Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Савченко Ирина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 12325 комментариев: 1
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 12325 комментариев: 1
Краткое описание
Данная разработка урока направлена на:
• систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных художественных промыслах,
• развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народной росписи Гжельских мастеров, создавая их с учётом и назначением предметов народного быта,
• закрепление навыков кистевой росписи,
• воспитания уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России.
• систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных художественных промыслах,
• развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народной росписи Гжельских мастеров, создавая их с учётом и назначением предметов народного быта,
• закрепление навыков кистевой росписи,
• воспитания уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России.
Описание
Пояснительная записка
1. Автор: Савченко Ирина Юрьевна.
2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа №13, учитель изобразительного искусства и технологии (девочки).
3. «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
4. Данная разработка урока направлена на:
· систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных художественных промыслах,
· развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народной росписи Гжельских мастеров, создавая их с учётом и назначением предметов народного быта,
· закрепление навыков кистевой росписи,
· воспитания уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России.
На данном уроке используется видеоряд или презентация с целью наиболее наглядного знакомства учащихся с изделиями Гжельских мастеров. Так же используются материалы об истории возникновения и развития Гжельского промысла, подготовленные самими учащимися, которые они готовили в течение предыдущей недели. Самостоятельный поиск материала по заданной теме способствует расширению кругозора учащихся, формирует у учащихся умение работать с различными источниками информации и отбирать нужное.
5. Перечень материалов:
·
Гжель, таблицы с элементами Гжельской росписи;
·
Презентация «Искусство Гжели»;
·
Презентация «Особенности Гжельской росписи.
(К сожалению отказаться от отправки презентации и видеофайла, в связи с ограниченным размером принимаемых материалов).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа №13
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Урок изобразительного искусства
Автор:
Савченко Ирина Юрьевна
Место работы:
МКОУ Шошинская СОШ №13,
учитель изобразительного искусства
и технологии (девочки)
5 класс, 2 четверть. Тема четверти «Связь времён в народном искусстве».
Тема урока «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цели:
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
2. Развивать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), навыки работы кистью, творческую фантазию детей.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре своей родины.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации с изображением Гжельской керамики (можно использовать презентацию или видеоклип).
2. Схемы-таблицы с изображением приёмов Гжельской росписи.
3. Толковый словарь русского языка.
4. Гуашь художественная белого и голубого (или акварель) цвета.
5. Кисти круглые: большая (№10-№12), средняя (№6-№8) и маленькая (№2-№4).
6. Баночка с водой, мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти.
7. Лист белой плотной бумаги, ножницы, клей.
План урока
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью (сообщения подготовленные учениками дома).
2. Знакомство с особенностью Гжельской росписи (с использованием иллюстраций и схем- таблиц).
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Выставка детских работ.
6. Подведение итогов.
Ход урока
БЕСЕДА
Учитель:
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера. Чьи традиции мы бережно храним.
— Как вы думаете, а кого можно называть «мастером»?
— Что такое «промысел»?
— Что такое «традиции»?
Давайте посмотрим, как дано определение этих слов в «Толковом словаре русского языка»:
Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом; человек, достигший большого умения, мастерства в своём деле.
Промысел –ремесло или какое – либо другое занятие как источник средств к существованию.
Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.
С древних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколения. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми богат был край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей – часто определяли вид ремесла и колорит декора изделия.
Сейчас мы совершим с вами воображаемое путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где познакомимся с известным на всю Россию промыслом – Гжельским фарфором, о котором ещё М. В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
(Рассказ учащихся сопровождается видеорядом или презентацией демонстрирующей изделия Гжельских масетров).
ГЖЕЛЬ
«НАПЕЙСЯ — НЕ ОБЛЕЙСЯ»
У ч е н и к 1. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это — одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.
В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.
Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVIIвека в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы.
Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете… разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки.
У ч е н и к 2.Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство Гжельской майолики — покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся — не облейся», блюда, тарелки — украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти — и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку — так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.
Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинныx походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.
Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.
КОЛДОВСКИЕ СИНИЕ ЦВЕТЫ.
У ч е н и к 3. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс — такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как и майолика. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне — исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом — синей краской становится классическим. Казалось бы, всего одна краска, но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Мелькают кисти в руках мастера, быстро и точно ложатся мазки на предмет. Только что было белое пустое пространство, и вдруг лепесток, второй, третий… Такое виртуозное исполнение цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на одну сторону называли агашкой. Но оттенки цвета появлялись лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Кроме того, синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, а печной жар придает ей особое сияние, не подвластное времени.
По сравнению с майоликой производство полуфаянса было огромным шагом вперед. Но все же черепок его был довольно толстым. Постепенно начинается разработка технологии производства тонкого фаянса. Нашелся человек, потративший на это десять лет своей жизни. Это крестьянин Афанасий Киселев. Он же вместе со своими подручными освоил все основные виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, люстр-покрытие солями металлов, придающее изделиям металлический блеск под «золото», «медь», «серебро», «перламутр».
У ч е н и к 4. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Они подбирались к секретам его изготовления издавна, первые попытки были сделаны еще в ХVIII веке. Тем более, что в России к тому времени фарфор уже выпускался на Императорском заводе в Петербурге и на некоторых других. Однако эти изделия имели баснословную цену и являлись предметами особой роскоши.
Первым из гжельских мастеров раскрыл секрет фарфора Павел Куличков. В 1802 году обозы с его фарфоровым товаром уже шли в Москву. А через восемь лет, в 1810 году, невероятно удивил своих соседей сельский кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич, позже принявший фамилию Кузнецов. На берегу речки Дорки возникла его первая мастерская по выпуску фарфора.
Сначала она была деревянной, но вскоре ее стены заменили на каменные — производство расширялось. Фарфоровое дело стало для Кузнецовых семейным. По стопам отца скоро пошел и сын Терентий, обосновавшийся недалеко от Гжели, в местечке Дулево. В 1887 году создается знаменитая фирма «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», ставшая основным поставщиком этого товара на российский рынок. Эта крупнейшая мануфактура превзошла не только мелких и средних кустарей, но разорила и более крупных предпринимателей.
Однако традиции ремесла сохранились. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Наступило время, когда не только в господских гостиных, но даже в скромных семьях чиновников подавали еду на гжельском фарфоре. В середине XIX века распространенным был тип тарелок с рельефом «бус» по краю, с цветной росписью и золотым орнаментом по центру тарелки.
У ч е н и к 5.Гжельская керамика, в основе которой лежат традиции народного промысла, не могла оставаться в стороне от влияния мировой культуры. Она перенимала и западные стили — барокко, классицизм, ампир, и восточные — из Средней Азии и стран Ближнего Востока. Выпускался так называемый «азиатский фарфор» — чайники, пиалы разной формы, украшенные цветочной росписью в медальонах. Эту посуду облюбовали для себя русские трактирщики.
Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому — войны начала ХХ века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. Но уже в 30-е годы стали появляться кустарные мастерские, в которых гончарных дел мастера в примитивных условиях делали посуду, чернильницы, игрушки, чтобы обменять их на хлеб.
В 1925 году в деревне Турыгино возникает крупная артель «Художественная керамика». Во время Великой Отечественной войны она закрывается. И вновь начинает работать в 1945 году благодаря огромным усилиям двух подвижников — А. Б. Салтыкова, обобщившего весь огромный опыт гжельскоro керамического искусства, и художницы Н. И. Бессарабовой. Они воспитали плеяду талантливых мастеров, таких как Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. В. Окулова.
В 1972 году из шести мелких цехов возникло товарищество «Гжель». Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Знакомство с особенностью Гжельской росписи. (Презентация).
Учитель:Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Декоративно оформляются все части предмета. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор.
За что же Гжель нравится всем и чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Самый излюбленный узор «гжельская роза». А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Постановка художественной задачи.
Учитель:Сейчас вам предстоит перевоплотиться в мастеров гжельской росписи и выполнить роспись посуды в технике гжели.
Для начала вам нужно вырезать из листа плотной белой бумаги выразительную форму посуды. Ручки и носик можно выполнить отдельно, а потом приклеить.
Лучше всего в самом начале покрыть синей краской носик, ручки, подчеркнуть горлышко или основание сосуда и приступить к основной росписи на тулове сосуда. Вам понадобятся мягкие круглые кисти.
Начинайте писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, пропишите ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Чтобы получился круглый мазок, заготовку-форму можно вращать. Первый лепесток у вас будет тёмным: ведь краски на кисти много. Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи – появляется игра тональных переходов от тёмного к светлому. Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.
При работе можете пользоваться схемами-таблицами с изображением гжельской росписи.
Выставка детских работ. Оценивание.
Подведение итогов.
— С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
— С каким словом связывают происхождение слова «Гжель»?
— Из какого материала делают гжельскую посуду?
— Что такое «гжельская майолика»?
— Какой приём росписи используют гжельские мастера?
— Чем Гжель отличается от других изделий?
Список литературы
1. Гжель. Наглядно дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез.
2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебн. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева. О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.: ил. – ISBN978-5-09-017886-0.
3. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170с. ISBN5-7057-0786-Х
4. Народные художественные промыслы РСФСР. Учебн. пособие для худож. уч-щ/В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.; Под ред. В. Г. Смоляницкого. – М.: Высш. Школа, 1982.-216 с., ил.
5. Романова А. Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003. – 105 с.: ил. ISBN5-7057-0248-5
6. Ю. Г. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Сказочная Гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез
1. Автор: Савченко Ирина Юрьевна.
2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа №13, учитель изобразительного искусства и технологии (девочки).
3. «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
4. Данная разработка урока направлена на:
· систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных художественных промыслах,
· развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народной росписи Гжельских мастеров, создавая их с учётом и назначением предметов народного быта,
· закрепление навыков кистевой росписи,
· воспитания уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России.
На данном уроке используется видеоряд или презентация с целью наиболее наглядного знакомства учащихся с изделиями Гжельских мастеров. Так же используются материалы об истории возникновения и развития Гжельского промысла, подготовленные самими учащимися, которые они готовили в течение предыдущей недели. Самостоятельный поиск материала по заданной теме способствует расширению кругозора учащихся, формирует у учащихся умение работать с различными источниками информации и отбирать нужное.
5. Перечень материалов:
·
Гжель, таблицы с элементами Гжельской росписи;
·
Презентация «Искусство Гжели»;
·
Презентация «Особенности Гжельской росписи.
(К сожалению отказаться от отправки презентации и видеофайла, в связи с ограниченным размером принимаемых материалов).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа №13
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Урок изобразительного искусства
Автор:
Савченко Ирина Юрьевна
Место работы:
МКОУ Шошинская СОШ №13,
учитель изобразительного искусства
и технологии (девочки)
5 класс, 2 четверть. Тема четверти «Связь времён в народном искусстве».
Тема урока «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цели:
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
2. Развивать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), навыки работы кистью, творческую фантазию детей.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре своей родины.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации с изображением Гжельской керамики (можно использовать презентацию или видеоклип).
2. Схемы-таблицы с изображением приёмов Гжельской росписи.
3. Толковый словарь русского языка.
4. Гуашь художественная белого и голубого (или акварель) цвета.
5. Кисти круглые: большая (№10-№12), средняя (№6-№8) и маленькая (№2-№4).
6. Баночка с водой, мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти.
7. Лист белой плотной бумаги, ножницы, клей.
План урока
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью (сообщения подготовленные учениками дома).
2. Знакомство с особенностью Гжельской росписи (с использованием иллюстраций и схем- таблиц).
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Выставка детских работ.
6. Подведение итогов.
Ход урока
БЕСЕДА
Учитель:
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера. Чьи традиции мы бережно храним.
— Как вы думаете, а кого можно называть «мастером»?
— Что такое «промысел»?
— Что такое «традиции»?
Давайте посмотрим, как дано определение этих слов в «Толковом словаре русского языка»:
Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом; человек, достигший большого умения, мастерства в своём деле.
Промысел –ремесло или какое – либо другое занятие как источник средств к существованию.
Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.
С древних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколения. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми богат был край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей – часто определяли вид ремесла и колорит декора изделия.
Сейчас мы совершим с вами воображаемое путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где познакомимся с известным на всю Россию промыслом – Гжельским фарфором, о котором ещё М. В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
(Рассказ учащихся сопровождается видеорядом или презентацией демонстрирующей изделия Гжельских масетров).
ГЖЕЛЬ
«НАПЕЙСЯ — НЕ ОБЛЕЙСЯ»
У ч е н и к 1. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это — одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.
В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.
Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVIIвека в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы.
Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете… разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки.
У ч е н и к 2.Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство Гжельской майолики — покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся — не облейся», блюда, тарелки — украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти — и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку — так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.
Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинныx походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.
Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.
КОЛДОВСКИЕ СИНИЕ ЦВЕТЫ.
У ч е н и к 3. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс — такое же замечательное художественное открытие в истории керамики, как и майолика. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне — исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом — синей краской становится классическим. Казалось бы, всего одна краска, но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Мелькают кисти в руках мастера, быстро и точно ложатся мазки на предмет. Только что было белое пустое пространство, и вдруг лепесток, второй, третий… Такое виртуозное исполнение цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на одну сторону называли агашкой. Но оттенки цвета появлялись лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Кроме того, синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, а печной жар придает ей особое сияние, не подвластное времени.
По сравнению с майоликой производство полуфаянса было огромным шагом вперед. Но все же черепок его был довольно толстым. Постепенно начинается разработка технологии производства тонкого фаянса. Нашелся человек, потративший на это десять лет своей жизни. Это крестьянин Афанасий Киселев. Он же вместе со своими подручными освоил все основные виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, люстр-покрытие солями металлов, придающее изделиям металлический блеск под «золото», «медь», «серебро», «перламутр».
У ч е н и к 4. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Они подбирались к секретам его изготовления издавна, первые попытки были сделаны еще в ХVIII веке. Тем более, что в России к тому времени фарфор уже выпускался на Императорском заводе в Петербурге и на некоторых других. Однако эти изделия имели баснословную цену и являлись предметами особой роскоши.
Первым из гжельских мастеров раскрыл секрет фарфора Павел Куличков. В 1802 году обозы с его фарфоровым товаром уже шли в Москву. А через восемь лет, в 1810 году, невероятно удивил своих соседей сельский кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич, позже принявший фамилию Кузнецов. На берегу речки Дорки возникла его первая мастерская по выпуску фарфора.
Сначала она была деревянной, но вскоре ее стены заменили на каменные — производство расширялось. Фарфоровое дело стало для Кузнецовых семейным. По стопам отца скоро пошел и сын Терентий, обосновавшийся недалеко от Гжели, в местечке Дулево. В 1887 году создается знаменитая фирма «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», ставшая основным поставщиком этого товара на российский рынок. Эта крупнейшая мануфактура превзошла не только мелких и средних кустарей, но разорила и более крупных предпринимателей.
Однако традиции ремесла сохранились. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Наступило время, когда не только в господских гостиных, но даже в скромных семьях чиновников подавали еду на гжельском фарфоре. В середине XIX века распространенным был тип тарелок с рельефом «бус» по краю, с цветной росписью и золотым орнаментом по центру тарелки.
У ч е н и к 5.Гжельская керамика, в основе которой лежат традиции народного промысла, не могла оставаться в стороне от влияния мировой культуры. Она перенимала и западные стили — барокко, классицизм, ампир, и восточные — из Средней Азии и стран Ближнего Востока. Выпускался так называемый «азиатский фарфор» — чайники, пиалы разной формы, украшенные цветочной росписью в медальонах. Эту посуду облюбовали для себя русские трактирщики.
Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому — войны начала ХХ века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. Но уже в 30-е годы стали появляться кустарные мастерские, в которых гончарных дел мастера в примитивных условиях делали посуду, чернильницы, игрушки, чтобы обменять их на хлеб.
В 1925 году в деревне Турыгино возникает крупная артель «Художественная керамика». Во время Великой Отечественной войны она закрывается. И вновь начинает работать в 1945 году благодаря огромным усилиям двух подвижников — А. Б. Салтыкова, обобщившего весь огромный опыт гжельскоro керамического искусства, и художницы Н. И. Бессарабовой. Они воспитали плеяду талантливых мастеров, таких как Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. В. Окулова.
В 1972 году из шести мелких цехов возникло товарищество «Гжель». Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Знакомство с особенностью Гжельской росписи. (Презентация).
Учитель:Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Декоративно оформляются все части предмета. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор.
За что же Гжель нравится всем и чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Самый излюбленный узор «гжельская роза». А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Постановка художественной задачи.
Учитель:Сейчас вам предстоит перевоплотиться в мастеров гжельской росписи и выполнить роспись посуды в технике гжели.
Для начала вам нужно вырезать из листа плотной белой бумаги выразительную форму посуды. Ручки и носик можно выполнить отдельно, а потом приклеить.
Лучше всего в самом начале покрыть синей краской носик, ручки, подчеркнуть горлышко или основание сосуда и приступить к основной росписи на тулове сосуда. Вам понадобятся мягкие круглые кисти.
Начинайте писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, пропишите ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Чтобы получился круглый мазок, заготовку-форму можно вращать. Первый лепесток у вас будет тёмным: ведь краски на кисти много. Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи – появляется игра тональных переходов от тёмного к светлому. Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.
При работе можете пользоваться схемами-таблицами с изображением гжельской росписи.
Выставка детских работ. Оценивание.
Подведение итогов.
— С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
— С каким словом связывают происхождение слова «Гжель»?
— Из какого материала делают гжельскую посуду?
— Что такое «гжельская майолика»?
— Какой приём росписи используют гжельские мастера?
— Чем Гжель отличается от других изделий?
Список литературы
1. Гжель. Наглядно дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез.
2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебн. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева. О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.: ил. – ISBN978-5-09-017886-0.
3. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170с. ISBN5-7057-0786-Х
4. Народные художественные промыслы РСФСР. Учебн. пособие для худож. уч-щ/В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.; Под ред. В. Г. Смоляницкого. – М.: Высш. Школа, 1982.-216 с., ил.
5. Романова А. Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003. – 105 с.: ил. ISBN5-7057-0248-5
6. Ю. Г. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Сказочная Гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез
03 апреля 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»