Классный час "Ее Величество- Екатерина II"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 6064
Карлукская Средняя Общеобразовательная Школа
«Ее Величество – Екатерина II»
(из цикла «Великие женщины России»)
Классный час
Автор: Отчесова Мария Вениаминовна
МОУ ИРМО Карлукская СОШ
учитель английского языка
Карлук, 2012
Пояснительная записка
Автор: Отчесова Мария Вениаминовна
ОУ: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Иркутского Районного Муниципального Образования «Карлукская средняя общеобразовательная школа»; должность: учитель английского языка
Классный час «Ее Величество – Екатерина II» (из цикла «Великие женщины России»)
Данный классный час составлен для учащихся средней школы (7-9 классы) и представляет собой ознакомительное занятие по теме «Роль Екатерины II
в жизни России». Материал может также быть использован для закрепления и систематизации знаний по теме.
Цель занятия: знакомство с эпохой правления Екатерины Великой и ее ролью в жизни Российского государства.
Задачи: 1) обучающая: узнать о детстве императрицы, ее восхождении на престол и значимых событиях ее правления;
2) развивающая: научить анализировать, выделять главное, работать в команде;
3) воспитательная: развивать чувство гордости и патриотизма на примере исторической личности и ее деятельности;
Ресурсы:
http://bookimir.ru/load/istorija_rossii_konec_17_19_vek_2_chast_v_i_buganov_p_n_zyrjanov/3-1-0-5766
http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/35820_interesnye_fakty_o_ekaterine_velikoj(картинки для презентации).
http://www.nationalcard.ru/museum_info105.html(картинки для презентации)
http://www.testsoch.com/citaty-ekateriny-velikoj/(цитаты)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EA%E0%F2%E5%F0%E8%ED%E0_II
Материалы и оборудование: раздаточный материал с цитатами, мультимедийная установка (экран, компьютер, проектор), костюмы героев.
Действующие лица: журналист, историк, ученый, представитель дворянства, Екатерина II.
Ход занятия
Вступление: звучит дворцовая музыка, на экране первый слайд, ученик читает стихи.
Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.
Г. Державин
Учитель: Дорогие ребята! Наша страна уникальна и может поистине гордиться своей богатой историей. Немало выдающихся людей сыграли огромную роль в становлении нашего государства, среди них были и женщины. Об одной из них мы сегодня и поговорим. Встречайте – Ее Величество Екатерина II(входит Екатерина, садится на трон).
Учитель: Итак, ребята, цель нашего занятия – приблизиться к эпохе правления Екатерины Великой, поближе узнать ее, выяснить, какова ее роль в жизни государства Российского и что помогло императрице стать Великой. А в этом нам помогут Историк, Журналист, Ученый, представители дворянства и, конечно, сама Екатерина (входят остальные действующие лица).
Учитель: Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю вам ответить на вопрос:
согласны ли вы, что Екатерина IIвеликая и мудрая правительница, продолжательница начинаний Петра I? По ходу занятия в листах на ваших столах вы можете фиксировать мысли, подтверждающие ваши ответы. А в конце нашего классного часа мы подведем итог.
Журналист: для начала, давайте узнаем о рождении и детстве будущей императрицы.
Историк:Принцесса Софья-Августа Ангельт-Цербтская, при святом миропомазанье наречена Екатериной Алексеевной, родилась 21 апреля 1729 года в семье прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой девочкой. Фикхен была первым ребенком у четы герцогов Ангальт-Цербстских — дочь вместо горячо ожидаемого сына. Герцогиня была еще слишком молода, кроме того, капризна, легкомысленна и самолюбива — материнские чувства по отношению к старшей дочери в душе ее не пробудились. Когда София-Августа-Фредерика подросла, мать убедилась в том, что ее первенец — просто невозможный ребенок. Девочка была, как уже отмечалось ранее, упряма, своевольна, притом же очень бойка, непоседлива, в ней рано начали проявляться мальчишеские замашки. К тому же Фикхен была, по мнению матери, безнадежно некрасива. Все вместе это, похоже, никоим образом не соответствовало представлению герцогини об идеальной принцессе.
Журналист: Вам есть что добавить (обращается к Екатерине)?
Екатерина: Я получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявила независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни я провела в России и только детство и отрочество — в Германии. Но именно за эти 14 лет я сформировалась как личность, именно в Германии во мне прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым меня на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая мои хорошие манеры и вежливость.
Журналист:расскажите о своем вступлении на престол и что такое имперский совет?
Екатерина:Граф Ганин считал, что мои права на престол сомнительны, подал проект о создании имперского совета, сводившийся к тому, что править страной должны 6-8 высших сановников, облеченных полным доверием монарха.
Учитель:Ребята, может быть и у вас возникли вопросы к Екатерине?
Ученик:Расскажите нам, пожалуйста, о своей личной жизни.
Екатерина:
Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, я в 1745 вступила в брак с Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. В 1754 я родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной мою высылку из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося ко мне все более враждебно, мое положение стало шатким.
Историк:
И тогда, опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей.
Ученый:Давайте теперь поговорим об основных преобразованиях, проведенных Екатериной Великой, которые повлияли на авторитет России.
Историк:
В 1763 провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным органом управления.
Ученый:В 1763- 1764 провела секуляризацию (т.е. обращение в светскую собственность) церковных земель, что позволило не только пополнить казну, но также продолжить и завершить начатую Петром I нейтрализацию духовенства как политической силы.
Екатерина: Отныне все монастырские и церковные земли переходят в собственность государственную.
Журналист: Расскажите подробнее о событии 21 апреля 1785 года?
Историк: Опубликована «Жалованная грамота благородному дворянству».
Дворянин: Отныне мы освобождаемся от обязательной государственной службы, от податей, от постойной повинности и от телесных наказаний.
Ученый: Этой грамотой императрица создала в лице дворянства социальную опору для абсолютизма.
Историк:Еще одним важным событием в правлении императрицы были «Наказ» и Комиссия 1767 — 1768 гг.
Екатерина:Цель — составление нового свода законов Российской империи. Участвовало 572 депутата, которые представляли государственные учреждения, крестьянство (кроме крепостных), казачество.
Ученый: В «Наказе» предполагалось вскрывать недостатки и чаяния бедных сословий и всего общества. Императрица реформами пыталась оздоровить российское государство.
Учитель:Итак, ребята, вы вкратце ознакомились с деятельностью Екатерины Великой и можете уже сделать кое-какие выводы. Чтобы составить окончательный портрет, я предлагаю командам прочитать ее цитаты и выделить главные личностные черты, которые помогли ей стать великой императрицей.
Учащиеся:(читают цитаты, в группах обсуждают, выделяют черты, делают выводы).
Учитель:
Правление Екатерины IIхарактеризуют как «Просвещенный абсолютизм», можете ли вы, ребята, дать определение этому понятию?
Ученики:Политика «просвещенного абсолютизма – это попытка управлять страной при помощи «хороших законов», законов, которые улучшают положение всех слоев населения.
Учитель: Все верно. А хочется закончить наше занятие следующей цитатой «…Екатерина II дала ответ на вопрос, как стать русским, в чем состоит понятие «русский человек», и своей жизнью, своим подвигом доказала, что понятие «русский» — более глубокое и широкое, чем просто этническая принадлежность» (протоиерей Геннадий Беловолов).
Приложение 1
Цитаты Екатерины Великой
О нравственности и жизненных идеалахМеня обворовывают так же, как и всех, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать. Бранныя слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которыя входят. Буде увидишь пороки ближняго, — не оказывай ему свои осуждения. Мелкие слабости проходят сами собою. Человек только тогда счастлив, когда занят. Во всяком возрасте почитай родителей Ложь изо всех вреднейших есть порок Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и «прячется где-нибудь» в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стрелы, но у самого себя в проронке требует отчета: однако для того бодрости духа и охоты не теряет Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен, или отдается мыслям своим во угнетение Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу Нет стыда признаться человеку в своей ошибке Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей Праздность есть мать скуки и многих пороков Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать… разные враки, а выслушав, с прбавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность. Добрыя дела сами собою воздаяния приносят Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твердой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое Я хвалю громко, а порицаю вполголоса Народ, который поет и пляшет, зла не думает
Культура, образование
Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна Кто привык к трудам, тому труд облегчен Разумный человек всегда может найти упражнениеРазговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем Человек с посредственным умом, буде и труд приложит, искусен быть не может Таков неизбежный закон, что ошибка идет всегда следом за истиной Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями! Лекарство от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл не то что оспа: привить нельзя В свете ничего совершенного нет
Политика, закон, война
Управлять — значит предвидеть. Если бы я была мужчиной, то была бы непременно убита, не дослужившись до капитанского чина. Гораздо легче делать приятное для всех, нежели, чтоб тебе все угождали. Я буду царствовать или погибну (из письма Екатерины II к английскому посланнику Ч. Уильямсу) Первое правило — делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого (об искусстве правления) Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальствующим, в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и матерям, близки к падению Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать Победителей не судят Ура! Фельдмаршал Суворов! (ответ Екатерины II на донесение А. В. Суворова: «Ура! Варшава наша!») Надобно беречь Кутузова; он у меня будет великим генералом (слова Екатерины II после сообщения о потере Кутузовым глаза)
Муниципальное Образовательное Учреждение Иркутского Районного Муниципального Образования
Карлукская Средняя Общеобразовательная Школа
«Ее Величество – Екатерина II»
(из цикла «Великие женщины России»)
Классный час
Автор: Отчесова Мария Вениаминовна
МОУ ИРМО Карлукская СОШ
учитель английского языка
Карлук, 2012
Пояснительная записка
Автор: Отчесова Мария Вениаминовна
ОУ: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Иркутского Районного Муниципального Образования «Карлукская средняя общеобразовательная школа»; должность: учитель английского языка
Классный час «Ее Величество – Екатерина II» (из цикла «Великие женщины России»)
Данный классный час составлен для учащихся средней школы (7-9 классы) и представляет собой ознакомительное занятие по теме «Роль Екатерины II в жизни России». Материал может также быть использован для закрепления и систематизации знаний по теме.
Цель занятия: знакомство с эпохой правления Екатерины Великой и ее ролью в жизни Российского государства.
Задачи: 1) обучающая: узнать о детстве императрицы, ее восхождении на престол и значимых событиях ее правления;
2) развивающая: научить анализировать, выделять главное, работать в команде;
3) воспитательная: развивать чувство гордости и патриотизма на примере исторической личности и ее деятельности;
Ресурсы:
http://bookimir.ru/load/istorija_rossii_konec_17_19_vek_2_chast_v_i_buganov_p_n_zyrjanov/3-1-0-5766
http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/35820_interesnye_fakty_o_ekaterine_velikoj (картинки для презентации).
http://www.nationalcard.ru/museum_info105.html (картинки для презентации)
http://www.testsoch.com/citaty-ekateriny-velikoj/ (цитаты)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EA%E0%F2%E5%F0%E8%ED%E0_II
Материалы и оборудование: раздаточный материал с цитатами, мультимедийная установка (экран, компьютер, проектор), костюмы героев.
Действующие лица: журналист, историк, ученый, представитель дворянства, Екатерина II.
Ход занятия
Вступление: звучит дворцовая музыка, на экране первый слайд, ученик читает стихи.
Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.
Г. Державин
Учитель: Дорогие ребята! Наша страна уникальна и может поистине гордиться своей богатой историей. Немало выдающихся людей сыграли огромную роль в становлении нашего государства, среди них были и женщины. Об одной из них мы сегодня и поговорим. Встречайте – Ее Величество Екатерина II (входит Екатерина, садится на трон).
Учитель: Итак, ребята, цель нашего занятия – приблизиться к эпохе правления Екатерины Великой, поближе узнать ее, выяснить, какова ее роль в жизни государства Российского и что помогло императрице стать Великой. А в этом нам помогут Историк, Журналист, Ученый, представители дворянства и, конечно, сама Екатерина (входят остальные действующие лица).
Учитель: Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю вам ответить на вопрос: согласны ли вы, что Екатерина II великая и мудрая правительница, продолжательница начинаний Петра I? По ходу занятия в листах на ваших столах вы можете фиксировать мысли, подтверждающие ваши ответы. А в конце нашего классного часа мы подведем итог.
Журналист: для начала, давайте узнаем о рождении и детстве будущей императрицы.
Историк: Принцесса Софья-Августа Ангельт-Цербтская, при святом миропомазанье наречена Екатериной Алексеевной, родилась 21 апреля 1729 года в семье прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой девочкой. Фикхен была первым ребенком у четы герцогов Ангальт-Цербстских - дочь вместо горячо ожидаемого сына. Герцогиня была еще слишком молода, кроме того, капризна, легкомысленна и самолюбива - материнские чувства по отношению к старшей дочери в душе ее не пробудились. Когда София-Августа-Фредерика подросла, мать убедилась в том, что ее первенец - просто невозможный ребенок. Девочка была, как уже отмечалось ранее, упряма, своевольна, притом же очень бойка, непоседлива, в ней рано начали проявляться мальчишеские замашки. К тому же Фикхен была, по мнению матери, безнадежно некрасива. Все вместе это, похоже, никоим образом не соответствовало представлению герцогини об идеальной принцессе.
Журналист: Вам есть что добавить (обращается к Екатерине)?
Екатерина: Я получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявила независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни я провела в России и только детство и отрочество - в Германии. Но именно за эти 14 лет я сформировалась как личность, именно в Германии во мне прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым меня на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая мои хорошие манеры и вежливость.
Журналист: расскажите о своем вступлении на престол и что такое имперский совет?
Екатерина: Граф Ганин считал, что мои права на престол сомнительны, подал проект о создании имперского совета, сводившийся к тому, что править страной должны 6-8 высших сановников, облеченных полным доверием монарха.
Учитель: Ребята, может быть и у вас возникли вопросы к Екатерине?
Ученик: Расскажите нам, пожалуйста, о своей личной жизни.
Екатерина: Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, я в 1745 вступила в брак с Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. В 1754 я родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной мою высылку из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося ко мне все более враждебно, мое положение стало шатким.
Историк: И тогда, опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей.
Ученый: Давайте теперь поговорим об основных преобразованиях, проведенных Екатериной Великой, которые повлияли на авторитет России.
Историк: В 1763 провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным органом управления.
Ученый: В 1763- 1764 провела секуляризацию (т.е. обращение в светскую собственность) церковных земель, что позволило не только пополнить казну, но также продолжить и завершить начатую Петром I нейтрализацию духовенства как политической силы.
Екатерина: Отныне все монастырские и церковные земли переходят в собственность государственную.
Журналист: Расскажите подробнее о событии 21 апреля 1785 года?
Историк: Опубликована "Жалованная грамота благородному дворянству".
Дворянин: Отныне мы освобождаемся от обязательной государственной службы, от податей, от постойной повинности и от телесных наказаний.
Ученый: Этой грамотой императрица создала в лице дворянства социальную опору для абсолютизма.
Историк: Еще одним важным событием в правлении императрицы были "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.
Екатерина: Цель - составление нового свода законов Российской империи. Участвовало 572 депутата, которые представляли государственные учреждения, крестьянство (кроме крепостных), казачество.
Ученый: В "Наказе" предполагалось вскрывать недостатки и чаяния бедных сословий и всего общества. Императрица реформами пыталась оздоровить российское государство.
Учитель: Итак, ребята, вы вкратце ознакомились с деятельностью Екатерины Великой и можете уже сделать кое-какие выводы. Чтобы составить окончательный портрет, я предлагаю командам прочитать ее цитаты и выделить главные личностные черты, которые помогли ей стать великой императрицей.
Учащиеся: (читают цитаты, в группах обсуждают, выделяют черты, делают выводы).
Учитель: Правление Екатерины II характеризуют как «Просвещенный абсолютизм», можете ли вы, ребята, дать определение этому понятию?
Ученики: Политика «просвещенного абсолютизма – это попытка управлять страной при помощи «хороших законов», законов, которые улучшают положение всех слоев населения.
Учитель: Все верно. А хочется закончить наше занятие следующей цитатой «…Екатерина II дала ответ на вопрос, как стать русским, в чем состоит понятие «русский человек», и своей жизнью, своим подвигом доказала, что понятие «русский» - более глубокое и широкое, чем просто этническая принадлежность» (протоиерей Геннадий Беловолов).
Приложение 1
Цитаты Екатерины Великой
О нравственности и жизненных идеалах
Меня обворовывают так же, как и всех, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать. Бранныя слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которыя входят. Буде увидишь пороки ближняго, — не оказывай ему свои осуждения. Мелкие слабости проходят сами собою. Человек только тогда счастлив, когда занят. Во всяком возрасте почитай родителей Ложь изо всех вреднейших есть порок Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и "прячется где-нибудь" в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стрелы, но у самого себя в проронке требует отчета: однако для того бодрости духа и охоты не теряет Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен, или отдается мыслям своим во угнетение Мелочные правила и жалкие утонченности не должны иметь доступа к вашему сердцу Нет стыда признаться человеку в своей ошибке Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей Праздность есть мать скуки и многих пороков Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать...разные враки, а выслушав, с прбавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу Сделай добро, дабы делать добро, а не ради того, чтоб приобресть похвалу или благодарность. Добрыя дела сами собою воздаяния приносят Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твердой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое Я хвалю громко, а порицаю вполголоса Народ, который поет и пляшет, зла не думает
Культура, образование
Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна Кто привык к трудам, тому труд облегчен Разумный человек всегда может найти упражнение Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем Человек с посредственным умом, буде и труд приложит, искусен быть не может Таков неизбежный закон, что ошибка идет всегда следом за истиной Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями! Лекарство от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл не то что оспа: привить нельзя В свете ничего совершенного нет
Политика, закон, война
Управлять — значит предвидеть. Если бы я была мужчиной, то была бы непременно убита, не дослужившись до капитанского чина. Гораздо легче делать приятное для всех, нежели, чтоб тебе все угождали. Я буду царствовать или погибну (из письма Екатерины II к английскому посланнику Ч. Уильямсу) Первое правило — делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого (об искусстве правления) Если государственный человек заблуждается, если он рассуждает плохо, принимает ошибочные меры, то целый народ испытывает пагубные следствия этого Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальствующим, в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и матерям, близки к падению Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать Победителей не судят Ура! Фельдмаршал Суворов! (ответ Екатерины II на донесение А. В. Суворова: "Ура! Варшава наша!") Надобно беречь Кутузова; он у меня будет великим генералом (слова Екатерины II после сообщения о потере Кутузовым глаза)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»