Русская культура эпохи Петра Великого
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 11949 комментариев: 1
Автор: Балашова Юлия Николаевна
2.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа», учитель истории и обществознания
3.
Урок истории «Русская культура эпохи Петра Великого»
4.
Цель урока: познакомить учащихся с русской культурой эпохи Петра I
Задачи:
Образовательные: дать представление о кардинальном изменении всей культурной жизни страны; изучить творчество архитекторов и художников данного периода; познакомить с образовательной системой России первой четверти XVIII века, а так же с достижениями российской науки в это время;
Воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество и любовь к Родине;
Развивающие: развивать информационную культуру учащихся; развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.Данное занятие проводилось в рамках факультатива «Я – исследователь» с учащимися 2 класса, обучающимися по программе РО Л.В. Занкова. Материалы данной разработки могут быть использованы учителями начальных классов, работающими по любым УМК, воспитателями, руководителями кружков.
Краткая аннотация: Урок-путешествие
Материал сопровождается мультимедийной презентацией.
Рекомендуется для учителей средней школы.
5.
Перечень дополнительных материалов, предоставляющийся вместе с разработкой.
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: приложения в виде презентаций, текстового документа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Самофаловская средняя общеобразовательная школа»
Городищенского района Волгоградской области
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
(урок по истории России. 7 класс)
Балашова Юлия Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Самофаловская сош»
п. Самофаловка
2012
Пояснительная записка
Балашова Юлия Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Самофаловская сош» Городищенского района Волгоградской области
Урок по истории России (7 класс): «Русская культура эпохи Петра Великого»
Железной волею Петра преображенная Россия.
Н. Языков.
Цель урока: познакомить учащихся с русской культурой эпохи Петра I
Задачи:
Образовательные: дать представление о кардинальном изменении всей культурной жизни страны; изучить творчество архитекторов и художников данного периода; познакомить с образовательной системой России первой четверти XVIII века, а так же с достижениями российской науки в это время;
Воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество и любовь к Родине;
Развивающие: развивать информационную культуру учащихся; развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
План урока:
1. Актуализация знаний.
2. Развитие образования.
3. Книгоиздательство и литература.
4. Архитектура и живопись.
5. Развитие науки и техники.
6. Новое в быту.
7. Закрепление материала.
Основные понятия:барокко, ассамблеи, лексиконы.
Важнейшие даты: 1701 г. – открытие в Москве школы математических и навигационных наук; 1707 г. – открытие медицинского училища; 1714 г. – открытие Кунсткамеры; 1714 г. – открытие публичной библиотеки;
1725 г. – открытие российской Академии наук.
Выдающиеся личности:Л. Магницкий, И. Никитин, А. Зубов,
Д. Трезини, А. Нартов.
Оборудование: компьютер + проектор; компьютерные презентации: «Русская культура эпохи Петра Великого», «Развитие науки и техники в первой четверти 18 века».
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися:
— Объясните, чем была вызвана потребность в многократном увеличении количества грамотных людей?
— Вспомните систему образования в России XVIIвека. Могла ли она обеспечить страну специалистами?
2. Развитие образования.
Выступление учащегося с докладом «Новые учебные заведения при Петре I»
3. Книгоиздательство и литература.
В это время происходит расширение книгоиздательства: регулярно выпускаются учебники (как переводные, так и отечественные), пособия по грамматике, математике, физике, словари («лексиконы»).
— С чем было связано расширение книгоиздательства?
Был введен гражданский алфавит. Произошла замена буквенного обозначения цифр арабскими цифрами. Была издана первая русская печатная газета «Ведомости».
Работа с документом.
Эта книга была необычайно популярна и при Петре издавалась трижды: «Юности честное зерцало» (см. приложение1).
— Уместны ли сегодня ее наставления для молодежи?
4. Архитектура и живопись.
После флота, армии и иностранной политики, наибольшую часть своей энергии и своих забот Петр посвящал Петербургу. Петербург – личное дело Петра, осуществленное им вопреки препятствиям природы и сопротивлению окружающих.
(Рассматривается слайд)
С истории создания Петропавловской крепости начинается история жизни города. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться, построить новую крепость. На финских и шведских картах этот остров в длину 750 и в ширину 400 метров, назывался Енисаари (с финского — Заячий), либо Люст-гольм (со шведского — Весёлый). Именно отсюда просматриваются входы в рукава Невы из Финского залива, чем и можно объяснить выбор места для строительства новой крепости.
27 мая 1703 года на Заячьем острове закладывается крепость Санкт-Петербург. Возглавлял строительство Александр Данилович Меншиков, ближайший помощник Петра I. Считается, что чертёж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I. Математический расчёт плана выполнил французский фортификатор Ламбер. Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные. Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена.
План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. С 1704 года к Заячьему острову намывают дополнительное пространство, остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. Под руководством Кирштейна началась перестройка сооружений в камень, однако в конце 1704 года архитектор уезжает из России. В 1706 году возглавляет строительство Доменико Трезини. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой уязвимой при атаке шведских войск. Применяется совершенно новый для России принцип сооружения фортификаций. Строятся бастионы, толщина стен которых порядка 20 метров (5–6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними земляная засыпка с толчёным кирпичом), высота стен — 12 метров. Под стены крепости было забито порядка 40000 свай. На каждом бастионе устанавливается по 50–60 орудий. Стены между бастионами (куртины) включают казематы для содержания гарнизона. Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники. По кураторам назвали крепостные бастионы: Трубецкой, Нарышкин, Государев, Меншиков, Головин, Зотов. При заложении Государева бастиона Пётр I присутствовал, а за строительством следили либо князь Меншиков, либо царевич Алексей. Сподвижники Петра не только следили за строительством бастионов, но и не редко поставляли строительный материал, финансировали работы.
В Петропавловской крепости были предусмотрены подземные ходы (сортии). Они служили для высадки десанта за пределы крепостных стен. В стенах крепости существуют тайные ходы, так называемые патерны. Они также служили для внезапного появления солдат в тылу врага. Выход из них был заложен одним слоем кирпича, место выхода знали только доверенные офицеры.
(Рассматривается слайд)
В 1705–1708 годах с севера от крепости возведён Кронверк — земляные валы в форме короны (отсюда название, «крон» — корона, «верк» — крепость) для защиты от возможного нападения с суши.
(Рассматривается слайд)
Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает «дуга») в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. В начале они служили главным входом в крепость. Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде они дошли до нас. Название произошло оттого, что ворота украшала статуя Петра I в человеческий рост. Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, при этом они ведут в глубь крепости сквозь стену толщиной в двадцать метров. Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым лучковым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (аллегория победы России над Швецией в Северной войне). Перед крепостью – фигура полководца (возможно изображение Петра I или Александра Невского). Над всеми фигурами выше барельефа парит бог Саваоф. На воротах присутствует также скульптурное изображение черного двуглавого орла со щитом на груди (российский императорский герб). Оно отлито из свинца и весит больше тонны. На щите изображен святой Георгий Победоносец. В разных сторонах арки в нишах расположены статуи античных богинь: богиня войны Беллона в воинских доспехах и Минерва, богиня мудрости и ремесел, которая держит в руках зеркало и змею. Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.
(Рассматривается слайд)
В 1714 году в день своего рождения и день памяти Исаакия Далматского Император в присутствии многих Высочайших Особ заложил каменный собор на том самом месте, где стояла деревянная церковь. Пока возводились каменные стены, церковь эта сохраняла свой прежний вид. Строительство каменного собора продвигалось весьма быстро, так как им лично руководил сам император Петр I. Архитектором был назначен Доменико Трезини. Через восемь лет после закладки наружные работы были закончены. В 1720 году из Голландии были выписаны часы с курантами за огромные по тому времени деньги — 45 000 руб.
В 1723 году на собор был установлен шпиль. Новый храм отличался как своими размерами, так и великолепием. До этого времени в столице не было столь величественного храма. К сожалению, очень высокий шпиль, являвшийся одной из лучших достопримечательностей собора, многократно был причиной его значительных повреждений.
(Рассматривается слайд)
В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое собирались возвести для двенадцати правительственных учреждений (Коллегий): 10 министерств, Сенат и Синод. На конкурсе победил Доменико Трезини. В основе его проекта взят принцип построения здания приказов в Москве, они стояли в одну линию вдоль Кремля. Подобную линию домов для Коллегий и предложил построить архитектор. Каждая часть Здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо, изначально имела свою 4х-скатную крышу. В 1734–1742 годах по проекту М.Г. Земцоваи Дж. Трезини на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена открытая аркада. Однако позже аркаду закрыли. В каждой части здания распланирован отдельный зал для заседаний. Здание является архитектурным сооружением получившее название петровское барокко.
(Рассматривается слайд)
В1714 году, на нынешней Ставропольской улице, развернулось строительство нового роскошного городского дома. «Каменные палаты» представляли собой двухэтажное здание, построенное, предположительно, архитектором А.Шлютером в стиле, характерном для Петровкой эпохи. Центральная часть здания была двухэтажной, а боковые крылья – одноэтажные. Окна и дверные проемы здания обрамлены наличниками, крыша покрыта плоской черепицей. В доме, выполненном в стиле петровского барокко, выделяются: боковые ризалиты – выступы в центре и по бокам фасадов, высокая крыша с переломом, парадное крыльцо, декорированные фронтоны. Внутренняя планировка дома имеет сходство с планировкой Большого дворца в Петергофе. Дом строился для одного из сподвижников Петра I – А. Кикина. Проучившись в Голландии мастерству кораблестроения, Кикин в 1707 году возглавил петербургское адмиралтейство. В 1712 году его произвели в адмиралтейские советники. Несмотря на достаточно близкие отношения с Петром I, Кикин поддержал царевича Алексея. В результате, он был арестован и казнен 17 марта 1718 года. Недостроенный дом со всем имуществом конфисковали в казну. В 1719 году в Кикиных палатах разместился первый в Петербурге музей – Кунсткамера. Здесь хранились анатомические препараты, старинные монеты и медали, ботанические и зоологические «диковины», археологические находки, работала химическая лаборатория. Петр I часто сам выступал гидом, рассказывая русским вельможам и иностранным гостям о том или ином экспонате. Для нужд музея был надстроен еще один этаж. Кикины палаты находились далеко от центра города, и Петру I хотелось перенести музей поближе.
(Рассматривается слайд)
В 1716 году по распоряжению Петра I центр Петербурга переносится на Васильевский остров. В 1718 году на стрелке началось строительство каменного здания Кунсткамеры. Первоначальный проект здания принадлежит Георгу Маттарнови, но в дальнейшем в строительстве принимали участие архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М.Г. Земцов. Официальное открытие музея состоялось в 1728 году, но строительные работы и отделка здания продолжались вплоть до 1734 года. Здание Кунсткамеры состоит из двух одинаковых трехэтажных корпусов, которые соединены между собой центральной многоярусной башней. Верхняя восьмигранная башенка увенчана куполом со стеклянным глобусом. В восточном корпусе здания разместилась библиотека, а в западном — музейные коллекции. Помещения центральной башни были предназначены для «анатомического театра» и первой русской обсерватории.
(Рассматривается слайд)
Ребята, посмотрите на экран. Вы видите новый слайд. Какое величие и красота! Это панорама дворца в Петергофе и аллеи фонтанов.
История Петергофа восходит к началу 18 века. Он создавался как памятник побед, одержанных Россией в борьбе за выход к Балтийскому морю. Почти все элементы декоративного убранства его фонтанов пронизаны идеей прославления морского могущества России. Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра 1 в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля Петергофа, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений принадлежит самому основателю Петергофа. Первым исполнителем замыслов Петра Iбыл архитектор И.Ф.Браунштейн. Над созданием дворцово-паркового комплекса Петергофа работали такие архитекторы как Ж.Б. Леблон, И.Я. Бланка, И. Давыдов, Н. Микетти.
Важнейшим моментом в истории создания петергофского ансамбля стало обследование Петром I ропшинских родников, результатом чего явилось устройство самотечного водовода протяженностью 24 километра. Его спроектировал В. Туволков — первый русский инженер-гидравлик. Умелое использование естественного наклона местности к морю дало возможность соорудить самотечную гидротехническую систему, действующую до наших дней. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие императорской резиденции, ознаменовавшееся большим празднеством. В это время главным архитектором Петергофа стал архитектор М.Г. Земцов.
Проблемное задание:
— Знаменитый зодчий В. И. Баженов говорил своим ученикам: «Учась у великих мастеров прошлого, вы не должны забывать, что вы – русские, что выросли на русской земле». В ХХ веке поэт Р. Рождественнский написал:
Чтоб строить так торжественно и просто,
Быть надо зодчим с русскою мечтой!
Ограды и мосты, порталы и колонны
Здесь были созданы трудом ночей бессонных
И русским гениям в величье простоты
Согреты зодчества бессмертные черты.
Что объединяет представителей различных эпох в их отношении к своему Отечеству?
— Вспомните, что переход от иконописи к живописи начался еще в XVIIв. с чьим именем он связан?
(Рассматривается слайд)
НИКИТИН Иван Никитич (около 1690-1742), русский живописец, один из основоположников русской светской живописи. В портретах добивался передачи характерных индивидуальных черт модели и материальности изображенных предметов. Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана».
История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Убедительно закрепить за портретируемым имя какого-нибудь исторического деятеля до сих пор никому не удалось. Тем не менее, и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается в памяти каждого. В нем впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.
(Рассматривается слайд)
Гаврила Иванович Головкин — лицо, наиболее доверенное и приближенное к государю. Он преисполнен чувства собственного достоинства и довольства. Сугубо положительная характеристика портретного героя соответствует, согласно идеалам петровской эпохи, социальному положению модели.
(Рассматривается слайд)
Портрет царевны Прасковьи Ивановны.
Публикуемый портрет — одно из самых ранних произведений, написанное отечественным художником в западноевропейской живописной технике.
Прасковья Ивановна (1694—1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича, племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замуж за иностранных герцогов, преследуя при этом политические цели. Но это удавалось не всегда: «… младшая — Прасковья Иоанновна, „хроменькая“, болезненная и слабенькая, „тихая и скромная“, как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портретеИвана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Она облачена в синее с золотом парчевое платье, на плечах красная с горностаем мантия. Фон портрета нейтральный, темный. Очевидно тонкое чувство фактуры — мягкость бархата, тяжесть парчи, изысканность шелковистого горностая. В живописной манере ощущаются старые приемы высветления („вохрение по санкирю“) от темного к светлому, поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании мажорных локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого, изысканно мерцающего золота парчи. Лицо и шея написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым — в тенях.
Фон почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытается строить пространственную среду. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. — как художник „знает“, а не как „видит“, стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, — конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — „зеркало души“. Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики. „Прекрасное должно быть величаво“
(Рассматривается слайд)
Портрет Петра
Художник избежал в портретекаких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль — описываемый портрет совпадает по времени создания с „Правдой воли монаршей“ Феофана Прокоповича. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология.
Но вглядимся в лицо Петра внимательнее, и нам откроются и иные качества этого человека. Да, именно человека, а не полубога на престоле или абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы Петра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека… Невольно вспоминаются слова, которые А. К. Нартову за три-четыре года до написания этого портрета довелось услышать из уст Петра в связи с делом царевича Алексея: „Едва ль кто из государей сносил столько бед и напастей, как я… Страдаю, а все за отечество...“ (Л.Н. Майков. Рассказы Нартова о Петре Великом. — СПб., 1891. С. 102.).
Запись в походном журнале Петра I от 3 сентября 1721 года: «На Котлине острову перед литоргиею писал его величества персону живописец Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. — М., 1948; Портрет петровского времени. Каталог выставки. — Л., 1973. С. 79.; Лебедева Т.А. Иван Никитин. — М., 1975. С. 60—62).
(Рассматривается слайд)
Гравюра в эпоху Петра Великого была не столько определенным видом искусства, сколько своего рода средством массовой информации, так как давала возможность получить большое количество отпечатков одного и того же изображения. Практичный Петр I широко использовал гравюру для пропаганды проводимых им преобразований и запечатления важнейших событий своего царствования. Алексей Федорович Зубов — крупнейший русский гравер петровской эпохи, один из первых мастеров светской гравюры. В 1710-11 гг. появляется первое крупное произведение Зубова — гравюра «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы», второй вариант которой он заканчивает уже в Петербурге. В юном «граде Петровом» он работает необычайно продуктивно и разнообразно, здесь рождаются его лучшие вещи. Это и «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце...» (1712), и замечательные, полные жизни и динамики, сцены морских сражений: «Баталия близ Гангута» (1715), «Баталия при Гренгаме» (1721). Это и знаменитые виды Петербурга, принесшие Зубову славу «первого поэта» города: «Вид Васильевского острова» (1714), «Панорама Петербурга» (1716), «Вид Санкт-Петербурга» (1727). Гравюры Зубова просты по композиции — это панорамы. Со «школьной» точки зрения, в них немало ошибок — в рисунке, перспективных построениях и т. д. Но в самих ошибках художника — обаяние юности, когда все ново, все впервые. Энергия молодости, ощущение начала, утра, которое пронизывает всю петровскую эпоху, живет в гравюрах Зубова. Теснятся корабли на Неве, теснятся облака на небе, бегут волны, стреляют пушки, из труб дворцов и домов идет дым, по набережным прогуливаются дамы и кавалеры, едут экипажи, резвятся собаки. Все в движении. Это не просто вид города. Это мечта, на глазах обретающая реальность, ведь многие здания, которые изображал Зубов, существовали еще только в проекте.
5. Развитие науки и техники. Презентация, подготовленная учащимся.
6. Новое в быту.
Обратите внимание на предмет, накрытый черной тканью. Хотели бы вы узнать, что под ней? (ветка ели)
— Как этот предмет связан с нашей темой урока?
Петр активно вводил в России европейские обычаи. С января 1700 года Петр ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января. На Новый год по примеру жителей европейских стран дома стали украшать еловыми ветками, на них вешали игрушки и ленты.
Сценка (см. приложение 2) .
(Рассматриваются слайды)
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками. Для женщин — широкая каркасная юбка «панья», плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте.
Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского» — заменили древнерусский костюм. Энергичная натура Петра, активное привлечение им дворянской молодежи к разнообразной деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды.Смена форм костюма не прошла гладко. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр. С не меньшим сопротивлением была встречена новая модная прическа — завитой парик и бритое лицо. Многие «откупались» от бритья бороды и за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.
Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Привыкшие к своим светелкам, одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.
Но встреченные вначале враждебно новые обычаи и костюмы за период петровского правления прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались только в быту крестьян, части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.
— Что осталось от прежнего русского костюма?
— Насколько изменилось положение женщины в обществе в первой четверти XVIIIвека?
С 1718 года Петр специальным указом ввел Ассамблеи. Женщины также должны были участвовать в ассамблеях. Раньше женщина должна была сидеть дома. Никаких сословных общественных собраний не было, и уж тем более туда бы не допустили женщин, игравших подчиненную роль в обществе.
7. Закрепление изученного.
— Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I? В чем его особенности? Назовите здания, выстроенные в этом стиле.
— Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?
— Какие научные успехи при Петре Iвы считаете главными и почему?
— Почему новые элементы быта Петр вводил силой?
Главными чертами развития культуры в эпоху Петра Iстали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.
На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура.
Однако культура Петровского времени носила еще и переходной характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.
8. Домашнее задание: заполнить дневник путешественника.
Приложение 1.
Юности честное зерцало (избранное)
В первых наимпаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга.
Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко сумазброды.
Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми.
Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг.
Рыгать, кашлять и подобныя такия грубыя действия в лицо другаго ни чини, или чтоб другой дыхание и мокроту желудка, которыя восстает, мог чувствовать, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или полотенцем прикрой.
И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкве детей малых пужает и устрашает.
Еще же зело непристойно, ковда кто платком или перстом в носу чистит,, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.
Приложение 2.
— Расскажи, Настасья, как ты была на ассамблее. Сил нет, как хочется узнать.
— На самой ассамблее я не была, а видела только в окно.
— Ну, расскажи скорей, что видела.
— В большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыму, вельможи с голубыми лентами через плечо, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед. Дамы сидели около стен. Императрица и великие княжны, блистая красотою и нарядами, прохаживались между рядами гостей, приветливо с ними разговаривая. В другой комнате был сам государь. Там сидели иноземцы, покуривая свои глиняные трубки. На столах расставлены были шахматные доски. Вдруг. В комнату вошел толстый господин с толстым букетом на груди, что-то объявил и все последовали за ним.
— Что же дальше?
— Во всю длину танцевальной залы, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее. И так они долго это делали, что я думала, что никогда и не закончат.
— Да, диковинно. А как нынче барышни одеваются: и смех, и жалость: волосья-то сбиты, что войлок, насалены, засыпаны французскою мукою, животик перетянут так, что еле не перервется, исподницы напялены на обручи: в колымагу садятся бочком; в двери входят – нагибаются. Ни стать, ни сесть, ни дух перевести – сущие мученицы.
— А бояре-то бороды обрили и надели кургузые кафтаны. Государь как приехал из-за границы, так и начал сам бороды обрезать и рукава укорачивать. А носить бороду разрешил только священникам, монахам и крестьянам. А кто не хочет бороду брить, тому налог положен: купцам -100 рублей в год, дворянам – 60, горожанам — 30. Да такой знак дают металлический: с одной стороны борода, а с другой – в каком году налог уплачен. Крестьянин же тоже за бороду платит, когда в город въезжает, да когда выезжает – по 2 копейки.
— А солдаты ловят тех, кто бородат да по-старому в длиннополое платье одет, стригут их и длинные полы отрезают.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Какую цель имели реформы Петра I в области культуры?
-
Соотнесите имена деятелей науки и род их занятий.
Д. Трезини художник-гравер
А. Зубов механик
Е. Никонов архитектор
А. Нартов живописец
Ж. Леблон архитектор
И. Никитин математик
Я. Брюс механик
Л. Магницкий астроном
-
Напишите, как называлось пособие, обучающее правилам хорошего тона.
-
Первая обсерватория в Москве, оборудованная в 1702 г. в Сухаревой башне, была создана по указанию:
Петра Ф. Лефорта Я. Брюса Ф. Апраксина
-
Санкт-Петербург был основан в:
1700 г. 1702 г. 1703 г. 1705 г.
-
Новое летоисчисление – от Рождества Христова – Петр ! ввел с:
Марта 1699 г. января 1700 г. января 1701 г. января 1710 г.
-
Какие новые развлечения появились при Петре I ?
-
Важнейшими архитектурными памятниками первой четверти XVIII в. стали:
-
Где применялись научные и технические знания?
-
Укажите, какую книгу петровского времени М. В. Ломоносов называл «вратами своей учености».
«Грамматика» М. Смотрицкого
«Синипсис» И. Гизеля
«Арифметика « Л. Магницкого
«Букварь» К. Истомина
-
Заполните таблицу.
-
Ученые первой четверти XVIIIвека.
-
Имя
Открытия и изобретения
-
В 1720 г. была издана карта:
Белого моря Азовского моря
Каспийского моря Балтийского моря
-
Навигацкая школа в Москве была организована:
Ф. Лефортом Ф. Головиным
Я. Брюсом Ф. Апраксиным
-
Петр I издал указ, согласно которому всем дворянам без свидетельства об образовании запрещалось:
Поступать на воинскую службу выезжать за границу
Жениться Поступать на гражданскую службу
-
Первая печатная газета, издававшаяся с 1703 г., называлась:
«Новости» «Куранты» «Вести» «Ведомости»
-
Созданная в 1714 г. Кунсткамера была первым в России:
Музеем изобразительных искусств Музеем оружия
Музеем античного искусства Естественнонаучным музеем
-
«Аптекарским огородом» в XVIII в. называли:
Территорию медицинской школы
Территорию будущего Ботанического сада
Зимний сад в Петергофе
Опытную делянку при Академии наук
-
С чем была связана особая необходимость в развитии научных знаний при Петре I ?
-
Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I ? В чем его особенности? Назовите здания, выстроенные в этом стиле.
______________________________ _____________________________
____________________________ _________________________
___________________________ ______________________________
__________________________ ______________________________
______________________________
______________________________
-
Какие научные успехи при Петре I вы считаете главными и почему?
-
Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?
-
Какие новые элементы быта вводились Петром I ?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Соотнесите имена деятелей науки и культуры и род их занятий.
Д. Трезини художник-гравер
А. Зубов механик
Е. Никонов архитектор
А. Нартов живописец
Ж. Леблон архитектор
И. Никитин математик
Я. Брюс механик
Л. Магницкий астроном
-
Напишите, как называлось пособие, обучающее правилам хорошего тона________________________________________________________
-
Первая обсерватория в Москве, оборудованная в 1702 г. в Сухаревой башне, была создана по указанию:
-
Петра
-
Ф. Лефорта
-
Я. Брюса
-
Ф. Апраксина
-
Какие новые развлечения появились при Петре I ?
____________________________________________________________
-
В 1720 г. была издана карта:
-
Белого моря
-
Азовского моря
-
Каспийского моря
-
Балтийского моря
-
Первая печатная газета, издававшаяся с 1703 г., называлась:
-
«Новости»
-
«Куранты»
-
«Вести»
-
«Ведомости»
-
Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I ? В чем его особенности? Назовите здания, выстроенные в этом стиле.
______________________________ _____________________________
___________________________ ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие научные успехи при Петре I вы считаете главными и почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
-
Какую цель имели реформы Петра I в области культуры?
____________________________________________________________
-
С чем была связана особая необходимость в развитии научных знаний при Петре I ?
____________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какой архитектурный стиль господствовал в России во времена Петра I ? В чем его особенности? Назовите здания, выстроенные в этом стиле.
______________________________ _____________________________
___________________________ _____________________________
______________________________ ____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие научные успехи при Петре I вы считаете главными и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
-
Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?
____________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие новые элементы быта вводились Петром I ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Дополни отзыв об увиденном.
Я увидел(а) картину_____________________________________________
художника ____________________________________________________
Мне понравилось ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
1.
Автор:
Балашова Юлия Николаевна
2.
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Самофаловская средняя общеобразовательная
школа», учитель истории и
обществознания
3.
Урок
истории «Русская культура эпохи Петра
Великого»
4.
Цель урока:
познакомить учащихся с русской культурой
эпохи Петра I
Задачи:
Образовательные:
дать представление о кардинальном
изменении всей культурной жизни страны;
изучить творчество архитекторов и
художников данного периода; познакомить
с образовательной системой России
первой четверти XVIII века, а так же с
достижениями российской науки в это
время;
Воспитательные: воспитывать
гордость за свое Отечество и любовь к
Родине;
Развивающие: развивать
информационную культуру учащихся;
развитие коммуникативных навыков,
умений работать с различными видами
источников, навыков исторического
анализа.Данное занятие проводилось в
рамках факультатива «Я – исследователь»
с учащимися 2 класса, обучающимися по
программе РО Л.В. Занкова. Материалы
данной разработки могут быть использованы
учителями начальных классов, работающими
по любым УМК, воспитателями, руководителями
кружков.
Краткая аннотация:
Урок-путешествие
Материал
сопровождается мультимедийной
презентацией.
Рекомендуется
для учителей средней школы.
5.
Перечень
дополнительных материалов, предоставляющийся
вместе с разработкой.
Методика:
конспект занятия.
Ресурсы:
приложения в виде презентаций, текстового
документа.
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Самофаловская средняя
общеобразовательная школа»
Городищенского
района Волгоградской области
РУССКАЯ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
(урок
по истории России. 7 класс)
Балашова Юлия Николаевна
учитель истории и
обществознания
МБОУ «Самофаловская
сош»
п.
Самофаловка
2012
Железной
волею Петра преображенная Россия.
Н.
Языков.
Цель
урока:
познакомить учащихся с русской культурой
эпохи Петра I
Задачи:
Образовательные:
дать представление о кардинальном
изменении всей культурной жизни страны;
изучить творчество архитекторов и
художников данного периода; познакомить
с образовательной системой России
первой четверти XVIII века, а так же с
достижениями российской науки в это
время;
Воспитательные:
воспитывать гордость за свое Отечество
и любовь к Родине;
Развивающие:
развивать информационную культуру
учащихся; развитие коммуникативных
навыков, умений работать с различными
видами источников, навыков исторического
анализа.
План
урока:
1.
Актуализация знаний.
2. Развитие
образования.
3. Книгоиздательство
и литература.
4. Архитектура и
живопись.
5. Развитие науки и техники.
6. Новое в быту.
7. Закрепление
материала.
Основные
понятия:барокко,
ассамблеи, лексиконы.
Важнейшие
даты: 1701
г. – открытие в Москве школы математических
и навигационных наук; 1707 г. – открытие
медицинского училища; 1714 г. – открытие
Кунсткамеры; 1714 г. – открытие публичной
библиотеки;
1725 г. – открытие российской
Академии наук.
Выдающиеся
личности:Л.
Магницкий, И. Никитин, А. Зубов,
Д.
Трезини, А. Нартов.
Оборудование:
компьютер
+ проектор; компьютерные презентации:
«Русская культура эпохи Петра Великого»,
«Развитие науки и техники в первой
четверти 18 века».
Ход
урока:
1.
Актуализация знаний.
Беседа с
учащимися:
— Объясните, чем была
вызвана потребность в многократном
увеличении количества грамотных людей?
— Вспомните систему образования
в России XVIIвека. Могла ли она обеспечить
страну специалистами?
2. Развитие
образования.
Выступление учащегося
с докладом «Новые учебные заведения
при Петре I»
3. Книгоиздательство и
литература.
В это время происходит
расширение книгоиздательства: регулярно
выпускаются учебники (как переводные,
так и отечественные), пособия по
грамматике, математике, физике, словари
(«лексиконы»).
— С чем было связано
расширение книгоиздательства?
Был
введен гражданский алфавит. Произошла
замена буквенного обозначения цифр
арабскими цифрами. Была издана первая
русская печатная газета «Ведомости».
Работа
с документом.
Эта
книга была необычайно популярна и при
Петре издавалась трижды: «Юности честное
зерцало» (см. приложение1).
— Уместны
ли сегодня ее наставления для молодежи?
4.
Архитектура и живопись.
После флота,
армии и иностранной политики, наибольшую
часть своей энергии и своих забот Петр
посвящал Петербургу. Петербург – личное
дело Петра, осуществленное им вопреки
препятствиям природы и сопротивлению
окружающих.
(Рассматривается
слайд)
С истории создания Петропавловской
крепости
начинается история жизни города. С 1700
года Россия вела Северную войну
со Швецией, к 1703 были отвоёваны
приневские земли. Для их защиты
от нападения шведов здесь было
необходимо закрепиться, построить новую
крепость. На финских и шведских картах
этот остров в длину 750 и в ширину
400 метров, назывался Енисаари
(с финского — Заячий), либо Люст-гольм
(со шведского — Весёлый). Именно
отсюда просматриваются входы в рукава
Невы из Финского залива, чем и можно
объяснить выбор места для строительства
новой крепости.
27 мая 1703 года
на Заячьем острове закладывается
крепость Санкт-Петербург. Возглавлял
строительство Александр Данилович
Меншиков, ближайший помощник
Петра I. Считается, что чертёж этой
первой земляной крепости принадлежит
самому Петру I. Математический
расчёт плана выполнил французский
фортификатор Ламбер. Крепость строили
солдаты, пленные шведы, от каждой
губернии посылались крепостные. Земляная
крепость была завершена 1 октября
1703 года. Отмечали это событие и
в Москве, и на берегах Невы. Однако
после сильного наводнения часть земляных
валов была разрушена.
План каменной
крепости составил немецкий архитектор
Кирштейн. С 1704 года к Заячьему
острову намывают дополнительное
пространство, остров ушёл в Неву
примерно на 30 метров. Под руководством
Кирштейна началась перестройка сооружений
в камень, однако в конце 1704 года
архитектор уезжает из России. В 1706
году возглавляет строительство Доменико
Трезини. Перестройка начинается
с северной части крепости, так как
она считалась самой уязвимой при атаке
шведских войск. Применяется совершенно
новый для России принцип сооружения
фортификаций. Строятся бастионы, толщина
стен которых порядка 20 метров
(5–6 метров кирпичной стены снаружи
и изнутри, между ними земляная засыпка
с толчёным кирпичом), высота стен —
12 метров. Под стены крепости было
забито порядка 40000 свай. На каждом
бастионе устанавливается по 50–60 орудий.
Стены между бастионами (куртины) включают
казематы для содержания гарнизона.
Строительство бастионов курировал
Пётр I и его сподвижники. По кураторам
назвали крепостные бастионы: Трубецкой,
Нарышкин, Государев, Меншиков, Головин,
Зотов. При заложении Государева
бастиона Пётр I присутствовал, а
за строительством следили либо князь
Меншиков, либо царевич Алексей. Сподвижники
Петра не только следили за строительством
бастионов, но и не редко поставляли
строительный материал, финансировали
работы.
В Петропавловской крепости
были предусмотрены подземные ходы
(сортии). Они служили для высадки
десанта за пределы крепостных стен.
В стенах крепости существуют тайные
ходы, так называемые патерны. Они также
служили для внезапного появления солдат
в тылу врага. Выход из них был
заложен одним слоем кирпича, место
выхода знали только доверенные офицеры.
(Рассматривается слайд)
В
1705–1708 годах с севера от крепости
возведён Кронверк —
земляные валы в форме короны (отсюда
название, «крон» — корона, «верк» —
крепость) для защиты от возможного
нападения с суши.
(Рассматривается
слайд)
Триумфальные арки (арка в
переводе с латинского означает «дуга»)
в честь ратных побед строились еще в
Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские
зодчие также часто строили арки, обелиски
и колонны в честь военных триумфов.
Первыми триумфальными воротами в
Петербурге стали Петровские ворота
Петропавловской крепости. Они были
возведены в честь освобождения берегов
Невы. Петровские ворота расположены
между Государевым и Меншиковым бастионами,
в Петровской куртине. В начале они
служили главным входом в крепость.
Деревянные ворота были построены в
1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718
году они были заменены каменными, и в
таком виде они дошли до нас. Название
произошло оттого, что ворота украшала
статуя Петра I в человеческий рост.
Высота Петровских ворот составляет
шестнадцать метров, при этом они ведут
в глубь крепости сквозь стену толщиной
в двадцать метров. Триумфальная арка
украшена массивным аттиком с полукруглым
лучковым фронтоном. На нем – деревянный
резной барельеф «Низвержение Симона-волхва
апостолом Петром» (аллегория победы
России над Швецией в Северной войне).
Перед крепостью – фигура полководца
(возможно изображение Петра I или
Александра Невского). Над всеми фигурами
выше барельефа парит бог Саваоф. На
воротах присутствует также скульптурное
изображение черного двуглавого орла
со щитом на груди (российский императорский
герб). Оно отлито из свинца и весит больше
тонны. На щите изображен святой Георгий
Победоносец. В разных сторонах арки в
нишах расположены статуи античных
богинь: богиня войны Беллона в воинских
доспехах и Минерва, богиня мудрости и
ремесел, которая держит в руках зеркало
и змею. Вся композиция Петровских ворот
символизирует неприступность
Петропавловской крепости и воспринимается
как символ веры в могущество России.
Уникальность Петровских ворот заключается
в том, что это единственный сохранившийся
до нашего времени образец триумфального
сооружения начала XVIII века.
(Рассматривается
слайд)
В 1714 году в день своего рождения
и день памяти Исаакия Далматского
Император в присутствии многих Высочайших
Особ заложил каменный собор на том самом
месте, где стояла деревянная церковь.
Пока возводились каменные стены, церковь
эта сохраняла свой прежний вид.
Строительство каменного собора
продвигалось весьма быстро, так как им
лично руководил сам император Петр I.
Архитектором был назначен Доменико
Трезини. Через восемь лет после закладки
наружные работы были закончены. В 1720
году из Голландии были выписаны часы с
курантами за огромные по тому времени
деньги — 45 000 руб.
В 1723 году на собор
был установлен шпиль. Новый храм отличался
как своими размерами, так и великолепием.
До этого времени в столице не было столь
величественного храма. К сожалению,
очень высокий шпиль, являвшийся одной
из лучших достопримечательностей
собора, многократно был причиной его
значительных повреждений.
(Рассматривается
слайд)
В 1718 году был проведён
первый архитектурный конкурс в России.
На конкурс выносился проект для
здания, которое собирались возвести
для двенадцати правительственных
учреждений (Коллегий): 10 министерств,
Сенат и Синод. На конкурсе победил
Доменико
Трезини.
В основе его проекта взят принцип
построения здания приказов в Москве,
они стояли в одну линию вдоль Кремля.
Подобную линию домов для Коллегий
и предложил построить архитектор.
Каждая часть Здания Двенадцати коллегий
имеет отдельное крыльцо, изначально
имела свою 4х-скатную крышу. В 1734–1742 годах
по проекту М.Г. Земцоваи
Дж. Трезини на уровне второго этажа
были размещены балконы, с западной
стороны устроена открытая аркада. Однако
позже аркаду закрыли. В каждой части
здания распланирован отдельный зал для
заседаний. Здание является архитектурным
сооружением получившее название
петровское барокко.
(Рассматривается
слайд)
В1714 году, на нынешней
Ставропольской улице, развернулось
строительство нового роскошного
городского дома. «Каменные палаты»
представляли собой двухэтажное здание,
построенное, предположительно,
архитектором А.Шлютером в стиле,
характерном для Петровкой эпохи.
Центральная часть здания была двухэтажной,
а боковые крылья – одноэтажные. Окна и
дверные проемы здания обрамлены
наличниками, крыша покрыта плоской
черепицей. В доме, выполненном в стиле
петровского барокко, выделяются: боковые
ризалиты – выступы в центре и по бокам
фасадов, высокая крыша с переломом,
парадное крыльцо, декорированные
фронтоны. Внутренняя планировка дома
имеет сходство с планировкой Большого
дворца в Петергофе. Дом строился для
одного из сподвижников Петра I – А.
Кикина. Проучившись в Голландии мастерству
кораблестроения, Кикин в 1707 году возглавил
петербургское адмиралтейство. В 1712 году
его произвели в адмиралтейские советники.
Несмотря на достаточно близкие отношения
с Петром I, Кикин поддержал царевича
Алексея. В результате, он был арестован
и казнен 17 марта 1718 года. Недостроенный
дом со всем имуществом конфисковали в
казну. В 1719 году в Кикиных палатах
разместился первый в Петербурге музей
– Кунсткамера. Здесь хранились
анатомические препараты, старинные
монеты и медали, ботанические и
зоологические «диковины», археологические
находки, работала химическая лаборатория.
Петр I часто сам выступал гидом, рассказывая
русским вельможам и иностранным гостям
о том или ином экспонате. Для нужд музея
был надстроен еще один этаж. Кикины
палаты находились далеко от центра
города, и Петру I хотелось перенести
музей поближе.
(Рассматривается
слайд)
В 1716 году по распоряжению
Петра I центр Петербурга переносится
на Васильевский остров. В 1718 году на
стрелке началось строительство каменного
здания Кунсткамеры. Первоначальный
проект здания принадлежит Георгу
Маттарнови, но в дальнейшем в строительстве
принимали участие архитекторы Н. Гербель,
Г. Киавери и М.Г. Земцов. Официальное
открытие музея состоялось в 1728 году, но
строительные работы и отделка здания
продолжались вплоть до 1734 года. Здание
Кунсткамеры состоит из двух одинаковых
трехэтажных корпусов, которые соединены
между собой центральной многоярусной
башней. Верхняя восьмигранная башенка
увенчана куполом со стеклянным глобусом.
В восточном корпусе здания разместилась
библиотека, а в западном — музейные
коллекции. Помещения центральной башни
были предназначены для «анатомического
театра» и первой русской
обсерватории.
(Рассматривается
слайд)
Ребята, посмотрите на экран.
Вы видите новый слайд. Какое величие и
красота! Это панорама дворца в Петергофе
и аллеи фонтанов.
История Петергофа
восходит к началу 18 века. Он создавался
как памятник побед, одержанных Россией
в борьбе за выход к Балтийскому морю.
Почти все элементы декоративного
убранства его фонтанов пронизаны идеей
прославления морского могущества
России. Замысел создания загородной
резиденции, которая по своей роскоши
не уступала бы французскому Версалю,
возник у Петра 1 в 1714 году. Сохранившиеся
рисунки царя, его указы и пометки на
документах дают возможность утверждать,
что общая концепция планировки ансамбля
Петергофа, а иногда и детальная разработка
отдельных элементов архитектуры и
фонтанных сооружений принадлежит самому
основателю Петергофа. Первым исполнителем
замыслов Петра Iбыл архитектор
И.Ф.Браунштейн. Над созданием
дворцово-паркового комплекса Петергофа
работали такие архитекторы как Ж.Б.
Леблон, И.Я. Бланка, И. Давыдов, Н. Микетти.
Важнейшим моментом в истории создания
петергофского ансамбля стало обследование
Петром I ропшинских родников, результатом
чего явилось устройство самотечного
водовода протяженностью 24 километра.
Его спроектировал В. Туволков — первый
русский инженер-гидравлик. Умелое
использование естественного наклона
местности к морю дало возможность
соорудить самотечную гидротехническую
систему, действующую до наших дней.
Темпы, с которыми возводилась резиденция,
поражали и изумляли. В августе 1723 года
состоялось торжественное открытие
императорской резиденции, ознаменовавшееся
большим празднеством. В это время главным
архитектором Петергофа стал архитектор
М.Г. Земцов.
Проблемное
задание:
—
Знаменитый зодчий В. И. Баженов говорил
своим ученикам: «Учась у великих мастеров
прошлого, вы не должны забывать, что вы
– русские, что выросли на русской земле».
В ХХ веке поэт Р. Рождественнский
написал:
Чтоб строить так торжественно
и просто,
Быть надо зодчим с русскою
мечтой!
Ограды и мосты, порталы и
колонны
Здесь были созданы трудом
ночей бессонных
И русским гениям в
величье простоты
Согреты зодчества
бессмертные черты.
Что объединяет
представителей различных эпох в их
отношении к своему Отечеству?
—
Вспомните, что переход от иконописи к
живописи начался еще в XVIIв. с чьим именем
он связан?
(Рассматривается
слайд)
НИКИТИН Иван Никитич (около
1690-1742), русский живописец, один из
основоположников русской светской
живописи. В портретах добивался передачи
характерных индивидуальных черт модели
и материальности изображенных предметов.
Одной из лучших работ художника не без
оснований считают «Портрет напольного
гетмана».
История написания этого
произведения неизвестна, и остается
неустановленным имя человека, изображенного
на портрете. Основанием для титулования
его послужила надпись на обороте холста,
толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно».
Убедительно закрепить за портретируемым
имя какого-нибудь исторического деятеля
до сих пор никому не удалось. Тем не
менее, и без дополнительных ассоциаций
художественный образ, созданный
Никитиным, остается в памяти каждого.
В нем впечатляет психологическая яркость
облика, выразительность черт лица. Свою
роль играют все компоненты, формирующие
восприятие зрителя: контрасты светотени,
теплый, несколько мрачный колорит,
сочетающий коричневые, золотые и розовые,
пластичная лепка головы, деталей и
складок одежды, наконец, общий характер
портрета, лишенного каких-либо признаков
парадности и представительности.
(Рассматривается
слайд)
Гаврила Иванович Головкин —
лицо, наиболее доверенное и приближенное
к государю. Он преисполнен чувства
собственного достоинства и довольства.
Сугубо положительная характеристика
портретного героя соответствует,
согласно идеалам петровской эпохи,
социальному положению модели.
(Рассматривается
слайд)
Портрет царевны Прасковьи
Ивановны.
Публикуемый портрет —
одно из самых ранних произведений,
написанное отечественным художником
в западноевропейской живописной
технике.
Прасковья Ивановна
(1694—1731) — царевна, младшая дочь царя
Ивана V Алексеевича, племянница Петра
I. Жила при матери в Измайлове под Москвой.
Петр выдавал своих племянниц замуж за
иностранных герцогов, преследуя при
этом политические цели. Но это удавалось
не всегда: «… младшая — Прасковья
Иоанновна, „хроменькая“, болезненная
и слабенькая, „тихая и скромная“, как
отмечали современники, долго противостояла
железной воле царя и в итоге тайно
обвенчалась с любимым человеком,
сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым.
На портретеИвана
Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее
замужество еще впереди. Она облачена в
синее с золотом парчевое платье, на
плечах красная с горностаем мантия. Фон
портрета нейтральный, темный. Очевидно
тонкое чувство фактуры — мягкость
бархата, тяжесть парчи, изысканность
шелковистого горностая. В живописной
манере ощущаются старые приемы высветления
(„вохрение по санкирю“) от темного к
светлому, поза статична, объем не имеет
энергичной живописной лепки, насыщенный
колорит построен на сочетании мажорных
локальных пятен: красного, черного,
белого, коричневого, изысканно мерцающего
золота парчи. Лицо и шея написаны в два
тона: теплым, одинаковым везде в освещенных
местах, и холодновато-оливковым — в
тенях.
Фон почти всюду плоский, лишь
вокруг головы он несколько углублен,
как будто художник пытается строить
пространственную среду. Лицо, прическа,
грудь, плечи написаны скорее еще по
принципу XVII в. — как художник „знает“,
а не как „видит“, стараясь внимательно
копировать, а не воспроизводить
конструкцию формы. Но главное отличие
портрета представляется не в этом
смешении приемов и в своеобразии лепки
формы, главное то, что здесь уже можно
говорить об индивидууме, об индивидуальности,
— конечно, в той мере, в какой она
присутствует в модели. В портрете
Прасковьи Иоанновны читается свой
внутренний мир, определенный характер,
чувство собственного достоинства.
Центром композиции является лицо с
печально глядящими на зрителя большими
глазами. Про такие глаза народная
поговорка гласит, что они — „зеркало
души“. Плотно сжаты губы, ни тени
кокетства, ничего показного нет в этом
лице, а есть погружение в себя, что внешне
выражено в ощущении покоя, тишины,
статики. „Прекрасное должно быть
величаво“
(Рассматривается
слайд)
Портрет Петра
Художник
избежал в портретекаких-либо
аксессуаров, «ни одна внешняя примета
не говорит о том, что изображен именно
царь. Но даже при первом взгляде на
полотно зритель понимает, что перед ним
незаурядный человек — гордый, сильный,
с непреклонной волей. Такой человек
вполне может быть тем абсолютным
монархом, необходимость которого для
России настойчиво обосновывала тогдашняя
общественно-политическая мысль —
описываемый портрет совпадает по времени
создания с „Правдой воли монаршей“
Феофана Прокоповича. Никитину, видимо,
была не чужда подобная идеология.
Но
вглядимся в лицо Петра внимательнее, и
нам откроются и иные качества этого
человека. Да, именно человека, а не
полубога на престоле или абстрактного
воплощения идеи абсолютизма. Художник
с сочувствием раскрывает следы тяжких
государственных трудов, нелегкой
жизненной борьбы Петра I, грусть и
усталость в глазах стареющего уже
человека… Невольно вспоминаются слова,
которые А. К. Нартову за три-четыре года
до написания этого портрета довелось
услышать из уст Петра в связи с делом
царевича Алексея: „Едва ль кто из
государей сносил столько бед и напастей,
как я… Страдаю, а все за отечество...“
(Л.Н. Майков. Рассказы Нартова о Петре
Великом. — СПб., 1891. С. 102.).
Запись в
походном журнале Петра I от 3 сентября
1721 года: «На Котлине острову перед
литоргиею писал его величества персону
живописец Иван Никитин» (ГРМ.
Каталог-путеводитель. — М., 1948; Портрет
петровского времени. Каталог выставки.
— Л., 1973. С. 79.; Лебедева Т.А. Иван Никитин.
— М., 1975. С. 60—62).
(Рассматривается
слайд)
Гравюра в эпоху Петра Великого
была не столько определенным видом
искусства, сколько своего рода средством
массовой информации, так как давала
возможность получить большое количество
отпечатков одного и того же изображения.
Практичный Петр I широко использовал
гравюру для пропаганды проводимых им
преобразований и запечатления важнейших
событий своего царствования. Алексей
Федорович Зубов — крупнейший русский
гравер петровской эпохи, один из первых
мастеров светской гравюры. В 1710-11 гг.
появляется первое крупное произведение
Зубова — гравюра «Торжественное
вступление русских войск в Москву после
Полтавской победы», второй вариант
которой он заканчивает уже в Петербурге.
В юном «граде Петровом» он работает
необычайно продуктивно и разнообразно,
здесь рождаются его лучшие вещи. Это и
«Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем
дворце...» (1712), и замечательные, полные
жизни и динамики, сцены морских сражений:
«Баталия близ Гангута» (1715), «Баталия
при Гренгаме» (1721). Это и знаменитые виды
Петербурга, принесшие Зубову славу
«первого поэта» города: «Вид Васильевского
острова» (1714), «Панорама Петербурга»
(1716), «Вид Санкт-Петербурга» (1727). Гравюры
Зубова просты по композиции — это
панорамы. Со «школьной» точки зрения,
в них немало ошибок — в рисунке,
перспективных построениях и т. д. Но в
самих ошибках художника — обаяние
юности, когда все ново, все впервые.
Энергия молодости, ощущение начала,
утра, которое пронизывает всю петровскую
эпоху, живет в гравюрах Зубова. Теснятся
корабли на Неве, теснятся облака на
небе, бегут волны, стреляют пушки, из
труб дворцов и домов идет дым, по
набережным прогуливаются дамы и кавалеры,
едут экипажи, резвятся собаки. Все в
движении. Это не просто вид города. Это
мечта, на глазах обретающая реальность,
ведь многие здания, которые изображал
Зубов, существовали еще только в
проекте.
5. Развитие науки и техники.
Презентация, подготовленная учащимся.
6.
Новое в быту.
Обратите внимание на
предмет, накрытый черной тканью. Хотели
бы вы узнать, что под ней? (ветка ели)
—
Как этот предмет связан с нашей темой
урока?
Петр активно вводил в России
европейские обычаи. С января 1700 года
Петр ввел новое летоисчисление – от
Рождества Христова, а не от сотворения
мира. Поэтому вслед за 7207 годом наступил
1700 год. К тому же год теперь начинался
не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.
На Новый год по примеру жителей европейских
стран дома стали украшать еловыми
ветками, на них вешали игрушки и
ленты.
Сценка (см. приложение 2)
.
(Рассматриваются слайды)
По
указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам
было запрещено ношение старого русского
костюма и вместо него были установлены
следующие формы: для мужчин — короткий
прилегающий кафтан и камзол, кюлоты,
длинные чулки и башмаки с пряжками. Для
женщин — широкая каркасная юбка
«панья», плотно облегающий лиф (корсаж)
с глубоким декольте.
Таким образом,
основные формы европейского костюма —
«платья саксонского, немецкого или
французского» — заменили древнерусский
костюм. Энергичная натура Петра, активное
привлечение им дворянской молодежи к
разнообразной деятельности обусловили
более практичную и простую форму
одежды.Смена форм костюма не прошла
гладко. Многие горожане, особенно из
купеческого сословия, считали короткополые
модные кафтаны верхом неприличия.
Сохранились гравюры, изображающие
сцены, где солдаты насильно обрезают
полы длинных кафтанов у купцов и бояр.
С не меньшим сопротивлением была
встречена новая модная прическа —
завитой парик и бритое лицо. Многие
«откупались» от бритья бороды и за ее
ношение платили в царскую казну налог.
Только новое служилое дворянство и
большая часть молодежи сразу приняли
нововведения.
Для женщин переход к
новому костюму был еще сложнее. Привыкшие
к своим светелкам, одетые в тяжелые,
скрывающие формы тела сарафаны, закрытые
рубахи, с плотно покрытой головой, они
согласно новой моде вдруг должны были
одеваться в широко и глубоко декольтированные
платья, стянуть талию, завить волосы в
локоны.
Но встреченные вначале враждебно
новые обычаи и костюмы за период
петровского правления прочно вошли в
быт дворянства и большей части городского
населения. Прежние русские одежды
остались только в быту крестьян, части
купечества и мещанства, вносившего все
же в традиционный русский костюм модные
элементы.
— Что осталось от прежнего
русского костюма?
— Насколько
изменилось положение женщины в обществе
в первой четверти XVIIIвека?
С 1718 года
Петр специальным указом ввел Ассамблеи.
Женщины также должны были участвовать
в ассамблеях. Раньше женщина должна
была сидеть дома. Никаких сословных
общественных собраний не было, и уж тем
более туда бы не допустили женщин,
игравших подчиненную роль в обществе.
7. Закрепление изученного.
—
Какой архитектурный стиль господствовал
в России во времена Петра I? В чем его
особенности? Назовите здания, выстроенные
в этом стиле.
— Какие новые черты
появились в системе образования в
Петровскую эпоху?
— Какие научные
успехи при Петре Iвы считаете главными
и почему?
— Почему новые элементы
быта Петр вводил силой?
Главными
чертами развития культуры в эпоху Петра
Iстали усиление ее светских начал и
активное проникновение и даже насаждение
западноевропейских образцов.
На
основе грандиозных перемен Петровского
времени зародилась и развилась
отечественная наука, оформилась система
образования, расцвела художественная
культура.
Однако культура Петровского
времени носила еще и переходной характер.
Она соединяла в себе новации Петра и
традиции прежней Руси.
Более того,
все эти новшества и достижения стали
достоянием лишь высших слоев населения
огромной страны. Основная же его часть
воспринимала новые черты жизни,
появившиеся при Петре, не более как
чудачества самого царя и господ.
8.
Домашнее задание: заполнить дневник
путешественника.
Приложение
1.
Юности честное
зерцало (избранное)
В
первых наимпаче всего должни дети отца
и матерь в великой чести содержать. И
когда от родителей что им приказано
бывает, всегда шляпу в руках держать, а
пред ними не вздевать, и возле их не
садитися, и прежде оных не заседать, при
них во окно всем телом не выглядовать,
но все потаенным образом с великим
почтением, не с ними вряд, но немного
уступи позади оных в стороне стоять,
подобно яко паж некоторый или слуга.
Без
спросу не говорить, а когда и говорить
им случится, то должны они благоприятно,
а не криком и ниже с сердца, или с задору
говорить, не яко сумазброды.
Когда
им говорить с людьми, то должно им
благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а
не много говорить. Потом слушать, и
других речи не перебивать, но дать все
выговорить, и потом мнение свое, что
достойно, предъявить. Ежели случится
дело и речь печальная, то надлежит при
таких быть печальну и иметь сожаление.
В радостном случае быть радостну и
являть себе весела с веселыми.
Младый
отрок должен быть бодр, трудолюбив,
прилежен и безпокоен, подобно как в
часах маетник, для того что бодрый
господин ободряет и слуг.
Рыгать,
кашлять и подобныя такия грубыя действия
в лицо другаго ни чини, или чтоб другой
дыхание и мокроту желудка, которыя
восстает, мог чувствовать, но всегда
либо рукой закрой, или отворотя рот на
сторону, или полотенцем прикрой.
И
сия есть не малая гнусность, когда кто
часто сморкает, яко бы в трубу трубит,
или громко чхает, будто кричит, и тем в
прибытии других людей или в церкве детей
малых пужает и устрашает.
Еще
же зело непристойно, ковда кто платком
или перстом в носу чистит,, яко бы мазь
какую мазал, а особливо при других
честных людях.
Приложение
2.
— Расскажи, Настасья,
как ты была на ассамблее. Сил нет, как
хочется узнать.
— На
самой ассамблее я не была, а видела
только в окно.
— Ну,
расскажи скорей, что видела.
—
В большой комнате, освещенной
сальными свечами, которые тускло горели
в облаках табачного дыму, вельможи с
голубыми лентами через плечо, иностранные
купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах,
корабельные мастера в куртках и полосатых
панталонах толпою двигались взад и
вперед. Дамы сидели около стен. Императрица
и великие княжны, блистая красотою и
нарядами, прохаживались между рядами
гостей, приветливо с ними разговаривая.
В другой комнате был сам государь. Там
сидели иноземцы, покуривая свои глиняные
трубки. На столах расставлены были
шахматные доски. Вдруг. В комнату вошел
толстый господин с толстым букетом на
груди, что-то объявил и все последовали
за ним.
— Что же дальше?
—
Во всю длину танцевальной залы, дамы
и кавалеры стояли в два ряда друг против
друга; кавалеры низко кланялись, дамы
еще ниже приседали, сперва прямо против
себя, потом поворотясь направо, потом
налево, там опять прямо, опять направо
и так далее. И так они долго это делали,
что я думала, что никогда и не закончат.
—
Да, диковинно. А как нынче барышни
одеваются: и смех, и жалость: волосья-то
сбиты, что войлок, насалены, засыпаны
французскою мукою, животик перетянут
так, что еле не перервется, исподницы
напялены на обручи: в колымагу садятся
бочком; в двери входят – нагибаются. Ни
стать, ни сесть, ни дух перевести – сущие
мученицы.
— А бояре-то
бороды обрили и надели кургузые кафтаны.
Государь как приехал из-за границы, так
и начал сам бороды обрезать и рукава
укорачивать. А носить бороду разрешил
только священникам, монахам и крестьянам.
А кто не хочет бороду брить, тому налог
положен: купцам -100 рублей в год, дворянам
– 60, горожанам — 30. Да такой знак дают
металлический: с одной стороны борода,
а с другой – в каком году налог уплачен.
Крестьянин же тоже за бороду платит,
когда в город въезжает, да когда выезжает
– по 2 копейки.
— А солдаты
ловят тех, кто бородат да по-старому в
длиннополое платье одет, стригут их и
длинные полы отрезают.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
В папке с презентацией работы находится материал разработки, выполненной учеником школы, что противоречит Положению Конкурса.