Рабочая программа по географии "Природа нашей Родины" 7 класс
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю:
На заседании МО с методическим советом Директор школы-интерната
школы-интерната
«___»_______2011 г. «___» ____________2011 г. _______Т.В.Бобрикова
________________
______________А.Я.Захлестова
_____________2011г.
Рабочая программа по географии
«Природа нашей Родины»
7 класс
Составитель:
Коваленко Т.Д.
2011-2012 уч. год
Пояснительная записка
Цель:
Формирование у обучающихся знаний о природных условиях, ресурсах России и природе своего края. Использование географических знаний в повседневной жизни.
Задачи:
1. Научить давать элементарное описание природы России по природным зонам.
2. Научить устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения.
3. Научить показывать особенности географического положения своей местности, давать элементарное описание ее природы.
Коррекционные возможности предмета:
Данная программа содержит материалы, необходимые для социальной адаптации обучающихся детей. Природа России изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, показана взаимосвязь занятий населения с особенностями природы. Знакомство с жизнью и трудом людей в нашей стране способствует расширению общего кругозора учеников. Работа с символическими пособиями, какими является карта, глобус, способствует развитию абстрактного мышления.
География изучает все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии и развитии. Поэтому ученики учатся анализировать, сравнивать, понимать причинно-следственные зависимости, устанавливать взаимосвязь. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, дает им представление о природных явлениях, помогает им правильно употреблять эти слова.
Изучение своей местности облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решении доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Процесс краеведческой работы способствует овладению детьми культурой поведения в природе.
Нормативно-правовая база:
1.Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по географии, программы специальных КОУ VIIIвида (Гуманитарный издательский центр «Владос»: Москва, 2003 год) и требований к уровню подготовки обучающихся в 6 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы.
2. Закон об образовании РФ ст.9 п.2.
3. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIIIвида.
4. Региональный учебный план Ростовской области.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать:
-положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
-пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
-природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
-природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
-типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
-основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;
-особенности географического положения своей местности и ее природы;
-основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;
-расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
-показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами;
-показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
-устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
-выполнять простейшие зарисовки географических объектов;
-делать несложные макеты изучаемых природных зон;
-принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Количество часов:
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год.
Комплект учебной литературы:
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 класс. Учебник для специальных/коррекционных общеобразовательных учреждений VIIIвида. — М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Приложение к учебнику «География России»: — М.: Просвещение, 2004.
3. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. – Ростов-на- Дону: «Изд-во Баро-Пресс», 2003.
Дидактический материал:
1. Атлас География России. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2002.
Тематическое планирование
№ |
Содержательные линии |
Кол-во часов |
Коррекционно-развивающие задачи |
Педагогические средства, технологии |
Проблемы, возникающие при изучении темы |
Педагогичес-кий мониторинг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Карта России. Повторение. |
4 |
Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, развитие зрительных и пространственных ориентаций. |
Технология разноуровнего обучения. Игровые технологии. Технология индивидуализации обучения. |
Ориентация на географичес-ой карте, чтение условных знаков карты. |
Диагностичес-ая контрольная работа на начало учебного года. |
2 |
Природные зоны России (обзор). |
3 |
Развитие абстрактного мышления, зрительного восприятия, развитие пространственных ориентаций. |
|
Ориентация на карте «Природные зоны России». |
|
3 |
Зона арктических пустынь. |
5 |
Расширение кругозора, развитие пространственных представлений и ориентаций. |
|
Чтение карты природных зон по условным цветам. |
Практическая работа. |
4 |
Зона тундры. |
7 |
Увеличение объема словарного запаса, развитие зрительного внимания, восприятия, развитие навыков соотносительного анализа. |
|
Недостаточность навыков сопоставительного сравнения. |
Тест |
5 |
Лесная зона. |
14 |
Развитие абстрактного мышления, развитие монологической речи, расширение кругозора, развитие долговременной памяти. |
|
Установление причинно-следственных связей. |
Практические работы, самостоятель- ная работа. |
6 |
Зона степей. |
7 |
Развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыков соотносительного анализа, расширение представлений об окружающем. |
|
Чтение карты природных зон. |
Тест. |
7 |
Зона полупустынь и пустынь. |
5 |
Развитие воображения, долговременной памяти, развитие абстрактного мышления, развитие речи. |
|
Недостаточ-ность навыков сравнительн-ого анализа. |
Тест. |
8 |
Зона субтропиков. |
4 |
Развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, развитие пространственной ориентации. |
|
Ориентация на карте природных зон. |
Тест. |
9 |
Высотная поясность в горах. |
4 |
Развитие внимания, зрительного восприятия, развитие сравнительного анализа. |
|
Установление последовательности смен природных зон. |
Зачет. |
10 |
Своя область. |
15 |
Развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, долговременной памяти, расширение представлений об окружающем мире, увеличение объема словарного запаса. |
|
Умение вести конспектив-ные записи, работе с конспектом. |
Практическая работа, контрольная работа на конец учебного года. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Содержательные линии, темы |
Кол-во часов |
Дата |
Терминология |
Обязательный минимум |
Мониторинг | |
знать |
Уметь | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I |
Карта России. |
4 |
|
|
|
|
|
1 |
Сухопутные и морские границы России. |
|
|
|
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе |
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте России |
|
2 |
Рельеф. Острова и полуострова России. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Реки и озера России. |
|
|
|
|
|
|
4 |
Диагностическая контрольная работа. |
|
|
|
|
|
Диагностическая контрольная работа на начало учебного года |
II |
Природные зоны России. Обзор. |
3 |
|
|
|
|
|
5 |
Разнообразие природных условий в России. |
|
|
|
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна |
|
|
6 |
Природные зоны, закономерности их размещения на территории России |
|
|
Природная зона |
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря |
|
|
7 |
Карта природных зон России |
|
|
|
|
Работать с картой природных зон России |
|
III |
Зона арктических пустынь. |
5 |
|
|
|
|
|
8 |
Положение на карте. Моря и острова. |
|
|
Арктика, айсберг |
Зависимость размещения зоны от климатических условий |
Показывать зону арктических пустынь на карте природных зон России |
|
9 |
Климат. Особенности природы. |
|
|
Полярные ночь и день, полярное сияние |
Природные условия зоны арктических пустынь |
Давать элементарное описание природы зоны арктических пустынь |
|
10 |
Растительный и животный мир. |
|
|
|
Типичных представителей растительного и животного мира |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром |
|
11 |
Население и его основные занятия. |
|
|
Метеостанции, метеорологи, синоптики, океанологи, зоологи |
Возможности использования природных условий человеком |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
12 |
Северный морской путь. |
|
|
|
|
Наносить на контурную карту маршрут Северного морского пути |
Практическая работа |
IV |
Зона тундры. |
7 |
|
|
|
|
|
13 |
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые |
|
|
Тундра, лесотундра |
Положение зоны тундры |
Показывать зону тундры по карте природных зон России |
|
14 |
Климат. Водоемы тундры. |
|
|
Пурга, слой многолетней мерзлоты |
Природные условия зоны тундры |
Давать элементарное описание природы зоны тундры |
|
15 |
Особенности природы. Растительный мир. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира зоны тундры |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
16 |
Животные тундры. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира зоны тундры |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
17 |
Население и его основные занятия |
|
|
Чум, поморы, звероводческие фермы |
Основное население и его занятия в зоне тундры |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
18 |
Города тундры. |
|
|
|
|
Показывать по картам физической и природных зон России города тундры |
|
19 |
Охрана природы тундры |
|
|
|
|
|
Тест |
V |
Лесная зона |
14 |
|
|
|
|
|
20 |
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые лесной зоны. |
|
|
|
Положение лесной зоны на карте |
Показывать лесную зону по карте природных зон России |
|
21 |
Климат. Особенности природы. |
|
|
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный |
Природные особенности лесной зоны |
Давать элементарное описание лесной зоны |
|
22 |
Реки, озера, каналы. |
|
|
|
Водоемы лесной зоны |
Показывать по картам физической и природных зон России водоемы лесной зоны |
|
23 |
Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. |
|
|
Тайга |
Типичных представителей тайги |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
24 |
Смешанные и лиственные леса. |
|
|
Смешанный лес, широколиственный лес |
Типичных представителей смешанного и широколиственного лесов |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
25 |
Животный мир лесной зоны |
|
|
Травоядные, хищники, всеядные |
Типичных представителей животного мира |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
26 |
Пушные звери. |
|
|
Пушные звери |
Типичных представителей |
|
|
27 |
Какую пользу приносит лес. |
|
|
Полезащитные лесные полосы |
Природные богатства лесной зоны, возможности использования их человеком |
|
|
28 |
Основные занятия населения Европейской части лесной зоны. |
|
|
|
Основное населения, его занятия в лесной зоне |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
29 |
Основные занятия населения Азиатской части лесной зоны. |
|
|
|
Основное населения, его занятия в лесной зоне |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
30 |
Города Европейской части лесной зоны. |
|
|
|
|
Показывать по физической карте России города Европейской части лесной зоны |
|
31 |
Города Азиатской части лесной зоны. |
|
|
|
|
Показывать по физической карте России города Азиатской части лесной зоны |
Практическая работа |
32 |
Охрана леса. Правила поведения в лесу. |
|
|
|
Основные мероприятия по охране природы в России, правила поведения в природе |
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе |
|
33 |
Повторительно-обобщающий урок «Лесная зона». |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
VI |
Зона степей. |
7 |
|
|
|
|
|
34 |
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. |
|
|
Степь, лесостепь, черноземные и сухие степи, балка, бахча |
Положение зоны степей, природные условия зоны |
Показывать зону степей по карте природных зон Росси. Давать элементарное описание природы зоны |
|
35 |
Особенности и охрана природы зоны степей. |
|
|
|
Особенности природы зоны |
Принимать меры по охране зоны степей, правильно вести себя в природе |
|
36 |
Растения зоны степей. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира зоны степей |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
37 |
Животный мир степей. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира зоны степей |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
38 |
Население и его основные занятия. |
|
|
Целина, житница |
Основное население и его занятия в зоне степей |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
39 |
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. |
|
|
|
|
Показывать на физической карте России города зоны степей |
|
40 |
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. |
|
|
|
|
Показывать на физической карте России города зоны степей |
Тест |
VII |
Зона полупустынь и пустынь |
5 |
|
|
|
|
|
41 |
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. |
|
|
Пустыни, полупустыни, барханы, оазисы |
Положение зоны полупустынь и пустынь |
Показывать зону полупустынь и пустынь по карте природных зон России |
|
42 |
Климат. Реки. Особенности и охрана природы. |
|
|
|
Природные условия зоны |
Давать элементарное описание природы зоны полупустынь и пустынь |
|
43 |
Растительный мир. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира зоны степей |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
44 |
Животный мир. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
45 |
Основные занятия населения. Города: Астрахань, Элиста. |
|
|
|
Основное население и его занятия в зоне полупустынь и пустынь |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения, показывать по физической карте России города зоны полупустыни и пустыни |
Тест |
VIII |
Зона субтропиков. |
4 |
|
|
|
|
|
46 |
Положение на карте. Поверхность. Климат. Особенности и охрана природы. |
|
|
Субтропики |
Положение зоны и природные особенности |
Показывать зону субтропиков по карте природных зон России |
|
47 |
Растительный и животный мир влажных субтропиков |
|
|
|
Типичных представителей растительного и животного мира зоны субтропиков |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром |
|
48 |
Население и его основные занятия. |
|
|
|
Основное население и его занятия в зоне субтропиков |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
49 |
Курортные города: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. |
|
|
|
|
Показывать по физической карте России города зоны субтропиков |
Тест |
IX |
Высотная поясность в горах. |
4 |
|
|
|
|
|
50 |
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. |
|
|
Горные системы |
Положение на карте, природные особенности |
Показывать горы по картам физической и природных зон России, устанавливать зависимость природных условий гор от местоположения и высоты над уровнем моря |
|
51 |
Растительный и животный мир гор. Заповедники. |
|
|
Лавины, сели |
Типичных представителей растительного и животного мира гор |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром |
|
52 |
Население гор и его основные занятия. |
|
|
Сакля, аул |
Основное население и его занятия |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
53 |
Города (Екатеринбург, Челябинск). |
|
|
|
|
Показывать города по физической карте России |
Зачет |
X |
Ростовская область. |
15 |
|
|
|
|
|
54 |
Положение на карте, границы. |
|
|
|
Особенности географического положения своей местности |
Показывать по карте России географическое положение Ростовской области |
|
55 |
Поверхность, полезные ископаемые. |
|
|
|
Особенности природы своей области |
Давать элементарное описание природы своей области |
|
56 |
Реки и озера, их хозяйственное использование. |
|
|
|
Водоемы Ростовской области |
Показывать по карте Ростовской области водоемы |
|
57 |
Особенности природных условий для развития сельского хозяйства. |
|
|
|
Природные условия и богатства области, возможности использования их человеком |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, природными условиями и возможностью их использования человеком |
|
58 |
Растительный мир. Охрана природы. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира своей области. Основные мероприятия по охране природы |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром. Принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе |
|
59 |
Животный мир. Охрана природы. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира своей области. Основные мероприятия по охране природы |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром. Принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе |
|
60 |
Население, его состав. |
|
|
|
Основное население своей области |
|
|
61 |
Характеристика хозяйства. Промышленность, ее ведущие отрасли. |
|
|
|
Занятия населения в своей области |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
62 |
Растениеводство и животноводство, их специализация. |
|
|
|
Занятия населения в своей области |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
63 |
Транспорт. Перспективы развития хозяйства. |
|
|
|
Виды транспорта в своей области |
Показывать транспортные магистрали по карте Ростовской области |
|
64 |
Областной центр. Ростов-на-Дону. |
|
|
|
Свой областной центр |
Показывать областной центр по картам Ростовской области и России |
|
65 |
Наш город Донецк. |
|
|
|
Природные особенности нашего города |
Показывать город Донецк по карте Ростовской области |
|
66 |
Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
Контрольная работа на конец учебного года |
67 |
Культурные и исторические памятники Ростовской области. |
|
|
|
|
|
|
68 |
Города Ростовской области. |
|
|
|
|
|
|
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Донецка
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
На заседании МО с методическим советом Директор школы-интерната
школы-интерната
«___»_______2011 г. «___» ____________2011 г. _______Т.В.Бобрикова
________________ ______________А.Я.Захлестова _____________2011г.
Рабочая программа по географии
«Природа нашей Родины»
7 класс
Составитель:
Коваленко Т.Д.
2011-2012 уч. год
Пояснительная записка
Цель:
Формирование у обучающихся знаний о природных условиях, ресурсах России и природе своего края. Использование географических знаний в повседневной жизни.
Задачи:
-
Научить давать элементарное описание природы России по природным зонам.
-
Научить устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения.
-
Научить показывать особенности географического положения своей местности, давать элементарное описание ее природы.
Коррекционные возможности предмета:
Данная программа содержит материалы, необходимые для социальной адаптации обучающихся детей. Природа России изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, показана взаимосвязь занятий населения с особенностями природы. Знакомство с жизнью и трудом людей в нашей стране способствует расширению общего кругозора учеников. Работа с символическими пособиями, какими является карта, глобус, способствует развитию абстрактного мышления.
География изучает все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии и развитии. Поэтому ученики учатся анализировать, сравнивать, понимать причинно-следственные зависимости, устанавливать взаимосвязь. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, дает им представление о природных явлениях, помогает им правильно употреблять эти слова.
Изучение своей местности облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решении доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Процесс краеведческой работы способствует овладению детьми культурой поведения в природе.
Нормативно-правовая база:
1.Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по географии, программы специальных КОУ VIII вида (Гуманитарный издательский центр «Владос»: Москва, 2003 год) и требований к уровню подготовки обучающихся в 6 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы.
2. Закон об образовании РФ ст.9 п.2.
3. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
4. Региональный учебный план Ростовской области.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать:
-положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
-пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
-природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
-природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
-типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
-основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;
-особенности географического положения своей местности и ее природы;
-основные мероприятия по охране природы в России, в своей области; правила поведения в природе;
-расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
-показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами;
-показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
-устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
-выполнять простейшие зарисовки географических объектов;
-делать несложные макеты изучаемых природных зон;
-принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Количество часов:
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год.
Комплект учебной литературы:
-
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 класс. Учебник для специальных/коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
-
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Приложение к учебнику «География России»: - М.: Просвещение, 2004.
-
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. – Ростов-на- Дону: «Изд-во Баро-Пресс», 2003.
Дидактический материал:
-
Атлас География России. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2002.
Тематическое планирование
№ |
Содержательные линии |
Кол-во часов |
Коррекционно-развивающие задачи |
Педагогические средства, технологии |
Проблемы, возникающие при изучении темы |
Педагогичес-кий мониторинг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Карта России. Повторение. |
4 |
Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, развитие зрительных и пространственных ориентаций. |
Технология разноуровнего обучения. Игровые технологии. Технология индивидуализации обучения. |
Ориентация на географичес-ой карте, чтение условных знаков карты. |
Диагностичес-ая контрольная работа на начало учебного года. |
2 |
Природные зоны России (обзор). |
3 |
Развитие абстрактного мышления, зрительного восприятия, развитие пространственных ориентаций. |
|
Ориентация на карте «Природные зоны России». |
|
3 |
Зона арктических пустынь. |
5 |
Расширение кругозора, развитие пространственных представлений и ориентаций. |
|
Чтение карты природных зон по условным цветам. |
Практическая работа. |
4 |
Зона тундры. |
7 |
Увеличение объема словарного запаса, развитие зрительного внимания, восприятия, развитие навыков соотносительного анализа. |
|
Недостаточность навыков сопоставительного сравнения. |
Тест |
5 |
Лесная зона. |
14 |
Развитие абстрактного мышления, развитие монологической речи, расширение кругозора, развитие долговременной памяти. |
|
Установление причинно-следственных связей. |
Практические работы, самостоятель- ная работа. |
6 |
Зона степей. |
7 |
Развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыков соотносительного анализа, расширение представлений об окружающем. |
|
Чтение карты природных зон. |
Тест. |
7 |
Зона полупустынь и пустынь. |
5 |
Развитие воображения, долговременной памяти, развитие абстрактного мышления, развитие речи. |
|
Недостаточ-ность навыков сравнительн-ого анализа. |
Тест. |
8 |
Зона субтропиков. |
4 |
Развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, развитие пространственной ориентации. |
|
Ориентация на карте природных зон. |
Тест. |
9 |
Высотная поясность в горах. |
4 |
Развитие внимания, зрительного восприятия, развитие сравнительного анализа. |
|
Установление последовательности смен природных зон. |
Зачет. |
10 |
Своя область. |
15 |
Развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, долговременной памяти, расширение представлений об окружающем мире, увеличение объема словарного запаса. |
|
Умение вести конспектив-ные записи, работе с конспектом. |
Практическая работа, контрольная работа на конец учебного года. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Содержательные линии, темы |
Кол-во часов |
Дата |
Терминология |
Обязательный минимум |
Мониторинг |
|
знать |
Уметь |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I |
Карта России. |
4 |
|
|
|
|
|
1 |
Сухопутные и морские границы России. |
|
|
|
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе |
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте России |
|
2 |
Рельеф. Острова и полуострова России. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Реки и озера России. |
|
|
|
|
|
|
4 |
Диагностическая контрольная работа. |
|
|
|
|
|
Диагностическая контрольная работа на начало учебного года |
II |
Природные зоны России. Обзор. |
3 |
|
|
|
|
|
5 |
Разнообразие природных условий в России. |
|
|
|
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна |
|
|
6 |
Природные зоны, закономерности их размещения на территории России |
|
|
Природная зона |
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря |
|
|
7 |
Карта природных зон России |
|
|
|
|
Работать с картой природных зон России |
|
III |
Зона арктических пустынь. |
5 |
|
|
|
|
|
8 |
Положение на карте. Моря и острова. |
|
|
Арктика, айсберг |
Зависимость размещения зоны от климатических условий |
Показывать зону арктических пустынь на карте природных зон России |
|
9 |
Климат. Особенности природы. |
|
|
Полярные ночь и день, полярное сияние |
Природные условия зоны арктических пустынь |
Давать элементарное описание природы зоны арктических пустынь |
|
10 |
Растительный и животный мир. |
|
|
|
Типичных представителей растительного и животного мира |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром |
|
11 |
Население и его основные занятия. |
|
|
Метеостанции, метеорологи, синоптики, океанологи, зоологи |
Возможности использования природных условий человеком |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
12 |
Северный морской путь. |
|
|
|
|
Наносить на контурную карту маршрут Северного морского пути |
Практическая работа |
IV |
Зона тундры. |
7 |
|
|
|
|
|
13 |
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые |
|
|
Тундра, лесотундра |
Положение зоны тундры |
Показывать зону тундры по карте природных зон России |
|
14 |
Климат. Водоемы тундры. |
|
|
Пурга, слой многолетней мерзлоты |
Природные условия зоны тундры |
Давать элементарное описание природы зоны тундры |
|
15 |
Особенности природы. Растительный мир. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира зоны тундры |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
16 |
Животные тундры. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира зоны тундры |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
17 |
Население и его основные занятия |
|
|
Чум, поморы, звероводческие фермы |
Основное население и его занятия в зоне тундры |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
18 |
Города тундры. |
|
|
|
|
Показывать по картам физической и природных зон России города тундры |
|
19 |
Охрана природы тундры |
|
|
|
|
|
Тест |
V |
Лесная зона |
14 |
|
|
|
|
|
20 |
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые лесной зоны. |
|
|
|
Положение лесной зоны на карте |
Показывать лесную зону по карте природных зон России |
|
21 |
Климат. Особенности природы. |
|
|
Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный |
Природные особенности лесной зоны |
Давать элементарное описание лесной зоны |
|
22 |
Реки, озера, каналы. |
|
|
|
Водоемы лесной зоны |
Показывать по картам физической и природных зон России водоемы лесной зоны |
|
23 |
Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. |
|
|
Тайга |
Типичных представителей тайги |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
24 |
Смешанные и лиственные леса. |
|
|
Смешанный лес, широколиственный лес |
Типичных представителей смешанного и широколиственного лесов |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
25 |
Животный мир лесной зоны |
|
|
Травоядные, хищники, всеядные |
Типичных представителей животного мира |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
26 |
Пушные звери. |
|
|
Пушные звери |
Типичных представителей |
|
|
27 |
Какую пользу приносит лес. |
|
|
Полезащитные лесные полосы |
Природные богатства лесной зоны, возможности использования их человеком |
|
|
28 |
Основные занятия населения Европейской части лесной зоны. |
|
|
|
Основное населения, его занятия в лесной зоне |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
29 |
Основные занятия населения Азиатской части лесной зоны. |
|
|
|
Основное населения, его занятия в лесной зоне |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
30 |
Города Европейской части лесной зоны. |
|
|
|
|
Показывать по физической карте России города Европейской части лесной зоны |
|
31 |
Города Азиатской части лесной зоны. |
|
|
|
|
Показывать по физической карте России города Азиатской части лесной зоны |
Практическая работа |
32 |
Охрана леса. Правила поведения в лесу. |
|
|
|
Основные мероприятия по охране природы в России, правила поведения в природе |
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе |
|
33 |
Повторительно-обобщающий урок «Лесная зона». |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
VI |
Зона степей. |
7 |
|
|
|
|
|
34 |
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. |
|
|
Степь, лесостепь, черноземные и сухие степи, балка, бахча |
Положение зоны степей, природные условия зоны |
Показывать зону степей по карте природных зон Росси. Давать элементарное описание природы зоны |
|
35 |
Особенности и охрана природы зоны степей. |
|
|
|
Особенности природы зоны |
Принимать меры по охране зоны степей, правильно вести себя в природе |
|
36 |
Растения зоны степей. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира зоны степей |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
37 |
Животный мир степей. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира зоны степей |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
38 |
Население и его основные занятия. |
|
|
Целина, житница |
Основное население и его занятия в зоне степей |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
39 |
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. |
|
|
|
|
Показывать на физической карте России города зоны степей |
|
40 |
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. |
|
|
|
|
Показывать на физической карте России города зоны степей |
Тест |
VII |
Зона полупустынь и пустынь |
5 |
|
|
|
|
|
41 |
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. |
|
|
Пустыни, полупустыни, барханы, оазисы |
Положение зоны полупустынь и пустынь |
Показывать зону полупустынь и пустынь по карте природных зон России |
|
42 |
Климат. Реки. Особенности и охрана природы. |
|
|
|
Природные условия зоны |
Давать элементарное описание природы зоны полупустынь и пустынь |
|
43 |
Растительный мир. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира зоны степей |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром |
|
44 |
Животный мир. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром |
|
45 |
Основные занятия населения. Города: Астрахань, Элиста. |
|
|
|
Основное население и его занятия в зоне полупустынь и пустынь |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения, показывать по физической карте России города зоны полупустыни и пустыни |
Тест |
VIII |
Зона субтропиков. |
4 |
|
|
|
|
|
46 |
Положение на карте. Поверхность. Климат. Особенности и охрана природы. |
|
|
Субтропики |
Положение зоны и природные особенности |
Показывать зону субтропиков по карте природных зон России |
|
47 |
Растительный и животный мир влажных субтропиков |
|
|
|
Типичных представителей растительного и животного мира зоны субтропиков |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром |
|
48 |
Население и его основные занятия. |
|
|
|
Основное население и его занятия в зоне субтропиков |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
49 |
Курортные города: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. |
|
|
|
|
Показывать по физической карте России города зоны субтропиков |
Тест |
IX |
Высотная поясность в горах. |
4 |
|
|
|
|
|
50 |
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. |
|
|
Горные системы |
Положение на карте, природные особенности |
Показывать горы по картам физической и природных зон России, устанавливать зависимость природных условий гор от местоположения и высоты над уровнем моря |
|
51 |
Растительный и животный мир гор. Заповедники. |
|
|
Лавины, сели |
Типичных представителей растительного и животного мира гор |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром |
|
52 |
Население гор и его основные занятия. |
|
|
Сакля, аул |
Основное население и его занятия |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
53 |
Города (Екатеринбург, Челябинск). |
|
|
|
|
Показывать города по физической карте России |
Зачет |
X |
Ростовская область. |
15 |
|
|
|
|
|
54 |
Положение на карте, границы. |
|
|
|
Особенности географического положения своей местности |
Показывать по карте России географическое положение Ростовской области |
|
55 |
Поверхность, полезные ископаемые. |
|
|
|
Особенности природы своей области |
Давать элементарное описание природы своей области |
|
56 |
Реки и озера, их хозяйственное использование. |
|
|
|
Водоемы Ростовской области |
Показывать по карте Ростовской области водоемы |
|
57 |
Особенности природных условий для развития сельского хозяйства. |
|
|
|
Природные условия и богатства области, возможности использования их человеком |
Устанавливать взаимосвязь между климатом, природными условиями и возможностью их использования человеком |
|
58 |
Растительный мир. Охрана природы. |
|
|
|
Типичных представителей растительного мира своей области. Основные мероприятия по охране природы |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и растительным миром. Принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе |
|
59 |
Животный мир. Охрана природы. |
|
|
|
Типичных представителей животного мира своей области. Основные мероприятия по охране природы |
Устанавливать взаимосвязь между климатом и животным миром. Принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе |
|
60 |
Население, его состав. |
|
|
|
Основное население своей области |
|
|
61 |
Характеристика хозяйства. Промышленность, ее ведущие отрасли. |
|
|
|
Занятия населения в своей области |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
62 |
Растениеводство и животноводство, их специализация. |
|
|
|
Занятия населения в своей области |
Устанавливать взаимосвязь между природными условиями и занятиями населения |
|
63 |
Транспорт. Перспективы развития хозяйства. |
|
|
|
Виды транспорта в своей области |
Показывать транспортные магистрали по карте Ростовской области |
|
64 |
Областной центр. Ростов-на-Дону. |
|
|
|
Свой областной центр |
Показывать областной центр по картам Ростовской области и России |
|
65 |
Наш город Донецк. |
|
|
|
Природные особенности нашего города |
Показывать город Донецк по карте Ростовской области |
|
66 |
Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
Контрольная работа на конец учебного года |
67 |
Культурные и исторические памятники Ростовской области. |
|
|
|
|
|
|
68 |
Города Ростовской области. |
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»