Занятия горожан в старину
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 8784 комментариев: 2
Занятия горожан в старину
конспект урока окружающего мира
Кохан Марина Петровна,
МКОУ Карповская СОШ,
учитель начальных классов
п. Карповский
2012 год
Пояснительная записка:
a) Кохан Марина Петровна;
b) МКОУ Карповская СОШ, учитель начальных классов;
c) Занятия горожан в старину;
d) Данная разработка может быть использована на уроках окружающего мира с целью приобщения детей к ценностям русской культуры, ознакомления с народными промыслами. Воспитания уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ, желания приобщиться к старинному мастерству.
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: презентации.
Список используемых информационных ресурсов:
1. Попова О.С., Каплан Н.И. -Русские художественные промыслы.-М..1984.
2. Жеглова С.Русская народная живопись-М., Мельникова В. Ленинград. Мосты и набережные. «Планета», 1989.
3. Русская народная игрушка. Издательство «Аврора», Ленинград, 1984.
4. «Художественное стекло. Дятьково». Издательство «Планета», М., 1986.
5. Греков А.У. Керамика и стекло.Изд. «Изобразительное искусство». М.,1985
6. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.Издательство Москва Издательский дом «Дрофа» 1996
7. Комплект учебник и тетрадь 3 класс (2 часть)(О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин)
Тема:Занятия горожан в старину
Цели урока:
Сформировать у детей понятия «ремесло», «ремесленник». Познакомить со старинными профессиями: кузнец, плотник, стеклодув, различными видами художественной росписи. Приобщать детей к ценностям русской культуры, ознакомить с народными промыслами. Развивать психические процессы и речь учащихся, умение самостоятельного поиска и обработки информации, развивать познавательный интерес и творческие способности. Воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному мастерству.
Оборудование: презентация, толковые словари Ожегова, изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла.
Подготовка к уроку:заранее распределяются роли: гончара, плотника, кузнеца, стеклодува из учащихся класса. Ребята готовят небольшие сообщения в защиту своих ремесел, находят в интернете рисунки к выступлению, участвуют в создании презентации к уроку.
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка темы и целей урока
У: Ребята, давайте прочитаем пословицы.
(Слайд 2)
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
У:Все ли слова понятны, объясните значение слова ремесло.
У: Молодцы ребята, но давайте найдем и зачитаем значение этого слова из толкового словаря Ожегова
Учен.:ремесло-1.Пофессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.2.Профессия, занятие.
У:Поясните пословицы.
Свободные высказывания детей
У:Как выдумаете о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чтобы сформулировать тему более точно, давайте откроем учебник на стр.135(слайд 3)
Учен.: Тема урока: Занятия горожан в старину.
У: Какие задачи поставим перед собой, что вы хотите узнать?
Учен.: уточнить понятия «ремесло», «ремесленники»;
-выяснить какими ремеслами занимались люди в старину;
-познакомиться со старинными профессиями;
III Изучение нового материала
У:Итак сегодня на урок к нам пришли народные умельцы, каждый из которых расскажет нам о своем ремесле. Угадайте, кто у нас первый гость? (слайд 4)
Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали
Молот ...(Кузнеца.)
Учен.: Я — кузнец, всем ремеслам отец. Умею делать топоры, ножи, косы, лопаты для земледельцев. Для дружинников — мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Могу и коня подковать и тонкое колечко или браслет выковать! В кузнице у меня стоит каменная печь-горн, в которой я размягчаю железо. Угли в горне раздуваю большим мехом. Железо вынимаю из горна длинными щипцами и придаю нужную форму молотом на наковальне. (Слайд 5,6)
У: Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар.) (Слайд 7)
Учен.: Я — гончар. Могу изготовить глиняную посуду. Для этого мне нужен гончарный круг, в центр которого кладу кусок размягченной вязкой глины, вращаю его ногами. Мокрыми пальцами надавливаю на глину, придаю форму тарелки или миски, горшка, кувшина. Затем изделия нужно обжечь в печи. И детей могу порадовать глиняными игрушками, свистульками. (Слайд 8)
У:Летят опилки белые
Летят из-под пилы
Он умеет делать
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругает планки
Сделет подоконники
Без сучка задоринки (Плотник) (Слайд 9)
Учен.: Я — плотник. Мои основные инструменты — хороший топор и острый нож. За что ни возьмусь, любая работа в моих руках спорится. Построю избу, возведу мост через реку, изготовлю сани, телегу, весельные и парусные суда. Не заменимо дерево и в быту. Из мягкой древесины можно не только ложки, чашки, ковши, но и музыкальные инструменты изготовить: гусли, свирели, рожки. Из лыковой коры сплету легкие и удобные лапти. (Слайд 10)
Работа по учебнику, в рабочей тетради. Самостоятельное чтение.(Слайд 11)
У: Ребята, давайте прочитаем текст на странице138-139. И ответим на вопрос, — какие деревья почитали наши предки?
(свободные высказывания учеников)
Откройте тетрадь на странице 46, выполните задание 23.Какие деревья являются священными у разных народов. Какие деревья особо почитаемы в нашем родном крае?
Комментированное чтение
У: Прочитаем первый абзац на странице 138.Отметьте, какие свойства древесины ценили наши предки при изготовлении различных видов изделий.
У:Как вы думаете, когда дерево нужнее человеку: когда оно растет или когда его спилят?
( свободные высказывания учеников)
У:Сильно щеки надув,
дует в трубку….(стеклодув) (Слайд 12)
Учен.: Я — стеклодув, делаю стеклянную посуду. Сначала стекло выплавляю на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляю в расплав длинную узкую трубку и выдуваю стеклянный пузырь, вращая и покачивая, придаю ему нужную форму. На остывшее изделие наношу надписи и рисунок. (Слайд 13)
У: Старинные ремесла художественной росписи сохранились и до нашего времени. С некоторыми из росписей мы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. (Демонстрация слайдов) Назовите известные вам росписи. (Слайд 14)
Учен.:
Это — гжельская, хохломская, городецкая, жостовская, палехская.
У: Кто может объяснить, почему росписи так называются?
Учен.:
Названия художественные росписи получили по месту, где они зародились. Гжель и Жостово — это деревни под Москвой. Хохлома-деревня под Нижним Новгородом. Городец находится в Нижегородской области. Палех-это небольшое село, распложенное в Ивановской области.
У: Чем они отличаются друг от друга?
Учен.: Отличаются друг от друга узорами, цветом, композицией рисунков.
У: Есть ли в твоем доме предметы, с такими художественными росписями?
I V Закрепление изученного материала.(Слайд 15)
У: Давайте выясним, кто на уроке был самым внимательным:
1.Повторим, какими инструментами пользуются разные ремесленники для изготовления своих изделий. (Выполнение задания в тетради №22 с .45) Соедини линиями названия профессий с их орудиями труда.
2.А сейчас я предлагаю вам распределить предметы (изделия разных ремесленников) по группам. (Серп, подкова, кочерга; глиняный кувшин, свистулька; деревянная ложка, ковш, корзина; стеклянная колба, стеклярус — бусы). Назовем профессии ремесленников, изготовившую каждую группу предметов. (Для выполнения работы выходят 4 учащихся)
3.Пригласим наших народных умельцев, чтобы они проверили, правильно ли вы выполнили задание.
4. блиц-опрос
Какую посуду называют “бело-синее чудо”? (посуду из Гжели)
Где делают самые красивые подносы? (в Жостово)
Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? (в Городце)
Где родилась русская лаковая миниатюра? (в Палехе)
На какой росписи не встретишь синего цвета? (на хохломской)
Где лепят изделия из папье-маше? (в Палехе). Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше – это такая кашица из бумаги.)
Рефлексия
У: Ребята, захотелось вам освоить какое-нибудь старинное ремесло?
Ребята, кто желает поделиться своими открытиями?
(Свободные высказывания детей)
V Итог урока
Оценивание ответов учащихся
VI Домашнее задание. Учебник с.133 работа с иллюстрацией, определить, какие изделия какими ремесленниками сделаны; стр.172 прочитать стихотворение В. Солонухина «Деревья», выполнить задание в рабочей тетради стр. 46 №24.Выяснить у старших, какие старинные ремесла охранились у нас на селе? Творческое задание по желанию: составить кроссворд по изученной теме
МКОУ Карповская СОШ
Занятия горожан в старину
конспект урока окружающего мира
Кохан Марина Петровна,
МКОУ Карповская СОШ,
учитель начальных классов
п. Карповский
2012 год
Пояснительная записка:
a) Кохан Марина Петровна;
b) МКОУ Карповская СОШ, учитель начальных классов;
c) Занятия горожан в старину;
d) Данная разработка может быть использована на уроках окружающего мира с целью приобщения детей к ценностям русской культуры, ознакомления с народными промыслами. Воспитания уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ, желания приобщиться к старинному мастерству.
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: презентации.
Список используемых информационных ресурсов:
-
Попова О.С.,Каплан Н.И. -Русские художественные промыслы.-М..1984.
-
Жеглова С.Русская народная живопись-М., Мельникова В. Ленинград. Мосты и набережные. «Планета», 1989.
-
Русская народная игрушка. Издательство «Аврора», Ленинград, 1984.
-
«Художественное стекло. Дятьково». Издательство «Планета», М., 1986.
-
Греков А.У. Керамика и стекло.Изд. «Изобразительное искусство». М.,1985
-
В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.Издательство Москва Издательский дом «Дрофа» 1996
-
Комплект учебник и тетрадь 3 класс (2 часть)(О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин)
Тема: Занятия горожан в старину
Цели урока:
Сформировать у детей понятия «ремесло», «ремесленник». Познакомить со старинными профессиями: кузнец, плотник, стеклодув, различными видами художественной росписи. Приобщать детей к ценностям русской культуры, ознакомить с народными промыслами. Развивать психические процессы и речь учащихся, умение самостоятельного поиска и обработки информации, развивать познавательный интерес и творческие способности. Воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному мастерству.
Оборудование: презентация, толковые словари Ожегова, изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла.
Подготовка к уроку: заранее распределяются роли: гончара, плотника, кузнеца, стеклодува из учащихся класса. Ребята готовят небольшие сообщения в защиту своих ремесел, находят в интернете рисунки к выступлению, участвуют в создании презентации к уроку.
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка темы и целей урока
У: Ребята, давайте прочитаем пословицы. (Слайд 2)
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
У: Все ли слова понятны, объясните значение слова ремесло.
У: Молодцы ребята, но давайте найдем и зачитаем значение этого слова из толкового словаря Ожегова
Учен.: ремесло-1.Пофессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.2.Профессия, занятие.
У: Поясните пословицы.
Свободные высказывания детей
У: Как выдумаете о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чтобы сформулировать тему более точно, давайте откроем учебник на стр.135(слайд 3)
Учен.: Тема урока: Занятия горожан в старину.
У: Какие задачи поставим перед собой, что вы хотите узнать?
Учен.: уточнить понятия «ремесло», «ремесленники»;
-выяснить какими ремеслами занимались люди в старину;
-познакомиться со старинными профессиями;
III Изучение нового материала
У: Итак сегодня на урок к нам пришли народные умельцы, каждый из которых расскажет нам о своем ремесле. Угадайте, кто у нас первый гость? (слайд 4)
Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали
Молот ...(Кузнеца.)
Учен.: Я - кузнец, всем ремеслам отец. Умею делать топоры, ножи, косы, лопаты для земледельцев. Для дружинников - мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Могу и коня подковать и тонкое колечко или браслет выковать! В кузнице у меня стоит каменная печь-горн, в которой я размягчаю железо. Угли в горне раздуваю большим мехом. Железо вынимаю из горна длинными щипцами и придаю нужную форму молотом на наковальне. (Слайд 5,6)
У: Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар.) (Слайд 7)
Учен.: Я - гончар. Могу изготовить глиняную посуду. Для этого мне нужен гончарный круг, в центр которого кладу кусок размягченной вязкой глины, вращаю его ногами. Мокрыми пальцами надавливаю на глину, придаю форму тарелки или миски, горшка, кувшина. Затем изделия нужно обжечь в печи. И детей могу порадовать глиняными игрушками, свистульками. (Слайд 8)
У:
Летят опилки белые
Летят из-под пилы
Он
умеет делать
Рамы и полы.
Топором,
рубанком
Выстругает планки
Сделет
подоконники
Без сучка задоринки
(Плотник) (Слайд 9)
Учен.: Я - плотник. Мои основные инструменты - хороший топор и острый нож. За что ни возьмусь, любая работа в моих руках спорится. Построю избу, возведу мост через реку, изготовлю сани, телегу, весельные и парусные суда. Не заменимо дерево и в быту. Из мягкой древесины можно не только ложки, чашки, ковши, но и музыкальные инструменты изготовить: гусли, свирели, рожки. Из лыковой коры сплету легкие и удобные лапти. (Слайд 10)
Работа по учебнику, в рабочей тетради. Самостоятельное чтение. (Слайд 11)
У: Ребята, давайте прочитаем текст на странице138-139. И ответим на вопрос, - какие деревья почитали наши предки?
(свободные высказывания учеников)
Откройте тетрадь на странице 46 ,выполните задание 23.Какие деревья являются священными у разных народов. Какие деревья особо почитаемы в нашем родном крае?
Комментированное чтение
У: Прочитаем первый абзац на странице 138.Отметьте, какие свойства древесины ценили наши предки при изготовлении различных видов изделий.
У: Как вы думаете, когда дерево нужнее человеку: когда оно растет или когда его спилят?
( свободные высказывания учеников)
У: Сильно щеки надув, дует в трубку….(стеклодув) (Слайд 12)
Учен.: Я - стеклодув, делаю стеклянную посуду. Сначала стекло выплавляю на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляю в расплав длинную узкую трубку и выдуваю стеклянный пузырь, вращая и покачивая, придаю ему нужную форму. На остывшее изделие наношу надписи и рисунок. (Слайд 13)
У: Старинные ремесла художественной росписи сохранились и до нашего времени. С некоторыми из росписей мы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. (Демонстрация слайдов) Назовите известные вам росписи. (Слайд 14)
Учен.: Это - гжельская, хохломская, городецкая, жостовская, палехская.
У: Кто может объяснить, почему росписи так называются?
Учен.: Названия художественные росписи получили по месту, где они зародились. Гжель и Жостово - это деревни под Москвой. Хохлома-деревня под Нижним Новгородом. Городец находится в Нижегородской области. Палех-это небольшое село, распложенное в Ивановской области.
У: Чем они отличаются друг от друга?
Учен.: Отличаются друг от друга узорами, цветом, композицией рисунков.
У: Есть ли в твоем доме предметы, с такими художественными росписями?
I V Закрепление изученного материала. (Слайд 15)
У: Давайте выясним, кто на уроке был самым внимательным:
1.Повторим, какими инструментами пользуются разные ремесленники для изготовления своих изделий. (Выполнение задания в тетради №22 с .45) Соедини линиями названия профессий с их орудиями труда.
2.А сейчас я предлагаю вам распределить предметы (изделия разных ремесленников) по группам. (Серп, подкова, кочерга; глиняный кувшин, свистулька; деревянная ложка, ковш, корзина; стеклянная колба, стеклярус - бусы). Назовем профессии ремесленников, изготовившую каждую группу предметов. (Для выполнения работы выходят 4 учащихся)
3.Пригласим наших народных умельцев, чтобы они проверили, правильно ли вы выполнили задание.
4. блиц-опрос
Какую посуду называют “бело-синее чудо”? (посуду из Гжели)
Где делают самые красивые подносы? (в Жостово)
Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? (в Городце)
Где родилась русская лаковая миниатюра? (в Палехе)
На какой росписи не встретишь синего цвета? (на хохломской)
Где лепят изделия из папье-маше? (в Палехе). Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше – это такая кашица из бумаги.)
Рефлексия
У: Ребята, захотелось вам освоить какое-нибудь старинное ремесло?
Ребята, кто желает поделиться своими открытиями?
(Свободные высказывания детей)
V Итог урока
Оценивание ответов учащихся
VI Домашнее задание. Учебник с.133 работа с иллюстрацией, определить, какие изделия какими ремесленниками сделаны; стр.172 прочитать стихотворение В. Солонухина «Деревья», выполнить задание в рабочей тетради стр. 46 №24.Выяснить у старших, какие старинные ремесла охранились у нас на селе? Творческое задание по желанию: составить кроссворд по изученной теме
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»