Статья "Эстетическое воспитание младших школьников через восприятие прекрасного"
Чернованова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Целинская СОШ №8»,
Целинский район, Ростовская область.
Корень — источник доброты в созидании,
в творчестве, в утверждении жизни и красоты.
Доброе неразрывно связано с красотой,
и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства,
которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности .
В.А.Сухомлинский.
Основная задача педагогического процесса в современной школе — это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов.
Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Школе необходимо развивать своих питомцев, но она и сама должна развиваться, чтобы не «подтягивать» себя к жизни, а идти в ногу с ней.
«Все мы взрослые хотим видеть своих детей не только грамотными, профессионально подготовленными к самостоятельной жизни, но и культурными, эмоционально отзывчивыми, духовно чуткими людьми.
Культура чувств формирует нравственные и моральные принципы личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание духовной сферы личности возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству. Значит, эстетическое воспитание детей — ключ к духовному оздоровлению общества».(1)
Наблюдая за учащимися своего класса и общаясь с ними, учитывая публичные выступления на уроках, беседуя с родителями, я убедилась в том, что эстетическому воспитанию и образованию во время школьных занятий уделяется мало времени и внимания.
Главной проблемой в воспитании духовной сферы у детей является отсутствие целостной эстетической образовательной системы. По данной проблеме я провела анкетирование (см. приложение №1), которое показало, что большой процент учащихся считают уроки музыки, ИЗО, худ.труда второстепенными, следствием чего является несерьезное к ним отношение учащихся и их родителей. Проанализировав полученные результаты анкетирования, я составила план внеклассной работы по изобразительному искусству, поставила перед собой следующие задачи дифференциации:
- помочь каждому ученику ощутить радость от результатов своего труда, поверить в свои силы;
- менее способным по природным данным детям не чувствовать себя беспомощным по сравнению с одаренными детьми;
- способным учащимся создать условия для подготовки в детскую школу искусств.
Эстетическое воспитание младших школьников через восприятие
прекрасного.
1.Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и взаимосвязь занятий рисования, лепки и аппликации с различными видами деятельности.
Маленький человек пришел в большой мир взрослых.
В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму и осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь, быт человека, его труд, природа и предметный мир-все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и искусстве цвет, линии, звуки, ритм, движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития, выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явлений действительности открываются перед детьми, если приучать их прислушиваться к голосам и звукам природы, присматриваться к ее красотам. Природа выступает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся образах, явлениях, картинах.
Ко всему этому привлекается внимание детей, с возрастом усложняются и разнообразятся его целенаправленные наблюдения. В результате у детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.
Эстетика быта, работа над культурой поведения в мире человеческих отношений и, наконец, искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее внимательнее, ярче и полнее, откликаться на прекрасное в жизни.
Изобразительная деятельность, включая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А.Каменский, Ф. Фребель и др.). Мыслители Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка. И недаром один из великих мыслителей Франции 19в. Д.Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать, писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам ».
Изучив множество литературы по данной теме, собрав и проработав большое количество работ ведущих педагогов нашей страны, проанализировав опыт собственной педпрактики, пришла к выводу, что изобразительная деятельность
— специфическое, образное познание деятельности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей и их творческих способностей.
Вот на этом мне бы хотелось очень подробно остановиться.
Создание изображения ставит перед собственными глазами ребенка ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Для того чтобы изобразить окружающее (дом, машину, человека, животного и т.д.), ребенку надо иметь отчетливые представления, что изображается. Надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и отличительное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, давать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Таким образом, я прихожу к выводу, что изобразительная деятельность способствует развитию мыслительной деятельности мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты). В конкретном случае я использовала это на уроке ИЗО при анализе матрешек разных центров изготовления и росписи. У детей развивается образная выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. В результате изобразительной деятельности представляются большие возможности для развития речи детей, в чем я также убедилась на опыте работы с детьми своего класса. Прежде всего обогащается словарный запас детей за счет того, что на занятиях они знакомятся с различными изобразительными материалами ( пластилин, глина, гуашь, акварель), узнают и называют их свойства ( мягкий, пластичный, податливый); краска ( плотная, прозрачная, яркая, бледная и т.д.); познаются такие орудия человеческой деятельности, как карандаш, кисть, стёки, палитра.
В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат образную характеристику их, запоминают и используют затем в своей речи. Перед рисованием цветов (одуванчиков) читаю детям поэтические строки, в которых содержится описание цветка:
1) Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое воздушное, ветерку послушное.
(Е.Серова)
2)Наблюдая во время зимней экскурсии покрытые инеем деревья, говорю детям «Как сказочное царство Деда Мороза» и читаю стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном». Это обогащает и углубляет не только эстетическое восприятие предметов и явлений, но и речь детей, делая ее более богатой, образной и выразительной. Это происходит и в начале занятий, когда дети активно участвовали в рассматривании и анализе предмета (матрешки), рассказывают о своем замысле и последовательности выполнения, и затем, когда они рассматривали свои рисунки, рассказывали о том, какие матрешки товарищей им понравились и почему. Связанная речь развивается у детей при описании картин, иллюстраций. Что видят и как понимают. На уроках чтения и внеклассном чтении художественных произведений мои дети часто используют такие виды работы, как словесное рисование, употребляя термины изобразительного искусства и наоборот, выполняя рисунок, обращаются к прочитанным произведениям. В. А. Сухомлинский об этом сказал так:
«Ведь детское видение мира — это своеобразное, художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску»
В своей педагогической работе я придаю важное значение взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей. Так, например, в 1 классе я проводила урок – сказку, на котором закреплялись ранее полученные представления о красках, их смешивании. Я рассказывала в течение урока сказку и в то же время беседовала с детьми об основных и составных цветах красок, вовлекая их в сказку, получая с детьми одновременно все цвета радуги и развивая речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Во время занятий рисования, лепки, аппликации читаю детям сказки, рассказы, разучивая с ними стихи. У детей развиваются художественно-образные представления. Затем дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихов, активизируется их фантазия, они стремятся выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи в изобразительной форме. Предложения создавать, изображения на темы литературных произведений всегда находили отклик у детей. Так рисовали дети образы литературных героев, прочитанных книг (см.приложение №2).
Особенно нравится детям рисование обложек — книжек к сказкам. Занятию рисования обложек предшествовала большая и интересная работа для детей по знакомству с детской книгой, ее созданием. Я рассказала детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и т.д.). В классе была выставка наиболее известных детям книг. Книги внимательно рассматривались, сравнивалось оформление одного и того же произведения, но разными художниками. После этого детям предлагалась игровая ситуация: каждый из них художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке. Дети с удовольствием и большой радостью принимали предложение. Замыслы уже сложились в процессе предшествующей работы. В результате получились интересные книги. Дети проявили выдумку и фантазию не только в оформлении книжек, но и в содержании составленных ими сказок. По окончании была устроена выставка детских работ. Каждый ученик выбирал понравившуюся книжку товарища и говорил к какой, по его мнению, сказке создана обложка, рассказ, почему она ему понравилась (см. приложение №3).
2.Индивидуальный подход к детям на занятиях изобразительной деятельности.
Одно из важнейших условий полноценного всестороннего развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – осуществление индивидуального подхода, который стараюсь базировать в своей педпрактике, на знании индивидуальных особенностей детей. Я считаю, что именно в изобразительной деятельности, как ни в какой другой, дети проявляют себя по-разному. Выделяются два направления индивидуального подхода:
1) Первый заключается в предупреждении и устранении пробелов и усвоении детьми содержания средств и способов деятельности.
2) Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности к деятельности, оно ставит своей целью формирование индивидуальности, своеобразия, проявления и тем самым не позволяет нивелировать детей в изобразительной деятельности, придерживать всех на некоем среднем уровне. Индивидуальные различия детей определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку.
Я считаю, что индивидуальный подход к детям повышает эффективность овладения ими знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, развивает их художественное творчество.
3.Формы занятий по эстетическому воспитанию и художественному образованию.
Проработав статью Л. С. Исуповой, преподавателя педколледжа №13 г. Москвы, напечатанную в журнале «Начальная школа» №2 за 1996 г., я решила выбрать для своей педагогической деятельности следующую форму работы по приведенному выше вопросу: необходимо взять за основу любой жанр (вальс, пейзаж, басню, сказку, пастораль), объяснить его суть и продемонстрировать этот жанр, как он может быть выражен в различных видах искусства. Например:
Пейзаж.
Задача: показать и проанализировать, как одно и то же явление изображается мастерами разных видов искусств.
Рассмотрим структуру занятия на примере следующих произведений:
Картин Ф.Васильева «Оттепель», А.Саврасова «Ранняя весна. Оттепель».
Стихов И. Бунина «Оттепель», Н.Заболоцкого «Оттепеель».
Музыки Э. Грига «Весной», А.Вивальди «Весна» (1 часть из цикла «Четыре времени года»).
1.Начать урок с понятия «пейзаж». Дать анализ картин по следующему плану:
а) времена года; д) где вы видели подобное?
б) признаки; е) что волнует художника больше всего?
в) настроение; ж) что вам нравится больше всего?
г) почему?
2.Анализ выразительных средств:
а) что на переднем плане?
б) на втором?
в) что является центральным объектом?
г) какие цвета создают основу пейзажа?
Если удается провести урок после совместной прогулки, во время которой легко расставите нужные акценты на явлениях природы, то при чтении стихотворения Н. Заболоцкого строки поэта быстрее и легче наполнятся смыслом, заиграют сказки.
3.Анализ стихотворения:
а) какое настроение вызывает стихотворение?
б) какая по характеру оттепель? (Какая может быть еще?)
в) объясните образные сравнения.
г) где вы сами видели такое?
д) прочитайте самую красивую строчку.
4.Анализ музыкального фрагмента:
а) какие картины природы возникают в памяти?
б) характер произведения (темп, характером мелодии, инструменты и
т.д.)
в) если есть изобразительные моменты ( например: Вивальди — имитация голосов весенних птиц ).
Анализируя, активизирую у детей оценочную деятельность, чем больше у человека эстетических впечатлений, тем более точной будет его оценка, которая является показателем эстетической воспитанности.
Занятие можно завершить творческой деятельностью (рисование, поделка из природного материала, мини-концерт).
Красота окружающего мира способна пробудить в ребенке целую гамму чувств, которые влияют на личность. Чтобы на уроках естествознания ребенок приобрел эмоционально-эстетический опыт общения с природой по принципу: от созерцания – к деятельности, можно использовать ряд заданий.
На первом созерцательном этапе ставится цель: сформировать способность воспринимать многообразие природы, эмоционально реагировать.
1)Многообразие природных форм.
Сравнить (зарисовать) листья разных деревьев, крылья насекомых, узоры мороза на окне. Почему ива плакучая? Дуб могучий? Рябина кудрявая? На кого похожи облака, когда они бывают легкими? Тяжелыми? Посмотри на форму листа — одна ее половина точно повторяет другую (явление симметрии).
2)Многообразие природных красок.
Сравнить оттенки облаков, листьев, цвет неба в разные времена года. Скомбинировать уроки рисования с уроками музыки. Наблюдая за природой, дайте задание рассмотреть и установить, что оттенки меняются в зависимости от освещения. Объясните и пронаблюдайте линейную перспективу (чем дальше, тем меньше) воздушную (чем дальше, тем расплывчатей контур и цвет), зарисуйте примеры.
3)Многообразие звуков.
а) какая пора года самая «тихая», «громкая»?
б) каковы звуки весны, зимы и т. д.?
в) как скрипит снег под ногами?
г) как поют птицы зимой, летом, весной?
Сравнить настроение весенней капели и осеннего дождя, любимые звуки в природе.
4)Многообразие запахов (цветка, дождя, весны, зимы и т. д.).
На втором художественно-образном этапе ставится цель: усилить эстетическое воздействие природы посредством привлечения произведений искусства. Типы таких заданий приведены выше.
Третий художественно-творческий этап ставит цель: активизировать художественно-творческую деятельность как результат воздействия природно-прекрасного.
Выполняются различные творческие работы (рисунки, аппликации, штампы, поделки из природного материала, лепка, составление букета).
Развитию эстетических чувств способствует словотворчество: описать зимнее или летнее небо, составить рассказ о природе ( утро, мой двор, в лесу, ничья кошка или братья наши меньшие, о любимом друге — животном, сказку об осени, зиме, снежинке, ручейке).
На четвертом созидательно — охранном этапе ставятся задания: (акцентирую внимание детей на помощи, которую они в силах оказать) ухаживать за комнатными растениями (работа на школьном дворе), чтение литературы природоохранной тематики, экологическое воспитание.
Еще один пласт — тематические народные праздники.
Полезны рассказы о народных традициях и культуре различных народов. Рассказывайте детям сказки, потому что они эмоционально окрашены. Сопровождайте сказку музыкой (П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.), живописью (В. Васнецов) и получится экскурсия в историю, нравы, культуру русского дворянства 19 в. Эстетическое воспитание ставит своей целью выявление прекрасного не только в искусстве, природе, труде, но и в поведении человека. Поэтому можно включить в занятия элементы бесед о культуре поведения, например: «Мы идем на день рождения», «Мы в театре», «Говорим по телефону», «Навещаем больного» и т. д.
Литература по этой теме: Н. Купина «Азбука поведения», Л.Васильева -Ганчус «Азбука вежливости».
4.Методические рекомендации начинающему учителю.
Эстетическое воспитание в младших классах имеет счастливую особенность-душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного. Из своих наблюдений могу сказать, что ребенок способен тонко чувствовать музыку, живопись, красоту природы (хотя и на интуитивном уровне). От учителя требуется не профессиональный анализ стиля сюжета и техники исполнения, а простое знакомство с различными произведениями искусства.
Способ подачи демонстрационного материала, язык, задания классу вы выберите сами сообразно уровню ваших учащихся. Выбранный материал можно преподносить как самостоятельные уроки (или цепь уроков), как внеклассные занятия, как фрагменты любых занятий. К сожалению, многие учителя не ставят эстетических задач на уроках грамматики, математики, естествознания. А ведь можно не только решить задачу, но решить ее самым целесообразным способом, красиво ее записать, работая с пластилином, не перепачкав все вокруг.
Методические рекомендации:
1.Выбирая произведения для показа, следует помнить, что картина должна быть хорошего качества и большого размера. Можно использовать художественные настенные календари, художественные альбомы.
2.Постарайтесь выбрать такой художественный сюжет, о котором можно много рассказать. Обращайте внимание на художественные ценности картины, на описание событий, оно возбудит воображение школьников и позволит им хорошо запомнить картину.
3.Обсуждая картину, извлекайте из нее максимум «предметной» информации. Обратите внимание детей на одежду, предметы обихода, детали быта того времени, объясните незнакомые названия, назначение неизвестных предметов. Это будет своеобразным экскурсом в историю, пополнит копилку их знаний.
4.Анализ художественного произведения проводите не лично, а классом. Ваша задача — подталкивать класс в нужном направлении, не более. Так как у детей малый опыт, избегайте двух методических крайностей: не пускайте эмоциональное восприятие на самотек, но и не заставляйте детей видеть мир глазами взрослого.
5.Выбирая небольшой фрагмент, в котором ясно завершена музыкальная мысль, яркая мелодия, не забудьте сами его прослушать. Анализируя музыкальные фрагменты, не ищите в музыке только конкретного изображения (Бабы Яги или Алёнушки ), старайтесь анализировать эмоции и настроение.
6. Во время звучания музыки в классе должна быть полная тишина. Воспитывайте в детях культуру слушателя. Если класс начал отвлекаться, лучше остановить музыку, сделав вид, что это входит в ваши планы. Иначе у детей закрепится в сознании отношение к музыке, как к фону какой — либо деятельности, уж если слушать, так слушать внимательно.
7. Отличие восприятия музыки от всего многообразия средств воспитательной работы заключается в том, что здесь важная роль отводится слову о музыке. Задача в том, что знакомясь с музыкальным произведением, его авторами, нужно создавать эмоциональную атмосферу для восприятия.
8. Постарайтесь чаще обращаться к различным произведениям искусства (хотя бы в качестве иллюстративных примеров) на уроках чтения, естествознания, пения, труда. Пусть дети привыкают к общению с искусством как естественному, повседневному ходу событий. Не забудьте назвать автора произведения даже, если уверены в том, что его тут же забудут.
9.Если у вас возникают сомнения по какому-либо вопросу или проблемы по подбору демонстрационного материала, не стесняйтесь обратиться к коллегам, преподавателям музыки, ИЗО, они всегда вам помогут.
На уроке или фрагменте урока по эстетическому воспитанию можно использовать следующие игровые задания:
1.Раскрасить копию.
После рассказа о героях и мифах Древней Греции в качестве творческого задания раздать детям шаблоны амфоры, вазы и попросить воспроизвести орнамент, расположив его по своему усмотрению.
2.Игра — поиск: найти героя по описанию.
Игра направлена на развитие познавательного аспекта восприятия.
После пройденных произведений дети получают задание описать внешность и поступки.
3.Ожившие шедевры.
Воспроизведение в пространстве знакомой картины не по наглядному образцу, а по памяти. Активизируйте детскую фантазию. Если на картинке изображены всадники — берите стулья, копья-швабры, ворота — двери в класс.
4.Перенос содержания настроения из одной формы в другую (Рисуем музыку).
5.Узнать на ощупь лист дерева, плод, цветок (не помяв их), вылепить из пластилина, снега. Это задание обостряет чувство формы.
6.Рассмотреть цветок, веточку.
В чем заключается красота? Охарактеризовать цветок: нужный, скромный, нарядный. Дать имя, сочинить историю.
7.Устное рисование.
Описать картинку, которую нарисовал бы ребенок к заданному музыкальному фрагменту или стихотворению. Задание помогает понять его содержание, сосредоточивает внимание на образах-картинках, образах-эмоциях.
Предлагаемые игровые задания опробированы мною на уроках и дают положительные результаты в художественном и эстетическом воспитании.
5.Выводы
Основным результатом моей работы следует считать эмоциональный отклик детей, их творческую инициативу, активизацию мыслительного и познавательного процессов. Результаты повторного анкетирования показали, что в изобразительной деятельности большее количество детей отметили:
- на первом месте уроки рисования, потому что любят рисовать;
- на втором месте уроки худ. труда;
- на третьем месте уроки музыки.
Детям нравится изображать природу, сказочных героев, с большим интересом изучают народное декоративно — прикладное искусство.
Сегодня очень важно учитывать положительный опыт использования народного искусства, для того чтобы поставить «надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции ».
Необходимо открывать детям мир живописи, поэзии, музыки, слегка прикоснувшись к нему крылом своего вдохновения. Не надо объяснять сложные сплетения живописных полотен Басха или гармонию музыки Шните, необходимо показать ребенку, что этот мир есть, а дальше ребенок пойдет своей дорогой, важно, чтобы их было много.
Тематический план внеклассной работы по изобразительному искусству.
Класс Тема
1-4 1.Посещение детской художественной школы или изостудии района, области.
2.Экскурсии в художественный или краеведческий музей с одновременным выполнением набросков и зарисовок отдельных скульптур, чучел животных.
Беседы по репродукции с рисунков В. А. Серова, В. А. Ватагина.
3.Конкурсы на лучшие детские рисунки по теме «Весна».
1-2 1.Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и др. предметов современного декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание).
2.Современный узор Городца.
3.Русская деревянная резьба Х1Хв (украшение крестьянских изб Верхнего Поволжья).
4.Травянистый узор Хохломы.
5.Птицы в народной вышивке, резьбе и росписи.
6.Работа с соломкой.
7.Выставка художественных работ и поделок детского творчества.
3-4 1.Конкурс рисунков на тему любимой сказки, басни.
2.Коллективное оформление выставки детских рисунков.
3.Вечер искусства «Природа в изобразительном искусстве и музыке».
4.Встречи с художником.
5.Коллективное оформление малой Третьяковки в классе.
6.Коллективные изготовления елочных игрушек, игрушек для малышей д/сада.
7.Беседы по творчеству палеховского художника И.И.Голикова.
8.Орнаментальные композиции в произведениях мастеров родных художественных промыслов (вышивка, ковры, изделия из дерева, камня, кости, керамики, металла).
9.Составление букетов, пано, экибано из декоративных форм.
10.Плетение из лозы.
11.Выставка творческих работ детей.
Словарь терминов архитектуры изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Акварель- нежная прозрачная краска. Ее разводят водой, отсюда и название, т.к. «аква» по лат. «вода». (Для ее получения добавляют растительный клей, текущий мед и глицерин).
Античное искусство- древнее искусство.
Возрождение- эпоха расцвета культуры в странах западной Европы в
19-21 вв. Впервые появился термин в Италии.
Выставка художественная(экспозиция)- публичный показ художественных произведений.
Гуашь- краска, которая образует плотную бархатную поверхность (в пигмент добавляют непрозрачные белила, белую краску и сильный клей).
Графика- произведение особого вида искусства, если художник делает рисунок на специальном листе бумаги. «Графика» греческое слово ( «граф»-пишу, рисую).
Гравюра- вид графического искусства. Сначала, рисунок вырезают на деревянной или металлической пластинке, а затем отпечатывают на листе бумаги. (Плакаты, марки, иллюстрации в книгах, журналах).
Гармония- стройность, согласованность частей единого целого.
Готика- художественный стиль Западной Европы 12-15вв. главным образом церковная архитектура (украшение соборов, ратуши).
Декор- украшение залов, предметов обихода.
Декоративная живопись- живопись архитектурного ансамбля, монументальная живопись (театральная декорация). Разновидность декоро.
Декоративная скульптура- часть архитектурного ансамбля, украшение мостов, парков, улиц, площадь, статуй, рельефов.
Декоративно-прикладное искусство- изготовление бытовых предметов, обладающих художественными качествами.
Диорама- полукольцо или цилиндр.
Жанр- оно означает «род», «вид».
Живопись- один из основных видов изобразительного искусства на плоскости при помощи красок и др. материалов.
Изобразительное искусство- связанные со зрительным восприятием и создающее изображение видимого мира на плоскости и в пространстве.
Интерьер- внутреннее пространство здания, зала, комнаты.
Иллюстрация- рисунок, сопровождающий текст.
Краски- основой является цветовой пигмент.
Колорит- (краска, цвет) система цветов и их оттенков.
Композиция- сочетание, составление, соединение-построение художественных произведений, содержание, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое.
Масляные краски- (в состав входит растительное масло) они очень яркие и долго не теряют свой цвет.
Миниатюры- первые иллюстрации появившиеся в рукописных книгах. Этим занимались художники иллюстраторы.
Набросок- быстро исполненное отдельное наблюдение и замысленное в процессе текущей работы (с натуры, по памяти или воображением).
Народное искусство- созданное трудовым народом и отражающее его вкусы и интересы (оно является прикладным).
Натура- реальные объекты в изобразительном искусстве (человек, предметы, портреты, пейзажи и т.д.)
Натюрморт- жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей.
Виды жанров:
Бытовой- художник изображает сцены повседневной жизни людей.
Аналитический- (по латыни «анимал»- «животное») составляют произведения главным мотивом которых является изображение животных.
Исторический- включает в себя изображение исторических событий и деятелей.
Батальный- отражает морские пейзажи, битвы, баталии.
Мазок- термин применяемый к масляной живописи, к следам кисти художника, на поверхности красочного слоя, элемент живописной техники.
Модель- любые предметы в качестве натуры.
Мир искусства- объединение русских художников (главным образом питербургских ) в 90-х годах 19 в.
Мавзолей- монументальное погребальное сооружение.
Орнамент- украшение, узор для различных предметов.
Панорама- живописное произведение, кольцеобразное или цилиндрическое полотно, устанавливается в специальном здании. Построенные панорамы позволяют изобразить события, в которых,
участвует большое количество людей. («Бородинская битва» художник Ф. А. Рубо).
Пастель- разноцветные мелки.
Перспектива- способ изображения объемных тел на плоскости.
Портик- выступающая перед фасадом часть здания, открытая на одну или три стороны; галерея, которая образует колонны или арки, несущественные перекрытия, чаще всего оформляют главный вход в здание.
Рисунок- способ изображения мыслей, планов, наблюдений.
Скульптура- вид объемного изображения (глина, воск, пластилин, камень, дерево, гипс, бронза).
Сюжет- предмет изображения.
Фасад- в архитектуре наружная, лицевая сторона здания.
Фреска- живопись по сырой штукатурке красками (специально подготовленный известковый раствор).
Художник- специалист в отношении к искусству.
Цвет- одно из важнейших средств создания изображения.
шедевр- образцовое произведение, высшее достижение искусства.
Эскиз- набросок для более крупной работы.
Эстетика- учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве.
Этюд- произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемый с натуры, иногда исполняется как самостоятельное произведение.
Тема: «Любимые детские игрушки в изображении народных мастеров (на примере матрешки)».
Цели и задачи: Продолжить знакомство с видами декоративно — прикладного искусства. Анализ художественных особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе-рассказу детей с выявлением их представления и раннего знакомства с игрушками народных мастеров. Ознакомление с эскизной работой, как подготовительным этапом в прикладной деятельности учащихся.
Вид урока: Урок-беседа.
Оборудование: Простой карандаш, гуашь, кисти, вырезанный силуэт матрешки.
Зрительный ряд: Дымковские игрушки: Загорские, Семеновские, Полхово -Майдановские.
План урока
1.Вступительное слово учителя.
2.Любимые детские игрушки (рассказ-беседа).
3.Музыкальная пауза.
4.Выполнение элементов эскиза матрешки обучающимися под
руководством учителя.
5.Самостоятельная работа.
6.Анализ работ.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Я рада видеть ваши лица, улыбки. Сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока: «Любимые игрушки в изображении народных мастеров».
Чем мы будем заниматься? Продолжим знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Поучимся анализировать художественные произведения народных мастеров, выполним эскиз одной из игрушек, а какой именно вы узнаете дальше.
3. Рассказ-беседа учителя и учащихся.
Прежде чем начать свой рассказ, я хочу познакомить вас с некоторыми словами-терминами изобразительного декоративно-прикладного искусства:
Эскиз — подготовительный набросок.
Береста — липа, береза (сохнет от 3 до 5 лет).
Декоративно-прикладное искусство- искусство изготовлять бытовые предметы (посуда, мебель, игрушки, вышивка и т.п.).
Композиция — составление элементов, из которых состоит рисунок.
Дети, прочитайте эти слова. Кто может объяснить термин? (Дети объясняют, учитель исправляет, дополняет).
Давным-давно в России, где еще не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях мастерили детские потешки. Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы. Про них теперь рассказывают повести и легенды, складывают песни и стихи. Многие игрушки — потешки и сейчас изготовляют, тщательно выдерживая их формы и роспись в стилевых традициях старых народных промыслов. В разных местах большой нашей страны игрушки привыкли делать по-своему. Места, где живут мастера — художники называют центрами народных промыслов. Таких центров у нас в России много, но мы с вами познакомимся лишь с некоторыми.
Дымковские игрушки произошли от названия деревни Дымково. Глину брали зимой у реки, над рекой стоял туман в пасмурные дни, а из труб домов валил дым. Деревня в дыму, и игрушка именуется дымковской. Посмотрите на эти игрушки. Вот игрушки и иллюстрации с изображением, изготовленные и расписанные руками учащихся 2 класса. Чем они похожи? Как вы думаете, какой краской покрывается игрушка сначала? Белые они от того, что когда их лепили мастера, все было белым — бело, вот и игрушку сделали белой, но так она делалась к празднику, поэтому они должны быть яркими. Обратите внимание на узор. Какие формы узоров? (кружки, полоски, точки). Цвета, характерные для дымковских игрушек: красно-алый, фиолетовый, синий. Есть еще ряд игрушек других центров и мастеров, с которыми можно познакомиться на внеклассных занятиях.
Все эти игрушки из глины, но я хочу подробнее остановиться на деревянной игрушке. Эта игрушка спрятана здесь. Мне хочется, чтобы вы сами ее угадали.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем: и детям, и взрослым. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом. На всемирной выставке в столице Бельгии г. Брюсселе в 1958 году нашей матрешке присуждена золотая медаль.
Первая матрешка появилась в конце 90-х годов прошлого века, т.е. сейчас, ребята, ей более 100 лет. Авторами были художник С. В. Малютин и токарь В. П.Звездочкин. У этой игрушки тоже есть свой центр — это с.Загорское, где даже есть единственный музей в России русской игрушки.
Вот они гости из Загорска. Обратите внимание, у нее есть платок, кофта, сарафан, фартук. А вот сестрица из п.Семенова:
Посмотрите-ка,
Куда идет матрешка?
За ягодой морошкой!
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье,
Угощу вас всех вареньем!
Отличается она тем, что в правой руке у нее лукошко с ягодами, цветами или просто букет.
И последние матрешки из с. Полхова — Майдана. У этих матрешек, ребята, платок без завязанных концов. У нее нет таких конкретных деталей. Украшением у них являются яркие цветы: «большая роза», «колокольчик» и т.д.
А теперь мы переходим к выполнению эскиза матрешки. Но вначале мы должны отдохнуть, зарядиться энергией, чтобы наши матрешки получились веселыми и красивыми.
4.Музыкальная пауза. Стихи и песни о матрешках.
Я приглашаю сюда живых, настоящих и веселых, красивых русских матрешек: Эмилию и Олечку.
Миля: Все они Матрешеньки,
Все они малешеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками
Нарядные, пригожие
Чуть на меня похожие.
Оля: Как две радуги брови,
Губы-маки
Пунцовый наряд,
И румянцем свежее моркови
Глянцеватые щеки горят.
Песня. Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки.
Ребята, каких мастеров напомнили эти матрешки? (Семеновские).
Отдохнули, а теперь примемся за работу.
5.Выполнение работы учащимися с помощью учителя.
У вас у каждого на парте есть готовая выкройка матрешки из бумаги. Обратите внимание, если согнуть силуэт по линии изгиба, то мы увидим, что левая часть полностью совпала с правой частью матрешки, это говорит о том, что игрушка симметрична по форме (как лист дерева), но если мы сложим ее по продольной линии, то половинки не совпадут. Попробуем нарисовать самую простую матрешку. Как вы думаете, какая это матрешка? (Полхово — Майдановская)
Взяли в руки карандаш, вместе со мной вы начинаете выполнять карандашный эскиз матрешки по элементам:
1) Начнем с личика.На что похоже лицо матрешки? (на круг, овал)
2) Платок.
6.Самостоятельная работа учащихся.
Частичная гуашевая роспись платка.
7.Анализ работы учащихся.
Одеть своих матрешек в красивые нарядные сарафаны предлагаю вам на следующем уроке.
Ребята, игрушки-гости из каких центров побывали у нас в гостях?
( Из Загорска, Семенова и Полховского Майдана).
Приложение №1
Анкета
1. Какие виды изобразительной деятельности вам больше всего нравятся и почему? (рисование, лепка, аппликация, художественная роспись, резьба по дереву, чеканка.)
2. Чем хотели бы заниматься на внеклассных занятиях по изобразительному искусству? (художественная вышивка, вязание, плетение из лозы, макраме, составление букетов, экибано, работа с соломкой, резьба по дереву, чеканка, выжигание.)
3. Какими жанрами изобразительного искусства вы хотели бы заниматься на внеклассных занятиях? (пейзаж, портрет, натюрморт.)
4. Нравятся ли вам уроки ИЗО? Что вы хотели бы изменить?
Литература
1.Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности. — М.: Журнал «Начальная школа: + -», 2000.- №1.
2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984.
3. Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/саду. М.Просвещение, 1990.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев. 1979.
6. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. – М. Просвещение. 1986.
7. Шпикалова Т.Я.- Журнал «Начальная школа», 1984.- №7.
8. Эльконин Д.Б. и др. Мир детства. Дошкольник. Издательство Педагогика.-1979.
9. Кузина В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.- М. Просвещение, 1979.
Эстетическое воспитание младших школьников
через восприятие прекрасного.
Чернованова
Татьяна Владимировна,
учитель
начальных классов,
МБОУ
«Целинская СОШ №8» ,
Целинский
район , Ростовская область.
Корень - источник доброты в созидании,
в творчестве, в утверждении жизни и красоты.
Доброе неразрывно связано с красотой,
и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства,
которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности .
В.А.Сухомлинский.
Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов.
Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Школе необходимо развивать своих питомцев, но она и сама должна развиваться, чтобы не «подтягивать» себя к жизни, а идти в ногу с ней.
«Все мы взрослые хотим видеть своих детей не только грамотными, профессионально подготовленными к самостоятельной жизни, но и культурными, эмоционально отзывчивыми, духовно чуткими людьми.
Культура чувств формирует нравственные и моральные принципы личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание духовной сферы личности возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству. Значит, эстетическое воспитание детей - ключ к духовному оздоровлению общества».(1)
Наблюдая за учащимися своего класса и общаясь с ними, учитывая публичные выступления на уроках, беседуя с родителями, я убедилась в том, что эстетическому воспитанию и образованию во время школьных занятий уделяется мало времени и внимания.
Главной проблемой в воспитании духовной сферы у детей является отсутствие целостной эстетической образовательной системы. По данной проблеме я провела анкетирование (см. приложение №1), которое показало, что большой процент учащихся считают уроки музыки, ИЗО, худ.труда второстепенными, следствием чего является несерьезное к ним отношение учащихся и их родителей. Проанализировав полученные результаты анкетирования, я составила план внеклассной работы по изобразительному искусству, поставила перед собой следующие задачи дифференциации:
-
помочь каждому ученику ощутить радость от результатов своего труда, поверить в свои силы;
-
менее способным по природным данным детям не чувствовать себя беспомощным по сравнению с одаренными детьми;
-
способным учащимся создать условия для подготовки в детскую школу искусств.
Эстетическое воспитание младших школьников через восприятие
прекрасного.
1.Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и взаимосвязь занятий рисования, лепки и аппликации с различными видами деятельности.
Маленький человек пришел в большой мир взрослых.
В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму и осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь, быт человека, его труд, природа и предметный мир-все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и искусстве цвет, линии, звуки, ритм, движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития, выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явлений действительности открываются перед детьми, если приучать их прислушиваться к голосам и звукам природы, присматриваться к ее красотам. Природа выступает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся образах, явлениях, картинах.
Ко всему этому привлекается внимание детей, с возрастом усложняются и разнообразятся его целенаправленные наблюдения. В результате у детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.
Эстетика быта, работа над культурой поведения в мире человеческих отношений и, наконец, искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее внимательнее, ярче и полнее, откликаться на прекрасное в жизни.
Изобразительная деятельность, включая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А.Каменский, Ф. Фребель и др.). Мыслители Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка. И недаром один из великих мыслителей Франции 19в. Д.Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать, писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам ».
Изучив множество литературы по данной теме, собрав и проработав большое количество работ ведущих педагогов нашей страны, проанализировав опыт собственной педпрактики, пришла к выводу, что изобразительная деятельность
- специфическое, образное познание деятельности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей и их творческих способностей.
Вот на этом мне бы хотелось очень подробно остановиться.
Создание изображения ставит перед собственными глазами ребенка ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Для того чтобы изобразить окружающее (дом, машину, человека, животного и т.д.), ребенку надо иметь отчетливые представления, что изображается. Надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и отличительное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, давать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Таким образом, я прихожу к выводу, что изобразительная деятельность способствует развитию мыслительной деятельности мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты). В конкретном случае я использовала это на уроке ИЗО при анализе матрешек разных центров изготовления и росписи. У детей развивается образная выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. В результате изобразительной деятельности представляются большие возможности для развития речи детей, в чем я также убедилась на опыте работы с детьми своего класса. Прежде всего обогащается словарный запас детей за счет того, что на занятиях они знакомятся с различными изобразительными материалами ( пластилин, глина, гуашь, акварель), узнают и называют их свойства ( мягкий, пластичный, податливый); краска ( плотная, прозрачная, яркая, бледная и т.д.); познаются такие орудия человеческой деятельности, как карандаш, кисть, стёки, палитра.
В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат образную характеристику их, запоминают и используют затем в своей речи. Перед рисованием цветов (одуванчиков) читаю детям поэтические строки, в которых содержится описание цветка:
-
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое воздушное, ветерку послушное.
(Е.Серова)
2)Наблюдая во время зимней экскурсии покрытые инеем деревья, говорю детям «Как сказочное царство Деда Мороза» и читаю стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном». Это обогащает и углубляет не только эстетическое восприятие предметов и явлений, но и речь детей, делая ее более богатой, образной и выразительной. Это происходит и в начале занятий, когда дети активно участвовали в рассматривании и анализе предмета (матрешки), рассказывают о своем замысле и последовательности выполнения, и затем, когда они рассматривали свои рисунки, рассказывали о том, какие матрешки товарищей им понравились и почему. Связанная речь развивается у детей при описании картин, иллюстраций. Что видят и как понимают. На уроках чтения и внеклассном чтении художественных произведений мои дети часто используют такие виды работы, как словесное рисование, употребляя термины изобразительного искусства и наоборот, выполняя рисунок, обращаются к прочитанным произведениям. В. А. Сухомлинский об этом сказал так:
«Ведь детское видение мира - это своеобразное, художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску»
В своей педагогической работе я придаю важное значение взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей. Так, например, в 1 классе я проводила урок – сказку, на котором закреплялись ранее полученные представления о красках, их смешивании. Я рассказывала в течение урока сказку и в то же время беседовала с детьми об основных и составных цветах красок, вовлекая их в сказку, получая с детьми одновременно все цвета радуги и развивая речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Во время занятий рисования, лепки, аппликации читаю детям сказки, рассказы, разучивая с ними стихи. У детей развиваются художественно-образные представления. Затем дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихов, активизируется их фантазия, они стремятся выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи в изобразительной форме. Предложения создавать, изображения на темы литературных произведений всегда находили отклик у детей. Так рисовали дети образы литературных героев, прочитанных книг (см.приложение №2).
Особенно нравится детям рисование обложек - книжек к сказкам. Занятию рисования обложек предшествовала большая и интересная работа для детей по знакомству с детской книгой, ее созданием. Я рассказала детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и т.д.). В классе была выставка наиболее известных детям книг. Книги внимательно рассматривались, сравнивалось оформление одного и того же произведения, но разными художниками. После этого детям предлагалась игровая ситуация: каждый из них художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке. Дети с удовольствием и большой радостью принимали предложение. Замыслы уже сложились в процессе предшествующей работы. В результате получились интересные книги. Дети проявили выдумку и фантазию не только в оформлении книжек, но и в содержании составленных ими сказок. По окончании была устроена выставка детских работ. Каждый ученик выбирал понравившуюся книжку товарища и говорил к какой, по его мнению, сказке создана обложка, рассказ, почему она ему понравилась (см. приложение №3).
2.Индивидуальный подход к детям на занятиях изобразительной деятельности.
Одно из важнейших условий полноценного всестороннего развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – осуществление индивидуального подхода, который стараюсь базировать в своей педпрактике, на знании индивидуальных особенностей детей. Я считаю, что именно в изобразительной деятельности, как ни в какой другой, дети проявляют себя по-разному. Выделяются два направления индивидуального подхода:
-
Первый заключается в предупреждении и устранении пробелов и усвоении детьми содержания средств и способов деятельности.
2) Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности к деятельности, оно ставит своей целью формирование индивидуальности, своеобразия, проявления и тем самым не позволяет нивелировать детей в изобразительной деятельности, придерживать всех на некоем среднем уровне. Индивидуальные различия детей определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку.
Я считаю, что индивидуальный подход к детям повышает эффективность овладения ими знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, развивает их художественное творчество.
3.Формы занятий по эстетическому воспитанию и художественному образованию.
Проработав статью Л. С. Исуповой , преподавателя педколледжа №13 г. Москвы, напечатанную в журнале «Начальная школа» №2 за 1996 г., я решила выбрать для своей педагогической деятельности следующую форму работы по приведенному выше вопросу: необходимо взять за основу любой жанр (вальс, пейзаж, басню, сказку, пастораль), объяснить его суть и продемонстрировать этот жанр, как он может быть выражен в различных видах искусства. Например:
Пейзаж.
Задача: показать и проанализировать, как одно и то же явление изображается мастерами разных видов искусств.
Рассмотрим структуру занятия на примере следующих произведений:
Картин Ф.Васильева «Оттепель», А.Саврасова «Ранняя весна. Оттепель».
Стихов И. Бунина «Оттепель», Н.Заболоцкого «Оттепеель».
Музыки Э. Грига «Весной», А.Вивальди «Весна» (1 часть из цикла «Четыре времени года»).
1.Начать урок с понятия «пейзаж». Дать анализ картин по следующему плану:
а) времена года; д) где вы видели подобное?
б) признаки; е) что волнует художника больше всего?
в) настроение; ж) что вам нравится больше всего?
г) почему?
2.Анализ выразительных средств:
а) что на переднем плане?
б) на втором?
в) что является центральным объектом?
г) какие цвета создают основу пейзажа?
Если удается провести урок после совместной прогулки, во время которой легко расставите нужные акценты на явлениях природы, то при чтении стихотворения Н. Заболоцкого строки поэта быстрее и легче наполнятся смыслом, заиграют сказки.
3.Анализ стихотворения:
а) какое настроение вызывает стихотворение?
б) какая по характеру оттепель? (Какая может быть еще?)
в) объясните образные сравнения.
г) где вы сами видели такое?
д) прочитайте самую красивую строчку.
4.Анализ музыкального фрагмента:
а) какие картины природы возникают в памяти?
б) характер произведения (темп, характером мелодии, инструменты и
т.д.)
в) если есть изобразительные моменты ( например: Вивальди - имитация голосов весенних птиц ).
Анализируя, активизирую у детей оценочную деятельность, чем больше у человека эстетических впечатлений, тем более точной будет его оценка, которая является показателем эстетической воспитанности.
Занятие можно завершить творческой деятельностью (рисование, поделка из природного материала, мини-концерт).
Красота окружающего мира способна пробудить в ребенке целую гамму чувств, которые влияют на личность. Чтобы на уроках естествознания ребенок приобрел эмоционально-эстетический опыт общения с природой по принципу: от созерцания – к деятельности, можно использовать ряд заданий.
На первом созерцательном этапе ставится цель: сформировать способность воспринимать многообразие природы, эмоционально реагировать.
1)Многообразие природных форм.
Сравнить (зарисовать) листья разных деревьев, крылья насекомых, узоры мороза на окне. Почему ива плакучая? Дуб могучий? Рябина кудрявая? На кого похожи облака, когда они бывают легкими? Тяжелыми? Посмотри на форму листа - одна ее половина точно повторяет другую (явление симметрии).
2)Многообразие природных красок.
Сравнить оттенки облаков, листьев, цвет неба в разные времена года. Скомбинировать уроки рисования с уроками музыки. Наблюдая за природой, дайте задание рассмотреть и установить, что оттенки меняются в зависимости от освещения. Объясните и пронаблюдайте линейную перспективу (чем дальше, тем меньше) воздушную (чем дальше, тем расплывчатей контур и цвет), зарисуйте примеры.
3)Многообразие звуков.
а) какая пора года самая «тихая», «громкая»?
б) каковы звуки весны, зимы и т. д.?
в) как скрипит снег под ногами?
г) как поют птицы зимой, летом, весной?
Сравнить настроение весенней капели и осеннего дождя, любимые звуки в природе.
4)Многообразие запахов (цветка, дождя, весны, зимы и т. д.).
На втором художественно-образном этапе ставится цель: усилить эстетическое воздействие природы посредством привлечения произведений искусства. Типы таких заданий приведены выше.
Третий художественно-творческий этап ставит цель: активизировать художественно-творческую деятельность как результат воздействия природно-прекрасного.
Выполняются различные творческие работы (рисунки, аппликации, штампы, поделки из природного материала, лепка, составление букета).
Развитию эстетических чувств способствует словотворчество: описать зимнее или летнее небо, составить рассказ о природе ( утро, мой двор, в лесу, ничья кошка или братья наши меньшие, о любимом друге - животном, сказку об осени, зиме, снежинке, ручейке).
На четвертом созидательно - охранном этапе ставятся задания: (акцентирую внимание детей на помощи, которую они в силах оказать) ухаживать за комнатными растениями (работа на школьном дворе), чтение литературы природоохранной тематики, экологическое воспитание.
Еще один пласт - тематические народные праздники.
Полезны рассказы о народных традициях и культуре различных народов. Рассказывайте детям сказки, потому что они эмоционально окрашены. Сопровождайте сказку музыкой (П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.), живописью (В. Васнецов) и получится экскурсия в историю, нравы, культуру русского дворянства 19 в. Эстетическое воспитание ставит своей целью выявление прекрасного не только в искусстве, природе, труде, но и в поведении человека. Поэтому можно включить в занятия элементы бесед о культуре поведения, например: «Мы идем на день рождения», «Мы в театре», «Говорим по телефону», «Навещаем больного» и т. д.
Литература по этой теме: Н. Купина «Азбука поведения», Л.Васильева -Ганчус «Азбука вежливости».
4.Методические рекомендации начинающему учителю.
Эстетическое воспитание в младших классах имеет счастливую особенность-душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного. Из своих наблюдений могу сказать, что ребенок способен тонко чувствовать музыку, живопись, красоту природы (хотя и на интуитивном уровне). От учителя требуется не профессиональный анализ стиля сюжета и техники исполнения, а простое знакомство с различными произведениями искусства.
Способ подачи демонстрационного материала, язык, задания классу вы выберите сами сообразно уровню ваших учащихся. Выбранный материал можно преподносить как самостоятельные уроки (или цепь уроков), как внеклассные занятия, как фрагменты любых занятий. К сожалению, многие учителя не ставят эстетических задач на уроках грамматики, математики, естествознания. А ведь можно не только решить задачу, но решить ее самым целесообразным способом, красиво ее записать, работая с пластилином, не перепачкав все вокруг.
Методические рекомендации:
1.Выбирая произведения для показа, следует помнить, что картина должна быть хорошего качества и большого размера. Можно использовать художественные настенные календари, художественные альбомы.
2.Постарайтесь выбрать такой художественный сюжет, о котором можно много рассказать. Обращайте внимание на художественные ценности картины, на описание событий, оно возбудит воображение школьников и позволит им хорошо запомнить картину.
3.Обсуждая картину, извлекайте из нее максимум «предметной» информации. Обратите внимание детей на одежду, предметы обихода, детали быта того времени, объясните незнакомые названия, назначение неизвестных предметов. Это будет своеобразным экскурсом в историю, пополнит копилку их знаний.
4.Анализ художественного произведения проводите не лично, а классом. Ваша задача - подталкивать класс в нужном направлении, не более. Так как у детей малый опыт, избегайте двух методических крайностей: не пускайте эмоциональное восприятие на самотек, но и не заставляйте детей видеть мир глазами взрослого.
5.Выбирая небольшой фрагмент, в котором ясно завершена музыкальная мысль, яркая мелодия, не забудьте сами его прослушать. Анализируя музыкальные фрагменты, не ищите в музыке только конкретного изображения (Бабы Яги или Алёнушки ) , старайтесь анализировать эмоции и настроение.
6. Во время звучания музыки в классе должна быть полная тишина. Воспитывайте в детях культуру слушателя. Если класс начал отвлекаться, лучше остановить музыку, сделав вид, что это входит в ваши планы. Иначе у детей закрепится в сознании отношение к музыке, как к фону какой - либо деятельности, уж если слушать, так слушать внимательно.
7. Отличие восприятия музыки от всего многообразия средств воспитательной работы заключается в том, что здесь важная роль отводится слову о музыке. Задача в том, что знакомясь с музыкальным произведением, его авторами, нужно создавать эмоциональную атмосферу для восприятия.
8. Постарайтесь чаще обращаться к различным произведениям искусства (хотя бы в качестве иллюстративных примеров) на уроках чтения, естествознания, пения, труда. Пусть дети привыкают к общению с искусством как естественному, повседневному ходу событий. Не забудьте назвать автора произведения даже, если уверены в том, что его тут же забудут.
9.Если у вас возникают сомнения по какому-либо вопросу или проблемы по подбору демонстрационного материала, не стесняйтесь обратиться к коллегам, преподавателям музыки, ИЗО, они всегда вам помогут.
На уроке или фрагменте урока по эстетическому воспитанию можно использовать следующие игровые задания:
1.Раскрасить копию.
После рассказа о героях и мифах Древней Греции в качестве творческого задания раздать детям шаблоны амфоры, вазы и попросить воспроизвести орнамент, расположив его по своему усмотрению.
2.Игра - поиск: найти героя по описанию.
Игра направлена на развитие познавательного аспекта восприятия.
После пройденных произведений дети получают задание описать внешность и поступки.
3.Ожившие шедевры.
Воспроизведение в пространстве знакомой картины не по наглядному образцу, а по памяти. Активизируйте детскую фантазию. Если на картинке изображены всадники - берите стулья, копья-швабры, ворота - двери в класс.
4.Перенос содержания настроения из одной формы в другую (Рисуем музыку).
5.Узнать на ощупь лист дерева, плод, цветок (не помяв их), вылепить из пластилина, снега. Это задание обостряет чувство формы.
6.Рассмотреть цветок, веточку.
В чем заключается красота? Охарактеризовать цветок: нужный, скромный, нарядный. Дать имя, сочинить историю.
7.Устное рисование.
Описать картинку, которую нарисовал бы ребенок к заданному музыкальному фрагменту или стихотворению. Задание помогает понять его содержание, сосредоточивает внимание на образах-картинках, образах-эмоциях.
Предлагаемые игровые задания опробированы мною на уроках и дают положительные результаты в художественном и эстетическом воспитании.
5.Выводы
Основным результатом моей работы следует считать эмоциональный отклик детей, их творческую инициативу, активизацию мыслительного и познавательного процессов. Результаты повторного анкетирования показали, что в изобразительной деятельности большее количество детей отметили:
- на первом месте уроки рисования, потому что любят рисовать;
-
на втором месте уроки худ. труда;
-
на третьем месте уроки музыки.
Детям нравится изображать природу, сказочных героев, с большим интересом изучают народное декоративно - прикладное искусство.
Сегодня очень важно учитывать положительный опыт использования народного искусства, для того чтобы поставить «надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции ».
Необходимо открывать детям мир живописи, поэзии, музыки, слегка прикоснувшись к нему крылом своего вдохновения. Не надо объяснять сложные сплетения живописных полотен Басха или гармонию музыки Шните, необходимо показать ребенку, что этот мир есть, а дальше ребенок пойдет своей дорогой, важно, чтобы их было много.
Тематический план внеклассной работы по изобразительному искусству.
Класс |
Тема |
1-4 |
1.Посещение детской художественной школы или изостудии района, области. 2.Экскурсии в художественный или краеведческий музей с одновременным выполнением набросков и зарисовок отдельных скульптур, чучел животных. Беседы по репродукции с рисунков В. А. Серова, В. А. Ватагина. 3.Конкурсы на лучшие детские рисунки по теме «Весна». |
1-2 |
1.Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды и др. предметов современного декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание). 2.Современный узор Городца. 3.Русская деревянная резьба Х1Хв (украшение крестьянских изб Верхнего Поволжья). 4.Травянистый узор Хохломы. 5.Птицы в народной вышивке, резьбе и росписи. 6.Работа с соломкой. 7.Выставка художественных работ и поделок детского творчества. |
3-4 |
1.Конкурс рисунков на тему любимой сказки, басни. 2.Коллективное оформление выставки детских рисунков. 3.Вечер искусства «Природа в изобразительном искусстве и музыке». 4.Встречи с художником. 5.Коллективное оформление малой Третьяковки в классе. 6.Коллективные изготовления елочных игрушек, игрушек для малышей д/сада. 7.Беседы по творчеству палеховского художника И.И.Голикова. 8.Орнаментальные композиции в произведениях мастеров родных художественных промыслов (вышивка, ковры, изделия из дерева, камня, кости, керамики, металла). 9.Составление букетов, пано, экибано из декоративных форм. 10.Плетение из лозы. 11.Выставка творческих работ детей. |
Словарь терминов архитектуры изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Акварель- нежная прозрачная краска. Ее разводят водой, отсюда и название, т.к. «аква» по лат. «вода». (Для ее получения добавляют растительный клей, текущий мед и глицерин).
Античное искусство- древнее искусство.
Возрождение- эпоха расцвета культуры в странах западной Европы в
19-21 вв. Впервые появился термин в Италии.
Выставка художественная(экспозиция)- публичный показ художественных произведений.
Гуашь- краска, которая образует плотную бархатную поверхность (в пигмент добавляют непрозрачные белила, белую краску и сильный клей).
Графика- произведение особого вида искусства, если художник делает рисунок на специальном листе бумаги. «Графика» греческое слово ( «граф»-пишу, рисую).
Гравюра- вид графического искусства. Сначала, рисунок вырезают на деревянной или металлической пластинке, а затем отпечатывают на листе бумаги. (Плакаты, марки, иллюстрации в книгах, журналах).
Гармония- стройность, согласованность частей единого целого.
Готика- художественный стиль Западной Европы 12-15вв. главным образом церковная архитектура (украшение соборов, ратуши).
Декор- украшение залов, предметов обихода.
Декоративная живопись- живопись архитектурного ансамбля, монументальная живопись (театральная декорация). Разновидность декоро.
Декоративная скульптура- часть архитектурного ансамбля, украшение мостов, парков, улиц, площадь, статуй, рельефов.
Декоративно-прикладное искусство- изготовление бытовых предметов, обладающих художественными качествами.
Диорама- полукольцо или цилиндр.
Жанр- оно означает «род», «вид».
Живопись- один из основных видов изобразительного искусства на плоскости при помощи красок и др. материалов.
Изобразительное искусство- связанные со зрительным восприятием и создающее изображение видимого мира на плоскости и в пространстве.
Интерьер- внутреннее пространство здания, зала, комнаты.
Иллюстрация- рисунок, сопровождающий текст.
Краски- основой является цветовой пигмент.
Колорит- (краска, цвет) система цветов и их оттенков.
Композиция- сочетание, составление, соединение-построение художественных произведений, содержание, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое.
Масляные краски- (в состав входит растительное масло) они очень яркие и долго не теряют свой цвет.
Миниатюры- первые иллюстрации появившиеся в рукописных книгах. Этим занимались художники иллюстраторы.
Набросок- быстро исполненное отдельное наблюдение и замысленное в процессе текущей работы (с натуры, по памяти или воображением).
Народное искусство- созданное трудовым народом и отражающее его вкусы и интересы (оно является прикладным).
Натура- реальные объекты в изобразительном искусстве (человек, предметы, портреты, пейзажи и т.д.)
Натюрморт- жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей.
Виды жанров:
Бытовой- художник изображает сцены повседневной жизни людей.
Аналитический- (по латыни «анимал»- «животное») составляют произведения главным мотивом которых является изображение животных.
Исторический- включает в себя изображение исторических событий и деятелей.
Батальный- отражает морские пейзажи, битвы, баталии.
Мазок- термин применяемый к масляной живописи, к следам кисти художника, на поверхности красочного слоя, элемент живописной техники.
Модель- любые предметы в качестве натуры.
Мир искусства- объединение русских художников (главным образом питербургских ) в 90-х годах 19 в.
Мавзолей- монументальное погребальное сооружение.
Орнамент- украшение, узор для различных предметов.
Панорама- живописное произведение, кольцеобразное или цилиндрическое полотно, устанавливается в специальном здании. Построенные панорамы позволяют изобразить события, в которых,
участвует большое количество людей. («Бородинская битва» художник Ф. А. Рубо).
Пастель- разноцветные мелки.
Перспектива- способ изображения объемных тел на плоскости.
Портик- выступающая перед фасадом часть здания, открытая на одну или три стороны; галерея, которая образует колонны или арки, несущественные перекрытия, чаще всего оформляют главный вход в здание.
Рисунок- способ изображения мыслей, планов, наблюдений.
Скульптура- вид объемного изображения (глина, воск, пластилин, камень, дерево, гипс, бронза).
Сюжет- предмет изображения.
Фасад- в архитектуре наружная, лицевая сторона здания.
Фреска- живопись по сырой штукатурке красками (специально подготовленный известковый раствор).
Художник- специалист в отношении к искусству.
Цвет- одно из важнейших средств создания изображения.
шедевр- образцовое произведение, высшее достижение искусства.
Эскиз- набросок для более крупной работы.
Эстетика- учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве.
Этюд- произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемый с натуры, иногда исполняется как самостоятельное произведение.
Тема: «Любимые детские игрушки в изображении народных мастеров (на примере матрешки)».
Цели и задачи: Продолжить знакомство с видами декоративно - прикладного искусства. Анализ художественных особенностей произведений народных мастеров. Обязательное привлечение к беседе-рассказу детей с выявлением их представления и раннего знакомства с игрушками народных мастеров. Ознакомление с эскизной работой, как подготовительным этапом в прикладной деятельности учащихся.
Вид урока: Урок-беседа.
Оборудование: Простой карандаш, гуашь, кисти, вырезанный силуэт матрешки.
Зрительный ряд: Дымковские игрушки: Загорские, Семеновские, Полхово -Майдановские.
План урока
1.Вступительное слово учителя.
2.Любимые детские игрушки (рассказ-беседа).
3.Музыкальная пауза.
4.Выполнение элементов эскиза матрешки обучающимися под
руководством учителя.
5.Самостоятельная работа.
6.Анализ работ.
-
Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Я рада видеть ваши лица, улыбки. Сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
-
Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока: «Любимые игрушки в изображении народных мастеров».
Чем мы будем заниматься? Продолжим знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Поучимся анализировать художественные произведения народных мастеров, выполним эскиз одной из игрушек, а какой именно вы узнаете дальше.
-
Рассказ-беседа учителя и учащихся.
Прежде чем начать свой рассказ, я хочу познакомить вас с некоторыми словами-терминами изобразительного декоративно-прикладного искусства:
Эскиз - подготовительный набросок.
Береста - липа, береза (сохнет от 3 до 5 лет).
Декоративно-прикладное искусство- искусство изготовлять бытовые предметы (посуда, мебель, игрушки, вышивка и т.п.).
Композиция - составление элементов, из которых состоит рисунок.
Дети, прочитайте эти слова. Кто может объяснить термин? (Дети объясняют, учитель исправляет, дополняет).
Давным-давно в России, где еще не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях мастерили детские потешки. Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы. Про них теперь рассказывают повести и легенды, складывают песни и стихи. Многие игрушки - потешки и сейчас изготовляют, тщательно выдерживая их формы и роспись в стилевых традициях старых народных промыслов. В разных местах большой нашей страны игрушки привыкли делать по-своему. Места, где живут мастера - художники называют центрами народных промыслов. Таких центров у нас в России много, но мы с вами познакомимся лишь с некоторыми.
Дымковские игрушки произошли от названия деревни Дымково. Глину брали зимой у реки, над рекой стоял туман в пасмурные дни, а из труб домов валил дым. Деревня в дыму , и игрушка именуется дымковской. Посмотрите на эти игрушки. Вот игрушки и иллюстрации с изображением, изготовленные и расписанные руками учащихся 2 класса. Чем они похожи? Как вы думаете, какой краской покрывается игрушка сначала? Белые они от того, что когда их лепили мастера, все было белым - бело, вот и игрушку сделали белой, но так она делалась к празднику, поэтому они должны быть яркими. Обратите внимание на узор. Какие формы узоров? (кружки, полоски, точки). Цвета, характерные для дымковских игрушек: красно-алый, фиолетовый, синий. Есть еще ряд игрушек других центров и мастеров, с которыми можно познакомиться на внеклассных занятиях.
Все эти игрушки из глины, но я хочу подробнее остановиться на деревянной игрушке. Эта игрушка спрятана здесь. Мне хочется, чтобы вы сами ее угадали.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Эти нарядные деревянные куклы нравятся всем: и детям, и взрослым. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом. На всемирной выставке в столице Бельгии г. Брюсселе в 1958 году нашей матрешке присуждена золотая медаль.
Первая матрешка появилась в конце 90-х годов прошлого века, т.е. сейчас, ребята, ей более 100 лет. Авторами были художник С. В. Малютин и токарь В. П.Звездочкин. У этой игрушки тоже есть свой центр - это с.Загорское, где даже есть единственный музей в России русской игрушки.
Вот они гости из Загорска. Обратите внимание, у нее есть платок, кофта, сарафан, фартук. А вот сестрица из п.Семенова:
Посмотрите-ка,
Куда идет матрешка?
За ягодой морошкой!
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье,
Угощу вас всех вареньем!
Отличается она тем, что в правой руке у нее лукошко с ягодами, цветами или просто букет.
И последние матрешки из с. Полхова - Майдана. У этих матрешек, ребята, платок без завязанных концов. У нее нет таких конкретных деталей. Украшением у них являются яркие цветы: «большая роза», «колокольчик» и т.д.
А теперь мы переходим к выполнению эскиза матрешки. Но вначале мы должны отдохнуть, зарядиться энергией, чтобы наши матрешки получились веселыми и красивыми.
4.Музыкальная пауза. Стихи и песни о матрешках.
Я приглашаю сюда живых, настоящих и веселых, красивых русских матрешек: Эмилию и Олечку.
Миля: Все они Матрешеньки,
Все они малешеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками
Нарядные, пригожие
Чуть на меня похожие.
Оля: Как две радуги брови,
Губы-маки
Пунцовый наряд,
И румянцем свежее моркови
Глянцеватые щеки горят.
Песня. Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки.
Ребята, каких мастеров напомнили эти матрешки? (Семеновские).
Отдохнули, а теперь примемся за работу.
5.Выполнение работы учащимися с помощью учителя.
У вас у каждого на парте есть готовая выкройка матрешки из бумаги. Обратите внимание, если согнуть силуэт по линии изгиба, то мы увидим, что левая часть полностью совпала с правой частью матрешки, это говорит о том, что игрушка симметрична по форме (как лист дерева), но если мы сложим ее по продольной линии, то половинки не совпадут. Попробуем нарисовать самую простую матрешку. Как вы думаете, какая это матрешка? (Полхово - Майдановская)
Взяли в руки карандаш, вместе со мной вы начинаете выполнять карандашный эскиз матрешки по элементам:
-
Начнем с личика.На что похоже лицо матрешки? (на круг, овал)
-
Платок.
6.Самостоятельная работа учащихся.
Частичная гуашевая роспись платка.
7.Анализ работы учащихся.
Одеть своих матрешек в красивые нарядные сарафаны предлагаю вам на следующем уроке.
Ребята, игрушки-гости из каких центров побывали у нас в гостях?
( Из Загорска, Семенова и Полховского Майдана).
Приложение №1
Анкета
-
Какие виды изобразительной деятельности вам больше всего нравятся и почему? (рисование, лепка, аппликация, художественная роспись, резьба по дереву, чеканка.)
-
Чем хотели бы заниматься на внеклассных занятиях по изобразительному искусству? (художественная вышивка, вязание, плетение из лозы, макраме, составление букетов, экибано, работа с соломкой, резьба по дереву, чеканка, выжигание.)
-
Какими жанрами изобразительного искусства вы хотели бы заниматься на внеклассных занятиях? (пейзаж, портрет, натюрморт.)
-
Нравятся ли вам уроки ИЗО? Что вы хотели бы изменить?
Литература
1.Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности. - М. :Журнал «Начальная школа: + -», 2000.- №1.
2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984.
3. Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.
-
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/саду. М.Просвещение, 1990.
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев. 1979.
-
Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. – М. Просвещение. 1986.
-
Шпикалова Т.Я.- Журнал «Начальная школа», 1984.- №7.
-
Эльконин Д.Б. и др. Мир детства. Дошкольник. Издательство Педагогика.-1979.
-
Кузина В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.- М. Просвещение, 1979.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»