« СИСТЕМА РАБОТЫ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ, УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»
Краткое описание
Одним из основных приоритетов в воспитании Личности является ее будущее самосостояние в пространстве Отечества, Родины.
В сегодняшнем, непростом времени для старшего поколения возникает необходимость передачи опыта на пользу молодому поколению россиян.
У современной библиотеки особая миссия - полноценное информационное обслуживание образовательного процесса.
В сегодняшнем, непростом времени для старшего поколения возникает необходимость передачи опыта на пользу молодому поколению россиян.
У современной библиотеки особая миссия - полноценное информационное обслуживание образовательного процесса.
Описание
Зачитываются различные мнения по результатам анкетирования. Высказываются взрослые и учащиеся
Выводы о задачах формирования патриотического сознания.
Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания.
Три компонента патриотического сознания
1.
знание человеком фактов культуры, истории (я знаю, что это наше)
2.
положительное отношение к определенным фактам истории (я горжусь, одобряю такие-то события, факты истории)
3.
Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (я готов, настроен действовать на благо своей страны)
2. Патриотическое воспитание — комплексная система скоординированной, целенаправленнойсфер деятельности.
Примеры сформированных и обновляющихся традиций гимназии (слайдовый монтаж с комментариями)
3.Условия, которые создает гимназия для реализации целей и задач патриотического воспитания.
· Компонент мотивации на прочтение художественного произведения и дальнейшую работу с ним. Отбор материала, создание творческих групп в составе учителей, библиотекаря, учащихся и их родителей. (На примере книги А.Жвалевского, Е.Пастернак «Правдивая история Деда Мороза». Показ презентации с выступлением учащихся)
· Эмоционально-чувствительный компонент в воспитании уважения к памяти о защитниках Отечества( На примере изучения творчества Б.Васильева и книги воспоминаний «Живая память» Показ презентации с выступлениями учащихся, учителей. Чтение фрагментов отзывов учащихся на прочитанные книги о войне
· Когнитивно-интеллектуальный компонент, демонстрирующий углубленное осмысление сущности патриотизма в сочинениях учащихся о родных и близких людях, участниках Великой Отечественной войны (Чтение отрывков из творческих работ учащихся)
4.
Заключительная часть
· Универсальность толстовской мысли о « скрытой теплоте патриотизма» в воспитании личности
· Мнение родителей о патриотическом воспитании в гимназии
· Обмен мнениями, ответы на вопросы
Вальчук М.К., зав. библиотекой
Рувимова Т.В., учитель русского языка и литературы
Одним из основных приоритетов в воспитании Личности является ее будущее самосостояние в пространстве Отечества, Родины.
В сегодняшнем, непростом времени для старшего поколения возникает необходимость передачи опыта на пользу молодому поколению россиян.
У современной библиотеки особая миссия — полноценное информационное обслуживание образовательного процесса.
Школьная библиотека живёт, принимает самое активное участие в процессе образования, воспитания подрастающего поколения. Но необходимо подчеркнуть, что процесс воспитания культуры чтения возможен только в тесном контакте библиотекаря, педагогов и родителей.
«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок» — эти слова В. Сухомлинского стали для нас определяющими.
Дмитрий Сергеевич Лихачев определял патриотизм как «увеличение добра в окружающем нас».
«Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев, сестер, свою семью, свой дом.
Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот»
Эти размышления из «Писем о добром» обсуждались с восьмиклассниками в беседах об их отношении к Родине.
Пришлось столкнуться с единичным мнением такого рода: «Я родилась в семье, где чтят европейские традиции. Мой отец идеализирует западный менталитет людей, отвергая традиции русских, и я не могу сказать, что горжусь своей родиной».
Обращаясь к привычному толкованию понятия патриотизм, мы дополняем его контекстуальными синонимами и представлениями, которых придерживается около 100% опрошенных учащихся восьмых классов.
Патриотизм(греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Надпорожский Илья, ученик 8-г класса о патриотизме:
«От Бога нам дарована жизнь, но, как мне кажется, эта жизнь делится на два раздела, жизнь личная и жизнь своей Родины. При этом своя жизнь должна стоять на втором месте, если конечно, вы являетесь патриотом.
В личной жизни все зависит от тебя. Ты можешь устраивать ее сам, руководствуясь своими вкусами и интересами.
В жизни же своей Родины твое мнение ничтожно, можно сказать, оно лишь капля, но надо помнить о том, что пустыня состоит из песчинок, море из капель, и любая капля, так или иначе что-то меняет.
К сожалению, сейчас распространено следующее мнение: «Мои мысли и решения ничего не значат для жизни моей страны. Мое участие в жизни Родины бессмысленно»
Мне кажется, это совсем не так.
Не надо забывать, что такое же мнение могут иметь многие тысячи людей. Что бы стало с нашей Родиной, если бы каждый человек заботился о своем существовании, а о жизни страны забывал?
Людям с рождения надо прививать желание жить заботами и проблемами своей страны.
Чтобы быть патриотом, человек обязан обладать определенными качествами:
·
патриот — человек, который всегда готов защищать свою Родину
ценой
собственной
жизни
·
человек, желающий только блага своей отчизне
·
человек, чувствующий гордость и счастье, при имени своей страны
·
патриот должен хоть раз в жизни почувствовать любовь к родному серому небу, к прекрасным березкам, ощутить желание лечь на весеннюю травку и рассказать ей о всех обидах и горестях
·
каждый человек, любящий свою Родину, должен ощущать себя единым целым со всем своим народом, всегда чувствовать чье – нибудь крепкое плечо поблизости.
Я думаю, что именно в таком единении заключается знаменитая русская душа, я верю, что наша страна будет жить, пока наш великий народ един и непоколебим»
Обобщая мнения школьников, мы приходим к выводу, сколь важным является патриотическое сознание школьника, формирование которого возможно в единстве школы и семьи.
В опросе, на который мы ссылались, приняли участие школьники, которые постоянно были с «деревом целей» патриотического воспитания.
Это «дерево» способно «расти», т. е реализовываться при выделении трех компонентов: знания, отношения и деятельности.
Какова же традиционная система гимназии?
Традиции гимназии
·
Афинская школа
• Подпрограмма «Одаренные дети»
• Литературный театр
• Общешкольные праздники
• Музей истории гимназии
• Научно-исследовательская деятельность учащихся в «Малой Академии»
• Туристско-краеведческая деятельность
• Акция « От сердца к сердцу»
Время, запросы школьников требуют обновления уже сложившихся традиций.
Так благодаря широкому спектру музейной работы и новой книге об истории гимназии мы на их основе создаем авторские сценарии к праздникам Первого звонка, Посвящения в гимназисты, ко Дню прорыва блокады и Дню Победы.
Нашим школьникам интересно играть гимназистов 19 века. Подключаем к работе и учителей.
Так библиотекарь Великина Нелли Михайловна играла медсестру в гимназическом госпитале, по воспоминаниям учительницы предвоенной поры К. Ползиковой — Рубец.
Содержание лучших научно-исследовательских работ о военной судьбе близких вышло на школьный праздник, посвященный Дню победы.
Благодаря презентациям, художественному оформлению, заинтересованности семей учащихся, праздник имел большой нравственный эффект.
В своей исследовательской работе «Мы – достойные внуки Великой Победы»
ученица 8»б» класса Клеева Дария так пишет о своем прадеде
«Передо мной листок с рассказом о моём прадедушке. Это – задание по риторике в четвёртом классе. Что я могла знать о прадеде? Только то, что рассказала мне бабушка: родился прадед в семье инженера-железнодорожника в 1908 году; как и все дети в семье, получил высшее образование, даже два: он был ботаником, прекрасным специалистом-дендрологом, изучал древесные породы, был автором дендрологических проектов Московского и Приморского парков Победы в Ленинграде, ввёл в использование после экспедиции в тайгу аналог Корня жизни женьшеня лимонник китайский, занимался газонами: устройством футбольных полей и травяной защитой терриконов – пылящих гор из пород около шахт. Он написал много научных трудов, а его ученики возглавляли Ботанические сады во многих городах СССР и за рубежом. Сам же прадед долгое время был директором Ленинградского Ботанического сада, за реконструкцию которого получил Золотую медаль. Прадед – дедушка моего папы. Папа помнит, что его дедушка был очень добрым, весёлым, всесторонне образованным человеком: прекрасно знал историю, литературу, искусство, пел, играл на фортепьяно, был спортсменом. Вся семья гордится прадедом!
«Почему ты так мало рассказала мне о том, как прадед воевал?» – этот вопрос я задала бабушке накануне и радостной, и тяжелой даты: 27 января. В этот день в 1944 году была окончательно прорвана 900-дневная блокада Ленинграда. А много лет спустя 27 января не стало моего прадедушки…
Обычно весёлая и оптимистичная бабушка после моего вопроса стала серьёзной и грустной. Это здесь я её называю, как принято – бабушка. А на самом деле называю по-своему: она очень молодо выглядит, и душа у неё молодая. Так получилось, что мы живём втроём: я, бабушка и дедушка. Они – мои самые дорогие люди и друзья. Я им верю. Поэтому, когда бабушка серьёзно сказала мне: «Рано тебе тогда было знать все ужасы войны, да и сейчас еще рано», – я не настаивала. Но бабушка всё-таки достала старинный альбом и коробку с пожелтевшими письмами и медалями…
О войне прадед рассказывал мало: «Война – не романтика. Это – страх, злость на врага, смелость, чтоб подняться в атаку. Кто верил в бога, кричал «Господи, помоги!» Кто не верил, кричал: «Мама!» Но все шли за Родину вперёд. Иначе мы проиграли бы войну!»
Еще многое рассказала мне бабушка. Показала треугольники фронтовых писем. Одно из них – прадеду от бойцов в госпиталь: «Приезжай, дорогой командир, нам без тебя так плохо!» Может быть, прадед прожил бы намного дольше, если бы не ревматизм, который он получил в болотах на войне. Награды: медали в маленьких квадратных коробочках. Я помню их с раннего детства, мне их давали посмотреть, когда я сильно болела…
С семи лет я стала пробовать писать стихи. Потом стала получать грамоты за творчество и за победы в конкурсах. Наверное, это были неплохие стихи. Но, ни одно из них не дорого мне так, как стихотворение, которое родилось у меня в душе после того, как я столько узнала о прадеде, о войне, о Победе. Я посвятила его моему прадеду и всем защитникам нашего города.
Посвящаю прадеду
и всем защитникам Ленинграда
Ни огня! По дороге от Пулково,
Ночь шагами печатая гулкими,
Шёл мой прадед с мешком за спиной.
В нём – солдатский паёк. Кушать хочется!
Но – о матери сердце тревожится,
Что живёт у моста над Невой!
Долог путь. А к утру – на позицию.
Командир отпустил, чтоб увидеться
Мог со старенькой мамой солдат.
Он – ботаник. Специальность – растения.
Но пошел он по сердца велению
Защищать свой родной Ленинград!
Страшно выли снаряды над городом!
Враг морил его жителей голодом!
Превратить город в пепел мечтал!
Но – не вышло: наш Город – всё выдержал!
А на поле, снарядами выжженном,
Парк Победы мой прадед создал!
…Монументы Победы воздвигнуты
В камне. В бронзе – защитники вылиты.
И наш Город они стерегут.
Ну а в Парке, в листве, что колышется,
Голоса их как будто бы слышатся…
И из глаз моих слёзы бегут…»
Уже четвертый год, в конце ноября, в гимназии отмечается День матери для параллели пятых классов. Школьники пишут творческие работы о мамах и бабушках с их фотографиями,
создают презентации.
Ежегодно лучшие знатоки из всех классов средней и старшей школы под профессиональным руководством учителей участвуют в занимательных турнирах «Что? Где? Когда?» в рамках Афинской школы. Исторической теме Отечества в этих играх уделяется должное внимание.
Для гимназии такие конкурсы носят престижное значение.
Перед играми в библиотеке можно увидеть учеников, изучающих энциклопедии, читающих историческую литературу.
Литературному театру гимназии исполнилось 11 лет.
Приоритетное внимание в постановках уделяется русским авторам. Юбилейные фестивали, инсценировки, литературные и поэтические гостиные, лицейские дни, презентации книг, патриотические праздники создаются, как правило, по нашему коллективному, авторскому сценарию.
Более четырехсот учащихся прошли через подмостки Литературного театра.
Лучшие работы, такие как «Реквием» по поэме А.Ахматовой, «Великолепная шестерка» по рассказу Бориса Васильева,»Я Вас любил» по лирике А.С.Пушкина получили высокую оценку в районе и городе.
Но главную оценку ставят наши ученики. На языке внутреннего голоса это звучит так: «Я знаю, что это наше!!!.. Я горжусь, одобряю такие-то события. Я готов, настроен, действовать на благо своей страны».
И когда зал, затаив дыхание, следит за действием спектакля, а исполнители с волнением пытаются в игре передать авторскую идею, когда у взрослых зрителей на глазах появляются слезы, мы понимаем, что удалось создать ситуацию, в которой объединилось чувство к Родине, общего сопереживания.
Изучение родной земли, Истории нашего Отечества остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к Родине.
Огромными ресурсами в воспитании школьников располагают школьные библиотеки, их главный ресурс — книга. Знакомить ребят с хорошей книгой — такая задача стояла перед библиотекой.
Для достижения этой цели в нашей библиотеке мы используем разные приемы и методы.
Элементы системы
· Изучение интересов и уровней знаний учащихся.Анкетирование
· Взаимодействие с учителями-предметниками.Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий
· конкурс чтецов. Участие в городских и районных конкурсах.
· конкурс рефератов на военную тему.
· Литературные праздники.
· Поэтические гостиные.
· Книжные выставки.Знакомит читателей с героическим подвигом русского народа в российской истории.
· Читательские конференции.
· Игровые формы. Интеллектуальные игры, викторины
· Читательский форум «Ты нужные книги в детстве читал?!»
Волею случая нам попалась в руки книга современных детских авторов А. Жвалевского и Е.Пастернак «Правдивая история Деда Мороза». Это молодые белорусские авторы, которые всю жизнь писали книги по программированию. И первая книга, написанная ими для детей, сразу заняла лидирующее место среди новинок детской литературы.
Книга действительно удивительная. Здесь есть и элементы фентези, и в оригинальной форме представлены основные значимые события из истории нашего Отечества.
Эту книгу у нас читали не только ребята средней школы, но и начальная школа.
Более 150 человек прочитали и обсудили эту книгу.
В прошлом году в рамках читательской конференции «Традиции семейного чтения» мы представили эту книги и показали миниспектакль.
В своем маленьком отзыве-размышлении ученица 8б класса А.Иванова так написала об этой книге.
«Авторы постарались в увлекательном повествовании познакомить нас
с историей нашего города, важными страницами нашей страны и, конечно, историей самого волшебного праздника-Нового года.
Книга учит тому, что непременно нужно верить в волшебство, и тогда оно непременно произойдет.
А вот узнать его и не пропустить — это и есть задача каждого из нас.
История Деда Мороза называется правдивой, потому что она происходит в реальном городе, с живущими в нем людьми; мы проходим вместе с ними по знакомым улицам, и у нас нет оснований им не верить!»
О нашем спектакле узнали авторы книги Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. И вот что они нам написали: «Иногда очень полезно просто полазить по сети — узнаешь удивительные вещи!
Семиклассники Второй Питерской гимназии поставили миниспектакль по нашей книге.
В руках у ребят — птерки и охли. Причем, куклы гимназисты ШИЛИ САМИ!
Дорогие ребята, а также их замечательная учительница Рувимова Т.В и библиотекарь Вальчук М.К!
Спасибо вам огромное!
Для нас это огромная честь и большая радость.
Если у нас будет намечаться поездка в Питер, мы обязательно заранее с вами свяжемся!
До встречи!
Ваши авторы»
см. приложение 1(сценарий)
Заведующая школьной библиотекой, учителя литературы, воспитательная служба, руководители художественных и исторических направлений по программе «одаренные дети», родители учащихся прекрасно понимают, что патриотические взгляды, чувства, убеждения у наших детей будут формироваться не только при сотрудничестве, но и при системно-организованном подходе, активности и разумной инициативе взрослых.
Условием для этого является, на наш взгляд, совпадение универсальности замысла взрослых с эмоциональным запросом школьников.
«Заразить» новой идеей современных детей не всегда представляется легкой задачей.
К творчеству Бориса Васильева, одному из ярчайших представителей нашей российской культуры мы обратились два года назад, когда готовились к читательскому форуму «Ты нужные книги в детстве читал?!». На форуме участвовало более 150 человек. Там было представлено несколько секций, где ребята знакомились и с лучшими образцами современной и классической литературы.
Одна из секций называлась « Мы этой памяти верны. 65-летию Победы посвящается»
Мы выбрали малоизвестный рассказ «Великолепная шестерка»
Рассказ Бориса Васильева «Великолепная шестерка» сначала был прочитан с учащимися 6-х классов.
Затем им был предложен авторский сценарий
см. Приложение» (сценарий)
И только после репетиций, уже на читательском форуме, когда была представлена инсценировка, школьники при обсуждении замысла поняли, как им жаль не только погибших от голода и жажды лошадей, но и выразили скорбь о гибели главного героя.
Визуальные сюжеты с лошадьми на экране, документальные кадры военной поры, пение артистами «Ходят кони над рекою, ищут кони водопоя..», блестящее исполнение роли старика-ветерана учеником десятого класса,30 учеников, исполняющих роли пионеров в лагере- все это объединило нас в переживании осознанного общего чувства.
В 7-ом классе эти же учащиеся читали романы Б.Васильева « Завтра была война» и «В списках не значился». Для пробуждения интереса к чтению послужили демонстрация самых эмоциональных эпизодов из экранизаций и спектаклей.
Затем произведения обсуждались, и школьники писали свои отзывы.
Иванова Елена о романе Б.Васильева «В списках не значился»
« Наибольшее впечатление произвел на меня завершающий эпизод романа Б.Васильева «В списках не значился». В этом фрагменте передана глубокая мысль о величии русского духа, о самопожертвовании русского солдата во имя свободы Родины.
Трагизм смерти Плужников еще раз показал нам и дал возможность представить ужас войны.
Усиливает изображение безграничный патриотизм лейтенанта — он мог уйти из крепости, вступить в партизанский отряд, т ем самым не нарушив присяги, но, видимо, герой считал, что крепость жива, пока в ней есть хоть один защитник, потому и остался.
Без еды, воды, без связи с внешним миром, он сражался, приближая Победу.»
Игнатьева Ксения о романе: « Один такой отрывок приводил меня в ужас, каждый раз, когда я его вспоминала. Это были страницы, где описывалась гибель Мирры.
В лице Мирры автор показал судьбы многих русских девушек и женщин войны. У кого-то была такая же судьба, как у Мирры. «У нее уже никогда не будет ни маленького, ни мужа, ни самой жизни». У кого-то война забрала ребенка, а у кого-то любимого человека, мужа.
Я знала, что фашисты были жестоки, но не думала, что настолько. У них даже не дрогнула рука перед калекой и беременной девушкой. Читая эти страницы, я не могла поверить, что такое на самом деле было, меня приводило в дрожь при мысли о том, сколько было таких жертв, как Мирра»
В 8-ом классе нам предстоит прочтение романа Бориса Васильева «А зори здесь тихие», просмотр и обсуждение спектакля по произведению.
Продолжая изучать творчество Бориса Васильева, мы подготовили мини-спектакль для участия в городском конкурсе «ТВИНК» (презентация). При подготовке к этому мероприятию мы пересмотрели много видеоматериала о творчестве Васильева, познакомились с его мемуарами, и, конечно, прочитали главные его книги.
Презентация творчества Бориса Васильева обогатила представление учащихся об этом замечательном писателе.
см. Приложение 3(сценарий)
В 2010 году нас пригласили на презентацию книги «Живая память», которую проводил наш Сенной округ. Ученики нашей школы участвовали в написании этой книги.
Эта книга — воспоминания ветеранов-блокадников, которые проживают в Сенном округе. В мае 2011года мы представили эту книгу для учащихся нашей школы.
Мы понимали, что на массовый запрос школьникам книги ветеранов-блокадников «Живая память» рассчитывать трудно. Поэтому решили подготовить разновозрастную группу единомышленников, состоящую из учеников начальной, средней и старшей школы, учителей, где каждый представлял бы одну из блокадных судеб ленинградцев.
С помощью преподавателя риторики целый месяц репетировали, добиваясь личностной искренности в передаче воспоминаний.
Книга «Живая память» в подарок детям ко Дню Победы
5 мая <metricconverter productid=«2011 г» w:st=«on»>2011 г. во Дворце детского творчества «У Вознесенского моста» состоялся необычный праздник. [Около 300 учащихся и преподавателей Второй Санкт-Петербургской гимназии, ветераны Великой Отечественной '"" войны, депутаты муниципального совета МО «Сенной округ» с замиранием сердца слушали отрывки из книги «Живая память»^ Эту книгу создали в прошлом году, к 65-летию Победы по инициативе муниципального образования «Сенной округ», в нее вошли воспоминания участников войны — жителей нашего округа.
… С сцены звучат воспоминания В.В. Андреевой, Е.И. Иринарховой, ^ В.П. Трошина, Н.А. Волковой, И.И. Еремеева, А.В. Потапова, В.Г. Кротовой, К.Е. Говоровой, М.С. Гузевич. Их с волнением читают от лица очевидцев ученики начальной, средней школы, преподаватели. На экране фотографии молодых и совсем юных авторов, на долю которых выпало испытание войной. Эта горстка выстоявших в войне вместе со школьниками вслушивается в истории своих судеб:
«Наконец появилась возможность выехать на большую землю по Дороге жизни. У меня и у матери была дистрофия. Жить нам оставалось несколько дней. Я опух и не мог ходить. Жили мы на утлу Невского и Владимирского проспектов, а машины уходили из Петропавловской крепости. Сейчас трудно даже представить, какой это был титанический труд — протащить саночки с ребенком и небольшим узелком вещей всего-то шесть трамвайных остановок. Для этого понадобилось два полных дня. Благо еще, у нас были хорошие знакомые, жившие на улице Чайковского. Здесь мы переночевали, а весь следующий день мама по вершку перетаскивала меня по Кировскому мосту через Неву. Еле-еле уложились к комендантскому часу. Представить это невозможно»
(Из воспоминаний В.П. Трошина о своей маме Т.В. Башмачниковой).
Не стесняясь, слез, с любовью глядя на детей, ветераны верят — есть будущее у России, ведь, уходя с праздника, каждый гимназист бережно унес с собой частичку их души — живую память в подарок! | Низкий поклон вам, дорогие ветераны, за урок Мужества, за верность Миру и Отечеству!
Спроси меня… Спроси меня всерьез или шутя: «Ну, как живешь, блокадное дитя?» И пусть не все пути по жизни гладки, Отвечу я: «Спасибо, все в порядке!» И никогда, гонясь за Синей птицей, Не променяю Русь на заграницу, Чтоб жирный отхватить чужой кусок, Уж лучше я потуже поясок… Высмеивать за это не спеши: Блокадник — состояние души, Яс Родиною буду до конца, Какая б ни была она с лица! (А.В. Потапов)
Книгу представляет библиотекарь Великина Нелли Михайловна.
В конце октября 2011 года в канун 200-летия Царскосельского лицея как итог творческого сотрудничества библиотеки, учащихся и их родителей, учителей литературы, городского «Пушкинского проекта» появился литературный альманах.
Лицейский фестиваль включал в себя викторину «Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим», встречу в поэтической гостиной, участие в городском конкурсе «Царскосельский лицей глазами петербургских школьников» и литературный праздник « В те дни, когда в садах Лицея…»
В сборнике представлены сценарии праздника, созданный учителями гимназии, и лучшие творческие работы гимназистов.
Около 150 учащихся 8-х классов были охвачены в течение полутора месяцев краеведческой и литературной деятельностью. Мы расцениваем это как приобщение к великому русскому слову, русской культуре, истории родной земли, к истокам русской поэзии, а главное, к нравственным ценностям: к дружбе, любви, служению людям и Отечеству.
Стихотворение Клеевой Дарии, победителя городского конкурса
«И пальцы просятся к перу...»
На 19 октября.
Язнаю то, что не узнал Поэт,
Закончив жизнь по воле рока злого…
Поэтом страстно был лицейский дух воспет,
Он чтил всю жизнь лицейских дней обет
И верен был лицейской дружбы слову!
Как горько мне, что свято верил Он
В святые чувства братского удела!
Да, были все верны, но до предела,
Который их душа постичь сумела,
Который Богом был определён.
Поднял ли чашу тот, кто был один?
И помнил он?..
Иль кануло всё в Лету?
Он стар был, долго Родине служил –
Не посетил он памятник Поэту,*
Но, может, пил он за души помин...
Мы много знаем: как живут поэты,
Какие мысли посещают их в тиши;
По полкам все разложены сюжеты,
Категоричные на всё даны ответы –
Забыты только тонкости души!
Чтоб их познать — учёным быть не надо:
Они в Поэзии живут, и то для тех,
Кто может знать высоких чувств отраду,
Кому понять Его дана награда,
Кто осужденья не берёт на душу грех!
Мне хочется читать Его признанья,
Не зная тех, кому посвящены,
Не зная времени, без меры пониманья,
А просто слышать музыку желанья
Осуществления надежд, любви, весны!
Ярастворюсь в твореньях, как в эфире,
Как солнце растворяется в воде,
Благодаря Его высокой лире…
И нет такого чуда больше в мире!
И нет такого Пушкина нигде!
В гимназическом литературном альманахе есть страница, где опубликованы выдержки из размышлений восьмиклассников о цели жизни.
На одном из занятий мы с учениками попытались представить, что находимся в Царскосельском лицее, в классе профессора Команского, и пишем по его заданию эссе о своем предназначении.
Знакомясь с мыслями А.Пушкина, наши гимназисты, выразили, на наш взгляд, вполне зрелые суждения.
«У каждого человека своя цель жизни. Некоторые люди живут ради других — это самые благородные люди. Посвящая себя этой цели, человек становится спасителем, героем. Как правило, благородный человек не придает этому особое значение, не гордится и не хвастается, а доброта и храбрость живут в его сердце. Я считаю, что ради этого стоит жить. Однако я говорю не только о докторах и спасателях, но и художниках, артистах, фотографах, поэтах… Все они приносят людям душевную радость, моральную. Их цель жизни — красота.» Иванова Александра, 8 «Б» класс
1.
« Зачем живет на свете человек?
2.
Затем, чтоб все дары природы брать?
3.
Или затем, чтоб в Жизнь вложить навек
4.
То, что от предков смог он перенять,
5.
И то, что преумножил во сто крат,
6.
И то, что для потомков сохранил,
7.
И то, чем был всю жизнь богат,
8.
И то, что более другого чтил?
9.
И должен каждый это знать и понимать
10. И чтить Того, кто землю сотворил.
11. И верить в то, что это благодать — На этом белом свете жить!!!»
Иванова Елена, 8 «Б» класс
Очень хочется верить в осознанность этих строк, потому, что они совпадают с вечным пониманием сокровенного смысла любви к Родине.
«Источник этой необычайной силы… лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его»
«Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Все любить-любить бога во всех его проявлениях… Божеская любовь не может измениться» (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Родители многих наших учеников заинтересованно и деятельно помогают гимназии в решении задач патриотического воспитания.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что приблизительно в 20% семей сохранились традиции семейного чтения, около 50% учащихся имеют семейную библиотеку.
Мамы и папы готовы помочь своим детям в поисках редкой информации в создании архивов семейных воспоминаний.
Наиболее заинтересованные взрослые являются гостями и участниками книжных конференций, литературных праздников, оказывают содействие в репетициях, создании костюмов, приобретении новых книг.
Некоторые родители приносят в дар библиотеке редкие издания, являются инициаторами или спонсорами проведения краеведческих экскурсий.
(Из отзывов родителей учащихся)
«В нашей семье коренных петербуржцев свято чтят память о Великой Отечественной войне.
Мы очень рады, что в гимназии уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Благодаря библиотекарю Вальчук М.К. и учителю литературы Т.В.Рувимовой моя дочь прочла замечательные книги Б.Васильева, В.Быкова, Ф.Абрамова, воспоминания блокадников Ленинграда, смогла поучаствовать в инсценировках и создании презентаций» (С.Р.Иванова)
«Любовь к Родине в гимназии врспитывают, прививая интерес к замечательному наследию русской классики. В литературных гостиных и поэтических салонах наши дети с помощью опытных наставников пытаются передать красоту «великого, могучего и свободного русского языка».
Теме героической преемственности поколений также уделяется должное внимание. Вместе с нашими детьми мы создаем семейные архивы воспоминаний о близких и родных людях, презентуем их на школьных праздниках» (Игнатьева Ю.А.)
Позвольте завершить нашу встречу обращением к мудрой мысли Л.Толстого о сакраментальности чувства, обращенного к Родине — это «скрытая теплота патриотизма», за которой стоит прошлое, настоящее и будущее России.
С надеждой и оптимизмом смотрим мы на будущее поколение, ведь мы-вместе!
Тезисы выступления на конференции по теме « Система работы гимназической библиотеки, учителей литературы и родителей по патриотическому воспитанию»
Учитель литературы и русского языка Рувимова Т.В., заведующий библиотекой Вальчук М.К.
1.Осмысление понятия ПАТРИОТИЗМ представителями разных поколений и возрастных групп
Социально активная личность, Осознавшая свою неразрывность с Отечеством + Духовность, Гражданственность = патриотизм |
Зачитываются различные мнения по результатам анкетирования. Высказываются взрослые и учащиеся
Выводы о задачах формирования патриотического сознания.
Целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания.
Три компонента патриотического сознания
1.
знание человеком фактов культуры, истории (я знаю, что это наше)
2.
положительное отношение к определенным фактам истории (я горжусь, одобряю такие-то события, факты истории)
3.
Готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (я готов, настроен действовать на благо своей страны)
2. Патриотическое воспитание — комплексная система скоординированной, целенаправленнойсфер деятельности.
Примеры сформированных и обновляющихся традиций гимназии (слайдовый монтаж с комментариями)
3.Условия, которые создает гимназия для реализации целей и задач патриотического воспитания.
· Компонент мотивации на прочтение художественного произведения и дальнейшую работу с ним. Отбор материала, создание творческих групп в составе учителей, библиотекаря, учащихся и их родителей. (На примере книги А.Жвалевского, Е.Пастернак «Правдивая история Деда Мороза». Показ презентации с выступлением учащихся)
· Эмоционально-чувствительный компонент в воспитании уважения к памяти о защитниках Отечества( На примере изучения творчества Б.Васильева и книги воспоминаний «Живая память» Показ презентации с выступлениями учащихся, учителей. Чтение фрагментов отзывов учащихся на прочитанные книги о войне
· Когнитивно-интеллектуальный компонент, демонстрирующий углубленное осмысление сущности патриотизма в сочинениях учащихся о родных и близких людях, участниках Великой Отечественной войны (Чтение отрывков из творческих работ учащихся)
4.
Заключительная часть
· Универсальность толстовской мысли о « скрытой теплоте патриотизма» в воспитании личности
· Мнение родителей о патриотическом воспитании в гимназии
· Обмен мнениями, ответы на вопросы
Вальчук М.К., зав. библиотекой
Рувимова Т.В., учитель русского языка и литературы
Семинар « Система работы гимназической библиотеки, учителей литературы и родителей по патриотическому воспитанию»
Одним из основных приоритетов в воспитании Личности является ее будущее самосостояние в пространстве Отечества, Родины.
В сегодняшнем, непростом времени для старшего поколения возникает необходимость передачи опыта на пользу молодому поколению россиян.
У современной библиотеки особая миссия — полноценное информационное обслуживание образовательного процесса.
Школьная библиотека живёт, принимает самое активное участие в процессе образования, воспитания подрастающего поколения. Но необходимо подчеркнуть, что процесс воспитания культуры чтения возможен только в тесном контакте библиотекаря, педагогов и родителей.
«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок» — эти слова В. Сухомлинского стали для нас определяющими.
Дмитрий Сергеевич Лихачев определял патриотизм как «увеличение добра в окружающем нас».
«Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев, сестер, свою семью, свой дом.
Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот»
Эти размышления из «Писем о добром» обсуждались с восьмиклассниками в беседах об их отношении к Родине.
Пришлось столкнуться с единичным мнением такого рода: «Я родилась в семье, где чтят европейские традиции. Мой отец идеализирует западный менталитет людей, отвергая традиции русских, и я не могу сказать, что горжусь своей родиной».
Обращаясь к привычному толкованию понятия патриотизм, мы дополняем его контекстуальными синонимами и представлениями, которых придерживается около 100% опрошенных учащихся восьмых классов.
Патриотизм(греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Надпорожский Илья, ученик 8-г класса о патриотизме:
«От Бога нам дарована жизнь, но, как мне кажется, эта жизнь делится на два раздела, жизнь личная и жизнь своей Родины. При этом своя жизнь должна стоять на втором месте, если конечно, вы являетесь патриотом.
В личной жизни все зависит от тебя. Ты можешь устраивать ее сам, руководствуясь своими вкусами и интересами.
В жизни же своей Родины твое мнение ничтожно, можно сказать, оно лишь капля, но надо помнить о том, что пустыня состоит из песчинок, море из капель, и любая капля, так или иначе что-то меняет.
К сожалению, сейчас распространено следующее мнение: «Мои мысли и решения ничего не значат для жизни моей страны. Мое участие в жизни Родины бессмысленно»
Мне кажется, это совсем не так.
Не надо забывать, что такое же мнение могут иметь многие тысячи людей. Что бы стало с нашей Родиной, если бы каждый человек заботился о своем существовании, а о жизни страны забывал?
Людям с рождения надо прививать желание жить заботами и проблемами своей страны.
Чтобы быть патриотом, человек обязан обладать определенными качествами:
·
патриот — человек, который всегда готов защищать свою Родину
ценой
собственной
жизни
·
человек, желающий только блага своей отчизне
·
человек, чувствующий гордость и счастье, при имени своей страны
·
патриот должен хоть раз в жизни почувствовать любовь к родному серому небу, к прекрасным березкам, ощутить желание лечь на весеннюю травку и рассказать ей о всех обидах и горестях
·
каждый человек, любящий свою Родину, должен ощущать себя единым целым со всем своим народом, всегда чувствовать чье – нибудь крепкое плечо поблизости.
Я думаю, что именно в таком единении заключается знаменитая русская душа, я верю, что наша страна будет жить, пока наш великий народ един и непоколебим»
Обобщая мнения школьников, мы приходим к выводу, сколь важным является патриотическое сознание школьника, формирование которого возможно в единстве школы и семьи.
В опросе, на который мы ссылались, приняли участие школьники, которые постоянно были с «деревом целей» патриотического воспитания.
Это «дерево» способно «расти», т. е реализовываться при выделении трех компонентов: знания, отношения и деятельности.
Какова же традиционная система гимназии?
Традиции гимназии
·
Афинская школа
• Подпрограмма «Одаренные дети»
• Литературный театр
• Общешкольные праздники
• Музей истории гимназии
• Научно-исследовательская деятельность учащихся в «Малой Академии»
• Туристско-краеведческая деятельность
• Акция « От сердца к сердцу»
Время, запросы школьников требуют обновления уже сложившихся традиций.
Так благодаря широкому спектру музейной работы и новой книге об истории гимназии мы на их основе создаем авторские сценарии к праздникам Первого звонка, Посвящения в гимназисты, ко Дню прорыва блокады и Дню Победы.
Нашим школьникам интересно играть гимназистов 19 века. Подключаем к работе и учителей.
Так библиотекарь Великина Нелли Михайловна играла медсестру в гимназическом госпитале, по воспоминаниям учительницы предвоенной поры К. Ползиковой — Рубец.
Содержание лучших научно-исследовательских работ о военной судьбе близких вышло на школьный праздник, посвященный Дню победы.
Благодаря презентациям, художественному оформлению, заинтересованности семей учащихся, праздник имел большой нравственный эффект.
В своей исследовательской работе «Мы – достойные внуки Великой Победы»
ученица 8»б» класса Клеева Дария так пишет о своем прадеде
«Передо мной листок с рассказом о моём прадедушке. Это – задание по риторике в четвёртом классе. Что я могла знать о прадеде? Только то, что рассказала мне бабушка: родился прадед в семье инженера-железнодорожника в 1908 году; как и все дети в семье, получил высшее образование, даже два: он был ботаником, прекрасным специалистом-дендрологом, изучал древесные породы, был автором дендрологических проектов Московского и Приморского парков Победы в Ленинграде, ввёл в использование после экспедиции в тайгу аналог Корня жизни женьшеня лимонник китайский, занимался газонами: устройством футбольных полей и травяной защитой терриконов – пылящих гор из пород около шахт. Он написал много научных трудов, а его ученики возглавляли Ботанические сады во многих городах СССР и за рубежом. Сам же прадед долгое время был директором Ленинградского Ботанического сада, за реконструкцию которого получил Золотую медаль. Прадед – дедушка моего папы. Папа помнит, что его дедушка был очень добрым, весёлым, всесторонне образованным человеком: прекрасно знал историю, литературу, искусство, пел, играл на фортепьяно, был спортсменом. Вся семья гордится прадедом!
«Почему ты так мало рассказала мне о том, как прадед воевал?» – этот вопрос я задала бабушке накануне и радостной, и тяжелой даты: 27 января. В этот день в 1944 году была окончательно прорвана 900-дневная блокада Ленинграда. А много лет спустя 27 января не стало моего прадедушки…
Обычно весёлая и оптимистичная бабушка после моего вопроса стала серьёзной и грустной. Это здесь я её называю, как принято – бабушка. А на самом деле называю по-своему: она очень молодо выглядит, и душа у неё молодая. Так получилось, что мы живём втроём: я, бабушка и дедушка. Они – мои самые дорогие люди и друзья. Я им верю. Поэтому, когда бабушка серьёзно сказала мне: «Рано тебе тогда было знать все ужасы войны, да и сейчас еще рано», – я не настаивала. Но бабушка всё-таки достала старинный альбом и коробку с пожелтевшими письмами и медалями…
О войне прадед рассказывал мало: «Война – не романтика. Это – страх, злость на врага, смелость, чтоб подняться в атаку. Кто верил в бога, кричал «Господи, помоги!» Кто не верил, кричал: «Мама!» Но все шли за Родину вперёд. Иначе мы проиграли бы войну!»
Еще многое рассказала мне бабушка. Показала треугольники фронтовых писем. Одно из них – прадеду от бойцов в госпиталь: «Приезжай, дорогой командир, нам без тебя так плохо!» Может быть, прадед прожил бы намного дольше, если бы не ревматизм, который он получил в болотах на войне. Награды: медали в маленьких квадратных коробочках. Я помню их с раннего детства, мне их давали посмотреть, когда я сильно болела…
С семи лет я стала пробовать писать стихи. Потом стала получать грамоты за творчество и за победы в конкурсах. Наверное, это были неплохие стихи. Но, ни одно из них не дорого мне так, как стихотворение, которое родилось у меня в душе после того, как я столько узнала о прадеде, о войне, о Победе. Я посвятила его моему прадеду и всем защитникам нашего города.
Посвящаю прадеду
и всем защитникам Ленинграда
Ни огня! По дороге от Пулково,
Ночь шагами печатая гулкими,
Шёл мой прадед с мешком за спиной.
В нём – солдатский паёк. Кушать хочется!
Но – о матери сердце тревожится,
Что живёт у моста над Невой!
Долог путь. А к утру – на позицию.
Командир отпустил, чтоб увидеться
Мог со старенькой мамой солдат.
Он – ботаник. Специальность – растения.
Но пошел он по сердца велению
Защищать свой родной Ленинград!
Страшно выли снаряды над городом!
Враг морил его жителей голодом!
Превратить город в пепел мечтал!
Но – не вышло: наш Город – всё выдержал!
А на поле, снарядами выжженном,
Парк Победы мой прадед создал!
…Монументы Победы воздвигнуты
В камне. В бронзе – защитники вылиты.
И наш Город они стерегут.
Ну а в Парке, в листве, что колышется,
Голоса их как будто бы слышатся…
И из глаз моих слёзы бегут…»
Уже четвертый год, в конце ноября, в гимназии отмечается День матери для параллели пятых классов. Школьники пишут творческие работы о мамах и бабушках с их фотографиями,
создают презентации.
Ежегодно лучшие знатоки из всех классов средней и старшей школы под профессиональным руководством учителей участвуют в занимательных турнирах «Что? Где? Когда?» в рамках Афинской школы. Исторической теме Отечества в этих играх уделяется должное внимание.
Для гимназии такие конкурсы носят престижное значение.
Перед играми в библиотеке можно увидеть учеников, изучающих энциклопедии, читающих историческую литературу.
Литературному театру гимназии исполнилось 11 лет.
Приоритетное внимание в постановках уделяется русским авторам. Юбилейные фестивали, инсценировки, литературные и поэтические гостиные, лицейские дни, презентации книг, патриотические праздники создаются, как правило, по нашему коллективному, авторскому сценарию.
Более четырехсот учащихся прошли через подмостки Литературного театра.
Лучшие работы, такие как «Реквием» по поэме А.Ахматовой, «Великолепная шестерка» по рассказу Бориса Васильева,»Я Вас любил» по лирике А.С.Пушкина получили высокую оценку в районе и городе.
Но главную оценку ставят наши ученики. На языке внутреннего голоса это звучит так: «Я знаю, что это наше!!!.. Я горжусь, одобряю такие-то события. Я готов, настроен, действовать на благо своей страны».
И когда зал, затаив дыхание, следит за действием спектакля, а исполнители с волнением пытаются в игре передать авторскую идею, когда у взрослых зрителей на глазах появляются слезы, мы понимаем, что удалось создать ситуацию, в которой объединилось чувство к Родине, общего сопереживания.
Изучение родной земли, Истории нашего Отечества остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к Родине.
Огромными ресурсами в воспитании школьников располагают школьные библиотеки, их главный ресурс — книга. Знакомить ребят с хорошей книгой — такая задача стояла перед библиотекой.
Для достижения этой цели в нашей библиотеке мы используем разные приемы и методы.
Элементы системы
· Изучение интересов и уровней знаний учащихся.Анкетирование
· Взаимодействие с учителями-предметниками.Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий
· конкурс чтецов. Участие в городских и районных конкурсах.
· конкурс рефератов на военную тему.
· Литературные праздники.
· Поэтические гостиные.
· Книжные выставки.Знакомит читателей с героическим подвигом русского народа в российской истории.
· Читательские конференции.
· Игровые формы. Интеллектуальные игры, викторины
· Читательский форум «Ты нужные книги в детстве читал?!»
Волею случая нам попалась в руки книга современных детских авторов А. Жвалевского и Е.Пастернак «Правдивая история Деда Мороза». Это молодые белорусские авторы, которые всю жизнь писали книги по программированию. И первая книга, написанная ими для детей, сразу заняла лидирующее место среди новинок детской литературы.
Книга действительно удивительная. Здесь есть и элементы фентези, и в оригинальной форме представлены основные значимые события из истории нашего Отечества.
Эту книгу у нас читали не только ребята средней школы, но и начальная школа.
Более 150 человек прочитали и обсудили эту книгу.
В прошлом году в рамках читательской конференции «Традиции семейного чтения» мы представили эту книги и показали миниспектакль.
В своем маленьком отзыве-размышлении ученица 8б класса А.Иванова так написала об этой книге.
«Авторы постарались в увлекательном повествовании познакомить нас
с историей нашего города, важными страницами нашей страны и, конечно, историей самого волшебного праздника-Нового года.
Книга учит тому, что непременно нужно верить в волшебство, и тогда оно непременно произойдет.
А вот узнать его и не пропустить — это и есть задача каждого из нас.
История Деда Мороза называется правдивой, потому что она происходит в реальном городе, с живущими в нем людьми; мы проходим вместе с ними по знакомым улицам, и у нас нет оснований им не верить!»
О нашем спектакле узнали авторы книги Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. И вот что они нам написали: «Иногда очень полезно просто полазить по сети — узнаешь удивительные вещи!
Семиклассники Второй Питерской гимназии поставили миниспектакль по нашей книге.
В руках у ребят — птерки и охли. Причем, куклы гимназисты ШИЛИ САМИ!
Дорогие ребята, а также их замечательная учительница Рувимова Т.В и библиотекарь Вальчук М.К!
Спасибо вам огромное!
Для нас это огромная честь и большая радость.
Если у нас будет намечаться поездка в Питер, мы обязательно заранее с вами свяжемся!
До встречи!
Ваши авторы»
см. приложение 1(сценарий)
Заведующая школьной библиотекой, учителя литературы, воспитательная служба, руководители художественных и исторических направлений по программе «одаренные дети», родители учащихся прекрасно понимают, что патриотические взгляды, чувства, убеждения у наших детей будут формироваться не только при сотрудничестве, но и при системно-организованном подходе, активности и разумной инициативе взрослых.
Условием для этого является, на наш взгляд, совпадение универсальности замысла взрослых с эмоциональным запросом школьников.
«Заразить» новой идеей современных детей не всегда представляется легкой задачей.
К творчеству Бориса Васильева, одному из ярчайших представителей нашей российской культуры мы обратились два года назад, когда готовились к читательскому форуму «Ты нужные книги в детстве читал?!». На форуме участвовало более 150 человек. Там было представлено несколько секций, где ребята знакомились и с лучшими образцами современной и классической литературы.
Одна из секций называлась « Мы этой памяти верны. 65-летию Победы посвящается»
Мы выбрали малоизвестный рассказ «Великолепная шестерка»
Рассказ Бориса Васильева «Великолепная шестерка» сначала был прочитан с учащимися 6-х классов.
Затем им был предложен авторский сценарий
см. Приложение» (сценарий)
И только после репетиций, уже на читательском форуме, когда была представлена инсценировка, школьники при обсуждении замысла поняли, как им жаль не только погибших от голода и жажды лошадей, но и выразили скорбь о гибели главного героя.
Визуальные сюжеты с лошадьми на экране, документальные кадры военной поры, пение артистами «Ходят кони над рекою, ищут кони водопоя..», блестящее исполнение роли старика-ветерана учеником десятого класса,30 учеников, исполняющих роли пионеров в лагере- все это объединило нас в переживании осознанного общего чувства.
В 7-ом классе эти же учащиеся читали романы Б.Васильева « Завтра была война» и «В списках не значился». Для пробуждения интереса к чтению послужили демонстрация самых эмоциональных эпизодов из экранизаций и спектаклей.
Затем произведения обсуждались, и школьники писали свои отзывы.
Иванова Елена о романе Б.Васильева «В списках не значился»
« Наибольшее впечатление произвел на меня завершающий эпизод романа Б.Васильева «В списках не значился». В этом фрагменте передана глубокая мысль о величии русского духа, о самопожертвовании русского солдата во имя свободы Родины.
Трагизм смерти Плужников еще раз показал нам и дал возможность представить ужас войны.
Усиливает изображение безграничный патриотизм лейтенанта — он мог уйти из крепости, вступить в партизанский отряд, т ем самым не нарушив присяги, но, видимо, герой считал, что крепость жива, пока в ней есть хоть один защитник, потому и остался.
Без еды, воды, без связи с внешним миром, он сражался, приближая Победу.»
Игнатьева Ксения о романе: « Один такой отрывок приводил меня в ужас, каждый раз, когда я его вспоминала. Это были страницы, где описывалась гибель Мирры.
В лице Мирры автор показал судьбы многих русских девушек и женщин войны. У кого-то была такая же судьба, как у Мирры. «У нее уже никогда не будет ни маленького, ни мужа, ни самой жизни». У кого-то война забрала ребенка, а у кого-то любимого человека, мужа.
Я знала, что фашисты были жестоки, но не думала, что настолько. У них даже не дрогнула рука перед калекой и беременной девушкой. Читая эти страницы, я не могла поверить, что такое на самом деле было, меня приводило в дрожь при мысли о том, сколько было таких жертв, как Мирра»
В 8-ом классе нам предстоит прочтение романа Бориса Васильева «А зори здесь тихие», просмотр и обсуждение спектакля по произведению.
Продолжая изучать творчество Бориса Васильева, мы подготовили мини-спектакль для участия в городском конкурсе «ТВИНК» (презентация). При подготовке к этому мероприятию мы пересмотрели много видеоматериала о творчестве Васильева, познакомились с его мемуарами, и, конечно, прочитали главные его книги.
Презентация творчества Бориса Васильева обогатила представление учащихся об этом замечательном писателе.
см. Приложение 3(сценарий)
В 2010 году нас пригласили на презентацию книги «Живая память», которую проводил наш Сенной округ. Ученики нашей школы участвовали в написании этой книги.
Эта книга — воспоминания ветеранов-блокадников, которые проживают в Сенном округе. В мае 2011года мы представили эту книгу для учащихся нашей школы.
Мы понимали, что на массовый запрос школьникам книги ветеранов-блокадников «Живая память» рассчитывать трудно. Поэтому решили подготовить разновозрастную группу единомышленников, состоящую из учеников начальной, средней и старшей школы, учителей, где каждый представлял бы одну из блокадных судеб ленинградцев.
С помощью преподавателя риторики целый месяц репетировали, добиваясь личностной искренности в передаче воспоминаний.
Книга «Живая память» в подарок детям ко Дню Победы
5 мая <metricconverter productid=«2011 г» w:st=«on»>2011 г. во Дворце детского творчества «У Вознесенского моста» состоялся необычный праздник. [Около 300 учащихся и преподавателей Второй Санкт-Петербургской гимназии, ветераны Великой Отечественной '"" войны, депутаты муниципального совета МО «Сенной округ» с замиранием сердца слушали отрывки из книги «Живая память»^ Эту книгу создали в прошлом году, к 65-летию Победы по инициативе муниципального образования «Сенной округ», в нее вошли воспоминания участников войны — жителей нашего округа.
… С сцены звучат воспоминания В.В. Андреевой, Е.И. Иринарховой, ^ В.П. Трошина, Н.А. Волковой, И.И. Еремеева, А.В. Потапова, В.Г. Кротовой, К.Е. Говоровой, М.С. Гузевич. Их с волнением читают от лица очевидцев ученики начальной, средней школы, преподаватели. На экране фотографии молодых и совсем юных авторов, на долю которых выпало испытание войной. Эта горстка выстоявших в войне вместе со школьниками вслушивается в истории своих судеб:
«Наконец появилась возможность выехать на большую землю по Дороге жизни. У меня и у матери была дистрофия. Жить нам оставалось несколько дней. Я опух и не мог ходить. Жили мы на утлу Невского и Владимирского проспектов, а машины уходили из Петропавловской крепости. Сейчас трудно даже представить, какой это был титанический труд — протащить саночки с ребенком и небольшим узелком вещей всего-то шесть трамвайных остановок. Для этого понадобилось два полных дня. Благо еще, у нас были хорошие знакомые, жившие на улице Чайковского. Здесь мы переночевали, а весь следующий день мама по вершку перетаскивала меня по Кировскому мосту через Неву. Еле-еле уложились к комендантскому часу. Представить это невозможно»
(Из воспоминаний В.П. Трошина о своей маме Т.В. Башмачниковой).
Не стесняясь, слез, с любовью глядя на детей, ветераны верят — есть будущее у России, ведь, уходя с праздника, каждый гимназист бережно унес с собой частичку их души — живую память в подарок! | Низкий поклон вам, дорогие ветераны, за урок Мужества, за верность Миру и Отечеству!
Спроси меня… Спроси меня всерьез или шутя: «Ну, как живешь, блокадное дитя?» И пусть не все пути по жизни гладки, Отвечу я: «Спасибо, все в порядке!» И никогда, гонясь за Синей птицей, Не променяю Русь на заграницу, Чтоб жирный отхватить чужой кусок, Уж лучше я потуже поясок… Высмеивать за это не спеши: Блокадник — состояние души, Яс Родиною буду до конца, Какая б ни была она с лица! (А.В. Потапов)
Книгу представляет библиотекарь Великина Нелли Михайловна.
В конце октября 2011 года в канун 200-летия Царскосельского лицея как итог творческого сотрудничества библиотеки, учащихся и их родителей, учителей литературы, городского «Пушкинского проекта» появился литературный альманах.
Лицейский фестиваль включал в себя викторину «Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим», встречу в поэтической гостиной, участие в городском конкурсе «Царскосельский лицей глазами петербургских школьников» и литературный праздник « В те дни, когда в садах Лицея…»
В сборнике представлены сценарии праздника, созданный учителями гимназии, и лучшие творческие работы гимназистов.
Около 150 учащихся 8-х классов были охвачены в течение полутора месяцев краеведческой и литературной деятельностью. Мы расцениваем это как приобщение к великому русскому слову, русской культуре, истории родной земли, к истокам русской поэзии, а главное, к нравственным ценностям: к дружбе, любви, служению людям и Отечеству.
Стихотворение Клеевой Дарии, победителя городского конкурса
«И пальцы просятся к перу...»
На 19 октября.
Язнаю то, что не узнал Поэт,
Закончив жизнь по воле рока злого…
Поэтом страстно был лицейский дух воспет,
Он чтил всю жизнь лицейских дней обет
И верен был лицейской дружбы слову!
Как горько мне, что свято верил Он
В святые чувства братского удела!
Да, были все верны, но до предела,
Который их душа постичь сумела,
Который Богом был определён.
Поднял ли чашу тот, кто был один?
И помнил он?..
Иль кануло всё в Лету?
Он стар был, долго Родине служил –
Не посетил он памятник Поэту,*
Но, может, пил он за души помин...
Мы много знаем: как живут поэты,
Какие мысли посещают их в тиши;
По полкам все разложены сюжеты,
Категоричные на всё даны ответы –
Забыты только тонкости души!
Чтоб их познать — учёным быть не надо:
Они в Поэзии живут, и то для тех,
Кто может знать высоких чувств отраду,
Кому понять Его дана награда,
Кто осужденья не берёт на душу грех!
Мне хочется читать Его признанья,
Не зная тех, кому посвящены,
Не зная времени, без меры пониманья,
А просто слышать музыку желанья
Осуществления надежд, любви, весны!
Ярастворюсь в твореньях, как в эфире,
Как солнце растворяется в воде,
Благодаря Его высокой лире…
И нет такого чуда больше в мире!
И нет такого Пушкина нигде!
В гимназическом литературном альманахе есть страница, где опубликованы выдержки из размышлений восьмиклассников о цели жизни.
На одном из занятий мы с учениками попытались представить, что находимся в Царскосельском лицее, в классе профессора Команского, и пишем по его заданию эссе о своем предназначении.
Знакомясь с мыслями А.Пушкина, наши гимназисты, выразили, на наш взгляд, вполне зрелые суждения.
«У каждого человека своя цель жизни. Некоторые люди живут ради других — это самые благородные люди. Посвящая себя этой цели, человек становится спасителем, героем. Как правило, благородный человек не придает этому особое значение, не гордится и не хвастается, а доброта и храбрость живут в его сердце. Я считаю, что ради этого стоит жить. Однако я говорю не только о докторах и спасателях, но и художниках, артистах, фотографах, поэтах… Все они приносят людям душевную радость, моральную. Их цель жизни — красота.» Иванова Александра, 8 «Б» класс
1.
« Зачем живет на свете человек?
2.
Затем, чтоб все дары природы брать?
3.
Или затем, чтоб в Жизнь вложить навек
4.
То, что от предков смог он перенять,
5.
И то, что преумножил во сто крат,
6.
И то, что для потомков сохранил,
7.
И то, чем был всю жизнь богат,
8.
И то, что более другого чтил?
9.
И должен каждый это знать и понимать
10. И чтить Того, кто землю сотворил.
11. И верить в то, что это благодать — На этом белом свете жить!!!»
Иванова Елена, 8 «Б» класс
Очень хочется верить в осознанность этих строк, потому, что они совпадают с вечным пониманием сокровенного смысла любви к Родине.
«Источник этой необычайной силы… лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его»
«Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Все любить-любить бога во всех его проявлениях… Божеская любовь не может измениться» (Л.Н.Толстой «Война и мир»)
Родители многих наших учеников заинтересованно и деятельно помогают гимназии в решении задач патриотического воспитания.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что приблизительно в 20% семей сохранились традиции семейного чтения, около 50% учащихся имеют семейную библиотеку.
Мамы и папы готовы помочь своим детям в поисках редкой информации в создании архивов семейных воспоминаний.
Наиболее заинтересованные взрослые являются гостями и участниками книжных конференций, литературных праздников, оказывают содействие в репетициях, создании костюмов, приобретении новых книг.
Некоторые родители приносят в дар библиотеке редкие издания, являются инициаторами или спонсорами проведения краеведческих экскурсий.
(Из отзывов родителей учащихся)
«В нашей семье коренных петербуржцев свято чтят память о Великой Отечественной войне.
Мы очень рады, что в гимназии уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Благодаря библиотекарю Вальчук М.К. и учителю литературы Т.В.Рувимовой моя дочь прочла замечательные книги Б.Васильева, В.Быкова, Ф.Абрамова, воспоминания блокадников Ленинграда, смогла поучаствовать в инсценировках и создании презентаций» (С.Р.Иванова)
«Любовь к Родине в гимназии врспитывают, прививая интерес к замечательному наследию русской классики. В литературных гостиных и поэтических салонах наши дети с помощью опытных наставников пытаются передать красоту «великого, могучего и свободного русского языка».
Теме героической преемственности поколений также уделяется должное внимание. Вместе с нашими детьми мы создаем семейные архивы воспоминаний о близких и родных людях, презентуем их на школьных праздниках» (Игнатьева Ю.А.)
Позвольте завершить нашу встречу обращением к мудрой мысли Л.Толстого о сакраментальности чувства, обращенного к Родине — это «скрытая теплота патриотизма», за которой стоит прошлое, настоящее и будущее России.
С надеждой и оптимизмом смотрим мы на будущее поколение, ведь мы-вместе!
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Библиотекарь
Теги: оу, библиотекарь
07 апреля 2012
Файлы
патриот.восп.7z
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности во внеурочной деятельности в соответствии с ФОП НОО»