В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Вышел из городища. Древнейшее поселение.

Вышел из городища. Древнейшее поселение.

Надежда Чебоксарова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 3750 комментариев: 1
Краткое описание
Привлечь внимание к истории малой родины и исторической памяти предков через изучение краеведческих материалов.
Описание
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIIIвида»
«Культура родного края»
Факультативное занятие
«Вышел из городища.
Древнейшие поселения»
ЧебоксароваНадежда Яковлевна,
Минусинская коррекционная
школа-интернат VIIIвида,
учитель истории
г. Минусинск 2012
Предмет _________«Культура родного края»_______________
Занятие №___________________________________________
Дата:______________________________________________
Формы работы:_______________________________________
Тема:___«Вышел из городища. Древнейшие поселения»____
Цели: формировать представление о месте, на котором в древности было расположено неукрепленное поселение.
Задачи: — формирование понятия «древнее поселение»;
— способствовать развитию познавательного интереса; обогащению словарного запаса в ходе изучения нового материала.
— воспитывать уважение к древнерусской культуре и сохранению памятников старины.
Оборудование: картинки, карточки, видеофильм «Красноярский край» (этносы края, народы, культура, обряды)

Село расположено среди холмов и возвышенностей, т.е. мы живем в котловине. Чтобы заехать в нашу деревню, надо спуститься с горы, а чтобы выехать из нее – надо подняться в гору. В окрестностях села много лесов, лугов и прудов.
Незнакомые люди всегда удивляются, когда слышат название нашей горы. Конечно, это всего лишь холм, который называют Тагаркой. Когда – то давно в селе жило много переселенцев – татар.
Все они строили свои дома на этой горе. Поэтому там была своеобразная деревушка, которая находилась немного в отдалении от основного села. С годами люди разъехались, дома были снесены. А вот название горы так и осталось: ТАГАРКА.
III. Закрепление.
Составление кроссворда.
Шифровальщик.
Ход занятия.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках,
По горе крутой.
Н.Некрасов
I.Орг.момент.
1) Загадка: Чем мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу.
/Искра/.
— Чем опасна искра? /может быть пожар/.
2)Загадка:
У нас в печурочке
Золотые чурочки.
/Дрова в печи/
-
Что такое дрова?
-
Почему золотые? (переносное значение, хорошее, горят хорошо, мало от них дыма, и много тепла, они сухие).
3) Загадка: Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
/Изгородь: частокол, плетень, забор/
Вступительная беседа
Сегодня, мы с Вами будем говорить о древних поселениях.
«Село» — деревня;
«Селище» — место, на котором в древности было расположено неукрепленное поселение.
«Поселение» —
В вот «селище» в древности означало — «жилище», «обиталище»
Древнейшие поселения.
Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения.
Согласно археологическим данным, в Iполовине Iтысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота.
Древние племена облюбовали проходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Раскапывая поселения славян, живших когда – то в днепровской лесостепи, ученые натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю.
В глубокой древности предки славян жили родовыми «гнездами» т.е. маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род - большая семья из нескольких поколений. «Мой род – моя крепость».
Ученые предполагают, что все члены рода – 50-60 человек во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил, и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Однако жизнь не стояла на месте и отдельные семьи стали строить собственное жилье, покидая клетушки внутри большого дома.
Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения.
Выбор места поселения.
Деревни – «однодворки»
Деревни 3-4 избы и более крупны.
II. Мой Край Минусинский.
Село Тесь. Елена Маничинина ученица 10 класса Тесинской средней школы.
Как жили наши предки.
«Тагарцы жили большими поселками» — зимой в полуземлянках, летом в наземных бревенчатых домах под крышей, крытой древесной корой. Рядом с поселком выкапывали арки и небольшие оросительные каналы».
с. Комаково. Екатерина Губарева уч. 6 класса.
Я родилась и живу в селе Колмаково. Оно очень старое и имеет богатую историю. Село было основано в <metricconverter productid=«1826 г» w:st=«on»>1826 г. Первыми поселенцами были Емельян Колмаков со своей семьей. Приехали они из Теси, потому что здесь у них были земельные наделы и решили поселиться в этой местности.








Ж






























И






























Л






























И






























Щ


С




С














П
О
С
Е
Л
Е
Н
И
Е
















Б






Л




Л
















И






И




О
Б
И
Т
Е
Л
Ь




Т






Щ






















А






Е


















Ж
И
Л
Ь
Ё


























И






























Щ






























Е


























Даны слова:
1. Поселение
2. Жилище
3. Жилье
4. Селище
5. Село
6. Обиталище
7. Обитель
IV. Просмотр видеофильма «Красноярский край» 2 часть (этносы края, народы, культура, обряды).
Итог:
Литература:
1. Библия: Легенды и факты.Загадки Священного Писания. –М: Изд. Дом. Ридерз Дайджест, 2010.
2. Брокгауз Ф. А., ЕфронИ. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь(современная версия).- М: ЭКСМО, 2010.
3. Воскобойников В. М.Иллюстрированная православная энциклопедия (Толкование символов и обрядов.Описание главнейших православных святынь).- М: ЭКСМО, 2010.
4. Лайне С.В. Основные религии России. Учебное пособие для школьников.- М: ЮВЕНТА, 2007.
5. Мария Семёнова. Мы -славяне! Популярная энциклопедия. — С-Петербург: Изд. Дом и «Азбука – классика», 2007.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
1.Вышел из городища. Древнийшие поселения.docx Скачать

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»










«Культура родного края»


Факультативное занятие

«Вышел из городища.

Древнейшие поселения»







Чебоксарова Надежда Яковлевна,

Минусинская коррекционная

школа-интернат VIII вида,

учитель истории








г. Минусинск 2012



Предмет _________«Культура родного края»_______________

Занятие №___________________________________________

Дата:______________________________________________

Формы работы:_______________________________________

Тема:___ «Вышел из городища. Древнейшие поселения»____

Цели: формировать представление о месте, на котором в древности было расположено неукрепленное поселение.

Задачи: - формирование понятия «древнее поселение»;

- способствовать развитию познавательного интереса; обогащению словарного запаса в ходе изучения нового материала.

- воспитывать уважение к древнерусской культуре и сохранению памятников старины.


Оборудование: картинки, карточки, видеофильм «Красноярский край» (этносы края, народы, культура, обряды)

Ход занятия.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках,

По горе крутой.

Н.Некрасов

I.Орг.момент.

1) Загадка: Чем мала, да зла,

Чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду,

Что много горя принесу.

/Искра/.

- Чем опасна искра? /может быть пожар/.

2)Загадка:

У нас в печурочке

Золотые чурочки.

/Дрова в печи/

  • Что такое дрова?

  • Почему золотые? (переносное значение, хорошее, горят хорошо, мало от них дыма, и много тепла, они сухие).

3) Загадка: Сто один брат,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

/Изгородь: частокол, плетень, забор/




ЧАСТОКОЛ









ПЛЕТЕНЬ







ЗАБОР







Вступительная беседа

Сегодня, мы с Вами будем говорить о древних поселениях.

«Село» - деревня;

«Селище» - место, на котором в древности было расположено неукрепленное поселение.

«Поселение» -

В вот «селище» в древности означало - «жилище», «обиталище»

Древнейшие поселения.

Поселения, свойственные тому или иному народу, как и жилища изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения.

Согласно археологическим данным, в I половине I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота.

Древние племена облюбовали проходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов. Раскапывая поселения славян, живших когда – то в днепровской лесостепи, ученые натолкнулись на остатки множества полуземлянок, примерно на метр вкопанных в землю.

В глубокой древности предки славян жили родовыми «гнездами» т.е. маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род - большая семья из нескольких поколений. «Мой род – моя крепость».

Ученые предполагают, что все члены рода – 50-60 человек во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил, и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Однако жизнь не стояла на месте и отдельные семьи стали строить собственное жилье, покидая клетушки внутри большого дома.

Некоторые члены рода отделяются совсем, покидают насиженные места. Они уходят осваивать новые земли, основывать свои поселения.

Выбор места поселения.C:\Documents and Settings\Колесник\Рабочий стол\313.jpg



Деревни – «однодворки»

Деревни 3-4 избы и более крупны.

II. Мой Край Минусинский.

Село Тесь. Елена Маничинина ученица 10 класса Тесинской средней школы.

Как жили наши предки.

«Тагарцы жили большими поселками» - зимой в полуземлянках, летом в наземных бревенчатых домах под крышей, крытой древесной корой. Рядом с поселком выкапывали арки и небольшие оросительные каналы».

с. Комаково. Екатерина Губарева уч. 6 класса.

Я родилась и живу в селе Колмаково. Оно очень старое и имеет богатую историю. Село было основано в 1826 г. Первыми поселенцами были Емельян Колмаков со своей семьей. Приехали они из Теси, потому что здесь у них были земельные наделы и решили поселиться в этой местности.

Село расположено среди холмов и возвышенностей, т.е. мы живем в котловине. Чтобы заехать в нашу деревню, надо спуститься с горы, а чтобы выехать из нее – надо подняться в гору. В окрестностях села много лесов, лугов и прудов.

Незнакомые люди всегда удивляются, когда слышат название нашей горы. Конечно, это всего лишь холм, который называют Тагаркой. Когда – то давно в селе жило много переселенцев – татар.

Все они строили свои дома на этой горе. Поэтому там была своеобразная деревушка, которая находилась немного в отдалении от основного села. С годами люди разъехались, дома были снесены. А вот название горы так и осталось: ТАГАРКА.












III. Закрепление.

Составление кроссворда.

Шифровальщик.





Ж
















И
















Л
















И
















Щ


С



С








П

О

С

Е

Л

Е

Н

И

Е









Б




Л



Л









И




И



О

Б

И

Т

Е

Л

Ь



Т




Щ












А




Е










Ж

И

Л

Ь

Ё














И
















Щ
















Е















Даны слова:

  1. Поселение

  2. Жилище

  3. Жилье

  4. Селище

  5. Село

  6. Обиталище

  7. Обитель

IV. Просмотр видеофильма «Красноярский край» 2 часть (этносы края, народы, культура, обряды).

Итог:


Литература:

  1. Библия: Легенды и факты. Загадки Священного Писания. –М: Изд . Дом. Ридерз Дайджест, 2010.

  2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь (современная версия).- М: ЭКСМО , 2010.

  3. Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия (Толкование символов и обрядов. Описание главнейших православных святынь).- М: ЭКСМО, 2010.

  4. Лайне С.В. Основные религии России. Учебное пособие для школьников.- М: ЮВЕНТА, 2007.

  5. Мария Семёнова. Мы -славяне! Популярная энциклопедия. - С-Петербург: Изд. Дом и «Азбука – классика», 2007.


Обсуждение материала
Марина Токарева
10.04.2012 09:29
Интересный материал. Соответствует возрасту обучающихся. Жаль, что нет презентации.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос