Литературная гостиная "Книга про бойца" (о жизни и творчестве А.Т. Твардовского)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ст. Атаманской Павловского района
Краснодарского края
Литературная гостиная
«Книга про бойца» ( А.Т. Твардовский)
(для учащихся 9 – 11 классов).
Автор: Багмет Елена Леонидовна,
учитель русского языка
и литературы
Литературная гостиная
«Книга про бойца» ( А.Т. Твардовский)
(для учащихся 9 – 11 классов).
Цели и задачи:
1) популяризировать творчество А. Т. Твардовского, вызвать интерес к судьбе поэта и гражданина; познакомить с основными вехами его жизненного и творческого пути;
2) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы «Василий Тёркин» и её героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
3) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
4) проверить знание поэмы, используя вопросы литературной викторины;
3) пробудить интерес к истории войны; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оборудование:
портрет А. Т. Твардовского, выставка книг поэта и о поэте, иллюстрации В. Л. Гольдяева к поэме «Василий Тёркин», презентация «По страницам жизни и творчества А.Т. Твардовского» (сопровождение к первой части вечера), литературная викторина «Книга про бойца» с презентационным сопровождением, песни военных лет (звучат в записи по ходу сценария, создавая музыкальный фон вечера).
Реквизиты:
гармонь, шинель, котелок, пилотка, вещмешок и др.
Небольшая сцена в классе оформлена в виде полянки (привал).
Чтец 1: Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.
Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.
Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», — о детстве. А было оно далеко не «золотым».
Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах (о которых будет сказано ниже), был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.
И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывались так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советского гражданина и русского поэта.
Предоставим слово самому Твардовскому.
Чтец 2: «Родился я в Смоленщине, — пишет он, — в 1910 году, 21 июня, на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта — десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, «оборках», как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, — была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.
И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему «имению», как он в шутку и не в шутку называл свой хутор… Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему, то и дело, приходилось обращаться к молотку.
… Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. В. Толстого, Никитина произошло таким именно образом».
Чтец 3:Тогда-то, должно быть, и западали в сердце мальчика, еще еле- еле читавшего по складам, неприязнь и отвращение к коронованному палачу Ивану Грозному, к изменнику Мазепе, к самодуру Кириле Петровичу Троекурову. Здесь, вероятно, истоки всем известной жажды справедливости Твардовского, начало его «детской мстительной мечты». И, может быть, нет ничего ни удивительного, ни случайного в том, что самое первое его стихотворение, сочиненное в таком возрасте, когда автор ещё не знал всех букв алфавита, обличало мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд.
Чтец 1: В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.
Чтец 2: В 1929 году Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930 — возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936 года. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы. Тем не менее, именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского “По колхозной Смоленщине” и его первое прозаическое произведение “Дневник председателя” (1932). В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936), удостоенной Сталинской премии второй степени в 1941 году, изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Несмотря на то, что родители Твардовского были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств. Однако впоследствии поэт радикально изменил свое отношение к коллективизации.
Чтец 3:
В 1936 Твардовский переезжает в Москву, где поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он переводит классику народов СССР. Ещё будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.
Чтец 1:
Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939-40 годы. В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды. В 1946 году поэма «Василий Тёркин» удостоена Сталинской премии первой степени. Чтец 2: Вершиной послевоенного творчества Твардовского стала поэма “Дом у дороги” (1942-1946), отразившая “оборотную” сторону войны: горечь отступления, ужасы оккупации и плена, трагедию возвращения солдата-победителя на пепелище родного дома.
В 1947 году поэт получил Сталинскую премию второй степени. В поэме «За далью — даль», удостоенной Ленинской премии в 1961 году, и лирике 60-х годов — раздумья поэта о движении времени, долге художника, о жизни и смерти.
Чтец 3: Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев, А.Солженицын и др. В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Чтец 1: Новая направленность журнала вызвала недовольство так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В.А. Кочетов). После снятия Хрущёва в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушёл вместе с ним. Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел и умер. Отняв у Александра Трифоновича, журнал, его детище, у него отняли жизнь. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище в Москве.
Чтец 2: Александр Трифонович Твардовский сочетал в себе талант поэта, темперамент бойца, долг и совесть гражданина. Он был интернационалистом по самой своей натуре, оставаясь во всем русским национальным поэтом.
И любому юноше, «решающему делать жизнь с кого», если даже у него нет никакой склонности к поэзии, можно смело и безошибочно указать на жизнь замечательного поэта. Создавая свою «Книгу про бойца», он писал и о себе, бойце за Отечество, за родную землю, за справедливость.
ЧТЕЦ 3: Военная тематика занимала особое место в творчестве поэта. Одной из самых любимых читателями стала «Книга про бойца», поэма «Василий Теркин». Поэт, писавший прежде о селе, понял, прочувствовал глубинную связь родной земли и ее защитников.
ЧТЕЦ 1:«Люди, с которыми за эти месяцы довелось мне встретиться, и все, что привелось увидеть, сделали из меня почти совсемдругого человека, — писал Александр Трифонович Твардовский, побывав у воинов в марте 1940 года в качестве военного корреспондента. — Короче говоря, мне открылся новый, необычайный и радостный мир. Я рад, что он доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь».
ЧТЕЦ 2:И она — эта военная тема — стала для него главной. Что бы мы сегодня ни говорили, как бы ни переставляли акценты, стоит только назвать имя Твардовского — сразу же возникает образ Василия Теркина, бравого солдата, этакого весельчака и балагура. Именно с ним прежде всего и ассоциирует имя поэта народная молва. Не так ли?
ЧТЕЦ 3:Конечно! Но здесь есть немало загадок. Вдумайтесь: книга про бойца, поэма о войне – а каждая строка её дышит мирной жизнью. Смерть рядом, а солдат говорит, что он «большой охотник жить лет до девяноста…». И ни у него, ни у бойцов охотно слушающих на привале своего товарища, нет сомнения, что так и будет: смелого пуля боится… Кто все эти солдаты, окружающие главного героя поэмы? Да те же крестьяне, рабочие, все те, кто трудом своим украшал жизнь, а в годину испытаний надел военные шинели. И война для них — работа, продолжение обычной жизни в необычных условиях.
ЧТЕЦ 1:
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца,…
Без особого сюжета,
Впрочем, правде не во вред.
На войне сюжета нету.
— Как так нету?
— Так вот, нет.
Есть закон — служить до срока,
Служба — труд, солдат —не гость.
Есть отбой — уснул глубоко,
Есть подъем — вскочил,
как гвоздь.
Есть война — солдат воюет,
Лют противник — сам лютует.
Есть сигнал: вперед!.. — Вперед.
Есть приказ: умри. — Умрет.
ЧТЕЦ 2:Василий Теркин — это реальный солдат, настоящий участник великой битвы, или образ, рожденный воображением поэта?
ЧТЕЦ 3:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
ЧТЕЦ 1: Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Потому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это, конечно, величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой и историей.
ЧТЕЦ 2: Теркин был всегда солдатом наступления. И потому он сразу нашел путь к сердцу воина-патриота, воина-освободителя. И об этом забывать нельзя. Ведь человеку с каждым днем необходимо больше мужества. И нет ничего выше солдатского братства, — Твардовский прекрасно это понимал. Часто цитируемые в нашей будничной жизни слова «ради жизни на земле» вмещают очень многое: и раздумья о Великой Отечественной войне, и мысли о нашей сегодняшней, очень сложной действительности, и мечты о будущем. Создание «Василия Теркина» — это подвиг. Подвиг поэта-художника, поэта-фронтовика. И оба они — и поэт, и образ героя, им созданный, — навеки останутся в Памяти народной.
ЧТЕЦ 3:Читая поэму, так и видишь их вместе: вот они идут солдатской дорогой; вот просто сидят рядом на коротком привале, в минуту передышки между боями: а вот перебрасываются острой шуткой у общего солдатского котелка. Нет ничего прекраснее этих минут товарищеского общения, этой солдатской дружбы.
ЧТЕЦ 1:
Свет пройди, — нигде
не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище,
Что бывает на войне.
ЧТЕЦ 2:Из воспоминаний художника Ореста Верейского, первого иллюстратора поэмы «Василий Теркин»: «Теркин — самый знаменитый и самый трудный для художника литературный герой из всех героев войны, хотя бы потому, что он близок для многих читателей и военной поры, и жизни мирной. Каждый с ним связывает что-то свое.
Помню, как услышал первые главы из «Теркина». Я служил тогда в газете «Красноармейская правда» 3-го Белорусского фронта. Весной 1942 года к нам в редакцию прибыл А. Твардовский. Мы ждали его с нетерпением. Молодой поэт был уже знаменит, хотя о существовании «Теркина» мало кто еще знал. Наши редакционные вагончики теснились в густом лесу, и вот однажды все мы собрались в одном из них, и Твардовский предложил нам послушать первые, еще нигде не публиковавшиеся главы «Василия Теркина». Многие ждали веселых приключений лихого солдата, вроде того «Васи Теркина», которого придумал Твардовский с друзьями в уголке номера газеты «На страже Родины» во время финской кампании 1939—1940 гг. Но Твардовский стал читать совсем другое:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Так он прочитал нам главы «На привале», «Бой в болоте...». До сих пор помню свои ощущения. Не только я, все мы были потрясены услышанным — просто, естественно, неторопливо нам была рассказана в стихах такая горькая и глубочайшая правда о войне, которую мы ежечасно видели вокруг себя, что нам казалось — не поэт Твардовский это сочинил, а эта правда жила в нас, мы ее понимали, чувствовали, вот только выразить словами не могли, что и сделал за нас поэт, — столь ясно и душевно выразил эту правду о войне.
ЧТЕЦ 3:«Книга про бойца» — поэма «Василий Теркин» — печаталась в нашей газете по мере создания поэмы — всю войну. Я часто делал рисунки. Но про себя не раз всерьез подумывал о настоящих иллюстрациях и делал зарисовки в блокнот — пейзажи, приметы фронтового быта, прикидывал облик самого Теркина… Я работал с большой охотой. И потому, что, как и все товарищи Твардовского по газете, я был свидетелем рождения той или иной главы. И потому, что я родился на Смоленщине, провел там свое детство, и это роднило меня и с Твардовским, и с Теркиным. И все же Теркин мне долго не давался. Но вот однажды в редакции появился молодой поэт Василий Глотов, он приехал к Твардовскому показать свои стихи. Не знаю, каким чувством — шестым, седьмым, десятым, я увидел в нем черты Теркина. В нем был и решительный характер, и сдержанная сила, и уверенность, и веселый нрав. Сделав несколько набросков, показал их Твардовскому, и он сказал в ответ только одно слово: «Да».
Конечно, Теркин — образ собирательный. Он чем-то похож и на самого Твардовского, и на тех многих солдат, которых я встречал на фронтовых дорогах».
ЧТЕЦ 1: Да, Теркин — образ собирательный, Его прототипы — реальные люди, встреченные поэтом на разных дорогах войны.
ЧТЕЦ 2:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял: — Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.
Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
ЧТЕЦ 3:Но почему же, кроме Теркина, фактически все другие герои безымянны? А в том-то и секрет поэта, что он, идя от реальных людей, стремился к такому обобщению, чтобы каждый из читающих или слушающих поэмусолдат мог бы легко представить себя на месте персонажа.
ЧТЕЦ 1:Этим же объясняется и то, что сам Теркин в последних строках поэмы как бы растворяется среди других солдат, сливается с народной массой, возвращается в народ.
ЧТЕЦ 2: «Василий Теркин» («Книга про бойца») — вечная книга, и не только потому, что в ней — вся война как есть, с ее трагическим и комическим, героическим и обыденным. В ней правда — о человеке, о том замечательном солдате, который победил в страшной войне, и о нас с вами, живущих сегодня, во имя которых эта победа совершена. Ведь в высоком товариществе, стойкости, мужестве, в доброте и щедрости, решительности и человечности, в умении смотреть правде в глаза и не бояться ее мы сегодня нуждаемся не меньше, а может даже и больше, чем в то суровое и требовательное время. И потому Теркин всегда нам будет нужен,
ЧТЕЦ 3:
Мать-земля моя родная,
Я твою изведал власть,
Как душа моя больная
Издали к тебе рвалась!
Я загнул такого крюку,
Я прошел такую даль,
И видал такую муку,
И такую знал печаль!
Я иду к тебе с востока,
Я тот самый, не иной.
Ты взгляни, вздохни глубоко,
Встреться наново со мной.
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня Т
ы прости, за что — не знаю,
Только ты прости меня!..
Не в плену тебя жестоком,
По дороге фронтовой,
А в родном тылу глубоком
Оставляет Теркин твой.
Минул срок годины горькой,
Не воротится назад.
— Что ж ты, брат,
Василий Теркин,
Плачешь вроде?..
— Виноват...
ЧТЕЦ 1: Василий Теркин — чисто русский характер: удаль, бесшабашность, душа нараспашку, но главное — упорство, желание во что бы то ни стало победить. Не потому ли образ Теркина можно поставить рядом с былинными героями?
ЧТЕЦ 2: Теркин близок нам тем, что он самый обычный, простой русский человек. Идут годы… Меняются эпохи, люди, да и поэма Твардовского сегодня воспринимается иначе, чем тогда. Но широта души солдата и в то же время его рассудительность очень близки нам. Особенно дороги в Теркине его мудрость, умение принять решение в любой сложнейшей обстановке. Он шел вперед, и за ним всегда шли солдаты, видя в нем своего командира, с которым и умирать не страшно.
ЧТЕЦ 3:
Низко смерть над шапкой
свищет,
Хоть кого согнет в дугу.
Цепь идет, как будто ищет
Что-то в поле на снегу.
И бойцам, что помоложе,
Что впервые так идут,
В этот час всего дороже
Знать одно, что Теркин тут.
ЧТЕЦ 1:Василий Теркин знал реальность солдатских будней как никто другой. Почему?
ЧТЕЦ 2:Да потому, что Александр Твардовский был военным корреспондентом, был на переднем крае, на самых тяжелых участках войны, Не потому ли мы считаем «Книгу про бойца» своей, она задевает душу, согревает сердце своей откровенностью, радует прозорливостью?
ЧТЕЦ 3:Истинным счастьем считал для себя Твардовский встречу с Теркиным.
ЧТЕЦ 1: «Теркин был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем — воюющим человеком — моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам...»
ЧТЕЦ 2:Истинный поэт — ровесник всех поколений. Так считал Александр Трифонович Твардовский. И эти слова вполне применимы к нему самому.
ЧТЕЦ 1:
Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца.
С мыслью, может,
дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
ЧТЕЦ 2: Знал ли Александр Трифонович о том, что в свое время был уже такой роман — «Василий Теркин», роман, написанный еще в XIXвеке Петром Боборыкиным о герое Отечественной войны 1812 года? Да если и не знал, то это и не важно. Важно другое: здесь есть невидимая связь в народной памяти. Важно, что и тот Теркин, и Теркин наших дней — защитники Родины, Отечества.
ЧТЕЦ 3:Так пусть же не прерывается эта связь времен!
ЧТЕЦ 1: А теперь пришло время вспомнить великое произведение А.Т. Твардовского и ответить на вопросы викторины.
1. Назовите даты жизни А.Т. Твардовского.
2. Главы с каким названием нет в поэме «Василий Тёркин? «Кто стрелял?», «Баян», «Переправа», «Два солдата», «Дуэль», «О награде»
3. Откуда родом главный герой поэмы «Василий Тёркин»?
4. Какова тема поэмы «Василий Тёркин»?
5. Как А.Т. Твардовский подчёркивает «обыкновенность» своего героя?
6. Зачем автор использует в поэме мотив дороги?
7. Каково соотношение юмористического и трагического в поэме «Василий Тёркин»?
8. На страницах поэмы сочетаются героика и юмор.Докажите это текстом.
9. Для чего автор использует в поэме форму диалога?
10. Насколько образ Василия Тёркина соответствует образу солдат Великой Отечественной войны?
11. Как проявляется взаимодействие тем «малой» и «большой» Родины в поэме?
12. Какую из глав поэмы можно было бы проиллюстрировать репродукцией Ю. Непринцева «Отдых после боя».
13. Используя цитаты из поэмы, расскажите «военную биографию» Василия Теркина.
14. Какие новые стороны характера Теркина мы узнаем из главы «Гармонь»?
(Подведение итогов, определение победителя)
Литература:
Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М.: Правда, 1998;
Кардин В.А. Присяга Александра Твардовского: штрихи к литературному портрету. – Первое сентября. – 1997, 8 мая;
Митин Г.А. «Немую боль в слова облечь…»: Трагический пафос поэзии А.Т. Твардовского. – Литература в школе. – 1995, № 5;
Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М.: Современник, 1989;
Твардовский А.Т. Поэмы.- М.: Современник, 19774;
Турков А. М. Твардовский – М.: Советская Россия, 1970;
Хелемский Я.В. О тех стихах незнаменитых. – Первое сентября. – 1997, № 39;
Чернова И.И. Россия в живых народных лицах, интонациях, слове. – Литература в школе. – 1999, № 3;
Чернова И.И. Стихи о войне Александра Твардовского. – Первое сентября. – 1998, № 35;
Интернет. ресурсы:
http://www.portfolio.1september.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.a4format.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ст. Атаманской Павловского района
Краснодарского края
Литературная гостиная
«Книга про бойца» ( А.Т. Твардовский)
(для учащихся 9 – 11 классов).
Автор: Багмет Елена Леонидовна,
учитель русского языка
и литературы
Литературная гостиная
«Книга про бойца» ( А.Т. Твардовский)
(для учащихся 9 – 11 классов).
Цели и задачи:
-
популяризировать творчество А. Т. Твардовского, вызвать интерес к судьбе поэта и гражданина; познакомить с основными вехами его жизненного и творческого пути;
2) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы «Василий Тёркин» и её героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;
3) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
4) проверить знание поэмы , используя вопросы литературной викторины;
3) пробудить интерес к истории войны; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оборудование:
портрет А. Т. Твардовского, выставка книг поэта и о поэте, иллюстрации В. Л. Гольдяева к поэме «Василий Тёркин», презентация «По страницам жизни и творчества А.Т. Твардовского» (сопровождение к первой части вечера), литературная викторина «Книга про бойца» с презентационным сопровождением, песни военных лет (звучат в записи по ходу сценария, создавая музыкальный фон вечера).
Реквизиты:
гармонь, шинель, котелок, пилотка, вещмешок и др.
Небольшая сцена в классе оформлена в виде полянки (привал).
Чтец 1: Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью.
Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского.
Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», - о детстве. А было оно далеко не «золотым».
Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах (о которых будет сказано ниже), был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.
И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывались так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности, ценить плоды человеческого труда и развивать в себе любознательность, проникаться непримиримостью к жадности, жестокости, трусости, подлости и лицемерию и давать простор своим безудержным мечтам, настойчиво добиваться цели и вырабатывать в себе еще на пороге юности определенный моральный кодекс - высокий нравственный кодекс советского гражданина и русского поэта.
Предоставим слово самому Твардовскому.
Чтец 2: «Родился я в Смоленщине, - пишет он, - в 1910 году, 21 июня, на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта - десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, «оборках», как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.
И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему «имению», как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему, то и дело, приходилось обращаться к молотку.
...Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, с «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. В. Толстого, Никитина произошло таким именно образом».
Чтец 3: Тогда-то, должно быть, и западали в сердце мальчика, еще еле- еле читавшего по складам, неприязнь и отвращение к коронованному палачу Ивану Грозному, к изменнику Мазепе, к самодуру Кириле Петровичу Троекурову. Здесь, вероятно, истоки всем известной жажды справедливости Твардовского, начало его «детской мстительной мечты». И, может быть, нет ничего ни удивительного, ни случайного в том, что самое первое его стихотворение, сочиненное в таком возрасте, когда автор ещё не знал всех букв алфавита, обличало мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд.
Чтец 1: В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.
Чтец 2: В 1929 году Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930 — возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936 года. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы. Тем не менее, именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского “По колхозной Смоленщине” и его первое прозаическое произведение “Дневник председателя” (1932). В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936), удостоенной Сталинской премии второй степени в 1941 году, изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Несмотря на то, что родители Твардовского были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств. Однако впоследствии поэт радикально изменил свое отношение к коллективизации.
Чтец 3: В 1936 Твардовский переезжает в Москву, где поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он переводит классику народов СССР. Ещё будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.
Чтец 1: Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939-40 годы. В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения. Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды. В 1946 году поэма «Василий Тёркин» удостоена Сталинской премии первой степени. Чтец 2: Вершиной послевоенного творчества Твардовского стала поэма “Дом у дороги” (1942-1946), отразившая “оборотную” сторону войны: горечь отступления, ужасы оккупации и плена, трагедию возвращения солдата-победителя на пепелище родного дома.
В 1947 году поэт получил Сталинскую премию второй степени. В поэме «За далью — даль», удостоенной Ленинской премии в 1961 году, и лирике 60-х годов — раздумья поэта о движении времени, долге художника, о жизни и смерти.
Чтец 3: Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Ф.Абрамов, В.Быков, Ч.Айтматов, С.Залыгин, Г.Троепольский, Б.Можаев, А.Солженицын и др. В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Чтец 1: Новая направленность журнала вызвала недовольство так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В.А. Кочетов). После снятия Хрущёва в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушёл вместе с ним. Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел и умер. Отняв у Александра Трифоновича, журнал, его детище, у него отняли жизнь. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище в Москве.
Чтец 2: Александр Трифонович Твардовский сочетал в себе талант поэта, темперамент бойца, долг и совесть гражданина. Он был интернационалистом по самой своей натуре, оставаясь во всем русским национальным поэтом.
И любому юноше, «решающему делать жизнь с кого», если даже у него нет никакой склонности к поэзии, можно смело и безошибочно указать на жизнь замечательного поэта. Создавая свою «Книгу про бойца», он писал и о себе, бойце за Отечество, за родную землю, за справедливость.
ЧТЕЦ 3: Военная тематика занимала особое место в творчестве поэта. Одной из самых любимых читателями стала «Книга про бойца», поэма "Василий Теркин". Поэт, писавший прежде о селе, понял, прочувствовал глубинную связь родной земли и ее защитников.
ЧТЕЦ 1: "Люди, с которыми за эти месяцы довелось мне встретиться, и все, что привелось увидеть, сделали из меня почти совсем другого человека, — писал Александр Трифонович Твардовский, побывав у воинов в марте 1940 года в качестве военного корреспондента. — Короче говоря, мне открылся новый, необычайный и радостный мир. Я рад, что он доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь".
ЧТЕЦ 2: И она - эта военная тема — стала для него главной. Что бы мы сегодня ни говорили, как бы ни переставляли акценты, стоит только назвать имя Твардовского — сразу же возникает образ Василия Теркина, бравого солдата, этакого весельчака и балагура. Именно с ним прежде всего и ассоциирует имя поэта народная молва. Не так ли?
ЧТЕЦ 3: Конечно! Но здесь есть немало загадок. Вдумайтесь: книга про бойца, поэма о войне – а каждая строка её дышит мирной жизнью. Смерть рядом, а солдат говорит, что он «большой охотник жить лет до девяноста…». И ни у него, ни у бойцов охотно слушающих на привале своего товарища, нет сомнения, что так и будет: смелого пуля боится... Кто все эти солдаты, окружающие главного героя поэмы? Да те же крестьяне, рабочие, все те, кто трудом своим украшал жизнь, а в годину испытаний надел военные шинели. И война для них — работа, продолжение обычной жизни в необычных условиях.
ЧТЕЦ 1:
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца,..
Без особого сюжета,
Впрочем, правде не во вред.
На войне сюжета нету.
— Как так нету?
— Так вот, нет.
Есть закон — служить до срока,
Служба — труд, солдат — не гость.
Есть отбой — уснул глубоко,
Есть подъем — вскочил,
как гвоздь.
Есть война — солдат воюет,
Лют противник — сам лютует.
Есть сигнал: вперед!.. — Вперед.
Есть приказ: умри. — Умрет.
ЧТЕЦ 2: Василий Теркин - это реальный солдат, настоящий участник великой битвы, или образ, рожденный воображением поэта?
ЧТЕЦ 3:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
ЧТЕЦ 1: Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Потому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это, конечно, величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой и историей.
ЧТЕЦ 2: Теркин был всегда солдатом наступления. И потому он сразу нашел путь к сердцу воина-патриота, воина-освободителя. И об этом забывать нельзя. Ведь человеку с каждым днем необходимо больше мужества. И нет ничего выше солдатского братства, — Твардовский прекрасно это понимал. Часто цитируемые в нашей будничной жизни слова "ради жизни на земле" вмещают очень многое: и раздумья о Великой Отечественной войне, и мысли о нашей сегодняшней, очень сложной действительности, и мечты о будущем. Создание "Василия Теркина" — это подвиг. Подвиг поэта-художника, поэта-фронтовика. И оба они — и поэт, и образ героя, им созданный, — навеки останутся в Памяти народной.
ЧТЕЦ 3: Читая поэму, так и видишь их вместе: вот они идут солдатской дорогой; вот просто сидят рядом на коротком привале, в минуту передышки между боями: а вот перебрасываются острой шуткой у общего солдатского котелка. Нет ничего прекраснее этих минут товарищеского общения, этой солдатской дружбы.
ЧТЕЦ 1:
Свет пройди, — нигде
не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище,
Что бывает на войне.
ЧТЕЦ 2: Из воспоминаний художника Ореста Верейского, первого иллюстратора поэмы "Василий Теркин": «Теркин — самый знаменитый и самый трудный для художника литературный герой из всех героев войны, хотя бы потому, что он близок для многих читателей и военной поры, и жизни мирной. Каждый с ним связывает что-то свое.
Помню, как услышал первые главы из "Теркина". Я служил тогда в газете "Красноармейская правда" 3-го Белорусского фронта. Весной 1942 года к нам в редакцию прибыл А. Твардовский. Мы ждали его с нетерпением. Молодой поэт был уже знаменит, хотя о существовании "Теркина" мало кто еще знал. Наши редакционные вагончики теснились в густом лесу, и вот однажды все мы собрались в одном из них, и Твардовский предложил нам послушать первые, еще нигде не публиковавшиеся главы "Василия Теркина". Многие ждали веселых приключений лихого солдата, вроде того "Васи Теркина", которого придумал Твардовский с друзьями в уголке номера газеты "На страже Родины" во время финской кампании 1939—1940 гг. Но Твардовский стал читать совсем другое:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Так он прочитал нам главы "На привале", "Бой в болоте...". До сих пор помню свои ощущения. Не только я, все мы были потрясены услышанным — просто, естественно, неторопливо нам была рассказана в стихах такая горькая и глубочайшая правда о войне, которую мы ежечасно видели вокруг себя, что нам казалось — не поэт Твардовский это сочинил, а эта правда жила в нас, мы ее понимали, чувствовали, вот только выразить словами не могли, что и сделал за нас поэт, — столь ясно и душевно выразил эту правду о войне.
ЧТЕЦ 3: "Книга про бойца" — поэма "Василий Теркин" — печаталась в нашей газете по мере создания поэмы — всю войну. Я часто делал рисунки. Но про себя не раз всерьез подумывал о настоящих иллюстрациях и делал зарисовки в блокнот — пейзажи, приметы фронтового быта, прикидывал облик самого Теркина... Я работал с большой охотой. И потому, что, как и все товарищи Твардовского по газете, я был свидетелем рождения той или иной главы. И потому, что я родился на Смоленщине, провел там свое детство, и это роднило меня и с Твардовским, и с Теркиным. И все же Теркин мне долго не давался. Но вот однажды в редакции появился молодой поэт Василий Глотов, он приехал к Твардовскому показать свои стихи. Не знаю, каким чувством — шестым, седьмым, десятым, я увидел в нем черты Теркина. В нем был и решительный характер, и сдержанная сила, и уверенность, и веселый нрав. Сделав несколько набросков, показал их Твардовскому, и он сказал в ответ только одно слово: "Да".
Конечно, Теркин — образ собирательный. Он чем-то похож и на самого Твардовского, и на тех многих солдат, которых я встречал на фронтовых дорогах».
ЧТЕЦ 1: Да, Теркин - образ собирательный, Его прототипы — реальные люди, встреченные поэтом на разных дорогах войны.
ЧТЕЦ 2:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял: — Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.
Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
ЧТЕЦ 3: Но почему же, кроме Теркина, фактически все другие герои безымянны? А в том-то и секрет поэта, что он, идя от реальных людей, стремился к такому обобщению, чтобы каждый из читающих или слушающих поэму солдат мог бы легко представить себя на месте персонажа.
ЧТЕЦ 1: Этим же объясняется и то, что сам Теркин в последних строках поэмы как бы растворяется среди других солдат, сливается с народной массой, возвращается в народ.
ЧТЕЦ 2: "Василий Теркин" ("Книга про бойца") — вечная книга, и не только потому, что в ней — вся война как есть, с ее трагическим и комическим, героическим и обыденным. В ней правда — о человеке, о том замечательном солдате, который победил в страшной войне, и о нас с вами, живущих сегодня, во имя которых эта победа совершена. Ведь в высоком товариществе, стойкости, мужестве, в доброте и щедрости, решительности и человечности, в умении смотреть правде в глаза и не бояться ее мы сегодня нуждаемся не меньше, а может даже и больше, чем в то суровое и требовательное время. И потому Теркин всегда нам будет нужен,
ЧТЕЦ 3:
Мать-земля моя родная,
Я твою изведал власть,
Как душа моя больная
Издали к тебе рвалась!
Я загнул такого крюку,
Я прошел такую даль,
И видал такую муку,
И такую знал печаль!
Я иду к тебе с востока,
Я тот самый, не иной.
Ты взгляни, вздохни глубоко,
Встреться наново со мной.
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня Т
ы прости, за что — не знаю,
Только ты прости меня!..
Не в плену тебя жестоком,
По дороге фронтовой,
А в родном тылу глубоком
Оставляет Теркин твой.
Минул срок годины горькой,
Не воротится назад.
— Что ж ты, брат,
Василий Теркин,
Плачешь вроде?..
— Виноват...
ЧТЕЦ 1: Василий Теркин — чисто русский характер: удаль, бесшабашность, душа нараспашку, но главное — упорство, желание во что бы то ни стало победить. Не потому ли образ Теркина можно поставить рядом с былинными героями?
ЧТЕЦ 2: Теркин близок нам тем, что он самый обычный, простой русский человек. Идут годы... Меняются эпохи, люди, да и поэма Твардовского сегодня воспринимается иначе, чем тогда. Но широта души солдата и в то же время его рассудительность очень близки нам. Особенно дороги в Теркине его мудрость, умение принять решение в любой сложнейшей обстановке. Он шел вперед, и за ним всегда шли солдаты, видя в нем своего командира, с которым и умирать не страшно.
ЧТЕЦ 3:
Низко смерть над шапкой
свищет,
Хоть кого согнет в дугу.
Цепь идет, как будто ищет
Что-то в поле на снегу.
И бойцам, что помоложе,
Что впервые так идут,
В этот час всего дороже
Знать одно, что Теркин тут.
ЧТЕЦ 1: Василий Теркин знал реальность солдатских будней как никто другой. Почему?
ЧТЕЦ 2: Да потому, что Александр Твардовский был военным корреспондентом, был на переднем крае, на самых тяжелых участках войны, Не потому ли мы считаем "Книгу про бойца" своей, она задевает душу, согревает сердце своей откровенностью, радует прозорливостью?
ЧТЕЦ 3: Истинным счастьем считал для себя Твардовский встречу с Теркиным.
ЧТЕЦ 1: "Теркин был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем — воюющим человеком — моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам..."
ЧТЕЦ 2: Истинный поэт - ровесник всех поколений. Так считал Александр Трифонович Твардовский. И эти слова вполне применимы к нему самому.
ЧТЕЦ 1:
Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца.
С мыслью, может,
дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
ЧТЕЦ 2: Знал ли Александр Трифонович о том, что в свое время был уже такой роман — "Василий Теркин", роман, написанный еще в XIX веке Петром Боборыкиным о герое Отечественной войны 1812 года? Да если и не знал, то это и не важно. Важно другое: здесь есть невидимая связь в народной памяти. Важно, что и тот Теркин, и Теркин наших дней — защитники Родины, Отечества.
ЧТЕЦ 3: Так пусть же не прерывается эта связь времен!
ЧТЕЦ 1: А теперь пришло время вспомнить великое произведение А.Т. Твардовского и ответить на вопросы викторины.
-
Назовите даты жизни А.Т. Твардовского.
-
Главы с каким названием нет в поэме «Василий Тёркин? «Кто стрелял?», «Баян», «Переправа», «Два солдата», «Дуэль», «О награде»
-
Откуда родом главный герой поэмы «Василий Тёркин»?
-
Какова тема поэмы «Василий Тёркин»?
-
Как А.Т. Твардовский подчёркивает «обыкновенность» своего героя?
-
Зачем автор использует в поэме мотив дороги?
-
Каково соотношение юмористического и трагического в поэме «Василий Тёркин»?
-
На страницах поэмы сочетаются героика и юмор. Докажите это текстом.
-
Для чего автор использует в поэме форму диалога?
-
Насколько образ Василия Тёркина соответствует образу солдат Великой Отечественной войны?
-
Как проявляется взаимодействие тем «малой» и «большой» Родины в поэме?
-
Какую из глав поэмы можно было бы проиллюстрировать репродукцией Ю. Непринцева «Отдых после боя».
-
Используя цитаты из поэмы, расскажите «военную биографию» Василия Теркина.
-
Какие новые стороны характера Теркина мы узнаем из главы «Гармонь»?
(Подведение итогов, определение победителя)
Литература:
Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. – М.: Правда, 1998;
Кардин В.А. Присяга Александра Твардовского: штрихи к литературному портрету. – Первое сентября. – 1997, 8 мая;
Митин Г.А. «Немую боль в слова облечь…»: Трагический пафос поэзии А.Т. Твардовского. – Литература в школе. – 1995, № 5;
Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. – М.: Современник, 1989;
Твардовский А.Т. Поэмы.- М.: Современник, 19774;
Турков А. М. Твардовский – М.: Советская Россия, 1970;
Хелемский Я.В. О тех стихах незнаменитых. – Первое сентября. – 1997, № 39;
Чернова И.И. Россия в живых народных лицах, интонациях, слове. – Литература в школе. – 1999, № 3;
Чернова И.И. Стихи о войне Александра Твардовского. – Первое сентября. – 1998, № 35;
Интернет. ресурсы:
http://www.portfolio.1september.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.a4format.ru/
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»