Урок изо в 1 классе по теме: "Краски природы в русском народном костюме" (УМК "Перспектива")
Краткое описание
Урок представлен в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.На уроке применяется гендерный подход (учитывается половое различие):девочки изображают сарафан для Ани, а мальчики рубашку для Вани.
Описание
Технологическая карта изучения темы
Технология изучения
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
1 |
Тип урока |
Урок-проект, урок введения нового знания |
Технология построения урока |
Творческо-поисковая |
Тема урока |
Краски природы в русском народном костюме. |
Цель урока |
Познакомить детей с народным костюмом |
Основные термины, понятия |
Орнамент, знаки- символы |
Планируемый результат | |
Предметные умения -знания о русском народном костюме, о значении красок природы в наряде русской красавицы. |
Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; -определять общие для всех правила поведения; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
Книгопечатная продукция: учебник Изобразительное искусство Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова; Дополнительные средства: знаки-символы, рисунки (2 сундука, мальчик, девочка, спортивный костюм, бальное платье, современный костюм, рисунки с изображением детей в русских народных костюмах) Мультимедийная презентация «Картины русских художников» |
Технология изучения
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Духовно-нравственное развитие и воспитание: -воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. |
1. Самоопределение к деятельности. - С давних времён на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями и поклонимся, как в старину. Учитель предлагает сесть, проверить осанку. Давайте ребята, представим, что мы живем в России не в двадцать первом веке, а давным-давно, когда жили ваши прапрапрабабушки. — Какая это была жизнь лёгкая или тяжёлая, почему? Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду.Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. — А какую одежду тогда носили? — она отличается от нашей, чем? |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Дети высказывают своё мнение о тяжёлой жизни крестьян. |
Метапредметные (УУД) личностные: -формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности. регулятивные: — формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. познавательные: -формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Метапредметные (УУД) познавательные: -формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. коммуникативные -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. регулятивные -определять и формулировать цель деятельности на уроке; |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Учитель предлагает посмотреть на экран, где на картинах великих русских художников изображены русские красавицы. -рассмотрите картины, сравните их и определите, чем они похожи? -докажите, что это русские женщины. -Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок, предположите тему урока. Рассмотрите весь разворот учебника и прочитайте тему урока. Мы расширим тему и звучать она будет так. Прочитайте на доске. Рассмотрите в учебнике картину художника Алексея Гавриловича Венецианова. Кто изображён на переднем плане? Чем она занята? В чём она одета? Почему в праздничной одежде? Слово учителя: крестьяне одевали праздничную одежду, чтобы привлечь добрые силы, которые помогут и будет хороший урожай. Рассмотрите народные костюмы разных областей: Архангельская, Вологодская, Рязанская. Из каких элементов состоит женский костюм? Рассмотрите на доске мужской костюм. Из каких элементов он состоит? -Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать? -Чему научимся? -А зачем вам нужно научиться изображать русский народный костюм, где вам это может пригодиться? 3.Постановка учебной проблемы. Заглянем в гости к Ане и Ване… Они собираются на русский народный праздник встречать весну. Посоветуйте, что им надеть. Можно ли ребятам теперь отправляться на праздник? Почему? Что нам необходимо узнать, чтобы правильно украсить наряды? |
Предполагают, что русские красавицы, женщины. Они в народных костюмах. Высказывания детей, предполагают тему урока. Русская красавица. Высказывания детей. Рубашка, сарафан Рубаха, штаны. -мы русские люди и должны знать костюмы своих предков. -сможем нарисовать платья для кукол -можем сшить сарафаны для выступления. На доске спортивный костюм, бальный и современные костюмы. Белый сарафан и белая рубаха. -Костюм не праздничный, нет цвета и узоров, т.е. орнамента. -Чем и как украшать. |
Метапредметные (УУД) регулятивные: — формируем умение осуществлять самоконтроль. — -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Метапредметные (УУД) познавательные: -формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов. коммуникативные: -формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. -формируем умение слушать других. |
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. Составим план урока. Этапы работы. 1. Виды орнамента. 2.Краски природы в костюме. 3. Выбор костюма; 4. Нанести орнамент простым карандашом; 5.Выполнить в цвете работу. Мы спланировали свою деятельность. 5.Открытие нового знания. Посмотрите, как украшены костюмы детей на рисунках. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Группа историков исследовала костюмы, расскажите, что означают эти знаки в орнаменте. 1.Орнамент- это повторяющийся узор из знаков- символов. Они означали: Извилистая линия – это вода, 2.круг – солнышко. Квадрат или ромб – земля, 3.А крест берег людей от злых сил. |
Составляют план урока. Рассматривают знаки- символы. Группа историков предоставляет доклад «Знаки- символы» |
Метапредметные (УУД) регулятивные: -формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. — оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). — отличать верно выполненное задание от неверного; коммуникативные -формируем умение работать в паре -определять общие для всех правила поведения; |
4… Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Учитель демонстрирует манекен в рубахе. Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» — т.е. оберегала человека. Узор – это заклинание в виде знаков. Группа краеведов исследовала краски природы в русском костюме, расскажите случайны ли цвета? 1.Человек, постоянно живший среди природы, был привязан к ней. Поэтому и цвета в одежде не случайны. 2.Красный цвет- символ огня, крови, долголетия, плодородия. 3.Чёрный цвет- символ земли и покоя. 4.Белый цвет символ чистоты в помыслах и делах, милосердие к людям. 6. Применение нового знания. Вы узнали значение орнамента и красок природы в русском народном костюме, а теперь поработайте в паре и составьте из геометрических фигур свой неповторимый орнамент. Проверка. -Докажите, что вы построили орнамент. |
Группа краеведы предоставляет доклад «Краски природы» Работа в паре. |
Метапредметные(УУД) личностные: -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: -формируем умение осуществлять познавательную рефлексию. — осуществлять самоконтроль; познавательные: -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Духовно-нравственное развитие и воспитание: -воспитание трудолюбия, способности к познанию. Метапредметные (УУД) регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Посмотрите, у вас на столах лежат сарафаны и рубахи разного цвета и фасона. Выбери тот, в который ты нарядишь Аню и Ваню на праздник встречи весны. Каждый из вас должен подумать, как вы его украсите «обережными» знаками, с которыми вы сегодня познакомились. Вам нужно придумать узор и выполнить в цвете. Учитель помогает, консультирует работы учеников. 8.Рефлексия деятельности. Готовы первые русские народные костюмы для Ани и Вани. Примерьте их и оцените свою работу. Готовые костюмы помещаем в сундучки, прикрепляя соответствующим цветом- магнитом. Продолжи предложение. 1.Самым интересном на уроке было тогда, когда… 2.На уроке мне было хорошо, потому что… 3.Самым трудным на уроке было тогда когда… Задайте свой вопрос учителю. Итог урока. |
Звучит спокойная музыка. Дети выбирают сарафан и рубаху, наносят эскиз орнамента на подол, рукав, выполняют в цвете. Дети поочерёдно выходят к доске примеряют костюм и оценивают себя по алгоритму: 1.Какое было задание? 2.Удалось выполнить? 3.Верно или не совсем? 4.Сам или с помощью? красный-без ошибок, аккуратно самостоятельно. жёлтый-допустил ошибку, или с помощью работал. зелёный-ошибался, работал с помощью, выполнил неряшливо. |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
ИЗО
1 класс
04 апреля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
26.07.2012 23:04
Очень интересный урок! Спасибо вам за ваш труд! Возьму себе УУД на вооружение!
26.11.2012 14:42
Спасибо за подробную технологическую карту! Готовимся к аттестации, очень поможет.
10.10.2013 21:49
спасибо за урок и очень помогли мне.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»