Музыкальный лекторий "История в событиях и лицах"
Продолжительность 1 час
Цель: привлечение внимания учащихся к музыкальной Российской истории и роли русской музыки в мировом историческом процессе. Приобщение группы учащихся к исследовательской деятельности.
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
средняя школа № 5
Г.Дубна, Московской области
Троицкая Светлана Вячеславовна
Учитель музыки
История в событиях и лицах.
Музыкальный лекторий (внеклассное мероприятие для 7 классов)
Продолжительность 1 час
Цель: привлечение внимания учащихся к музыкальной Российской истории и роли русской музыки в мировом историческом процессе. Приобщение группы учащихся к исследовательской деятельности.
Задачи: активизация интереса к изучению музыкальной истории Отечества формирование у воспитанников чувства патриотизма и гражданской ответственности, через изучение музыкальной литературы. Самостоятельная работа учащихся в поиске биографических сведений о композиторах, музыкального материала, фотографий; исследование творчества композиторов и поиск произведений, которые были созданы под влиянием исторических событий. Совместная работа с учителем по созданию презентации и видеоролика.
Перечень дополнительных материалов: презентация, видеоролик, аудио файлы.
Конспект.
Итак, начинаем музыкальный лекторий! Предлагаю посмотреть видеоролик, где вы первично целостно сможете охватить все имена, о которых мы будем сегодня говорить.
Слайд№2 просмотр видеоролика
Ребята! Мыс вами сегодня будем говорить о великих именах нашей Родины, о значении их в мировой истории. Как вы уже догадались, посмотрев, клип наша лекция о русских композиторах. В проведении лекции мне помогут несколько учащихся из ваших классов.
Слайд№3
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)— русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, создатель русской национальной оперы. Родился в 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До 6 лет воспитывался бабушкой. В 1817г. Михаил в поступил в Благородный пансион, при Санкт-Петербургском университете. Его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным. С 1824 по 1828 гг. Глинка работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1833 г. сочинил Патриотическую песню, которая в 1990 г. при открытии II Внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР. Мелодия была исполнена и единогласно утверждена в качестве Государственного гимна Российской Федерации. Оставалась гимном до 2000 года.
В 1845 г. большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже, где Глинка подружился с французским композитором Гектором Берлиозом. Но в 1853 г. началась Крымская война (Восточная война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. Франция выступила против России, это стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, развивавших в своей музыке его идеи. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними.
Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.
Пой в восторге, русский хор!
Выщла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, а фарфор!
Слайд№4
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
Даргомыжский родился в1813 г. в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е - 30-е гг., живо интересовалась французской культурой. Отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а в 1827 г. Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. Весной 1835 г. он познакомился с Михаилом Глинкой. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. В 1837 г. сочинил «Собор Парижской Богоматери», которое в конце 1830-х было весьма популярно в России. Он использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго. В 1843 г. Даргомыжский ушёл в отставку, вскоре уехал за границу, где несколько месяцев провёл в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он познакомился с ведущими европейскими композиторами того времени. Вернувшись в 1845 г. в Россию, композитор увлёкся изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 г. «Русалка» занимает в творчестве композитора особое место, написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Через некоторое время Даргомыжский сблизился с демократическим кружком писателей, принимал участие в издании сатирического журнала «Искра». Написал несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина. В 1859 г. Даргомыжский стал руководителем только что основанного Русского музыкального общества, где познакомился с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был М. Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»). В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: в романсах «Червяк», «Титулярный советник» и др. Он умел не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить.
Сейчас мы с вами прослушаем в исполнении Д.Урсу романс А.Даргомыжского «Влюблён я дева красота»
Слайд№5
Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 - 1887) — русский композитор, учёный - химик и медик. Основоположник русского эпического симфонизма. Уже в детстве обнаружилась музыкальная одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. А в 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В марте 1857 г. молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером М. Мусоргским. В 1868 г. Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».
В 1858 г. Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина для изучения состава минеральных вод. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости», стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность. С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей — первоначально в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым (первый был его учителем, второй – другом) участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков . Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества. Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Бородин уехал в Париж, где занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных. С 1864 г. Бородин — ординарный профессор, с 1874 г. — руководитель химической лаборатории, а с 1877 г. — академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей.
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли в 1862 он познакомился с композитором М. Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Источником для либретто, написанного самим автором, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первая симфония Бородина, написанная в 1867 г. положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 г. «Богатырская» симфония №2,где композитор передаёт черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но и его еще более славное будущее. Жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Самобытное творчество Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.). Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год. Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II. Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.
Слайд№6
Цезарь Антонович Кюи (1835 -1918) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал. Родился в 1835 г. в городе Вильне. Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненный под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В 1851г. Кюи поступил в Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию, с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. - заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым , являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником и близкое знакомство с его кружковцами, оказавшими большое влияние на выработку вокального стиля Кюи. Среди его опер Капитанская дочка и Кавказский пленник (по Пушкину).
Давайте послушаем в исполнении наших второклассников его песню «Мыльные пузыри».
Слайд№7
Модест Петрович Мусоргский (1838-1881) – русский композитор. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода. До 10-летнего возраста Модест получал домашнее образование. Затем был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 г. После этого недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева, Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий). В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина», одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Опера «Хованщина» на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта, в основу которой, Мусоргский положил собственный сценарий и текст. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым», «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историко- философской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа, раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Еще одно выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 г. как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию, и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
Слайд№8
Пётр Ильич Чайковский (1840 —1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, 7 симфоний, 4 сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Родился в 1840г. в г. Воткинске, на Урале, в семье горного инженера. В 1850 г. родители отправили Чайковского в Императорское училище правоведения, окончив училище в 1859 г., Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки. В 1862 г. поступил в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. В 1865 г. окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода». По окончании консерватории, по приглашению Н. Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории. В 1868 г. впервые выступил в печати, как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов, членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а затем симфоническую фантазию «Буря» (1873). С конца 1880-х г. выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в г.Клин, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей.
Слайд№9
Николай Андреевич Римский - Корсаков (1844 - 1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков - служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать - Софья Васильевна - дочь крепостной крестьянки и богатого помещика, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, В 1856 г. отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием. В 1861 г. Римский – Корсаков познакомился с М.Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В 1862—1865 гг. Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Обратившись к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита.В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В музыке он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира. С 1870-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории, инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории .Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов. «Псковитя́нка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим композитором на сюжет одноимённой драмы Льва Мея. Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 г. Псков — город на северо-западе России, административный центр Псковской области и Псковского района, Город воинской славы. Расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро) при слиянии её с рекой Пскова́. Один из древнейших городов России. Опера имела огромный успех.
Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Слайд№10
Александр Константинович Глазунов (1865- 1936) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — её директор. Глазунов стал одним из членов так называемого «Беляевского кружка», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, беляевцы также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой. В 1889г. он дебютирует как дирижёр, исполняя свою Вторую симфонию на Всемирной выставке в Париже. После событий 1905 г., когда из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов был уволен Римский-Корсаков, Глазунов в знак протеста также покинул свой пост, но уже в декабре того же года, после того, как консерватория была отделена от Русского музыкального общества, вернулся в неё и вскоре был избран её директором.
Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-турецкой войны влекло обострение необходимости реформирования деятельности власти и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов, уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств предприятия промышленности требовался новый институт законодательной власти и нормативные правовые акты регулирования правоотношений. Русская революция 1905г. — название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи. Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 января 1905г. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён. Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 г.
После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новым режимом, и в частности с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Он выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922г. ему было присвоено звание народного артиста Республики. В 1928 г. Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, посвящённый столетию со дня смерти Франца Шуберта, и по его окончании принял решение не возвращаться в СССР. Глазунов всегда заявлял, что его отъезд за границу был обусловлен слабым здоровьем, а не идеологическими причинами, что позволило ему сохранять творческие связи с ленинградской музыкальной общественностью. Глазунов умер в Париже в 1936 г. А в 1972 г. его прах был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.
Слайд№11
Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943) — русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западно-европейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. В 1882 г. Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. В Москве 1885 г.он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П. И. Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист и как композитор с золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», в 24 г. — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Великая Октябрьская социалистическая революция - одно из крупнейших политических событий в XX веке, повлиявшее на его дальнейший ход, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 г. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов. Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания, главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Вскоре после революции 1917 г. Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим приглашением из Швеции . В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 г. закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. Великая Отечественная война (1941—1945) — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии). В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы Московской и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции. Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки
Слайд№12
Николай Яковлевич Мясковский (1881—1950) — русский советский композитор, музыкальный критик. Доктор искусствоведения (1940). Профессор Московской консерватории (1921). Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно). Родился в 1881 года в Польше, в семье Я. К. Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской, которая также происходила из семьи военных. C детства играл на фортепиано и скрипке, но поскольку карьера музыканта не поощрялась в семье, поступил в Военно-инженерное училище. С началом Первой мировой войны Мясковский отправляется на фронт в качестве офицера сапёрных войск. В 1917 г. он получает назначение в Военно-Морской штаб в Петрограде, а в 1918 г. переезжает в Москву, в которой он прожил большую часть жизни. После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с 1921г., Мясковский — профессор класса композиции Московской консерватории. 6-я симфония Н.Мясковского — это отражение трагедии русского народа, расколотого гражданской войной. Очень показателен мрачный старообрядческий хор в финале, как символ нового, социального раскола XX века в России. Среди других его работ 30-х гг., также особо выделяется 16-я симфония, посвященная советской авиации. Её драматизм навеян впечатлениями от катастрофы огромного самолёта АНТ-20 «Максим Горький», случившейся в мае 1935 г. А в 1940 г. композитор сочиняет свою 21-ю симфонию — произведение потрясающей силы, в котором нашли отражение и тягостные раздумия о правильности пути страны, и искренняя вера композитора в светлое будущее. Вторая мировая война—двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшей войной в истории человечества (мировая война). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Единственный конфликт с использованием атомного оружия. Некоторые вели активные военные действия, другие помогали своим союзникам поставками продовольствия, а многие участвовали в войне только номинально. В начале Второй мировой войны Мясковский был эвакуирован сначала на Кавказ, в Грузию и в Кабардино-Балкарию, а затем в г. Фрунзе. В эвакуации Мясковский написал три патриотические симфонии (22—24), включая 23-ю симфонию на кабардино-балкарские темы, струнные квартеты, несколько маршей, которые композитор рассматривал, как свой посильный вклад в борьбу с врагом. После войны Мясковский получает звание Народного артиста СССР. Среди его симфоний особенно выделяются лирико-трагические: 2-я (1912), 3-я (1914), 4-я (1917) и 5-я (1921), трагико-монументальная 6-я (1923), героико-драматическая 16-я (1936), задумчиво-ностальгические 21-я (1940) и 25-я (1946), патриотическая 22-я (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны.
Слайд№13
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953) — русский и советский композитор, дирижёр, пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX века. В семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причем на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В мае 1918 г. выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 гг. Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. Прокофьев был довольно сильным шахматистом, большой интерес общественности вызвал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 г., выигранный Ойстрахом. С 1949 г. Прокофьев почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке»— повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском лётчике-асе Мересьеве, который был сбит в бою ВОВ тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих летчиков. Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом.
Опера «Воина и мир» создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве. В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863—1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы.
Слайд№14
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). Находясь впервые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. Был членом Советского комитета защиты мира, Славянского комитета СССР, Всемирного комитета защиты мира. Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Президент общества «СССР—Австрия» (1958). Доктор искусствоведения (1965). Его произведения, такие как Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», кантата «Казнь Степана Разина» и многие другие отражают историю нашей Родины.
Итог. В музыкальном творчестве русских композиторов отчётливо звучит тема величия русского народа, его патриотизма. Музыка, которую оставили для нас композиторы-классики, оказала огромное влияние на историю не только нашей страны, но и за рубежом. Она побуждала народ к действию, вдохновляла на подвиги и вселяла веру в счастливое будущее…
Список литературы
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/
-
Е.Д.Крицкая, Фонохрестоматия
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»