В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок изо в 1 классе по теме: "Краски природы в русском народном костюме" (УМК "Перспектива")

Урок изо в 1 классе по теме: "Краски природы в русском народном костюме" (УМК "Перспектива")

Ольга Лысенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 16111 комментариев: 4
Краткое описание
Урок представлен в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.На уроке применяется гендерный подход (учитывается половое различие):девочки изображают сарафан для Ани, а мальчики рубашку для Вани.
Описание


Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Изобразительное искусство
Класс
1
Тип урока
Урок-проект, урок введения нового знания
Технология построения урока
Творческо-поисковая
Тема урока
Краски природы в русском народном костюме.
Цель урока
Познакомить детей с народным костюмом
Основные термины, понятия
Орнамент, знаки- символы


Планируемый результат
Предметные умения
-знания о русском народном костюме, о значении красок природы в наряде русской красавицы.

 Личностные УУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;
 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  — отличать верно выполненное задание от неверного;
— осуществлять самоконтроль;
  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике;
 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
 - проводить анализ учебного материала;
   — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
— уметь определять уровень усвоения учебного материала.
  Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
-определять общие для всех правила поведения;
 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Организация пространства
Формы работы
Ресурсы


Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная


Книгопечатная продукция: учебник Изобразительное искусство   Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова;
Дополнительные средства: знаки-символы, рисунки (2 сундука, мальчик, девочка, спортивный костюм, бальное платье, современный костюм, рисунки с изображением детей в русских народных костюмах)
Мультимедийная  презентация «Картины русских художников»

Технология изучения
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Метапредметные (УУД)

регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
1. Самоопределение к деятельности.

 - С давних времён на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями  и поклонимся, как в старину.
     Учитель предлагает сесть, проверить осанку.
Давайте ребята, представим, что  мы живем в России  не в двадцать первом веке, а давным-давно, когда жили ваши прапрапрабабушки.
— Какая это была жизнь лёгкая или тяжёлая, почему?
Действительно, тяжелая  жизнь была у русской  семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду.Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
— А какую одежду тогда носили?
— она отличается от нашей, чем?


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Дети высказывают своё мнение о тяжёлой жизни крестьян.


 Метапредметные (УУД)
личностные:
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.
регулятивные:
— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
познавательные:
-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные:
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  Метапредметные (УУД)
познавательные:
-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
коммуникативные
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
регулятивные
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  Учитель предлагает посмотреть на экран, где на картинах великих русских художников изображены русские красавицы.
-рассмотрите картины, сравните их и определите, чем они похожи?
-докажите, что это русские женщины.
-Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок, предположите тему урока.
Рассмотрите весь разворот учебника и прочитайте тему урока. Мы расширим тему и звучать она будет так. Прочитайте на доске.
Рассмотрите в учебнике картину художника Алексея Гавриловича Венецианова. Кто изображён на переднем плане? Чем она занята?
В чём она одета? Почему в праздничной одежде?
Слово учителя: крестьяне одевали праздничную одежду, чтобы привлечь добрые силы, которые помогут и будет хороший урожай.
Рассмотрите народные костюмы разных областей: Архангельская, Вологодская, Рязанская. Из каких элементов состоит женский костюм?
Рассмотрите на доске мужской костюм. Из каких элементов он состоит?
-Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать?
-Чему научимся?
-А зачем вам нужно научиться изображать русский народный костюм, где вам это может пригодиться?
3.Постановка учебной проблемы.
Заглянем в гости к Ане и Ване…
Они собираются на русский народный праздник встречать весну. Посоветуйте, что им надеть.
Можно ли ребятам теперь отправляться на праздник? Почему?
Что нам необходимо узнать, чтобы правильно украсить наряды?

Предполагают, что русские красавицы, женщины.


Они в народных костюмах.
Высказывания детей, предполагают тему урока.
Русская красавица.
Высказывания детей.
Рубашка, сарафан

Рубаха, штаны.

-мы русские люди и должны знать костюмы своих предков.

-сможем нарисовать платья для кукол
-можем сшить сарафаны для выступления.

На доске спортивный костюм, бальный и современные костюмы. Белый сарафан и белая рубаха.
-Костюм не праздничный, нет цвета и узоров, т.е. орнамента.

-Чем и как украшать.


Метапредметные (УУД)
регулятивные:
— формируем умение осуществлять самоконтроль.
— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов.
коммуникативные:
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
-формируем умение слушать других.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.

Составим план урока.

Этапы работы.
1. Виды орнамента.
2.Краски природы в костюме.
3. Выбор костюма;
4. Нанести орнамент простым карандашом;
5.Выполнить в цвете работу.

Мы спланировали свою деятельность.
5.Открытие нового знания.
Посмотрите, как украшены костюмы детей на рисунках.
Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.
Группа историков исследовала костюмы, расскажите, что означают эти знаки в орнаменте.
1.Орнамент- это повторяющийся узор из знаков- символов. Они означали:
Извилистая линия – это вода,
2.круг – солнышко.
Квадрат или ромб – земля,
3.А крест берег людей от злых сил.

Составляют план урока.
Рассматривают знаки- символы.

Группа историков предоставляет доклад «Знаки- символы»

Метапредметные (УУД)
 регулятивные:
-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
— отличать верно выполненное задание от неверного;

коммуникативные
-формируем умение работать в паре

-определять общие для всех правила поведения;

4… Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Учитель демонстрирует  манекен в рубахе.

Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» — т.е. оберегала человека.
Узор – это заклинание в виде знаков.

Группа краеведов исследовала краски природы в русском костюме, расскажите случайны ли цвета?
1.Человек, постоянно живший среди природы, был привязан к ней. Поэтому и цвета в одежде не случайны.
2.Красный цвет- символ огня, крови, долголетия, плодородия.
3.Чёрный цвет- символ земли и покоя.
4.Белый цвет символ чистоты в помыслах и делах, милосердие к людям.
6. Применение нового знания.
Вы узнали значение орнамента и красок природы в русском народном костюме, а теперь поработайте в паре и составьте из геометрических фигур свой неповторимый орнамент.
Проверка.
-Докажите, что вы построили орнамент.

Группа краеведы предоставляет доклад «Краски природы»
Работа в паре.
Метапредметные(УУД)
личностные:
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:
-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию.
— осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
— осуществлять самоконтроль;
— давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Посмотрите, у вас на столах лежат сарафаны  и рубахи разного цвета и фасона. Выбери тот, в который ты нарядишь Аню и Ваню на праздник встречи весны. Каждый из вас должен подумать, как вы его украсите «обережными» знаками, с которыми вы сегодня познакомились. Вам нужно придумать узор и выполнить в цвете.

Учитель помогает, консультирует работы учеников.
8.Рефлексия деятельности.
Готовы первые русские народные костюмы для Ани и Вани. Примерьте их и оцените свою работу.
Готовые костюмы помещаем в сундучки, прикрепляя соответствующим цветом- магнитом.
Продолжи предложение.
 1.Самым интересном на уроке было  тогда, когда…
2.На уроке мне было хорошо, потому что…
3.Самым трудным на уроке было тогда когда…
  Задайте свой вопрос учителю.
Итог урока.


Звучит спокойная музыка.
Дети выбирают сарафан и рубаху, наносят эскиз орнамента на подол, рукав, выполняют в цвете.
Дети поочерёдно выходят к доске примеряют костюм и оценивают себя по алгоритму:
1.Какое было задание?
2.Удалось выполнить?
3.Верно или не совсем?
4.Сам или с помощью?


красный-без ошибок,    аккуратно самостоятельно.
жёлтый-допустил ошибку, или с помощью работал.
зелёный-ошибался, работал с помощью, выполнил неряшливо.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
19.05.2012 20:19
Спасибо за очень интересную разработку! Ждем презентацию! С уважением, Татьяна Николаевна.:)
Василенко Оксана
26.07.2012 23:04
Очень интересный урок! Спасибо вам за ваш труд! Возьму себе УУД на вооружение!
Ольга Емельянова
26.11.2012 14:42
Спасибо за подробную технологическую карту! Готовимся к аттестации, очень поможет.
лариса
10.10.2013 21:49
спасибо  за  урок   и  очень  помогли мне.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос