Проект познавательно-творческий, игровой: «Белоснежная зима –Новый год нам принесла» для детей 3-4 лет
Панина Елена Геннадьевна, Евдокимова Елена Ивановна
Московская область, Раменский район, д.Островцы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №18
Дошкольное
образование
Проект познавательно-творческий, игровой:
«Белоснежная зима –Новый год нам принесла»
для детей 3-4 лет
Зимою мир становится добрее
И веселей от праздничных забот.
Приятно утром просыпаться в декабре
И знать, что скоро будет Новый год!
Актуальность проекта:
Зима
– замечательное время года. И кто же не
любит зимушку? Ведь зимой можно поваляться
в сугробах, покататься на санках, лыжах,
да и просто слепить снеговика или другие
фигуры. Зима стимулирует интерес детей
и взрослых к совместной деятельности
(игры, эксперименты и т. д.)
Новый
год — один из самых удивительных,
долгожданных и запоминающихся праздников.
Предновогодняя суета, украшение дома,
подарки под елкой, веселый праздник -
все это не сравнится не с одним праздником.
Именно в Новый год случаются чудеса.
Важное место в данном проекте занимает
изучение и сохранение традиций
празднования Нового года, что помогает
удовлетворить познавательный интерес
детей к этому празднику. Новый год -
самый любимый праздник детей. Проект
позволяет создать радостную эмоциональную
атмосферу в преддверии новогоднего
праздника и заложить основы понимания
и взаимосвязи объектов и явлений живой
и неживой природы.
Проблема проекта: Дети младшего возраста путают времена года, что способствует отсутствие знаний о сезонных изменениях в природе, о зимних признаках. Почему елку украшают и как празднуют Новый год? Малая активность родителей в жизни группы и сада.
Тема проекта: «Белоснежная зима –Новый год нам принесла»
Тип проекта: Познавательно-творческий, игровой
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный с 18.12 по 29.12.2017
Руководители проекта: воспитатели группы –Елена Ивановна Е., Елена Геннадьевна П.
Участники проекта: дети, родители, музыкальный руководитель Светлана Анатольевна И.
Возраст детей: 3-4 года
Цель:
Знакомить детей с характерными признаками зимы, замечать красоту природы. Создание условий для детского творчества и ознакомление детей с традициями празднования Нового года в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
-
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
-
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
-
Формировать познавательный интерес к празднику.
-
формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре;
-
Познакомить с Дедом Морозом и Снегурочкой;
-
Формировать элементарные представления о ёлке, её внешнем виде и пользе.
-
Осуществлять нравственное развитие детей;
-
Формировать интерес к нетрадиционным изобразительным техникам, к коллективной деятельности;
-
Содействовать развитию речи детей, обогащать и активизировать словарь;
-
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
-
Развивать творческий потенциал;
-
Развивать умение видеть красоту, испытывать чувство удовлетворённости;
-
Воспитывать желание принимать активное участие во всех видах деятельности;
-
Воспитывать любознательность;
-
Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельностью.
Интеграция образовательных областей в проекте «Белоснежная зима –Новый год нам принесла».
Познавательное развитие (ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, игровая) беседы, обсуждения, дидактические игры.
Социально-коммуникативное развитие (ведущая деятельность – коммуникативная, игровая практическая) беседы, обсуждения, дидактические игры, участие детей и родителей в выставке «Мастерская деда Мороза»
Речевое развитие (ведущая деятельность –коммуникативная) беседы, обсуждения, заучивание потешек, пословиц, стихотворений с родителями дома. Художественно-эстетическое развитие (ведущая деятельность –творческая, музыкальная) рассматривание иллюстраций, слушание сказок и музыкальных произведений, участие детей и родителей в конкурсе по украшению группы к Новому году.
Физическое развитие (ведущая деятельность – двигательная) подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, зрительная гимнастика. Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) самообслуживание, использование проблемных ситуаций, КГН, игра и т.д. Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами –совместное творчество, консультирование, рекомендации, творческие задания и т.п.
Ожидаемый результат:
-
Проявление интереса к простейшим взаимосвязям в природе;
-
Участие в сезонных наблюдениях;
-
Понимание того, Новый год – это праздник, который празднуют все;
-
Проявление отзывчивости к музыке;
-
Развитие познавательной активности, любознательности, желания петь и рассказывать стихи;
-
Созданы условия, способствующие развитию познавательного интереса к новогоднему празднику, расширению кругозора детей;
-
Создание предновогодней праздничной атмосферы во всех видах деятельности;
-
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
-
Создан позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника;
-
Повышение педагогической грамотности родителей;
-
Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
1
этап Мотивационный:
-
Определение темы проекта;
-
Формулировка цели и задач проекта;
-
Ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
-
Разучивание стихотворений с детьми;
-
Подбор дидактических игр о сезонных явлениях природы (зима).
-
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Зима и Новый год, художественной литературы, новогодних песен, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей, разработка содержания организованной образовательной деятельности;
-
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций;
-
Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей;
-
Подобрать иллюстрации о праздновании нового года, аудио и видео материал.
-
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
-
Разработка плана проекта.
2 этап: Проблемно- деятельностный .
План реализации проекта.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
Экология: Тема: «Белоснежная зима» Цель: познакомить детей с характерными х признаками зимы, с состоянием живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, развивать навыки общения, диалогическую речь, не наносить вред природе, формировать основ безопасности собственной жизнедеятельности, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. (см: конспект) Познавательное развитие: Тема: «Наш друг –дед Мороз» Цель: Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать мышление, фантазию, творческое воображение. Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. ( см: стр.161 В.Н.Волчкова, Н.В, Степанова)
Развитие речи: Тема: «Зима белоснежная» Цель: учить детей составлять короткие рассказы по схемам-картинкам, подбирать глаголы, обозначающие действие, активизировать в речи детей слова прилагательные; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных; активизировать правильное произношение звука [у]; развивать любознательность; воспитывать доброжелательное отношение к животным. (см: конспект)
Развитие речи: Тема: «Вырастала ёлка» Цель: учить детей составлять описательный рассказ; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе падеже, активизировать в речи прилагательные; закреплять правильное произношение звука [У], учить произносить это звук длительно, на одном дыхании. (см: стр. 162 В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова)
Математическое развитие: Тема: «Путешествие в зимний лес». Цель: Закрепить умение сравнивать множества по признаку количества способом приложение и наложения. Совершенствовать умение устанавливать равенство при сравнении. Учить сравнивать два предмета по величине. Формировать внимание, желание доводить дело до конца.
Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой…» Цель: освоение умения сравнении трех предметов выделять параметр высоты, закрепить счет пределах 3; умение составлять совокупность предметов по определенному признаку; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память. (см: стр. 164 В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова)
Художественное- эстетическое развитие: Рисование: Тема: «Снег, снег кружится, Белая вся улица…» Цель: учить передавать в рисунки картину зимы; упражнять в рисовании деревьев; привлекать к рассмотрению рисунков давая им образную характеристику; продолжать учить пользоваться краской и кистью, промывать кисть. (см: стр.189 В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова
Рисование: Тема: «Шарики для Новогодней елки» Цель: вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящем новогодним Праздником; побуждать изображать округлые формы и различные знакомые елочные игрушки; учить приемам закрашивания красками, не выходя за контур. (см: стр.165 В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова
Конструирование Тема: «Снежинки-сестрички» Цель: Вызвать интерес к конструированию из бумаги, формировать интерес к этому виду деятельности.
Аппликация: Тема: «Новогодняя ёлочка» - коллективная работа Цель: формирование способов зрительного и тактильного обследования объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их цвета, фактуры; сотворчество с детьми и педагогов. (см: стр. 147 Н. Н. Леонова)
Музыкальное и физическое развитие проводят специалисты ДОУ
|
- Заучивание с детьми стихотворений и песен к новогоднему утреннику. - Заучивание с детьми физминутки с музыкальным сопровождением «Мы погреемся немножко», «Дедушка Мороз» -Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Дедушка Мороз» - Коллективные поделки из ладошек «Дед Мороз», «Заяц», «Лисичка» - Аппликация из ватных дисков «Снеговик» Цель: учить детей делать снеговика используя нетрадиционные техники. - Нестандартное конструирование «Рождественский сапожок» Цель: Формировать умение работать с клеем, воспитывать умение работать аккуратно, не мешая друг другу, воспитывать усидчивость в процессе работы. Дарить этот сапожок родителям. ( см: стр.16 Е.Н. Лихачева) - Просмотр мультфильмов и фильмов по теме проекта –цель: продолжать знакомить детей со временем года «Зима»; развивать речь, память; воспитывать любознательность. - Слушание музыки по теме проекта.
- Чтение худ. литературы: Сказка « Снегурушка и лиса», Сказка «Рукавичка»,
Е.
Благинина «Ёлка».
- Безопасность: беседа о правилах безопасности при украшении елки, при эксплуатации елочной гирлянды.
- Загадки: о зиме, о елке, дедушке Морозе, Снегурочке.
- Дидактические игры: «Найди пару» - цель: учить детей подбирать похожую картинку, чтобы получилась пара, «Найди половинку» - цель: учить детей находить 2 картинки половинки, для получения цлой картинки, «Разложи по высоте» - цель: освоение умения сравнении трех предметов выделять параметр высоты.
- Лото «Зима для малышей»
- Подвижные игры: «Снежок» - цель: упражнять в подпрыгивании на месте, мягко приземляясь на полусогнутые ноги, выполнять движения в соответствии с текстом. «Зайка серенький сидит» - цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость (смотреть картотеку подвижных игр)
- Наблюдения за живой и неживой природой: (см. картотеку прогулок –зимний период)
-Исследовательская деятельность: (см. картотеку- опыты) Тает льдинка Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. Времена года Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять. Разноцветные сосульки, льдинки Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). Делаем снег в домашних условиях Цель: развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. - Рассматривание сюжетных картинок о зиме- цель: Показать детям, что зима – красивое время года; зимой не только можно любоваться красотой зимнего пейзажа, но и принимать активное участие в зимних развлечениях. - Беседы:
Продолжить знакомиться правилами по пожарной безопасности. Ознакомить с правилами поведения возле елки. А так же правила установки и украшения елки.
|
Рассматривание иллюстраций по теме Зима и Новый год Раскраски по теме проекта. Сюжетно-ролевые игры «Семья» - «Мы встречаем гостей», «Мы встречаем новый год»- мама и папа готовятся к празднованию Нового года. Художественное творчество: лепка - снеговика конструирование – снеговика из блоков Дьенеша; Игры с детей с использованием Лэпбука - «В гости к ёлочке» и «Зима»
Взаимодействие с родителями _________________________________________ -Совместное с детьми заучивание стихотворений о ёлке, о Новом годе
- Совместное с детьми рассматривание иллюстраций по теме проекта.
- Привлечь к участию в конкурсе «по украшению группы к Новому году.
- Привлечь родителей к изготовлению поделок для выставки «Мастерская Деда Мороза»
Организация предметно- пространственной среды _____________________________________________
Художественные произведения, иллюстрации, подборка музыки, песен, мультфильмов, фильмов по теме проекта, Новогодняя елка, украшенная группа,
Сделать Лэпбуки «В гости к ёлочке» и «Зима»,
Распечатать раскраски по теме проекта,
В уголок художественное творчество подготовить и внести: ватные диски, цвета гуаши синий, белый, зеленый, коричневый, карандаши и т.д.
Подготовить материал и оборудование для опытов: соль, сода, жидкое мыло, мужская пена, формочки для льда и т.д.
Костюмы, атрибуты для сюжетно –ролевых игр, |
3 этап - Творческий: Самореализация всех участников проекта.
Продукт проекта:
-
Участие в выставке семейного творчества «Мастерская деда Мороза»;
-
Участие в конкурсе по украшению группы к Новому году;
-
Новогодний утренник «Как дети Снеговику помогли»;
Рефлексия:
-
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о зиме и о празднике Новый год;
-
У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о признаках зимы, о Новом годе, как его празднуют (15-65%)
-
Дети знают об особенностях внешнего вида елочки, условиях произрастания (10%-57%)
-
Дети полюбили заниматься художественно-эстетической деятельностью самостоятельно и совместно со взрослыми.
-
У родителей возникло желание делать поделки своими руками и больше участвовать в жизни группы
Список используемой литературы:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009
2. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика.» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009
4. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. – Мозаика – Синтез, 2013
5. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. – Мозаика – Синтез, 2013
6. Интернет – ресурсы.
7. Е.Н Лихачева «Организация нестандартных занятий по конструированию детьми дошкольного возраста» - Детство-пресс – 2013
8. Журнал Дошкольная педагогика №10 декабрь 2012
- Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему: «Калейдоскоп профессий»
- Проект детский познавательно-исследовательский, творческий: «Маленькие огородники» для детей 3- 4лет
- Мастер –класс с родителями: «Галерея - творчества» (обмен опытом и творческими находками с привлечением родителей воспитанников) «Мы создаем мультфильмы с детьми»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»