище,1242г.)
-
За что Александр Ярославич получил прозвище «Невский»? (За победу на реке Неве 15 июля 1240 года)
-
Почему на Руси началась феодальная раздробленность? (Нет четкого порядка наследования престола, усобицы князей)
-
Этот князь построил Софийский собор и Золотые ворота в Киеве. (Ярослав Мудрый)
-
Как называли человека, который заключил «ряд» (договор) на выполнение работ? (Рядович)
-
Кто из русских князей оказался на московском престоле в 9-летнем возрасте? (Дмитрий Иванович)
-
Этот князь свое прозвище получил за богатство и кошель с деньгами, который носил на поясе. (Иван Калита)
-
Когда начинался год у славян? (в декабре)
-
Изображение божества, изготовленное преимущественно из камня или дерева, предмет поклонения. (Идол)
Подведение итогов игры и награждение победителей
Дополнительные вопросы:
-
Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)
-
Воинственный кочевой народ, совершавший набеги на древнюю Русь. (Печенеги)
-
Дух – покровитель леса. (Леший)
-
Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)
-
Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)
-
Наследственное земельное владение, передаваемое от отца к сыну. (Вотчина)
-
Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)
-
Магический предмет, оберегающий своего владельца от зла и бед. (Амулет)
-
В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)
-
В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)
-
Грамота, выдаваемая монголами на великое княжение. (Ярлык)
-
Название зерна у восточных славян. (Жито)
-
Дух, покровитель водоемов, рек, озёр, обитающий в омутах. (Водяной)
-
Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)
-
Основное орудие труда у восточнославянских племен, обитавших в лесной полосе. (Соха)
-
Главный собор древнего Киева (Софийский)
-
Описание событий по годам. (Летопись)
-
Первое упоминание о Москве относится к …. (1147 году)
-
Богиня любви у восточных славян (Леда)
Используемые ресурсы:
1. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях.-М.: Вентана-Граф, 2008
2. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях.-М.: Вентана-Граф, 2008
www.proshkolu.ru/gofile/563543-a249398/
www.proshkolu.ru/gofile/122878-a44013/
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/story0.html
http://artcyclopedia.ru/nestor-letopisec_1885-1893-vasnecov_viktor_mihajlovich.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E7%FF%F2%E8%E5_%F1%ED%E5%E6%ED%EE%E3%EE_%E3%EE%F0%EE%E4%EA%E0
http://www.nearyou.ru/venetsian/r21gumno.html
http://www.detskiysad.ru/art/kartina157.html
http://ugabuga.ru/view_drev_mif.php?id=4785
http://festival.1september.ru/articles/538465/
http://pedsovet.su/load/298-1-0-13154
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»