Кружковое занятие "Вместе с нами в старину приглашаем заглянуть..."
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 3349
детский сад общеразвивающего вида № 54
Вместе с нами в старину приглашаем заглянуть
Конспект совместного с родителями кружкового занятия
в старшей группе
Автор: воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 54
Кушнир Татьяна Петровна
г. Миасс
2012 год
Автор: Кушнир Татьяна Петровна, воспитатель высшей категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: детский сад общеразвивающего вида № 54
Конкурсная разработка на тему: «Вместе с нами в старину приглашаем заглянуть»
Цели:
1.продолжать знакомить детей с уральским народным жилищем — домом;
2.продолжать знакомить детей с музеем народного быта — «Избой», его хозяйкой;
3.дать понятия о черте характера русского человека — гостеприимстве, хлебосольстве;
4.закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали;
5.
обогащать словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей;
6.воспитывать у детей желание знать больше о культуре народов Южного
Урала.
В групповом помещении нами создан мини-музей «Русская изба», экспонаты которого активно используются на занятии. Также используются планшеты, сделанные из картона, с русскими народными приметами и иллюстрациями к ним (народный календарь).
Ход занятия:
Хозяйка: — Здравствуйте, гостюшки дорогие!
Милости прошу в мою избу!
Проходите, детушки в горенку, проходите — от порога — не засечена дорога.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
А я уж вас заждалася, все глаза на дороженьку проглядела.
Все ли здоровы да веселы? Вот и хорошо.
Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о русском быте, о русских традициях.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Приглашаем и гостей наших присоединиться к нам. Давайте пригласим гостей старинным почитанием.
Дети: Гостю — почёт,
Хозяину — честь! (низко кланяются).
Хозяйка: Почему говорят, что русский народ радушный и гостеприимный?
Дети: Потому что принимал гостей чаем, пирогами угощал.
Хозяйка: Дружный, отзывчивый — это как понимать?
Дети: Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Хозяйка: Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Избы строили всем миром. И о такой избе говорили: «Красная изба». А как вы понимаете «красная изба»?
Дети: «красивая».
Хозяйка: Правильно! А кого или что в народе называли красным?
Дети: Красно солнышко, красна девица.
Хозяйка: А еще главную улицу в городе, в селе называли красной. В каком городе есть такая улица?
Дети: В городе Москва есть Красная площадь.
Хозяйка: Красив и могуч русский язык. Многому мы можем научиться у наших предков. А как говорили они, заслушаешься. Знали наши прабабушки и прадедушки, что «красно поле зерном, а беседа — умом». Давайте вспомним пословицы и поговорки о русском слове.
1ребенок: «Умную речь хорошо и слушать».
2ребенок: «Доброе слово и дом построит, а злое — разрушит».
3ребенок: «Слово — ключ, которым открываются сердца».
Хозяйка: Говорить русский народ умел красиво. Но еще русские люди были мудрыми, наблюдательными, внимательными: когда пашню вспахать, когда зерно в землю бросить. Много в народном календаре умного да полезного, давайте вспомним народные приметы. А поможет нам в этом наш народный календарь, который мы вместе с вами сделали.
(Работа с народным календарем примет, рассуждения детей.)
Дети называют приметы:
1 ребенок: «Как приготовился хозяин осенью к зиме,
Так и будет зимовать».
2 ребенок: «Хорошо потрудился — будет сыт.
Ленивым оказался — будет зимой голодным».
3 ребенок: «В ноябре снегу надует — хлеба прибудет».
Хозяйка: А еще осенью урожай собирали, запасы на зиму делали. Давайте покажем гостям, какие мы с вами запасы на зиму сделали.
1ребенок: Лук и чеснок в косы связали.
2 ребенок: Капустку заквасили.
3 ребенок: Яблок насушили.
4 ребенок: Рябины птицам запасли.
5 ребенок: Бусы из рябины вязали, сами наряжались, да мамам и бабушкам дарили.
Хозяйка: Ребята, про какой праздник, связанный с рябиной, я вам рассказывала?
Дети: Этот праздник называется «Рябинник».
Хозяйка: А что в этот праздник делали?
Дети: Заготавливали на зиму ягоды птицам, из рябиновых ягод бусы вязали, дарили, хороводы водили.
Хозяйка: У ворот хоровод!
Выходи плясать, народ!
Ну-ка, больше не стоять,
Пошли «русскую» плясать!
Хороводная игра «Золотые ворота»
Правила: с помощью считалки выбирают двух водящих — «Солнце» и «Луну». Они делают «воротики», остальные дети вереницей идут через ворота.
Слова: Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ловят того, кто не успел пройти в «воротики». Спрашивают тихо: «Ты за «Луну» или за «Солнце»?» Когда все делают выбор, команды устраивают перетягивание, взявшись за руки.
Хозяйка: Умели люди веселиться, умели и трудиться. Давайте с вами поиграем. Я вам называю начало пословицы, а вы заканчиваете. У кого в ладони окажется волшебный камушек, тот договаривает пословицу.
• Труд кормит, а лень портит.
• Кто любит труд, того люди чтут.
• Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
• Сделал дело — гуляй смело.
• Делу время — потехе час.
• Почёт и труд рядом живут.
1 ребенок (подходит к избе): Уж чей это дом?
Уж чей это Терем?
Ты позволь, Хозяюшка,
Ко двору прийти,
Ко двору прийти да на новые сени взойти!
2 мальчик: Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй-ка, звончата!
Дома ль Соня? Дома ль Женя?
Дома ль душенька — Танюшенька?
Все девочки: Мы — туточки!
1 девочка: А мы в доме прибираемся,
Гостей дожидаемся,
Созывать собираемся!
2 девочка: Ото всех дверей
Ото всех ворот
Приходи скорей, народ!
3 девочка: Приходи, кому охота!
А кому неохота — тоже приходи!
4 девочка: Нашу беседу послушай, погляди.
Хозяйка: А отгадайте вот такую загадку: «Летом спит,
Зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают — глотает». (Печь)
1 ребенок: Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается!
2 ребенок: На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Хозяйка: Правильно, в русской избе все крутилось вокруг печки. И в нашей избе печечка имеется. А как вы думаете, для чего печь нужна в избе?
1 ребенок: В те далекие времена, когда не было электричества и газа, всю еду для людей и домашних животных готовили в печи.
Хозяйка: Какую же еду готовили в печи?
2 ребенок: Пироги, щи да кашу, картошку, хлеб пекли.
Хозяйка: Как называли печь в народе?
Дети:Кормилица.
3ребенок: Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики и больные, а лечила печка своим теплом удивительным.
4ребенок: А еще печка обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбу.
Хозяйка: На печи грелись. Так и говорили в старину: «Лежи на печи, ешь калачи!» Но лежать можно было после трудового дня или долгими зимними вечерами. Зимними вечерами, лежа на печке, дети слушали сказки мамы или бабушки, которые сами при этом пряли, ткали, вязали. Под сказки и тихие песни сладко засыпалось.
А кто может спеть колыбельную для младенца в люльке, убаюкать его? (Девочки поют колыбельную песню.)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи.
А наш Дёма будет спать,
Станет глазки закрывать.
Хозяйка: А ну-ка, заглянем в бабий кут. Кто желание имеет рассказать о каком-то предмете, для чего он служил хозяевам избы?
Послушайте мои загадки:
• Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.
(Валёк и рубель)
Дети:Валёк — старинное орудие труда для домашней работы, которым колотили бельё при стирке.
Рубель — старинное орудие труда для глажения белья. Бельё наматывали на скалку и с силой прокатывали рубелем.
· Кто в избе рогат? (Ухват)
· Кривая собака
В печку глядит. (Кочерга)
· Был я на копани,
Был я на топани,
На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был,
Домой пришел –
Детей кормлю. (Горшок)
Дети: Из глины мастера — гончары делали крынки, корчаги, лагушки, кувшины, горшки, латки.
· Две галочки сидят
На одной палочке. (Ведра и коромысло)
· Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Хозяйка: Пока суть да дело,
У нас еда в печи поспела.
Ребенок: Хозяйка, а сказку напоследок.
Хозяйка: Ах, сказку. Ну ладно, слушайте...
Жил-был Картаус,
У него был вот такой длинный ус...
Купил Картаус картуз,
На него положил арбуз,
На арбуз положил репу,
На репу положил огурец -
Вот и посиделкам нашим конец.
Приглашение к столу на пироги
1 ребенок: А я в горницу иду,
Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу,
Прибаутки всем пою.
2 ребенок: Я для вас, мои друзья
Пирожков напекла.
Хозяюшка: Вы хозяюшку потешьте,
Пирожков моих поешьте!
Все дети: Не красна изба углами
А красна пирогами.
Все дети и гости пьют чай с пирожками
Во время чаепития все могут обмениваться пословицами про хлеб, угощение, хозяев.
· Умей в гости звать, умей и угощать.
· Не красна изба углами, а красна пирогами.
· Где хлебно, там и тепло.
· Коли хлеба край, то и под елью рай.
· Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился.
· Пироги ешь, хозяйку добрым словом тешь.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:
детский сад общеразвивающего вида № 54
Вместе с нами в старину приглашаем заглянуть
Конспект совместного с родителями кружкового занятия
в старшей группе
Автор: воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 54
Кушнир Татьяна Петровна
г. Миасс
2012 год
Автор: Кушнир Татьяна Петровна, воспитатель высшей категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: детский сад общеразвивающего вида № 54
Конкурсная разработка на тему: «Вместе с нами в старину приглашаем заглянуть»
Цели:
1. продолжать знакомить детей с уральским народным жилищем - домом;
-
продолжать знакомить детей с музеем народного быта - «Избой», его хозяйкой;
-
дать понятия о черте характера русского человека - гостеприимстве, хлебосольстве;
4. закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали;
5. обогащать словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей;
6. воспитывать у детей желание
знать больше о культуре народов
Южного
Урала.
В групповом помещении нами создан мини-музей «Русская изба», экспонаты которого активно используются на занятии. Также используются планшеты, сделанные из картона, с русскими народными приметами и иллюстрациями к ним (народный календарь).
Ход занятия:
Хозяйка: - Здравствуйте, гостюшки дорогие!
Милости прошу в мою избу!
Проходите, детушки в горенку, проходите - от порога — не засечена дорога.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
А я уж вас заждалася, все глаза на дороженьку проглядела.
Все ли здоровы да веселы? Вот и хорошо.
Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о русском быте, о русских традициях.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Приглашаем и гостей наших присоединиться к нам. Давайте пригласим гостей старинным почитанием.
Дети: Гостю - почёт,
Хозяину — честь! (низко кланяются).
Хозяйка: Почему говорят, что русский народ радушный и гостеприимный?
Дети: Потому что принимал гостей чаем, пирогами угощал.
Хозяйка: Дружный, отзывчивый - это как понимать?
Дети: Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Хозяйка: Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Избы строили всем миром. И о такой избе говорили: «Красная изба». А как вы понимаете «красная изба»?
Дети: «красивая».
Хозяйка: Правильно! А кого или что в народе называли красным?
Дети: Красно солнышко, красна девица.
Хозяйка: А еще главную улицу в городе, в селе называли красной. В каком городе есть такая улица?
Дети: В городе Москва есть Красная площадь.
Хозяйка: Красив и могуч русский язык. Многому мы можем научиться у наших предков. А как говорили они, заслушаешься. Знали наши прабабушки и прадедушки, что «красно поле зерном, а беседа — умом». Давайте вспомним пословицы и поговорки о русском слове.
-
ребенок: «Умную речь хорошо и слушать».
-
ребенок: «Доброе слово и дом построит, а злое - разрушит».
-
ребенок: «Слово - ключ, которым открываются сердца».
Хозяйка: Говорить русский народ умел красиво. Но еще русские люди были мудрыми, наблюдательными, внимательными: когда пашню вспахать, когда зерно в землю бросить. Много в народном календаре умного да полезного, давайте вспомним народные приметы. А поможет нам в этом наш народный календарь, который мы вместе с вами сделали.
(Работа с народным календарем примет, рассуждения детей.)
Дети называют приметы:
1 ребенок: «Как приготовился хозяин осенью к зиме,
Так и будет зимовать».
2 ребенок: «Хорошо потрудился - будет сыт.
Ленивым оказался — будет зимой голодным».
3 ребенок: «В ноябре снегу надует - хлеба прибудет».
Хозяйка: А еще осенью урожай собирали, запасы на зиму делали. Давайте покажем гостям, какие мы с вами запасы на зиму сделали.
-
ребенок: Лук и чеснок в косы связали.
2 ребенок: Капустку заквасили.
3 ребенок: Яблок насушили.
4 ребенок: Рябины птицам запасли.
5 ребенок: Бусы из рябины вязали, сами наряжались, да мамам и бабушкам дарили.
Хозяйка: Ребята, про какой праздник, связанный с рябиной, я вам рассказывала?
Дети: Этот праздник называется «Рябинник».
Хозяйка: А что в этот праздник делали?
Дети: Заготавливали на зиму ягоды птицам, из рябиновых ягод бусы вязали, дарили, хороводы водили.
Хозяйка: У ворот хоровод!
Выходи плясать, народ!
Ну-ка, больше не стоять,
Пошли «русскую» плясать!
Хороводная игра «Золотые ворота»
Правила: с помощью считалки выбирают двух водящих — «Солнце» и «Луну». Они делают «воротики», остальные дети вереницей идут через ворота.
Слова: Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ловят того, кто не успел пройти в «воротики». Спрашивают тихо: «Ты за «Луну» или за «Солнце»?» Когда все делают выбор, команды устраивают перетягивание, взявшись за руки.
Хозяйка: Умели люди веселиться, умели и трудиться. Давайте с вами поиграем. Я вам называю начало пословицы, а вы заканчиваете. У кого в ладони окажется волшебный камушек, тот договаривает пословицу.
-
Труд кормит, а лень портит.
-
Кто любит труд, того люди чтут.
-
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
-
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
-
Сделал дело — гуляй смело.
-
Делу время - потехе час.
-
Почёт и труд рядом живут.
1 ребенок (подходит к избе): Уж чей это дом?
Уж чей это Терем?
Ты позволь, Хозяюшка,
Ко двору прийти,
Ко двору прийти да на новые сени взойти!
2 мальчик: Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй-ка, звончата!
Дома ль Соня? Дома ль Женя?
Дома ль душенька - Танюшенька?
Все девочки: Мы — туточки!
1 девочка: А мы в доме прибираемся,
Гостей дожидаемся,
Созывать собираемся!
2 девочка: Ото всех дверей
Ото всех ворот
Приходи скорей, народ!
3 девочка: Приходи, кому охота!
А кому неохота - тоже приходи!
4 девочка: Нашу беседу послушай, погляди.
Хозяйка: А отгадайте вот такую загадку: «Летом спит,
Зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают - глотает». (Печь)
1 ребенок: Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается!
2 ребенок: На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Хозяйка: Правильно, в русской избе все крутилось вокруг печки. И в нашей избе печечка имеется. А как вы думаете, для чего печь нужна в избе?
1 ребенок: В те далекие времена, когда не было электричества и газа, всю еду для людей и домашних животных готовили в печи.
Хозяйка: Какую же еду готовили в печи?
2 ребенок: Пироги, щи да кашу, картошку, хлеб пекли.
Хозяйка: Как называли печь в народе?
Дети: Кормилица.
-
ребенок: Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики и больные, а лечила печка своим теплом удивительным.
-
ребенок: А еще печка обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбу.
Хозяйка: На печи грелись. Так и говорили в старину: «Лежи на печи, ешь калачи!» Но лежать можно было после трудового дня или долгими зимними вечерами. Зимними вечерами, лежа на печке, дети слушали сказки мамы или бабушки, которые сами при этом пряли, ткали, вязали. Под сказки и тихие песни сладко засыпалось.
А кто может спеть колыбельную для младенца в люльке, убаюкать его? (Девочки поют колыбельную песню.)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи.
А наш Дёма будет спать,
Станет глазки закрывать.
Хозяйка: А ну-ка, заглянем в бабий кут. Кто желание имеет рассказать о каком-то предмете, для чего он служил хозяевам избы?
Послушайте мои загадки:
• Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.
(Валёк и рубель)
Дети: Валёк - старинное орудие труда для домашней работы, которым колотили бельё при стирке.
Рубель — старинное орудие труда для глажения белья. Бельё наматывали на скалку и с силой прокатывали рубелем.
-
Кто в избе рогат? (Ухват)
-
Кривая собака
В печку глядит. (Кочерга)
-
Был я на копани,
Был я на топани,
На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был,
Домой пришел –
Детей кормлю. (Горшок)
Дети: Из глины мастера — гончары делали крынки, корчаги, лагушки, кувшины, горшки, латки.
-
Две галочки сидят
На одной палочке. (Ведра и коромысло)
-
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Хозяйка: Пока суть да дело,
У нас еда в печи поспела.
Ребенок: Хозяйка, а сказку напоследок.
Хозяйка: Ах, сказку. Ну ладно, слушайте...
Жил-был Картаус,
У него был вот такой длинный ус...
Купил Картаус картуз,
На него положил арбуз,
На арбуз положил репу,
На репу положил огурец -
Вот и посиделкам нашим конец.
Приглашение к столу на пироги
1 ребенок: А я в горницу иду,
Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу,
Прибаутки всем пою.
2 ребенок: Я для вас, мои друзья
Пирожков напекла.
Хозяюшка: Вы хозяюшку потешьте,
Пирожков моих поешьте!
Все дети: Не красна изба углами
А красна пирогами.
Все дети и гости пьют чай с пирожками
Во время чаепития все могут обмениваться пословицами про хлеб, угощение, хозяев.
-
Умей в гости звать, умей и угощать.
-
Не красна изба углами, а красна пирогами.
-
Где хлебно, там и тепло.
-
Коли хлеба край, то и под елью рай.
-
Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился.
-
Пироги ешь, хозяйку добрым словом тешь.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»