Сокровища народа
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 3062 комментариев: 1
Сокровища народа
(Фольклорный урок – утренник)
Фефелова Татьяна Евгеньевна,
МКОУ Березовская СОШ,
учитель начальных классов
с. Березовка
2012 год
Пояснительная записка:
a) Фефелова Татьяна Евгеньевна;
b) МКОУ Березовская СОШ, учитель начальных классов;
c)Сокровища народа;
d) обучить начальным навыкам поиска и исследования информации, пропагандировать литературу разных жанров, воспитывать интерес к изучению русской культуры, прививать любовь и уважение к традициям русского народа.
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Методика: конспект занятия.
Сокровища народа
(Фольклорный урок – утренник)
1 – й класс
Цели: обучить начальным навыкам поиска и исследования информации, пропагандировать литературу разных жанров, воспитывать интерес к изучению русской культуры, прививать любовь и уважение к традициям русского народа.
Подготовка: вместе с родителями и учителем дети находят русские народные сказки, пословицы и поговорки, потешки, игры, небылицы. Готовят костюмы. Оформляют сцену.
Оформление: на сцене – лесная поляна, на бугорке растут цветы, вдалеке виднеются силуэты крестьянских домов.
Ход урока – утренника
Ведущий. С искусством народа мы знакомимся с первой, услышанной в детстве песней, сказкой, игрой. С искусством народным мы не расстаемся и во взрослой жизни: поем частушки, пересыпаем свою речь пословицами, загадками, охотно слушаем были – небылицы, русские песни. Все это именуется одним словом «фольклор» — народная мудрость. Все это глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Народное творчество неизменно учит добру. А мы с вами сегодня за околицей села. Когда солнышко катилось к закату, приходили за околицу красны девицы да добры молодцы. Позади трудовой день. Кончил дело – гуляй смело. Собираются за околицей, чтобы песни любимые спеть, хороводы поводить, в игры поиграть. А околица – это конец деревни. Тихо за околицей. Возвращается в деревню стадо. Пастухи на рожке играют. Не было на селе лучше кормилицы, чем коровушка.
Ученик 1.
Ранним – рано поутру
Пастушок «ту – ру – ру – ру»!
А коровки в лад ему
Затянули «му-му – му»!
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Ведущий.О коровушке – буренушке песню в народе сложили.
(Группа детей исполняет русскую народную песню «Коровушка»)
Уж как я мою коровушку люблю,
Уж как я ли свежей травки ей нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как яль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
Ведущий. А вот и белоствольные березки на ветру колышутся, листиками шелестят, прислушиваются к нашей беседе.
Ученик 2.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девицы
Венки вьют, плетут.
(Группа детей водит хоровод «Во поле береза стояла». Они держат в руках зеленые платочки.
Ведущий. А как соберутся девицы да молодцы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. А весельчаки хотят слово смешное сказать, всех позабавить.
Ученик 1.
— Фома, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно.
Ученик 2.
— Что ваши девчата делают?
— Шьют да поют.
— А матушки?
— Порют да плачут.
Ученик 3.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег?
— Починить можно?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Остались ворот да рукава!
Ученик 4.
— Ты пирог ел?
— Нет, не ел.
— А вкусный был?
— Очень.
(Под русскую народную песню «Ой, Иван» с противоположных сторон сбегаются Уля и Филя.)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля.Что, мать гостинцев прислала?
Филя.Мать прислала лепешек, оладушек.
Уля.А где же они?
Филя.А я их под лавку положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.
(Под музыку Уля и Филя расходятся, а на припев возвращаются)
Уля.Здорово, Филя!
Филя.Здорово, Уля!
Уля. Что мать прислала?
Филя. Мать прислала сарафан.
Уля.А где же он?
Филя. Я его в печку положил.
Уля.Экий ты, Филя, чудак.
Филя.А ты бы, Уля, как?
Уля.Я бы его повесила.
(Уля и Филя расходятся, а на припев возвращаются)
Уля. Здорово, Филя!
Филя.Здорово, Уля!
Уля.Что мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала барана.
Уля. А где же он?
Филя. Я его повесил.
Уля.Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля. Как?
Уля.Я бы его в хлев загнала, водой напоила, сена дала.
(Дети расходятся и возвращаются)
Уля.Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала Настюшку.
Уля. А где же она?
Филя.А я ее в хлев загнал, водой напоил, сена дал.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля.Я бы ее за стол посадила, чаем напоила.
(Расходятся и на припев возвращаются)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя.Мать прислала свинью.
Уля. А где же она?
Филя. Я ее за стол посадил, чаем напоил.
Уля. Ах ты, Филя – прстофиля! (Укоризненно качает головой)
(Филя и Уля приплясывают под ту же музыку)
Ученик 5.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Ученик 6.
Стой подоле.
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Ученик 7.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли летят.
Ученик 8.
Раз, два – не воронь,
Беги, как огонь!
Ведущий.Горелки – русская старинная игра. Она сохранилась во многих местах и до сих пор. В эту игру любили играть наши прабабушки и прадедушки. Давайте и мы поиграем в горелки.
Описание игры. Участники делятся на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди становится горельщик (водящий). Все говорят нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо-
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Водящий стоит спиной к играющим. После слова «звенят» последняя пара разъединяет руки и бежит мимо водящего: один бежит справа, другой слева. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает, с тем и становится парой впереди колонны. Водит игрок, оставшийся один.
Ведущий.Есть за околицей лужайка зеленая. На ней можно и поплясать и частушки попеть.
Ученица 1.
— Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду хоть и маленькая.
— Пойду плясать по соломушке.
Раздайся народ по сторонушке.
Ученица 2.
Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.
Не одна иду плясать, нас идут четыре.
Ученица 3.
Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла, я не удержалася.
Ученица 4.
А у нас во дворе квакают лягушки,
А я с печки босиком думала – подружки.
Ученица 1.
По деревне я бежала и Ванюшку видела-
Под кустом сидел и плакал: курица обидела.
Ученица 2.
Я плясала в три ноги, потеряла сапоги.
Оглянулася назад, сапоги мои лежат.
Ученица 3.
Балалаечка – гудок свое дело знает.
Она в Ваниных руках хорошо играет.
Ученица 4.
Если б не было воды, не было б и кружки.
Если не было б девчат, кто бы пел частушки?
Ведущий.
А теперь самое время загадки загадывать.
Конь стальной,
Хвост льняной.
Дети.Иголка с ниткой.
Ведущий.
Заря – заряница,
Красная девица,
По лугу гуляла,
Бусы потеряла.
Месяц видел,
А солнце украло.
Дети.Роса.
Ведущий.
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
Дети.Морковь.
Ведущий.
Зубов много,
А ничего не ест.
Дети. Гребень.
Ведущий. Красные сапожки в землю ушли.
Дети. Свекла.
Ведущий.
Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
Дети.Радуга.
Ведущий.
Белые хоромы,
Красные подпоры.
Дети.Гусь.
Ведущий.
Белые хоромы,
Красные подпоры.
Дети.Гусь.
Ведущий.
Посреди двора
Золотая голова.
Дети.Подсолнух.
Ведущий.
На полянке девочки
В белых рубашонках
В зеленых полушалках.
Дети.Березы.
Ведущий.
Голубой платок,
Алый клубок –
По платочку катается,
Людям улыбается.
Дети.Солнце и небо.
( Раздается крик петушка. Гулянье подходит к концу. )
Ученик 1.
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
Ученик 2.
Завтра ждет всех день забот,
На прощанье – хоровод!
(Дети водят хоровод «Как у наших у ворот».)
Ученик 3.
Жил – был кот Колоброд,
Он развел огород.
Ученик 4.
Уродился огурец.
Играм, песенкам – конец!
Ведущий.Вот и солнышко село за дальний лесок. Пора по домам. Тихо стало за околицей. До завтрашнего вечера разошлись красны девицы да добры молодцы.
МКОУ Карповская СОШ
Сокровища народа
(Фольклорный урок – утренник)
Фефелова Татьяна Евгеньевна,
МКОУ Березовская СОШ,
учитель начальных классов
с. Березовка
2012 год
Пояснительная записка:
a) Фефелова Татьяна Евгеньевна;
b) МКОУ Березовская СОШ, учитель начальных классов;
c) Сокровища народа;
d) обучить начальным навыкам поиска и исследования информации, пропагандировать литературу разных жанров, воспитывать интерес к изучению русской культуры, прививать любовь и уважение к традициям русского народа.
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Методика: конспект занятия.
Сокровища народа
(Фольклорный урок – утренник)
1 – й класс
Цели: обучить начальным навыкам поиска и исследования информации, пропагандировать литературу разных жанров, воспитывать интерес к изучению русской культуры, прививать любовь и уважение к традициям русского народа.
Подготовка: вместе с родителями и учителем дети находят русские народные сказки, пословицы и поговорки, потешки, игры, небылицы. Готовят костюмы. Оформляют сцену.
Оформление: на сцене – лесная поляна, на бугорке растут цветы, вдалеке виднеются силуэты крестьянских домов.
Ход урока – утренника
Ведущий. С искусством народа мы знакомимся с первой, услышанной в детстве песней, сказкой, игрой. С искусством народным мы не расстаемся и во взрослой жизни: поем частушки, пересыпаем свою речь пословицами, загадками, охотно слушаем были – небылицы, русские песни. Все это именуется одним словом «фольклор» - народная мудрость. Все это глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Народное творчество неизменно учит добру. А мы с вами сегодня за околицей села. Когда солнышко катилось к закату, приходили за околицу красны девицы да добры молодцы. Позади трудовой день. Кончил дело – гуляй смело. Собираются за околицей, чтобы песни любимые спеть, хороводы поводить, в игры поиграть. А околица – это конец деревни. Тихо за околицей. Возвращается в деревню стадо. Пастухи на рожке играют. Не было на селе лучше кормилицы, чем коровушка.
Ученик 1.
Ранним – рано поутру
Пастушок «ту – ру – ру – ру»!
А коровки в лад ему
Затянули «му-му – му»!
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
Ведущий. О коровушке – буренушке песню в народе сложили.
(Группа детей исполняет русскую народную песню «Коровушка»)
Уж как я мою коровушку люблю,
Уж как я ли свежей травки ей нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как яль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
Ведущий. А вот и белоствольные березки на ветру колышутся, листиками шелестят, прислушиваются к нашей беседе.
Ученик 2.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девицы
Венки вьют, плетут.
(Группа детей водит хоровод «Во поле береза стояла». Они держат в руках зеленые платочки.
Ведущий. А как соберутся девицы да молодцы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. А весельчаки хотят слово смешное сказать, всех позабавить.
Ученик 1.
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи в шубе согреться можно.
Ученик 2.
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
Ученик 3.
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег?
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
Ученик 4.
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень.
(Под русскую народную песню «Ой, Иван» с противоположных сторон сбегаются Уля и Филя.)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала лепешек, оладушек.
Уля. А где же они?
Филя. А я их под лавку положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.
(Под музыку Уля и Филя расходятся, а на припев возвращаются)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что мать прислала?
Филя. Мать прислала сарафан.
Уля. А где же он?
Филя. Я его в печку положил.
Уля.Экий ты, Филя, чудак.
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его повесила.
(Уля и Филя расходятся, а на припев возвращаются)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала барана.
Уля. А где же он?
Филя. Я его повесил.
Уля.Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля. Как?
Уля. Я бы его в хлев загнала, водой напоила, сена дала.
(Дети расходятся и возвращаются)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала Настюшку.
Уля. А где же она?
Филя. А я ее в хлев загнал, водой напоил, сена дал.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы ее за стол посадила, чаем напоила.
(Расходятся и на припев возвращаются)
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала свинью.
Уля. А где же она?
Филя. Я ее за стол посадил, чаем напоил.
Уля. Ах ты, Филя – прстофиля! (Укоризненно качает головой)
(Филя и Уля приплясывают под ту же музыку)
Ученик 5.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Ученик 6.
Стой подоле.
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Ученик 7.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли летят.
Ученик 8.
Раз, два – не воронь,
Беги, как огонь!
Ведущий. Горелки – русская старинная игра. Она сохранилась во многих местах и до сих пор. В эту игру любили играть наши прабабушки и прадедушки. Давайте и мы поиграем в горелки.
Описание игры. Участники делятся на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди становится горельщик (водящий). Все говорят нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо-
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Водящий стоит спиной к играющим. После слова «звенят» последняя пара разъединяет руки и бежит мимо водящего: один бежит справа, другой слева. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает, с тем и становится парой впереди колонны. Водит игрок, оставшийся один.
Ведущий. Есть за околицей лужайка зеленая. На ней можно и поплясать и частушки попеть.
Ученица 1.
- Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду хоть и маленькая.
- Пойду плясать по соломушке.
Раздайся народ по сторонушке.
Ученица 2.
Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.
Не одна иду плясать, нас идут четыре.
Ученица 3.
Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла, я не удержалася.
Ученица 4.
А у нас во дворе квакают лягушки,
А я с печки босиком думала – подружки.
Ученица 1.
По деревне я бежала и Ванюшку видела-
Под кустом сидел и плакал: курица обидела.
Ученица 2.
Я плясала в три ноги, потеряла сапоги.
Оглянулася назад, сапоги мои лежат.
Ученица 3.
Балалаечка – гудок свое дело знает.
Она в Ваниных руках хорошо играет.
Ученица 4.
Если б не было воды, не было б и кружки.
Если не было б девчат, кто бы пел частушки?
Ведущий.
А теперь самое время загадки загадывать.
Конь стальной,
Хвост льняной.
Дети. Иголка с ниткой.
Ведущий.
Заря – заряница,
Красная девица,
По лугу гуляла,
Бусы потеряла.
Месяц видел,
А солнце украло.
Дети. Роса.
Ведущий.
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
Дети. Морковь.
Ведущий.
Зубов много,
А ничего не ест.
Дети. Гребень.
Ведущий. Красные сапожки в землю ушли.
Дети. Свекла.
Ведущий.
Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
Дети. Радуга.
Ведущий.
Белые хоромы,
Красные подпоры.
Дети. Гусь.
Ведущий.
Белые хоромы,
Красные подпоры.
Дети. Гусь.
Ведущий.
Посреди двора
Золотая голова.
Дети. Подсолнух.
Ведущий.
На полянке девочки
В белых рубашонках
В зеленых полушалках.
Дети. Березы.
Ведущий.
Голубой платок,
Алый клубок –
По платочку катается,
Людям улыбается.
Дети. Солнце и небо.
( Раздается крик петушка. Гулянье подходит к концу. )
Ученик 1.
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
Ученик 2.
Завтра ждет всех день забот,
На прощанье – хоровод!
(Дети водят хоровод «Как у наших у ворот».)
Ученик 3.
Жил – был кот Колоброд,
Он развел огород.
Ученик 4.
Уродился огурец.
Играм, песенкам – конец!
Ведущий. Вот и солнышко село за дальний лесок. Пора по домам. Тихо стало за околицей. До завтрашнего вечера разошлись красны девицы да добры молодцы.
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»