Конспект образовательной логопедической деятельности в средней группе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-с нарушениями речи по теме «Домашние животные и домашние птицы»
Конспект образовательной логопедической деятельности в средней группе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-с нарушениями речи по теме «Домашние животные и домашние птицы»
Подготовила:
учитель-логопед Морозова Дария
Александровна
МДОУ «Детский сад № 113»
г. Петрозаводск, Республика Карелия
Конспект образовательной логопедической деятельности в средней группе для воспитанников с ОВЗ-с нарушениями речи
Образовательная область «Речевое развитие»
Организованная образовательная деятельность: образовательная логопедическая деятельность
Тема: «Домашние животные и домашние птицы»
Цель: развитие связной речи, грамматического строя речи и закрепление знаний детей по лексической теме «Домашние животные и домашние птицы» (согласно возрастной группе детей)
Коррекционно-образовательные задачи:
-способствовать закреплению названия домашних животных и птиц, их детенышах и птенцов, чем питаются, где живут и т.п;
-расширять и активизировать словарь;
Коррекционно-развивающие задачи:
-совершенствовать грамматический строй речи (употребление слов в разных падежах- Р.п., Т.п., употребление в речи глаголов, образованных способом звукоподражания);
- упражнять в составлении предложений;
- развивать зрительное и слуховое внимание, образное мышление, фонематический слух, мелкую моторику;
-упражнять в составление описательных рассказов по наглядно-графической схеме.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, положительно относиться к себе и другим;
-развивать творческую активность, самостоятельность, инициативность, уверенность в своих силах;
-способствовать формированию произвольной регуляции (реализовывать предлагаемую программу действий согласно поставленной цели);
-способствовать формированию умения выполнять совместную работу (взаимодействие в «малых» группах-парами);
- способствовать формированию умения действовать рядом, не мешая, а помогая друг другу (индивидуальные задания, фронтальная работа).
Ожидаемые результаты: у детей формируется стремление использовать самостоятельно запас знаний по теме «Домашние животные и домашние птицы» в различных видах деятельности, связно, грамматически и логически верно строя предложения; расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, умение работать в группе.
Форма проведения: фронтальная, парами, индивидуальная
Продолжительность: 20 минут
Атрибутика и материалы: мяч, простые карандаши, предметные картинки по теме «Домашние животные», «Домашние птицы», наглядно-графический план, колокольчик, ноутбук, проектор, экран, листы бумаги с нарисованными животными/птицами и с тем, что они едят.
Технологическая карта образовательной логопедической деятельности
Этапы занятия |
Время Мин |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Методы и приемы |
Организация детей на занятии |
Ресурс |
Ввод-ная часть. |
2,5 мин. |
Орг. момент Вводная часть Л. приветствует детей: «Собрались все дети в круг. Я-твой друг и ты мой друг! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся» (эмоционально-психологический настрой) Л.: «Что у меня в руках? Да, колокольчик. Этот колокольчик помогает путешествовать. Вы хотите? Тогда произнесите волшебные слова: «Ты колокольчик прозвени попасть в деревню помоги. Раз, два, три..» |
Дети приветствуют педагога. Ответы детей. Дети произносят слова. |
Словесный Словесные. (Вопросно-ответный метод, сообщение темы, мотивация деятельности)
|
Дети в кругу |
- Колокольчик, изображение деревни на экране |
Основная часть. |
16 мин |
Л.: «Вот мы и оказались в деревне. Как здесь красиво, какой свежий воздух. Давайте подышим» Л.: «Посмотрите, кто нас встречает». Обращает внимание детей на доску. Л.:
«А животные и птицы где-то живут? А я
забыла где. Давайте вспомним. Я кидаю
вам мяч, называя какого-то животного
или птицу-вы мне возвращаете мяч,
проговаривая, где он/она живет»
Л.: «Мы вспомнили, кто где живет. А я взяла с собой угощение для них. Давайте угостим животных и птиц. Выбираете картинку. На ней изображено (а) животное\птица и какая-то «еда». Вам нужно соединить попавшегося вам животного с нужной «едой»» «А для чего нужны нам домашние животные и птицы?» Л. предлагает детям послушать предложение: если Л. говорит правильно, то кивать головой, если нет, то исправить ошибку. Л.: «Животные и птицы тоже разговаривают. Давайте вспомним как?» Л.: «Пока мы вспоминали, как подают голос животные и птицы их дети потерялись. Родители зовут своих детенышей и птенцов» Л.: «Домашние животные и птицы были рады, что вы приехали к ним в гости. Они знают, что вы умеете красиво рассказывать и хотели бы послушать о себе» |
Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети называют животных и птиц, говорят об особенностях внешнего вида, почему они домашние. Деление детей на пары при помощи игры «Молекула». Ответы детей. Дети выполняют действия по инструкции педагога. Дети соединяют животное\птицу с нужной пищей. Проговаривают «Я угостил (корову/козу..) (чем?)...» Ответы детей. Дети выполняют действия в соответствие с инструкцией педагога. Каждому ребенку дается картинка с изображением животного/птицы. Они проговаривают, кто как подает голос. Дети в масках детенышей/птенцов передвигаются в игровой зоне в хаотичном порядке. В это время педагог, поочередно включает голоса «мам» этих детенышей/птенцов. Услышав свою «маму» ребенок должен прибежать к ней (появляется изображение взрослого животного/птицы) Каждой паре выдается по 2 картинки со схемой рассказа. Дети должны договориться в паре, кто про какую картинку будет рассказывать. Всего 7 картинок. Дети по цепочке составляют рассказ. |
Дыхательная гимнастика Словесный И\у «Кто где живет» Практическое упражнение на развитие мелкой моторики, мышления, внимания, связной речи И\у «Исправь ошибку» (повторение, кто какую пользу приносит) И\у «Кто как голос подает» Динамическая пауза (поиск детенышем своей мамы по голосу) И/у «Снежный ком» |
Дети в кругу Дети за столами Дети за столами Дети в кругу Дети за столами Дети пере-двигаются в игровой зоне Дети за столами |
Предметные картинки с изображением животных и птиц Мяч Листы бумаги с нарисованными животными/ птицами и с тем, что они едят; простые карандаши - Картинки с изображением животного/ птицы. Ноутбук, голоса животных, маски детенышей/ птенцов Наглядно-графический план |
Заключительная часть |
1-1,5 мин |
Возвращаются из деревни в группу (при помощи волшебного колокольчика-произнесение «волшебных» слов). Логопед хвалит за занятие, вместе вспоминают, о чем было занятие. Л: «Если вам понравилось занятие, то улыбнитесь. Если нет, то – погрустите». |
Дети выполняют действия в соответствие с инструкцией. |
Рефлексия |
Дети стоя в кругу |
Колокольчик |
Использованная литература:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа/ Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова.- - М.: Скрипторий 2003, 2007. - 120 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»