Православный храм
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Православие и русская культура)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 4098 комментариев: 1
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIIIвида»
«Культура родного края»
Факультативное занятие
«Православный храм»
Чебоксарова Надежда Яковлевна,
Минусинская коррекционная
школа-интернат VIIIвида,
учитель истории
Минусинск 2012
Предмет ________ «Культура родного края»______________________________
Занятие №_________________________________________________ _________
Дата:_________________________________________________ ______________
Тип урока:_________________________________________________ __________
Формы работы:_________________________________________________ _____
Тема:_____Православный храм._________________________________________
Цели:Сформировать понятие о православном храме и службе. ______________
Задачи:
Образовательная: формировать необходимость уважительного отношения к православному храму, напомнить историческую значимость храма (возвышает душу, воспаряет её к нетленным и непроходящим ценностям истинного бытия).__
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию речи, мышления, познавательного интереса; обогащение понятийного запаса слов в ходе изучения нового материала._________________________________________________ ______
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре православной веры._________________________________________________ ____
Ход занятия.
I.Орг.момент : ЯЗЫКАРИЯ: Прочитайте и разделите на отдельные слова. «ВсечрезНегоначалобыть» (Все чрез Него начало быть…) — Как вы думаете, из какой книги эта фраза: (Её можно назвать Книга книг – Библия) II.Слово учителя Так говорят о Библии, это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли, каковы бы ни были их верования. С тех пор, как славянский перевод Евангелия, Псалтыри и других библейских книг, созданный великими просветителями Кириллом и Мефодием, появился на Руси, Библия стала первой и главной книгой русской культуры: по ней ребенок учился грамоте и мышлению, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности и основам словесного художества. Библия вошла в народное сознание, в повседневный быт и духовное бытие, в обыденную и высокую речь; она не воспринималась как переводная, а как родная и умеющая роднить людей всех языков. Древняя книга «Повесть временных лет» (автор Нестор) … Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и получил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Вспомните ребята, а кто же перевел и составил азбуку? (Правильно Кирилл и Мефодий). А как называется азбука? (Кириллица). Назовите старославянские буквы (Аз, буки, веди и т.д.) Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправиться; это волки, а не овцы, их следует узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же дети послушайте Божественного учения и не отвергнете церковного поучения, которое дал вам наставление ваш Мефодий. 1. Вспомните, а кто из князей сказал эти слова: - «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные наши мужи». - «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе (князь Владимир). 2.О каком недуге князя идет речь? «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей, если же не крестишься, то не избудешь недуга своего» (слепота, т.е. болезнь глаз). 3. Назовите имя невесты Князя (Анна). - «Если вправду исполнится это, то по истине велик Бог христианский» - «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. 4.В каком году произошло крещение князя?(988г.) - «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря. - «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». После крещения Владимир женился, взял священников корсунских с мощами Святого Климента, и Фива, взял и сосуды церковные и иконы на благословление себе. Поставил церковь в Корсуни, на горе. Церковь та стоит доныне. 5.Что такое церковь ?(здание). III. Православный храм. Под словом «ХРАМ» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Своей цельностью и гармоничным строением храм возвышает душу, воспаряет её к нетленным и непреходящим ценностям истинного бытия. Для храмов выбирались самые красивые места использовались лучшие материалы для украшения. Во внешнем и внутреннем убранстве храма нет ничего лишнего, каждая деталь, каждый предмет несет глубокий и возвышенный смысл. Храм в бытовой речи называют церковью. Это русское слово происходит от греческого «К И Р И А К О Н», что значит «Дом Господень». Оно имеет и значение народа Божьего, совокупности верующих. В храме совершаются таинства, богослужения, общественная и частная молитва. Немного истории. В раннехристианские времена храмы имели прямоугольную форму – базилика (греч. «царский дом»), разделенную вдоль двумя рядами колонн на три нефа (корабля). Корабль – символ спасения, на нем укрывается человек от бурь житейского моря. Так и Церкви Христовой мы спасаемся от духовной смерти, от вечной гибели в царстве тьмы. Позднее формы храмов стали богаче и разнообразнее. Чаще всего храмы имеют в плане вид креста, так как он лежит в основе нашего спасения, это знак победы жизни над смертью. Встречаются церкви, имеющие форму восьмиугольника, который символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к пещере, где родился Спаситель мира. Так и церковь, как путеводительная звезда ведет нас к вечной жизни, ко Христу. Строились храмы и в виде круга – символа вечности, не имеющего ни начала, ни конца. Так и Церковь Христова вечна «и врата ада не одолеют её». На христианском Востоке V-VIIвв. сформировался крестово– купольный тип храмов. Принимая православие, Русь ориентировалась на византийские образцы церковной архитектуры, но со временем в России сложилось несколько самобытных стилей храмовой архитектуры. |
Деятельность учащихся (индивидуальная работа) Высказывают предположения Отвечают на вопросы. Называют названия букв. |
Символика храма.
Элемент храма |
Символическое значение |
|
Церковная ограда, стены храма, территория. |
Место вокруг храма считается священным, по православному учению, церковные смены не ограничивают Божественную благодать, пребывающий в храме, и она «изливается» в мир. Ограда обозначает границы освещенной территории. |
Думают, отвечают. |
Что обозначают эти выражения? А выражения «у церковных стен», «в церковной ограде» — образно передают стремление человеческой души теснее приобщаться к благодатной жизни. | ||
Ворота, калитка. |
Согласно учению Церкви, с храма начинается для человека путь к спасению. Этот путь предполагает следование христианским заповедям, что само по себе нелегко и требует усилий. Трудность прохождения этого пути передает образ «узких врат» (с этой символикой связан и обычай входить на территорию храма через узкий проход — калитку). |
|
Купол. |
· У Церкви только одна Глава – Иисус Христос. · Образ небесного свода и также связи небесного и земного. · Количество куполов означает: 2 – два естества Христа (Бог и человек); 3 – Пресвятая Троица; 5 – Христос и четыре апостола–евангелиста; 7 – семь церковных таинств, семь вселенских соборов; 9 – небесное воинство – девять ангельских членов; 10 – Христос и девять ангельских чинов; 13 – Спаситель и двенадцать апостолов. |
|
Накупольный крест. |
· Победа Спасителя над силами зла, которая совершилась благодаря Его крестному подвигу. · Полумесяц под крестом имеет множество толкований, наиболее распространенными среди них являются: ЯКОРЬ – символ спасения и надежды; ЦЕРКОВНЫЙ КОРАБЛЬ, кормчий которого – Христос. |
|
Здание храма в целом. |
* Модель Вселенной. Церковное здание символизирует, согласно этой модели, Бога и сотворенный им мир. * Корабль или ковчег спасения. Церковь сравнивается с кораблем (в более широком смысле – с ковчегом Ноя), в котором православные христиане плывут по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. * Царство Небесное. Оно приоткрывается для человека на Земле – в храмах, где верующие приобщаются к духовной жизни и учатся жить по законам Царства Небесного. |
|
Отдельно стоит сказать о кресте с полумесяцем в основании. Также кресты довольно часто венчают главы соборов. В основном это храмы, посвященные Богородице (луна или месяц именно ее знак, также как крест – знак солнца и Христа). Нужно отметить что полумесяц этот не имеет отношения к символу мусульман. Форма креста, о которой идет речь, известна довольно давно. Подобное сочетание обозначает якорь, символ надежды, и ведет начало от первохристианских времен. Сам полумесяц символизирует евхаристическую * чашу с кровью Христа, искупающей грехи человечества. Помимо этого, иногда можно видеть крест, середина которого отмечена квадратом или кругом с крестом внутри, что означает Христос и исходящие от Него лучи Вечной жизни. Особое пространство храма. Поведение человека в церкви. Поскольку храм – это особый мир, необходимо научиться ориентироваться в нем. Как и в обычном нашем мире, в церкви существуют свои обычаи. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно знать, какое предназначение имеет тот или иной предмет, какое поведение принято в храме, чем отличается западное и восточное его крыло и многие другие вещи. IV. Правила посещения храма. *В какой одежде приходить в храм? Правила эти основываются на текстах Святого писания: «… Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головой, постыжает голову свою», «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает голову свою…» Соответственно, мужчина всегда снимает головной убор в церкви, а женщина надевает платок (в холодное время допускаются шапки). Собираясь в дом Божий, мы должны помнить, к Кому мы идем. Издавна на Руси надевали в церковь самую лучшую, праздничную одежду, пристойную и опрятную. * Особые правила для женщин. * Как молиться в храме? * Как подать записку о поминовении? * Где поставить свечу за здравие, а где – за упокой * Можно ли молиться некрещеным? * Как обратиться к священникам и служителям? * Как заказать панихиду? * Как заказать молебню? * Как заказать сорокоуст? V. Итог занятия. — Что такое православный Храм? — Какие правила надо соблюдать при посещении храма? V.Экскурсия в Минусинский Спасский собор. |
Отвечают на вопросы. |
Литература:
1. Библия: Легенды и факты. Загадки Священного Писания. –М: Изд. Дом. Ридерз Дайджест, 2010.
2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь (современная версия).- М: ЭКСМО, 2010.
3. Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия (Толкование символов и обрядов. Описание главнейших православных святынь).- М: ЭКСМО, 2010.
4. Лайне С.В. Основные религии России. Учебное пособие для школьников.- М: ЮВЕНТА, 2007.
5. Мария Семёнова. Мы -славяне! Популярная энциклопедия. — С-Петербург: Изд. Дом и «Азбука – классика», 2007.
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»
«Культура родного края»
Факультативное занятие
«Православный храм»
Чебоксарова Надежда Яковлевна,
Минусинская коррекционная
школа-интернат VIII вида,
учитель истории
Минусинск 2012
Предмет ________ «Культура родного края»______________________________
Занятие №__________________________________________________________
Дата:_______________________________________________________________
Тип урока:___________________________________________________________
Формы работы:______________________________________________________
Тема:_____Православный храм._________________________________________
Цели: Сформировать понятие о православном храме и службе. ______________
Задачи:
Образовательная: формировать необходимость уважительного отношения к православному храму, напомнить историческую значимость храма (возвышает душу, воспаряет её к нетленным и непроходящим ценностям истинного бытия).__
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию речи, мышления, познавательного интереса; обогащение понятийного запаса слов в ходе изучения нового материала._______________________________________________________
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре православной веры._____________________________________________________
Ход занятия.
I.Орг.момент : ЯЗЫКАРИЯ: Прочитайте и разделите на отдельные слова. «ВсечрезНегоначалобыть» (Все чрез Него начало быть…) - Как вы думаете, из какой книги эта фраза: (Её можно назвать Книга книг – Библия) II.Слово учителя Так говорят о Библии, это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом. И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли, каковы бы ни были их верования. С тех пор, как славянский перевод Евангелия, Псалтыри и других библейских книг, созданный великими просветителями Кириллом и Мефодием, появился на Руси, Библия стала первой и главной книгой русской культуры: по ней ребенок учился грамоте и мышлению, христианским истинам и нормам жизни, началам нравственности и основам словесного художества. Библия вошла в народное сознание, в повседневный быт и духовное бытие, в обыденную и высокую речь; она не воспринималась как переводная, а как родная и умеющая роднить людей всех языков. Древняя книга «Повесть временных лет» (автор Нестор) … Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и получил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Вспомните ребята, а кто же перевел и составил азбуку? (Правильно Кирилл и Мефодий). А как называется азбука? (Кириллица). Назовите старославянские буквы (Аз, буки, веди и т.д.) Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправиться; это волки, а не овцы, их следует узнавать по поступкам их и беречься их. Вы же дети послушайте Божественного учения и не отвергнете церковного поучения, которое дал вам наставление ваш Мефодий. 1. Вспомните, а кто из князей сказал эти слова:
2. О каком недуге князя идет речь? «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей, если же не крестишься, то не избудешь недуга своего» (слепота, т.е. болезнь глаз). 3. Назовите имя невесты Князя (Анна).
Многие из дружинников, увидев это, крестились. 4.В каком году произошло крещение князя? (988г.)
Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря.
После крещения Владимир женился, взял священников корсунских с мощами Святого Климента, и Фива, взял и сосуды церковные и иконы на благословление себе. Поставил церковь в Корсуни, на горе. Церковь та стоит доныне. 5.Что такое церковь ? (здание). III. Православный храм. Под словом «ХРАМ» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Своей цельностью и гармоничным строением храм возвышает душу, воспаряет её к нетленным и непреходящим ценностям истинного бытия. Для храмов выбирались самые красивые места использовались лучшие материалы для украшения. Во внешнем и внутреннем убранстве храма нет ничего лишнего, каждая деталь, каждый предмет несет глубокий и возвышенный смысл. Храм в бытовой речи называют церковью. Это русское слово происходит от греческого «К И Р И А К О Н», что значит «Дом Господень». Оно имеет и значение народа Божьего, совокупности верующих. В храме совершаются таинства, богослужения, общественная и частная молитва. Немного истории. В раннехристианские времена храмы имели прямоугольную форму – базилика (греч. «царский дом»), разделенную вдоль двумя рядами колонн на три нефа (корабля). Корабль – символ спасения, на нем укрывается человек от бурь житейского моря. Так и Церкви Христовой мы спасаемся от духовной смерти, от вечной гибели в царстве тьмы. Позднее формы храмов стали богаче и разнообразнее. Чаще всего храмы имеют в плане вид креста, так как он лежит в основе нашего спасения, это знак победы жизни над смертью. Встречаются церкви, имеющие форму восьмиугольника, который символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к пещере, где родился Спаситель мира. Так и церковь, как путеводительная звезда ведет нас к вечной жизни, ко Христу. Строились храмы и в виде круга – символа вечности, не имеющего ни начала, ни конца. Так и Церковь Христова вечна «и врата ада не одолеют её». На христианском Востоке V-VII вв. сформировался крестово– купольный тип храмов. Принимая православие, Русь ориентировалась на византийские образцы церковной архитектуры, но со временем в России сложилось несколько самобытных стилей храмовой архитектуры. |
Деятельность учащихся (индивидуальная работа) Высказывают предположения Отвечают на вопросы. Называют названия букв. |
Символика храма.
Элемент храма |
Символическое значение |
|
Церковная ограда, стены храма, территория. |
Место вокруг храма считается священным, по православному учению, церковные смены не ограничивают Божественную благодать, пребывающий в храме, и она «изливается» в мир. Ограда обозначает границы освещенной территории. |
Думают, отвечают. |
Что обозначают эти выражения? А выражения «у церковных стен», «в церковной ограде» - образно передают стремление человеческой души теснее приобщаться к благодатной жизни. |
||
Ворота, калитка. |
Согласно учению Церкви, с храма начинается для человека путь к спасению. Этот путь предполагает следование христианским заповедям, что само по себе нелегко и требует усилий. Трудность прохождения этого пути передает образ «узких врат» (с этой символикой связан и обычай входить на территорию храма через узкий проход - калитку). |
|
Купол. |
2 – два естества Христа (Бог и человек); 3 – Пресвятая Троица; 5 – Христос и четыре апостола–евангелиста; 7 – семь церковных таинств, семь вселенских соборов; 9 – небесное воинство – девять ангельских членов; 10 – Христос и девять ангельских чинов; 13 – Спаситель и двенадцать апостолов. |
|
Накупольный крест. |
|
|
Здание храма в целом. |
|
|
Отдельно стоит сказать о кресте с полумесяцем в основании. Также кресты довольно часто венчают главы соборов. В основном это храмы, посвященные Богородице (луна или месяц именно ее знак, также как крест – знак солнца и Христа). Нужно отметить что полумесяц этот не имеет отношения к символу мусульман. Форма креста, о которой идет речь, известна довольно давно. Подобное сочетание обозначает якорь, символ надежды, и ведет начало от первохристианских времен. Сам полумесяц символизирует евхаристическую * чашу с кровью Христа, искупающей грехи человечества. Помимо этого, иногда можно видеть крест, середина которого отмечена квадратом или кругом с крестом внутри, что означает Христос и исходящие от Него лучи Вечной жизни. Особое пространство храма. Поведение человека в церкви. Поскольку храм – это особый мир, необходимо научиться ориентироваться в нем. Как и в обычном нашем мире, в церкви существуют свои обычаи. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно знать, какое предназначение имеет тот или иной предмет, какое поведение принято в храме, чем отличается западное и восточное его крыло и многие другие вещи. IV. Правила посещения храма. *В какой одежде приходить в храм? Правила эти основываются на текстах Святого писания: «… Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головой, постыжает голову свою», «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает голову свою…» Соответственно, мужчина всегда снимает головной убор в церкви, а женщина надевает платок (в холодное время допускаются шапки). Собираясь в дом Божий, мы должны помнить, к Кому мы идем. Издавна на Руси надевали в церковь самую лучшую, праздничную одежду, пристойную и опрятную.
V. Итог занятия. - Что такое православный Храм? - Какие правила надо соблюдать при посещении храма?
V. Экскурсия в Минусинский Спасский собор. |
Отвечают на вопросы. |
Литература:
-
Библия: Легенды и факты. Загадки Священного Писания. –М: Изд . Дом. Ридерз Дайджест, 2010.
-
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь (современная версия).- М: ЭКСМО , 2010.
-
Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия (Толкование символов и обрядов. Описание главнейших православных святынь).- М: ЭКСМО, 2010.
-
Лайне С.В. Основные религии России. Учебное пособие для школьников.- М: ЮВЕНТА, 2007.
-
Мария Семёнова. Мы -славяне! Популярная энциклопедия. - С-Петербург: Изд. Дом и «Азбука – классика», 2007.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»